Исполнительной власти. Структура и члены правительства рф

Оптимальный принцип здоровой жизни государства прост и одновременно сложен. Достаточно всего трех властных структур, или ответвлений - но вместе с тем на каждую из них приходится большая и очень ответственная нагрузка.

Если законодательные комитеты заняты генерированием основных правил жизни, то внимательным контролем выполнения нормативов занята одноименная - исполнительная - структура. Данное ответвление является как бы посредником между госаппаратом и обычными людьми - оно контролирует законное поведение граждан, осуществляет поощрения и принимает карательные меры, охраняет и защищает. Кроме того, именно посредством этой ветви власти граждане могут обратиться к законодателям - и сообщить о собственных нуждах и инициативах.

Органы исполнительной власти.

Существуют как глобальные общефедеративные организации, так и местные, проводящие свою работу только в отдельном регионе. В частности:

  • На уровне всей страны законность и правопорядок гарантируют министерства, узконаправленные агентства и службы - например, МВД, ФМС, ФНС, ВС и многие другие.
  • В пределах небольших областей работу выполняют департаменты, комитеты и управления с ограниченными полномочиями. Иерархически они подчинены крупным министерствам, но повседневные задачи решают автономно и в пределах отведенной им территории.

Главная цель исполнительных органов - это выполнение юридических постановлений и их защита. Но при этом крайне важно помнить, что и действия самих чиновников строго ограничены юридическими нормами. Переступать их они не уполномочены - данный аспект внимательно контролируется специальными службами, а в спорных ситуациях в дело всегда готов вступить суд.

Именно с органами исполнения рядовым гражданам страны приходится сталкиваться чаще всего в своей жизни. Иногда это происходит обоснованно, иногда по ошибке, и редко о таких столкновениях вспоминают с удовольствием. Однако все службы, перечисленные выше, проводят в жизнь конституционные принципы. Поэтому подчинение им обязательно - конечно, при условии, что сами требования законны.

Вместе с тем всегда необходимо помнить, что при несправедливости со стороны полиции, приставов и любых других исполнителей человек вправе обратиться в инстанции, расположенные выше. Если действия чиновников идут вразрез непосредственно Конституцией, то ориентироваться в своей реакции нужно на ключевой закон страны.

Главным органом исполнительной власти в России является правительство. Как выглядит правительство РФ в 2017 году, кто его возглавляет и входит в состав, какие полномочия есть у правительства — справка нашего сайта.

Каковы полномочия правительства РФ

Деятельность правительства Российской Федерации регламентируется Конституцией России, где, в частности, прописан и полномочия этого органа:

  • разработка, сопровождение при принятии Думой и исполнение бюджета страны,
  • обеспечение единой денежной, кредитной и финансовой политики,
  • обеспечение единой политики в областях культуры, здравоохранения, науки, образования, соцобеспечения, экологии и т.д.,
  • управление федеральной собственностью,
  • обеспечение обороны и госбезопасности государства, ведение внешней политики,
  • обеспечение правопорядка в стране, защита прав и свобод граждан страны,
  • другие полномочия, которые налагаются на правительство законами и указами Президента.

По сути, в руках правительства находится все текущее управление страной и реализация той политики, которая проводится Президентом, а также реализация тех законов, которые принимаются в Думе и Совете Федерации.

Состав правительства РФ в 2017 году

В 2017 году состав правительства России выглядит следующим образом. Возглавляет правительство его Председатель — с 2012 года это . Его первым заместителем является И.И. Шувалов, список других заместителей премьер-министра таков:

  • О.Ю. Голодец,
  • А.В. Дворкович,
  • Д.Н. Козак,
  • В.Л. Мутко,
  • Д.О. Рогозин,
  • А.Г. Хлопонин,
  • С.Э. Приходько — также руководит аппаратом правительства,
  • Ю.П. Трутнев — также является полномочным представителем Президента на Дальнем Востоке.

Список министров правительства в 2017 году таков:

  • В.А. Колокольцев — министерство внутренних дел,
  • В.А. Пучков — министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • В.И. Скворцова — министерство здравоохранения,
  • С.В. Лавров — министерство иностранных дел,
    В.Р. Мединский — министерство культуры,
  • С.К. Шойгу — министерство обороны,
  • О.Ю. Васильева — министерство образования и науки,
  • Л.В. Кузнецов — министерство по делам Северного Кавказа,
  • А.С. Галушка — министерство по развитию Дальнего Востока,
  • С.Е. Донской — министерство природных ресурсов и экологии,
  • Д.В. Мантуров — министерство промышленности и торговли,
  • Н.А. Никифоров — министерство связи и массовых коммуникаций,
  • А.Н. Ткачев — министерство сельского хозяйства,
  • М.А. Мень — министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства,
  • П.А. Колобков — министерство спорта,
  • М.Ю. Соколов — министерство транспорта,
  • М.А. Топилин — министерство труда и социальной защиты,
  • А.Г. Силуанов — министерство финансов,
  • А.В. Коновалов — министерство юстиции,
  • М.С. Орешкин — министерство экономического развития,
  • А.В. Новак — министерство энергетики.

Особняком стоит министр, не возглавляющий никакое министерство, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» — М.А. Абызов.

Уже на протяжении более 12 лет функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее также - Указ N 314), которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий. В результате принятия Указа N 314 было преобразовано 15, образовано (создано) 41, переименовано 3, упразднено 24 федеральных органа исполнительной власти. Таким образом, по итогам реформы 2004 года возникло 76 федеральных органов исполнительной власти - 14 федеральных министерств, 28 федеральных агентств, 34 федеральные службы .
Произошедшие за период 2004 - 2016 гг. изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти представляют уникальную возможность проследить формы таких изменений, их интенсивность и периодичность, выявить общие характерные черты.
В целом в рассматриваемом периоде было принято 53 указа Президента Российской Федерации, так или иначе видоизменяющих систему и структуру органов исполнительной власти. Исходя из этой цифры можно сделать вывод, что в среднем каждые 90 дней в структуру федеральных органов исполнительной власти вносятся изменения различного характера: органы исполнительной власти создаются, упраздняются, присоединяются, объединяются, преобразовываются, переименовываются, изменяют свою подведомственность .
При этом наиболее долгий промежуток, на котором не было зафиксировано изменений, был с момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и до упразднения Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 Федеральной службы по финансовым рынкам (430 дней). Самым насыщенным с точки зрения внесения изменения в структуру органов исполнительной власти (после реформы 2004 года) стал 2008 год - было принято 8 указов Президента Российской Федерации, предусматривающих в совокупности порядка 60 различных изменений. И это не удивительно - при сохранившейся преемственности власти Президентом Российской Федерации в 2008 году был избран Д.А. Медведев. В свою очередь, после избрания в 2012 году Президентом Российской Федерации В.В. Путина можно отметить очередной этап значительных изменений структуры органов исполнительной власти, общее количество которых на промежутке 2012 - 2016 гг. насчитывает 42. Таким образом, в среднем в год изменения затрагивают порядка 13 федеральных органов исполнительной власти (без учета значительных преобразований 2004 года).
За рассматриваемый период было создано 24 (без учета созданных в результате преобразования) федеральных органа исполнительной власти: 5 федеральных министерств , 12 федеральных агентств, 6 федеральных служб, 1 государственный комитет. Упразднению были подвергнуты 29 федеральных органов исполнительной власти (без учета прекративших существование в результате преобразования), в том числе 2 федеральных министерства, 19 федеральных агентств и 8 федеральных служб.
Достаточно уникальной формой изменения в системе федеральных органов исполнительной власти стало присоединение. Данная форма использовалась только один раз при присоединении Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации".
Чуть более часто - 5 раз - федеральные органы исполнительной власти переименовывались. Так, в результате переименования возникли Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (28.07.2004), Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (06.09.2008), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (25.12.2008), Федеральная служба по интеллектуальной собственности (24.05.2011) и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (21.05.2012).
К интересной форме изменений можно также отнести "придание статуса". Так, п. 17 Указа N 314 устанавливалось, что Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации придавался статус федеральной службы, а Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и Управлению делами Президента Российской Федерации - статус федерального агентства. При этом "придание статуса" осуществляется без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения сотрудников указанных органов власти.
Из упомянутых многочисленных указов Президента Российской Федерации необходимо выделять указы, которыми утверждается структура федеральных органов власти, а не только вносятся различного рода изменения. Таких "базовых" Указов было 5 - Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"; от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"; от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"; от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". В данных актах при этом не просто устанавливается структура, но также и осуществляется уточнение механизмов и принципов взаимодействия и функционирования федеральных органов исполнительной власти.
Так, Указом от 09.03.2004 N 314, помимо установления трехзвенной системы, было нормативно закреплено содержание различных типовых функций федеральных органов исполнительной власти, установлены общие полномочия федеральных министерств, агентств и служб, урегулирован порядок назначения руководства федеральных служб и федеральных агентств, порядок утверждения положений о федеральных органах исполнительной власти.
Через относительно небольшой промежуток времени (72 дня) после принятия основополагающего Указа от 09.03.2004 N 314 был принят Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", которым были внесены дальнейшие изменения в структуру, в частности, было создано 4 и преобразовано 6 федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, была произведена "донастройка" структуры. Также была введена норма, согласно которой Правительство Российской Федерации утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.
Отдельного комментария заслуживают изменения в системе федеральных органов исполнительной власти, связанные с добавлением (а точнее сказать, возрождением) еще одного типа органа государственного комитета, которые были инициированы Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". Пунктом 4 данного Указа было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты. При этом государственный комитет наделялся статусом федерального органа исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности мог осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусматривало положение об указанном федеральном органе исполнительной власти. Таким образом, государственный комитет потенциально мог объединять функции трех существовавших ранее типов федеральных органов исполнительной власти и тем самым изменял логику реформы 2004 г., предусматривавшей четкое разделение функций внутри системы федеральных органов исполнительной власти. Но тем не менее в форме государственных комитетов недолгое время просуществовали Государственным комитет Российской Федерации по рыболовству (26.09.2007 - 12.05.2008) и Государственного комитет Российской Федерации по делам молодежи (26.09.2007 - 12.05.2009), потом указанные государственные комитеты были преобразованы в федеральные агентства.
Важной особенностью Указа N 1274 стало установление нормы о том, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции преобразуемых федеральных органов исполнительной власти, являются правопреемниками по их обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений. Данная норма находила и в дальнейшем свое закрепление в аналогичных указах.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" была закреплена возможность федеральным министрам давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.
Новелла Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" заключалась в том, что на заместителя федерального министра может одновременно возлагаться функция руководителя (директора) федерального агентства, подведомственного данному министерству, если это предусмотрено актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
На данный момент в структуре федеральных органов исполнительной власти действует 73 органа, из которых 21 федеральное министерство, 22 федеральных агентства, 30 федеральных служб. Указанное количество федеральных органов исполнительной власти приводится с учетом недавно принятых Указов Президента от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
Таким образом, можно отметить снижение общего количества федеральных органов исполнительной власти по сравнению с результатами административной реформы 2004 года. При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, общее количество федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти к 2015 году увеличилось до 37,3 тыс. человек (по сравнению с 30,2 тыс. человек в 2005 году), а федеральных государственных служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти - до 1188,9 тыс. человек (по сравнению с 560,2 тыс. человек в 2005 году. Примечание: с 2014 г. статистика включает численность территориальных органов МВД России).
В результате проведенного анализа установлено, что для современной структуры федеральных органов исполнительной власти характерна достаточно высокая динамика изменений. Причем приведенный анализ не учитывал изменения правового статуса федеральных органов исполнительной власти, связанные с изменением положений о них и, соответственно, функций и полномочий, а также изменения, связанные с преобразованиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (образование, упразднение, объединение, присоединение, ликвидация, изменение уровня). Полученные в результате анализа количественные показатели изменений структуры федеральных органов исполнительной власти позволяют сконцентрировать внимание на совершенствовании административно-правового обеспечения наиболее часто используемых форм изменений в структуре федеральных органов власти.

Библиография

1. Занко Т.А. Подходы к классификации органов исполнительной власти // Право и политика. 2015. N 10. С. 1479 - 1484.
2. Занко Т.А. Формы реорганизации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Право и политика. 2015. N 9. С. 1239 - 1244.
3. Занко Т.А. Несозданные министерства // Государственная служба. 2015. N 5 (97). С. 61 - 63.

References (transliterated)

1. Zanko T.A. Podkhody k klassifikatsii organov ispolnitel"noi vlasti // Pravo i politika. 2015. N 10. S. 1479 - 1484.
2. Zanko T.A. Formy reorganizatsii v sisteme i strukture federal"nykh organov ispolnitel"noi vlasti // Pravo i politika. 2015. N 9. S. 1239 - 1244.
3. Zanko T.A. Nesozdannye ministerstva // Gosudarstvennaya sluzhba. 2015. N 5 (97). S. 61 - 63.

Проект документа

Текст документа

УТВЕРЖДЕН

приказом

Министерства культуры

Российской Федерации

от «__» _________2017 г.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПЛАН

Министерства культуры Российской Федерации

по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год

Принятые в тексте сокращения:

Референтные группы Министерства культуры Российской Федерации:

Граждане России

Потребители культурных благ

Активные потребители культурных благ

Потенциальные потребители культурных благ

Деятели культуры

Деятели культуры

Меценаты

Юридические лица

Государственные учреждения

Государственные учреждения осуществляющие свою деятельность в сфере производства и распределения культурных благ

Государственные учреждения, не осуществляющие деятельность в сфере производства и распределения культурных благ

Коммерческие организации

Коммерческие организации осуществляющие свою деятельность в сфере производства и распределения культурных благ

Коммерческие организации, не осуществляющие деятельность в сфере производства и распределения культурных благ

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации осуществляющие свою деятельность в сфере производства и распределения культурных благ

Некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность в сфере производства и распределения культурных благ

Эфирные телеканалы

Федеральные эфирные телеканалы

Региональные эфирные и кабельные телеканалы

Цифровые СМИ

Интернет-СМИ, интернет-телевидение, блоги

Радиостанции

Печатные СМИ, информационные агентства

Печатные СМИ и информационные агентства федерального уровня

Региональные СМИ

Раздел 1. Внутриведомственные организационные мероприятия

Раздел 2. Развитие ключевых механизмов открытости

Наименование мероприятия

Отчетная дата

Ответственное лицо

Механизм: Публичная декларация целей и задач

Подготовить проект ПД на 2017 год

И.А.Казначеева

Провести обсуждение проекта ПД с Общественным советом при ФОИВ

В.В.Аристархов

Организовать публичное представление ПД на итоговой коллегии ФОИВ

И.А.Казначеева

Разместить ПД на официальном сайте в формате, понятном для широкого круга заинтересованных лиц, а также довести их до сведения своих референтных групп

В.В.Ваньков

И.А.Казначеева

Отчет о ходе реализации ПД за 6 месяцев 2017 года

И.А.Казначеева

Отчет о ходе реализации ПД за 12 месяцев 2017 года

И.А.Казначеева

Механизм: Общественный совет

Разработка плана работы ОС и рабочих групп.

Публикация плана на сайте ФОИВ

В.В.Аристархов

Размещение информации о порядке участия в открытых заседаниях ОС, публикация на сайте ФОИВ времени и места заседания

Постоянно

В.В.Аристархов

Организация проведения прямых трансляций заседаний ОС. Размещение записи трансляции на сайте.

Постоянно

В.В.Аристархов

Публикация на сайте ФОИВ в разделе «новости» информации об итогах заседаний ОС

Постоянно

И.А.Казначеева

Создание сервиса направления обращений граждан членам ОС на официальном сайте Минкультуры России

В.В.Ваньков

Механизм: Открытые данные

Подготовить и утвердить Ведомственный план по реализации мероприятий в области открытых данных на 2017-2018 годы

В.В.Ваньков

Подготовить и утвердить Регламент подготовки и раскрытия общедоступной информации в форме открытых данных

В.В.Ваньков

Постоянно

В.В.Ваньков,

Директора департаментов

Минкультуры России

Эксплуатация и развитие инфраструктуры публикации открытых данных, реализация новых функциональных возможностей по работе с открытыми данными Минкультуры России

В.В.Ваньков

Подготовка годового отчета по выполнению Ведомственного плана

А.А.Никлаус

В.В.Ваньков

Механизм: Публичная отчетность (итоговые годовые отчеты и заседания итоговой коллегии)

Подготовка итогового годового доклада (отчета) о результатах деятельности ФОИВ в 2016 году

А.В.Журавский

Предоставление проекта итогового годового доклада (отчета) в Общественный совет при ФОИВ и получение заключения Совета

И.А.Казначеева,

соисполнители:

В.В.Аристархов,

А.В.Журавский

А.В.Барков

Публикация проекта итогового годового доклада (отчета) и результатов обсуждения его с Общественным советом на официальном сайте ФОИВ

И.А.Казначеева,

соисполнители:

В.В.Аристархов,

А.В.Журавский

Подготовка и проведение итоговой коллегии Минкультуры России в формате, указанном в Методических указаниях по проведению итоговых коллегий ФОИВ

А.В.Барков

Механизм: Работа с референтными группами

Размещение по итогам 2017 года на сайте ФОИВ информации о результатах общественного обсуждения проектов НПА, прошедших общественное обсуждение на официальном сайте regulation.gov.ru в течение 2017 года
и поступивших в ходе общественного обсуждения предложений

Постоянно

Директора департаментов

Минкультуры России

Вынесение на рассмотрение членами ОС при ФОИВ НПА, входящих в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год. Их обсуждение на общем заседании ОС при ФОИВ, а также предложений, поступивших в ходе регулярных заседаний профильных рабочих групп с привлечением экспертов и представителей референтных групп

Постоянно

Н.В.Ромашова

Директора департаментов

Минкультуры России

Механизм: обеспечение понятности общественно-значимых НПА

Определение перечня проектов общественно-значимых НПА, которые планируются к разработке в 2017 году

Директора департаментов

Минкультуры России

Согласование перечня с Общественным советом

Н.В.Ромашова

В.В.Аристархов

Определение круга референтных групп, на которые оказывает воздействие проект (для каждого проекта)

Директора департаментов

Минкультуры России

Раздел 3. Инициативные проекты

Показать полностью

6 часов назад, Автомобилестроение и спецтехника 10 млрд рублей выделены на обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов в субъектах Федерации Распоряжение от 2 августа 2019 года №1724-р. Из резервного фонда Правительства выделяется 10 млрд рублей для дополнительной поставки не менее 1,2 тыс. новых автомобилей скорой медицинской помощи и 2,2 тыс. школьных автобусов в субъекты Федерации.

1 августа 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Создана территория опережающего социально-экономического развития «Забайкалье» Постановление от 31 июля 2019 года №988. Создание ТОР «Забайкалье» направлено на развитие Забайкальского края, формирование конкурентных преимуществ для привлечения инвесторов, создание дополнительных рабочих мест.

1 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Более 15,5 млрд рублей выделены дополнительно на социальное развитие центров экономического роста в Дальневосточном федеральном округе Распоряжение от 30 июля 2019 года №1681-р. На развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Магаданской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области в 2019–2021 годах выделены дополнительно 15,54 млрд рублей.

1