История испании. Смотреть что такое "аль-мансур" в других словарях

Выходец из слоёв мелкопоместной знати, аль-Мансур путём интриг и убийств своих соперников смог возглавить государственный аппарат Кордовского халифата, а впоследствии, изолировав от управления страной халифа Хишама II, сосредоточить в своих руках всю власть в государстве. Предпринятые им 57 походов против христианских государств севера Пиренейского полуострова, привели к установлению доминирования Кордовского халифата в регионе. Жестокость аль-Мансура по отношении к своим противникам и успешность его походов стали причиной того, что он (под именем Альмансор) стал персонажем эпоса христианских стран Западной Европы.

Первоисточники

О жизни и деятельности аль-Мансура сохранилось довольно много сведений в источниках, однако большинство дошедших до нашего времени подобных свидетельств содержится не в сочинениях современников событий, а в более поздних компиляциях.

Полнее всего период правления аль-Мансура освещён в сочинениях мусульмано-испанских авторов. Из них наиболее ценным является труд Ибн Хаййана (XI век) «История Амиридской державы». Полностью это произведение до нас не дошло, но большие извлечения из него сохранились в сочинениях более поздних авторов (Ибн Изари, Ибн аль-Аббара и аль-Маккари). Также данные о временах аль-Мансура содержатся в трудах Ибн аль-Хатиба, Ибн Иби и других авторов.

Сведения испано-христианских источников освещают, в основном, военную сторону деятельности аль-Мансура и не лишены предвзятости по отношению к нему. Из современных концу X века источников больше всего данных содержится в «Хронике Нахеры», «Хронике Силоса», «Анналах Компостеллы» и «Хронике Бургоса». Из сочинений авторов XI века наибольшее внимание аль-Мансуру уделяется в хронике Сампиро. Автор другой хроники, Пелайо из Овьедо (XII век), в своём труде использовал более ранние источники. Написанное в первой половине XIII века сочинение Родриго де Рада, содержит дополнительные сведения о последних годах жизни аль-Мансура (в том числе о битве при Калатаньясоре), но современными историками эти сведения, ранее считавшиеся истинными, подвергаются серьёзному сомнению.

Биография

Детство и юность

Мухаммад ибн Абу Амир (аль-Мансур) родился около 939 года в селении Тораш (вблизи Альхесираса), где его родители, отец Абдалла и мать Борайха, владели небольшим поместьем. Согласно семейному преданию, род Мухаммада происходил от прибывшего из Йемена одного из соратников Тарика ибн Зияда. Отец ибн Абу Амира умер в Триполи, на обратном пути из хаджа в Мекку. Дед Мухаммада со стороны матери был придворным врачом и министром халифа Абд ар-Рахмана III.

Так как семья ибн Абу Амира была небогатой, ему пришлось переехать в Кордову под опеку своего дяди, который для получения Мухаммадом образования определил его в местный университет, где тот изучил юриспруденцию и через несколько лет получил должность нотария. Люди, знавшие Мухаммада в это время, описывают его как способного, но крайне честолюбивого юношу, уже в то время считавшего себя предназначенным для великих дел. По окончании обучения ибн Абу Амир поступил на службу к кади Кордовы Мухаммада Ибн аль-Салиму. Однако Мухаммад пробыл на этой должности недолго: кади по неясным причинам посчитал юношу неспособным к должности и, чтобы избавиться от него, рекомендовал Мухаммада одному из визирей Джафару аль-Мусхафи. Тот взял ибн Абу Амира к себе в качестве секретаря и, таким образом, ввёл его в круг лиц, близких к халифу ал-Хакаму II.

При дворе ал-Хакама II

В феврале 967 года, почти сразу же после поступления на службу к Джафару аль-Мусхафи, Мухаммад ибн Абу Амир был предложен тем ал-Хакаму II в качестве кандидатуры на должность управляющего имениями старшего сына и наследника халифа, 5-летнего Абд ар-Рахмана. Пользуясь своим правом посещать по долгу службы семью халифа, Мухаммад вскоре завязал тесное знакомство с матерью Абд ар-Рахмана, любимой женой ал-Хакама Субх, которая начала оказывать покровительство привлекательному и услужливому придворному. Ходили слухи, что Мухаммад и Субх были любовниками. По просьбе Субх халиф назначил Мухаммада управляющим и её поместьями, а затем в следующем году дал ему и должность начальника монетного двора Кордовы (главного казначея халифа) - одну из важнейших должностей в государственной администрации Кордовского халифата. Взлёт карьеры ибн Абу Амира был стремительным: с момента его первого появления при дворе и назначением начальником монетного двора прошло всего 7 месяцев. В 969 году Мухаммад получил также должность кади Севильи и Ниеблы.

Став главой монетного двора, Мухаммад ибн Абу Амир получил неограниченный доступ к налоговым поступлениям и казне халифа, из которых он стал регулярно присваивать себе деньги и ценности, чтобы на них делать подарки ал-Хакаму II и членам его семьи, а также тем лицам из высшей знати, благосклонности и дружбы которых он хотел добиться. Подарки сделали своё дело и вскоре Мухаммад стал одним из влиятельнийших лиц при дворе халифа. Особенно тесными было его отношения с Субх: когда в 970 году скончался её сын Абд ар-Рахман, она предприняла меры, чтобы ибн Абу Амир был назначен на должность управляющего имениями нового наследника престола, её младшего сына Хишама. Однако рост влияния Мухаммада создал ему и несколько знатных недоброжелателей, которые обратились с жалобой к халифу, в которой сообщили о казнокрадстве Мухаммада. Ал-Хакам II потребовал провести проверку средств, находящихся в казне, но один из друзей ибн Абу Амира снабдил его необходимой суммой, которой тот покрыл недостачу. Таким образом Мухаммад был признан невиновным, а его враги понесли наказание. Это ещё более укрепило доверие халифа к ибн Абу Амиру и тот в 972 году, в дополнение к своим прежним должностям, получил пост начальника полиции Кордовы.

На заимствованные из казны средства Мухаммад построил в окрестностях Кордовы роскошный дворец Аль-Русафа, а сделанное в это же время ал-Хакамом II назначение его управляющим имениями халифа в Африке, позволило ибн Абу Амиру вступить в тесные связи с вождями местных берберских племён.

В 973 году Мухаммад ибн Абу Амир был направлен ал-Хакамом II в Северную Африку, где военачальник Халиб аль-Насири вёл войну с Идрисидами, однако тратил на это, по мнению халифа, слишком много казённых средств. Поездка Мухаммада завершилась полным успехом: он сумел одновременно сократить расходы на содержание войска и сохранить размеры жалования воинов. К тому же ибн Абу Амиру удалось завязать тесные отношения со многими воинами-берберами, составлявшими основу северо-африканской армии Кордовского халифата, и добиться среди них авторитета. По возвращении в Кордову Мухаммад стал в глазах халифа ещё более необходимым чиновником, что выразилось в новых назначениях, которые он получил. В том числе, он был назначен командиром наёмников, составлявших гарнизон столицы.

Смерть ал-Хакама II

1 октября 976 года в своём дворце в Кордове скончался халиф ал-Хакам II. «Славянская партия» во главе с командующими телохранителями-сакалиба Джаузаром и Фаиком, не захотела признать новым халифом 11-летнего сына умершего, Хишама II, опасаясь, что при нём власть в стране перейдёт к сторонникам «арабской партии». Скрыв от всех известие о смерти халифа, сакалиба явились к хаджибу Джафару аль-Мусхафи и под угрозой смерти заставили его поклясться, что новым халифом станет их кандидат, младший брат покойного, 27-летний аль-Мугира. Однако аль-Мусхафи, являясь одним из лидеров «арабской партии», собрал своих сторонников (в том числе и Мухаммада ибн Абу Амира) и настоял на том, чтобы аль-Мугира был казнён. Совершить эту казнь вызвался Мухаммад, заинтересованный, чтобы у власти оказались Субх и её сын, на которых он имел огромное влияние. Взяв отряд наёмников, командиром которых он был, ибн Абу Амир прибыл в дом аль-Мугиры, который всё ещё не знал о смерти ал-Хакама II. Мухаммад потребовал от аль-Мугиры признать новым халифом Хишама II, что тот, опасаясь за свою жизнь, и сделал. Ибн Абу Амир сначала хотел сохранить Мугире жизнь и даже послал просить об этом аль-Мусхафи, но тот потребовал, чтобы аль-Мугира был убит. После этого отказа, Мухаммад отдал приказ своим воинам и те повесили аль-Мугиру в его собственных покоях (впоследствии расследование обстоятельств смерти аль-Мугиры было поручено самому ибн Абу Амиру и тот завершил его тем, что объявил смерть аль-Мугиры самоубийством). Когда лидеры «слявянской партии» узнали о смерти своего претендента, они временно смирились с тем, что халифом станет Хишам II.

2 октября состоялось торжественное восхождение на престол нового правителя Кордовского халифата Хишама II, хотя мусульманская традиция запрещала возведение на трон несовершеннолетних. Мухаммад ибн Абу Амир провёл церемонию присяги жителей столицы халифу, за что получил должности начальника полиции Средней Провинции и управляющего имениями Хишама. 8 октября новый халиф подтвердил назначение Джафара аль-Мусхафи хаджибом и назначил ибн Абу Амира одним из визирей.

Таким образом в Кордовском халифате верховная власть при малолетнем Хишаме II была поделена между Джафаром аль-Мусхафи и Мухаммадом ибн Абу Амиром, принимавшими решения только после их одобрения матерью халифа Субх. Из двух высших чиновников страны аль-Мусхафи имел более высокую должность, а ибн Абу Амир пользовался большим влиянием на халифа и его мать.

Желая окончательно лишить вождей сакалиба влияния на халифа, Мухаммад ибн Абу Амир и аль-Мусхафи приняли меры, чтобы привлечь на свою сторону евнухов, игравших важную роль при дворе правителей Кордовского халифата. Это позволило им в начале 977 года добиться от Субх одобрения отставки наиболее влиятельных из сакалиба.

Первый поход

Ещё в 974 году возобновились активные военные действия между Кордовским халифатом и коалицией христианских государств севера Пиренейского полуострова, в которую вошли королевство Леон, королевство Наварра, графство Кастилия и графство Барселона. В начале 977 года Мухаммад ибн Абу Амир впервые лично возглавил войско мавров, выступив на помощь Халибу аль-Насири, в это время получившему должность губернатора Средней Провинции. Хотя ранее Мухаммад никогда не командовал войском, в первый же свой поход он показал, что обладает талантом полководца. Возглавляемая им армия взяла в феврале принадлежавший королевству Леон город Саламанка, а затем в трёх последовавших одна за одной битвах разбила войска правителей-христиан: король Леона Рамиро III потерпел поражение при Сан-Эстебан-де-Гормасе, граф Кастилии Гарсия Фернандес - при Ланге, а король Наварры Санчо II Абарка - при Эстеркуэле. Дойдя до границ Астурии, ибн Абу Амир повернул назад и возвратился в Кордову, привезя с собой богатую добычу и множество пленных. Первый же удачный поход Мухаммада привёл к значительному росту его авторитета в войске, так как это был первый за последние годы столь успешный поход мавров вглубь христианских владений. Летом ибн Абу Амир и Халиб аль-Насири совершили ещё один успешный поход против христиан. В результате совместных походов между двумя военачальниками сложились дружеские отношения, основой которых стало желание сместить с должности хаджиба Джафара аль-Мусхафи и самим возглавить управление страной.

Союз с Халибом аль-Насири

По возвращении из своего второго похода, Мухаммад ибн Абу Амир добился от Субх одобрения решения о снятии с поста градоначальника Кордовы сына Джафара аль-Мусхафи Мухаммада. Этот пост занял сам ибн Абу Амир, что привело к разрыву его союза с хаджибом. Желая заручиться новым союзником, аль-Мусхафи предложил Халибу аль-Насири заключить брак между своим сыном и дочерью военачальника Асмой. Пытаясь воспрепятствовать хаджибу, ибн Абу Амир сам попросил руки дочери Халиба, на что тот дал согласие. 16 августа 977 года состоялось торжественное бракосочетание Мухаммада и Асмы. Семейный союз с прославленным военачальником ещё больше поднял авторитет ибн Абу Амира в войске, в то время как аль-Мусхафи остался без какой-либо военной поддержки. Благодаря этому союзу под контролем Мухаммада и Халиба оказались почти все войска, размещавшиеся в столице халифата и её окрестностях, кроме личной гвардии халифа, состоявшей из рабов-сакалиба и находившейся под командованием врагов ибн Абу Амира.

Захват верховной власти

В 978 году Мухаммад ибн Абу Амир совершил ещё два успешных похода против христиан: первый ранней весной, а второй 31 мая-6 августа этого года. Один из этих походов был направлен против королевства Наварра и графства Барселона, где мавры атаковали крепость аль-Далия. Походы Мухаммада на христианские владения стали ежегодными.

После завершения первого похода ибн Абу Амир почувствовал себя достаточно влиятельным, чтобы сместить с должности хаджиба Джафара аль-Мусхафи. С помощью матери халифа, Субх, аль-Мусхафи было предъявлено обвинение в растрате средств из государственной казны. Джафар, оставшийся без влиятельных сторонников, был 26 марта смещён с должности и арестован. Ибн Абу Амир был назначен новым хаджибом. Ему же было поручено вести следствие по делу аль-Мусхафи. Мухаммад не стал искать доказательств вины своего бывшего союзника: 5 лет он всюду (даже в походах) возил с собой закованного в кандалы Джафара, всячески истязал и унижал его, а в 983 году приказал убить.

Ещё в 977 году Мухаммаду ибн Абу Амиру удалось отстранить от командования телохранителями халифа, состоявших из воинов-сакалиба, своих врагов Джаузара и Фаика. Позднее из охраны халифа были изгнаны и все их сторонники, а оставшиеся сакалиба принесли новому хаджибу клятву верности. При этом число телохранителей-сакалиба было сокращено, а в охрану халифа были введены верные хаджибу наёмники-берберы. Также Мухаммад принял меры для ограничения влияния на Хишама II его слуг-евнухов, всегда игравших важную роль в управлении Кордовским халифатом. Это вызвало сближение почти всех врагов ибн Абу Амира: сторонников свергнутого аль-Мусхафи, лидеров «славянской партии», а также мусульманских богословов (факихов), недовольных недостаточным, с их точки зрения, благочестием Мухаммада. В конце 978 или начале 979 года был составлен заговор с целью убийства ибн Абу Амира, халифа Хишама II и его матери Субх. Новым халифом предполагалось сделать Абд ар-Рахмана ибн Убейдулу, одного из внуков халифа Абд ар-Рахмана III. Убить халифа вызвался бывший командир сакалиба Джаузар. Он добился аудиенции у Хишама II, во время которой набросился на халифа с кинжалом, но был схвачен придворными, так и не успев нанести правителю какой-либо вред. Во время следствия, порученного ибн Абу Амиру, Джаузар выдал всех своих сообщников. Все они были схвачены и казнены.

«...Там, где сжигают книги, кончают тем, что сжигают людей...»

Не желая портить отношения с влиятельным духовенством, Мухаммад ибн Абу Амир не тронул только факихов. Чтобы продемонстрировать своё благочестие, он призвал мусульманских богословов провести проверку обширнейшей библиотеки халифа, чтобы изъять из неё те книги, которые противоречат нормам ислама. Проверка обнаружила в библиотеке множество книг светского характера (в основном по философии и астрономии), которые ибн Абу Амир повелел прилюдно сжечь на одной из площадей Кордовы, при этом он сам бросал книги в огонь.

Намереваясь сохранить власть над страной и после совершеннолетия Хишама II, Мухаммад ибн Абу Амир и Субх начали убеждать халифа в том, что главное предназанчение государя мусульманской державы - подавать подданным пример истинно благочестивой жизни, а управление халифатом должно находиться в руках преданных ему лиц. Подверженный влияниям Хишам вскоре действительно углубился в жизнь, полную молитв и изучения Корана. Одновременно, под предлогом возможности нового покушения на жизнь халифа, началась его изоляция от внешнего мир

محمد بن منصورالمهدى
Предшественник аль-Мансур
Преемник Муса аль-Хади
Вероисповедание ислам
Рождение 3 августа (0744-08-03 )
  • Багдад , Государство Сасанидов
Смерть 27 августа (0785-08-27 ) (41 год)
  • Изе ,
  • Хузестан , Иран или
  • Иран
Род Аббасиды
Отец аль-Мансур
Мать Арва (Умм Муса)
Супруга Рита бинт Абу-ль-Аббас ас-Саффах
Хайзуран
Умм Абдаллах
Рокаис
Макнуна (наложница)
Шикла (наложница)
Бахтария (наложница)
Дети сыновья: аль-Хади , Харун ар-Рашид , Иса, Убайдаллах, ещё 1 сын
дочери: Банука, Аббаса
От Бахтарии:
сын: Мансур
От Шиклы:
сын: Ибрахим ибн аль-Махди
От Макнуны:
дочь: Улайя

Муха́ммад ибн Абдулла́х (аль-Мансу́р) аль-Махди́ (араб. محمد بن عبد الله (المنصور) المهدى ‎; 3 августа 744 - 27 августа 785) - багдадский халиф в - , третий халиф из династии Аббасидов , сын и преемник аль-Мансура .

Молодость и личные качества

Несмотря на любовь аль-Махди к древним персидским традициям, он сохранял свою приверженность мусульманству и много сделал для распространения ислама. Аль-Махди часто сам проповедовал в мечети. Он ликвидировал в мечетях огороженные участки для высокопоставленных лиц (максура). По велению аль-Махди реконструированы мечети в Мекке и Медине, сооружены новые мечети в Русафе и Басре. Особое внимание аль-Махди уделял борьбе с «зиндикизмом» , то есть отступничеством от веры, в котором подозревались многие иранцы, которые, по мнению мусульман, сохраняли приверженность манихейству . По подозрение в «зиндикизме» был отправлен в отставку визирь Абу Убайдаллах Муавия. Во многих частях страны (главным образом, в ираноязычных) поднимались восстания различных сектантов. В северном Иране восстали хуррамдинцы , вскоре подавленные правительственными войсками. Наиболее крупное восстание сектантов началось в Мерве в 776 году под руководством проповедника Муканны . Посланные халифом войска вытеснили Муканну в Среднюю Азию, но ему удалось там закрепиться и приобрести большое число сторонников. Аль-Махди отправил новые войска против восставших и в 783 году мятеж был подавлен.

Большое значение для Аббасидов имела легитимность их власти, происходившая от Пророка Мухаммада . При аль-Махди были выдвинуты обоснования претензий династии на власть наследованием её от Аббаса ибн Мутталиба , дяди Пророка, что было признано самим Мухаммадом. Таким образом, аль-Махди постарался нивелировать претензии на престол рода Алидов и постарался добиться примирения с ними, амнистировал участников алидских восстаний. Назначив алида Якуба ибн Дауда визирем, аль-Махди хотел сгладить противоречия с Алидами, но не добился успеха. Хотя в правление аль-Махди проалидских выступлений в Халифате было значительно меньше. В 785 году Алиды подняли восстание в Хиджазе , но оно не получило поддержки народа и было быстро подавлено.

Внешняя политика

Международное положение Халифата при аль-Махди оставалось в целом стабильным. Но возобновились военные действия с Византией . В византийцы вторглись в западные области государства и разбили мусульманские отряды близ горной цепи Тавр . Аль-Махди подготовил большое войско для похода против Византии, во главе которого поставил сына Харуна ар-Рашида , а фактическим руководителем был Яхья ибн Халид. В 780 году арабские войска прошли через Малую Азию и дошло до стен Константинополя . Византийская императрица Ирина не имела сил для продолжения войны и пошла на заключение мира, по которому Византия обязалась платить дань халифу. Другого сына аль-Хади аль-Мансур направил в прикаспийскую область Джурджан для подавления восстания сектантов.


Участие в войнах: Завоевание империи Сонгай.
Участие в сражениях: Битва при Тондипи.

(Ahmad I al-Mansur) Военачальник марокканской династии Шерифов, сформировавший армию европейских наемников для завоевания государства Сонгай

У арабской династии Шерифов , контролировавшей в середине 16 в. территорию современного Марокко, были серьёзные намерения по расширению своих владений на юге. Желание это усиливалось ещё и оттого, что каждый поход в африканские земли сулил богатейшую добычу.

Однако для походов такого рода недостаточно было иметь только племенную лёгкую конницу. Здесь требовались по-европейски обученные регулярные войска. Ахмад аль-Мансур понимал, что для завоевания севера Африки его государство должно было иметь современнейшую на тот момент армию. Поэтому им было создано хоть и немногочисленное, но сильное регулярное войско.

В армию шерифа вошли европейцы, которые приняли ислам, и мавры из тех, кто бежал или был изгнан из Испании христианами. Офицеры и беглые солдаты турецкого султана занимались обучением шерифской армии. Когда определённый уровень был достигнут, Ахмад аль-Мансур приступил к походам, которые далеко не всегда являлись завоевательскими, поскольку у династии Шерифов была скорее потребность в захвате военной добычи, чем новых территорий.

Наиболее значительным походом армии Ахмад аль-Мансура стало вторжение в африканское государство Сонгай , расположенное на берегах Нигера. К тому моменту, в конце столетия, страна, которая когда-то была могущественной и сильной, находилась в упадке из-за внутренних распрей и борьбы за царский престол между членами правящей династии. Тысячи местных воинов гибли в этой бессмысленной кровавой междоусобице.

Правители-шерифы были неплохо осведомлены о том, что происходило в Сонгае, благодаря арабским купцам, которые хорошо знали западное и восточное побережье Африканского континента. Надо сказать, что в те века купцы нередко (и не безвозмездно) играли роль лазутчиков, привозя информацию о сопредельных странах.

Начиная данный поход (его точнее можно было бы назвать набегом), Ахмад аль-Мансур принял решение воздержаться от набора конного ополчения из арабских племён, подвластных ему. После некоторых размышлений полководец решил, что он ограничится небольшой, но сильной армией, созданной по европейским военным стандартам.

Армию в основном составляли испанские (включая мавров) и португальские наёмники, вооружённые мушкетами. Главный расчёт делался на то, что во внутренних областях Африки чернокожее население ещё не было знакомо с огнестрельным оружием. Это относилось и к сонгайцам. Всё это позволяло вождю династии Шерифов рассчитывать на успех и хорошую военную добычу. Марокканская армия пришла на юг Африки не по пустыне Сахаре, а по её западной границе, то есть вдоль Атлантического побережья. Поэтому нападение на Сонгай никак нельзя было назвать внезапным, поскольку в пути всё время происходили столкновения с небольшими кочевыми племенами, которые, мягко говоря, не очень приветливо встречали чужеземцев.

Последний в истории Сонгая правитель имел достаточно времени, чтобы собрать внушительное по численности войско. Сонгайская армия после быстрого перехода от столицы встретила неприятеля на северо-западной границе страны. Здесь произошло крупное приграничное сражение, так как сонгайцы с ходу пошли в атаку на шерифских европейцев, которые успели встать в боевой строй.

На атаку многотысячной толпы полуголых воинов, вооружённых копьями и плетёными из веток щитами, европейские наёмники произвели убийственный мушкетный залп прямо - в упор. Грохот от выстрелов, облака порохового дыма и многочисленные убитые и раненые окровавленные тела на земле повергли сонгайцев в совершенный ужас. Такого врага они до тех пор никогда не встречали. После второго мушкетного залпа, огромное по количеству, если сравнивать с армией шерифа Ахмада аль-Мансура , сонгайское войско обратилось в паническое бегство, включая и самого правителя Сонгая. Победители даже не преследовали разбегающихся африканских воинов, поскольку они думали о гораздо более ценной добыче, чем могли быть военнопленные, которых затем продавали в рабство.

Больше в Сонгае европейцам-марокканцам никто организованного сопротивления не оказывал, хотя во время грабежей и сожжения местных селений в них, конечно, метали копья и пускали стрелы. Пришельцы захватили, разграбили и сожгли крупнейший на то время к югу от Сахары город Томбукву, который был известен как торговый центр. То же самое было проделано и со столицей сонгайского государства, городом Гао. Он был разрушен практически до основания. Взятая добыча испанских и португальских солдат, наёмников арабского шерифа Ахмада аль-Мансура, во многие разы окупила расходы, которые понесла шерифская казна при организации этой военной экспедиции в далёкие от марокканского государства земли.

1591 год стал годом гибели древнего африканского государства Сонгай, которое имело богатую историю. Последнюю точку в этой истории поставил правитель и полководец Ахмад аль-Мансур , чьё имя прославилось в средневековых летописях войн благодаря Сонгайскому походу . Но арабская династия Шерифов не сумела закрепиться на берегах Нигера. В самом Марокко вскоре после описываемых событий начались внутренние раздоры. Шерифам пришлось забыть о территориях царства Сонгай, которое было стёрто с карты Африки.

: ابو جعفر عبدالله ابن محمد المنصور) - один из величайших правителей Арабского халифата , стоявший у истоков государства Аббасидов , основатель и строитель крупнейшего города средневекового мира - Багдада . Правил в -775 годах .

Его отец, Мухаммад, был правнуком Аббаса , мать - невольницей-берберкой . Год рождения будущего халифа неизвестен. После начала волнений в Хорасане последний омейядский халиф Марван II взял под стражу главу клана Аббасидов, которым на тот момент являлся старший брат Абу Джафара по имени Ибрагим. После смерти Ибрагима хорасанские повстанцы присягнули на верность другому брату Абу Джафара, Аббасу , который в городе Эль-Куфа провозгласил себя халифом.

Годы восстаний

Аббас, вошедший в историю с прозвищем «ас-Саффах» («кровопролитный»), через пять лет умер, оставив задачу консолидации государства Аббасидов своему брату Абу Джафару. В первые годы своего правления новый халиф хитростью и вероломством подавил очаги омейядского сопротивления на территории Ирака , а также восстание собственного дяди Абдаллы (754). Затем наступила череда тех, кто ожидал от Аббасидов сдачи властных полномочий потомкам Али ; с этими ожиданиями связан мятеж в Медине 762 года.

В борьбе с притязаниями дяди аль-Мансур (это прозвище означает «победитель») опирался на поддержку хорасанских повстанцев во главе с Абу Муслимом . Радикализм повстанцев, впрочем, вскоре стал для него обузой, и он жестоко расправился с теми, кто привёл его клан к власти, не исключая и самого Абу Муслима. В Хорасане разгорелись новые волнения, вожди которых поднимали на знамя пережитки доисламских верований. Некоторые из восставших исповедовали переселение душ и величали аль-Мансура своим богом.

Новая столица

Аль-Мансур, по-видимому, сознавал, что замирение персов возможно только путём установления культурной преемственности с традиционной персидской монархией. По персидской традиции аль-Мансур положил в основу управления обширный штат чиновников, который невозможно было разместить в пределах Куфы и Басры - шиитских городов, в лояльности которых у халифа были все основания сомневаться. Для строительства новой столицы, Багдада, аль-Мансур выбрал место неподалёку от разрушенной столицы Сасанидов , Ктесифона . Первые багдадские здания были возведены из обломков дворцов персидских царей.

Абу Абдуллах ал-Хусайн ибн Мансур ал-Халладж (858-922) – суфий из южной Персии.

Детство и юность провёл в Васите и Тустаре, где его отец, по всей видимости, был чесальщиком хлопка (халладж). Халладж стал учеником известного суфия Сахля ат-Тустари и переехал с ним в Басру. Позже, уже в Багдаде, его наставником был также выдающийся мистик Амр ал-Макки. Вскоре Халладж женится на дочери суфия, и у него рождается трое сыновей и дочь. После ссоры с ал-Макки в 878 г. встречается с крупнейшим суфийским авторитетом того времени Абу ал-Касим ал-Джунайдом, у которого проходит заключительный этап своего обучения мистическому пути. Затем разрыв с Джунайдом и нарастающая враждебность других багдадских суфиев вынудили Халладжа уехать из столицы. Он совершает свое первое паломничество в Мекку, где пребывает около года во внутреннем дворе святилища, подвергая себя суровой аскезе. Переживает духовное единение с Богом и всем сотворенным. При этом, в отличие от других суфиев, хранивших в тайне свой мистический опыт, открыто делится им с другими людьми. Однажды он произносит: “Я – Истина” (ана ал-хакк) и “В моем тюрбане нет ничего, кроме Бога” Его поняли так, что он объявил себя Богом (поскольку Ал-Хакк – одно из 99 имен Аллаха). Его бывшие наставники отрекаются от него, считая, что непосвященным нельзя рассказывать о сокровенных тайнах, открываемых Богом своим возлюбленным. Борясь против элитарности суфизма c его правилами и нормами, носит не суфийскую одежду, а простой халат воина. В публичных проповедях призывает обратиться к поиску Бога в собственном сердце. Его публичные проповеди вызывают преследования со стороны светских и религиозных властей. Покидает Багдад и отправляется в Тустар. В 899г. в возрасте 40 лет в одиночку пускается в пятилетнее странствие по Персии. Во время второго паломничества в Мекку Халладжа сопровождают 400 учеников. После хаджа (паломничества) в 905 г. отплывает на корабле в Индию, где поднимается вверх по Инду, проходит через Кашмир. Останавливается в Туркестане, затем отправляется в Китай и возвращается в Багдад. Вокруг него собираются ученики. Изучает медицину, алхимию, творит чудеса – в Мекке он будто бы сотворил из ничего сладости, а в пустыне накормил людей манной небесной. Предпринимает третий хадж в Мекку и остается в ней на 2 года. По возвращении в Багдад (около 908г.) ведет себя как опьяненный Богом. По ночам молится на кладбищах, а в дневное время на улицах и базарах возвещает о своей безмерной любви к Богу. Публично провозглашает путь экстатического единения с Богом единственно истинным и не нуждающимся в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия. Его обвиняют в проповедях, направленных против хаджа, цитируя его высказывание, что каждому верующему надлежит “семь раз совершить обход вокруг Каабы своего сердца”. В конце концов его казнят за ересь, отведя на площадь, где дают 500 плетей, потом отрубают руки и ноги, а затем язык и голову. Последние слова Халладжа были: “Любить Единого – значит сделать Его единственным”. Иначе говоря, “любящий” должен быть стерт с пути Любви.