История изучения заикания. Исследование проблемы заикания

Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления

дипломная работа

1.1 История изучения проблемы заикания и причин его возникновения

История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство. .

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), принадлежит Гиппократу (460 337гг. до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов.

Аристотель (384 322 гг. до н.э.) строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения речевых органов и патологию речи связывал не с изменением в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппарата.

Р. Кён, в своей работе "Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи" (М., 1997. С.15) пишет, что об этом страдании было известно еще в глубокой древности, так как уже во 2-й книге Пятикнижия говорится о Моисее, что он "был тяжел на язык". Подробнее и обстоятельнее рассказ о Захарии, внезапно лишившемся языка и мгновенно возвратившем утраченный дар речи, который мы находим в 1 главе Евангелия Луки. Далее, в сочинениях Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Плутарха и Галена находим примеры расстройства речи, которые, по описанию этих ученых, должны быть признаны за заиканье. Так, например, известно, что греческий оратор Демосфен страдал в молодости каким-то пороком речи, препятствовавшим осуществлению его заветного желания - сделаться публичным оратором, и что он, упражняясь в громкой декламации на берегу моря, при чем набирал полный рот камней, настолько избавился от этого зла, что восхищал впоследствии своим ораторством слушателей. Не менее вескими доказательствами тому, что и в древние времена нарушения речи составляли обычное явление, служат знаменитые римские ораторы и поэты Цицерон, Овидий, Виргилий, Гораций и много других".

Позже, в XVII - XVIII вв. заикание объясняли несовершенством периферического речевого аппарата. Указывались такие несовершенства как отверстия в твердом небе, через которые на язык просачивается слизь и затрудняет речь, углубления в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при движении, неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Заикание часто связывали с трудностями функционирования органов речевого аппарата, например, судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс), чрезмерно быстрый вдох (Беккерель), спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах), несогласованность процессов мышления и речи (Блюме), несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного аппарата. .

Профессор анатомии Меркель считает, что заикание происходит от несовершенства воли человека, следствие несвободы, несамостоятельности духа по отношению к органам речи, которое ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного аппарата.

В начале XIX в. заикание объясняли нарушениями деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата: с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи; как результат искажения звукопроизношения; органического поражения голосового аппарата или неполноценной работой головного мозга.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. И.А. Сикорский в своей работе "Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей" (М., 2007. С.7) отмечает, что существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах.

Другой чертой характера заикающихся, по мнению И.А. Сикорского, является чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа. И.А. Сикорский пишет: "Эти больные легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собой, но снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами". .

В XX в. сложилось три основных теоретических направления в понимании механизмов заикания.

Представители 1 направления считали, что заикание - это спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский).

И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль И.А. Сикорский отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

И.А. Сикорский писал: "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого". . Таким образом И.А. Сикорский, по нашему мнению, очень близко подошел к тому, что потом П.К. Анохин назовет "функциональной системой", т.е. И.А. Сикорский считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной системы. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

Ученые, представляющие II направление, характеризовали заикание - как ассоциативное нарушение психологического характера, корни которого чаще всего уходят в детство (Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская).

Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие. .

Представители III направления считали, что заикание - это подсознательное проявление, возникшее в результате психических травм и конфликтов с окружающей средой. (А. Адлер, Шнейдер). Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания. .

Таким образом, в конце XIX - начале XXв. исследователи приходят к выводу, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (И.А. Сикорский). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Г.Д. Неткачев).

К середине XX столетия механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности, о механизме невроза. В.С. Кочергина отмечает: "Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса". . При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев).

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р.Е. Левиной, зависят от разных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режима. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. .

Современными учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е.2-6-летний возраст детей. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать "срыв" речи - заикание. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (М. Совак). .

Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов русских ученых в развитии и практики проблемы заикания в конце XIX - начале XX веков. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися. Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной.

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенети­ческие механизмы заикания. Клинический аспект в изучении заикания .

Проблему заикания можно считать одной из самых древ­них в истории развития учения о расстройствах речи. Раз­личное понимание его сущности обусловлено уровнем разви­тия науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматри­вали болезнь, связанную с накоплением влажности в голов­ном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением ча­стей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом Отделах ре­чевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Ави­ценна.

На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возни­кает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в кото­рой прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан - неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением eго короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с нарушения-1 ми в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удер­живающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несог­ласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме счи­тал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому споты­каются, или же, наоборот, речевые движения «опережают про­цесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата при­ходят в «судорогоподобное состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассмат­ривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата.


Таким образом, в конце XIX - начале XX в. все опреде­леннее становится мнение, что заикание - это сложное пси­хофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологи­ческие проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особеннос­ти, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. ме­ханизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.

До настоящего времени механизм заикания исследовате­ли пытаются рассматривать не только с клинических и фи­зиологических, но и с нейрофизиологических, психологичес­ких, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Да­нилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показы­вают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ве­дущую роль по отношению к правому полушарию. Положе­ние о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологичес­ком аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания по­ведения заикающихся в процессе коммуникации, для выяв­ления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заи­кающихся показало, что у них изменена структура психичес­кой деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматиза­ции (и соответственно - быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здо­ровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомо­торная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регу­ляция представляет сложную задачу, требующую произволь­ного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отли­чаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей за­икающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, зам­кнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заика­ния с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикаю­щегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение; 2) рождение замысла высказывания во внутренней речи; 3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление за­думанного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при нали­чии у говорящего коммуникативного намерения, програм­мы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает исключить фазу готовности к речи, на которой у заикающего­ся «ломается» весь произносительный механизм, все его си­стемы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Воз­никают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушении коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае не обходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Заиканием называют нарушение речи, характеризующееся неритмичным, прерывистым течением, ступором, повторениями и пролонгацией звуков, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание связывают с психологической дисфункцией, особенностями строения нервной системы и нарушениями связки мышления с мышцами речевого аппарата.

История возникновения заикания

Первые упоминания о заикании можно отнести к 460 году до н. э., именно тогда Гиппократ впервые описал симптомы заикания. Причины расстройства речи он видел в поражении головного мозга и исходящих от него речевых импульсов.

Существуют и другие описания заикания относящиеся к древним временам, этим недугом страдали египетские фараоны. Данные о заикании как о заболевании и методах его лечения имелись и у ацтеков. Существует также теория о том, что библейский пророк Моисей заикался. Можно предположить, что заикание возникло параллельно с развитием речи у человечества.

Виды заикания

Существует несколько классификаций заикания. Наиболее распространенная разделает заикание на тоническую и клоническую . Тоническая форма характеризуется речевыми паузами и растяжением произношения звуков. Клоническая форма характерна повторением отдельных звуков и слогов.

Разделяют заикание на неврозоподобную и невротическую формы.

  • Неврозоподобное заикание – это неврологическая дисфункция, включающая в себя нарушение артикуляции и моторики, задержка развития речи, дизартрия, патологическое или пограничное нарушение функционирования головного мозга.
  • Невротическое заикание лишено перечисленных выше дисфункций, функционирование мозга и общее развитие соответствует норме. Подобное заикание возникает на фоне стрессовой ситуации, развивается внезапно или же постепенно. Заикание этого типа может пропадать или усиливаться в зависимости от психологического состояния человека. Общие признаки невротического заикания имеют черты невроза, в медицинской практике подобное нарушение называют логоневроз.

Причины возникновения заикания

Принято считать что причины заикания еще до конца не установлены, во всяком случае такой ответ даст любая литература по логопедии. Однако как и прочие виды нарушений, заикание – это генетическая предрасположенность или же механическое повреждение мозга. Поэтому заиканием нельзя заразиться, но можно передать предрасположенность своим потомкам, у которых оно может развиться при определенных условиях. Это может быть сильный однократный испуг, длительная стрессовая ситуация или травма. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет в момент формирования речи. Не менее подвержены подобному риску и подростки от 12 до 16 лет, поскольку этот момент жизни также отличается повышенным эмоциональным состоянием и всевозможными стрессами и психологическими проблемами. У взрослых заикание возникает довольно редко, обычно вследствие серьезных травм, например, контузий.

Каждый заикающийся имеет свои причины возникновения дефекта. Успех лечения заикания напрямую связан с их правильным выявлением. В большинстве случаев возможно 100% избавление от заикания. Однако в некоторых случаях, когда причиной становятся нарушения работы мозга или его повреждение, можно лишь уменьшить проявления заикания.

Античность: Работа Гиппократа и Аристотеля.

Гиппократ - считал, что заикание возникает в результате несоответствия между мышлением и речью, что является повышенной влажностью языка и мозга. Соответственно коррекция больше на солнце, не купаться, не мыть голову.Аристотель – видел суть заикания в невозможности быстро соединять слоги в слова в следствии, неправильного соотношения частей артикуляционного аппарата.Из описаний Плутарха известно о том, что удалось преодолеть заикание Димосферу. Лечением или коррекцией заиканием в эту пору занимались врачи при помощи лекарственных средств, а педагоги (философы) при помощи упражнение. В целом в эту эпоху лечение заикания носило до научный характер.

Средние века. Считалось с падением Римской империи с IV V вв. по X Ш – XIV вв. Почти 1Т

Заиканием не занимались, т.к. господство церкви и любой заикающийся считался одержимым дьяволом. Коррекция огнем и водой . Огнем – дьявол изгонялся, душа очищалась. Водой – если связанный тонул, то чистый если выплывал, то одержим дьяволом и огонь.

В это время на Востоке вышел труд Абу-Али (как Авиценна известного в Европе). Рассматривалось и анализировалось с точки зрения заикание, со времен античности и предлагались лекарственные средства для лечения заикания.Процветало знахарство различного рода.

Возрождение. Западная Европа 15-16вв. Центр Возрождения Италия. Рафаэль, Микель, Леонардо. Развивается скульптура, зодчество, что в средние века было утрачено.

В эпоху Возрождения повышается интерес к человеку вообще. Развитие естественных наук. Наиболее известная работа Меркулиалиса. Новых точек зрения о заикании не было. Обосновывались, анализировались точки зрения, известные со времен античности.

17 – 18 вв. Заикание рассматривалось, как результат несовершенства или нарушения периферического аппарата речи. Санторини утверждал: «что у заикающихся в твердом небе отверстие, из которого выделяется слизь и просачивается попадая на язык, затрудняя его функционирование.»

Эрве-Де-Шегуап – в основе заикания неправильное соотношение длинного языка и полости рта.

В начале 19в. Появилась идея, что заикание вызывается слабостью речевых центров. Французский врач Вуазен 1821г – указал, что в основе заикания нарушения ЦНС. Француз Дело в 1829г назвал3 факта, как следствие заикания:

    нарушение звукопроизношения

    нарушение работы головного мозга

В середине 19в. Произошли революции во всех естественных науках, что отразилось на понимании заикания.1 – ая точка зрения Заикание, как спастический координационный невроз (автор Адольф Кусмауль, Альберт Гуцман (сын)). Ставилась связь с нарушением речевой иннервации в, следствии чего рассматривалась нормативная координация движений в процессе речи. Они считали, что в основе невроза лежат органические нарушения деятельности г.м. Считали, что

    первично нарушение речевых движение

    вторично различные переживания, которые появляются после осознания своего дефекта

(до павловское понимание невроза. Павлов доказал функциональное понимание невроза)

Виды невроза:

    неврастения

    психастения

Невроз – группа функциональных, т. Называемых пограничных заболеваний (неврастения, истерия, психастения), развивающихся в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения, нередко – под влиянием инфекций и др. заболеваний, и протекающих с осознанием больным факта своего заболевания и без нарушений отражения реального мира.

К концу 19в.2 – ая точка зрения отражала новое направление в изучении заикания психологическое. Появилась теория по именам ее создателей Гефнера – Фришица. Теория заикания рассматривается, как ассоциативная афазия. Они считали, что затруднение в речи наступает в результате болезненных ассоциаций.

1 . первично ассоциация болезни, страх речи

2. вторично собственно заикание, трудности двигательного аппарата, т.е. возникшие страхи, опасение приводят к нарушениям речи.

Фрешиц сравнивал с процессом ходьбы, т.е. пока человек идет и не задумывается над тем, как идет, проблем нет. Стоит задуматься на этим, тут же возникают двигательные трудности.

Идея противоположная Гуцману и Кусмаулю.

Венская школа психоанализа. Фрейд. Австрия, Венгрия, Чехия.

Рассматривается, как подсознательное проявление различных конфликтов с окружающей средой (автор Адлер и Шнейдер). Они утверждали, что больные заиканием

С одной стороны вызывают сочувствие окружающих

С другой избежать соприкосновение с окружающими.

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Также, большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в XX в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными XIX в., необходимым отметить, что в XIX в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные XIX века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А.

В XX в. количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.). К началу 20в. учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А., Неткачев Г. Д., Фрешельс Э., Гиляровский В. А.). К 30-м годам 20в. и в последующие 50-60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е., Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М., Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.). В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.). Также к концу 20в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И., Шкловский В. М.). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А., Зайцева Л. А.) Появление этих работ, говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце 20в.

Становление и развитие подходов к преодолению заикания

Можно предположить, что первые сведения о психокоррекционной работе встречаются в изложенной Плутархом истории лечения Демосфена. Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей:

  • декламация под шум морских волн;
  • выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл);
  • упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей).

В 19в. многие учёные в своих системах лечения заикания (Итар, Ли, Коломба, Беккерель, Шервень, Блюме, Отто, Меркель, Шультесс, Лагузен Х., Кён Р.) не выделяли в отдельный раздел психическое лечение и предлагали использовать только отдельные приёмы психокоррекционного воздействия, такие как:

  • личное воздействие руководителями (Коломба, Меркель, Лагузен X.);
  • отвлечение внимания больного от дефектной речи (Коломба, Отто) ;
  • использование художественной литературы для улучшения психического состояния заикающихся (Блюме, Кён Р.);
  • построение речевого высказывания в мыслительном плане ещё до моторного воспроизведения (Безель).

Большое значение для психокоррекционной работы с заикающимися в данный период имеет монография Сикорского И. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И. А. как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения. Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца 19в. В начале 20в. появились отдельные работы, посвящённые именно психокоррекционному воздействию на заикающихся (Неткачев Г. Д., Тартаковский И. И.). В работах Неткачева Г. Д. и Тартаковского И. И. появился качественно новый взгляд на психокоррекционные приёмы и методы воздействия на заикающихся. Неткачев Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие системы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Неткачев Г. Д. составил чёткий план психокоррекционного воздействия, названный им «психологическим методом». У Неткачева Г. Д. мы встречаем план психологической помощи семьям заикающихся детей и им самим. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. А. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. А.

Важной и определяющей в данный период времени является работа Тартаковского И. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 20-е г.г. 20в.,что подтверждает её необычность и революционность. Мысль Тартаковского И. И. о том, что заикающиеся должны самостоятельно справляться со своими нарушениями — взять лечение в свои руки и, при этом, врачи, психологи, педагоги и другие специалисты будут только консультировать их — не встречалась в истории проблемы заикания от древности до времени, когда её предложил Тартаковский И. И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковекого И. И. о коллективной психотерапии и об учёте индивидуальных особенностей заикающихся. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 20-е г.г., органично связана со временем своего появления. Именно в 20-е г.г. во всех областях науки и культуры шли поиски и эксперименты, многие из которых впоследствии или совсем исчезли или сохранились в сильно изменённом виде.

В 1950—1960-е гг. К. М. Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический.

Во второй половине 20в. произошли важные изменения в психокоррекционной работе с заикающимися. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико-педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B.C., Селиверстов В. И., Шкловский В. М. и др.). По сравнению с 19в. и началом 20в. учёные стали чётко разграничивать методы и приёмы логопедического воздействия и психокоррекционную работу. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б.3., Волкова Г. А., Белякова Л. И., Дьякова Е. А., Рау Е. Ю., Карпова Н. Л., Некрасова Ю. Б. и др.). В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Лурии А. Р.

Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально-ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Б., Л. З. Арутюнян-Андронова, Карпова Н. Л., С. Б. Скобликова, Е. Ю. Рау и др.).

Типы заикания

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки

Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи хикикомори.

Распространённость

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

Причины

Причины возникновения

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

Механизм

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Факторы улучшения/ухудшения речи

Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося

Сикорский, Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании» Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося

Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

Методики лечения

Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз .

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь .

Вторые концентрируются на нервной системе , считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество, но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.