История школьного образования в мире. Где появились первые школы

Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение» , и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище , основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются которые в то время назывались «мастера грамоты» .

Несмотря на такой рост строительства образовательных зданий, школа все еще не имела широкого распространения на всей территории Руси. Образование в Киевской Руси организовывалось систематически и повсеместно. Именно поэтому, первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. В эпоху открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.

Воскресные чтения в сельской школе, Богданов-Бельский Н.П., 1895 год

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.

Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Рафаэль, Афинская Академия Аристотеля

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Ученики первой школы в Дагестане

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!

Причиной появления и двигателем развития школы как соци­ального института были и являются практические потребности общества и человека (экономические, социальные, политичес­кие, духовные). Историческая эпоха накладывает существенный отпечаток на все компоненты школьной структуры.

Школа как учреждение для обучения письму, счету, чтению возникла не ранее, чем накопился определенный запас знаний и не возник древний тип письма: идеографическое письмо (шумер­ское, древнеегипетское, китайское) как средство закрепления и передачи знаний, информации. Первые школы в государствах Древнего Востока (Месопотамия, Шумер, Аккад, а также Еги­пет, Китай) известны уже с III-II тысячелетий до н.э.

С течением времени обучение становится все более универсаль­ным и массовым, а деятельность педагогов превращается в специ­альный род деятельности (как правило, отделенный от других профессий и практик). В XVII-XVIII вв. формируется идея (замы­сел) образования, включающего регламентацию: системы подго­товки человека в школе, ориентированной на природу (идея «при-родосообразности» образования, позднее - «психического раз­вития»); специальных целей (формирование человека знающего, разумного, религиозного, подготовленного к зрелости; в соци­альном плане их определили требования подготовки специалис­та, а не личности); специального содержания (учебные знания и предметы).

В результате формируется школа как институт образования, организация для образования, копирующая практикой организа­ции дисциплины и «всего школьного дела» государственные уч­реждения.


Следующим этапом стало возникновение массовой школы (уни­версальной и специальной), что было обусловлено дальнейшей унификацией образования, ориентацией на создание учебных за­ведений, которые: 1) создаются государством или приобретают право на обучение от государства; 2) придерживаются опреде­ленного стандарта обучения; 3) в качестве преподавателей и уча­щихся допускают лиц с определенным статусом; 4) предполага­ют наличие некоторой экономической самостоятельности учеб­ного заведения в ведении хозяйства, обслуживании учебного про­цесса; 5) предусматривают наделение преподавателей и учащихся правами и обязанностями, порой выходящими за рамки непо­средственного учебного процесса, но укладывающимися в рамки предусмотренной социальной роли; 6) предполагают фиксацию факта окончания учебного заведения (как правило, выдачу соот­ветствующего документа), приобретение выпускником определен­ных дополнительных прав, статуса.

Отечественная школа как учреждение для обучения начинает складываться после крещения Руси. Первое летописное упомина­ние об организации обучения детей относится к X в. Как институт образования она оформляется к XVIII в., позднее, чем во многих странах Западной Европы.


В истории школы при огромном многообразии направлений образования и форм учебных заведений выделяются два типа школ: «школа учебы» и «школа жизни», или «школа воспитания».

«Школа учебы», возникнув в эпоху Нового времени, отразила растушую мощь разума, науки и просвещения. Она сыграла выда­ющуюся роль в общественно-педагогическом развитии. Один из ее ведущих идеологов - вьщающийся немецкий педагог А.Дис-тервег. В «школе учебы», ориентированной в основном на усвое­ние знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по прин­ципу «от знания к убеждению и действию» и проводится в форме культурно-просветительной работы. (Впоследствии это переняла советская система политического просвещения.)

«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласует­ся со знаменитым тезисом французского педагога Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «Жизнь образует (вос­питывает)».

Два типа школы не являются взаимоисключающими. Элемен­ты «школы жизни» всегда присутствуют в «школе учебы», но да­леко не всегда осознаются и активно используются. Элементы «шко­лы учебы» не отменяются в «школе жизни», они лишь приобрета­ют новые качества, максимально приближаясь к практической творческой деятельности.

Приоритет воспитания в официальной педагогике XIX-нача­ла XX в. обеспечивался «созданием умственного кругозора» уче-


ника на уроках и в ходе внеклассного общения. Эта установка была заимствована отечественным образованием у выдающегося немец­кого педагога И. Ф. Гербарта, который полагал, что именно зна­ния всецело определяют поведение человека и являются средством его воспитания. Главная задача школы - расширение познаний и развитие интеллекта учащихся, ориентировка на «целостное учеб­но-воспитательное дело», как и вся организация школы, обеспе­чивали ее развитие как «школы учебы».

Результат реализации этой установки охарактеризовал в нача­ле XX в. один из профессоров Московского университета: «Уроки и их приготовление - вот что заполняет весь день и все дни. Если бы даже все уроки сплошь были содержательны, то и тогда подоб­ная жизнь была бы ненормальна. Самый деятельный и предан­ный своей профессии взрослый человек не может весь день и все моменты своей жизни быть отданным своему делу; а ведь в по­добное положение бессрочного занятия школа ставит юношу и подростка» 1 .

В первые годы советской истории общее образование стало раз­виваться в рамках трудовой школы («школу труда» отдельные спе­циалисты рассматривают как еще один, третий, исторически за­крепившийся тип школы), но традиция «школы учебы» так и не была преодолена. В системе взаимоотношений и поведения в шко­ле основное значение стали придавать социально-политической позиции личности. Повышению воспитательной роли индивиду­альных контактов между работниками школы и учащимися, их сотрудничеству мешала инерция старой школьной этики: близ­кие отношения с учителем воспринимались как подхалимство, угодничество, ябедничество. В «Основных направлениях единой тру­довой школы» (сентябрь 1918 г.) был четко определен переход от школы «воспитывающего обучения» к школе как воспитательно­му учреждению. Формирование характера, волевых качеств и твор­ческих способностей личности стало определять систему воспита­ния под девизом «На все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности? - ответом является одно магическое слово - труд». На занятия трудом стали отводить до трети учебного времени. Оценивая начальный этап внедрения трудового начала в школу, Н. К. Крупская отмечала сла­бое влияние труда на общую атмосферу школьной жизни: «Поня­то было так, что дети должны не только учиться, но и трудиться. Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мести полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках» 2 . Вместе с тем был накоплен интересный опыт по

1 Цит. по: Козлова Г. Н. Отечественная средняя школа как воспитательное уч­
реждение (конец XIX-начало XX в.) // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 80.

2 Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1978. - Т. 4. - С. 23.


Включению учащихся старших классов в общественно-политичес­кие объединения, созданию общественных организаций учащих­ся, развитию школьного самоуправления.

В 1930-е гг. становится очевидным возврат к «школе учебы». Возникшие при этом к началу 1950-х гг. негативные социально-педагогические последствия вызвали необходимость реформы об­разования на основе «Закона об укреплении связи школы с жи­знью» (1958). Эта вторая попытка смены типа общеобразователь­ной школы была прекращена в 1964 г.: выдающиеся научно-тех­нические достижения, успехи в освоении космоса «повернули» общее образование к «школе учебы».

Последующая корректировка деятельности школы путем: разви­тия «профориентации», эпизодического общественно полезного и производительного труда, многообразных направлений «воспитатель­ной работы», расширения сети внешкольных учреждений, органи­зации работы с детьми по месту жительства, создания межшколь­ных учебно-производственных комплексов (УПК), массового при­менения единого «Примерного содержания воспитания школьни­ков» - не изменила основных характеристик «школы учебы».

Современное реформирование школы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) в целом не затрагивает основ модели «школы учебы», которая в со­временной практике представлена отдельными типами школ:

традиционная школа. Ориентирована на передачу готовых зна­ний, воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышле­ния. Благодаря практике традиционной школы в социуме сложи­лись представления о том, что и в каком возрасте должен знать и уметь ученик;

специализированная школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Ориентирована по преимуществу на усвое­ние школьником определенных способов работы с содержанием изучаемого предмета, что чаще всего достигается за счет увеличе­ния числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала. В большинстве случаев отличие этой школы от традиционной является не каче­ственным, а количественным. Данный тип школы демонстрирует социуму тот факт, что при определенных способностях и предва­рительной подготовке дети (в основном в среднем и старшем зве­не обучения) могут усваивать значительно более сложный пред­метный материал, чем в традиционной школе, и очень рано спе­циализироваться в определенном виде деятельности;

гимназии, лицеи. Представляют собой попытку воссоздания имев­шего место в истории школы академического уровня образования (стиль, форма, метод), что сопряжено на практике со значитель­ным изменением учебных планов за счет добавления новых пред­метов, как правило, гуманитарного профиля, и привлечения к


процессу преподавания специалистов высокого класса. Негатив­ные проявления при этом связаны с перегрузкой учебных про­грамм, игнорированием пригашенными специалистами возраст­ных возможностей и особенностей учащихся. Благодаря гимнази­ям и лицеям повысились требования к уровню общего среднего образования, к способу организации образовательной среды;

инновационные школы. Ориентированы на создание собственных разработок или освоение уже готовых педагогических технологий. Отсутствие четких критериев, позволяющих судить о том, какие разработки и технологии могут быть использованы в новой шко­ле, насколько они результативны, отсутствие целостности и сис­темности в проработке содержательных основ каждой конкретной школы не позволяют рассматривать данные учебные заведения как однородный тип школы;

школа, ориентированная на сложившуюся педагогическую систе­му (например, Вальдорфская школа, школа Монтессори и др.). Ориентированы на адаптацию готовой модели к новым услови­ям, при этом не всегда дается целостная оценка как возможно­сти, так и целесообразности переноса сложившейся педагогиче­ской системы на новую почву. Появление этих школ расширило представление о формах и содержании обучения, повысило зна­чимость идей педоцентризма, обострило вопрос о связи методов обучения с пространственной организацией учебного заведения.

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, и .

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».

Образование получило государственное значение при Петре 1, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре 1 была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

Первые школы России

Первая российская школа математических и навигационных наук была учреждена Петром 1 в 1700 году. Она стала первым светским учебным заведением в Москве и Европе. В школе обучались от 200 до 500 учеников, которые находились на полном содержании учреждения. Правила школы были весьма суровы – за прогулы с учеников взимались большие штрафы, а побег карался смертной казнью. Преподавали английские педагоги, которые специализировались на арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, основах географии и морской астрономии.

Все дисциплины в первой школе России изучались последовательно, а сама учеба приравнивалась к службе.

В 1715 году старшеклассников перевели в Петербург, где была создана Морская , выпустившая не одно поколение известны теоретиков и практиков военно-морского дела, а также руководителей экспедиций, которые прославили Россию. По типу первой школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы еще две школы – артиллерийская и инженерная. Они были казенными профессиональными учреждениями высшего уровня, подготавливавшими квалифицированных техников. Также в Москве была основана медицинская школа, которая спустя несколько лет открылась и в Петербурге.

Вопрос о происхождении первых людей до сих пор остается спорным. Религиозные догматы утверждают, что человек был создан Богом. Космологическая теория предполагает влияние инопланетных цивилизаций на развитие жизни на Земле. Существует также мнение о том, что человечество – аномальный элемент прогресса. Научный подход заключается в изучении развития людей как составной части биологической эволюции на планете. Именно многочисленные исследования антропологов, археологов, генетиков и других специалистов позволили определить время появления первых людей.

Инструкция

Центром раннего развития общих предков человека и обезьян – гоминид – была Африка. Здесь 5-6 млн лет назад на континенте жили , обитавшие преимущественно на деревьях. Постепенно приспосабливаясь к другим средам обитания (саванна, реки), предки людей вырабатывали новые навыки и менялись внешне.

Новый виток эволюции связан с увеличением мозга гоминид. Начался этот процесс примерно 2,4 млн лет назад у представителей ветви Homo Habilis – «человек умелый». Им стало под силу изготовить простейшие орудия из и разделывать ими туши пойманных животных.

На смену «человеку умелому» пришел «человек работающий» - Homo ergaster. Около 2 млн лет назад он научился охотиться на крупную дичь. Мясо, преобладающее в рационе гоминид, дало толчок к ускоренному развитию головного мозга и увеличению размеров тела.

Еще через миллион лет первая волна переселения человекоподобных особей за пределы Африки. На другом континенте – в Евразии – появились племена Homo erectus («человека прямостоящего»). Самыми известными и изученными представителями этой ветви являются питекантропы («люди-мартышки») и синантропы («китайские люди»). Эти предки человека умели ходить прямо, с высоко поднятой головой. Их мозг был достаточно развит, чтобы собирать , отламывать палки от деревьев, изготавливать каменные орудия для труда и охоты. Кроме того, «человек прямостоящий» использовал огонь, чтобы согреться и приготовить еду. Именно способность создавать новые вещи, не имеющие аналогов , антропологи считают порогом эволюции. Перешагнув его, животное стало человеком.

От питекантропов 200 тысяч лет назад отделилось племя неандертальцев. Именно их часто называют прямыми предками . Однако ученым не хватает данным для окончательного подтверждения этой гипотезы. Неандертальцы имели объем мозга, соответствующий мозгу людей настоящего времени. Они успешно разводили и поддерживали огонь, готовили горячую пищу. У неандертальцев отмечены первые проявления религиозного сознания: умерших соплеменников они хоронили в , а могилы украшали цветами.

Венец эволюции человекоподобных обезьян – Homo sapiens («человек разумный») – впервые обнаружил себя в Африке около 195 тысяч лет назад, а в Азии – более 90 тысяч лет назад. Позже племена переселились в Австралию (50 тысяч лет назад) и Европу (40 тысяч лет назад). Представители этой ветви были ловкими охотниками и собирателями, хорошо ориентировались на местности, вели простое домашнее хозяйство. «Человек разумный» постепенно вытеснил неандертальцев и стал единственным представителем рода Homo на планете.

Видео по теме

Источники:

  • Антропогенез

Совет 3: Когда в России была создана первая академия наук

В начале XVIII века в России бурно развивалась наука, активно накапливались знания о природе. В научных исследованиях все шире применялся эксперимент и математические методы. Жизнь настоятельно требовала соединения теории с практикой. К этому периоду как раз и относится основание первой в России Академии наук.

Инструкция

Реформаторская деятельность Петра I предполагала глубокое и всесторонне обновление российской державы. Рост промышленности и торговли, формирование транспортной системы требовали широкого развития образования и науки. Царь Петр всеми силами стремился укрепить Россию и направить ее по пути культурного развития, что позволило бы стране занять почетное место в ряду западных держав.

Планы создания в России собственной Академии наук Петр I вынашивал давно, задолго до ее основания. Он считал, что такая академия должна быть самобытным научным учреждением, а не простым слепком с западноевропейских аналогов. Концепция развития будущей академии предполагала формирование не только научного, но и образовательного учреждения, при котором предполагалось иметь гимназию и университет.

Для большинства из нас школа — необходимый и обязательный этап жизни. За десять лет, которые дети проводят в стенах образовательного учреждения, они получают базовые знания не только по различным наукам. Школа — это еще и обучение искусству общения, понимание своей роли в обществе и искусство взаимодействия со сложным миром. Как развивалась школа от самых истоков в России и других странах мира и как принято отмечать День Знаний — в нашем материале.

Где и когда возникла первая школа

Наверняка прообраз школы возник в тот самый момент, когда человечество обнаружило, что детей обучать чему угодно проще в компании сверстников, а родители, в свою очередь, получают возможность хоть немного передохнуть от детских проказ или же поработать. Первые ростки образования взошли в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Месопотамии и Египте, обучение было строго функциональным: жреческим, дворцовым или же военным.

Само слово “школа” возникло от греческого “сколе”, что в переводе означает всего-навсего “досуг”. Существовало два способа обучения детей — афинский и спартанский. Сам процесс образования афинской версии заключался в мирном и неспешном обмене философскими мыслями детей и умных взрослых с перерывами на обучение грамоте и гимнастические упражнения. Ученики Спарты больше внимания уделяли военно-физическому развитию, однако прекрасно умели читать и писать. Дети отбирались у родителей в семилетнем возрасте и воспитывались строгими менторами, а с 15 до 20 лет обязательным становилось еще умение громко и хорошо петь, не прекращая усиленных занятий спортом. Заметим, что именно суровые спартанцы прославились умением коротко и четко отвечать даже на самые хитроумные вопросы, особенно преуспели в этом жители Лаконии. Именно здесь таятся корни выражения “лаконичный стиль”. Педагогами же греки называли рабов, единственной функцией которых было провожать детей в школу и обратно.

Самым старым образовательным учреждением считается мусульманский университет Карауин, документы фиксируют его открытие в 859 году, однако так же достоверно известно и о том, что образование давалось в первых христианских монастырях, свидетельства этому до сих пор можно увидеть в коптских монастырях Египта, самый старый из которых начал свое существование как минимум в III веке нашей эры.

Да, образование девочек очень долго сводилось лишь к посвящению в тонкости ведения быта и ухода за младшими братьями и сестрами — исключение позволялось лишь для дочек знати и тех, кому была уготована жреческая карьера при некоторых древних культах. В некоторых странах и в наше время ситуация не слишком поменялась.

Когда в России появились первые школы

Россия обязана появлению школ Владимиру-Красному Солнышку, крестившему Русь: сразу после этой глобальной акции правитель, видимо, решил, что новую веру эффективнее всего насаждать в молодые головы, посаженные чинно рядышком в большом количестве. Ярослав Мудрый в Новогородском княжестве сделал обязательным обучение грамоте для детей знати и духовных лиц.

Важность школы для государства в полной мере понял только реформатор Петр I: прорубив окно в Европу, он принялся за дело с поистине царским размахом. Посылал детей на обучение в соседние просвещенные страны, а в Россию выписывал иностранных преподавателей. Так, в 1700 году в Москве Петром была открыта Школа математических и навигацких наук, первое светское образовательное учреждение. Преподавательский состав был целиком из Англии и Голландии, тогдашних лидеров мореходного дела. Одновременно в школе учились около 500 учеников на полном казенном содержании с обязательной прогрессивной стипендией, однако побег из учебного заведения карался сурово: смертной казнью. Император лично курировал процесс образования, знал всех учеников, которые впоследствии заняли ключевые посты в динамично развивающемся государстве.

После Петра образование было весьма неоднородным: церковно-приходские школы, дававшие минимум знаний простым людям, духовные заведения при монастырях и, разумеется, знаменитый Царский Лицей для избранных. До 1918 года обучение было раздельным: объединение школы наделало немало шума и эта модель просуществовала четверть века, чтобы вновь разделиться в 1943 и окончательно вернуться к привычной нам модели совместных школ в 1954-55 гг. Споры о необходимости обучать девочек и мальчиков раздельно то и дело возникают и сейчас: у модели существует множество сторонников и противников, аргументы и доводы каждой из сторон кажутся вполне логичными и разумными. С одной стороны, девочки и мальчики, например, действительно сильно отличаются эмоционально, что должно диктовать разный подход учителя к манере общения с классом. С другой стороны, после школы им предстоит жить в смешанном обществе, а социальные навыки закладываются именно в детском возрасте. Время покажет, в какую сторону эволюционирует модель школы, уже сейчас некоторые российские школы в порядке эксперимента вернули раздельное обучение.

1 сентября – День Знаний

За появление этой даты в наших календарях в качестве точки отсчета нового учебного года мы тоже должны поблагодарить Петра I. До царя-реформатора в этот день отмечалось наступление нового года: окончание сбора урожая считалось вполне веским поводом устроить грандиозный праздник, и эта практика считалась нормальной не только в России. Еще одна причина, по которой дети начинают учебу лишь в сентябре тоже привязана к земледельческим хлопотам: до относительно недавнего времени миллионы детей принимали самое активное участие в этом важном процессе, и сроки уборки урожая часто диктовали смещение начала учебного года. Окончательно дата стала обязательной только в 1930 году, до этого момента разные школы России начинали принимать учеников в разное время, что порядком всех путало.

Именно поэтому нет ничего удивительного, что эта же дата обозначает начало учебного года и во многих других странах, а в тех, где она смещена, это все равно привязано к возделыванию полей: например, австралийцы и латиноамериканцы отправляют детей на учебу 1 февраля, что в южном полушарии эквивалентно нашему 1 сентября.

Вместе с российскими детьми на праздничную линейку 1 сентября пойдут их сверстники почти во всех странах пост-советского пространства и Израиля. Великобритания, Канада и США совпадают с этой датой, если она приходится на первый вторник месяца, во всех остальных случаях привязка к дню недели оказывается сильнее числа. Греки учатся с 12 августа, шведы – с 15-го, а итальянцы с испанцами – с 1 октября.

В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.

Как принято отмечать День знаний в разных странах

В какую бы дату это ни происходило, это всегда праздник. Дети надевают праздничную одежду, школы украшаются цветами и воздушными шариками. Есть и очень трогательные традиции: например, в Австрии и Германии принято дарить детям «сахарные кульки», наполненные сладостями, а израильтяне сразу после «линейки» устраивают настоящий парад воздушных шаров, когда каждый ребенок пишет пожелание, прежде чем запустить шарик в небо. Комфортнее всех начинать учебу японским первоклашкам: нарядные и степенные, они обходят вместе с родителями и учителями украшенную школу, а затем еще неделю проводят дома, постепенно привыкая к новому для них статусу учеников.

В Чехии вместо торжественной линейки для первоклассников устраивают праздничный концерт с клоунами, а в Польше не принято дарить цветы на 1 сентября, вместо этого букеты вручаются учителям на 14 октября (День Учителя) в конце учебного года, в июне.

Школьники Камбоджи вместо привычных нам цветов несут с собой в первый учебный день в подарок учителю мыло, полотенце, или даже бытовые приборы, если школа престижная, а родители могут позволить себе такие подарки.

В Ирландии не проводится никаких особых торжеств, просто звенит звонок, и дети садятся за парты, зато учебный год никогда не начинается в понедельник: этот день ирландцами считается “Днем Духов”. А в Голландии все наоборот: именно понедельник считается самым удачным днем для начала занятий, детей ничему не учат в День Знаний, зато угощают мороженым от имени школы, то есть бесплатно.

Российские школьники тоже чаще всего не учатся в этот день, предпочитая общаться с одноклассниками, узнавая школьное расписание на год и, конечно же, радуясь новому учебному году. Мы поздравляем школьников, родителей и, конечно же, учителей с этим чудесным осенним праздником и желаем всяческих успехов в этом нелегком, но таком важном труде обучения.