История создания лифта: от древности до наших дней. Кто придумал Лифт - Когда Изобрели

Чтобы построить небоскреб, изобрести стальной каркас было недостаточно. Нужно было еще одно изобретение, возможно даже более важное. Ведь не заставишь же обитателей небоскреба, да и просто более-менее высокого дома ходить пешком по лестницам. Устройством, решившим проблему с обитанием людей на высоких этажах, стал лифт.Вопреки широко распространенному мнению, лифт изобрел не Элайша Отис. Задолго до него подъемники использовались в горном деле, строительстве, но в домах они не приживались. Причина проста – человек, способный позволить себе подъемник, желал за свои деньги получить хоть какие-то гарантии безопасности своего нахождения в висящей на пусть и стальном тросе корзине. Но простого, дешевого и надежного устройства, обеспечивающего такую безопасность, не было.Именно это желанное устройство * Отис и изобрел. И не только изобрел, но и как грамотный предприниматель лично представил публике. Хотя, возможно дело было не в грамотности: при испытаниях погибли два сотрудника Отиса, денег никто давать на новые разработки не хотел, и выбор стоял между риском и банкротством. В 1853г. при большом стечении публики в Нью-Йоркском Хрустальном дворце изобретатель взобрался на тяжелую, груженую мешками платформу, которая была поднята на высоту десятка метров, и, к ужасу присутствующих, перерубил канат, на котором платформа держалась. Благодаря свежезапатентованному устройству Отиса платформа не упала, и с тех пор лифт из чуда техники постепенно стал превращаться в повседневный бытовой прибор.

Первые лифты были, как и положено в те времена, паровыми. Широкого распространения они не получили, поскольку далеко не в каждом доме готовы были держать постоянно работающую паровую машину, да и механизмы самого подъемного устройства были очень громоздкими. Зато лифт стал визитной карточкой зданий с большим потоком посетителей: контор, магазинов, отелей. С его появлением именно эти здания растут быстрее всего, практически сразу появляются 5-7 и даже 10 этажные «протонебоскребы».

Лифтовая машина фирмы Отис на выставке в Филадельфии в 1876-м году.

(слева)Паровой лифт в офисном здании в Чикаго, 1893й год.
(справа)реклама фирмы производителя лифтов, конец XIX века
Следующим этапом в развитии стал лифт гидравлический. Он не требовал постоянной работы паровой машины, был значительно менее пожароопасен, однако и у него были свои недостатки. Первый – необходимость изготовления шахты для поршня. Если лифт ходит вверх-вниз на 5 этажей, то шахта должна быть ниже первого этажа на те же 5 этажей. С этой проблемой справились достаточно быстро — поршни стали делать горизонтальными или составными. Вторая проблема осталась неразрешима до сих пор – гидравлика не позволяет сделать лифт хоть сколько-нибудь скоростным.

Примерное устройство гидравлического лифта;
реклама производителя электрических лифтов, начало XX века
Лифт впервые стал таким, каким мы его знаем — электрическим, впервые в 1904м году. Общие принципы его работы с тех пор не меняются. Второе же его назначение – показывать насколько современно и функционально здание, в котором вы находитесь, актуально и по сей день. Наиболее ярко это проявилось именно в тех зданиях, которые не могли бы быть построены без изобретения лифта – небоскребах.

Лифт представляет собой специальное подъемное устройство, которое является неотъемлемым элементом любого многоэтажного сооружения. Между тем, история знакомого всем нам лифта весьма интересна и увлекательна.

Предшественники лифта в древнем мире

В течении нескольких тысяч лет человечество вынашивало идею создания надежного подъемного механизма, который смог бы функционировать по принципу современных лифтов, тех самых, что сегодня можно встретить в каждом многоэтажном доме. Самыми первыми, кто воплотил данную идею в реальность, стали древние египтяне. Подобное устройство им было необходимо в процессе сооружения своих знаменитых пирамид для фараонов.

По своему внешнему виду древнеегипетские лифты представляли собой особые подъемные устройства, оснащенные колесами с желобами, лебедками с барабанами, а также веревкой. Во время вращения барабанов происходило наматывание, а затем, и разматывание веревки, в результате чего грузы могли подниматься и опускаться благодаря перемещению веревки, пущенной через колесо с проделанным в нем желобом. Как утверждают исторические источники, такой механизм был изобретен в далеком 2600 года до нашей эры. Он был очень мощным и надежным, способным поднимать на 150-метровую высоту большие каменные блоки, вес которых достигал 90 килограммов.

Один из древнейших прототипов лифтов был обнаружен археологами во время раскопок древнеримского города под названием Геркуланум. Гибель этого города произошла одновременно с гибелью легендарных Помпей в результате извержения вулкана Везувия. В Древнем Риме существовали простейшие модели подъемных механизмов, которые преимущественно использовались с целью подъема гладиаторов и хищников на арену Колизея. Кроме того, при помощи несложных лифтов приготовленные вкусные блюда поднимали из кухни в столовую. Как гласят достоверные источники, такой лифт был создан еще в 236 году до нашей эры, а в роли его главного разработчика выступил легендарный Архимед — письменные упоминания об этом имеются в трудах знаменитого древнеримского архитектора Витрувия.

Лифты эпохи Средневековья

С наступлением эпохи Средневековья продолжилось развитие подъемных механизмов. Самой главной особенностью лифтов, изобретенных в этот период, являлось то, что для приведения их в действие использовалась естественная сила животных. В это время лифты начали выполнять свою основную задачу — то есть, перемещать людей и грузы на верхние этажи сооружений. Известно о том, что лифты, использовавшиеся на территории французских городов с 1203 года, приводились в действие благодаря движению осликов. В связи с тем, что подъемные устройства средневекового периода имели довольно высокую стоимость, позволить себе купить грузовой лифт могли далеко не все. В связи с этим, обустраивать свои сооружения лифтами имели возможность только монархи, богатые дворяне, а также некоторые церковные служители. В середине шестнадцатого столетия подобное подъемное устройство появилось в Монастыре Святой Екатерины. А уже начиная со следующего, семнадцатого века, лифты стали оснащать специальными системами блоков и гирь, благодаря которым и осуществлялось передвижение вверх и вниз. Одним из примеров такого лифта является изобретение Велайра, которое получило название «летающий стул». Этот лифт был установлен возле одного из знаменитых французских дворцов и использовался с целью подъема на верхние этажи людей, а также всевозможные грузы. Именно из-за того, что данный лифт был расположен не внутри сооружения, а за его пределами, широкой популярности он так и не смог приобрести.

Нечто, в гораздо большей степени напоминающее современные модели лифтов, впервые появилось на свет в 1743 году — то есть, во время правления знаменитого короля по имени Людовик XV. Этот лифт установлен был в самом Версальском дворце и был весьма полезен монарху. Благодаря этому удобному и надежному приспособлению король Людовик мог легко, просто и быстро перемещаться прямо в апартаменты своей любовницы, расположенные одним этажом выше. Но, справедливости ради, следует отметить, что и у этой конструкции имелись свои определенные недостатки и несовершенства. Она отличалась значительной громоздкостью, а в действие ее приводили королевские слуги.

Спустя некоторое время появилась совершенно иная система подъемных механизмов. Так, в 1795 году знаменитый российский ученый и изобретатель Иван Кулибин впервые представил свое творение — винтовые подъемные и спускные кресла. Для этих изобретений сразу же нашлись места в наиболее значимых и величественных сооружениях России — Эрмитаже, Зимнем Дворце, усадьбе Кусково, а также во всех прекрасных дворцах, расположенных на территории Царского Села. Точно такой же подъемный механизм был установлен и в легендарной усадьбе Архангельское с 1816 года. Все эти устройства, несомненно, отличались более высокой технологичностью по сравнению с лифтом французского короля Людовика XV, однако управление ими также являлось недостаточно совершенно. Для приведение в действие каждого из этих приспособлений требовалось применение человеческой или животной силы. Поэтому управление такими лифтами осуществлялось при помощи слуг либо скота. Устройства, напоминающие лифты появлялись и во времена правления царя Петра Первого. В знаменитом дворце Петергоф был установлен удивительный обеденный стол, который царские слуги перемещали между нижними и верхними этажами здания.

Применение новых технологий в производстве подъемных механизмов

Самый первый в мире лифт, который функционировал благодаря паровому двигателю, а не использованию человеческой или животной силы, появился в Америке. А произошло это событие в 1800 году по инициативе одного из американских предпринимателей, который являлся владельцем шахты по добыче угля. Данное изобретение существенно облегчило подъем каменного угля непосредственно из шахты на поверхность земли, делая этот процесс гораздо более быстрым и удобным. Технология паровых подъемников быстро приобрела широкую популярность, стала улучшаться и совершенствоваться. Спустя тридцать пять лет, в 1835 — лифт, оснащенный паровым двигателем, по достоинству оценили владельцы одной из фабрик, расположенных на территории Англии. Они начали использовать данное устройство в целях перемещения грузов. С этого времени усовершенствованные паровые лифты начали активно применяться на территории таких государств, как Английское Королевство и Соединенные Штаты Америки.


1845 год ознаменовался изобретением самого первого в мире гидравлического лифта. Создателем данного устройства стал небезызвестный Вильям Томсон, который также известен тем, что занимался созданием пневматических шин, а также целого ряда других, очень важных и необходимых человечеству изобретений. Следует отметить, что гидравлический лифт оказался гораздо более совершенным и технологичным устройством по сравнению с аналогом, работающим на паровом двигателе. Однако на этом технологии производства подъемных аппаратов не останавливались...

Лифты становились все более высокотехнологичными, совершенными, надежными и безопасными. Знаменитый американский изобретатель по имени Элайша Грейвс Отис в 1852 впервые за всю историю создал особый лифтовой механизм, оснащенный безопасными тормозами. Таким образом, благодаря специальным тормозам - «ловителям», при случайном обрыве тросов было предотвращено падение лифта вниз. Это, несомненно, произвело настоящий фурор в области тогдашнего лифтостроения. В это время люди стали пользоваться лифтами гораздо активнее и чаще, поскольку уровень их доверия к данным устройствам значительно возрос, а страх перед падением лифта вниз был сведен к нулю.

Еще спустя несколько лет начали появляться более усовершенствованные лифты, которые были оснащены специальными гидравлическими подъемниками с использованием жидкости под давлением. Лифт данного типа в свое время был установлен даже на такой знаменитой достопримечательности Парижа, как Эйфелевая башня. Установку одной из версий и монтаж лифтов осуществляла Roux, Combaluzier и Lepape

В 1861 году на свет появился самый первый в мире электрический лифт. Между прочим, запатентовано данное изобретение также было знаменитым американцем Элайшей Грейвсом Отисом. Лифты, созданные компанией Otis, благодаря своему высокому качеству и надежности пользовались очень широкой популярностью на протяжении долгих лет.

Немного позже, в 1880 году мир впервые увидел подъемный механизм, который являлся максимально похожим на те лифты, которые широко применяются в настоящее время. Разработкой конструкции этого лифта занимался один успешный и талантливый инженер из Германии. Все его идеи и замыслы воплотила в жизнь знаменитая компания под названием «Сименс и Гальске». На фоне всех своих предшественников этот лифт, несомненно, выглядел самым совершенным и высокотехнологичным. Одной из его основных особенностей являлось то, что он всего за одиннадцать секунд был способен легко подниматься на двадцати двух-метровую высоту. Начиная с 1889 года такие лифты начали успешно устанавливать в о многих нью-йоркских небоскребов.

Лифтостроение: наши дни

Так, постепенно паровые и гидравлические лифты начали выходить из обихода. Вместо них, к началу двадцатого столетия прочно обосновались надежные и высокотехнологичные подъемники, оснащенные исключительно электрическими приводами.

Ближе к завершению эпохи 90-х годов произошла очередная революция в области производства лифтов. Так, в 1996 году известная компания KONE из Финляндии впервые представила свое новое изобретение — современный лифт, который совершенно не нуждался в машинном помещении и был оснащен особым безредукторным приводом. Помимо компании KONE, производством аналогичных лифтов, также занялась и знаменитая американская компания Otis.

Самый первый в мире лифт, для которого не требовалось ни наличие машинного помещения, ни противовес, был произведен сотрудниками все той же финской компании KONE. Данное изобретение было представлено в 2007 году. В это же самое время в России также появился высокотехнологичный современный лифт, который обладал превосходными показателями энергосбережения и, подобно аналогам от Otis и KONE, не был оснащен машинным помещением. Данный лифт был разработан известной российской компанией «Сити Лифт».

Основными производителями высококачественных лифтов в наши дни являются американская компания Otis, финская KONE, а также швейцарская Schindler.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто изобрел лифт?

Кто изобрел лифт?

Лифт был изобретен не каким-то одним человеком, эта идея развивалась на протяжении длительного времени. Механизмы, действующие по принципу лифта, использовались уже много веков тому назад.

Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки. Блок – это колесо с желобом, по которому скользит веревка. Лебедка – это механизм с более широким колесом или барабаном, к которому прикреплен конец веревки. При повороте барабана рукоятью веревка наматывается или разматывается с барабана. Когда веревка пропущена через блок, она может поднимать или опускать груз.

В XVII веке был изобретен «летающий стул». Он был предназначен для подъема людей на верхние этажи зданий и приводился в движение системой гирь и блоков. Стул и его механизм находились вне здания. Однако «летающий стул» широкого применения не нашел.

В первой половине XIX века лифт уже существовал, но использовался, главным образом, для подъема грузов. Позже стал использоваться паровой двигатель, чтобы поворачивать барабаны этих подъемников.

Больше всего люди боялись, что удерживающие лифт веревки могут лопнуть, и лифт обрушится вниз. Но когда Илайша Отис изобрел средства безопасности, исключающие аварии, лифты стали очень популярны. Тогда же для подъема и опускания кабин начали применять гидравлические подъемники, в которых используется жидкость под высоким давлением.

Электрический лифт, которым мы пользуемся по сей день, был изобретен немецким инженером Вернером фон Сименсом.

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Лифт - Вы не боитесь остаться в застрявшем лифте с таким маньяком как я?- Вы не знаете, а этот лифт в рай идет?- Вы меня преследуете?- Мы поднимаемся или спускаемся?- Похоже, мы попали в самый медленный лифт в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Лифт Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к 6 в.

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Кто изобрел мяч? Никто не знает, кто первым начал играть в мяч, но было это еще в доисторические времена. Каждая цивилизация, от первобытных времен до наших дней, играла в игры, используя различные виды мяча. Некоторые древние народы плели мяч из тростника, другие

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Кто изобрел лифт? Лифт был изобретен не каким-то одним человеком, а эта идея развивалась на протяжении длительного времени. Механизмы, действующие по принципу лифта, использовались уже много веков тому назад. Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки.

Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер Ллуэллин

Лифт Похоже, что многие пассажиры лифтов играют в маленькую игру под названием «Сделай проход труднее». Иначе трудно объяснить, почему ожидающая лифт толпа полностью перекрывает выход и заставляет покидающих лифт тратить время на то, чтобы из него выбраться. Почему так

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Лифт В частной жизни, в подъезде многоэтажного дома, согласно правилу, находясь рядом с дамой, мужчина заходит в лифт первым, однако на практике, проявляя галантность, мужчины часто дают даме пройти вперед.Даже если мужчина ценит правила безопасности, но дама оказалась

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Лифт Лифт – транспортное средство для перемещения грузов и людей в вертикальном направлении. Это стационарный подъемник – кабина или платформа, движущаяся по направляющим, находящимся в шахте. Движение вертикальное прерывного действия. Основные характеристики лифтов

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Космический лифт Космический лифт – устройство, которое предположительно сможет осуществлять доставку грузов на планетарную орбиту либо за ее пределы.Первое упоминание о возможности создания устройства, способного осуществить доставку на орбиту, можно найти в трудах

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Кто изобрел расческу? «Ну и вопросик, – скажете вы. – Откуда нам это известно?» Да, действительно, назвать имя этого человека мы не можем. Да и было ли у него имя? Ведь первые гребни для ухода за волосами, которые обнаружили при археологических раскопках ученые, относятся к

Из книги автора

Кто изобрел косметику? Косметика всегда была нужна для того, чтобы сделать женщину более привлекательной. Но всегда существовали разные идеалы красоты, поэтому в разное время, в разных странах косметика была разной. Например, женщины диких африканских племен украшали

Из книги автора

Кто изобрел духи? Пожалуй, с самых первых дней существования люди начали пользоваться духами. Кстати, слово «парфюмерия» заимствовано из латыни: там слово «фумус» обозначало «дым». Это наводит нас на мысль, что древние люди, чтобы получить аромат, сжигали приятно пахнущую

Из книги автора

Кто изобрел трактор? Паровая машина Кюньо 1770 года была одновременно трактором и машиной. Однако изобретение трактора обычно приписывается англичанину по имени Кили. В 1825 году изобретатель сконструировал машину на колесах, приспособленную к передвижению по любому виду

Из книги автора

Кто изобрел асфальт? Мы привыкли к асфальту, этому невзрачному серому материалу. Его можно увидеть повсюду – у нас под ногами, на крышах зданий, в каналах и на днище просмоленной лодки и даже на картинах великих художников: в основе красок, которыми они пользовались, лежит

Из книги автора

Кто изобрел акваланг? Люди всегда испытывали любопытство к тому, что происходит в подводном мире, и пытались туда проникнуть. Но как получить запас воздуха для дыхания под водой? Это было довольно сложно.Нужно было решить две проблемы: трудность передвижения в воде и

Разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и спускных кресел) для Зимнего дворца . В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское .

Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году . Устройство безопасности Отиса в сочетании с использованием стальных каркасов зданий дало возможность строить небоскрёбы.

Проблемы проектирования лифтовых систем

Создание лифта для большой высоты - сложная инженерная задача. Масса тросов при большой длине превышает массу других подвижных элементов и требует сложного и тяжёлого противовеса.

Расчёт лифтов

Сложность проблемы заключается не только в обеспечении перевозки интенсивных пассажиропотоков в высотных зданиях, но и в необходимости оптимального разъединения или объединения отдельных пассажиропотоков многофункциональных комплексов: жильцов в жилой части зданий, служащих в офисной части зданий, покупателей в торговых учреждениях и т. д.

При этом для решения проблемы необходимо применять наиболее эффективные средства вертикального транспорта: скоростные электрические пассажирские лифты для высотной части зданий с компьютеризированными системами группового управления, пассажирские электрические лифты средней скорости для нижней части высотных зданий; гидравлические пассажирские лифты и грузовые лифты для нижних этажей зданий и комплексов; электрические или гидравлические лифты для обслуживания многоэтажных автомобильных стоянок; эскалаторы и пассажирские конвейеры для перемещения массовых пассажиропотоков в нижних этажах комплексов.

Провозная способность

Провозная способность вертикального транспорта рассчитывается с учётом таких параметров лифтов, как грузоподъёмность, скорость, число вероятных остановок кабины во время кругового рейса, характеристики разгона и торможения, затрат времени на открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров.

Существенное влияние на провозную способность лифтов оказывает эффективность организации их движения, обеспечиваемая современными компьютеризированными системами группового управления. Эти системы способны регистрировать данные о загрузке кабин лифтов, направлении и интенсивности пассажиропотока, времени ожидания выполнения вызова на этажах. На основе этих данных системы вырабатывают управляющие сигналы, оптимизирующие работу лифтов. Для высотных многофункциональных зданий расчёт вертикального транспорта осуществляется методами математического моделирования.

Безопасность и обслуживание

Общее положение

При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости), возможность несчастного случая практически исключена.

В России безопасность лифтов регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». С 15 февраля 2013 российский технический регламент "О безопасности лифтов" Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1175 признан утратившим силу. С 15 февраля 2013 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) признаны не подлежащими применению приказом Ростехнадзора от 14 января 2013 г. N 5.

Указанный технический регламент устанавливает минимальные требования к обеспечению безопасности лифтов, которые раскрываются в принимаемых на его основе международных стандартах . По мнению экспертов профессиональной ассоциации лифтовиков Национальный лифтовый союз , добровольный характер применения указанных стандартов является главной угрозой безопасности лифтов в современных условиях .

С 14 февраля по 13 мая 2013 в России государственного надзора за безопасностью лифтов не существовало. С 13 мая за эксплуатацией лифтов надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, надзор над лифтами, выпускаемыми в обращение, - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Обслуживание и ремонт

Средний проектный срок службы лифта составляет 25 лет . По достижении этого возраста ходовой части и системам безопасности требуется пройти диагностику со стороны отдела технического контроля. По результатам диагностики высчитывается срок дальнейшей эксплуатации (обычно 3 года, в зависимости от износа основных узлов). Один раз в 24 месяца проводится техническое освидетельствование лифта. В соответствии с «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» проводятся капитальные ремонты, а также ежемесячные осмотры. Эксплуатация устаревшей ходовой части противоречит нормам эксплуатации и правилам техники безопасности. Использование лифта в данном случае является небезопасным для пассажиров. Однако многие квартирные товарищества и коммунально-жилищные управления игнорируют данные правила техники безопасности, подвергая большому риску жизни жильцов многоэтажных домов.

Одним из важнейших средств обеспечения безопасной эксплуатации лифтов является их диспетчерский контроль и используемые для этого диспетчерские системы . Они обеспечивают дистанционный контроль исправности и доступа к лифтовому оборудованию, а также переговорную громкоговорящую связь диспетчера с кабиной и машинным помещением лифта. Применение таких систем позволяет также сократить затраты на обслуживающий персонал - лифтеров.

Пожарная безопасность лифтов

Важнейшей проблемой для современных многонаселённых зданий является обеспечение пожарной безопасности лифтов, а также установка в зданиях лифтов для пожарных.

При возникновении пожара в здании существует опасность использования лифтов пассажирами, поскольку они не осведомлены об имеющихся в этом случае рисках, и лифты не выведены из эксплуатации. За исключением некоторых специальных случаев, лифты не предназначены для использования во время пожара.

В зданиях, сооружениях и строениях высотой 28 и более метров шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур шлюзов с избыточным давлением воздуха, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре .

Режим «Пожарная опасность»

Режим работы лифта «Пожарная опасность» - установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание. Из режима «Нормальная работа» в режим «Пожарная опасность» лифт переводится автоматически после подачи сигнала «Пожар» из системы пожарной сигнализации или пожаротушения . При этом сигнал «Пожар» подаётся размыканием контактов, либо путём передачи информации в виде последовательных сигналов в соответствии со стандартизированными протоколами.

Предположим, что кабина с пассажирами в режиме «Нормальная работа» поднимается на большой скорости, и в этот момент поступил сигнал «пожарная опасность». Это вызывает замедление кабины и подход её в зону точной остановки. При остановке кабины после движения вверх её двери не открываются. После остановки кабины она спускается на первый этаж.

Из режима «пожарная опасность» в режим «нормальная работа» лифт переводится из машинного помещения .

При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. При этом также отключается кнопка «Стоп» в кабине. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), выполняется следующее:

  • при движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж;
  • при движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

Если включение режима «Пожарная опасность» произошло во время выполнения режима «ревизия» или в момент технического обслуживания, то должен подаваться звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведён в нормальный режим работы, что позволит включить режим «Пожарная опасность».

Для информации о том, что лифт, прибывший на посадочный этаж, не может быть использован для перевозки пассажиров, на посадочном этаже должен быть размещён индикатор «Вход запрещён». Индикатор включается при прибытии лифта на посадочный этаж.

При установке в здании (сооружении) двух и более лифтов, имеющих общее машинное помещение (включая лифты, имеющие систему группового управления), сигнал на включение режима «пожарная опасность» подаётся для каждого лифта отдельно.

Режим «Перевозка пожарных подразделений»

Режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» - установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая его работу под непосредственным контролем и управлением пожарных. При этом режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» является следующей фазой после режима «Пожарная опасность» .

Лифт для транспортирования пожарных подразделений может быть использован для спасения инвалидов во время пожара .

Мировой и отечественный опыт, полученный при пожарах в высотных зданиях, показал, что для борьбы с пожаром необходимо использование специально предназначенных для этой цели лифтов. Лифты для пожарных должны обеспечить быструю доставку пожарных подразделений на этажи для борьбы с пожаром, сохранив силы пожарным для борьбы с огнём. Эти лифты должны иметь дополнительную защиту от факторов пожара (в исполнении конструкции и строительной части лифтов) и обязательно оснащаться специальной системой управления, связанной с размещёнными на этажах тепловыми и дымовыми извещателями .

В обычное время лифт для пожарных используют в качестве пассажирского лифта [ ] .

Лифт для пожарных, в отличие от обычных лифтов, должен иметь конструкцию, позволяющую использовать его при пожаре как можно дольше.

Перевозка на лифте для пожарных в обычное время грузов должна быть запрещена, так как в случае пожара это может привести к недопустимой задержке или невозможности использования лифта для борьбы с пожаром.

Надёжность обеспечения энергоснабжения является важнейшим условием работы лифта для пожарных .

Признаки изношенности ходовой части лифта

  • Звук трения металлических поверхностей.
  • Кабина лифта перемещается с отклонениями от вертикального направления.
  • Кабина перемещается неравномерно.
  • вибрации в процессе спуска/подъема кабины лифта
  • неточность остановки (допустимое отклонение точной остановки кабины лифта 35 мм)

В случае застревания кабины обычно нажимают кнопку «вызов» для вызова диспетчера. Самостоятельный выход из кабины, застрявшей между этажами, крайне опасен для жизни - можно упасть в шахту лифта и разбиться. Также проникновение в шахту лифта опасно для жизни.

Лифты в кинематографе

  • «Лифт на эшафот » (Франция, 1957)
  • «Три банана » (СССР, 1971) - мультфильм, в котором мальчик улетает в космос на волшебном лифте.
  • «Скорость » (США, 1994)
  • «Миссия невыполнима » (США, 1996)
  • «Лифт » (США, 2001)
  • «Кейт и Лео » (США, 2001)
  • «Лифт уходит по расписанию» (Россия, 2002)
  • «100 девчонок и одна в лифте » (США, 2003)
  • «Лифт » (Россия, 2006)
  • «Роковой выбор» (США, 2007)
  • «Отключка » (США, 2008)
  • «Дьявол » (США, 2010)
  • «Лифт [убрать шаблон] » (США, 2011)
  • С начала XXI века ведётся разработка проектов по созданию космического лифта , который бы позволил поднимать грузы на околоземную орбиту.
  • Речь, используемая для представления новых проектов, называется «презентацией для лифта ». Считается, что такая презентация должна быть достаточно краткой, чтобы её можно было полностью рассказать за время поездки в лифте.
  • Самый высокий небоскрёб США («Уиллис-тауэр » в Чикаго) имеет 106 лифтов, 16 из которых - двухэтажные, то есть принимают и высаживают пассажиров сразу с двух этажей. Два экспресс-лифта для посетителей смотровой площадки на крыше преодолевают 412 метров за минуту и несколько секунд.
  • Самые скоростные лифты установлены в здании Taipei 101 - они развивают скорость 16,83 м/с. В здании Бурдж-Халифа (самое высокое здание в мире) скорость лифтов составляет только 10 м/с .
  • Николас Вайт - сотрудник журнала BusinessWeek , офис которого находится в здании McGraw-Hill building, 15 октября 1999 года в результате скачка напряжения застрял в лифте на 41 час .
  • Самый высотный лифт находится в Шамони (Франция), он прорублен в скале и поднимает туристов с высоты 3777 метров на высоту 3842 метра.
  • Самый загадочный лифт есть в Диснеевском аттракционе Призрачное поместье , The Haunted Mansion. Лифт-галерея, в котором оказываются замурованные люди, опускается вниз с сопровождающим голосом (Ghost Host), в котором квадратные портреты вытягиваются и становятся прямоугольными. Помещение называется Stretching Room - «Удлиняющая галерея» (в парижской версии аттракциона эта комната названа «Секретная комната» (Secret Room)). Опускается лифт ровно на один этаж вниз. Как только он опускается и портреты полностью уже показаны, потухает свет, и в The Haunted Mansion наверху видно повешенного самим собой Мастера Грейси (скелет). В Парижской версии аттракциона Фантом повесил жениха Невесты, Джона, на самом высоком месте и жутко насмехается над человеческой верностью.
  • Также у Корпорации Дисней есть самый известный лифт, используемый в аттракционе Башня Террора Сумеречной Зоны. Лифт перемещается внутри тринадцатиэтажного здания сначала горизонтально вперед, а потом резко падает с 13-го этажа 7 раз. После семи падений лифт перемещается горизонтально назад на своё исходное место (где все начиналось).
  • Крупнейшее отдельно расположенное здание имеет 161 лифт, оно построено в
Одним из уникальных изобретений, которым большинство из нас пользуется каждый день, является лифт. Это подъемное устройство настолько прочно вошло в быт, что мало кто задумывается о том, насколько велико его значение.

А ведь, стоит немного пофантазировать, на тему что бы было, если бы лифт не изобрели, то начинаешь понимать, что без лифта облик современных городов был бы совсем иным. Не будь лифта, самые высокие дома вряд ли были бы выше хрущевских пятиэтажек.

Наиболее древним подъемным устройством - прообразом лифта - является подъемник в одном из домов древнеримского города Геркуланум, который находится у подножия вулкана Везувий, и, подобно Помпеям, стал его жертвой. При раскопках в доме были найдены хорошо сохранившиеся элементы подъемника, который служил для поднятия приготовленных блюд из кухни в расположенную над ней столовую. Находка датируется 79 годом н. э. - годом извержения Везувия.

Подъемник приводился в действие мускульной силой.

Однако есть письменные упоминания о существовании прообразов лифтов, которые относятся к еще более раннему периоду. Впервые лифт в своем трактате «Десять книг об архитектуре» описывает римский архитектор Витрувий, указывая на то, что конструкцию лифта разработал по его заказу Архимед из Сиракуз. Историки датируют рукопись 236 годом до н.э.

Также достоверно известно, что во дворце римского императора Нерона также был подъемник, служащий для подъема не только грузов, но и людей. Нерон питал слабость к театральным действам, которые часто и устраивал у себя во дворце. Подъемник использовался для доставки на сцену театра актеров и декораций. Им пользовались не только при подготовке спектакля, но и во время него. Как и подъемник в Геркулануме, он приводился в действие мускульной силой людей.

Из свидетельств очевидцев гладиаторских боев известно, что лифты применялись в римском Колизее для того, чтобы поднимать на поверхность арены гладиаторов и животных. Современные исследователи установили, что в Колизее существовали 12 лифтов, приводимых в движение рабами при помощи системы блоков.

В 1743 году в Версальском дворце короля Франции Людовика XV был сооружен пассажирский лифт. Он предназначался для того, чтобы его Величество смогло без особых усилий осчастливить своим визитом любовницу, апартаменты которой располагалась этажом выше.

Однажды в 1795 году в коридорах Зимнего дворца в Петербурге царедворцы не без удивления наблюдали за тучным увальнем А. Безбородко. На сей раз канцлер пребывал в несвойственном для него состоянии возбуждения и экзальтации. Как выяснилось, он только что взлетел с первого этажа в царские апартаменты в «самоподъемном кресле». Это было не что иное, как прообраз лифта. Созданный выдающимся русским изобретателем И. Кулибиным, подъемный механизм действовал с помощью одного или двух человек: специальные гайки, двигаясь по двум вертикально установленным ходовым винтам, поднимали площадку с кабиной. Подъемное кресло стало одним из наиболее любимых развлечений и высших сановников и дворцовой челяди. Это был первый пассажирский лифт, построенный в Российской империи.

В 1800 году впервые в качестве привода для лифта была применена паровая машина. Это произошло на одной из шахт по добыче каменного угля в Америке. Владелец шахты сделал вывод, что использование паровой машины повысит скорость подъема угля и людей и, тем самым, увеличит эффективность производства. С этого момента началась эра коммерческой эксплуатации лифтов. Пользоваться ими стало экономически выгодно. Уже в 1835 году паровые грузовые лифты начали применяться на промышленных предприятиях Англии.

Одним из недостатков паровых лифтов была постоянная необходимость поддерживать паровую машину в работе. Это не было особой проблемой на шахтах, где лифт работал постоянно, но создавало массу неудобств на предприятиях, где лифт был нужен эпизодически. По этой причине, а также из-за чрезмерной шумности паровые лифты не устанавливались в жилых домах. Проблема была отчасти решена в 1845 г., когда американец Вильям Томпсон разработал первый гидравлический лифт. Его конструкция также не была лишена недостатков, поскольку требовала наличия источника давления в жидкости. Им могла быть... паровая машина. Основным преимуществом было то, что ее можно было разместить удаленно от места установки лифта, а подачу жидкости осуществлять по трубопроводу высокого давления. Появившиеся в то время в некоторых городах централизованные системы водопровода были малопригодны для использования с лифтами Томпсона, поскольку давление в них не превышало 0,38 МПа.

В 1851 году инженер Вильям Армстронг создал гидравлический аккумулятор для увеличения и обеспечения постоянства давления поступающей в цилиндр воды. Для этого он использовал вертикальный цилиндр с диаметром плунжера в 40 или 45 см, который поддерживал большой стальной ящик, наполненный камнем или гравием. Хотя подъемник Армстронга был оборудован ключевыми компонентами современного гидравлического лифта: гидроцилиндром плунжерного типа, мультипликатором и гидроаккумулятором, многочисленные конструкторские разработки в Англии и Европе в целом сосредоточились на совершенствовании конструкции лифтов с гидроцилиндром плунжерного типа прямого действия. Первый такой лифт появился в Англии в 1849 г. и был установлен в отеле «Osmaston Manor». К середине 60-х годов XIX столетия крупные городские гостиницы в Англии тоже начинали использовать гидравлические пассажирские лифты.

Это было время совместного сущест-вования паровых и гидравлических лифтов. В 1852 американский инженер Элайша Грейвс Отис создал изобретение, сделавшее лифт самым безопасным видом транспорта. За свою жизнь Отис сменил несколько профессий: был строительным рабочим, работал на лесопилке, строил кареты, служил на мебельной фабрике, выпускавшей кровати. Именно здесь в 1852 году его попросили сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж. Во время работы над подъемником Отис и сделал свое ключевое изобретение.

Если до него трос к кабине крепился непосредственно, то Отис решил закрепить его посредством упругой стальной пластины-рессоры, а по бокам подъемника установить зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и свободно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение.

Отис назвал свой подъемник «безопасным лифтом» и основал фирму «Otis Elevator», которая начала производство таких лифтов. В 1854 году для того чтобы увеличить продажи лифтов своей конструкции Отис придумал остроумный рекламный трюк. В одном из выставочных залов Нью-Йорка, где имелся высокий купол, между двумя опорами высотой 12 метров двигалась подъемная платформа. На вершине сооружения стоял помощник, державший в руке длинный меч. На платформе среди бочек и ящиков стоял сам изобретатель во фраке и в цилиндре. Паровая машина подтягивала платформу на самый верх, и ассистент по команде Отиса обрубал канат мечом. Платформа устремлялась вниз, но через метр-два автоматика со страшным скрежетом срабатывала и останавливала падение. Отис снимал цилиндр и кланялся публике.

Через три года, в 1857, фирма «Otis Elevator» установила первый свой пассажирский лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт брал до пяти человек и вез их со скоростью 20 сантиметров в секунду.

Во второй половине XIX века в США началась эра строительства небоскребов. В первых небоскребах чаще применяли гидравлические лифты без каната: поршень, ходящий в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх. Такая система применялась в домах не выше 20 этажей, потому что для размещения гидроцилиндра под фундаментом дома необходимо было выкапывать глубокую яму. Зато гидравлические лифты двигались в несколько раз быстрее, чем паровые лифты системы Отиса. Кроме того, через некоторое время гидравлику усовершенствовали, разместив цилиндр горизонтально, а поршень через систему блоков тянул канат, поднимавший кабину.

В 1859 году фирма «Otis Elevator» сконструировала в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнем от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево - вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта, которые проработали до 1875 года.

В это же время совершенствовались конструкции гидравлических лифтов. На Всемирной выставке 1867 года в Париже инженер Леон Эдду установил свой лифт в Галерее механизмов и перевозил посетителей до наблюдательной платформы высотой 2 м. В конструкции лифта применялся пус-тотелый плунжер диаметром 24,5 см, составленный из четырех отдельных частей. Кабина была закреплена на головке плунжера и направлялась четырьмя пустотелыми чугунными колоннами, которые одновременно составляли основу конструкции шахты. Внутри колонн перемещались противовесы, подвешенные на цепях, огибающих блоки вверху шахты и закрепленные на раме кабины.

Многочисленные критики отмечали непригодность этого лифта для зданий повышенной этажности. В ответ на критику Л. Эдду представил на Парижской выставке в 1878 года лифт с плунжерным цилиндром прямого действия и высотой подъема 128,5 м. Цилиндр размещался под кабиной в колодце, дно которого находилось на отметке 16 м ниже уровня моря. Использовалась также вода из городской водопроводной сети. Вскоре лифт этой конструкции был установлен на Эйфелевой башне, что стало подтверждением надежности конструкции французского изобретателя и позволило широкой общественности без труда наслаждаться видами Парижа с обзорной площадки башни.

Фирма «Otis Elevator» не хотела уступать конкурентам, производившим гидравлические лифты, и с 1874 года начала предлагать гидравлические пассажирские лифты и грузовые подъемники своей конструкции.

Противостояние гидравлических и паровых лифтов могло бы продолжаться еще дольше, но в 1880 году компания немецкого инженера Вернера фон Сименса построила в городе Мангейм первый в мире электрический лифт. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд.
Первый электрический лифт фирмы «Otis Elevator» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 году. В 1887 году американец А. Майлс получил патент на электрический лифт, в котором была предусмот-рена система блокировки дверей лифтовой шахты при отсутствии кабины на этаже.

С этого времени началось развитие современных лифтов и распространение их по городам мира. Дальнейшие изобретения в сфере лифтов в основном касались систем управления и автоматизации обслуживания. Если для обслуживания первых лифтов требовался целый штат сотрудников (инженер для управления паровой машиной, лифтер в кабине, дежурные на этажах для закрывания и открывания дверей шахты), то к началу XX века вполне достаточно было одного лифтера в каждом лифте и одного электромеханика на несколько лифтов в здании. Лифтеры, одетые в униформу, подобно швейцарам стали одними из ключевых фигур обслуживающего персонала каждого отеля того времени. Но, созданная в 1924 году фирмой «Otis Elevator» система вызова лифта нажатием кнопки на этаже, и автоматические двери, изобретенные инженером Хаугтоном в 1926 году, позволили полностью автоматизировать лифты и упростить их обслуживание.

Поставляя лифты в по всему миру, фирмы-производители столкнулись с проблемой нумерации этажей зданий в разных странах. В большинстве стран Европы, странах Британского Содружества, Латинской Америке этаж, находящийся на уровне земли, называют «ground floor», этаж над ним - первым этажом. В то время как во многих других странах отсчет начинается с 1 этажа. В домах США и Канады отсутствуют 13-этажи, что связано с поверьем о несчастливом числе 13. Следующий за 12-м этажом будет обозначен как 14-й или назван каким-то словом, например «Skyline». А в Китае и ряде соседних стран в больничных зданиях нет 4-го этажа, потому что слово «четвертый» по-китайски очень похоже по звучанию на слово «смерть».

Итак, в рамках этой статьи мы отследили эволюцию лифта от античности до современного времени. А что же дальше? Каким изобретатели видят лифт будущего? Несомненно, он будет безопасным, автоматическим, быст-рым. А, возможно, и космическим!

Галилео. История изобретений. Пассажирский лифт Отиса: