Переходя к модели континентального правосудия по делам несовершеннолетних, надо и здесь отметить традиционность, стабильность организации судебного процесса, но исходит она здесь не от исторической преемственности (чикагского суда), а скорее от влияния на ювеиальиую юстицию континентальной системы права, основанной на правовых нормах.
Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд этой юрисдикции.
Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции, как уже говорилось, имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию юрисдикций по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Эта современная французская ювенальная юстиция отличается от той, что была создана во Франции в 1914 г., хотя бы потому, что вначале не было системы судов для несовершеннолетних, действовал только единоличный судья. В дальнейшем Ордонанс от 2 февраля 1945 г., модифицированный Законом от 24 мая 1951 г. и Ордоиаисом от 22 декабря 1958 г., окончательно создал во Франции автономную судебную систему по делам несовершеннолетних. Ее юрисдикции принадлежат все дела несовершеннолетних без изъятий, в том числе и их дела в соучастии со взрослыми.
Обычно судебная процедура в судах для несовершеннолетних во Франции рассматривается применительно к указанным выше их видам.
Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый гобратите внимание - не избираемый!) на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу в департаменте гединица территориального деления Франции) имеется один судья для детей. Однако в департаментах, важных по значению, их может быть и больше. При каЖдом трибунале по делам несовершеннолетних первый президент апелляционного суда назначает еще следственного судью по делам несовершеннолетних. Дела между судьей для детей и указанным следственным судьей распределяются так: оба они могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.
В процессуальном отношении вызов к судье для детей является первой стадией процесса по делам несовершеннолетних. В значительной мере эта стадия носит предварительный,
ознакомительный характер для судьи, хотя и заканчивается решениями, имеющими важное значение для судьбы подростка.
Итак, судья дЛя детей знакомится с делом, с самим правонарушителем, с его средой. В случае необходимости судья может принять и неотложные меры: изъять подростка из семьи и поместить его на режим пробации (воспитательного надзора) и даже временно в закрытое воспитательное учреЖдение, решить положительно вопрос о его предварительном заключении.
Значительное место уже в этой стадии занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством "социального исследования" с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием. "Социальное исследование" судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье по выбору режима обращения. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется в трибунале по делам несовершеннолетних, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Нетрудно заметить, что нечто подобное есть и в английском "детском" суде. Отметим также, что требование российского УПК обязательного изучения судом и следователем условий жизни и воспитания несовершеннолетних (при определении предмета доказывания по уголовному делу, ст. 392) ставит и перед российским судом, хотя он и не является специализированным, те же задачи.
Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Он может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, может, наконец, принять в отношении него "меры безопасности" (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершенно-
Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.
Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневековья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары за совершенное деяние.
В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не достигших 25 лет». В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170-228 гг.), римского юриста, префекта - претория: «Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь и защиту против обмана...» В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается» 5 . Сноска!!!
Римское право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей государством - это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз (например, в момент создания «детских» судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов - уже в конце XX в.). Сноска!!!
Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.
В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.
В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца. Сноска!!!
Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г. Несовершеннолетних, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми».
Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только применительно к нанесению ущерба.
По Закону XII таблиц умышленные преступления считались неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Однако несовершеннолетнему, признаваемому психически незрелым, допускалось уменьшение наказания. Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Филипп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как основу возникшего позднее общего для уголовной ответственности несовершеннолетних принципаразумения. О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии. Сноска!!!
Жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Известные швейцарские исследователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к взрослым преступникам, содержание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего возраста), непонятные детям процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки). Сноска!!!
В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.
Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.
Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли «отцами и судьями сирот». Испанский король Павел IV Арагонский законодательно закрепил эту традицию, создав в 1337 г. в г.Валенсии магистратуру «отца сирот». В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей. Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей. Сноска!!!
Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания. Сноска!!!
Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на судебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для несовершеннолетних, правда, не вступившие в действие). Сноска!!!
Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиротам и правонарушителям, особого режима их воспитания сыграла, церковь в Польше. Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых известных - Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной помощи, тесно связанная с системой правосудия для несовершеннолетних, была целиком в руках церкви. Для Польши было традиционным создание большого числа религиозных патронажных общин, покровительствовавших детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях. Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреждения для таких детей (например, возникшее в 1871 г. «Общество сельского хозяйства и ремесел». Это общество построило в 1876 г. исправительный дом для подростков-правонарушителей, который, по замыслу создателей, должен был стать подобием семьи для этих детей) 3 . Сноска!!!
Оригинальный вариант участия церкви в реализации правосудия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления «без разумения», могли быть отданы «для исправления» в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.
В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в.
В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрослых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников. Сноска!!!
И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 г., затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Сноска!!!
Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.
Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних, последовали другие страны, через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904) (специальная сессия общего суда), Египте (1904) (Закон от 14.02.1904 г. «О создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии»; Закон от 06.04.1904 г. о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах - 1905 г. (законы от 06.02.1901 г. и от 12.02.1901 г.: созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре), Германии (1907-1908) (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914) (Закон от 22.07.1912 г., вступил в силу 04.03.1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912) (Закон Картон-де-Виарта от 15.05.1912 г.), Австрии (1908) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918) (созданы опекунские суды), Италии (1908) (Закон от 11.05.1908 г. «О специализированных судах по делам несовершеннолетних»), Португалии (1911) (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.), России (1910) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908) (автономная судебная система), Румынии (Трансильвания) (1913) (автономная судебная система), Польше (1919) (автономная судебная система), Швейцарии (1911-1913), Японии - январь 1923 г. (Закон от 01.01.1923 г., создавший автономную систему по делам несовершеннолетних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Сноска!!!
Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов. История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.
В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.
В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.
Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант).
Такова была «стартовая ситуация» для начала деятельности ювенальной юстиции.
Постепенно ювенальная юстиция вышла за пределы собственно специализированного уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. В настоящее время ювенальную юстицию, как представляется, следует рассматривать в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации.
В России на рубеже XX и XXI веков стали появляться работы по ювенальной юстиции, и к концу первого десятилетия XXI столетия их накопилось уже довольно порядочное количество. При всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выделить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б.Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы (правда, не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции), хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам (причем отметим, такие административные органы рассматриваются не сами по себе, а как альтернатива судам). Сноска!!! Выраженный Э.Б.Мельниковой подход поддерживается еще целым рядом авторов. Сноска!!!
В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, семьи по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Сноска!!!
Таким образом, в настоящее время в России сложились два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ювенальной юстиции, т. е. к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. Отсутствие же единого подхода в рассматриваемой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное воздействие на ход разработки соответствующих законопроектов.
Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов:
Во-первых, ювенальная юстиция - система государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, среди которых ведущее место занимают ювенальные суды;
Во-вторых, присутствует определенный механизм, посредством которого государственные органы осуществляют защиту прав ребенка;
В-третьих, для нее обязательно взаимодействие судебных органов с различными социальными службами помощи детям и подросткам.
С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение: «ювенальная юстиция» - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.
Именно такое понимание ювенальной юстиции складывается и у законодателя, который, разрабатывая проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», нацелил его на обеспечение взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов, занимающихся проблемами детей. Это взаимодействие строится в соответствии с широким пониманием системы ювенальной юстиции, в которую входят не только суды, занимающиеся делами несовершеннолетних, но и несудебные органы, а также негосударственные некоммерческие организации, нацеленные на защиту прав детей и на реализацию реабилитационных программ. Вместе с тем проект закона направлен на развитие связей всех государственных и негосударственных институтов, что должно повысить эффективность использования наличных ресурсов. Причем особое место в построении взаимодействия различных государственных органов в этой системе отводится ювенальным судам.
Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений.
Суд для несовершеннолетних сконцентрировал в своей деятельности те признаки, которые были задуманы как противоположность общему (общеуголовному, общегражданскому) суду. Реализация специфических принципов ювенальной юстиции общим судом по меньшей мере затруднительна, а фактически невозможна. Потому и возникла необходимость в ювенальной юстиции с уникальным "детским" судом, действующей автономно от общего правосудия.
История ювенальной юстиции внесла свои коррективы в традиционное представление о бесспорных преимуществах автономного правосудия для несовершеннолетних. В мире существуют варианты судов по делам несовершеннолетних - коллегии, составы суда, рассматривающие дела несовершеннолетних и действующие не автономно, а как часть общих судов.
И все же даже с учетом исторических изменений можно говорить об автономности суда для несовершеннолетних, которая создается комплексом правовых норм (материальных и процессуальных), позволяющих этому суду двигаться в "автономном режиме". Значительная часть этих норм применяется только в правосудии для несовершеннолетних.
Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику.
О каких специфических признаках суда по делам несовершеннолетних идет речь?
Во всех странах, где такой суд существует, он в начальной стадии рассмотрения дела выступает как магистр (мировой судья) и действует единолично;
Особые требования предъявляются к образованию, профессии и жизненному опыту судьи: он необязательно должен быть юристом, но предпочтительно психологом, педагогом, врачом;
Там, где в системе правосудия есть суд присяжных по делам несовершеннолетних, такие же требования предъявляются и к присяжным. Имеются специальные правила составления списков присяжных и их отбора;
Суд по делам несовершеннолетних осуществляет правосудие, используя имеющиеся в его распоряжении вспомогательные неюридические службы;
Правосудие в судах для несовершеннолетних реализуется по специфической судебной процедуре, в центре которой находятся несовершеннолетний и судья;
Суд по делам несовершеннолетних развивается сейчас как суд комплексной, смешанной юрисдикции. Примером могут служить опекунские суды в Австрии, которые правомочны рассматривать и решать в одном деле правонарушение, совершаемое подростком, и вопросы гражданско-правовой защиты этого подростка. Выше уже было сказано о трансформации судов по делам несовершеннолетних в семейные суды;
Суд по делам несовершеннолетних имеет специфику персональной и предметной подсудности. В первом случае речь идет о следующих вариантах: рассмотрение только дел самих несовершеннолетних; рассмотрение дел и взрослых соучастников; передача дел в общие суды. Во втором случае спецификой является рассмотрение судами для несовершеннолетних деяний, которые считаются правонарушениями только в случаях совершения их несовершеннолетними (так называемые статусные преступления) (подробнее см. лекцию III).
Вторая половина XIX века была отмечена постепенным смягчением отношения к несовершеннолетним преступникам . Так в 1924 г. В США (г. Нью‑Йорк) был создан первый реформаторий для детей, позволяющий раздельное содержание в тюрьмах со взрослыми правонарушителями.
2 июля 1899 года впервые в г. Чикаго (штат Иллинойс) был создан специальный суд по делам несовершеннолетних.
Для этого послужили определенные обстоятельства сложившиеся в конце 19 века, вызванные техническим прогрессом, изменениями в экономике и политике, изменившие привычные условия жизни общества, вызвавший серьезный всплеск преступности в стране.
Примеру США создавших ювенальный суд (закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закон – в 1891 г.) последовали другие страны, где так же создавались национальные ювенальные суды:
1. В Северной Америке:
2. В Европе:
– Ирландия – 1904 г. (социальная сессия суда);
– Ирландия и Уэльс – август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних), декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21.12.1908 г., создавшего автономную систему ювенальных судов в стране);
– Германия – 1907–1908 гг. (соединение опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта‑на‑Майне, Бресслау и др.);
– Франция – март 1914 г. (Закон от 22.04.1912 г., создал автономную систему ювенальных судов);
– Бельгия – май 1912 г. (Закон Картон‑де‑Виарта от 15.05.1912 г.);
– Италия – май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. «О специализированных судах по делам несовершеннолетних»);
– Португалия – 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый в Лиссабоне в 1911 г., второй – в 1912 г.);
– Россия – 1910 г. (создана автономная судебная система);
– Венгрия – 1908 г. (автономная ювенальная система);
– Румыния – (Трансильвания) – 1913 г. (автономная судебная система);
– Польша – 1919 г. (автономная ювенальная судебная система);
– Швейцария – Кантоны (1911 г.);
– Нидерланды – 1905 г. (законы от 6.02.1901 г., от 12.02.1901 г.; созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);
– Греция – декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г., установил специализацию судей);
3. Африка:
– Япония – январь 1923 г. (система ювенальных судов);
5. Австралия и Новая Зеландия:
– Западная Австралия – 1907 (закон о детских судах: г. Куинленд);
– Виктория – 1915 г. (закон о судах для детей);
– Новая Зеландия – 1925 г. (Закон о благополучии детей).
Создание ювенального суда в штате Иллинойс (г. Чикаго) США было серьезным шагом в осуществлении принципа гуманизации судопроизводства в отношении детей и подростков. Как отмечал русский процессуалист‑ученый П.И. Люблинский, что едва ли можно назвать в современной юридической и педагогической литературе тему более людную чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшиеся в начале 20 века.
Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления учреждений, причем намечаются новые темы, новые формы .
Автономная система ювенальных судов возникла не во всех странах, где были созданы такие суды. При этом появились две формы судов:
– автономный суд, не связанный с общими судами;
– состав общего суда, выполняющий функции рассмотрение дел о несовершеннолетних.
Автономные суды были созданы в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, в кантонах французской Швейцарии.
Вторая форма рассматривалась в Австрии, Германии, Португалии, Испании, в кантонах немецкой Швейцарии, где функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что определило как приоритетную задачу судебной защиты прав ребенка, а борьба с преступностью отошла на второй план.
Такие страны как Ирландия, Греция, Италия, Женевский Кантон Швейцарии, Япония, Новая Зеландия пошли по пути создания специализированного составов судей по делам несовершеннолетних.
В США развитие ювенальной юстиции пошло по двум основным направлениям: специализация судопроизводства и упрочения судебного процесса.
Специализация осуществлялась в следующих формах:
– слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых;
– изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения;
– выделение для слушания данных дел специализированного судьи по делам несовершеннолетних.
В упрощенной форме формальная судебная процедура в судах сводилась к беседе судьи с несовершеннолетним правонарушителем подсудимым, что обосновывалось необходимостью уменьшения вредного влияния на детей самой процедуры рассмотрения дел в суде.
Особенностью американского суда явилось то, что ему поручались функции руководства учреждениями попечительского надзора над детьми и подростками.
В Англии и Уэльсе несмотря на то, что правовые системы были схожи с США, ювенальная юстиция стала формироваться в несколько отличают от американской формы.
Как в США в 1905 г. В Бермингеме был создан первый специализированный суд.
Кроме специальных отдельных заседаний в данном суде начали действовать некоторые специфические правила:
– разделение детей и подростков подсудимых на категории по степени тяжести совершенных ими правонарушений;
– проведения заседаний за час до открытия общих судов;
– присутствие родителей и других близких людей в судебном заседании;
– раздельное рассмотрение дела каждого несовершеннолетнего подсудимого (даже в случаях соучастия);
– создание при суде корпуса чиновников службы пробации , наделение их функциями изучения личности и устройства детей‑правонарушителей;
– контроль со стороны суда за осуществление попечительского надзора за этими детьми.
Во Франции ювенальное судопроизводство было также организованно согласно сегодняшних особых национальных особенностей развития общества.
В модели ювенальной юстиции существовали традиционные субъекты правосудия: следственные судья, прокурор, суд присяжных.
Однако одновременно с созданием ювенальных судов начали создаваться специальные опекунские советы, которые занимались с несовершеннолетними, не поддающиеся под юрисдикцию уголовного суда (с детьми в возрасте до 12 лет). Эти структуры вошли в систему гражданской судебной юрисдикции, послужившие в последствие базой для создания семейных судов.
Для французской ювенальной юстиции получил распространение, в отличие от общей англосаксонской системы принцип строгого следования уголовно‑процессуальным требованием :
– для несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет сохранялся принцип «разумения»;
– вводилось «второе досье» по делам несовершеннолетних (социально‑психологическая характеристика самого несовершеннолетнего и его деяния);
– ограничение гласности при рассмотрении присутствовать в судебном заседании представителей учреждений интересующихся защитой подростков;
– возможность рассмотрения дела ребенка в общем суде, если: несовершеннолетних действовал с разумением; совершил тяжкое преступление и совершил его в соучастии со взрослым .
В Германии первый ювенальный суд был создан 1 января 1908 г. В г. Франкфурте. В отличие от судов несовершеннолетних в США, Англии, и Франции – немецкий суд не был автономным.
В составе общего суда одному из его членов на год давались двойные полномочия. Первые – рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудным участковым «шеффенским» судом . Этот вел предварительное следствие и назывался следственным судьей. Второе – опекунское производство в отношении малолетних. Специализации предусматривалось и для прокурора в суде.
Во франкфуртском суде гласность не была ограничена, но его заседания осуществлялись в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.
Попечительские функции в суде для несовершеннолетних брали на себя члены попечительских союзов о детях. По поручению суда они предоставляли ему сведения об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых.
По мнению Люблинского П.Н. франкфуртская модель ювенального суда рациональная и практичная, т. к. при отправлении данного вида правосудия, достигаются главные черты судов для юношества: специализации, соединение опеки и наказание и планомерное привлечения организованного попечительства о малолетних .
Еще по теме 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах:
- 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах
- §1. Основные этапы развития досудебного производства в уголовном процессе Швейцарии: историко-правовой аспект
- § 3. Цели уголовного наказания в контексте культурно организованного поведения
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -
Хромова Наталия Михайловна , научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом "против" является боязнь изъятия ребенка из семьи.
Отношение к детям -
это тот показатель,
по которому можно судить
о зрелости общества в целом,
об уровне развития общества.
Нам необходима нормальная система
защиты детства во всех смыслах этого слова.
Сегодня такой системы в стране просто нет...
Д.А.Медведев
Определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.
На законодательном уровне ювенальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.
Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.
Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего), направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.
Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: ювенальная юстиция во всем мире тесно связана с ее центральным звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г. оригинальная английская версия "juvenile justice" в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.
Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".
Судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и, в частности, специальными нормами, установленными в его гл. 50. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК РФ требования гл. 50 применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет.
Основой для выделения возрастного порога, в рамках которого наступает уголовная ответственность, является достоверно установленная и типичная (т.е. имеющаяся у подавляющего большинства подростков данной возрастной группы) совокупность психических и личностных качеств - способности к направленному восприятию, запоминанию и логическому анализу информации, ее классификации, планированию поведения на основе личных предпочтений, социальных ориентаций и прослеживанию последствий, произвольному регулированию поведенческих актов в процессе их исполнения. Характерными чертами подросткового возраста являются глубокая физиологическая и психологическая перестройка организма, рост физических и интеллектуальных возможностей, при этом "подросток уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению принимает стихийные формы".
В каждом поведенческом акте и в поведении как их совокупности человек проявляется как целостность физиологических, психологических и социальных качеств, проявляются его интеллект, воля, эмоции и жизненный опыт.
Психическое развитие подростка во многом определяется развитием его сознания, определенный уровень которого позволяет мысленно планировать будущие действия и предвидеть их результаты. С развитием сознания возникает способность понимания социального значения своих действий, возможность целенаправленно управлять ими, контролировать их, совершать волевые поступки. При этом социопатические изменения у детей разных возрастов можно представить в виде системы формирования распространенного в последние годы измененного фенотипа ребенка, для которого характерны нарушения адаптивности и защитных функций организма (высокая реактивность и большая истощаемость), усиление нейрогормональных и вегетативных реакций, психологическая и метаболическая неустойчивость. Именно у таких детей в большей степени проявляются конфликтность, агрессивность, психологические срывы, уход из семьи, а также возрастает вероятность совершения преступлений и правонарушений. Знание указанных возрастных особенностей несовершеннолетнего позволит следователю, прокурору, судье, защитнику эффективно применять нормы гл. 50 УПК РФ.
Правосудие в отношении несовершеннолетних берет свое начало с конца XIX в. Первый по делам несовершеннолетних был учрежден 2 июля 1899 г. в Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США такие суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.).
В России первый автономный по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске и Саратове. До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. Однако 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", которому возраст уголовной ответственности по ряду преступлений был снижен до 12 лет; ликвидирована норма о преимущественном применении к несовершеннолетнему мер медико-педагогического характера (ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года); восстановлена возможность применения к несовершеннолетним всех видов уголовного наказания. В 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", в котором судам строго предписывалось применять указанное Постановление не только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, но и к преступлениям, совершенным по неосторожности. Таким образом, с середины 1930-х гг. карательная (репрессивная) политика в отношении детской преступности стала доминирующей.
В период с начала 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. происходит "возрождение" ювенальной юстиции. Так, в ходе правовой реформы конца 1950-х - начала 1960-х гг. в УК РСФСР несовершеннолетним было уделено серьезное внимание. В Кодексе содержались нормы, смягчающие наказание в отношении несовершеннолетних, и предусматривалась возможность освобождения их от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, в УПК РСФСР 1960 г. содержалась гл. 32, посвященная производству по делам несовершеннолетних. В этот период была вновь введена специализация судей по делам несовершеннолетних в народных судах. В 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление, в котором судам указывалось на необходимость специализации судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.
Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 3 июля 1963 г. N 6 "О по делам о преступлениях несовершеннолетних" также обращал внимание судей на необходимость особо тщательно подходить к выяснению всех вопросов, связанных с преданием суду несовершеннолетних. Судьи, специализирующиеся на делах о несовершеннолетних, осуществляли надзор за ходом отбывания осужденным несовершеннолетним наказания, не связанного с лишением свободы.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 была утверждена предложенная Президентом РФ Концепция судебной реформы в РСФСР. В Концепции в числе основных идей и мероприятий судебной реформы предусматривалось, что "наряду с Конституционным Судом РСФСР и общими судами представляется целесообразным создать специализированные суды, а предварительно - специализированные судебные коллегии в федеральных и республиканских общих судах...". В соответствии с Постановлением Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция.
Однако, как отмечено в Постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования", идея создания ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, хотя и была поддержана на всех уровнях, так и осталась нереализованной.
Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.
Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних необходимо принятие мер по обеспечению единообразия применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере. Целесообразно обобщение сложившейся в сфере ювенальной юстиции. Для формирования особой ветви правосудия - ювенальной юстиции - необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних.
Как уже отмечалось, ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних.
Основные принципы ювенальной юстиции закреплены в международно-правовых актах
, таких, как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.
К таким принципам относятся:
1. Охранительная ориентация правосудия
. Защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план. Кроме того, основные начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых. Пекинские правила, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (правило 5 Пекинских правил, п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка).
Исходя из этого принципа, следует отметить две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних:
- обеспечение благополучия несовершеннолетнего - главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти; в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;
соблюдение принципа соразмерности, который ограничивает применение карательных санкций и выражается в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, т.е. п. "a" правила 17.1 Пекинских правил меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.
2. Социальная насыщенность правосудия
. Суть этого принципа связана с необходимостью широкого использования в уголовном процессе по делам о несовершеннолетних неюридических специальных познаний, направленных на изучение особенностей социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего, а также социальных условий жизни. В соответствии с правилом 25.1 Пекинских правил следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.
Так, при решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних психологические знания могут быть использованы достаточно широко. Существо деятельности психолога по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних заключается в анализе психологических особенностей личности и анализе поведения несовершеннолетнего для оценки характера и степени ответственности, а также для прогноза его будущего поведения, вероятности повторного совершения преступления. В задачу психолога входит изучение личности в совершенном деянии (ретроспекция) и личности в будущем (прогноз).
Изучение личности в ретроспекции поможет суду индивидуализировать вид и размер наказания. Прогноз, с одной стороны, также будет влиять на решение этих вопросов, а с другой - играть решающую роль при определении режима наказания и программы исправительной работы с подростком.
Психологическая характеристика поведения несовершеннолетнего в ситуации конкретного противоправного деяния включает в себя выяснение наличия предумышленности или импульсивного поведения в ситуации совершения преступления и оценку психологической информации, направленной на выявление степени общественной опасности подростка.
Интересно, что в зарубежных странах, где функционирует ювенальная юстиция, судам предоставлено поместить несовершеннолетнего подсудимого в специальные стационарные учреждения для обследования. Кроме того, у суда есть поставить вопрос о выборе оптимальной для несовершеннолетнего меры воздействия за содеянное и оптимального режима ее исполнения.
В некоторых странах, к примеру во Франции, уголовный процесс предусматривает формирование в судебном процессе специального так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и совершенного им деяния, а также окружающей его микросреды.
3. Максимальная индивидуализация судебного процесса
. В соответствии с этим принципом личность несовершеннолетнего в уголовном процессе должна рассматриваться в качестве главного объекта внимания и изучения. Таким образом, концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре.
4. Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних
предполагает обеспечение им дополнительных гарантий, направленных на защиту их прав и законных интересов. Данное требование выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего (защитника, законного представителя); в выяснении дополнительных вопросов, которые решает при вынесении приговора; в выделении дел несовершеннолетних в особое производство.
В настоящее время внедрение норм международного права требует ограничения гласности и обеспечения конфиденциальности судебных процессов, расширения альтернативных форм уголовной ответственности и мер наказания, предупреждения преступности несовершеннолетних через отлаженные механизмы защиты их прав.
В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна "являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" (правило 1.4).
Кроме того, Концепцией судебной реформы в Российской Федерации была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов, а позднее в Федеральной программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальной юстиции и проекта закона о ней. Однако в настоящее время Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции.
Следует отметить, что в феврале 2002 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении была принята поправка в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", которая допускала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних. Но данное предложение так и осталось на стадии проекта. Между тем в порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции 30 субъектов РФ апробируют опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты.
9 июня 2009 г. Президентом РФ было дано поручение N Пр-1470 Правительству РФ по созданию ювенальных судов. В поручении отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка.
Как было отмечено, в гл. 50 УПК РФ отражены особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. Эти особенности относятся как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Однако утверждать, что уголовно-процессуальное создало особую модель ювенальной юстиции, нельзя.
Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (далее - Постановление N 1) указано, что судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, назначении осужденным справедливого наказания и законного, обоснованного применения мер уголовно-правового характера, максимально способствовать соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, подозреваемых, потерпевших), предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений, восстановлению социальной справедливости.
В пункте 4 Постановления N 1 также разъясняется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетенцией не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Такое положение соответствует правилу 22 Пекинских правил, в котором отмечено, что профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Однако следует отметить, что на практике дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают федеральные и мировые судьи без специальной квалификации, так как количество дел не позволяет уделить должное внимание лицам моложе 18 лет. Кроме того, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР специализацию дознавателей, следователей, судей не предусматривает.
Между тем некоторые страны СНГ закрепили положения о специализации. Так, в УПК Республики Азербайджан указано, что предварительное следствие в отношении несовершеннолетних должно проводиться по возможности специальными подразделениями соответствующих органов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними (ст. 432.1). В УПК Республики Беларусь также установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судьями по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430).
Проблему ювенальной юстиции не обошли стороной и ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, А.А. Гравина отмечает, что "ювенальные суды являются составной частью ювенальной юстиции, представляют собой определенную систему, включающую в себя суды по делам несовершеннолетних и целую систему организационно-правовых и социально-психологических институтов, способных гарантировать эффективное решение проблем защиты прав и законных интересов подростков".
В то же время различные неправительственные организации полагают, что введение ювенальной юстиции приведет к изъятию детей из семей, к лишению родительских прав и ликвидации института семьи. Однако для ювенальной юстиции приоритетное значение имеет именно семья. Как справедливо отмечает Р.Р. Максудов, "ювенальная юстиция - не только механизм функционирования специализированных юридических норм, а в первую очередь и главным образом забота о будущем поколении. Это не просто работа с отдельными детьми, которые что-то нарушили, а работа с такими, которые выбились из социальной среды, не могут в нее вписаться и чье преступление следует воспринимать как крик о помощи, о ситуации, когда подростку нужна поддержка".
Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходимость создания в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних уже не вызывает сомнений, основным звеном которой должны стать специализированные ювенальные суды.
__________________