История создания ювенальной юстиции в зарубежных странах. Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции К таким принципам относятся

Переходя к модели континентального правосудия по делам несовершеннолетних, надо и здесь отметить традиционность, стабильность организации судебного процесса, но исходит она здесь не от исторической преемственности (чикагского суда), а скорее от влияния на ювеиальиую юстицию континентальной системы права, основанной на правовых нормах.

Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд этой юрисдикции.

Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции, как уже говорилось, имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию юрисдикций по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Эта современная французская ювенальная юстиция отличается от той, что была создана во Франции в 1914 г., хотя бы потому, что вначале не было системы судов для несовершеннолетних, действовал только единоличный судья. В дальнейшем Ордонанс от 2 февраля 1945 г., модифицированный Законом от 24 мая 1951 г. и Ордоиаисом от 22 декабря 1958 г., окончательно создал во Франции автономную судебную систему по делам несовершеннолетних. Ее юрисдикции принадлежат все дела несовершеннолетних без изъятий, в том числе и их дела в соучастии со взрослыми.

Обычно судебная процедура в судах для несовершеннолетних во Франции рассматривается применительно к указанным выше их видам.

Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый гобратите внимание - не избираемый!) на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу в департаменте гединица территориального деления Франции) имеется один судья для детей. Однако в департаментах, важных по значению, их может быть и больше. При каЖдом трибунале по делам несовершеннолетних первый президент апелляционного суда назначает еще следственного судью по делам несовершеннолетних. Дела между судьей для детей и указанным следственным судьей распределяются так: оба они могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.

В процессуальном отношении вызов к судье для детей является первой стадией процесса по делам несовершеннолетних. В значительной мере эта стадия носит предварительный,

ознакомительный характер для судьи, хотя и заканчивается решениями, имеющими важное значение для судьбы подростка.

Итак, судья дЛя детей знакомится с делом, с самим правонарушителем, с его средой. В случае необходимости судья может принять и неотложные меры: изъять подростка из семьи и поместить его на режим пробации (воспитательного надзора) и даже временно в закрытое воспитательное учреЖдение, решить положительно вопрос о его предварительном заключении.

Значительное место уже в этой стадии занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством "социального исследования" с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием. "Социальное исследование" судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье по выбору режима обращения. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется в трибунале по делам несовершеннолетних, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Нетрудно заметить, что нечто подобное есть и в английском "детском" суде. Отметим также, что требование российского УПК обязательного изучения судом и следователем условий жизни и воспитания несовершеннолетних (при определении предмета доказывания по уголовному делу, ст. 392) ставит и перед российским судом, хотя он и не является специализированным, те же задачи.

Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Он может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, может, наконец, принять в отношении него "меры безопасности" (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершенно-

Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.

Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневе­ковья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жесто­кой кары за совершенное деяние.

В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не дос­тигших 25 лет». В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170-228 гг.), римского юриста, префекта - претория: «Следуя естественной справед­ливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непроч­ной и подвержена возможностям многих обманов; этим эди­ктом претор обещал и помощь и защиту против обмана...» В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются раз­ные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упо­минаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современ­ному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь ма­лолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при право­нарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил во­ровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается» 5 . Сноска!!!

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защи­ты детей государством - это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (деклари­ровалась) не один раз (например, в момент создания «детских» судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов - уже в конце XX в.). Сноска!!!

Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный ста­тус стал интересовать юристов значительно позднее.

В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несо­вершеннолетним и в некоторых последующих работах, тракто­вавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца. Сноска!!!

Этот принцип в течение длительного времени был распро­странен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г. Несовершеннолет­них, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми».

Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только при­менительно к нанесению ущерба.

По Закону XII таблиц умышленные преступления счита­лись неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Од­нако несовершеннолетнему, признаваемому психически не­зрелым, допускалось уменьшение наказания. Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Фи­липп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как ос­нову возникшего позднее общего для уголовной ответственно­сти несовершеннолетних принципаразумения. О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии. Сноска!!!

Жестокость, игнорирование детства как естественного со­стояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Известные швейцарские ис­следователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних ис­следований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смерт­ной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к взрослым преступникам, со­держание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего воз­раста), непонятные детям процессуальные действия (приведе­ние к присяге) и недопустимые (пытки). Сноска!!!

В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.

Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.

Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли «отцами и судья­ми сирот». Испанский король Павел IV Арагонский законода­тельно закрепил эту традицию, создав в 1337 г. в г.Валенсии магистратуру «отца сирот». В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей. Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей. Сноска!!!

Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учре­ждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания. Сноска!!!

Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на су­дебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для не­совершеннолетних, правда, не вступившие в действие). Сноска!!!

Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиро­там и правонарушителям, особого режима их воспитания сыг­рала, церковь в Польше. Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых из­вестных - Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной по­мощи, тесно связанная с системой правосудия для несовер­шеннолетних, была целиком в руках церкви. Для Польши бы­ло традиционным создание большого числа религиозных па­тронажных общин, покровительствовавших детям и подрост­кам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях. Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреж­дения для таких детей (например, возникшее в 1871 г. «Обще­ство сельского хозяйства и ремесел». Это общество построило в 1876 г. исправительный дом для подростков-правонарушите­лей, который, по замыслу создателей, должен был стать подо­бием семьи для этих детей) 3 . Сноска!!!

Оригинальный вариант участия церкви в реализации право­судия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления «без ра­зумения», могли быть отданы «для исправления» в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.

В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершенно­летних можно было обнаружить в законах многих стран в на­чале и даже в середине XIX в.

В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрос­лых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослы­ми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс пред­усмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были органи­зованы заседания суда специально для рассмотрения дел несо­вершеннолетних, а также осуществлен первый опыт примене­ния к ним режима пробации (воспитательного надзора), став­шей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников. Сноска!!!

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 г., затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Сноска!!!

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был слу­чайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения техниче­ского прогресса породили определенные новшества в эконо­мической сфере, изменившие привычные условия жизни об­щества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к не­совершеннолетним - как провоцирующие новые преступле­ния.

Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних, по­следовали другие страны, через короткое время возникли наци­ональные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904) (специальная сессия общего суда), Египте (1904) (Закон от 14.02.1904 г. «О создании суда для несовершеннолетних в г. Александ­рии»; Закон от 06.04.1904 г. о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах - 1905 г. (законы от 06.02.1901 г. и от 12.02.1901 г.: созданы временные суды для несо­вершеннолетних, действовавшие по упрощенной судеб­ной процедуре), Германии (1907-1908) (соединение функций опе­кунских судов и судей по уголовным делам о несовер­шеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914) (Закон от 22.07.1912 г., всту­пил в силу 04.03.1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912) (Закон Картон-де-Виарта от 15.05.1912 г.), Австрии (1908) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918) (созданы опекунские суды), Италии (1908) (Закон от 11.05.1908 г. «О специ­ализированных судах по делам несовершеннолетних»), Португалии (1911) (созданы трибуналы по делам не­совершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.), России (1910) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908) (автономная судебная система), Румынии (Трансильвания) (1913) (автономная судеб­ная система), Польше (1919) (автономная судебная система), Швейцарии (1911-1913), Японии - январь 1923 г. (Закон от 01.01.1923 г., со­здавший автономную систему по делам несовершенно­летних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной про­цедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Сноска!!!

Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов. История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В самом начале существования судов для несовершеннолет­них автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидер­ландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах не­мецкой Швейцарии функции опекунских судов были соедине­ны с функциями судов по делам несовершеннолетних, что вы­двинуло на первый план их деятельности задачу судебной за­щиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с пре­ступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли по пути создания специализиро­ванных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейца­рии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (ва­риант).

Такова была «стартовая ситуация» для начала деятельности ювенальной юстиции.

Постепенно ювенальная юстиция вышла за пределы собственно специализированного уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. В настоящее время ювенальную юстицию, как представляется, следует рассматривать в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В России на рубеже XX и XXI веков стали появляться работы по ювенальной юстиции, и к концу первого десятилетия XXI столетия их накопилось уже довольно порядочное количество. При всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выделить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б.Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы (правда, не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции), хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам (причем отметим, такие административные органы рассматриваются не сами по себе, а как альтернатива судам). Сноска!!! Выраженный Э.Б.Мельниковой подход поддерживается еще целым рядом авторов. Сноска!!!

В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, семьи по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Сноска!!!

Таким образом, в настоящее время в России сложились два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ювенальной юстиции, т. е. к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. Отсутствие же единого подхода в рассматриваемой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное воздействие на ход разработки соответствующих законопроектов.

Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов:

Во-первых, ювенальная юстиция - система государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, среди которых ведущее место занимают ювенальные суды;

Во-вторых, присутствует определенный механизм, посредством которого государственные органы осуществляют защиту прав ребенка;

В-третьих, для нее обязательно взаимодействие судебных органов с различными социальными службами помощи детям и подросткам.

С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение: «ювенальная юстиция» - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Именно такое понимание ювенальной юстиции складывается и у законодателя, который, разрабатывая проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», нацелил его на обеспечение взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов, занимающихся проблемами детей. Это взаимодействие строится в соответствии с широким пониманием системы ювенальной юстиции, в которую входят не только суды, занимающиеся делами несовершеннолетних, но и несудебные органы, а также негосударственные некоммерческие организации, нацеленные на защиту прав детей и на реализацию реабилитационных программ. Вместе с тем проект закона направлен на развитие связей всех государственных и негосударственных институтов, что должно повысить эффективность использования наличных ресурсов. Причем особое место в построении взаимодействия различных государственных органов в этой системе отводится ювенальным судам.

Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений.

Суд для несовершеннолетних сконцентрировал в своей деятельности те признаки, которые были задуманы как противоположность общему (общеуголовному, общегражданскому) суду. Реализация специфических принципов ювенальной юстиции общим судом по меньшей мере затруднительна, а фактически невозможна. Потому и возникла необходимость в ювенальной юстиции с уникальным "детским" судом, действующей автономно от общего правосудия.

История ювенальной юстиции внесла свои коррективы в традиционное представление о бесспорных преимуществах автономного правосудия для несовершеннолетних. В мире существуют варианты судов по делам несовершеннолетних - коллегии, составы суда, рассматривающие дела несовершеннолетних и действующие не автономно, а как часть общих судов.

И все же даже с учетом исторических изменений можно говорить об автономности суда для несовершеннолетних, которая создается комплексом правовых норм (материальных и процессуальных), позволяющих этому суду двигаться в "автономном режиме". Значительная часть этих норм применяется только в правосудии для несовершеннолетних.

Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику.

О каких специфических признаках суда по делам несовершеннолетних идет речь?

Во всех странах, где такой суд существует, он в начальной стадии рассмотрения дела выступает как магистр (мировой судья) и действует единолично;

Особые требования предъявляются к образованию, профессии и жизненному опыту судьи: он необязательно должен быть юристом, но предпочтительно психологом, педагогом, врачом;

Там, где в системе правосудия есть суд присяжных по делам несовершеннолетних, такие же требования предъявляются и к присяжным. Имеются специальные правила составления списков присяжных и их отбора;

Суд по делам несовершеннолетних осуществляет правосудие, используя имеющиеся в его распоряжении вспомогательные неюридические службы;

Правосудие в судах для несовершеннолетних реализуется по специфической судебной процедуре, в центре которой находятся несовершеннолетний и судья;

Суд по делам несовершеннолетних развивается сейчас как суд комплексной, смешанной юрисдикции. Примером могут служить опекунские суды в Австрии, которые правомочны рассматривать и решать в одном деле правонарушение, совершаемое подростком, и вопросы гражданско-правовой защиты этого подростка. Выше уже было сказано о трансформации судов по делам несовершеннолетних в семейные суды;

Суд по делам несовершеннолетних имеет специфику персональной и предметной подсудности. В первом случае речь идет о следующих вариантах: рассмотрение только дел самих несовершеннолетних; рассмотрение дел и взрослых соучастников; передача дел в общие суды. Во втором случае спецификой является рассмотрение судами для несовершеннолетних деяний, которые считаются правонарушениями только в случаях совершения их несовершеннолетними (так называемые статусные преступления) (подробнее см. лекцию III).

Вторая половина XIX века была отмечена постепенным смягчением отношения к несовершеннолетним преступникам . Так в 1924 г. В США (г. Нью‑Йорк) был создан первый реформаторий для детей, позволяющий раздельное содержание в тюрьмах со взрослыми правонарушителями.

2 июля 1899 года впервые в г. Чикаго (штат Иллинойс) был создан специальный суд по делам несовершеннолетних.

Для этого послужили определенные обстоятельства сложившиеся в конце 19 века, вызванные техническим прогрессом, изменениями в экономике и политике, изменившие привычные условия жизни общества, вызвавший серьезный всплеск преступности в стране.

Примеру США создавших ювенальный суд (закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закон – в 1891 г.) последовали другие страны, где так же создавались национальные ювенальные суды:

1. В Северной Америке:

2. В Европе:

– Ирландия – 1904 г. (социальная сессия суда);

– Ирландия и Уэльс – август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних), декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21.12.1908 г., создавшего автономную систему ювенальных судов в стране);

– Германия – 1907–1908 гг. (соединение опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта‑на‑Майне, Бресслау и др.);

– Франция – март 1914 г. (Закон от 22.04.1912 г., создал автономную систему ювенальных судов);

– Бельгия – май 1912 г. (Закон Картон‑де‑Виарта от 15.05.1912 г.);

– Италия – май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. «О специализированных судах по делам несовершеннолетних»);

– Португалия – 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый в Лиссабоне в 1911 г., второй – в 1912 г.);

– Россия – 1910 г. (создана автономная судебная система);

– Венгрия – 1908 г. (автономная ювенальная система);

– Румыния – (Трансильвания) – 1913 г. (автономная судебная система);

– Польша – 1919 г. (автономная ювенальная судебная система);

– Швейцария – Кантоны (1911 г.);

– Нидерланды – 1905 г. (законы от 6.02.1901 г., от 12.02.1901 г.; созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);

– Греция – декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г., установил специализацию судей);

3. Африка:

– Япония – январь 1923 г. (система ювенальных судов);

5. Австралия и Новая Зеландия:

– Западная Австралия – 1907 (закон о детских судах: г. Куинленд);

– Виктория – 1915 г. (закон о судах для детей);

– Новая Зеландия – 1925 г. (Закон о благополучии детей).

Создание ювенального суда в штате Иллинойс (г. Чикаго) США было серьезным шагом в осуществлении принципа гуманизации судопроизводства в отношении детей и подростков. Как отмечал русский процессуалист‑ученый П.И. Люблинский, что едва ли можно назвать в современной юридической и педагогической литературе тему более людную чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшиеся в начале 20 века.

Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления учреждений, причем намечаются новые темы, новые формы .

Автономная система ювенальных судов возникла не во всех странах, где были созданы такие суды. При этом появились две формы судов:

– автономный суд, не связанный с общими судами;

– состав общего суда, выполняющий функции рассмотрение дел о несовершеннолетних.

Автономные суды были созданы в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, в кантонах французской Швейцарии.

Вторая форма рассматривалась в Австрии, Германии, Португалии, Испании, в кантонах немецкой Швейцарии, где функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что определило как приоритетную задачу судебной защиты прав ребенка, а борьба с преступностью отошла на второй план.

Такие страны как Ирландия, Греция, Италия, Женевский Кантон Швейцарии, Япония, Новая Зеландия пошли по пути создания специализированного составов судей по делам несовершеннолетних.

В США развитие ювенальной юстиции пошло по двум основным направлениям: специализация судопроизводства и упрочения судебного процесса.

Специализация осуществлялась в следующих формах:

– слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых;

– изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения;

– выделение для слушания данных дел специализированного судьи по делам несовершеннолетних.

В упрощенной форме формальная судебная процедура в судах сводилась к беседе судьи с несовершеннолетним правонарушителем подсудимым, что обосновывалось необходимостью уменьшения вредного влияния на детей самой процедуры рассмотрения дел в суде.

Особенностью американского суда явилось то, что ему поручались функции руководства учреждениями попечительского надзора над детьми и подростками.

В Англии и Уэльсе несмотря на то, что правовые системы были схожи с США, ювенальная юстиция стала формироваться в несколько отличают от американской формы.

Как в США в 1905 г. В Бермингеме был создан первый специализированный суд.

Кроме специальных отдельных заседаний в данном суде начали действовать некоторые специфические правила:

– разделение детей и подростков подсудимых на категории по степени тяжести совершенных ими правонарушений;

– проведения заседаний за час до открытия общих судов;

– присутствие родителей и других близких людей в судебном заседании;

– раздельное рассмотрение дела каждого несовершеннолетнего подсудимого (даже в случаях соучастия);

– создание при суде корпуса чиновников службы пробации , наделение их функциями изучения личности и устройства детей‑правонарушителей;

– контроль со стороны суда за осуществление попечительского надзора за этими детьми.

Во Франции ювенальное судопроизводство было также организованно согласно сегодняшних особых национальных особенностей развития общества.

В модели ювенальной юстиции существовали традиционные субъекты правосудия: следственные судья, прокурор, суд присяжных.

Однако одновременно с созданием ювенальных судов начали создаваться специальные опекунские советы, которые занимались с несовершеннолетними, не поддающиеся под юрисдикцию уголовного суда (с детьми в возрасте до 12 лет). Эти структуры вошли в систему гражданской судебной юрисдикции, послужившие в последствие базой для создания семейных судов.

Для французской ювенальной юстиции получил распространение, в отличие от общей англосаксонской системы принцип строгого следования уголовно‑процессуальным требованием :

– для несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет сохранялся принцип «разумения»;

– вводилось «второе досье» по делам несовершеннолетних (социально‑психологическая характеристика самого несовершеннолетнего и его деяния);

– ограничение гласности при рассмотрении присутствовать в судебном заседании представителей учреждений интересующихся защитой подростков;

– возможность рассмотрения дела ребенка в общем суде, если: несовершеннолетних действовал с разумением; совершил тяжкое преступление и совершил его в соучастии со взрослым .

В Германии первый ювенальный суд был создан 1 января 1908 г. В г. Франкфурте. В отличие от судов несовершеннолетних в США, Англии, и Франции – немецкий суд не был автономным.

В составе общего суда одному из его членов на год давались двойные полномочия. Первые – рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудным участковым «шеффенским» судом . Этот вел предварительное следствие и назывался следственным судьей. Второе – опекунское производство в отношении малолетних. Специализации предусматривалось и для прокурора в суде.

Во франкфуртском суде гласность не была ограничена, но его заседания осуществлялись в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.

Попечительские функции в суде для несовершеннолетних брали на себя члены попечительских союзов о детях. По поручению суда они предоставляли ему сведения об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых.

По мнению Люблинского П.Н. франкфуртская модель ювенального суда рациональная и практичная, т. к. при отправлении данного вида правосудия, достигаются главные черты судов для юношества: специализации, соединение опеки и наказание и планомерное привлечения организованного попечительства о малолетних .

Еще по теме 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах:

  1. 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах
  2. §1. Основные этапы развития досудебного производства в уголовном процессе Швейцарии: историко-правовой аспект
  3. § 3. Цели уголовного наказания в контексте культурно организованного поведения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Хромова Наталия Михайловна , научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом "против" является боязнь изъятия ребенка из семьи.

Отношение к детям -
это тот показатель,
по которому можно судить
о зрелости общества в целом,
об уровне развития общества.
Нам необходима нормальная система
защиты детства во всех смыслах этого слова.
Сегодня такой системы в стране просто нет...

Д.А.Медведев

Определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.


На законодательном уровне ювенальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.


Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.


Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.


Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего), направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.


Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.


Из вышеизложенного можно сделать вывод: ювенальная юстиция во всем мире тесно связана с ее центральным звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г. оригинальная английская версия "juvenile justice" в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.


Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".


Судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и, в частности, специальными нормами, установленными в его гл. 50. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК РФ требования гл. 50 применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет.


Основой для выделения возрастного порога, в рамках которого наступает уголовная ответственность, является достоверно установленная и типичная (т.е. имеющаяся у подавляющего большинства подростков данной возрастной группы) совокупность психических и личностных качеств - способности к направленному восприятию, запоминанию и логическому анализу информации, ее классификации, планированию поведения на основе личных предпочтений, социальных ориентаций и прослеживанию последствий, произвольному регулированию поведенческих актов в процессе их исполнения. Характерными чертами подросткового возраста являются глубокая физиологическая и психологическая перестройка организма, рост физических и интеллектуальных возможностей, при этом "подросток уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению принимает стихийные формы".


В каждом поведенческом акте и в поведении как их совокупности человек проявляется как целостность физиологических, психологических и социальных качеств, проявляются его интеллект, воля, эмоции и жизненный опыт.


Психическое развитие подростка во многом определяется развитием его сознания, определенный уровень которого позволяет мысленно планировать будущие действия и предвидеть их результаты. С развитием сознания возникает способность понимания социального значения своих действий, возможность целенаправленно управлять ими, контролировать их, совершать волевые поступки. При этом социопатические изменения у детей разных возрастов можно представить в виде системы формирования распространенного в последние годы измененного фенотипа ребенка, для которого характерны нарушения адаптивности и защитных функций организма (высокая реактивность и большая истощаемость), усиление нейрогормональных и вегетативных реакций, психологическая и метаболическая неустойчивость. Именно у таких детей в большей степени проявляются конфликтность, агрессивность, психологические срывы, уход из семьи, а также возрастает вероятность совершения преступлений и правонарушений. Знание указанных возрастных особенностей несовершеннолетнего позволит следователю, прокурору, судье, защитнику эффективно применять нормы гл. 50 УПК РФ.


Правосудие в отношении несовершеннолетних берет свое начало с конца XIX в. Первый по делам несовершеннолетних был учрежден 2 июля 1899 г. в Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США такие суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.).


В России первый автономный по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске и Саратове. До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. Однако 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", которому возраст уголовной ответственности по ряду преступлений был снижен до 12 лет; ликвидирована норма о преимущественном применении к несовершеннолетнему мер медико-педагогического характера (ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года); восстановлена возможность применения к несовершеннолетним всех видов уголовного наказания. В 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", в котором судам строго предписывалось применять указанное Постановление не только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, но и к преступлениям, совершенным по неосторожности. Таким образом, с середины 1930-х гг. карательная (репрессивная) политика в отношении детской преступности стала доминирующей.


В период с начала 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. происходит "возрождение" ювенальной юстиции. Так, в ходе правовой реформы конца 1950-х - начала 1960-х гг. в УК РСФСР несовершеннолетним было уделено серьезное внимание. В Кодексе содержались нормы, смягчающие наказание в отношении несовершеннолетних, и предусматривалась возможность освобождения их от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, в УПК РСФСР 1960 г. содержалась гл. 32, посвященная производству по делам несовершеннолетних. В этот период была вновь введена специализация судей по делам несовершеннолетних в народных судах. В 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление, в котором судам указывалось на необходимость специализации судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.


Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 3 июля 1963 г. N 6 "О по делам о преступлениях несовершеннолетних" также обращал внимание судей на необходимость особо тщательно подходить к выяснению всех вопросов, связанных с преданием суду несовершеннолетних. Судьи, специализирующиеся на делах о несовершеннолетних, осуществляли надзор за ходом отбывания осужденным несовершеннолетним наказания, не связанного с лишением свободы.


Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 была утверждена предложенная Президентом РФ Концепция судебной реформы в РСФСР. В Концепции в числе основных идей и мероприятий судебной реформы предусматривалось, что "наряду с Конституционным Судом РСФСР и общими судами представляется целесообразным создать специализированные суды, а предварительно - специализированные судебные коллегии в федеральных и республиканских общих судах...". В соответствии с Постановлением Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция.


Однако, как отмечено в Постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования", идея создания ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, хотя и была поддержана на всех уровнях, так и осталась нереализованной.


Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.


Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних необходимо принятие мер по обеспечению единообразия применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере. Целесообразно обобщение сложившейся в сфере ювенальной юстиции. Для формирования особой ветви правосудия - ювенальной юстиции - необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних.


Как уже отмечалось, ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних.


Основные принципы ювенальной юстиции закреплены в международно-правовых актах , таких, как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.


К таким принципам относятся:

1. Охранительная ориентация правосудия . Защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план. Кроме того, основные начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых. Пекинские правила, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (правило 5 Пекинских правил, п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка).
Исходя из этого принципа, следует отметить две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних:

  1. обеспечение благополучия несовершеннолетнего - главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти; в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;
    соблюдение принципа соразмерности, который ограничивает применение карательных санкций и выражается в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, т.е. п. "a" правила 17.1 Пекинских правил меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.


2. Социальная насыщенность правосудия . Суть этого принципа связана с необходимостью широкого использования в уголовном процессе по делам о несовершеннолетних неюридических специальных познаний, направленных на изучение особенностей социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего, а также социальных условий жизни. В соответствии с правилом 25.1 Пекинских правил следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.


Так, при решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних психологические знания могут быть использованы достаточно широко. Существо деятельности психолога по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних заключается в анализе психологических особенностей личности и анализе поведения несовершеннолетнего для оценки характера и степени ответственности, а также для прогноза его будущего поведения, вероятности повторного совершения преступления. В задачу психолога входит изучение личности в совершенном деянии (ретроспекция) и личности в будущем (прогноз).


Изучение личности в ретроспекции поможет суду индивидуализировать вид и размер наказания. Прогноз, с одной стороны, также будет влиять на решение этих вопросов, а с другой - играть решающую роль при определении режима наказания и программы исправительной работы с подростком.


Психологическая характеристика поведения несовершеннолетнего в ситуации конкретного противоправного деяния включает в себя выяснение наличия предумышленности или импульсивного поведения в ситуации совершения преступления и оценку психологической информации, направленной на выявление степени общественной опасности подростка.


Интересно, что в зарубежных странах, где функционирует ювенальная юстиция, судам предоставлено поместить несовершеннолетнего подсудимого в специальные стационарные учреждения для обследования. Кроме того, у суда есть поставить вопрос о выборе оптимальной для несовершеннолетнего меры воздействия за содеянное и оптимального режима ее исполнения.


В некоторых странах, к примеру во Франции, уголовный процесс предусматривает формирование в судебном процессе специального так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и совершенного им деяния, а также окружающей его микросреды.


3. Максимальная индивидуализация судебного процесса . В соответствии с этим принципом личность несовершеннолетнего в уголовном процессе должна рассматриваться в качестве главного объекта внимания и изучения. Таким образом, концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре.


4. Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних предполагает обеспечение им дополнительных гарантий, направленных на защиту их прав и законных интересов. Данное требование выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего (защитника, законного представителя); в выяснении дополнительных вопросов, которые решает при вынесении приговора; в выделении дел несовершеннолетних в особое производство.


В настоящее время внедрение норм международного права требует ограничения гласности и обеспечения конфиденциальности судебных процессов, расширения альтернативных форм уголовной ответственности и мер наказания, предупреждения преступности несовершеннолетних через отлаженные механизмы защиты их прав.
В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна "являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" (правило 1.4).


Кроме того, Концепцией судебной реформы в Российской Федерации была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов, а позднее в Федеральной программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальной юстиции и проекта закона о ней. Однако в настоящее время Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции.


Следует отметить, что в феврале 2002 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении была принята поправка в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", которая допускала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних. Но данное предложение так и осталось на стадии проекта. Между тем в порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции 30 субъектов РФ апробируют опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты.


9 июня 2009 г. Президентом РФ было дано поручение N Пр-1470 Правительству РФ по созданию ювенальных судов. В поручении отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка.


Как было отмечено, в гл. 50 УПК РФ отражены особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. Эти особенности относятся как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Однако утверждать, что уголовно-процессуальное создало особую модель ювенальной юстиции, нельзя.


Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (далее - Постановление N 1) указано, что судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, назначении осужденным справедливого наказания и законного, обоснованного применения мер уголовно-правового характера, максимально способствовать соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, подозреваемых, потерпевших), предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений, восстановлению социальной справедливости.


В пункте 4 Постановления N 1 также разъясняется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетенцией не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Такое положение соответствует правилу 22 Пекинских правил, в котором отмечено, что профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.


Однако следует отметить, что на практике дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают федеральные и мировые судьи без специальной квалификации, так как количество дел не позволяет уделить должное внимание лицам моложе 18 лет. Кроме того, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР специализацию дознавателей, следователей, судей не предусматривает.


Между тем некоторые страны СНГ закрепили положения о специализации. Так, в УПК Республики Азербайджан указано, что предварительное следствие в отношении несовершеннолетних должно проводиться по возможности специальными подразделениями соответствующих органов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними (ст. 432.1). В УПК Республики Беларусь также установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судьями по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430).


Проблему ювенальной юстиции не обошли стороной и ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, А.А. Гравина отмечает, что "ювенальные суды являются составной частью ювенальной юстиции, представляют собой определенную систему, включающую в себя суды по делам несовершеннолетних и целую систему организационно-правовых и социально-психологических институтов, способных гарантировать эффективное решение проблем защиты прав и законных интересов подростков".


В то же время различные неправительственные организации полагают, что введение ювенальной юстиции приведет к изъятию детей из семей, к лишению родительских прав и ликвидации института семьи. Однако для ювенальной юстиции приоритетное значение имеет именно семья. Как справедливо отмечает Р.Р. Максудов, "ювенальная юстиция - не только механизм функционирования специализированных юридических норм, а в первую очередь и главным образом забота о будущем поколении. Это не просто работа с отдельными детьми, которые что-то нарушили, а работа с такими, которые выбились из социальной среды, не могут в нее вписаться и чье преступление следует воспринимать как крик о помощи, о ситуации, когда подростку нужна поддержка".

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходимость создания в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних уже не вызывает сомнений, основным звеном которой должны стать специализированные ювенальные суды.

__________________