Из протестантов в православные священники – история отца Игоря Зырянова. Пастор,священник-кто это

Днажды Иисус Христос сказал Своим ученикам: "Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" . Прекрасное создание Господне, Его невеста, как написано, Церковь Христова хранима Им на земле вот уже 2000 лет (Ефесянам 5). В Своем святом Слове Творец открывается нам как Бог устройства и порядка. Именно поэтому Он чудно устрояет Свой храм на земле, то есть Церковь, чтобы в нем был Божественный порядок и совершенное устройство. Для этого в Его Церкви каждый занимает свое особенное место, исполняя порученное ему от Господа дело для пользы всей семьи драгоценных детей Божьих.

Атаки сатаны на семью детей Божьих

Для врага душ человеческих, дьявола, Церковь Христова - самый ненавистный враг, поскольку она призвана быть светильником Иисуса Христа и возвещать истину Божью всем жителям земли. По этой причине сатана и его войско атакуют общество детей Божьих, чтобы воцарилась тьма и беззаконие.

Бог открывает нам очень важную особенность стратегии врага христианской семьи: "... порази пастыря, и рассеются овцы" (Захария 13:7). Читающий Писание да разумеет, что этим желает сказать нам Бог. Да, дорогие, лукавый атакует в Церкви в первую очередь и с особой силой именно пастора, зная, что, поразив его, с овцами будет справиться гораздо проще.

Что же это за служение, что это за место в церкви, от которого в значительной степени зависит духовное состояние и сила всей христианской семьи? Кто он, пастор? Что о нем говорит Писание? И как нам относиться к нашим пасторам, чтобы исполнить волю Отца Небесного, чтобы "овечки Божьи" не разбежались по причине его поражения, но пребывали в любви, защите и благодати Христовой?

Согласитесь, друзья, эти вопросы для нас слишком важны, чтобы игнорировать их и оставлять без внимания. От понимания или непонимания воли Божьей о нашем отношении к пастору в немалой степени зависит наше собственное духовное состояние, наша способность противостоять искусителю силой Христа, проявляющейся только в единстве Церкви, наша способность совершить Его дело на Земле. Давайте же, открыв Слово Бога и молитвенно вникнув, разберемся, что говорит Библия о пасторе. Итак...

Кто он, пастор?

Первое место Писания, к которому мы обратимся, говорит не просто о священнике, пастыре народа Израильского, но о первосвященнике, то есть пастыре над пастырями, о старшем из всех служителей Божьих на всей земле:

"Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью"
(Евреям 5:1-2).

Пастырь - служитель Божий, он - такой же человек, как и все остальные с присущими нам слабостями и несовершенствами, способностью ошибаться, он тоже "обложен немощами". Забегая вперед, должен сказать, что пастырь призван Богом быть образцом для других верующих, путеводителем к Правде небесной. В Нагорной проповеди Христос говорит: "... итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный". Это значит, что мы должны к этому стремиться. Стремясь же к совершенству, ни один из живущих на земле не может сказать, что уже достиг его, уже стал совершенным. Апостол Павел в письме к Филиппийской церкви написал о себе: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь..." Это утверждение справедливо и для пасторов.

Итак, во-первых, пастор - обычный земной человек. И нам, верующим, это нужно учитывать, делать из этого правильные выводы, не ожидая и не требуя от пастора безукоризненно совершенного поведения и слов.

Во-вторых, Апостолом Павлом написано: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями" (Ефесянам 4:11). Из этого места Писания ясно, что ни один пастырь не может сам по себе, независимо от Бога, занять это место и совершать это служение в Церкви Его. В другом месте говорится: "...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Римлянам 13). Безусловно, здесь речь идет как об устроении Богом церковного порядка, поскольку это Его дом, так и о любой светской власти, так как написано, что "нет власти не от Бога" . Об этом в Ветхом Завете говорили почти все пророки Божьи, получавшие от Него откровение и познание о Нем и Его делах.

Итак, пастырь - никто иной, как помазанник, поставленный Самим Богом. Если, дорогие друзья, кто-нибудь пожелает указать на какие-либо человеческие усилия и стремления в деле поставления на служение пастыря, заявить о каких-либо человеческих факторах, к такому человеку пророк Иеремия обращается с таким риторическим вопросом: "Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плач Иеремии 3:37-38). Этому пророку, видя его смиренное и верное сердце, Бог открывал удивительные и сокровенные тайны. Об одной из них, делясь с нами своим знанием от Господа, пророк говорит:

"Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим"
(Иеремия 10:23).

Таким образом, всякий пастырь поставлен на служение никем иным, как Самим Творцом. И Бог не ошибается. В данной поместной церкви, в данный период времени Бог ставит пастырем именно того человека, который нужен Господу для совершения Его плана, возможно, не известного или даже непонятного нам, но совершенно мудрого и справедливого.

Третье, что мы узнаем о пастыре из Библии: "...они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет" (Евреям 13:17). Дорогие мои, полноту пастырского служения невозможно оценить с позиции простого стороннего наблюдателя. Очень многое мы просто не способны увидеть и прочувствовать из того, что в реальности переживает пастырь. Пасторское служение - это великая ответственность пастора за каждого из нас пред Самим Богом. Каждый пастор однажды даст пред Богом, поставившим его на это служение, отчет о том, как он пекся, как заботился о каждом из нас. И пастор об этом знает, осознает всю степень ответственности. Это значит, что его сердце переживает за нас, он часто теряет сон, седеет раньше времени, обретает сердечную боль, инсульты, инфаркты и многое другое. Сколько слез за каждого из нас проливают наши пастыри, часами, часто по ночам, на коленях изливая Господу свои переживания, печали, боль о нас, за церковь, нося наши бремена и немощи. Видят ли это наши глаза? Кто из нас может знать об этом и в полноте оценить служение пастора? Это знает только сам пастор и Господь, видящий все тайное.

Кроме того, пастор, о чем мы уже говорили, - первый враг и важнейшая мишень для дьявола. Потому такие атаки и искушения, которые враг обрушивает со всех сторон на пастора, редко кто из нас переживал. И он, выдерживая этот шквал, должен стоять пред лицом нападок искусителя за всех нас, чтобы, стоя в проломе, как некогда Моисей за Израиль, быть способным во Христе Иисусе закрывать собой возлюбленных Божиих, христиан, о чем и Апостол Павел писал:

"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь"
(Колоссянам 1:24).

Однажды во время войны армия выполняла очередной длительный переход. Усталые и измученные, солдаты длинной чередой двигались по дороге пешим ходом. Полководец же совершал свой путь верхом на своем боевом коне. Один из солдат, не сдержав горечь обиды, глядя на своего восседающего на коне командира, поделился с товарищем: "Хорошо ему. Он не утруждает своих ног и не знает тех трудностей, которые достались нам, рядовым бойцам". Вероятно, солдат недооценил слух своего главнокомандующего, поскольку тот, услышав грустные размышления воинов, сказал говорившему: "Сынок, а ну, иди-ка сюда. Садись". И, спешившись, посадил обиженного бойца на своего коня. Солдат не смел противиться командиру и, немало смущаясь, все же вынужден был занять его "элитное" место.

Полководец пошел рядом. Прошло совсем немного времени, и вражеский стрелок сразил рядового всадника насмерть. После этого случая уже никто из солдат не смел завидовать месту полководца и роптать на свое трудное положение. Дорогие друзья, такое место занимает в духовной битве и пастор. В первую очередь враг направляет свои усилия на то, чтобы поразить служителей Божьих.

Итак, кто же он, пастор? Во-первых, такой же, как и мы, человек, обложенный немощами.

Во-вторых, помазанник Божий, поставленный на это служение Самим Господом.

В-третьих, несущий на себе ответственность за нас, обязанный дать отчет пред Богом, а также стоящий за нас пред лицом нападок врага, принимая на себя основной удар искусителя.

Что должен делать член церкви по отношению к пастору?

Узнав из Библии, кто есть пастор, и какое значение его служение оказывает на духовное состояние каждого из нас и всей церкви в целом, нам важно понять, как мы, на основании Святого Писания, должны относиться к нашим пасторам, чтобы их служение было успешным, было в силе Слова Божьего, в силе Духа Христова и Его любви.

Первое, что говорит нам Господь:

"... прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте"
(1 Тимофею 2:1-2).

Дорогие друзья, хотите ли вы проводить жизнь тихую и безмятежную? Хотите ли вы иметь благословение от Господа, чтобы сила Христова во всей полноте пребывала в вашей поместной церкви? Молитесь за вашего пастора. И не просто молитесь, но молитесь с благодарением, без ропота и недовольства. Бог дает нам именно таких пасторов, каких считает нужным поставлять на это служение. Господне Слово чисто, Его воля свята, Его решения совершенны, мудры и справедливы. Все, что Он делает, основано, дорогие мои, исключительно на любви к нам, на нежной и надежной заботе о нас. Как же нам, зная это, не благодарить Его?!

Если мы принимаем нашего пастора из Божьей руки с благодарением, то Бог благословляет его мудростью, любовью к церкви, силой Слова и всякого духовного наставления, а значит - и всех нас. Если же мы не благодарим Бога за нашего пастора, если не молимся о нем с любовью, можем ли тогда ожидать от него всего, о чем говорили раньше?

Осознайте, пожалуйста, теснейшую связь между служением пастора в церкви и нашим молитвенным служением и прошением о нем. Сила пасторского служения в большой степени зависит от молитвы о нем членов церкви, где он несет служение. Обычно в той церкви, где члены церкви не благодарят Господа за своего пастора, не молятся о нем с любовью, ее служителю очень трудно совершать вверенное ему служение, и это, конечно же, сказывается на состоянии всей церкви и каждого члена такой церкви.

Следующее в воле Божьей для нас:

"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно"
(Евр.13:17).

Что говорит нам Бог? Повиноваться пастору и быть ему покорным. В прочитанном нами месте Писания Апостол Павел открывает нам секрет пасторского служения. Он пишет, что, если мы противимся и не подчиняемся служителю Божьему, он, как обязанный дать отчет Богу, все равно совершает вверенное ему служение непокорным и строптивым овечкам Божьим. Но ему это делать становится гораздо труднее, потому что его сердце наполняется огорчением и печалью.

Огорчая пасторское сердце, непокорная овечка создает немалые трудности в его служении и для всех остальных членов церкви.

Итак, если мы по-настоящему любим Господа Иисуса Христа и Его Церковь, если принимаем пастора как данного нам Самим Богом, если мы знаем, что церковью руководит не человек, но Сам Бог, избравший и помазавший человека на это служение, то, покоряясь и подчиняясь пастору, мы подчиняемся и являем послушание не человеку, но Самому Главе Церкви - Христу. Мы не смеем своим непослушанием причинять боль Господу и всей церкви: "...противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение" (Римлянам 13:2).

Третье, о чем нам важно знать, записано в наставлении к сотруднику Апостола Павла Титу:

"Напоминай им (то есть верующим) повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело"
(Титу 3:1)

Что это значит? Что имеет в виду Апостол?

Своему другому ученику он написал: "... да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тимофею 3:17). Это значит, что каждый член церкви, являясь членом Божьей семьи, конечно же, должен воспринимать каждую нужду, каждое дело церкви, как свое собственное. Говоря по-другому, истинный член христианской семьи познается по его отношению к церковным нуждам, церковным делам и служению. Если же тот, кто думает о себе, что он - член церкви, но, думая так, пренебрегает нуждами и делами церкви, выражая свое безразличие и самоустраняясь от личного участия в разрешении текущих вопросов церковной жизни, то, как вы думаете, дорогие друзья, назовет ли Господь Иисус такого человека полноправным членом Его прекрасной Семьи?

Говорю это не для осуждения кого-либо, но для того, чтобы каждый из нас испытывал исключительно себя самого: "А какое у меня отношение к церковным нуждам и вопросам? Могу ли я по праву называться полноценным членом семьи в моей поместной церкви? Когда пастор, заботящийся о сложной и многообразной церковной жизни, объявляет очередную нужду церкви или говорит о необходимости участия в том или ином деле, служении, церковной работе, как я на это реагирую? Воспринимаю ли эту весть, как мой личный семейный вопрос? Усердно ли изыскиваю возможность для посильного участия в добром деле? Или, может быть, ищу повода уклониться, представляя в своем сердце ложные суетные оправдания, прикладывая тщетные старания обмануть видящего истинную правду Господа? Говорю ли, как Исаия: "Вот я, пошли меня!"? Или в малодушии произношу: "Пусть кто-нибудь другой...".

Прежде чем говорить о четвертом, чрезвычайно важном для нас, повелении Господа о наших пастырях, давайте еще раз вспомним, кто такой пастор. Это живой человек, призванный Богом на служение церкви, то есть на служение нам, верующим во Христа Иисуса. Он, как человек имеет те же нужды, что и мы: имеет семью, детей, дом, домашние проблемы и многое другое. Он, живя в теле, имеет те же материальные потребности, способен так же болеть и чувствовать немощи, как и мы, а часто, в силу своего служения, даже более чем мы. И, наконец, его сердцу свойственно переживать самые разные чувства, связанные с многочисленными церковными и личными вопросами. Оно может радоваться и скорбеть, печалиться и быть в покое, тревожиться и беспокоиться, плакать и утешаться. У пастора тоже есть внутренняя жизнь, личные нужды и потребности. И если он поставлен Богом служить нам во всех наших нуждах, то, как вы думаете, дорогие друзья, кому повелевает Бог заботиться о самом пастыре?

Возможно, вы ответите: "А разве Сам Бог не силен позаботиться обо всех нуждах своего служителя?" Да, безусловно, силен. Он и заботится о нем равно, как и о каждом из нас. Но для чего-то Господь создал Церковь, единую семью детей Божьих. Для чего же? И как это касается нашего отношения к пастору? Написано:

"Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их"
(1 Фессалоникийцам 5:12-13).

Как известно, Новый Завет изначально был написан на греческом языке. В прочитанном тексте греческое слово "уважать" дословно имеет значение "созерцать, наблюдать, уделять внимание". А слово, переведенное как "почитать", - вести, давать направление. То есть Апостол Павел призывает нас в этом месте Писания к заботе о наших пасторах. Он пишет, чтобы мы беспокоились об их личных нуждах, проявляли нашу заботу о них с искренней любовью.

И действительно, если мы хотим, чтобы наш пастор был в максимально трудоспособном состоянии для служения в церкви, чтобы он был наполнен Божьими благословениями и силой для нас, то разумно и логично нам заботиться о нем, брать на себя посильное попечение о его нуждах, о его состоянии. Он, дорогие мои, тоже нуждается в человеческом братском участии, в утешении, в ободрении, он нуждается, чтобы в трудный для него момент кто-то просто был рядом и поддержал его, выслушал, разделил с ним его переживания и боль, возможно, поплакал вместе с ним, помолился с ним, помолился о нем. Подобно помощникам Моисея, просто необходимо, чтобы кто-то поддержал ослабевшие руки пастора в его нелегком труде.

Отношение Господа к заботящимся о пастыре

Если мы невнимательны к нашим предстоятелям в Господе, вразумляющим нас, если отвращаем от них свое бесчувственное эгоистичное сердце, кому мы этим вредим? Безусловно, прежде всего, самим себе. И, напротив, те, которые поступают по заповеди Божьей, беспокоясь и заботясь о пасторах, получают особое благословение и награду от Господа нашего и Спасителя. Посмотрите, как полны радости и утешения следующие слова Апостола Павла к Филиппийцам:

"Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.... Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби...вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом"
(Филиппийцам 4:10-19).

Не правда ли, прекрасные слова ободрения и поощрения к заботе о своем пастыре. Апостол Павел говорит прямо: за заботу о нем Господь благословит их, восполнит всякую их нужду, и то, что они делают, в итоге идет им же на пользу.

И действительно, Филиппийская церковь проявляла особую заботу о нем. Находясь на служении в других городах, служа другим поместным церквам, Апостол несколько раз получал материальную помощь от братьев и сестер этой удивительной церкви. Он пишет, что это даяние, эта их забота о пастыре в глазах Божьих выглядит как благовонное курение, приятная жертва, благоугодная Господу. Как же Бог реагирует на такие жертвы? Безусловно, ничем иным, как обильными благословениями, особой благодатью, силой Слова, веры и любви, обилием Своего Божественного мира и личной защиты.

Однако тот же Апостол Павел со слезами пишет письмо и другой церкви, Коринфской, где он провел долгое время в изнурительном труде, духовных усилиях, смертельных опасностях и искреннем пасторском попечении о ней. Он напоминает церкви о служении в храме ветхозаветних священников (1 Коринфянам 9). Господь, чтобы левиты совершали богослужения Ему за израильтян день и ночь, возложил материальную заботу о них и их семьях на весь народ Израильский. Бог не просто не позволил священникам работать на поле или заниматься ремеслом, но под угрозой сурового наказания запретил им делать это, повелев круглые сутки совершать священнодействие духовного служения за весь народ. Народу же Бог дал твердую и строгую заповедь: приносить священникам 10% от всей своей прибыли. Были и добровольные пожертвования израильтян сверх установленного Богом минимума, о чем подробно написано во многих местах Ветхого Завета.

Изменились ли эти принципы с рождением Новозаветней Церкви? Апостол Павел, прежде сказав о левитах, дальше пишет: "Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Коринфянам 9:14). Обратите внимание, дорогие друзья, что Господь не говорит "позволил" или "разрешил", но именно "повелел". То есть Апостол говорит об этом принципе как о заповеди Иисуса Христа: "Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования".

Апстол Павел пишет коринфянам, что он как служитель Божий в Новозаветней Церкви имеет полное право рассчитывать на их материальную заботу и попечение о нем. Однако с печалью в сердце добавляет: "Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою" (1 Коринфянам 9:15). То есть он как бы говорит им: "Коринфяне, я имею право пользоваться вашей заботой и содержанием как раб Христов. Но от вас и мелочи не хочу принимать, зная ваше духовное состояние, вашу неготовность послужить мне искренне, с радостью и любовью, как филиппийцы, разумея то, что ваша помощь позже мне будет поставлена в укор и послужит серьезным препятствием моему служению Господу и вам". Печально, не правда ли?

Читая оба послания Апостола Павла Коринфянам, мы видим, как много трудностей и проблем было в этой церкви. Послания будто пропитаны слезами автора, сердечной болью пастора о возлюбленных овечках Божьих, находящихся в духовных болезнях и опасностях.

К какому типу церкви относитесь вы, дорогие читатели: филиппийскому или коринфскому? Церкви благословений Господних или церкви духовных немощей, скорбей и болезней? Исследуйте, анализируйте и решайте, дорогие друзья. Благословения Божьи зависят от вашего послушания Ему, Его Слову, от вашей верности Ему, в том числе и от заботы о вашем пасторе.

Обязанности пастора и фактор времени

Следует добавить, что в пасторском служении очень важный фактор - время. Чтобы пастору уделять душепопечительское внимание каждому члену церкви, чтобы молиться за каждого из нас пред Господом, чтобы кормить нас сытной и здоровой пищей Слова Божьего через проповеди и библейские занятия, что ему нужно иметь? Конечно же, время! Чтобы в присутствии Господнем ходатайствовать за нас в молитвах, познавать волю Его, а потом доносить эту волю нам в силе Духа Святого, требуется очень много времени. Но если пастор, работающий на производстве, большую часть времени печется о пропитании для своей семьи, то сколько же времени остается у него на то, к чему Его призвал Бог - служить духовным нуждам народа Божьего, Церкви Христовой? Помните, от того, сколько времени вы позволяете вашему пастору иметь для его духовного служения пред Господом, принимая на себя заботу о нем, зависит ваша духовная сила и благословения во Христе Иисусе.

Подводя итог, давайте посмотрим еще раз, что говорит Писание о нашем отношении к пасторам.

Во-первых, молиться о них с благодарением и любовью.

Во-вторых, быть покорными им, подчиняться без противления, в кротости, таким образом проявляя послушание Самому Господу.

В-третьих, быть готовыми лично, как члену семьи детей Божьих, посильно участвовать во всяком добром деле, в церковной нужде и церковном труде.

В-четвертых, заботиться о наших пасторах, быть внимательными к его переживаниям, духовному и душевному состоянию, принимая на себя попечение о его личных нуждах.

Поступающий так обретает благодать у Господа. Сам Иисус Христос укрепляет его Своим Словом, обильно изливает ему Свою любовь и надежно хранит Его Своим миром.

Отличие православного священника от протестантского пастора

28 - 29 марта 2013 года бывшие пятидесятнические пасторы, а ныне православные священники Иркутской и Братской епархий Русской Православной Церкви Олег Зырянов, Игорь Зырянов и Максим Гаськов посетили Томскую епархию. Все они являются сотрудниками Информационно-консультационного центра "Путь к Дому" во имя святителя Иоанна Златоуста, который занимается присоединением протестантов и неопротестантов к Православию.

Они провели в Томске апологетические семинары "Православие и протестантизм" в Томской духовной семинарии, дали несколько интервью журналистам, выступили на Томском православном радио "Благовест".

***

Отличие православного священника от протестантского пастора

Отвечает священник Игорь Зырянов (приводится в редакции и с дополнениями)

Между священником и пастором стоит огромная пропасть, поэтому недопустимо отождествлять пастора со священником (хотя неопротестанты упорно это делают) - это разные формы служения. Я был пастором в течение двенадцати лет, и став сейчас православным священником, вижу, что разница просто громадная, потому что у пастора нет тех инструментов, которые есть у православного священника. У неопротестантского пастора нет Таинств , через которые подается благодать Божия для исправления верующих - исповеди, нет, конечно же, Таинства Причастия, Елеосвящения. И главное - само Крещение у неопротестантов является безблагодатным, им также не преподается помазание Духа Святого и Его дары, ибо это только подается в Таинстве Миропомазания в истинной Церкви Христовой, которой является Православная Церковь .

У пастора есть только намерения. Он говорит о грехах, он трактует Писание, призывает к чему-либо и все… в руках пастора только одна проповедь.

Разница между пастором и священником еще в следующем: пастор имеет большее влияние на свою общину, чем священник на приходе. И не потому ли непротестантские "церкви" зачастую называют тоталитарными сектами? Действительно, в любой общине есть доля тоталитаризма в той или иной степени, иногда даже очень большая. Под словом тоталитаризм я понимаю значительный контроль над членами общины.

Пастор в глазах прихожан, особенно, если мы говорим о неопятидесятнических сектах , это человек, который в их понимании помазан Богом, и ему дано видение некоего плана, цели, куда двигаться всей общине. И это вектор движения он передает людям, а если большая община, то передает и своим младшим пасторам. Для обоснования своего положения они берут образ пророка Моисея, который шел впереди и вел народ, видев огненный столб и облачный столб. Поэтому когда мы говорим с человеком из какой-либо неопротестантской общины, мы должны понимать что пастор, о котором они говорят, имеет на него большое влиянии.

Но пастор повторюсь, не равен священнику никаким образом, потому что священник для православных верующих является иконой Христа. Неопротестанты о таком пастЫрском образе даже не говорят. Именно поэтому в Православие священником не может быть женщина, которая в принципе не может быть на богослужении иконой Христа, Его образом. Быть же неким руководителем и проповедником женщина может, хотя стоит вспомнить: "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2:11-15).

Как видим, апостол Павел поставил запрет на руководство церковными общинами женщинами, склонными в силу своей природы к определенного рода прельщениям. И не случайно именно с приходом института женского пасторства и "священства" в протестантизм пришло одобрение гомосексуализма.

Также мы видим, что пасторов неопротестанты могут называть епископами. И, например глава ЦХВЕ "Церковь Прославления" Олег Тихонов, называет себя епископом. Мы понимаем, что это не соответствует служению православного епископа по своей сути...

Игорь Зырянов , иерей

***

Смотрите другие выступления священников по самым актуальным темам из раздела

В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники.

Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом – рассказ в интервью порталу .

Священник Игорь Зырянов

– Отец Игорь, расскажите о своем пути к православию. Что стало определяющим в Вашем решении?

– Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь.

В 1997 году мы с семьей приехали в Усть-Ордынский Бурятский округ как протестантские миссионеры для проповеди Евангелия среди бурят. В 2001 году основали миссию с целью проповеди Евангелия коренным народам Сибири.

Поэтому наша работа была межденоменационной, то есть мы работали с баптистами, пятидесятниками, лютеранами. Я много путешествовал и начал задаваться вопросом: где же – Церковь?

Все эти деноминации заявляют о себе как о “настоящей церкви”. У меня возникли вопросы: какие вообще существуют критерии определения церкви? Что можно и что нельзя называть Церковью? Если люди собрались (5 или 500) и изучают Библию и молятся Богу – это Церковь?

Так называемая “Теория ветвей” меня не удовлетворяла. Мнение, что любой верующий во Христа является частью Церкви, вызывало у меня сомнения, потому что я знал, что буквально 50 лет назад эту теорию никто не знал.

Когда же я прочитал и исследовал православный взгляд на Церковь, то все вопросы у меня исчезли. Апостольская преемственность Православной Церкви – это тот довод, который был определяющим в моем решении перейти в Православие. Преемственность показывает, где есть Корабль спасения, а где нет.

В тот момент у меня еще были вопросы к практике и богословию Православной Церкви, но я понял, что, посвятив почти 20 лет проповеди о Христе, я сам оказался не на Корабле спасения… Не важно при этом, какие проблемы сейчас есть в Православии, – самое главное – это Церковь. Я осознал, чего был лишен: , других таинств Церкви.

– Вы рассказывали, что Ваша бабушка колдовала, Вы потом увлекались . Расскажите об этом опыте. Насколько он опасен? Приведите какие-нибудь примеры. Что Вас оттолкнуло от оккультизма?

– Так как моя бабушка, по-видимому, общалась с нечистыми духами, то она передала это и мне как внуку (распространенная практика у экстрасенсов, связь бабушка-внук). В последних классах школы я активно практиковал различные методы экстрасенсорики. После я выучился на курсах экстрасенсов и получил диплом, который мне дал возможность начать практику.

В нашем городе у меня был свой кабинет, где я принимал людей. Все закончилось после того, как я встретился с протестантским пастором, и он объяснил мне: чтобы быть христианином, нужно принять Иисуса Христа как своего Господина и отречься от всего оккультного. Он показал мне в Библии несколько цитат, которые ясно мне показали, что оккультизм не может быть от Бога. Что любая экстрасенсорика – это проявление бесовских сил. Вслед за тем пастором я произнес молитву принятия Христа и отречения от сатаны.

После этого все мои экстрасенсорные способности исчезли, я даже потом, признаться, пробовал что-то делать, но никакого эффекта не было.

Совершенно ясно, что любой оккультизм – это шаг в сторону сатаны . Те исцеления и чудеса, которые делают экстрасенсы, являются, по сути, заменой болезни на проклятие.

Уже будучи протестантским проповедником, я изучал опыт и практику лечения своих знакомых и незнакомых экстрасенсов. Было очень ясно видно, что человек, прийдя с проблемой сердца, уходил исцеленным, но начинал страшно ревновать свою жену, да так, что через год-два брак разваливался. Или начинал страшно пить, или ударялся в . Те женщины, которые обращались с проблемами здоровья, будучи беременными, почти всегда пожинали плоды магии: болезни детей с самых первых дней.

К сожалению, оккультизм в нашей стране старается нацепить религиозную маску. Все действия делаются в присутствии икон, человека просят креститься, используются молитву и другие. Но это только маска и ложь. Даже само слово “ ” означает “договор”, нам же известно, что ни Христос, ни Святые Апостолы некогда не договаривались с бесами, а изгоняли их.

– С Вами вместе в Православную Церковь вступила Ваша протестантская община. Вы как-то пытались их убедить?

– Еще задолго до перехода в православие, мы в нашей общине начали изучать тему , так как в протестантизме нет таких понятий. Мы решили близко познакомиться с этим православным учением, и, конечно, были удивлены и восхищены его глубиной.

Мы , плакали. После того, как у меня самого созрело решение перейти в православие, я предоставил всем свободу выбора. В православие перешли и наша община, и многие наши друзья и сотрудники в разных городах, но это всегда было их решение . Не мое.

Конечно, мой пример был важен – и люди задумывались: если наш пастор решил быть православным, то, наверное, это не просто так. Было много вопросов, но на них отвечал не я. Каждую неделю к нам приезжали священники: руководитель миссионерского отдела Иркутской Епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев и настоятель храм Святой Троице в п. Усть-Ордынский иерей Сергий Кокорин. Большое им спасибо за то, что они провели с нашей общиной много и много часов, общаясь и отвечая на вопросы. Личность священника очень важна для протестанта, который впервые знакомится с православием. Эти священники показали нам весьма хороший пример пасторства.

– Планировали ли Вы стать православным священником, принимая православие? Как созрело это решение?

– Бог сделал так, что и я, и еще два брата из нашей общины стали священниками. Так как всю свою сознательную жизнь я был миссионером и жизнь нашей семьи была всегда связана со служением коренным народам Сибири, то, конечно, у меня сразу родился вопрос: что я буду делать в Православии? Могу ли я со временем стать священником? Я решил для себя сразу, что при любом ответе я все равно буду православным. Ведь без Корабля спасения как спастись? Как только наша община перешла в православие, нас благословили служить мирским чином обедницу, так как ближайший православный храм от нас находится в 60 км. Полтора года мы интенсивно изучали литургику и догматику Православной Церкви.

Отец Игорь с супругой

– Протестантский пастор и православный священник – есть ли что-то общее? В чем существенные различия?

– Действительно, есть и сходство, и различие. Сходство настоятеля и пастора – в их руководящей деятельности. Они решают финансовые и административные вопросы, причем схожими методами. Общие и ответственность за людей, за местность, в которой расположен Храм.

Но есть и существенные различия.

Во первых, у священника есть сила решения проблем, – это Святые таинства. Исповедь есть и у протестантов, в той или иной мере, но у него нет силы в разрешительной молитве. У меня возникло ощущение, что протестантский пастор пытается решить те же проблемы, что и священник на приходе, но он это делает “голыми руками”, не имея реальных инструментов для решения людских проблем. Священник же облечен благодатью священнодействия.

Если священник – это ходатай за народ, то пастор – это голос Божий для своих прихожан, их духовный руководитель. Пастор гораздо больше властвует и управляет людьми, чем священник, отсюда и постоянные проблемы в протестантизме, связанные с тоталитаризмом и авторитаризмом духовного руководства.

Священник же всем своим служением, словами Богослужения, даже облачением словно говорит – главный здесь Христос, я лишь грешный человек, незаслуженно удостоенный благодати предстоять пред Богом. Пастор же, наоборот, утверждает: если я помазан Богом как пастор, значит и мои слова и действия уже имеют, как минимум, духовный смысл, а как максимум, продиктованы Богом. Кстати. недаром один умный человек сказал, что протестанты, отвергнув Папу Римского, сотворили в каждом приходе своего Папу.

– Планируете ли Вы в дальнейшем вести ? Есть ли в этом какой-то смысл?

– Наш Владыка благословил меня продолжать диалог, что я и делаю. Иначе как свидетельство о Церкви может проникнуть к протестантам? К тому же, зная изнутри проблемы и чаяния протестантов, я гораздо легче, чем другие, могу объяснять им какие-то вопросы. Для этого я открыл в интернете свой блог , даже два . Я не люблю виртуальное общение, но без него не пробиться к людям. Также мой e-mail открыт для всех, каждый может написать и задать вопрос: [email protected] .

Вопросы приходят, и я стараюсь ответить на все. Я знаю протестантов как искренних и посвятивших себя Богу людей и хочу, чтобы каждый из них вернулся домой, в Корабль спасения. Однако стараюсь воздерживаться от давления.

– Чему нам стоит поучиться у протестантов?

– Вопрос для меня сложный, думаю, что могу на него ответить более осознанно лет через 10. Пока я вижу, что многие чаяния протестантов как раз находят ответ в тех или иных Православных практиках. Что я ценю в протестантах? Их искреннюю веру, в служении Богу, глубокое желание угодить Богу.

Чему можно поучиться у них? Никогда не стесняться того, что ты христианин. Например, почти любой протестант, где бы он ни был, в кафе или на банкете, не постесняется помолиться перед едой. К сожалению, я вижу очень мало православных христиан, которые хотя бы крестятся перед едой в общественных местах. Скорее всего, это – временное явление в нашей Церкви, но все же… Второе, чему можно поучиться, – это подход к готовящимся ко . Система оглашения у протестантов весьма развита. Крещеные люди в протестантизме хорошо понимают, что делают, и это дает не только количественный, но и качественный рост общин.

– Что такое в Вашем понимании быть христианином? Когда Вы впервые почувствовали себя христианином? Расскажите об опыте первой встречи с Богом.

– Христианин – тот, кто следует за Христом. Кто уверовал в Господа Иисуса Христа и, осознав свою греховность, стал на путь покаяния. Разница между обычным человеком и верующим – в степени осознания своей греховности.

Для меня христианство было осознанным выбором, который я сделал в 1992 году, в протестантской общине. Хорошо помню, как переживал осознание того, что Бог есть и что Христос умер за мои грехи, какое это вызывало во мне восхищение, покаяние, любовь.

Я старался быть христианином, и это была моя жизнь . Я каялся, читал Библию, служил, молился. Но, знаете, только теперь – в Православной Церкви – я понял, что значит полнота жизни. Можно сказать, что Бога Отца я обрел в 1992 году, а Церковь Мать – только перейдя в Православие. К Библии присоединилось Предание, объяснив мне трудные и малопонятные места; в молитву пришло правило, которое, как строительный отвес, вымеряет сердце, располагая его к покаянию. К покаянию добавилась исповедь, к служению людям присоединились Святые Таинства с силой благодатью Святого Духа. Моя жизнь наполнилась Божией благодатью.

Пастор - слово, довольно распространенное в церковном лексиконе. В каких случаях его употребляют? Оно имеет отношение к священнослужителям, которые выполняют миссию духовных наставников, воспитателей прихожан своей общины. В статье разберем более подробно, кто такой пастор и в чем особенность его служения в различных конфессиях христианства.

Образ пастора

Ближний Восток во многом отличается жизненным укладом от европейских стран, и даже пастушеские традиции здесь совсем иные. Для нас образ пастуха привычен, когда он идет сзади стада и надзирает за ним. На Востоке еще с древних времен овец пасли иным способом. Пастор (пастырь, пастух) шел впереди и подавал свой голос. Стадо шло только за своим хозяином, так как овцы хорошо запоминают голоса, они не отзывались на зов чужого человека.

Образ восточного пастуха и стал основой библейского образа пастырства. Кто такой пастор в Библии?

Еще в Ветхом Завете Бога именовали пастырем, а народ израильский выступал в роли его паствы.

История образа пастора

Уже позже ветхозаветное священство приписало себе эту аналогию, они стали считаться уполномоченными Всевышнего для обучения народа (паствы) нравственности и религиозным основам. Иудейские и израильские цари считались пастырями, так как они слыли помазанниками Божьими, представляли его интересы во всех жизненных сторонах государства.

Уже позже в мир вошел проповедник Иисус, он не имел отношения к священству, но претендовал на место сына Божьего и усвоил себе служение пастырем. В Новом Завете Иисус называл себя добрым пастырем, которого знают все овцы и слушают его. В те времена группировки иудейских священников и вождей дискредитировали религию в глазах народа и власти. Иисус противопоставил себя саддукеям и фарисеям, он по-другому стал объяснять, кто такой пастор в христианстве. Вел свой народ за собой и открывал перед ним новую веру и возможности.

Кто такой пастор?

Каждый пастор поставлен на место своего служения ни кем иным, как самим Господом, на данный период времени на данное место. Бог назначает пастырем именно того человека, который по непонятным и неизвестным нам причинам поможет свершиться господним планам на Земле.

Пастырь - живой человек, Богом призванный служению церкви, то есть всем нам, верующим во Христа Спасителя. Пастор, как и все мы, имеет такие же земные нужды: семью, дом, детей, бытовые проблемы и многое другое. У него такие же материальные потребности, он способен чувствовать и болеть, быть чувствительным, как и мы, а может, даже и более. Его сердце переживает множественные проблемы, которые связаны с многочисленными личными и церковными вопросами. Пастор может скорбеть и радоваться, быть в покое и печали, беспокоиться и тревожиться, утешаться и плакать. У него тоже есть свой внутренний мир, потребности и личные нужды. Он поставлен Богом, чтобы служить нам, и кому, если не прихожанам, нужно заботиться о здравии своего пастыря? Ведь с нашей поддержкой он будет более трудоспособен для служения, проповеди пастора будут ярче наполнены благословением Божьим и силой для верующих. Этот человек также нуждается в поддержке и нашем участии, чтобы в трудный момент кто-то был рядом, выслушал и поддержал, помолился о нем. В нелегком труде пастора должна поддерживать его паства.

Служение пастора

Пасторское служение есть великая ответственность перед Богом. Многие века это подтверждают священнослужители, в наши дни ничего не изменилось, может быть, технических возможностей нести свое слово стало больше.

Так, пастор Евгений из Христианского Центра Восстановления несет свое Божье слово в народ, к нему примыкает множество молодых людей. Они, в свою очередь, несут Евангелие в массы, используя самые современные методы.

Пастор Сергей старается достучаться до сердец своими духовными песнями, которые каждый желающий может скачивать и слушать совершенно бесплатно.

Каждый пастор поставлен на служение Богом, он несет ответственность за свои действия перед самим всевышним и осознает это. Служитель Божий до слез переживает за каждого своего прихожанина, бывает, что теряет сон, рано седеет, обретает сердечные болезни. Сколько простаивают наши пастыри на коленях перед Господом, замаливая наши грехи... Кто об этом знает? Только сам Бог, который видит все тайное.

Кроме всего, первым врагом и важной мишенью для дьявола является пастырь. Атаки и искушения обрушиваются на него со всех сторон. Он должен все выдержать и устоять в этой тяжелой схватке.

Пастор в Российской империи

Если заглянуть в историю, то можно увидеть, каким был пастор в Российской империи. На место это мог стать мужчина, не моложе двадцати пяти лет. Он должен быть конфирмован, крещен, иметь успехи в окончании богословского факультета университета. Вопреки мнению прихожан на должность эту никто не назначался. Пастор должен был навещать заключенных, больных, заботиться о бедных, посещать школы, наблюдать за развитием религиозного воспитания нового поколения. День пастора был полон забот. В его обязанность входило ведение списков в своем приходе всех родившихся, обрученных, погребенных, крещенных, сочетавшихся браком. Ежегодно все списки сдавались в консисторию. Пастор вел хронику прихода, всех важнейших событий, а также полный список прихожан.

Ему запрещалось заниматься ремеслами, торговлей, другими делами, не схожими с его духовным саном, не разрешалось обращаться в суд, если дело не касалось лично его семьи. Проповедник не мог в воскресенье отлучиться из прихода, а также покидать его без разрешения вышестоящих над ним служителей более чем на неделю. Помимо жалования, разрешалось за совершения треб получать вознаграждение.

Католики

В католичестве пасторская роль делится между тремя категориями людей - это Папа Римский, епископы разных рангов и священники.

Папа по сути также является епископом, но здесь его роль столь уникальна, что о функциях его служения можно говорить как о чем-то особенном и самостоятельном. У католиков Папа - наместник самого Христа на Земле. Его пастырская власть распространяется на всю церковь, по крайне мере на всю ту часть, которая его признает, а это почти полтора миллиарда человек.

В переводе с греческого епископ означает «надзиратель». Епископ - это пастор в пределах одной епархии, церковной области. Священник - в рамках конкретной общины, прихода.

Жизнь пасторов, их обязанности сводятся к служению месс, совершению различных таинств: исповеди, конфирмации, крещения и других. Так представляется пастор в католической церкви.

Православные

Православие не многим отличается от католичества. Христианский пастор в основном выполняет те же функции. Отдельным вопросом, конечно же, является положение Папы Римского. В своей массе православные не признают его роль наместника Христа и не имеют подобного аналога.

Православная церковь разделяет две категории священнослужителей - это епископы и священники. Обязанности в их рамках распределены аналогично католичеству.

Есть версия расшифровки православного слова «поп», как «православных овец пастор». С византийских времен верующие видят в своих священнослужителях начальников и господ, привилегированных личностей, что полностью противоречит этике пастырей из Нового Завета, там разъясняется, что пастор пасет вверенное стадо с кротостью и страхом, мудростью, не господствуя, но уважая свою паству. Настоящее обращение «господин», «владыка» выглядит двусмысленно на фоне учений Иисуса.

Протестанты

Такие выводы о священнослужителях сделали и в протестантстве. В этом направлении веры просто отменили различные титулы, свели на нет само понятие священства. Стоит отметить, что при этом существует множество протестантских конфессий, в которых понятия значительно разнятся. Англикане, к примеру, ближе к католикам, а пятидесятники, напротив, очень от них далеки. Касается это и понятий о пастырстве и слове пастора.

У протестантов на служение выбирается мирянин, который действует с согласия всей общины, он то и является здесь пастырем и несет слово верующим. Главной задачей у протестантов является проповедь.

Здесь нет вертикали власти и сложной иерархии, как у католиков и православных. Проповедь, однако, сопрягается у протестантов с административными функциями. Говоря проще, пастором называется здесь конкретно тот, кто на данный момент исполняет пастырский функции, никакого миропомазания нет. Как только служение прекращается, данный статус снимается с человека.

ЦЕРКОВНАЯ ДОЛЖНОСТЬ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ - статус, которым наделяется член протестантской церкви для выполнения обязанностей, связанных с богослужением, миссионерством, деятельностью административно-организационного и хозяйственного характера.

Протестантизм не приемлет иерархию церковного священноначалия (духовенство) в качестве посредника между верующими и Богом. Институт посредничества заменяется практикой так называемых публичных служений. В то же время протестантские церкви имеют должностную структуру, с соответствующими ее чинам званиями и титулованием. В зависимости от выполняемого служения это могут быть статусные категории епископов, пасторов, диаконов, пресвитеров, проповедников и пр. Единообразного уклада не существует. Протестантские служители занимают свои должности путем избрания или назначения, либо при совмещении этих способов, в зависимости от традиций каждого конкретного сообщества. Таинство священства при этом не проводится, хотя может происходить символическое рукоположение и ритуал ординации (введения в сан), дающий право распоряжения в делах церкви. Основные типы церковного должностного устройства в протестантизме - пресвитериальный и епископальный.

Пресвитер (старейшина) - это выборный служитель, который руководит повседневной жизнью общины. Критериями его избрания являются признанное общиной благочестие кандидата, знания и жизненный опыт, организаторские способности. Как правило, пресвитер выступает на богослужебных собраниях в роли проповедника. Заслуги и доверие выполнять наиболее ответственные служения дают право на звание старшего пресвитера. В руководстве религиозных объединений может быть должность председателя или президента. В обращениях к старшим служителям протестантских церквей принято титулование «преподобный».

В протестантских конгрегациях принято также выбирать или нанимать доверенных лиц, не обладающих званием пресвитера, но выполняющих его обязанности, - министров. Проповедники могут не иметь церковного звания, избираться из наиболее авторитетных и теологически подготовленных членов общины. В функции проповедника входят выступления перед верующими на темы, определяемые какими-либо библейскими текстами, и миссионерская работа.

В церквях епископального устройства круг должностей и званий шире. Англиканские и лютеранские церкви практикуют «апостольское преемство» - поставление в должность епископа по преемственной линии, восходящей от какого-нибудь из апостолов. Звание епископа («надзирателя») присваивается с избранием или назначением на соответствующую Ц. д. Епископы возглавляют административно-территориальные объединения общин. Для главы протестантской церкви в масштабах целого государства существует звание архиепископа. Должностные обязанности епископов могут выполнять и лица, не имеющие этого звания, - деканы, пробсты, суперинтенданты (духовные инспекторы). В англиканской церкви заместитель епископа, помощник епископа по управлению какой-либо структурой, а также приходский священник именуются викариями. В лютеранской и ряде других протестантских церквей общим для приходских священников может быть звание пастора.

Брак или безбрачие являются делом личного выбора любого должностного лица в протестантизме. Кроме указанных, в круг служителей протестантских церквей входят члены общины, занятые исполнением функций образования (в воскресных школах, на библейских курсах и т. п.), музыкального сопровождения (канторы-дирижеры, органисты), хозяйственной деятельности.