Как образуются действительные причастия настоящего времени примеры. Действительные и страдательные причастия

Причастие - это возможность передать одновременно и действие, и его признак. Часто его применяют для того, чтобы «облегчить» предложение и перевести из сложной конструкции в более сжатый ее вариант. Например:

Сказка - это литературный источник, который помогает ребенку развить фантазию.

Сказка - это литературный источник, помогающий ребенку развить фантазию.

От глаголов образуются, как страдательные причастия настоящего времени и прошедшего, так и действительные.

Определение причастия

В русском языке причастием называют особую обозначающую признак предмета по действию. Причастия обладают сразу двумя морфологическими свойствами:

  1. Имеют признаки, свойственные глаголам.
  2. Обладают признаками прилагательных.

Как и у глаголов, у причастий есть:

  • вид - совершенный (отвечают на вопрос «что сделавший» - мальчик, прочитавший книгу) и несовершенный («что делающий», «делавший» - мальчик, читающий книгу);
  • возвратность (оканчиваются на суффикс - ся, - сь например, надушившийся) и невозвратность (играющий);
  • формы прошедшего (устроился на работу - устроившийся на работу) и настоящего времени (играет - играющий);
  • могут происходить от глаголов переходных и непереходных и быть действительными и страдательными.

Как прилагательные, причастия имеют:

  • два - нн - в страдательных причастиях применяется, когда глагол заканчивается на -ать, -ять, -еть: прочитать - прочитанный, сделать - сделанный;
  • суффикс -енн ставится к основе глаголов, заканчивающихся на -и или -ить: принести - принесенный, совершить - совершенный;
  • суффикс - т ставится при образовании от глаголов, заканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, например, замкнуть - замкнутый, молоть - молотый, запереть - запертый.

Суффикс - т применяется также при создании страдательных причастий от односложных глаголов, например, мыть - мытый, бить - битый и другие.

Некоторые глаголы, например, брать, искать, полюбить, не создают страдательные причастия, а от глаголов, заканчивающихся на -сти, -сть, в прошедшем времени образуются либо от настоящего, либо от будущего времени:

  • привести домой - приведенный домой;
  • обрести веру - обретенная вера;
  • украсть часы - украденные часы.

В данных примерах глаголы в будущем времени, а причастия в прошлом.

Формы причастий

Страдательные причастия бывают в 2 формах в прошедшем и настоящем времени - полной и краткой. При этом в краткой форме они склоняются по числам, а в единственном - по родам, как видно из нижеприведенного предложения:

  • страдательные причастия настоящего времени: город, сожженный дотла (муж. род, ед. число) - город сожжен дотла; города, сожженные дотла (мн. число) - города сожжены дотла;
  • краткие формы в прошедшем времени: книга, прочитанная быстро - книга была прочитана быстро;

Полные формы имеют суффиксы с двумя -н: -нн, -енн, тогда как одно - н - в кратких страдательных причастиях. Например, улучшенный вариант - вариант улучшен, утаенные мысли - мысли утаены. Не все причастия данного вида имеют краткую форму, например, ведомый, читаемый, говоримый и другие.

Как члены предложения, краткие, как и полные страдательные причастия могут быть определением, но чаще всего это сказуемые:


В краткие причастия используют вспомогательный глагол или могут быть самостоятельными, например: магазин открыт - магазин был открыт.

Склонение причастий

Так как страдательные причастия обладают сходными с прилагательными свойствами, они могут склоняться по падежам (в ед. числе), числам и родам. Полные страдательные причастия склоняются, как и подобные формы прилагательных, то есть по падежам, родам и числам. Краткие причастия могут склоняться только по числам и родам.

  • И - опрошенный (человек), опрошенная (женщина), опрошенное (население), опрошенные (дети);
  • Р - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
  • Д - опрошенному (человеку), опрошенной(женщине), опрошенному (населению), опрошенным (детям);
  • В - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
  • Т - опрошенным (человеком), опрошенной (женщиной), опрошенным (населением), опрошенными (детьми);
  • П - (об) опрошенном (человеке), опрошенной (женщине), опрошенном (населении), опрошенных (детях).

В краткой форме можно выделить род и число по относящемуся к причастию существительному или местоимению: человек опрошен, женщина опрошена, население опрошено, дети опрошены.

Переход страдательных причастий в прилагательные

В предложениях страдательные причастия настоящего времени (примеры ниже) часто могут исполнять роль прилагательных, при этом они утрачивают такую категорию, как время и приобретают значение постоянного признака предмета. Например, груженая лодка, печеный пирожок.

Этим формам несвойственно иметь при себе пояснительные слова, а сами страдательные причастия пишутся с одним - н. Если есть дополнительные слова, то в суффиксе ставится два - нн, например:

  • раненый зверь - раненный ножом зверь;
  • груженая лодка - груженная рыбой лодка;
  • печеный пирожок - печенный в духовке пирожок.

У страдательных причастий, имеющих приставку, всегда стоит два - н в суффиксе. Например, размороженный, усиленный, избранный, раскаленный и другие.

В суффиксе -ованный всегда пишется два - н, даже когда причастие перешло в прилагательное - организованный пикник, квалифицированный специалист.

Частица "не" в страдательных причастиях

У причастий, имеющих разъяснительное существительное или местоимение, частица «не» всегда пишется раздельно. Например:

  • к гаражу вела нерасчищенная дорожка - к гаражу вела не расчищенная от снега дорожка;
  • недопитый чай остался на столе - не допитый мамой чай остался на столе.

С краткими страдательными причастиями частица «не» пишется раздельно: дело не окончено, задача не решена, путь не завершен.

Знаки препинания при написании причастий

Причастия, имеющие зависимые слова, образуют обороты, которые в предложениях выделяются запятыми. Слово, которое определяет причастие, называется определяемым. Если причастие стоит до этого слова, то запятая не ставится: выложенная брусчаткой дорожка вела к парку. Исключением является оборот, относящийся к местоимению: разбуженная голосами, она быстро встала.

Причастие, стоявшее после определяемого слова, выделяется запятой: проехала машина, забрызганная грязью. Если причастие с зависимыми словами стоит в середине предложения, то оно выделяется знаками препинания с обеих сторон: машина, забрызганная грязью, проехала мимо.

Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй « » на данном сайте.

Действительные причастия

Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример : Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» - она прыгает через скакалку.

Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени . Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
  • Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени . Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.

Страдательные причастия

Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример : корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.

Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени . Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
  • Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени . Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".

Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. - Алматы: Атамура, 2007. - 192 с. Упражнение, 6 - 7.

  1. Этап проверки знаний

Расскажите о причастии

  1. Причастие обозначает:
    А) признак предмета;
    Б) признак предмета по действию;
    В) признак другого предмета.

  2. А) вид;
    Б) время;
    В) лицо.

  3. А) дополнением;
    Б) обстоятельством;
    В) определением.

  4. А) -ВШ-;
    Б) -Ш-;
    В) -УЩ-.

А) -ЕНН-;
Б) -ВШ-;
В) -УЩ-.

Работа у доски

Упражнение № 1.

Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.

1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться, интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

Сложный уровень

B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

7. Палящий зной заставил нас подумать об

8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

9. Побледневшее небо начинало синеть.

10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

6. Этап рефлексии

7. Этап оценивания

8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97

Просмотр содержимого документа
«Действительные причастия настоящего и прошедшего времени »

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

(урок-практикум)

Цели :

    познакомить с образованием действительных причастий настоящего и прошедшего времени; вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её; повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.

    Формировать умение строить предложения с причастным оборотом.

    Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.

Ход урока

  1. Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2007. – 192 с. Упражнение, 6 - 7.

Прочитайте образованные вами причастия

    Этап проверки знаний

Расскажите о причастии

1. Тест (работа на листочках)

    Причастие обозначает:
    А) признак предмета;
    Б) признак предмета по действию;
    В) признак другого предмета.

    Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
    А) вид;
    Б) время;
    В) лицо.

    Чаще всего в предложении причастие бывает:
    А) дополнением;
    Б) обстоятельством;
    В) определением.

    Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
    А) -ВШ-;
    Б) -Ш-;
    В) -УЩ-.

    Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:

А) -ЕНН-;
Б) -ВШ-;
В) -УЩ-.

4. Этап закрепления пройденной темы

Работа у доски

Упражнение № 1.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение № 2 Просклоняйте следующие причастия вместе с существительными.

Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.

Упражнение № 3 Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов, действительное причастие настоящего времени в нудной падеже!

1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

Задание № 4Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.

A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться,интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

Сложный уровень

B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

Задание № 5 Выпишите из данных примеров причастия в форме именительного падежа муж. рода в два столбца: причастия наст. времени в один, а причастия прошедшего времени в другой столбец.

1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

7. Палящий зной заставил нас подумать об

8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

9. Побледневшее небо начинало синеть.

10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

6. Этап рефлексии

7. Этап оценивания

8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97

К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке.

Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».

Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий.

Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности.

Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал.

При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени.

Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета.

Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили.

Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним.

Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования.

В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно.

От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные.

Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях.

Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий.

Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени.

Примеры: пробежавший, прыгнувший.

Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д.

Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи.

В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят).

Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук.

Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший.

Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам.

Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши.

Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель.

Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род.

Книга давно написана и отправлена в типографию.