Как поблагодарить аллаха за все. Как мне отблагодарить Всевышнего за радостное событие в жизни? Благодарность стремящихся к Господу

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком.

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он.

Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Благодарность сердцем.

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха.

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему». (Ан-Нахль, 16/53)

В Священном Коране есть еще такой аят:

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللهِ

بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине». (Лукман, 31/20)

Благодарность всеми органами.

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены». (Аль-Анкабут, 29/17)

Также в Священном Коране сказано:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

«Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!»» (Лукман, 31/12)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа: «Альхамдулиллях» – тридцать вознаграждений.

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».

Благодарность Аллаху заключается в посвящении всего, что даровал Аллах, на то, для чего он создал тебя. Благодарность отражается в нраве человека и изливается в его речах. Благодарность Аллаху – это духовная приверженность, которая не ограничивается речью.

«Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» (34: 13).

О благодарности сказано в 70 разных случаях в Коране. Это качество, которое отличает пророков и любимых рабов. Аллах сказал:

«О потомки тех, кого Мы перенесли вместе с Нухом (Ноем)! Воистину, он был благодарным рабом» (17: 3).

О пророке Ибрахиме в Коране сказано:

«Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем» (16: 121).

О Лукмане:

«Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе» (31: 12).

Это является свидетельством того, что благодарность является первичным качеством человека, которое разделяли все пророки, особенно наш любимый пророк (мир ему), который говорил: «Я был послан (Аллахом) усовершенствовать возвышенные морали».

Верующие находятся на разных уровнях выражения благодарности Всевышнему. Это разница зависит от осознания всех благословений Аллаха и истинного значения своей жизни.

Вся жизнь нашего любимого пророка является олицетворением всеобъемлющей благодарности. Он был искренним благодарным слугой своего Творца.

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему) всегда выражал свою благодарность Аллаху. Согласно рассказу Айши, он настолько долго совершал намазы, что у него опухали ноги. Когда она спросила у него:

– О Посланник Аллаха! Почему ты так делаешь? Ведь Аллах простил все твои ошибки, как совершенные в прошлом, так и те, которые ты совершишь в будущем.

Посланник Аллаха ответил:

– Не быть ли мне благодарным рабом?

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал им:

«Самое прекрасное из того, чем вы обладаете, это язык, поминающий Аллаха, благодарная душа и праведная супруга, способствующая укреплению и сохранению веры».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда был благодарен Аллаху за все милости, которые Он дал ему и которыми окружил его. Его благодарность не ограничилась просто словами, но была живой действительностью. Мы видим, как он, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно преклонялся перед Аллахом и поклонялся Ему, творил благие дела, восхвалял Аллаха, следуя в этом аятам Корана, которые побуждают к поклонению и восхвалению Аллаха.

За милости и дары Аллаха, свят Он и велик, следует благодарить Его. Это то, что делал посланник Аллаха – его язык не переставал упоминать Аллаха и воздавать Ему хвалу за Его милости.

От Аишы, да будет доволен ею Аллах, приводится, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминал Аллаха все время». Он поклонялся Аллаху в знак благодарности, а не только потому, что поклонение было возложено на него. Он не только выполнял обязанное ему, а стремился совершать как можно больше желательных действий. Это придало его поклонению изумительный вид, и стало отличительной чертой его поклонения.

Несмотря на то, что Коран многократно упоминает и подчеркивает похвальность такой черты, как благодарность, мало кто из нас помнит о ней в своей жизни. Действительно, в Коране Бог часто говорит, что человек неблагодарен, что он слишком редко бывает признателен:

«…Воистину, человек явно неблагодарен» (Коран, 43:15).

Первыми словами, которые произнес пророк Адам, мир ему, были: «Хвала Аллаху, Господу миров!» Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «После того как Аллах вдунул в Адама (дух), и дух достиг его головы, (Адам) чихнул и сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров», на что Всевышний и Всеблагой (Аллах) ответил ему: «Да помилует тебя Аллах!». Это первое выражение восхваления и возвеличивания Всевышнего, которое произнес человек.

Самое подробное описание: мусульманская молитва благодарности - для наших читателей и подписчиков.

В Коране, который является священной книгой для всех мусульман, говорится, что если молится Аллаху каждый день, то это обязательно будет вознаграждено. Вера в это настолько сильна в душе у каждого правоверного, что верующие обращаются к Аллаху в течение всего дня много раз и в горе, и в радости. Каждый мусульманин верит, что только Аллах способен защитить его от всякого земного зла.

Благодарность и восхваление Аллаха в ежедневной молитве

В Коране написано, что правоверный должен обязательно каждый день восхвалять и благодарить Аллаха.

Ежедневная молитва в переводе на русский язык звучит следующим образом:

Мусульманские молитвы Аллаху

Существует огромное количество самых разных мусульманских молитв, которые читаются в самых различных бытовых ситуациях. К примеру, существуют специальные молитвы, которые нужно читать в утреннее время во время одевания и на оборот, в вечернее время в процессе раздевания. Обязательно читаются молитвы перед принятием пищи.

Каждый мусульманин всегда читает молитву, когда одевает новую одежду, и при этом просит Аллаха, чтобы он защитил его от порчи. Кроме того, в молитве упоминается благодарение тому, кто создал одежду, а также просьба Аллаха о том, чтобы он послал ему наивысшие блага.

Обязательно используется молитва перед тем, как правоверный выходит из дома или в тех случаях, когда приходится входить в чей-то дом. Таким способом выражается почтение и уважение к людям, дом которых приходится посетить.

Молитва «Кулху Аллаху ахад» на арабском языке

Молитва «Кулху Аллаху ахад» направлена на то, чтобы человек смог исполнить собственные желания.

На арабском языке текст молитвы звучит так:

Лам ялид ва лам юлад

Ва лам якун ллаху, куфуван ахад».

Считается, что данное обращение более действенное, в случае, если произносится на арабском языке. Обязательно нужно учитывать то, что читать данную молитву может верующий, у которого чистая душа и искренние помыслы. В другом случае Аллах просто не услышит просьбу и не станет помогать. Также нужно знать и о том, что самостоятельно данная молитва не произносится. Важно понимать и саму суть обряда. Человек, за которого возносится молитва, должен сесть на стул, а произносящий молитву кладет свои руки ему на голову.

После это произносятся слова молитвы. Для большей эффективности обряд рекомендуется проводить несколько дней подряд.

Слушать молитву «Кулху Аллаху ахад»:

Текст молитвы «Кулху Аллаху ахад» на русском языке

Несмотря на то, что молитва «Кулху Аллаху ахад» считается более сильной на языке оригинала, допускается произносить ее слова и на русском языке. Существует несколько вариаций данной молитвы.

К примеру, молиться можно следующими словами:

Важно понимать, что данная молитва не несет в себе магического подтекста, в ней содержится философско-религиозное зерно. И именно это должны в полной мере прочувствовать люди, участвующие в обряде. Важна искренняя вера в то, что Аллах услышит мольбу и обязательно надежно защитит человека. Но это возможно только, если у человека светлая душа.

Молитва Аллаху о помощи «О Аллах, помоги мне»

Намаз – это обязательный обряд для любого мусульманина. Он состроит не только из молитв, но также и из определенных действий. Поэтому тому, кто недавно принял ислам, нужно будет приложить большие усилия для того, чтобы освоить все правила. Конечно же, вначале нужно будет постепенно изучать все необходимые молитвы.

Но прежде всего, следует знать, что существует единая молитва, которая может использоваться в любое время.

Звучит она следующим образом:

Кроме того существует очень важная молитва для начинающих, кто только знакомится с правилами намаза.

После обязательных молитв следует произнести такую молитвенную фразу:

Молитва «Аллах акбар»

«Аллах Акбар» в переводе с арабского языка означает – великий Господь. Этой фразой признается власть и мощь Всевышнего. В мусульманской религии «Аллах Акбар» – это формула признания Величия Господа. Данная фраза подчеркивает повиновение Аллаху, она является одной из фраз, отражающих истинное повиновение Всевышнему, клятвой отрицания других сил и господств.

Каждый мусульманский ребенок понимает, что означает «Аллах Акбар». Эта священная фраза звучит на устах мусульман на протяжении всей их жизни, и этими словами сопровождаются все дела правоверных. Всегда данная фраза звучит в исламских молитвах. К ней относятся, как к отдельному молитвенному обращению.

Она может переводиться следующим образом:

Неправильно относится к данному выражению, как к воинственному кличу. Оно скорее является напоминанием для правоверного, что вне зависимости от сложившейся ситуации Бог Велик и всемогущ. Нужно помнить, что успех и счастье для мусульманина исходит от Аллаха, от него зависит вся его жизнь. Правоверный произносит «Аллах Акбар», когда он сильно напуган и после этого душа его обязательно успокоится. Так как он вспомнит, что все находится в руках Божьих. С помощью этой фразы также можно убрать злость из души, успокоится и предотвратить неправильные действия. Это молитвенное выражение произносится и в моменты радости и успеха в знак благодарения Бога.

О благодарности Всевышнему

Один алим заметил, что некий бедняк пребывает в печали. Он спросил бедняка: «Почему ты печалишься?». Тот ответил: «Из-за бедности своей». Алим, перечисляя его части тела и органы, стал спрашивать его: «Ты бы отдал этот орган за такую-то сумму денег?», называя при этом большую сумму. Бедняк каждый раз отвечал: «Нет». Тогда алим сказал: «Разве можно печалиться, имея столько богатства?». И бедняк успокоился.

Всевышний одарил нас бесчисленным количеством благ, и если мы не хотим лишиться этих благ, если хотим их умножения, то нам следует быть за них благодарными Аллаху, то есть выражать Ему благодарность (шукр). Некоторые полагают, что для выражения благодарности достаточно произносить «Альхамдулиллах – хвала Аллаху». Согласно Шариату, благодарность Всевышнему выражают определенным образом. Об этом мы расскажем чуть позже, а для начала разъясним о ценности шукр.

В 70-ти аятах высокочтимого Корана говорится о шукр. Это свидетельствует о значимости и ценности его проявления. Перечислим некоторые достоинства шукр.

1. Кто проявляет шукр, тот убережен от мук (на том свете). Всевышний в Коране говорит (смысл): «Аллах не подвергнет вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете» (сура «ан-Ниса», аят 147).

2. Если мы проявим шукр, то Аллах не лишит нас благ, которыми Он нас одарил, напротив, Он умножит, расширит эти блага. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Клянусь Моим Величием, если вы будете благодарны Мне, Я умножу вам блага, а если будете неблагодарны, поистине, наказание Мое очень сильно!» (сура «Ибрахим», аят 7).

3. Аллах благоволит рабу, проявляющему благодарность Ему. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Если вы будете благодарны, Он будет доволен этой вашей благодарностью» (сура «аз-Зумар», аят 7).

Для человека нет большего блага, радости, счастья ни на этом, ни на том свете, чем довольство Всевышнего. Именно поэтому досточтимые любимцы Аллаха – авлия сами частенько повторяют и учат своих последователей часто произносить выражение (смысл): «О Боже, моя цель – это познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь, – это Твое довольство». Довольство Аллаха – это рай в Раю. Для любимцев Аллаха, то есть для авлия, нет ничего более желанного, чем довольство Аллаха. Так вот, довольство Аллаха также достается рабу, проявляющему благодарность.

Различаются общие для всех людей и персональные для отдельного человека блага Всевышнего. Большинство людей обычно не замечает общие для всех и в то же время самые необходимые блага Аллаха, даже не считая их благами.

Общими для всех благами являются условия для жизни: солнце, воздух, климат, разум, здоровье, дыхание, еда, одежда и другие бесценные блага, коих бесчисленное множество. Как говорит имам аль-Газали, многие люди воспринимают это как должное.

Если же человек обладает персональным благом – большим домом, шикарной машиной, или занимает хорошую должность, пользуется популярностью и т.д., то и тогда он чаще всего неблагодарен Аллаху, вместо этого он гордится и имеет о себе высокое мнение.

Ценность общих для всех необходимых благ человек обычно осознает при их утере. Например, ценность здоровья осознается при болезни, зрения – при слепоте, сытости –во время голода, дыхания – при удушье и т.д. Разве это разумно?

Для того, чтобы мы осознавали ценность этих благ, Всевышний насылает на нас болезни, и затем излечивает от них, то есть, то лишает нас этих благ, то возвращает их нам.

В одном из хадисов говорится, что Аллах в Судный день велит ангелам вести счет тем благам, которыми одарил Аллах человека, занимавшегося поклонением в течение пятисот лет, не пропуская ни одного мига. Всевышний велит сравнить эти блага с поклонением того человека, равноценны ли они. И не сравнилось всё его поклонение, совершенное в течение пятисот лет, даже с одним благом, дарованным ему Аллахом – зрением. Поэтому мы должны быть благодарны за эти общие для всех блага и должны признаться в своем бессилии и воздать должную благодарность за них Аллаху.

Особенно великим благом, которым одарил нас Аллах, и за которое мы никогда не сможем воздать должную благодарность, является Ислам. Мы должны осознать величие этого блага, должны всегда радоваться ему и благодарить Аллаха за это и днем, и ночью.

Один из авлия нашел некоего человека лежащим в пустыне под палящими лучами солнца. Все тело его было покрыто гнойными язвами, в которых копошились мелкие насекомые. И в этом состоянии он без конца восхвалял и благодарил Аллаха. Подошедший говорит ему: «Я не вижу благ, которых бы тебя не лишили, а ты воздаешь хвалу и благодарность». Тот ответил: «Что бы я делал, если бы Аллах лишил меня имана (истинной веры) в сердце моем?».

Это означает, что иман и Ислам, которыми нас одарил Аллах, содержат в себе все блага земли и небес, это подтверждается и многими хадисами. В одном из них говорится, что полноценный намаз в два ракаата, совершенный мусульманином, лучше этого мира и всего, что в нем. Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал, что однократное произнесение выражения «Субханаллахи вальхамдулиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар» для него ценнее, чем все, чего коснулись лучи солнца. Достоверный хадис гласит, что за трехкратное чтение суры «Ихлас» воздается вознаграждение, как за чтение всего Корана. В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится, кто прочтет один салават за Пророка (мир ему и благословение), тому от Аллаха снизойдет десять салаватов (благ). В одном из хадисов говорится, что если прочитать «Ла хавла ва ла куввата илла биллах» , то за каждое чтение этой молитвы будет посажено дерево в Раю. Другой хадис гласит, что за изречение благого слова воздается как за садака (пожертвование). Если выйти из дома с намерением отправиться в мечеть, то за каждый шаг записывается воздаяние, прощаются грехи и увеличиваются уровни райских благ. И наконец, есть хадис о том, что раскроются все восемь ворот Рая тому, кто искренне, от сердца произнесет «Ла илаха илла Ллах» (Тирмизи).

Коротко говоря, какое бы доброе деяние ни совершил мусульманин ради Всевышнего, это для него лучше мира сего и всего, что в нем.

Такими великими благами одарил Аллах мусульман. Но некоторые мусульмане не только не благодарят Аллаха за эти блага, но тянутся к земным богатствам, которыми Аллах наделил некоторых неверных. Они подобны тому, кому позволено взять столько, сколько он пожелает драгоценностей, а он, вместо приобретения этих драгоценностей, присоединился к тем, кто собирает простые камушки, и усердствует в этом.

Дорогие братья, Аллах одарил нас жизненными благами, каких не было во времена Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников, а также наших предков. Но нам и этого недостаточно, мы стремимся к еще большим земным благам, мечтаем о них, забывая при этом об Аллахе и не проявляя благодарности за Его бесчисленные блага. Не так хорош мир сей, как нам внушает шайтан. Поразмыслите над следующим фактом. Через каких-то пятьдесят лет подавляющее большинство из ныне живущих людей покинет этот мир. Мечты их окажутся бесплодными, они лишатся собранного богатства. Если мы забываем о мире вечном из-за земного, бренного мира, то разве это разумно?

Дорогие братья и сёстры! Мы призываем не упускать свободное время, проводя его в мечтах о земных благах. Каждый миг нашей жизни станет драгоценным, если мы научимся извлекать из него пользу. Но, к сожалению, мы часто упускаем не только миг, но и минуты, часы, месяцы и даже годы.

Да поможет нам Аллах быть благодарными за блага Его и провести жизнь так, чтобы Он был доволен нами! Амин.

Мусульманская молитва благодарности

3 вида благодарности Всевышнему

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он.

Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха.

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему» . (Ан-Нахль, 16/53)

В Священном Коране есть еще такой аят:

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللهِ

بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине» . (Лукман, 31/20)

Благодарность всеми органами.

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены» . (Аль-Анкабут, 29/17)

Также в Священном Коране сказано:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

«Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!» » (Лукман, 31/12)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа: «Альхамдулиллях» – тридцать вознаграждений.

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».


وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلاَّ بِإِذْنِ الله كِتَابًا مُّؤَجَّلاً وَمَن يُرِدْ ثَوَابَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَن يُرِدْ ثَوَابَ الآخِرَةِ نُؤْتِهِ مِنْهَا وَسَنَجْزِي الشَّاكِرِينَ

« Ни один человек не умрет, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный [Им] срок. Тому, кто возжелает вознаграждения в земной жизни, Мы дадим его в этой жизни. А тому, кто возжелает вознаграждения в жизни будущей, дадим его тогда. Мы вознаградим благодарных [Нам]».

(Али Имран, 3/145)

В другом аяте сказано:

مَّا يَفْعَلُ اللّهُ بِعَذَابِكُمْ إِن شَكَرْتُمْ وَآمَنتُمْ وَكَانَ اللّهُ شَاكِرًا عَلِيمًا

« Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают».

(Ан-Ниса, 4/147)

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ

«Если вы будете благодарны, то я непременно увеличу вам [блага и милость]. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание».

(Ибрахим, 14/7)

Сказал:

«В Судный день будет провозглашено:

- Встаньте те, кто благодарил Аллаха в любом положении, и встанет тогда группа людей, и для них будет развернуто знамя, и под ним они войдут в Рай».

В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил одного сахаба:

- Как ты встретил утро?

Он ответил:

- Хорошо.

Пророк спросил его снова. И получил такой же ответ. Пророк спросил в третий раз.

Он ответил :

- Хорошо. Хвала Аллаху и благодарность Ему.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Я хотел от тебя услышать именно такой ответ».

Сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

دَعْوَاهُمْ فِيهَا سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَتَحِيَّتُهُمْ فِيهَا سَلاَمٌ وَآخِرُ دَعْوَاهُمْ أَنِ الْحَمْدُ لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«(Верующие в Раю) возгласят: «О, Аллах! Ты превыше того, что на Тебя измышляли неверующие», там приветствуют их со словами «Мир вам и благоденствие!», завершатся же речи их словами: «Хвала и благодарность Аллаху, Господу миров!»

(Юнус, 10/10)

У тех, кто уверовал и делал добро, последние слова таковы:

«Хвала и благодарность Аллаху, Господу миров!»

وَقُلِ الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَدًا وَلَم يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَلَمْ يَكُن لَّهُ وَلِيٌّ مِّنَ الذُّلَّ وَكَبِّرْهُ تَكْبِيرًا

«Скажи: «Хвала и благодарность Аллаху, который не порождает детей и не имеет соучастников в Своем владычестве, которому не нужен защитник от унижения (Его Величия неверующими)». И восхваляй его достойным Его возвеличиванием бесконечно!».

(Аль-Исра, 17/111)

Скажи: «Альхамдулиллях».

Благодарность ученых

Всеведающий Аллах направляет некоторых Своих рабов на путь знания, давая им влечение к нему, раскрывая их разум, увеличивая и укрепляя их память. Из таких рабов выходят великие толкователи Корана – муфассиры, знатоки хадисов – мухаддисы, ученые религиозного права – факихи. Это люди, приносящие большую пользу мусульманской общине и религии Ислам. Аллах дал им такие знания, которые другим не по силам. И если эти люди осознают, что этот дар им дан Аллахом, и не будут высокомерными, а проявят терпение и скромность, будут благодарными Ему, то они обретут спасение и счастье.

Благодарность много поклоняющихся

Всемогущий Аллах направляет некоторых своих рабов на выполнение большого количества богослужений (ибады), дает им время, хорошее здоровье, сильное желание и воодушевление. Помимо обязательных, они больше других людей выполняют добровольные намазы и посты. Если эти рабы поймут, что это исходит не от них, и что эта возможность предоставлена им только Всемогущим Господом, и будут проявлять терпение и скромность, будут стойкими и постоянными в этом, то они достигнут спасения и счастья.

«О те, кто гордится своими делами! О те, кто ослеплены и хвалятся ими! Как же вы невежественны! Если бы Всемогущий Аллах не дал вам возможности, то вы не смогли бы ни читать намаз, ни держать пост, ни быть терпеливыми. Поэтому вы не должны быть самодовольными гордецами, а должны быть благодарными за это. Нет у вас никакого права на гордость, а есть только обязанность благодарить Аллаха!»

Благодарность богобоязненных

Милостивый Аллах некоторым своим рабам дает такое чувство богобоязненности, при котором они дрожат только от мысли о запретном. Они очень любят своего Творца и одновременно с этим очень боятся вызвать Его недовольство. Каждое их действие соответствует повелениям Корана – Слову любимого ими Господа. Если люди этой группы признают свою слабость и поймут, что этим чувством одарил их только Всемогущий Аллах, и, принижая свое эго (нафс), проявляя смирение и скромность, будут терпеливыми и благодарными, то они спасутся и будут счастливыми.

Благодарность богатых

Щедрейший Аллах некоторых своих рабов с избытком одаривает богатством. Те, кто имеет в своем распоряжении эти дары, должны знать, что их истинным владельцем является лишь Всевышний. Они должны избегать расточительности и халатности в распоряжении имуществом и, выплачивая обязательное пожертвование – закят, приносить пользу верующим, а через это и мусульманской общине, и всем созданным. Без высокомерия, от всей души, с любовью и щедростью они должны совершать пожертвования из того, чем они наделены, ради довольства ими Всевышнего Аллаха. Им надо быть полезными мусульманам, обществу и членам своих семей и этим заслужить довольство Всевидящего Аллаха. Если эти рабы, не отрицая, что все их благосостояние принадлежит Аллаху, без хвастовства и высокомерия будут идти праведным путем терпения и благодарности, то они достигнут спасения и обретут счастье.

Благодарность высоконравственных

Милостивый Аллах дает некоторым своим рабам прекрасные, возвышенные качества, такие как милосердие, щедрость, высокая нравственность, великодушие и т.д. Если эта группа людей, зная, что самым Милостивым из милостивых, самым Щедрым из щедрых и Совершенным является только Аллах, осознавая, что в любом своем действии они бессильны, без высокомерия будет придерживаться терпения, скромности и благодарности, то достигнет по милости Аллаха спасения и счастья.

Благодарность стремящихся к Господу

Всевышний Аллах направляет некоторых своих рабов на путь воспитанников – мюридов. Они воспитывают свой дух, получая духовные задания, и совершенствуют свою этику под руководством одного истинного духовного наставника – муршида. Они, будучи искренними, служат Аллаху, приобретая Его довольство ими. Если они, выполняя это, будут внимательно относиться к дозволенному и запретному, они по милости Аллаха получат соответствующий своим стремлениям и усердию результат.

В процессе духовного совершенствования у них появляется пламенная любовь к Всевышнему Аллаху и чувство боязни навлечь на себя Его недовольство. Одновременно с этим они со всех сторон совершенствуют свою нравственность: культуру, честь, скромность, умение прощать, милосердие, великодушие и т.п. Если они не будут обладать этими прекрасными качествами, они не смогут достойно идти по этому пути.

Тасаввуф–это духовно-нравственная система воспитания. Название этой системы воспитания – Сайр Сулюк. Слово «сайр» означает путешествие, а «сулюк» – идти. С точки зрения тасаввуфа, «сайр» означает путешествие от невежества к знанию, от невоспитанности к высокой нравственности, от своей сущности к Аллаху. «Сулюк» – это духовно-нравственное воспитание, подготавливающее человека, вставшего на путь тасаввуфа, к встрече с Всевышним Аллахом. Возомнившие себя завершившими Сайр Сулюк впадают в самодовольство, ставя себя выше других. Они небрежно выполняют свои обязанности рабов Аллаха и пренебрегают ими. Они попадут в число тех, кто сам нанес себе вред. Надо знать, что как нет конца служению Аллаху, так нет и конца Сайр Сулюк. Настоящий глубоко верующий должен чувствовать всем телом и душой значение и суть слов:

«Хвала и благодарность Аллаху в любом состоянии».

Он должен постоянно их повторять, независимо от того, в какой ситуации он находится, в бедности ли он или в роскоши, в болезни или здравии.

Ибрахим Дусуки (рахматуллахи алейхи) сказал:

«О мой брат! Ни в коем случае не думай, что ты самостоятельно можешь совершить какое-либо дело, и не думай, что ты сам лично обладаешь какими-либо положительными чертами характера, не берись за эту непосильную работу. Если ты держишь пост, то без сомнения знай, что это Аллах делает так, что ты держишь его. Если ты стоишь в намазе, будь уверен, что это вновь Он позволяет тебе держаться на ногах. И все твои дела осуществляются именно таким образом. Если у тебя есть какое-либо дело, то ты его делаешь только лишь потому, что этого хочет Аллах. Результат же его будет таким, что ты непременно поймешь: все, что бы ни происходило, – все от Него. Когда ты смотришь куда-либо, то помни, что видеть тебе это дает только Аллах. Далее, когда ты будешь пить духовное излияние, ты будешь уверен, что это от Него, и скажешь: «Он напоил, и никто другой». Когда ты избегаешь чего-либо, у тебя появляется страх перед Всевышним? Кто дает тебе это чувство? Опять скажешь ты: «Только Он!» Взошел ли ты на почетную ступень или поднялся выше твой уровень, поднявший тебя – это вновь Он. Достиг ли какого-либо духовного или материального состояния – это достижение опять от Него. Тем временем от тебя нет ничего! От тебя есть только признание того, что ты непослушный, недостойный, что ты ничего не можешь сделать хорошего для себя. Такова действительность. Делающий тебе добро и делающий так, что ты делаешь добро, – это вновь Он. И решение по твоему делу выносит Он. Он знает, совершил ты его хорошо или плохо. Если Он хочет, то примет его, если не хочет, то нет».

Таким образом, все, что бы мы ни совершали, будь то намаз, пост или зикр, – это Аллах делает так, чтобы мы это совершали. Все окружающее, мы сами и даже наши мысли и слова – все от Него. От нас же требуется только благодарить и восхвалять Его.

Сказал Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи):

«Каждый человек занят чем-либо и на что-то надеется. Кто-то занят тем, что держит много постов и надеется на них. Кто-то постоянно занят совершением намазов и надеется на них. Кто-то занят тем, что учит и передает другим хадисы и надеется на это. Кто-то занят тем, что пребывает в постоянном страхе перед Адом, и надеется на этот страх. Кто-то любит Рай и, чтобы попасть туда, постоянно занят совершением благих дел и надеется на них. Тогда как знающие люди, понимая, что все эти дела – это милость и помощь от Аллаха, не надеются на них. Они уповают только на прощение Аллаха и таким образом увеличивают свою благодарность Ему. Настоящий глубоко верующий мусульманин в состоянии благодарить Милостивого Аллаха своим языком, телом и делами. Языком – это, восхваляя, благодарить Аллаха, говоря «Альхамдулиллях». Благодарность телом в надежде на довольство Аллаха означает использовать свои органы согласно Его повелениям. Например, язык создан для того, чтобы говорить красиво, радовать душу собеседника, читать Священный Коран и при необходимости давать советы. Наш язык создан не для сплетен, криков, ругани и злословия. Благодарность делами – это во всем быть привязанным к Всевышнему и облагораживать себя угодной Ему нравственностью.

Всемогущий Аллах в сердца некоторых рабов вселяет глубокую любовь к Себе. Он дает их сердцам наслаждение от этой любви, и через нее ведет их к совершенству. Те, кто находится на этом уровне, во всем видят проявления Аллаха, и поэтому они приходят к пониманию истины. У них изъяты такие черты характера, как развязность, гордыня, презрение, унижение других и т.п. Они украшены высокой нравственностью, скромностью, сострадательностью, терпением и способностью благодарить. Они взошли на эту вершину благодаря покорности, которую проявляли в каждом своем действии. Они не могут причинить вреда. Все их дела основаны на добре. Все их мечты и желания сводятся только к одному – довольству ими Аллаха. Этих людей называют Арифибиллях (знающий Аллаха). Они как солнце среди людей. Они уживчивы со всеми. Они постоянно вспоминают Милостивого Аллаха, протягивают руку помощи тем, кто испытывает трудности, как духовные, так и материальные. Они не относятся халатно к чтению Корана, молитвам, покаянию, мольбам о возвеличивании степени Посланника Аллаха – салавату. Они строго выполняют повеления Всевышнего, возвеличивая Его, проявляют сострадание к созданным.

Просим, чтобы Всемогущий Аллах укрепил нашу веру, искренность и любовь к Нему и к тем, кого Он любит, чтобы укрепил наше стремление и усердие ради Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), заступника грешников, и ради избранных рабов Его, чтобы дал нам счастье в этой и в будущей вечной жизни и защитил нас от мучений Ада ради Та ха и Ясин. Аминь!

Три вида благодарности

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он. Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Благодарность сердцем

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха. Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему».

(Ан-Нахль, 16/53)

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине».

(Лукман, 31/20)

Также в Священном Коране сказано:

وَآتَاكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ

«И дал вам все (что нужно для жизни), просили вы (об этом или нет). Если вы попытаетесь вести счет милостям Аллаха, то вам их не сосчитать. Воистину, человек – неверующий деспот».

(Ибрахим, 14/34)

Может ли человек, обладающий верой, уверовавший в эти аяты, искать помощи у кого-либо и благодарить кого-либо, кроме Аллаха?!

Благодарность всеми органами

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللَّهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены».

(Аль-Анкабут, 29/17)

В Священном Коране есть еще такой аят:

اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا وَقَلِيلٌ مِّنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ

«(Мы велели) роду Дауда совершать благие деяния в благодарность Аллаху, но мало кто из Моих рабов благодарен» .

(Саба, 34/13)

Также в Священном Коране сказано:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

« Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: "Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!"»

(Лукман, 31/12)

Дар благодарности

Аллах ниспослал Дауду (алейхис салям) откровение:

Благодари Меня за Мои дары.

Дауд (алейхис салям) воззвал:

О, мой Бог! Умение благодарить за дары – это самый большой дар, как же я смогу отблагодарить Тебя в полном смысле этого слова?

Аллах сказал ему:

Если ты это понял, то ты будешь из самых благодарных рабов.

Однажды Муса (алейхис салям) обратился к Всемогущему Аллаху:

О мой Господь! Смогу ли я отблагодарить тебя за все преподнесенные Тобой дары и выполнить свой долг благодарности Тебе? В каждом волоске есть две милости от Тебя.
Аллах ответил ему:

О Муса! Если ты осознал, что не сможешь полностью отблагодарить за все Мои дары, тебе этого достаточно, – это и есть благодарность.

Всевышний Аллах сказал:

«Мало рабов, которые благодарят Меня».

Великие люди сказали, что мало людей понимает этот великий дар – быть благодарным Аллаху.

Муса (алейхис салям) обратился к Всевышнему:

О Господь! Как Адам может отблагодарить Тебя? Ведь Ты создал его Своим Могуществом, дал ему душу, поселил его в Раю, приказал ангелам поклониться ему.

Муса получил такой ответ:

О Муса! Адам осознал, что все это от Меня, и тем самым отблагодарил Меня.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О Али! Не предавай проклятию никого из мусульман, не проклинай ни одной души, чтобы это проклятие не вернулось к тебе. Кто благодарит Аллаха Всевышнего за Его дары, терпит при бедах и просит прощения за свои грехи, тот войдет в Рай через дверь, которую выберет».

Всевышний Аллах сказал, что тот, кто сразу благодарит за то, что съел, приравнивается к тому, кто терпеливо держит пост.

Передал Ата, что однажды он спросил у Айши (радыйаллаху анха):

О Айша! Расскажи о происшествии, связанном с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которому ты была свидетелем, которое потрясло тебя.

Айша (радыйаллаху анха) заплакала и сказала:

Какой же из поступков Посланника Аллаха не является потрясающим?! Однажды ночью Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел и лег рядом со мной в постель. Мое тело коснулось его тела, и он сказал:

О дочь Абу Бакра! Отпусти меня, чтобы я совершил богослужение.

Я ответила:

Я люблю быть рядом с тобой, но я подчиняюсь твоему желанию.

Я дала ему разрешение. Он встал, пошел сделал омовение, экономно используя воду. Затем встал на намаз и заплакал так, что слезы его капали на грудь, совершил поясной поклон и вновь заплакал. Потом сделал земной поклон и в нем долго плакал, встал из него и опять заплакал. Так он плакал до утра. На утренний намаз пришел Биляль (радыйаллаху анху) и прочитал азан. Тогда я спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

О Посланник Аллаха! Почему ты плакал? Ведь Всевышний Аллах простил тебе все прошлые и будущие грехи.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Не мне ли быть благодарным рабом? Почему же мне не благодарить Аллаха, ведь Он сказал в Коране:

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَذا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

« Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Хвала и благодарность Тебе! Защити нас от мучений Ада"».

(Али Имран, 3/190-191)

Аллах поведал Дауду (алейхис салям) о качествах терпеливых людей и сказал:

«Их место в Обители умиротворения (в Раю). Когда они войдут туда, им будет сказано:

Возблагодарите Аллаха! Самые прекрасные слова – это слова благодарности Аллаху.

И когда они будут благодарить Меня, Я увеличу им дары и пошлю им их еще больше».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Обладайте языками, совершающими зикр, и сердцами, благодарящими Аллаха» .

Ибн Масуд (радыйаллаху анху) говорил:

«Благодарность Аллаху – половина веры».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа : «Альхамдулиллях» – тридцать вознаграждений.

Вначале – «Превознесение и очищение от недостойного», затем – «Утверждение Единобожия», далее – «Восхваление и благодарность». И в «Восхвалении и благодарности» есть и «Превознесение и очищение от недостойного» и «Утверждение Единобожия» .

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

- Самый лучший зикр – это слова Единобожия «Ля иляха илляллах», а самое принимаемое дуа – это восхваление и благодарность Аллаху «Альхамдулиллях».

(Тирмизи)

- Ни за один зикр не бывает столь многократного вознаграждения, как за слова «Альхамдулиллях» .

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».

Если в жизни человека происходит какое-то радостное событие, или человек обретает благо или он спасается от беды, то в этом случае следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху, ибо если человек воздает хвалу, то он получает ещё больше благ от Всевышнего Аллаха, как Он в Коране сказал:

لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ

(смысл): «Если будете благодарны за Мои блага, я преумножу для вас эти блага. А если будете неблагодарны за блага Мои (то есть если будете отрицать их и скроете их, то) поистине, наказание Моё – сурово » – то есть Аллах лишит их этих благ и накажет за отрицание и неблагодарность за эти блага. (сура Ибрахим, 7; «Тафсир Ибн Касир»)

Что касается земного поклона в знак благодарности Всевышнему Аллаху (суджуд шукри), то от Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم إذا جاء الشئ يُسَرُّ بِهِ خَرَّ سَاجِدًا شُكْرًا لِلَّهِ تَعَالَى

«Получив какое-либо радостное известие, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тот же момент совершал земной поклон ». (Абу Давуд, Тирмизи)

Совершение суджуд шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях.

В своей книге «Минхадж ат-талибин » пишет об этом следующее:

«Суджуд шукри не входит в намаз (то есть его не делают в ходе совершения намаза). Суджуд шукри желательно делать, когда человек получает ни’мат (благодать) от Всевышнего Аллаха, или когда он спасается от какой-то беды, или когда он видит человека, которого постигла беда, или человека, совершающего грех. Также желательно показать совершение суджуд шукри грешнику и скрыть его от того человека, которого постигла беда. Суджуд шукри совершают таким же образом, как и суджуд ат-тилава (земной поклон чтения Корана) ».

Как совершают суджуд ат-тилава, Имам Ан-Навави описывает в той же книге следующим образом:

«Тому, кто совершает суджуд ат-тилава вне намаза, первым делом следует намереваться совершить суджуд ат-тилава, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить суджуд точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар », и дает салям.

Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе , также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего суджуд ат-тилава (также и суджуд шукри) является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза».

Минхадж ат-талибин »; Глава саджда ат-тилава)

Как мы поняли из вышеприведённого текста из книги «Минхадж ат-талибин», суджуд ат-тилава совершают как во время намаза, так и вне его, но, в отличие от суджуд ат-тилава, суджуд шукри в ходе намаза не совершают.

В книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) единогласны в том, что запрещается совершать суджуд шукри в ходе намаза, более того, если человек совершит его таким образом (в ходе намаза), то его намаз однозначно нарушается ».

Имам Аль-Байхаки и другие передают, что и (да будет доволен ими Аллах) также совершали суджуд шукри, а то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда не совершал суджуд шукри, они объясняют тем, что он этим желал показать необязательность его совершения, или в это время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился на минбаре и ему было неудобно совершать суджуд в таком положении.

Кроме этого, благодарить Всевышнего за радость можно, раздав садака, совершив желательный намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху. В той же книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

«Если человек, получивший благодать и спасшийся от бед, раздаст садака или совершит намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху, это считается благородным поступком. Подразумевается, что он делает все это и при этом совершает и суджуд шукри ».

Также выразить благодарность Всевышнему Аллаху можно при помощи различных дуа и славословия. Самой лучшей формой восхваления Всевышнего Аллаха учёные считают:

الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده

«Алхамду ли-Ллахи хамдан ювафи ни’маху ва юкафиу мазидаху »

«Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которого было бы достаточно в благодарность за все Его блага, которыми Он меня наделил, и за те блага, которыми наделит в будущем».

Некоторые учёные также утверждают, что лучшим видом восхваления являются слова:

الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم

«Аль-хамду ли-Ллахи би-джами’и махамидихи куллиха ма ’алимту минха вама лям а’лям ’адада халькихи куллихим ма ’алимту минхум ва ма лям а’лям ».

«Хвала Аллаху всеми видами восхваления, теми, которые я знаю и не знаю, в количестве, равном всем Его созданиям, о которых мне ведомо и неведомо ».

Также передаётся и другая формула, которым воздаётся хвала Всевышнему Аллаху:

يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ

«Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника »

«О мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует Твоему великолепию и величию Твоей власти ».

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал:

أن عبدا من عباد الله قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك ولعظيم سلطانك فعضلت بالملكين فلم يدريا كيف يكتبانها فصعدا إلى السماء وقالا يا ربنا إن عبدك قد قال مقالة لا ندري كيف نكتبها، قال الله عز وجل وهو أعلم بما قال عبده: ماذا قال عبدي قالا: يا رب إنه قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك وعظيم سلطانك، فقال الله عز وجل لهما: اكتباها كما قال عبدي حتى يلقاني فأجزيه بها

«Один человек из числа рабов Аллаха произнес: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли азыми султаника ». И эти слова утомили обоих ангелов, и они не знали, как записать их. Затем эти ангелы поднялись на небеса и сказали Аллаху: «О наш Господь, поистине, один из Твоих рабов произнёс такие слова, которые затрудняют нас, нам неизвестно, как их записать ». Всевышний Аллах спросил у них, зная лучше них о том, что произнес Его раб: «Что же сказал Мой раб?» Они ответили: «О наш Господь, он произнёс: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника» ». Тогда Всевышний Аллах сказал им: «Записывайте эти слова так, как и произносил их Мой раб, до тех пор, пока он не встретится со мной, чтобы я вознаградил его за них». (Ибн Маджа)

Подытоживая все изложенное, можно сделать вывод, что если мы желаем поблагодарить Всевышнего Аллаха и обрести его довольство, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их, нам надо как можно чаще и больше воздавать ему хвалу, произносить эти слова, раздавать садака, совершать намазы и делать земные поклоны по каждому соответствующему случаю.

Рашид Саидов