Как произносится намерение перед постом. Какая молитва читается на уразу

Пост состоит из двух основных составляющих, при соблюдении которых он считается действительным: намерение и воздержание от всего, что нарушает пост (муфаттырат), в промежутке времени от наступления утренней молитвы до наступления вечерней молитвы.

В свою очередь намерение тоже состоит из трёх составляющих, без соблюдения которых оно считается недействительным.

Намерение - это твёрдое желание, цель совершить что-нибудь. Чтобы наше благое деяние засчиталось, достаточно, чтобы намерение было в сердце, но желательно, чтобы мы его ещё и произносили вслух. А простое произнесение слов, без цели совершения чего-либо конкретного, не считается намерением. Обязательность намерения обусловливается следующим хадисом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Деяния принимаются и оцениваются по их намерению…

إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ

Если намерение делается для соблюдения поста в месяце Рамадан, то есть ещё необходимые действия

Желающий соблюдать пост вознамерился это сделать ещё до того, как приступит к соблюдению поста, а именно до наступления времени утренней молитвы. Если намерение будет сделано после наступления времени утренней молитвы, то оно считается недействительным, следовательно, и пост не засчитается. Ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост того, кто не вознамерится соблюдать пост до наступления времени утренней молитвы, недействителен » («Сунан ад-дарукутни», № 2/172; «аль-Байхаки», № 4/202).

من لم يبيت الصيام قبل الفجر فلا صيام له

Определение вида поста, т. е. какой именно пост человек собирается соблюдать: месяца Рамадан, штрафной пост или… Если просто вознамериться поститься, но без определения - такое намерение недействительно. Поскольку в изречении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Деяния принимаются и оцениваются по их намерению, и каждому человеку будет зачтено то, на что именно он намерился... » («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).

إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ وَلِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى

Возобновление намерения каждую ночь для каждого поста. Чтобы пост был действительным, необходимо каждый день до наступления времени утренней молитвы делать намерение соблюдать пост на текущий день. Одного намерения за весь месяц, за все посты недостаточно, поскольку каждый пост, хоть и ежедневно повторяется, считается отдельным поклонением, а как мы поняли из вышеприведённого хадиса, каждое поклонение нуждается в намерении.

Образец формулировки намерения для обязательного поста в месяце Рамадан: «Я намерен завтра соблюдать обязательный пост месяца Рамадан этого года ради Всевышнего Аллаха».

Примечание: согласно мазхабу имама Абу Ханифы намерение даже для обязательного поста месяца Рамадан можно делать даже за час до наступления времени обеденной молитвы. Некоторые богословы допускают возможность сделать намерение для поста согласно ханафитскому мазхабу тому, кто забыл сделать намерение до наступления времени утренней молитвы. А согласно мазхабу имама Малика разрешено делать намерение за все посты месяца Рамадан одним разом в первый же день. Поэтому будет целесообразным воспользоваться этим и сделать намерение за весь месяц по мазхабу имама Малика, а также делать намерение каждую ночь за каждый пост, чтобы на случай, если забудем сделать намерение, не остаться без поста.

Слово «фард» означает действие, выполнение которого требуется на основании религиозного доказательства, имеющего категоричный и обязывающий характер.

Термин «фард», наряду с ответственностью за выполнение требуемого действия, также выражает и обязательные для выполнения элементы этого действия. Например, чтение Корана, поясной и земной поклоны являются фардами намаза, то есть его обязательными элементами, в свою очередь и сам намаз является фардом, то есть обязательным видом поклонения.

Фарды делятся на два вида: шарт (условие) и рукн.

Шарт (условие) – это то, на чем основывается существование правового решения. Если не будет условия, то не будет и правового решения, однако наличие условия не требует наличия правового решения. Например, совершение малого омовения является обязательным условием намаза. Намаз, совершенный без омовения будет недействительным. Однако совершение омовения не означает выполнение намаза.

Рукн – это неотъемлемые и обязательные элементы, из которых состоит поклонение или какое-либо действие. Например, кыям, чтение Корана, поясной и земной поклоны являются рукнами намаза.

Шарты (условия) должны выполняться перед выполнением рукнов, если условия не выполнены, то не остается смысла в выполнении рукнов.

В посте также имеются определенные условия и рукны. Ниже мы расскажем сначала об условиях поста, а затем о его рукнах.

1. Условия, необходимые для того, чтобы пост стал обязательным:

Для того чтобы пост стал обязательным для какого-либо человека, необходимо, чтобы этот человек был мусульманином, разумным и совершеннолетним.

Для немусульман пост, также как и все другие виды поклонения, не является обязательным. Все виды поклонения, выполнение которых предписывает Ислам, обретают смысл лишь после того, как человек станет мусульманином. Если человек, исповедовавший иную религию, примет Ислам, он не должен возмещать пропущенные поклонения за прежние годы. Так как с принятием Ислама все прежние прегрешения человека полностью стираются, и он начинает совершенно новую жизнь. В связи с этим в Коране говорится: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль, 8/38).

Умственно неполноценный человек не ответственен за выполнение каких-либо видов поклонения. Так как религиозные обязанности возлагаются только на умственно полноценных и разумных людей.

Дети, не достигшие совершеннолетия, также не обязаны соблюдать пост. Так как религиозные обязанности вступают в силу с наступлением совершеннолетия.

2. Условия выполнения поста:

Каждый разумный и совершеннолетний мусульманин обязан соблюдать пост. Однако для фактического соблюдение поста требуется отсутствие таких уважительных причин, как болезнь, путешествие, глубокая старость, беременность, кормление грудью и работа в очень тяжелых условиях.

3. Условия действительности поста:

Для того чтобы соблюдаемый пост был действительным, необходимо наличие следующих условий:

а) Намерение.

Намерение – это осознание человеком того, что он совершает. Намерение является основным условием во всех видах поклонения. Без намерения ни одно поклонение не будет действительным. Поклонение – это действие, совершаемое рабом осознанно и по собственной воле, выполняемое по приказу Аллаха Всевышнего исключительно для того, чтобы заслужить Его довольство. Именно намерение отличает «действие по отказу от еды, питья и половой связи на время определенного промежутка дня» от диеты или голодания. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Деяния определяются по намерению. И каждому достанется то, что он намеревался сделать» (Бухари, Бадуль-Вахий, 1).

Для поста месяца Рамадан и для каждого поста, соблюдаемого в другое время, требуется отдельное намерение. Так как каждый день поста – это отдельное поклонение.

Намерение – это знание разумом и сердцем того действия, которое человек желает совершить. Намерение (ният): «Я намерился держать обязательный пост месяца Рамадан искренне, ради Аллаха Всевышнего». Место намерения – в сердце, поэтому произнесение вслух слов нията не обязательно. Намерение совершают обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи (сухур), но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца.

б) Воздержание от всего того, что нарушает пост.

Для того чтобы начатый пост был действительным, необходимо воздерживаться от еды, питья и половых отношений от рассвета до захода солнца. Совершение какого-либо из этих действий до захода солнца нарушает пост.

в) Окончание менструации и послеродового кровотечения.

Женщинам в период менструации или послеродового кровотечения запрещено соблюдать пост.

Женщины восполняют пропущенные дни поста месяца Рамадан в другое время. Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) у нас были месячные, после которых очищались. Он говорил нам, чтобы мы восполняли пропущенные дни поста, но не говорил, чтобы мы восполняли пропущенные намазы» (Тирмизи, Саум, 67).

г) Соблюдение поста в отведенное время.

Пост соблюдается в течение светлого времени суток. Это условие обязательно для любых видов поста, будь то фард, ваджиб или добровольный пост. Светлое время суток начинается с рассвета и продолжается вплоть до захода солнца.

Пост, соблюдаемый ночью, будет недействительным, так как Аллах Всевышний разрешил совершать ночью те действия, которые нарушают пост, сказав об этом в Коране следующее: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187).

Кроме того, основной мудростью того, что пост стал обязательным, является воспитание духа и богобоязненность, добиться которых ночью, предназначенной для отдыха и сна, невозможно.

Ният является одним из важнейших понятий в исламском вероучении, так как практически любое деяние человека, дозволенное или запретное, начинается с намерения.

Перед совершением чего-либо человек изначально в своей голове прорабатывает план дальнейших действий и ожидает от этого определенный результат.

Намерение играет ключевую роль в оценке тех или иных действий мусульман. Одно и то же деяние с богословской точки зрения может трактоваться по-разному, если при его совершении у людей были абсолютно разные намерения.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Например, - за него человек может попасть как в Рай, так и в Ад. Ведь всё зависит от намерения самого верующего. Если он молится ради довольства Всевышнего, то по воле Господа окажется в Раю. Если же он совершает намаз на показуху, то есть усердствует в поклонении только тогда, когда на него смотрят люди, чтобы казаться в их глазах более набожным, то за это он, по Божьей воле, может оказаться в Адском пламени. Пророк (с.г.в.) говорил: «Поистине, совершать деяния напоказ, даже немного, есть тоже ширк (многобожие)» (Ибн Маджа).

Если же с деяниями, которые уже совершены, всё предельно очевидно, то что можно сказать насчёт тех случаев, когда раб Аллаха намеревался совершить определённое деяние, но не сделал этого?

Ответ на сей вопрос содержится в следующем изречении Посланника Всевышнего (с.г.в.): «Воистину, Аллах записал благие и плохие деяния, после чего разъяснил их. Тому, кто решит совершить благое деяние, но не сможет совершить его, Всевышний запишет совершение целого благого деяния; если человек решит совершить благое деяние и совершит его, то Господь запишет ему совершение от десяти до семисот и многим более хороших деяний. Тому, кто решит совершить плохое деяние, но не сможет совершить его, Аллах запишет совершение целого хорошего деяния, а если он задумает совершить плохое деяние, и совершит его, то Создатель запишет за ним одно плохое деяние» (аль-Бухари и Муслим).

Конкретизируя вторую часть данного хадиса, следует отметить некоторые нюансы. Если мусульманин задумает сделать нечто плохое, но не воплотит свой замысел в жизнь, то в этой ситуации, на взгляд большинства богословов, всё зависит от того, по какой причине он не свершил задуманное. Если виной всему стал страх перед карой Всевышнего, то человеку, безусловно, запишется благое деяние. Если же причиной стало лишь опасение последующего за действием общественного порицания, то, по утверждению учёных, ему будет записан грех, поскольку он, оставляя задуманное, руководствовался общественным мнением, а не боязнью наказания от Создателя.

В случаях, когда раб Аллаха задумал дурное, начал прилагать усилия для его совершения, но не смог завершить своё намерение по не зависящим от него причинам, то, как утверждают богословы, ему за это, по воле Всевышнего, будет засчитан грех. Подтверждением сему служит следующий хадис: «Когда встанут лицом к лицу два мусульманина, обнажив сабли свои, то и убивший, и убитый окажутся в Аду» (аль-Бухари).

Если же человек искренне желает чего-либо, но на данный момент у него нет возможности это осуществить, то ему также запишется за это благое деяние. Например, если человек искренне желает построить мечеть, но у него не имеется для этого средств, то ему за это также будет записано благое деяние, поскольку он имеет хорошие цели, которые, по воле Создателя, пока осуществить не может.

Записывается ли грех за плохие мысли?

Если намерение играет столь важную роль при оценке тех или иных деяния, то как быть с мыслями, в частности, негативными, которые ежедневно приходят в голову?

За плохие мысли, по милости Господа, людям грех не записывается, о чём говорится в следующем высказывании Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Поистине, Всевышний простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах» (приводят аль-Бухари и Муслим). Однако это вовсе не служит оправданием тому, чтобы превратить наше сознание в скопление различного рода негативных мыслей, ведь они, зачастую, появляются по причине наших собственных недостатков.

В связи с этим каждому человеку следует заниматься саморазвитием, улучшать , дабы избежать появления плохих мыслей в голове. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Истинно верующий с самым совершенным иманом - это тот, у кого наилучший характер» (ат-Тирмизи). А в другом хадисе говорится: «Верующий своим благим нравом достигает степени того, кто держит уразу и выстаивает ночи в поклонении» (Абу Дауд).