Какая ответственность предусмотрена за нарушение транспортной безопасности. Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности

Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 11.15.1. КОАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

от 3000 до 5000 рублей

для граждан

от 20000 до 30000 рублей

для должностных лиц

от 50000 до 100000 рублей

для юридических лиц

закон - часть 1 статьи 11.15.1. КОАП РФ

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности
1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –
наказание: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Важно знать!

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КОАП РФ.

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КОАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление тс в состоянии опьянения | ст. 12.8 КОАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КОАП РФ.
Не имеют значения следующие обстоятельства:
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение требований в области транспортной безопасности, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КОАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба,

Наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека,

Наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц,

Наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Вопрос 27: Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно,

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 263.1 дополнена частью 4, вступающей в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263.1 УК РФ

1. Преступление посягает на транспортную безопасность (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

В Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 18.07.2011)1 транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

2. Предметом преступления являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.

Объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортные средства: воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

3. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности может выражаться либо в несовершении действий, предписанных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области обеспечения транспортной безопасности, либо в совершении действий, запрещенных указанными актами, либо в ненадлежащем исполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. К примеру, непроведение в установленном порядке оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, непринятие планов обеспечения транспортной безопасности и т.п.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанным в статье деянием и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

7. Субъектом преступления может быть только лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (например, собственник объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лицо, использующее их на ином законном основании; работник транспортной организации, обязанный соблюдать установленные требования по обеспечению транспортной безопасности).

(Шабунина А. Н., Горевой Е. Д.) («Мировой судья», 2011, N 10)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. Н. ШАБУНИНА, Е. Д. ГОРЕВОЙ

Шабунина А. Н., мировой судья судебного участка N 4 Центрального округа г. Курска, кандидат юридических наук.

Горевой Е. Д., мировой судья в отставке, кандидат юридических наук.

Научно-технический прогресс, развитие техники и технологии, с одной стороны, и старение парка технических средств в России — с другой, придают новое звучание вопросам обеспечения безопасности и ответственности за нарушение требований соответствующих правил и регламентов. Проблема ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности представляется сегодня особенно актуальной в связи с целым рядом трагедий в этой области. В 2010 г. принят Федеральный закон, установивший уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте <1>, а именно за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). ——————————— <1> Федеральный закон от 27.07.2010 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4164.

Научных работ последних лет, посвященных исследованию темы уголовной ответственности за нарушение правил безопасности, в принципе не так много <2>, а работ, учитывающих последние внесенные законодателем изменения, практически нет. В то же время норма очевидно жизнеспособная и будет востребована практикой. Но на пути реализации этой нормы правоприменителя будут подстерегать многочисленные проблемы: субъектный состав; перечень правил, ответственность за нарушение которых может наступать по ст. 263.1 УК РФ; отграничение от смежных составов и др. Для преодоления этих проблем, уяснения основных правил квалификации подобных преступлений рассмотрим подробнее состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. ——————————— <2> См.: Иванцова Н. В., Сосновский А. Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2010. N 2. С. 5 — 8; Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 — 42; Пикуров Н. И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 11 — 13; Скрынник А. М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право. 2010. N 3. С. 20 — 25; и др.

Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, являются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. С объективной стороны деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 263.1 УК РФ, возможно как в форме действия, так и бездействия и выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. Диспозиция ст. 263.1 УК РФ бланкетная, т. е. не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам. При определении перечня актов, имеющих правовое значение для квалификации по данной статье, можно ориентироваться на Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <3>, согласно п. 2 которого государственный транспортный инспектор при осуществлении контрольных (надзорных) функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также Положением. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (вместе с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции) // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3170.

Состав сконструирован как материальный, т. е. предусматривает обязательное наступление общественно опасных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1); смерть человека (ч. 2); смерть двух и более лиц (ч. 3). С субъективной стороны состав характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т. е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых — неосторожностью по отношению к последствиям. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, является специальным — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства или использующим их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Например, согласно ч. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта, безопасность судоходства обеспечивает судовладелец, в том числе и путем назначения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» <4> для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатываются соответствующие планы. ——————————— <4> Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

Согласно пп. 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств <5>… в Плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. ——————————— <5> Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета. 07.04.2010.

Кроме того, наличие в штате лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, может быть одним из условий лицензирования. Например, такое правило содержится в пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом <6>. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711.

При анализе диспозиции ст. 263.1 УК РФ возникает вопрос, с которым неизбежно столкнется и правоприменительная практика: следует ли относить к числу субъектов данного преступления государственных транспортных инспекторов. Правовой статус государственных транспортных инспекторов — должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — детально урегулирован упоминавшимся уже Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, согласно которому государственные транспортные инспекторы осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности. В том числе инспекторы осуществляют контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности и соблюдением законодательства о транспортной безопасности, а также обязаны оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте. С учетом вышеприведенных п. п. 1, 3, 10 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляется, что их также следует отнести к кругу лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и, соответственно, к числу субъектов состава, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 263.1 УК РФ,- неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах — необходимо отличать прежде всего от преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, — недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Данные преступления отличаются по характеру совершаемых деяний. Так, объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, составляют недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В судебной практике под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства), а под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями <7>. ——————————— <7> См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // БВС РФ. 2009. N 2.

Кроме того, составы, предусмотренные ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ, отличаются и по субъектам. Так, субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, могут быть как работники автотранспортных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть <8>. ——————————— <8> См.: пункт 18 того же Постановления.

Субъект данного преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления. Им является лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это прежде всего должностные лица транспортных хозяйств и любых других предприятий, организаций, на которых действующими приказами, распоряжениями руководителей либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность по обеспечению ремонта и выпуска на линию транспортного средства и организации его безопасной эксплуатации. К их числу могут быть отнесены заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры, дорожные контролеры, инженерно-технические работники. Из закона не вытекает, что субъектом является должностное лицо. Руководители автохозяйств, троллейбусных и трамвайных парков могут своим приказом назначить ответственными лиц, не являющихся должностными, но по своему образованию, профессиональной подготовке способных исполнять возложенные на них обязанности по проверке выпускаемых на линию транспортных средств <9>. Исходя из принятого судебной практикой толкования субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ, совпадают. ——————————- <9> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б. Т. Разгильдиева и А. Н. Красикова. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 465.

По сути, поскольку при недоброкачественном ремонте и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного ТС нарушаются требования по обеспечению транспортной безопасности, норму ст. 263.1 УК РФ можно назвать общей по отношению к норме ст. 266 УК РФ, и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, совершенном лицом, на которого возложена ответственность по организации его безопасной эксплуатации субъектом преступлений, ответственность наступает по ст. 266 УК РФ как по специальной норме. В остальной части ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ не конкурируют между собой и соотносятся как смежные составы преступлений (см. табл.).

Сравнительная характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ

N Наименование Ст. 263.1 УК РФ Ст. 266 УК РФ признака

Родовой Общественная безопасность

Видовой Безопасность движения и эксплуатации транспорта

1 Непосредственный:

Требования по обеспечению Порядок эксплуатации транспортной безопасности всех видов основной на объектах транспортной транспортных средств инфраструктуры и транспортных средств

здоровье человека

дополнительный собственность —

факультативный жизнь человека

Транспортные средства, пути сообщения, предмет средства сигнализации преступления или связи либо иного транспортного оборудования

Объективная сторона

Недоброкачественный Деяние Неисполнение требований ремонт, а равно выпуск в эксплуатацию

2 Тяжкий вред здоровью человека

либо крупный ущерб Последствия (свыше 1 млн. руб.)

Смерть человека (ч. 2)

Смерть 2 или более лиц (ч. 3)

Специальный:

3 Субъект лицо, ответственное лицо, ответственное за обеспечение за техническое транспортной безопасности состояние транспортных средств

Субъективная сторона

4 Смешанная: Форма вины лицо осознает общественную опасность деяния; лицо неосторожно относится к последствиям

Таким образом, даже поверхностный анализ состава ст. 263.1 УК РФ показывает, что практическое применение этой нормы вызовет определенные проблемы. Тем более что преступления, квалифицируемые по ч. 1 этой статьи, подсудны мировым судьям, поскольку ее санкция не превышает трех лет лишения свободы, а в перечень изъятий из подсудности мировых судей новая статья не включена (ст. 31 УПК РФ), в то время как части первые ст. ст. 263 и 264 с сопоставимыми санкциями отнесены к подсудности районных судей ввиду сложности предмета доказывания по данным делам. Совершенно очевидно, что требуется дальнейший теоретический анализ положений ст. 263.1 УК РФ, основанный на анализе прокурорско-следственной практики, а потому приглашаем всех желающих к дискуссии.

——————————————————————

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п. 1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Сразу возникает ряд вопросов: Какого рода эта ответственность? Что предусмотрено законом за невыполнение требований по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – оценка уязвимости)? Кто контролирует факт проведения оценки уязвимости? Последовательно рассмотрим эти вопросы…

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п. 1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соответственно, ответственность за проведение оценки уязвимости несет субъект транспортной инфраструктуры. Сразу возникает ряд вопросов: Какого рода эта ответственность? Что предусмотрено законом за невыполнение требований по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – оценка уязвимости)? Кто контролирует факт проведения оценки уязвимости? Последовательно рассмотрим эти вопросы.

Какого рода ответственность предусмотрена законом для участников процесса проведения оценки уязвимости?.. За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, выявленное в результате проверки и не повлекшее причинения вреда здоровью людей или материального ущерба, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, предусмотрена административная ответственность. Если неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью людей или крупный материальный ущерб, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, смерть одного или более человек, то в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а уголовная ответственность ст. 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности

(ст. 11.15.1, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010)

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

(ст. 263.1, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 27.07.2010) (введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ))

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).