Какой размер садака в году. Закят и фидья – как рассчитать и кому платить

Подобно закяту фитр-садака (разговения) является одним из узаконенных в исламе видов поклонения, требующих материальных затрат. Свое название садака разговения получила по той причине, что раздавать ее надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана. Так пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву (имам аль- Бухари).

Раздача садака разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий. Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении. В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения.

Так, например, если малолетние дети или люди, лишенные рассудка, располагают какими-либо средствами, их опекуны должны раздать садака разговения от их имени. Если же опекуны не сделают этого, то ребенок будет обязан сам раздать ее по достижении совершеннолетия, лишенный же рассудка должен сделать это, если к нему вернется разум.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садака разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств. Что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами или лишены разума. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на главу семьи.

Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на ее финансовые и имущественные дела.

Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются.

Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права. В качестве садака разговения каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или муки или по одному саа фиников, ячменя или изюма.

Сообщается, что обычно в качестве закята разговения раздавали по одному саа какой-нибудь еды или по одному саа ячменя, или по одному саа сухого творога, или по одному саа изюма (Сахих аль-Бухари). Половина саа пшеницы соответствует 2–2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде.

Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами даже лучше, чем едой, так как пророк (мир ему)сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Дара Кутни; Ибн Ади; аль-Хаким).

Раздача садака разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после зари в день праздника, поскольку указания относительно садака разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер.

Сообщается, что Ибн Умар раздавал садака разговения тем людям, которые ее принимали. И они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два до праздника разговения (Сахих аль-Бухари). Задержка с раздачей садака разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнения будет меньше.

Каждый может раздать садака одному или нескольким неимущим, но каждому нуждающемуся должна быть выплачена сумма одной садака разговения в полном объеме. Право на получение садака разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Напомним, денежный минимум в 2017 году определен в размере 200 рублей за человека.

В каждой вере существует немало значимых дат. В католицизме отмечаются одни, в православии — другие. В мусульманстве тоже есть особые даты, когда верующие воздерживаются от всех человеческих страстей и очищают душу и тело . Задача каждого правоверного мусульманина - доказать силу своей веры, отказаться от нечистых дел и мыслей вопреки изнурительной жаре. Медиа-портал узнал ответы на все вопросы, связанные с этим священным праздником.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ПРАЗДНИК ТАКОЙ - РАМАДАН

В праздник Рамадан наступает великий пост. И все верующие мусульмане обязаны придерживаться его. Полноценным пост будет тогда, когда человек своим поведением очищается от грехов и получает довольство Аллаха.

Считается непозволительным терять время впустую в течении Священного месяца. Ведь именно в эти дни мусульмане могут быть вознаграждены за совершенные благие дела. Мудрость состоит в том, чтобы не нарушать правил поста, возложенного на верующих Аллахом. Верующие готовятся к празднику еще за месяц до его наступления, а ожидают его весь год. После великого поста, длящегося на протяжении всего месяца, наступает день разговения.

Весь месяц верующие только после наступления темноты имеют право употреблять пищу. Только при таком условии происходит духовное очищение правоверных. Пост проходит в приглушении всех своих страстей и желаний. Проводить время следует в многочасовых молитвах. Происходит уравнивание малоимущих с богатыми, что очищает от совершенных грехов, среди которых чревоугодие занимает первое место. Хорошо также позвать к совместному разговению нищих, поскольку помогать страждущим — значит, творить угодное Аллаху дело.

Завершив трапезничать, верующие отправляются в мечеть, чтобы помолиться и предаться чтению Корана. Во время молитвы правоверные просят блага для всех людей и прощения за совершенные грехи. После появления новой луны пост заканчивается. У мусульман начинается праздник. Они читают утренние молитвы. В мечетях в это время много верующих. Не все попадают внутрь мечети и совершают молитвы рядом с ней.

В такой радостный день молящиеся ощущают себя одной семьей. Бедные получают подарки, ведь каждая семья заблаговременно готовит помощь для них и преподносит во время празднования.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Каждый год дата наступления Священного периода для мусульман указывается в поучениях богословов. Они же определяют день наступления Рамадана, основываясь на Лунных фазах. Наступление 9-го месяца календаря — это и есть наступление священного периода мусульманской веры. По тому, как расположено ночное светило, определяют дату праздника.

Миссия пророка была указана в полученных в этот день Муххамедом «откровенных словах». Тогда же у верующих мусульман появился Коран, подаренный Аллахом. Согласно древнему преданию, в тот день, когда наступает Священный период, Аллах становится открытым для разрешения судеб верующих благополучным образом и исполняет их прощения.

КОГДА НАСТУПАЕТ РАМАДАН-2017

Как у православных дата Пасхальных праздников сменяется каждый год, так и у мусульман наступление месяца Рамадан вычисляется по фазам лунного календаря и различие от предыдущих лет может состоять в пределах 10-11 календарных дней. Потому дата наступления Священного для мусульман периода каждый год меняется.

В 2017 году Рамадан наступит в мае, а именно 27 числа. Окончание Рамадана приходится на 25 июня . Священный период для мусульман издавна берет свое начало в теплое время года, поскольку выпадает всегда на летние месяцы.

РАМАДАН ИЛИ РАМАЗАН - КАК ПРАВИЛЬНО

В основе арабского слова «Рамадан» лежит название самого почитаемого месяца. Но для упрощения произношения названия праздника не арабами в слове произошли изменения: буквы «дад» сменились на букву «за».

Это объясняется наличием специфической буквы «дад» исключительно в арабском языке и отсутствием ее аналога в других языках. Только знание особых качеств буквы «дад» можно добиться четкого и правильного ее произношения.

Правильно произносить в обыденной речи и Рамадан, и Рамазан. Но во время чтения Корана буква «дад» не заменяется на букву «за»: это искажает смысл, что является недопустимым.

КАК ДЕРЖАТЬ РАМАДАН И КАК ПОСТИТЬСЯ

Рамадан проходит для верующих без развлечений и удовольствий. Днем следует работать, молится и читать Коран . При этом важно следовать незыблемым традициям и совершать благие дела, заниматься благотворительностью, раздавать милостыню.

Рекомендации относительно соблюдения поста: есть после заката солнца исключительно легкую пищу, перед наступлением зари (за два часа до рассвета) можно есть более обильную и тяжелую пищу, следует исключить или максимально уменьшить количество жирных и острых продуктов, поскольку их употребление усиливает жажду, самовольно нарушив пост верующий должен продлить время поста на 1 день и выплатить малоимущему деньги, равные 3,5 кг пшеницы или заплатить ем продуктами на такую же сумму, совершение плотского греха во время поста возмещается 60 сутками поста или организацией кормления нищих, если у верующего были уважительные причины для несоблюдения поста, то он может возместить пропущенный день любым другим днем поста до следующего Рамадана.

В последние дни Рамадана верующие упорно молятся, каются в совершенных грехах и анализируют свои ошибки. В последний день поста мусульмане читают торжественную молитву. Обязательным условием является раздача милостыни. Это могут быть сухие пищевые продукты или деньги.

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В РАМАДАН

Первые дни поста проходят очень тяжело. Но потом организм начинает перестраиваться и ограничения в еде переносятся легче. На исходе дня после заката солнца приходит время вкушения ифтара, которое не должно завершаться перееданием. Рекомендуется съесть несколько фиников, выпить воды. И только через некоторое время можно начинать есть основные блюда.

Оптимальный вариант основного приема пищи : ограничение мучного и жареного, овощное блюдо, мясоовощное блюдо, рыбное блюдо, салат овощной, блюда из круп, ограниченное количество сладостей. Можно устроить 3-5 перемен блюд.

Напитки : свежевыжатые соки, магазинные соки, разбавленные водой для уменьшения кислотности, морсы, компоты, кисели, вода и чай, не крепкий кофе.

ПОЧЕМУ В РАМАДАН ЕДЯТ ТОЛЬКО НОЧЬЮ

Такова воля Аллаха. В Коране говорится: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран, 2:187). Смысл поста заключается в том, чтобы человек совершенствовался в молитве и совершал добрые поступки. Телесное же воздержание помогает повысить внимание к духовной жизни.

РАСПИСАНИЕ НА ВРЕМЯ ПОСТА

Употребление пищи следует завершить за 20 минут до наступления времени ФАДЖР. Приступать к приему еды можно во время МАГРИБ.

ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ В СВЯЩЕННЫЙ МЕСЯЦ

О главенствующих основах и запретах поста мусульмане узнают из Корана.

По расписанию основных правил Рамадана в пост следует: полностью отказаться от употребления еды и воды, начинать прием пищи до наступления рассвета, в течении дня исключены перекусы, питье любых жидкостей (компотов, морсов, воды, чая), отказаться от интимной близости, различных ласк и возбуждающих действий, отказаться от табакокурения, употребления наркотических веществ, распивания напитков, содержащих спирт (они отравляют тело человека, потому не должны проникать в тело верующего во время Священного поста), не обманывать, не сквернословить, не упоминать имя Аллаха во время сквернословия, не жевать жевательную резинку, не очищать организм с помощью клизм (очищение неестественным путем запрещено).

Нарушением считается : проглатывание жидкости (даже воды при купании), пропуск нията (осознанное совершение действия; ният следует произносить каждый день в течении Священного месяца между ночной и утренней молитвами).

КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ ПОСТА

Строгие требования Рамадана не распространяются на детей, пожилых, болеющих, беременных и кормящих женщин, а также путешественников. Тем не менее, нарушение поста нужно возместить воздержанием в более удобное для человека время. Старикам и тяжело больным вместо строгого соблюдения обычаев разрешается накормить бедняков или подать им милостыню.

«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Коран, 2:184).

НАМЕРЕНИЕ НА ПОСТ РАМАДАН

Намерение (ният) произносится еженощно перед постом. Но засчитывается и намерение, которое верующий произносит в начале ночи. Однако лучше произнести намерение и во второй половине ночи, которая по времени ближе к посту. Произнесенное после рассвета намерение нарушает пост.

МОЖНО ЛИ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ В РАМАДАН

В Рамадан мусульмане используют специальное средство для очистки ротовой полости от остатков пищи. Это сивак (мисвак). Не считается нарушением поста очистка зубов с помощью зубной щетки. Однако использование зубной пасты нарушает пост, поскольку человек может проглотить пасту. Рекомендуется чистить зубы с зубной пастой вечером либо ранним утром.

МОЖНО ЛИ ГЛОТАТЬ СЛЮНУ

Проглоченная слюна во время Рамадана не нарушает пост. Если случайно в горло попали пыль или дым, то это также не нарушает пост.

ПРАВИЛА РАМАДАНА ДЛЯ ЖЕНЩИН

Женщина не должна прекращать пост, когда чувствует, что начинает исходить менструальная кровь. Только увидев ее, она должна прекращать пост. В пост Рамадан женщине не запрещается пробовать еду на соль. Не запрещено также в пост использовать дома духи и украшения для супруга в дневное время.

Поститься женщина может только после очищения от кровотечения и родов. Женщины должны напоминать мужьям в светлое время суток о запрете половой близости. Ночью же вплоть до рассвета половая близость разрешена.

Женщины не должны пропускать молитвы, объясняя это необходимостью готовить что-то на кухне. Не стоит устраивать вечеринки за пределами дома после разговения.

ПОЛЬЗА ПОСТА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Обычные диеты помогают избавиться от накопившихся килограммов и сократить содержание сахара в крови, но могут вызвать побочные эффекты. Потому лучше соблюдать диету под контролем лечащего врача.

Во время поста в Рамадан: человек не остается голодным и потребляет калории адекватно: без каких-либо ограничений в продуктах, сжигаются углеводы (уменьшается количество сахара и инсулина в крови), из которых извлекается энергия, сжигаются жировые накопления, происходит отдых организма на физиологическом уровне, нормализуется процесс метаболизма, отсутствуют побочные эффекты, организм очищается, человек после поста может навсегда отказаться от вредных привычек.

РАЗМЕР ФИТР-САДАКА В 2017 ГОДУ

Фитра - это милостыня (садака), даваемая в праздник месяца Рамадан определенным категориям людей, как выражение благодарности Всевышнему Аллаху за проведённые в получении благ и наград от Аллаха дни Рамадана.

Любой взрослый мусульманин . Кто не выплатит фитр-садака, тот останется перед Всевышним должником.

На заседании президиума духовного управления мусульман Казахстана был установлен размер фитр-садака для мусульман в период священного месяца Рамазан. Размер фитр-садака в 2017 году составляет 300 тенге.

Отметим, что сумма фитр-садака определена с учетом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны.

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).

Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Виды садака

1. Материальная милостыня

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:

«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)

2. Оказание помощи

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

Разовые - награда за них будет, пока человек не умрёт;

Милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

Непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх -действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи садака

1) Милостыню следует раздавать скрыто

При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

2) Активно раздавать в Рамазан

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году - Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака - это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно - её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.

3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

4) Не скупиться на милостыне

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

5) Нежелательно заниматься попрошайничеством

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Достоинства милостыни

  • Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)

  • Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень - Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
  • Садака - средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
  • Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
  • Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)

  • За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
  • Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)

  • Раздача садака - это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
  • Милостыня - одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Дуа за садака

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:

«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ"»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»

Когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина - это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято - харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Вопрос от Dia:

Ассаламуалейкум! Хотела бы узнать по больше про садака, а точнее кому нужно давать садака. Дело в том, что на улице я часто вижу людей, которые просят дать им денег, дать садака. В частности, это вполне здоровые люди. Иногда думаю, почему эти люди не работают, не зарабатывают сами? И правильно ли давать им садака? Да простит меня Аллах, если я чего-то не знаю, или в чем-то не права, просто хотела узнать, кому правильнее давать садака. Заранее спасибо.

Ответ:

Для того, чтобы какая-либо помощь могла считаться садакой, необходимо, чтобы она обладала тремя особенностями:

1. Совершалась только ради довольства Аллаха Всевышнего.

2. Оказывалась тем, кто является бедным и нуждающимся.

3. Оказывалась совершенно безвозмездно.

Любая помощь, которая обладает этими тремя особенностями, может считаться садака. При отсутствии же хотя бы одной из этих особенностей, оказанная помощь не будет рассматриваться как садака.

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (аль-Мунафикун 63/10).

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара 2/267). В этом аяте Аллах Всевышний приказывает нам раздавать садака, и описывает то, каким оно должно быть.

Описывая верующих, Аллах Всевышний говорит: «... которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей» (Али Имран 3/134).

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара 2/262). Этот аят указывает на то, что садака является одним из важнейших путей достижения довольства Аллаха Всевышнего, а так же счастья в обоих мирах.

Что касается вопроса о том, кому следует раздавать садака, то ответ на него мы так же находим в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9/60).

Теперь поговорим о тех, кто просит деньги на улицах. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть так же и те, кто превратил нищенство в профессию.

Следующий хадис показывает отношение посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) к нищенству и способы решения этой проблемы. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».

Просить подаяния могут три группы людей: 1) нищие, не имеющие абсолютно ничего; 2) человек, имеющий большие долги; 3) тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.

Из этого хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело больным, и никто, в том числе и государство не могут помочь ему, то он может обращаться за подаянием к другим, для удовлетворения своих потребностей. К это можно добавит и тех, у кого есть долги.

Что же касается тех, кто сделал нищенство своей профессией, имея возможность работать, то в отношении таких людей посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим, Закят, 35).

Этот хадис запрещает просить подаяние тем, кто на самом деле не нуждается, и указывает, что такое занятие приведет человека в Ад.