Какой веры турки. Какая религия в Турции? Ислам в Турции

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

В Турции, на канонической территории Константинопольского Патриархата, остается совсем немного греческих прихожан. Православную общину отчасти пополнили русские, переехавшие в страну на постоянное место жительства. Но есть среди паствы Патриархата и турки, принявшие Православие. В последнее время их становится все больше. В Греции для них издают православную литературу на турецком языке и публикуют материалы о новообращенных. Ахмед и Неджла – двое из тысяч турок, которые за последние годы сменили веру, и они, в отличие от других, совсем не скрывают этого. Они рассказали болгарскому сайту «Двери на Православието» о своих духовных поисках, которые привели их в Православие, и о том, что это значит – быть христианином в Турции. Предлагаем эту беседу читателям сайта «Православие.Ру».

/p>

– Турецкая пресса объясняет современные многочисленные крещения в стране как «возвращение к своим корням» турецких граждан греческого или армянского происхождения. А в вашем случае играло ли национальное происхождение решающую роль в том, чтобы вы стали христианами?

Ахмед: Происхождение играет роль в каких-то случаях, но не в нашем. Лично я родился в Каппадокии, имею предков, которые пришли с Кавказа. Насколько я знаю, в моей семье не было христиан. Вхождение в Православную Церковь – это следствие моего личного выбора.

Неджла: Моя мать из Кавалы, а отец – понтиец. В моей семье некоторые говорят по-ромейски (местный диалект греческого языка, употребляемый исламизированным населением. – Ю.М.). Но решение оставить ислам и принять Православие было моим личным выбором, независимым от того, какое у меня происхождение.

– Исторически турецкая идентичность столь тесно связана с исламом, что многие турки совершенно не готовы принять мысль о возможности быть одновременно турком и немусульманином. Как вы на это смотрите?

Н.: Действительно, многие люди не считают тебя «турком», если исповедуешь другую религию, особенно если ты христианин или иудей. Они думают, что ты принадлежишь не просто к другой религии, но к другому народу.

А.: Это объясняется историческими причинами. Османский порядок создал этническое разделение на миллеты по религиозному принципу. Например, все православные образовывали «православный этнос», и администрация не придавала значение их национальному происхождению, были ли это болгары, сербы или греки. В Каппадокии, откуда я сам, религия была тем, что разделяло жителей на ромеев и турок. Православные в области Талас, моем родном крае, говорили на турецком как на родном языке и даже служили литургию по-турецки. Но именно принадлежность к Православной Церкви определяла их как часть «ромейского народа».

Однако турецкая история знает и другие, отличные примеры. В прошлом в разных частях турецкой диаспоры турецкие общины принимали христианство. Есть турки-христиане в Центральной Азии, православные гагаузы в Румынии, есть и тысячи турок, принявших христианство, в самой Турции. То, что они христиане, не значит, что они не турки. И я сейчас христианин, но вместе с тем стопроцентный турок, и турецкий – мой родной язык. Так что это разделение людей по религиозному признаку становится все более устаревшим. Люди все еще удивляются, когда слышат, что некий турок – христианин, но мало-помалу это начинает восприниматься нормально.

– Кто вы по профессии?

Н.: Я диетолог и участвую в волонтерской деятельности.

А.: Я был управляющим в крупной государственной компании и жил некоторое время в США. Затем имел бизнес в Бельгии.

– Ахмед, наверное, решение принять христианство возникло в то время, когда вы жили и работали в христианской стране?

А.: Нет, почва была подготовлена намного раньше. К сожалению, в Турции христианство представляют как нечто приходящее «извне». Это ошибка, потому что Православие – часть истории нашей земли. Это видно и из привилегий, которые Мехмет Завоеватель дал Константинопольскому Патриархату.

У меня с детства было некоторое представление о христианстве, хотя и через призму ислама. Многие мусульмане испытывают большое уважение к христианам, которое связано с тем, что Коран признает Иисуса как пророка. Вообще мусульмане уважают и Пресвятую Богородицу. Думаю, вы видели, как толпы верующих мусульман собираются в ромейские церкви Стамбула, чтобы поклониться святыням и попросить помощи. В Турции мы сызмальства готовы принять послание христианства.

Если есть проблемы, то они связаны с образованием, которое получают с обеих сторон, и с незнанием. Например, многие мусульмане не понимают смысла учения о Пресвятой Троице, и думают, что мы почитаем трех богов, что христианство – это политеистическая религия. Я говорю это не в плане критики ислама, а просто привожу данный факт как пример неосведомленности.

– А ваш, Неджла, поиск тоже начался в Турции?

Н.: Да, когда я училась в университете. Моя семья в целом была верующей, но без того, чтобы буквально следовать всем предписаниям ислама. Я считала себя мусульманкой, пока не начала отдаляться от ислама во время учебы в Анкаре. Мои родители оставляли мне свободу в том, что относится к религии. Пребывая в исламе, я чувствовала пустоту, которая требовала заполнения. Я читала, искала сама. Вступила на путь, который привел меня в Православие.

– Следовательно, ваш путь к Православию – это результат «местного» опыта, без влияния из-за рубежа.

А.: Всякое влияние американского или европейского христианства может только навредить. Я вообще не чувствовал себя хорошо с тамошними христианами. Они оттолкнули меня от христианства тем, что превратили его в психотерапию. Ходят в воскресенье в храм, чтобы разговаривать. Но религия имеет целью заполнение некой иной пустоты. В Европе христианство свелось к праздникам без какой-либо связи с религией. Возьмем, например, Рождество Христово. Многие люди поздравляют словами «Счастливого праздника» вместо «Счастливого Рождества». В Европе люди имеют поверхностную связь с христианством, без понимания его духовного смысла.

– А чем местные христиане отличаются от европейцев?

Н.: Тем, что гораздо ближе к сущности и преданию христианства.

А.: И тем, что более верующие.

Н.: Мы ходим в храм каждое воскресенье, вместе читаем Священное Писание каждый вечер, вместе молимся, стараемся исполнять все требования нашей религии.

– Поддерживаете связи с местной православной общиной?

Н.: Да, я читаю для тюркоязычных верующих (смеется).

– Наверное, вам трудно следить за службой, когда она вся идет на греческом?

А.: Перед всякой службой мы заранее готовимся еще дома. И еще у нас есть двуязычное издание Нового Завета, так что мы можем следить за службой и по турецкому тексту. Важно понимать, чтобы участвовать.

– Трагичный факт отступничества отца Евфимия от Константинопольского Патриархата в 20-е годы минувшего века и основание раскольнической «Турецкой православной церкви» сильно затруднило большее введение турецкого языка в греческих приходах Константинополя, хотя это давно сделали другие христианские вероисповедания.

А.: Да, это так. Мы надеемся, что с течением времени будет в Православной Церкви и литургия на турецком языке. Сегодня только Символ веры читается по-турецки. Требует решения и проблема с преемниками отца Евфимия – невозможно иметь враждебность между Церквями. Все православные в Турции должны подчиняться Вселенскому Патриархату.

– Сталкивались ли вы с негативной реакцией в обществе после того, как крестились? Притесняют ли вас?

А.: Никакого негатива не видел и не могу сказать, что испытываю притеснения.

Н.: Не встречала отрицательной реакции. Моя семья была удивлена, но уважает мой выбор.

– Считаете ли вы, что есть в Турции много других, которые последуют вашему примеру и обратятся в христианство?

А.: и Н.: Да, многие.

– Однако до настоящего времени мало кто крестился.

Н.: Факт в том, что реально крестившихся намного больше, чем тех, кто «показывает», что он крестился. Они боятся реакции окружающих людей. Это тайные христиане.
А.: Да, есть страх. Но это должно измениться, как и отношение общества к тем, кто поменял религию. Во всяком случае, Православная Церковь не занимается никаким прозелитизмом. Напротив, предъявляются высокие требования к тем, кто хочет прийти из других вер. Необходимо пройти долгую катехизацию и проверку искренности желания.

– Значит, нелегко было войти в Православную Церковь?

Н.: Да, в прошлые годы, но мы весьма добивались этого.

– Испытываете ли вы страх из-за нападений на христиан, таких как, например, убийство католического священника отца Санторо в Трабзоне и убийство христиан в Малатье? Как вы думаете, кто стоит за этими нападениями?

А.: Не думаю, что нечто подобное может случиться в столице. По мере переговоров Турции с Евросоюзом страна видимо меняется. Турки становятся все более открытыми и толерантными. Но на эти перемены, естественно, реагируют некоторые радикально настроенные круги. Это темные силы, которые не имеют ничего общего с государством и находятся на периферии общества.

Перевел с болгарского Юрий Максимов


Перед тем, как отправиться в это де-юре светское государство, полезно все же выяснить, какая религия в Турции задает алгоритм поведения большинства местных жителей (особенно в аграрных и горных районах страны), еще даже не догадывающихся о том, что они, оказывается, европейцы. Ислам - основная религия в Турции. Большая часть жителей является мусульманами-суннитами - около 75%, еще 20% - шииты, остальные придерживаются христианства, иудаизма и прочих вероисповеданий.


По сравнению с остальными мировыми религиями ислам возник не так давно - в VII веке н.э. в западной части Аравийского полуострова. Догма, которую можно считать основой ислама, звучит так: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк». Преобладающая религия в Турции ислам означает «покорность», в переводе с арабского. А мусульманин - «покорный». И действительно, все верующие трепетно относятся к этой религии и строго соблюдают правила.


«Документальной базой» религии в Турции является священная книга Коран, который, согласно преданию, был передан пророку Мухаммеду Аллахом через архангела Джебраила. Написан он на арабском языке в своеобразной стихотворной форме, исключающей рифму. Коран состоит из наставлений и проповедей, описаний праздников, манер поведения в обществе и семье.


Религия в Турции не позволяет верующим употреблять спиртные напитки, увлекаться азартными играми, есть свинину. Мусульмане должны молиться 5 раз в день и поститься в течение священного месяца Рамадан.


Религия в Турции особенно ярко проявляется в дни основных праздников, а это: Рамазан (10 января - 8 февраля), Шекер Байрам (9 февраля - 11 февраля) и Курбан Байрам (17 апреля - 21 апреля).

Вера турецкого народа

Правительство Турции строго следит за религиозным образованием, контролируя школы и институты. Религия в Турции отделена по закону от государства (с 1928 года ислам не считается государственной религией), каждый житель страны свободен в вероисповедании. Помимо мусульман, здесь есть армянские, греческие и сирийско-православные христиане и иудеи.


С изменением образа и ритма жизни современного мусульманина, изменилась и основная вера турецкого народа - ислам. Так, вместо 5-ти намазов (молитв), как правило, совершается только 2 (утром и вечером). Также женщин можно увидеть не только закутанных в паранджу, но и в достаточно открытом одеянии. Строго соблюдаются два правила: обряд обрезания (он осуществляется, когда ребенок достигает в 12-13 летнего возраста) и отсутствие свинины в рационе питания. Остальное каждый решает для себя сам.

Какое вероисповедание в Турции

Большая часть населения Турции (75%) - это мусульмане- сунниты, остальная часть принадлежит к шиитам и христианам. Таким образом, основное вероисповедание в Турции - это ислам. Практически весь народ является религиозным, и большинство сфер общественного бытия проникнуты этой религией. Священная книга Коран и сунна, которая дополняет его, составляют основное вероисповедание в Турции. Именно в Коране изложены основные вероучения, права, мораль и этика. Исламом сформированы повседневное поведение в быту и привычки. К религиозным праздникам Турции относятся - Рамазан, который длиться с 10 января по 8 февраля; Шекер Байрам 9-11 февраля; Курбан Байрам - 17-21 апреля.

Турция – весьма религиозная страна, но насколько именно?

Турция была домом для трех великих религий: иудаизма, христианства и ислама, на протяжении многих веков. Турция основная религия которой ислам на сегодняшний день является одним из самых мирных исламских государств, с великим вкладом в архитектуру, искусство и литературу.

Турция религия – факты и исторические сводки

  • Стамбул – это историческая резиденция Константинопольского Патриархата, и до сих пор имеет ряд действующих православных церквей.
  • Римско-католическая церковь имеет несколько церквей и праздников, которые проводятся небольшими группами протестантов.
  • Ассирийская Церковь во главе с Патриархом, живущим в Дамаске, Сирия, имеет несколько действующих церквей и монастырей на юго-востоке Турции недалеко от города Мардин.
  • Еврейская община в Турции имеет корни в далеком прошлом, когда Анатолия была римской провинцией Азии (Малая). Сент-Пол родился в еврейской семье в римский город Тарс на восточном средиземноморском побережье Турции. Большинство предшественников турецких евреев пришли в страну из Испании и Португалии в конце 15-го века. Изгнанные из своих родных земель испанской инквизицией, они нашли убежище и процветание в Османской империи.

Какая религия в Турции?



Потому что природа почти в каждой религии, чтобы поверить, что его учение, и только его учение, однако, и все остальные либо полностью ложными или недостатки, были времена, когда верующие разных религий не ладят. Природа почти каждой религии в том, что именно её учение является правдой и никакое другое. Так как Турция – мусульманское государство, в прошлом с этим были связанны некоторые проблемы. Однако история религиозной терпимости в Турции является образцовой, неважно какая религия в Турции является темой для обсуждения. Во времена Османской империи, каждая религиозная община автономна во внутренних делах и могла применять свои собственные религиозные законы в своих собственных судах. Глава каждой общины, главный раввин (Hahambaşı), православный патриарх, и так далее был ответственен перед султаном за хорошее поведение их сообщества. С приходом этнического-религиозного национализма в 19-м веке, подразумевающий многоконфессиональность, Османский модус вивенди был разрушен. Оттоманская империя упала и распалась на более или менее самобытные этнические религиозные и национальные государства, такие как Армения, Болгария, Греция и Израиль.

Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам и только десять процентов населения придерживаются других вероисповеданий, например, христианства. Надо подчеркнуть, что религия в Турции это важнейший и неотъемлемый элемент жизни общества. Кстати, мусульманин, т.е. человек верующий в бога Аллаха, должен покорно придерживаться нескольких важных правил поведения. Рассмотрим их по-порядку.

Религия в Турции не позволяет мусульманину употреблять в пищу свинину, распивать спиртные напитки, увлекаться игрой в азартные игры (карты, казино, игральные автоматы). Кроме того, истинный мусульманин должен пять раз в день произносить молитву во имя Аллаха и соблюдать очень тяжелый, полный существенными ограничениями, пост во время священного месяца, называемого в Турции "Рамадан". Например, во время поста категорически запрещается употреблять пищу, пить воду, курить. Правда, эти тяжелые ограничения действуют, начиная с восхода солнца и до его заката. Лишь в самое темное время суток можно вспомнить об утолении голода. Кстати, во время поста Коран повелевает воздержаться от плотских утех. Важным наставлением Корана является необходимость совершить религиозное паломничество или хадж в священную Мекку. Для этой цели ранее выделялись деньги из государственной казны. Многие современные турки остро критикуют возобновление этой практики, ибо считают такое паломничество не обязательным.

Как и в любой другой религии, так в исламе существует некая священная книга, которая бесспорно считается первоисточником важнейших сведений для мусульман. Мусульмане такой книгой считают Коран, который архангел Джебраил передал пророку Мухаммеду Аллахом. Эта книга написана на арабском языке в особой стихотворной форме, однако, не предполагающей рифмование. Существуют трактования Корана на турецком языке, поскольку далеко не каждый гражданин Турции владеет арабским языком. Фактически Коран является для каждого турка сводом правил поведения настоящего мусульманина в повседневной жизни.

После провозглашения в Турции светского государства произошли сильные изменения в обществе. В 1928 году первый президент республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ, согласно которому ислам престал быть государственной религией в Турции. Можно согласиться с тем, что последующее реальное отделение религии от государства Турция привело к существенному упрощению свода правил поведения мусульманина. Например, были отменены пять обязательных молитв или намазов. Теперь мусульманин может довольствоваться всего двумя намазами. Кроме того, женщины могут позволить себе снять паранджу и ходить в плащах, брюках и платках. Кстати, в Стамбуле молодые турчанки одеваются вполне по-европейски, за исключением красивого головного платка. Несмотря на запреты религии, многие турки употребляют легкий алкоголь, но при этом весьма умеренно. Правда, не изменились правила запрета употребления в пищу свинины. Кроме того, обязателен обряд обрезания у мальчиков, который происходит обычно в 12-14 лет.

Тем не менее, текущее правительство Турции вновь уделяет серьезное внимание религии. За последние годы число вновь возведенных мечетей в стране поражает воображение. Широко бытует мнение, что послабление следованию Корана в Турции произошло только в Стамбуле, Анкаре и Измире, а также в городах курортной зоны Средиземноморья. В центральной части страны женщины и совсем не снимали паранджу.

Туристы в стране и мечети

Некоторые россиянки, находясь на отдыхе на юге страны, весьма пренебрежительно относятся к религии в Турции и культурным традициям страны. Они считают для себя допустимым хождение вне курортной зоны (отелей) в купальниках-бикини и прозрачном парео, что считается для мусульманина грубейшим нарушением религии в Турции (ислама). Турки никогда не препятствуют посещению мечети представителями других конфессий или т.н. "неверными", однако разрешают находится только в небольшом огороженном помещении, при входе здание. Кроме того, существует негласный дресс-код, который нужно обязательно соблюдать. При входе в здание мечети нужно обязательно снять обувь. Внутри здания существуют полки для временного бесплатного хранения обуви. Женщины обязательно должны покрыть голову платком. Более того, одежда должна закрывать плечи и ноги женщины. Кстати, фотографирование людей, которые совершают намаз, религия в Турции запрещяет!

Турция является редким исключением среди мусульманских стран, так как религия официально отделена от государства и не участвует в политике. Согласно указу первого президента Турции религия всех мусульман - ислам перестал считаться государственной религией с 1928 года. Мустафа Кемаль Ататюрк сделал много для становления Турции как светского государства.

Однако большая часть населения Турции продолжает считать себя мусульманами, и ислам по-прежнему оказывает существенное влияния на жизнь страны. В каждом поселении Турции обязательно находится мечеть, а общее количество мечетей достигает 72 тысяч.

Традиции религии Ислам

Ислам является одной из самый распространенных и молодых мировых религий. Ислам как религия возник в 7 веке на западе Аравийского полуострова. Пророком новой религии стал Мухаммед, который проповедовал среди соплеменников принципы единобожия и покорности Аллаху Догмат единобожия является ключевым моментом религии Ислам. Также Ислам требовал соблюдения праведного образа жизни и священных заповедей священного писания Коран. Книга Коран представляет сборник проповедей и наставлений для мусульман. В нем собраны запреты на употребление свинины, спиртных напитков и азартных игр. Также Коран описывает правила повседневного быта и нормы морали для мусульман.

Согласно религии Ислам каждый мусульманин должен пять раз в день возносить молитву Аллаху, называемую намаз. Поэтому ежедневно муэдзин с минарета мечетей оповещают верующих о времени молитвы. Первый призыв к молитве звучит в шесть часов утра, что очень раздражает русских туристов, желающих поспать подольше. Остальными важными традициями Ислама являются пост, паломничество к Мекке и благотворительная милостыня. Один раз в год все мусульмане должны соблюдать пост, который означает отказ от всех удовольствий в течение месяца Рамазан. Однако мусульманский пост характерен лишь запретом лишь в дневное время, а после захода солнца все возвращается на свое место. Главным праздником мусульман считается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам.

Ислам в Турции

Самой распространенной конфессией мусульман в Турции являются сунниты, которые составляют около 75 % населения. Существенное распространение в религии Турции получила конфессия шиизм, составляющей около 20% мусульман. Также в Турции проживают православные христиане, иудеи и католики. Современная Турция отличается высоким уровнем религиозной терпимости.

В современной Турции под влиянием запада ускоряется ритм жизни, что вносит свои коррективы в религиозную жизнь страны. В крупных городах Турции на курортах нет религиозных запретов на одежды для туристов, как это требует Коран. Все чаще мусульмане Турции вместо традиционного пятикратного намаза совершают только двукратную молитву: утром и вечером.

Современные тенденции светского государства наложили отпечаток и на другие традиции ислама. Обязательными традициями ислама в Турции остаются только запрет на употребление свинины и циркумцизия. В современной Турции далеко не все турки согласны с традицией паломничества совершеннолетних в Мекку. Это касается и явного запрета алкоголя Кораном, который соблюдается только в Рамадан.