Каковы нравственные уроки романа преступление и наказание. Сочинение «Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».

В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.

Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.

Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.

Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.

Вера - настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.

По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.

Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам - вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.
Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

Сильным,
гордым,
романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.

Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

  • сильным,
  • гордым,
  • романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.
Еще одним уроком является то, что человек не имеет право лишать жизни другого человека каким бы никчемным он не был. Раскольников решил стать вершителем судеб, но ведь жизнь людям даровал Бог, и забрать ее может только он.

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - “униженным и оскорбленным”, - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.

Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства.

В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение.

Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство.

Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня.

Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского...

  2. Загрузка... Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой Достоевского...

  3. Загрузка... В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во...

  4. Загрузка... Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” - одно из выдающихся произведений мировой...

  5. Загрузка... Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией...

Уроки Достоевского. По роману «Преступление и наказание».

Противопоставление между добром и злом- Основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.
Раскольников, пытаясь возвыситься над страдающим миром, создает свою теорию. В основе этой теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Решаясь на убийство, он следует меркантильным интересам. Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и её сестру. То есть проливается кровь невинных. Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал её, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона Раскольникова. Задавленного бедностью, но не видящего в себе силы пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых, он отдает им последние деньги. «Раскольников подошел к Катерине Ивановне и отдал ей все деньги, что у него были, и удалился…». Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг её. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его «крест»- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие- величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в «добром и хорошем чувстве», вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.
В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЛИЧНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
(по роману Е. Замятина "Мы")
Роман Е. Замятина "Мы" написан в 1921 г. Время было сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычайном жанре "антиутопии". Ведущая тема - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства.
Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и лучше других, знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, что это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции. Но умный и мудрый человек Замятин сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общество людей, потому что каждый человек сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть «винтиком». Когда его превращают в «винтик», он теряет значительную часть своей человеческой сущности. История показала, что превращение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человеком и человечеством.
В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла, чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» - в отказе от «я» и растворении безличном «мы». Внушено, что художественное творчество -"уже не беспардонны соловьинный свист", когда «всякий писал, что ему вздумается", а "государственная служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно "табелю сексуальных дней".
Роман 3амятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству:
гипертрофированной власти машин и власти государства. "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами «хранителей».
Сочинение 3амятина проникнуто раздумьями о Российской послереволюционной деятельности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
Роман 3амятина приобрел особую ценность, и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилием над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и социализм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспоминать прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе где все напраилено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи опера удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме, эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. У 3амятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучна сегодняшнему дню. Это, тема экологической тревоги. «Антиобщество», изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей «голыми в леса», чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа «Мы» принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям» в условиях глобальных исторических сдвигов ХХ столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина
Автор на своих "запретных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману "Мы» , пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. «Мы» - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения как «Мы», "выдавливают" из человека рабство, делают его личностостью.
ЧЕЛОВЕК В ВИХРЕ ВЕВОЛЮЦИИ И
Гражданской ВОЙНЫ.
(По роману М.А- Булгакова "Белая; гвардия")
«Великая замятня» гражданской войны началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря "белых" и "красных» . Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо- коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. И тем не менее более 30 тысяч офицеров бывшей царской армии служили Советской власти, а точнее Красной Армии. Виднейшие деятели русской науки и культуры (Павлов, Мичурин, Тимирязев, Собинов, Нежданов и др.) признали Советскую власть. Для них выбор цели стал жизненной необходимостью. Такие "шатания и мучительные поиски" изображены в романе МЛ. Булгакова «Белая гвардия».
Кинга Булгакова автобиографичная. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев, и там ему и его Близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе "Белая гвардия» и
пьесе «Дни Турбиных» .
Образы дома, братьев, сестер, матери проходят через эти два булгаковских произведения и многочисленные рассказы. Так и видится Булгакову уютное кресло с треснувшей ножкой, портрет на стене, цветы на подставках, раскрытое пианино с нотами. Вот так и разворачиваются первые сцены романа.
В «Белой гвардии», как мы уже говорили, много автобиографического, но это уже исторический роман. Вспомним, что отец Михаила Афанасьевича был преподавателем. Отсюда и трепетное отношение Булгакова к тому, что происходит, к гражданское воине как
историческому событию. «Белая гвардия» -
книга- о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчеркивал, что речь в его романе идет о трагически заблудившихся в "железном буране революции". Это книга о пути выбора и прозрения. В "Белой гвардии" Булгаков размышляет о судьбах россии, народа, интеллигенции.
Милая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию (не большевиков, не сталинщину, а именно обновленную Россию).
Семья Турбниых невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж - Тальберг (31 год), Николка (17 лет)…И еще приживалка Анюта. Мать завещала им: "Живите дружно". так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Конец беспечной жизни.
Художественная биография этой вполне ординарной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. Это один из лучших русских романов послереволюционной эпохи о гражданской войне.
"Белая гвардия" стала "романом воспитания", где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной Армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроков истории, говоря о России:" Прежней не будет, новая будет". Пройдя через тяжелые испытания, кажется, находят свою дорогу н Алексей, и Тальберг, и Николка.
Своеобразен язык романа "Белая гвардия».Он не похож ни на какой другой, он обладает своими особенностями. В этом тоже проявляется самобытность Булгакова.
Если говорить откровенно, мне Булгаков нравится. Я люблю, когда о большом и сложном пишут просто и доступно. Как, например, у А. Толстого в романе "Петр I" или у Шолохова в романе "Тихий Дон". Кстати, в последнем и описывается гражданская война и революция. Но я отдаю дань таланту Михаила Афананасьевича Булгакова. Это истинно русский писатель
Как жаль, что Булгаков так рано ушел из жизни, прожив всего 49 лет.

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.

Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.

Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».