Какую медкомиссию проходят инспектора по делам несовершеннолетних. Что такое пдн и чем занимается инспектор по делам несовершеннолетних

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ИНСПЕКТОРА ПДН, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ.

1. Общие положения.

1. Инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный за образовательным учреждением (далее – «школьный инспектор»), является штатным сотрудником ПДН милиции общественной безопасности по району г. Красноярска.

2. Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за образовательным учреждением и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой расположено образовательное учреждение.

3. Штатная единица школьного инспектора закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования. При необходимости (стабильно напряженная криминогенная обстановка среди учащихся на протяжении нескольких лет) штатная единица школьного инспектора может быть закреплена за образовательным учреждением с меньшим числом учащихся.

В зону обслуживания школьного инспектора входят образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место жительства учащихся.

4. План и график работы школьного инспектора утверждаются начальником органа внутренних дел или его заместителем – начальником милиции общественной безопасности, по согласованию с руководителем образовательного учреждения.

5. Школьный инспектор обязан:

5.1. Планировать и осуществлять свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

5.2. Регулярно, но не реже одного раза в квартал, отчитываться о результатах своей работы перед начальником ПДН органа внутренних дел, а также заместителем начальника – начальником милиции общественной безопасности органа внутренних дел.

5.3. Носить форменную одежду установленного образца при осуществлении своей деятельности в образовательном учреждении.

5.4. Докладывать начальнику органа внутренних дел о выявлении учащихся, совершивших правонарушения, группах несовершеннолетних и местах их концентрации, лицах, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений, или способствующих совершению несовершеннолетними таких правонарушений, родителей либо законных представителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений, для принятия к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности, формы и сроки их реализации.

п/п

3. Права по должности.

Школьный инспектор имеет право:

3.1. Участвовать в рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов и применении мер воздействия в отношении учащихся, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2. Участвовать в разработке плана мероприятий по организации взаимодействия образовательного учреждения с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.3. Принимать участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

3.4. Проводить совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и другие), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни.

3.5. Оказывать педагогическому коллективу организационно-методическую и правовую помощь в вопросах предупреждения безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

3.6. Вызывать учащихся образовательного учреждения, их родителей (законных представителей), а также посещать их по месту жительства в целях выяснения их образа жизни, связей и намерений, получения от них объяснений, проведения с ними разъяснительной работы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

3.7. Получать в установленном порядке от администрации образовательного учреждения необходимую информацию об учащихся образовательного учреждения.

3.8. Участвовать в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся.

3.9. Участвовать в организации отдыха и занятости учащихся образовательного учреждения в каникулярный период.

3.10. Вносить предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями (или законными представителями) руководителю образовательного учреждения и начальнику подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел».

4. Взаимодействие по должности.

4.1. В процессе реализации возложенных на него функций инспектор ПДН взаимодействует:

    с оперуполномоченными ОУР, проводящими профилактическую работу с несовершеннолетними,

    участковыми уполномоченными милиции по организации работы с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, не исполняющими свои обязанности,

    следователями СО, дознавателями, проводящими расследование в отношении несовершеннолетних,

    органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

    медико-психологическими центрами, наркологами,

    территориальными советами, родительскими комитетами, другими общественными объединениями,
  • другими заинтересованными ведомствами.

К сожалению, возраст преступников согласно статистическим данным, все снижается, и на сегодняшний день многие преступления совершают дети. Обнадеживает тот факт, что всегда есть выход. Даже из самых сложных ситуаций, поэтому попробуем выяснить: может ли инспектор по делам несовершеннолетних детей исправить ситуацию?

Общие понятия

В обязанности ПДН входит много пунктов, но главная его задача состоит в профилактических разъяснениях ответственности за те или иные преступления. Что же такое ПДН? Расшифровка следующая: это подразделение по делам несовершеннолетних. Оно является контролирующим органом, который занимается пресечением детской преступности и проведением разъяснительных действий по поводу того, что влечет за собой каждое неправомерное нарушение. ПДН входит в состав системы органов внутренних дел, поэтому в свою очередь делится на подразделения, которые отличаются друг от друга уровнем подчиненности. Они бывают:

  • городскими, районными и муниципальными;
  • от управления внутренних дел и административно-территориального образования;
  • действующие подразделения на различных типах автотранспорта.

Все факты нарушений законодательства, совершенные до наступления совершеннолетия, заносятся в личное дело ребенка с последующим уведомлением военкоматов, учебных заведений, а также высших учебных заведений.

Важно! Подросток должен понимать, что поступок, тянущий за собой негативные последствия для окружающих, будет напоминать о себе всю жизнь.

В новом приказе 845 о подразделении по делам несовершеннолетних четко определены порядки и полномочия , касающиеся организационных работ инспекции. Здесь четко написано об основных обязанностях подразделения. Кроме проведения профилактических работ с подростками, инспектор направляет трудного ребенка, совершившего преступление, в изоляционные временные центры или же на содержание специальными учебно-воспитательными учреждениями с закрытым типом работы. Главное, не карать, а найти подход к оступившемуся ребенку, дабы не произошло повторного нарушения.

Главная задача инспекторов состоит в профилактических разъяснениях ответственности за те или иные преступления.

База разъяснительной работы с детьми подросткового возраста выстраивается на их психологическом состоянии . Ввиду этого, в роли инспектора по делам несовершеннолетних большинство руководителей видят женщину, считая, что материнский инстинкт имеет немаловажное значение.

Работа с ребятами требует последовательности убеждений и четкого соблюдения правового аспекта, ведь разговор с родителями злостного нарушителя неизбежен, а им следует объяснять положение дел на юридическом языке.

Среди множественных качеств можно выделить основное: умение наладить контакт с молодежью, а также убедить опекунов в важности воспитательного процесса. Лучше всего это получается у людей, получивших психолого-педагогическую подготовку.

Какое же нужно образование для инспектора? Чтобы стать инспектором по делам с подростками требуется не только психолого –педагогическая подготовка. Профильным должно быть юридическое образование.

Задача подразделения по делам несовершеннолетних состоит в пресечении всех видов преступлений, а также в выяснении обстоятельств, которые привели к ним, то есть, вынудили подростка поступить именно так.

Существует Федеральный Закон “О полиции”, а именно, глава 3, на базе которого осуществляется работа с лицами, не достигшими совершеннолетия. Ниже представлен перечень документов , руководствуясь которыми действует инспекция по делам несовершеннолетних:

  1. Федеральный Закон №120;
  2. глава 14 и глава 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  3. статья 73, 420, 421 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации;
  4. статья 183, 187-190 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации;
  5. статья 5, 20 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации.

К основным Законам и статьям относятся внутренние документы и инструкции, согласно которым прописываются алгоритмы деятельности каждого из подразделений. Их обязанность состоит не только в контролирующей функции, но и в правовой защите малолетних детей, реабилитации родителей и оступившихся подростков, а также выявлении случаев, когда подросток подвергается склонению к преступной деятельности.

В обязанности инспектора по делам несовершеннолетних входит профилактическая деятельность среди следующих категорий жителей:

  • лиц, употребляющих любые из психотропных или наркотических веществ;
  • тех, кто ранее нарушал Закон, не зависимо от возраста;
  • лиц, освобожденных благодаря помилованию;
  • лиц, обвиняемых в совершении преступления, но находящихся на свободе;
  • лиц, освобожденных из специальных учреждений, а также нуждающихся в помощи и реабилитации;
  • лиц, условно осужденных, то есть, отправленных на исправительные работы.

Список можно продолжить, ведь кроме данных категорий подростков, есть еще и их родители, опекуны, которые халатно относятся к выполнению родительских обязанностей или негативно влияют на психологическое его состояние. Отдел по работе с проблемными подростками должен также оказывать всяческое содействие с органами правопорядка в целях розыскных действий детей, совершивших преступление или участвовавших в них.


Конкурс на звание «Лучший инспектор по делам несовершеннолетних»

Как заводят дела на несовершеннолетних?

Особое значение в иерархии подразделения имеет комиссия по работе с подростками. Количество заявлений, написанных гражданами и различными инстанциями насчет детских правонарушений, изначально поступают сюда, так как уголовной ответственности они не подлежат по причине несовершеннолетия. Здесь обсуждаются возможные эффективные меры влияния на всех уровнях, предусмотренных законодательством. В случае поступления жалоб на подростков, работники инспекции проводят проверку , включающую следующие этапы:

  • оформление учетной карточки или дела подозреваемого лица;
  • слушание объяснений обеих сторон (потерпевшей и обвиняемой);
  • сбор материалов, непосредственно касающихся преступления;
  • составление акта об условиях , в которых проживает малолетний вероятный преступник;
  • сбор справок о работе, которая проводилась с нарушителем и его ;
  • сведения с характеристикой, сведениями об увлечениях человека и так далее подшиваются к делу.


После того, как все документы собраны, составляется заключительный документ о проведенных работах и постановке ребенка на специальный учет. Решение это выносит комиссия по делам несовершеннолетних, обязанности которой включают и контроль за исполнением.

К специализированным закрытым приемникам, где находятся контролируемые воспитанники, относятся образовательные и административные учреждения, с которыми тесно сотрудничает комиссия. Группа людей разрабатывает целые комплексы профилактических мероприятий, направленных на развитие здорового мировоззрения подростка, поэтому перед тем, как стать инспектором по делам проблемных детей, требуется пройти специальное обучение.

Спустя полгода родители могут ходатайствовать о снятии ребенка с учета, ввиду его явного исправления.

Как стать инспектором

Каждый инспектор имеет свою территорию. Определение ее размеров входит в компетенцию руководителя конкретного населенного пункта, где расположен орган МВД. Прежде, чем назначить нового инспектора, начальник дает полную информацию об участке и руководящих всеми структурами должностных лицах.

В приказе МВД 845 определены требования, предъявляемые к лицу, что претендует на работу инспектором. Необходим пакет документов: Обучение на инспектора по делам несовершеннолетних

Права инспектора

Инспектор по работе с несовершеннолетними имеет право:

  • вызвать для проведения беседы подростка, его представителя, родителей для получения ответов на интересующие его вопросы о правонарушении;
  • беседовать с подростком и его родителями о противозаконном нарушении и задавать вопросы, которые касаются ребенка;
  • доставить нарушителя в отделение внутренних дел на срок до трех часов с правом личного досмотра.

Возьмите на заметку! Все отработанные дела заносятся в журнал инспектора.

Его ведут на протяжении трех лет. Затем передают в подразделение для хранения на два года. Спустя это время журнал уничтожают соответствующим установленному порядку образом.

Полезное видео: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних

В журнале инспектора по делам несовершеннолетних заносят данные о подробностях совершенного преступления: число, место, время, номер соответствующий уголовному делу, номер КУСП, краткое описание сути преступления, фамилия имя отчество преступника, учебное заведение, информация о родителях или опекунах, а также принятые меры. Для чего это нужно? Данная информация позволяет поднимать старые дела для установления общего портрета малолетнего преступника, узнавать о его психологическом состоянии и отзывах руководителей учебных заведений, если преступление совершено не впервые.

МУНИЦИПАЛИТЕТ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХОВРИНО В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

1. Общие положения.

1.1. Ведущий специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее специалист) является штатным работником муниципалитета Ховрино (далее муниципалитет), его деятельность направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих на территории подконтрольного ему района г. Москвы.

1.2. Специалист назначается на должность Руководителем муниципалитета.

1.3. Специалист подотчетен в выполнении своих функциональных обязанностей Руководителю муниципалитета, заместителю руководителя муниципалитета и главному специалисту, ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.4. Все наиболее сложные, в том числе спорные вопросы, касающиеся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматриваются коллегиально на заседаниях Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.5. Руководитель муниципалитета обеспечивает специалиста необходимыми условиями труда.

1.6. Специалист в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными право выми актами по защите прав детей, и другими нормативными документами по вопросам охраны прав детей.

1.7. Специалист тесно взаимодействует с руководителями учебных, медицинских учреждений , а также с отделами внутренних дел и другими органами и организациями.

1.8. В своей деятельности специалист руководствуется:

· законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы, относящиеся к его компетенции;

· методическими материалами по вопросам выполняемой работы ;

· Положением о муниципалитете внутригородского муниципального образования Ховрино в городе Москве;

· правилами внутреннего трудового распорядка;

· приказами, распоряжениями, постановлениями и поручениями Руководителя муниципалитета;

· настоящей должностной инструкцией;

· решениями муниципального Собрания.

1.9. Специалист по вопросам выполняемой работы должен знать:

· Конституцию РФ; законодательство города Москвы; законодательство о муниципальной службе;

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих и других органов касающихся правовой деятельности муниципалитета;

· гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, жилищное и трудовое законодательство;

· структуру муниципалитета, стратегию и перспективы его развития;

· организацию документооборота по участкам учёта.

1.10. Специалист должен уметь пользоваться персональным компьютером и оргтехникой, справочно-правовой системой.

2. Обязанности специалиста по работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

2.1.Исполнять обязанности, соблюдать ограничения, не нарушать запреты и выполнять требования к служебному поведению, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.

2.2.Содействовать несовершеннолетним в реализации и восстановлении их прав и охраняемых законом интересов во всех сферах жизнедеятельности.

2.32.4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, муниципальном органе, в котором он замещает должность муниципальной службы либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2.32.5. Получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение , ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприя­тиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, муниципальный орган, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

2.32.6. Выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, муниципального органа с органами местного самоуправления, муниципальными органами других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями .

2.32.7. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

2.32.8. Разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

2.32.9. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации , в отношении деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

2.32.10. Принимать без письменного разрешения Руководителя муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций.

2.32.11. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

2.32.12. Использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего.

2.32.13. Создавать в органах местного самоуправления, муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

2.32.14. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

2.32.15. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации .

2.32.16. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством.

2.32.17. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3. Права специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3.1.Иметь доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, знакомиться с документами, определяющими должностные обязанности.

3.2.Вносить на рассмотрение непосредственного руководителя предложения по совершенствованию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, информировать руководителя муниципалитета о выявленных недостатках и нарушениях по направлениям своей деятельности в пределах своей компетенции.

3.3.Обеспечивать межведомственную координацию и взаимодействие по реализации окружных программ и мероприятий в сфере своей деятельности.

3.4.Привлекать для проведения проверок и обследований специалистов отраслевых управлений социальной сферы по согласованию с их руководителями.

3.5.Взаимодействовать с руководителями структурных подразделений социальной сферы, закрепленных по распределению обязанностей.

3.6.Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений и учреждений социальной сферы, управ районов информацию и отчеты о выполнении решений и поручений вышестоящих государственных органов, префекта, а также другие материалы и документы их управленческой деятельности.

3.7.Приглашать для собеседования родителей, должностных лиц, опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей и других граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних

3.8 Специалист имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3.9. Специалист имеет право на периодическое (не реже одного раза в пять лет) повышение квалификации.

3.10. Специалист имеет право не визировать проекты постановлений Руководителя муниципалитета, подготовленные им по поручению Руководителя муниципалитета, если не согласен с принимаемым решением, с обоснованием своего мнения.

3.11. Имеет права на социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством города Москвы о муниципальной службе.

3.12. Своевременно и в полном объёме выплату денежного содержания, состоящего из должностного оклада , надбавок к должностному окладу за выслугу лет , за классный чин, за особые условия муниципальной службы, а также премии по результатам работы, размер и порядок которых устанавливаются в соответствии с законами города Москвы (заработная плата и вознаграждение работнику выплачивается одновременно с выплатой заработной платы всем работникам Муниципалитета).

4. Ответственность.

Специалист несёт дисциплинарную и материальную ответственность за совершенное по его вине, (в соответствии с законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством Российской Федерации) правонарушение:

4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, нарушающие права и законные интересы граждан, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством о муниципальной службе:

Обоснованность и достоверность лично разрабатываемых им материалов (справок, заключений);

Соответствие действующему законодательству визируемых им документов;

Работник несёт персональную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение своих обязанностей.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определённых трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение специалистом возложенных на него обязанностей (должностной проступок), нарушение трудовой дисциплины на специалиста руководителем органа местного самоуправления могут налагаться дисциплинарные взыскания:

Замечание;

Выговор;

Увольнение по основаниям, предусмотренном федеральным законодательством о труде.

4.5. Специалист несёт ответственность за нарушения установленных сроков рассмотрения дел, подготовку документов и ответов на письма, заявления, жалобы.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, кражу, злостное хулиганство и некоторые другие преступления; с 16 лет ответственность полагается в полном объеме. Основная обязанность инспекций по делам несовершеннолетних - предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Они занимаются несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы, осужденными с отсроченным приговором, систематически уходящими из семьи в возрасте до 16 лет, уклоняющимися от учебы, употребляющими спиртные напитки и наркотические средства. Инспектор по делам несовершеннолетних - это юрист и педагог одновременно. Он должен знать каждого своего подопечного, контролировать его поведение, делать все возможное для предупреждения правонарушений. Инспектор имеет право посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, проводить с ними и их родителями беседы; вызывать их в милицию для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением; применять официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей и своим поведением способствующим совершению правонарушений несовершеннолетними. Работает инспектор, как правило, в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних, на рассмотрение которой выносятся дела о правонарушениях.

Должен знать

Очень хорошо знать людей на своей территории, их проблемы и чаяния, особенно из так называемой "группы риска": алкоголиков, наркоманов, судимых... Комплекс специальных знаний и умений, позволяющих профессионально осуществлять психологическую помощь.

Профессионально важные качества

  • любовь к детям;
  • эмоциональная устойчивость;
  • интуиция;
  • выдержка, терпение;
  • умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
  • организаторские и коммуникативные способности.

Медицинские противопоказания

  • туберкулез и инфекционные заболевания;
  • выраженные неврозы и сердечно-сосудистые заболевания;
  • психические заболевания;
  • слабая нервная система;
  • выраженные физические недостатки, дефекты речи (могут осложнить взаимоотношения с подростками).

Пути получения профессии

Инспекторы по делам несовершеннолетних имеют юридическое или педагогическое образование.

Родственные профессии

Инспектор ГИБДД, социальный работник.

Статистический анализ подтверждает, что возрастной порог первичных преступлений за последние годы значительно снизился, и большой удельный вес занимают неправомочные деяния, осуществлённые несовершеннолетними детьми. Единственный выход из этой ситуации – профилактика преступности, которую осуществляет отдел по делам несовершеннолетних. Кто несёт ответственность за такие поступки с точки зрения законодательства, и какова у термина ПДН расшифровка, будет рассмотрено далее в статье. Попасть под пристальное внимание после проступка может любой ребёнок, и это станет основанием для разбирательства со стороны органов правопорядка.

ПДН – это подразделение по делам несовершеннолетних – контролирующий орган, обязанный пресекать детскую преступность и проводить профилактическое разъяснение. В случае правонарушений несовершеннолетних сведения о случившемся передаются в различные инстанции: военкоматы, при поступлении или обучении в ВУЗе. Инспекция по делам несовершеннолетних, относящаяся к системе ОВД, в зависимости от уровня подчинённости может иметь подразделения следующего уровня, регламентирующие нормами права:

  • Городские, районные, муниципальные.
  • Относящиеся к УВД и административно-территориальному образованию.
  • Функционирующие на разных видах транспорта.

Разъяснительная работа с подростками проводится с учётом их психологии, возможно, именно поэтому на эту должность стараются брать больше женщин, которые по-матерински смогут лучше понять психологию несовершеннолетнего. В работе с подростками требуется последовательность убеждений и чёткое соблюдение правовых аспектов. Инспектор по делам несовершеннолетних, обладающий многими качествами, должен уметь найти подход к молодёжи, поэтому при приёме на работу в ОДН всегда приветствуется психолого-педагогическое образование, хотя профильным должно быть юридическое. Кроме того женщине проще найти общий язык и с родителями, так как воспитательный процесс включает и этот вид воздействия.

Каковы функции ПДН?

Работа ПДН направлена пресекать все виды преступлений и выявлять обстоятельства, которые приводят к таким действиям со стороны несовершеннолетнего. Деятельность инспекции законодательно регламентируется гл. 3 ФЗ «О полиции» и следующими документами:

  • Гл. 14 и гл. 20 УК РФ ;
  • Ст. 73 , ст. 420 , ст. 421 , ст. 432 УПК РФ ;
  • Ст. 183 , ст. 187 – 190 УИК РФ ;
  • Ст. 5 , ст. 20 КоАП РФ .

Перечень дополняется внутренними документами и инструкциями, в которых прописана деятельность всех подразделений.

Отдел по делам несовершеннолетних кроме контролирующих функций выполняет правовую защиту подростков, при необходимости реабилитацию, в том числе их родителей. Кроме того эти отделы выявляют случаи вовлечения молодёжи в преступную деятельность. Инспектор по делам несовершеннолетних занимается профилактической деятельностью со следующими категориями граждан:

  • Лицами, употребляющими психотропные вещества и наркотики.
  • С теми, кто совершил правонарушения в возрасте как разрешающего применять административное наказание, так и в период до наступления ответственности.
  • Освобождёнными по амнистии от уголовной ответственности или для вариантов принудительного воздействия.
  • Обвиняемые в преступлении, но не заключённые под стражу.
  • Освобождённые из спецучреждений, которым требуется помощь и реабилитация.
  • Условно осужденные, которым назначены исправительные работы без лишения свободы.

Это только несколько критериев из большого списка поднадзорных, требующих внимания со стороны ПДН. Инспектор отдела также обязан работать с родителями, которые не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию или отрицательно влияют на собственных детей. Инспекторы ПДН в силу своей компетенции оказывают содействие в поиске разыскиваемых подростков, которые уже совершили правонарушение или по проверенным сведениям могут участвовать в таком деянии.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (расшифровка термина – КДН и ЗП) рассматривает заявления от граждан и различных инстанций по любым правонарушениям подростков, к которым уголовная ответственность не может быть применена до наступления совершеннолетия. Эта служба также вносит предложения о мерах воздействия на всех уровнях, которые предусмотрены законодательством. При поступлении жалобы на правонарушения со стороны подростков работниками инспекций проводится проверка, которая состоит из следующих этапов:

  • Заводится учётная карточка или дело на конкретного подозреваемого.
  • Выслушиваются объяснения потерпевших и самого обвиняемого.
  • Собираются материалы о преступлении.
  • Составляется акт бытовых условий проживания несовершеннолетнего.
  • Собираются справки о проводимой работе с самим подозреваемым и его родителями.
  • Подшиваются характеристика, сведения и справки о том, чем увлекается человек, как проводит свой досуг и другие сведения.

На основании вышеперечисленных документов в деле подготавливается заключение проведённой проверки. Инициаторами постановки на учёт ребёнка могут быть персонал детских учреждений, пострадавшие от него взрослые, или родители обиженных детей, работники госучреждений.

Но окончательное решение остаётся за специальной комиссией. Через полгода если наблюдается явное исправление, несовершеннолетний может быть снят с учёта по ходатайству родителей.

Сотрудничество ПДН и органов опеки

Комиссия по делам несовершеннолетних активно взаимодействует с административными и образовательными учреждениями на примыкающей территории, совместно разрабатывает с ними комплекс профилактических мер, контролирует воспитанников, находящихся в специализированных закрытых приёмниках. Инспектора помогают органам опеки по работе с «трудными» подростками, которые остались без попечения родителей, проводят профилактическую и разъяснительную работу.

Отдел по делам несовершеннолетних всячески старается выявить лидеров различных молодёжных группировок, которые проводят агитацию на антиобщественную деятельность, выявляют неблагонадёжных граждан, вовлекающих подростков к приёму наркотических или одурманивающих средств. Инспектора участвуют в различных рейдах, пресекающих распитие алкогольной продукции молодёжи, неукоснительно борются с распространением наркотиков в молодёжной среде совместно со специализированными службами наркоконтроля.

Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних

Законодательно за инспекторами закреплены следующие права:

  • Вызывать на беседу подростков и их представителей для выяснения картины правонарушения.
  • Проводить беседы с подростками и родителями о недопустимости таких противозаконных поступков, при необходимости запрашивать любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего.
  • Разрешено доставлять нарушителей в ОВД на три часа и досматривать их при необходимости.

При систематических правонарушениях инспектора ПДН ставят на учёт таких подростков и постоянно контролируют их деятельность во избежание отягчающих поступков.

Важно! Инспектор обязан не допускать жестокость по отношению к подростку, насилие или сексуальное домогательство со стороны родителей или других лиц.

В случае выявления таких нарушений инспектор сразу обязан принять меры, регламентированные законом по ст. 5.35 КоАП , ст. 156 , ст. 116 , ст. 117 , ст. 125 УК РФ , и обеспечить безопасность подростка.

При систематическом нарушении законодательства подростком его помещают в специальный центр по достижении 14 лет, и только по решению суда.

Вывод

Законодательство не стремится несовершеннолетних при малейшей провинности привлекать к уголовной ответственности. Созданные службы ПДН имеют функцию профилактического воздействия на молодёжь. А если правонарушение уже произошло, то берут на себя ответственность по исправлению подростка и контролю над его дальнейшей деятельностью.