Классный час: «Что ребятам надо знать что бы травмы избежать! Классный час по профилактике подросткового травматизма на дорогах на тему: « Трагедии на дорогах ». Бытовой и уличный травматизм классный час

Тема : «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Класс : 5

Тип : углубление и закрепление знаний

Цел ь: изучение правил дорожного движения и профилактика травматизма

Задачи:

1.Обучающие:

Продолжить работу по изучению правил дорожного движения

Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности

2. Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности

Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации

3. Воспитывающие:

Воспитание безопасных для здоровья форм поведения

Методы:

Словесные: беседа, рассказ, сообщения учащихся, тест, викторина

Наглядные: демонстрация таблиц

Наглядный материал: плакаты «Дорожные знаки», плакаты ГИБДД «Опасность на дороге», памятки пассажиру и пешеходу

Ход урока.

1.Организационный момент и целеполагание:

Рассказ учителя о том, что дети с окончанием летних каникул и возвращением в школу, должны помнить и выполнять правила дорожного движения (ПДД).

Целеполагание: вспомнить ПДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Класс делится на группы по 4-5 человек, выдаются вопросы викторины, дети обсуждают их 3-5 минут и сообщают результаты. Если дети не знают ответа или ответ неверный, ученики и учитель помогают.

Викторина о транспорте и ПДД.

1 группа Светофорик

Кто издал Указ о правилах дорожного движения?

С какой целью строили 1-е дороги?

Какой был первый транспорт?

2 группа Зебра

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?

Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?

3 группа Пешеход

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?

Самый «смертоносный» вид транспорта

В каком городе появился первый автомобиль?

4 группа Сигнал

Кто создал 1-й автомобиль?

Какой был двигатель у 1-го автомобиля?

В какой стране появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?

5 группа Автомобиль

1. В какой стране появился 1-й светофор?

Где изобрели электрический светофор?

Военная цель

Колёсные повозки

По правой

По обочине навстречу движущемуся транспорту

Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!

Автотранспорт

Ж. Кюньо, Франция

Германия, Даймер и Бенц

Англия, Лондон

На какие группы делятся дорожные знаки?

Викторина

1.Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

А) отсутствие разметки на дороге

Б) плохие погодные условия

В) невнимательность участников дорожного движения

Г) отсутствие светофоров на перекрёстках

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке

З) неправильное поведение пассажиров

2.Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

А) вентиляционные люки

Б) кабину водителя

В) двери и окна

3.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь

Б) поспешите на помощь водителю

В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни

Д) ляжете на пол в проходе автобуса

4.Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.

А) кричать, давать советы водителю

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их

Е) при остановке покинуть машину

5.Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям

В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь

Г) принять меры по тушению пожара

Д) собрать свои вещи и продолжать поездку

6.В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?

А) через окно

Б) будете выходить через двери по ступенькам

В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током

7.Где должен остановиться пешеход, если не успел закончит переход?

А) на том месте, где остановился

Б) на островке безопасности

В) вернуться на тротуар

8. Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

А) в два ряда

Б) только по одному, друг за другом

В) в три ряда

9.Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:

А) не моложе 14 лет

Б) не моложе 16 лет

10.При движении по шоссе велосипедист:

А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.

Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.

В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.

Чтец Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог,

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Классный час «Будь внимателен!» (5 класс)

Цель : пропаганда среди учащихся правил дорожного движения

Образовательные – закрепление в игровой форме знаний правил дорожного движения, полученных в начальной школе;

Развивающие – активизация познавательной деятельности обучающихся, стимулирование их творческой активности;

Воспитательные – воспитание потребности в обеспечении безопасности собственной жизни и жизни окружающих, чувства коллективизма, толерантного отношения к другим членам классного коллектива.

Оборудование: карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Ход мероприятия

Ведущий.

Самую большую опасность для жизни человека на улицах городов, сел и деревень представляют транспортные средства. На дорогах действуют свои очень строгие правила – правила дорожного движения, не соблюдение которых приводит всегда к трагедии - увечьям, гибели людей.

Знать правила дорожного движения обязан каждый гражданин планеты Земля - и маленький, и большой. ПДД обязаны знать все! Это касается, в первую очередь вас, ребята. Ведь по статистике ГБДД именно дети являются одним из слабых звеньев на дорогах.

Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила дорожного движения и составить правила для пешехода.

Чтец Знаете ли вы, что… в России правила дорожного движения на лошади были введены Петром 13 января 1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах ездить не пристало»

Сегодня мы проведем викторину, которая называется «Будь внимателен!»

Школьники делятся на три команды. По жребию вытягивают разноцветные жетоны: красный, желтый, зеленый. Команды называются: «Красные», «Желтые», «Зеленые». 15 вопросов разделены на три сектора: «Дорога», «Пешеход», «Пассажир». В каждом секторе по 5 вопросов «стоимостью» от 1 до 5 баллов. Оценивание проводится согласно правильности и полноты ответа. В случае неверного ответа дается возможность другой команде поправить соперника. Этот же вариант предлагается, если команда не знает ответ на предложенный вопрос. Первой начать игру предоставляется той команде, которая правильно ответит на вопрос:

Какие лица отнесены правилами к участникам дорожного движения?

А – Дорожные рабочие, водители, пассажиры

В – Пешеходы, водители, пассажиры

С – Все перечисленные лица

(Правильный ответ: В – Пешеходы, водители, пассажиры)

«ДОРОГА»

1. Как расшифровывается аббревиатура ГИБДД? (Государственная инспекция безопасности дорожного движения)

2. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки? (Оштрафовать)

3. На обочине стоит треугольник красный. Он как будто говорит: «очень здесь опасно!» («Падение камней»)

4. Место возвышения посреди проезжей части дороги с двусторонним движением, предназначенное для пешеходов и куда не разрешается заезжать водителям. (Островок безопасности)

5. Где пассажиры должны ожидать автобус при отсутствии посадочной площадки? (На тротуаре или обочине)

ПЕШЕХОД

1. Где разрешается кататься на санках и лыжах? (В специально отведенных местах)

2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу)

3. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода? (В местах, где дорога просматривается в обе стороны)

4. Пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Какие меры может предпринять инспектор ГБДД к нарушителю? (Оштрафовать и предупредить нарушителя)

5. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор? (Только сигналам регулировщика)

ВЕЛОСИПЕДИСТ

1. Что является топливом для езды на велосипеде? (Мускульная сила ног)

2. В каком возрасте велосипедисту разрешается выезжать на дороги общего пользования? (С 14 лет)

3. В какой стране мира впервые был изобретен велосипед? (Во Франции)

4. Можно ли объезжать на велосипеде закрытый железнодорожный шлагбаум? (Нет)

5. Что в переводе с латинского слово «велосипед»? (Быстрые ноги)

СЛОВО ЖЮРИ

На проезжей части всегда много участников, все они ведут себя по-разному: кто-то является законопослушным гражданином, кто-то – нарушает правила. Сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны и знаете правила движения, адресованные пешеходу.

Ребята, вы знаете, что за безопасностью на дороге следит очень важная служба – ГИБДД. Дозор за состоянием на дороге осуществляют инспектора ДПС (дорожно-постовой службы). На мгновение представьте, что вы патрульные на дороге. А патруль ДПС должен быть предельно сосредоточенным и внимательным, зорко следить за тем, что происходит на проезжей части, предотвращать дорожные аварии с участием пешеходов, водителей.

Конкурс «Патруль ДПС»

На предложенном вам листе бумаге найдите изображенные предметы, обведите их фломастером. Укажите сколько их. (4 машины + 1 светофор)

Ведущий Знаете ли вы, что… первый велосипед, который не имел ни руля, ни педалей назывался «бегунок»

На мгновенье представьте, что вы оказались в большом городе среди толпы постоянно спешащих куда-то людей. Толпа двигается хаотично, но все же, соблюдает правила движения: пешеходные переходы и светофоры в городе имеются.

Динамическая пауза «Светофор»

Я над головой поочередно поднимаю круги красного, желтого или зеленого цвета, вы, в зависимости от цвета, делаете следующие движения:

Желтый – стоите на месте, как по команде «замри»;

Зеленый – двигаетесь произвольно, танцуя под музыку;

Красный – садитесь на корточки и грозите друг другу пальцем

Ведущий Знаете ли вы, что… первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного перевода, которым управлял полицейский.

СЛОВО ЖЮРИ

Кроме пешеходов, участниками дорожного движения, как вы знаете, являются водители транспортных средств. Естественно, они должны прекрасно знать свою машину. А насколько вы знаете транспортные средства? Сейчас проверим!

Конкурс «Папа купил автомобиль…»

Человек, едущий в автомобиле, но не управляющий им (Пассажир)

Автоконструктор, именем которого назван двигатель (Дизель)

Есть у автомобиля и у птицы (Крыло)

Прибор, определяющий скорость автомобиля (Спидометр)

Место отдыха и хранения автомобиля (Гараж)

Остановочное средство автомобиля (Тормоз)

Кл. руководитель: Знаете ли вы, что… в переводе с французского слово «шофер» означает «кочегар»

Вы, наверное, устали от умных, серьезных вопросов, теперь отправимся в сказочный мир, ведь у волшебных героев тоже были транспортные средства.

Конкурс «Вопросы-шутки, думай полминутки!»

Самое лучшее в мире приведение с мотором (Карлсон)

Предмет кухонной утвари, служивший транспортным средством Бабе Яге (Ступа)

Персонаж мультфильма «Летучий корабль», который очень хотел летать (Водяной)

Обувь с ускорением (Сапоги-скороходы)

Транспортное средство, на котором ехали зайчики в стихотворении К. Чуковского «Краденое солнце» (Трамвайчик)

В каком мультфильме ярко освещена работа транспортного средства «Ездовые Академики» (Зима в Простоквашино)

Кл. руководитель:

Ведущий: В жизни бывает так, что не только автомобиль, но и другие предметы могут служить транспортным средством. Какие, сейчас определим.

Конкурс «Кто на чем?»

Доска для катания на гребне океанской волны (Серф)

Общий предок, от которого ведут нача¬ло все ездовые собаки, выведенные человеком (Волк)

Пассажирский транспорт с реактивным двигателем (Самолет)

Плавучая площадка для перевозки лю¬дей и грузов (Плот)

«Двигатель» самой первой лодки (Весло)

Средство передвижения для младен¬цев (Коляска)

СЛОВО ЖЮРИ

Теперь мы знаем, что транспортные средства бывают разными, а можете ли вы изобразить их мимикой и жестами?

ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНОГО ПЕШЕХОДА

1) Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог, не цепляйся за проходящий транспорт.

2) Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом, и не разрешай этого делать товарищам.

3) Не ходи по мостовой – она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.

4) Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.

5) Строго подчиняйся сигналам светофора или регулировщика.

6) Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.

7) Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.

8) Юный пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта, деревьев, не осмотрев предварительно улицу!

9) Будь внимателен к окружающим:

Если человек упал, помоги подняться;

Старым и слабым помоги перейти улицу;

Уступай старшим место в общественном транспорте.

Подведение итогов, награждение победителей, участников программы.

Ведущий Решите, пожалуйста, сами за себя: вынесли ли вы что-нибудь сегодня из нашей программы познавательного или нет.

Было интересно, узнали много нового.

Было скучно.

Ничего нового вы не узнали.

И напоследок, хочется сказать:

Правила движения простые,

Знать их для здоровья должен ты,

И тогда на свете непременно

Сбудутся заветные мечты!

Спасибо за внимание!

Единый классный час профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Цели:

    проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;

    правил водителей велосипедов;

    пользование общественным транспортом;

    воспитывать у учащихся культуру поведения.

Задачи:

    Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

    Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

    Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

    Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.

    Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.

    Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.

    Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.

    Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?

Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.

Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.

Ход мероприятия

1. Введение (вступительное слово классного руководителя).

2. Выступления учащихся.

Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса ).

Классный руководитель подводит итог. Историческая справка:

Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).

Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

3. Выступление учащихся.

Немного об истории правил дорожного движения.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».

Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.

Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

Учитель: Что такое ДТП? ( Обсуждение вопроса учащимися ).

Учитель: Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.

Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

4. Выступление учащихся:

О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов

Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.

Запомним первое : это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.

Второе : ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.

Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.

Теперь главное : старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

Вывод : сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

5. Предлагается блиц-опрос по теме. (Приглашаются 2 команды по 5 учащихся; выбирается жюри).

    Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

    Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?

    Где и как должны ходить пешеходы по улице?

    В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

    Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?

    Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?

    Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?

    Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.

    Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

    Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

    Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

    Сколько сигналов у пешеходного светофора?

    На какие группы делятся дорожные знаки?

    Кто должен знать дорожные знаки?

    В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

    Безбилетный пассажир?

    Дорога для трамвая?

    Дом для автомобиля?

    Безрельсовый трамвай?

Загадки. ( Оформление на стенде или доске ).

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак ).

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход ).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор ).

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (Трамвай ).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина ).

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе ).

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир ).

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход ).

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак ).

Место ожидания автобуса. (Остановка ).

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай ).

Номер телефона скорой помощи. (03 ).

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка ).

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус ).

Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон ).

Трехглазый постовой. (Светофор ).

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие ).

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар ).

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП ).

Пешеходный переход по-другому. (Зебра ).

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток ).

Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание ).

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо ).

Его боятся нарушители правил. (Инспектор ).

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет ).

6. Выступление учащихся ( выносятся знаки, нарисованные на плакате ).

О дорожных знаках: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.

7. Подводится итог мероприятия: учащиеся разбиваются на группы по 7–9 человек и на плакатах оформляют выводы по теме классного часа.

Данный материал поможет активизировать знания детей в области правил дорожного движения, воспитывает навыки выполнения правил поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по правилам дорожного движения

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Цели:

  1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  2. Активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность.
  3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма . 4. Развивать творческие способностей учащихся.

Задачи:

– познакомить с историей возникновения дорожных правил;

– научить различать дорожные знаки;

– повторить правила уличного движения для пешеходов;

– развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование: презентация, грамоты, жетоны для подведения итогов

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя слайд 1

Я по улице шагаю и стараюсь не спешить.

Я науку эту знаю, как по улице ходить.

Как называется эта наука? (Дорожная академия)

Дисциплина на улице - залог безопасности”. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные, просто их надо соблюдать. Ежегодно у нас проводятся месячники «Внимание, дети!». Вот и сейчас мы проводим мероприятие в рамках этого месячника.

Почему же такое внимание к этой теме?

  1. Статистика слайд 2-4

Статистика утверждает, что ежедневно в автомобильных авариях погибают 95 человек – одна смерть каждые 15 минут. По прогнозам, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий.

Среди основных причин ДТП – превышение скорости, употребление алкоголя, отсутствие программ технического осмотра транспортных средств и устройств, обеспечивающих безопасность водителей и пассажиров.

Смерти и увечья на дорогах могут и должны быть предотвращены. На это направлены усилия государства, общества, этому способствует реализация Федеральной целевой программы –«Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

ДОКЛАД ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Всемирной организацией здравоохранения был опубликован доклад, в котором представлена статистика гибели людей в результате дорожных аварий. В докладе сказано, что к 2020 г. дорожно-транспортные происшествия обгонят в качестве причин смертности СПИД и инсульты.

Более 1 млн. 200 тыс. человек и еще 50 млн. получают травмы. Ежедневно на дорогах погибают более 3 тыс. человек, большая часть которых - молодые люди от 15 до 44 лет. И если не принимать срочных мер, то в течение ближайших 14 лет дорожная смертность возрастет еще на 60%.

3. Причины дорожно-транспортных происшествий слайд 5-7

4. Историческая справка о дорогах. Выступление учащихся

Дороги

1) История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. «Требите пути и мостите мосты», – приказывал киевский князь Владимир Святославич (980-1015 гг.).

Становление Москвы – «третьего Рима» – сопровождалось формированием системы сухопутных путей русского государства. Молодую столицу с другими городами с середины XV в. связывает ямская гоньба. Складываются большие тракты – Тверской, Ярославский, транзитные дороги на Нижний Новгород и Казань, в Тулу, Можайская дорога...

2) В конце XVI в. зарубежные гости, прежде чем отправиться в дальний путь, знакомились с «Русским дорожником», содержащим описание дорог Московии. С созданием Ямского Приказа появился один из самых тяжелых налогов – «ямские деньги», и началась организация ямских слобод.

«Судебник» 1589 г. обязывал местных жителей следить за содержанием дорог, мостов, гатей. Он же впервые устанавливал ширину их проезжей части – полторы сажени. Именно в «Судебнике» впервые упоминается о путевых столбах. В частности, землевладельцам указывалось ставить вехи «до тех мест, чья земля имеет».

3) В середине XVII в. в селе Коломенское под Москвой построили летний царский дворец, а по дороге от Калужской заставы до усадьбы установили двухсаженные (3,91 метра) столбы с орлами на верхушке. Отсюда выражение – «коломенская верста», иными словами, верзила.

В конце XVIII в. вдоль трактов появились каменные столбы с указанием расстояния до того или иного города. По Почтмейстерской инструкции 1807 г. вдоль главных дорог начали ставить черно-белые столбы – «версты полосаты». С тех пор тракты государства стали называть «столбовыми дорогами».

4) В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

Учитель – Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).

Слайд 8-9

Историческая справка. Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.

– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.

– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).

– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).

– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара. В кажущейся суматохе движения транспорта есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».

Историческая справка. Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу.

«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: «В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.

Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: «Это место опасно». Так древнеримская «служба движения» предупреждала путешественников о крутом повороте. В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.

5. История появления правил дорожного движения слайд 10-11

Дорожные знаки слайд 12-17

Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей. В 1868 г. в Лондоне установили железнодорожный семафор с цветным диском. Но он не оправдал себя. И на их месте появились регулировщики. Держать огромную армию регулировщиков оказалось не совсем выгодно.

И в 1914 г. в городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала – красный и зеленый и управлялся вручную. А уже в 1918 г. на улицах Нью-Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры.

Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.

Этот знак такого рода –

Он на страже пешехода.

Переходим дружно вместе

Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)

– Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.

Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.

Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.

Если вдруг в пути машина

Закапризничать решила,

Там машину вам исправят,

Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей)

Тут вилка. Тут ложка,

Подзаправишься немножко,

Накормили и собаку,

Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)

Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей)

6. Помните! К чему могут привести ДТП! Слайд № 18-19

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам известны правила дорожного движения.

Ведущий: С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

7. Конкурсы «Знаете ли вы?»

1) Вопросы викторины:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сиденьях автомобиля? (Пристегиваться ремнями безопасности.)

12. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

13. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

14. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

15. В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? (В 18 лет.)

2). Конкурс «Найди нарушения»

Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

Нарушения:

– Зевака (смотрит на вертолет) и еще два пешехода находятся на проезжей части дороги.

– Везти санки с ребенком по проезжей части нельзя.

– Мальчишка едет по дороге, зацепившись крюком за борт грузовика.

– Пешеход с собачкой начинает переход дороги по левой стороне «зебры».

– Перелезать через пешеходное ограждение нельзя.

4). Конкурс «Дорожная ситуация»

Ситуации:

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты: «Лучшие знатоки правил дорожного движения».

8. Оказание помощи пострадавшим в ДТП. Слайд 20-22

  1. Подведение итогов.

ПАМЯТКА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Слайд 23

Городской транспорт - транспорт повышенной опасности, наиболее многочисленный и наиболее аварийный. В транспортном потоке участвуют автомашины технически исправные и с дефектами, ведомые профессионалами и автолюбителями, с различным опытом и ответственностью за свои действия, разнообразными спектрами психического состояния и здоровья. Нередки случаи лихачества, грубого нарушения ППД и откровенного авто хулиганства.

Пешеходам необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам. Придерживаясь правой стороны, а где их нет – обочины;
  2. Вне населённых пунктов при движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движению транспорта;
  3. Проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам (в том числе подземным и надземным), а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин;
  4. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка – дорогу переходят под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны;
  5. В местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика;
  6. В других случаях выходить на проезжую часть можно только после того, как убедитесь, что переход безопасен, и вы не создаёте помех движению транспорта;
  7. Нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движения;
  8. Зачастую даже цвет машины играет существенную роль. Чаще всего попадают под машины песочного, сиреневого и молочно-белого цветов.

Учитывайте погодные условия и состояние дорог, гололёд, снежные заряды, туманы затрудняют движение, снижают видимость, увеличивают количество ДТП!


« »

Классный час в 6 классе

Классный руководитель: Халка Г. Е.

_Классный час в 6 классе на тему:

« Детский травматизм, его виды и профилактика »

Цели: Узнать, что такое травматизм, его виды, причины.

Задачи:

    Актуализация имеющиеся знания у учащихся о травмах.

    Коррекция мышления на основе анализа ситуаций; развитие связанной устной речи.

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: классный час с применением технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: ИКТ, отрывки из литературных произведений.

Ход урока.

1. Оздоровительная минутка.

Дети сидят за партами. Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь оставшийся день.

Организационный этап.

2. Сообщение темы и целей урока.

Детство- добрая планета.

Это мир добра и света.

Это пестрый луг цветущий,

Звонко по утрам поющий.

Это жизнью наслажденье.

Это море удивленья.

Детство- это праздник вечный.

Край счастливый и беспечный.

В детстве дружат все с мечтой-

Самой светлой и большой!

В детстве веру не теряют

И обиды забывают.

Детство- это океан,

Иногда в нем шторм, туман,

Буря в нем порой бывает,

Но никто не погибает.

-О чем это стихотворение?

Детство- это счастливая пора. Но что же иногда с детьми происходит в различных ситуациях?

Чтобы узнать, давайте разгадаем ребус.

В М

(Й).

Кто отгадал? Как? (объяснение)

Какое слово получилось?

ТРАВМА – (презент.)

Сегодня на занятии, мы выясним , почему дети часто получают различные травмы и можно ли этого избежать?

Тема классного часа: «Детский травматизм, его виды и профилактика».

(повторить тему 2 чел)

С чем познакомимся на занятии? (с различными видами травм).

Правильно, познакомимся с различными видами травм.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

- Как вы думаете, что такое травма?

( это любое повреждение кожи человека) (СЛАЙД)

ТРАВМА” – телесное повреждение

Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом.

Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

У каждого из вас были повреждения кожи, травмы, расскажите о них.

(рассказывают,2 чел.)

Да ребята, травма- это любое повреждение организма. Нет такого человека, который бы не падал, не получал ушибы, ни разу не порезался или ни разу не видел синяк на своём теле. Каждая травма всегда неожиданна. И, согласитесь, виноваты в получении травмы, какой бы она не была -лёгкой или серьёзной большей частью были вы сами.

Безумное лихачество, желание показаться смелым, обратить на себя внимание, а часто неумение правильно оценивать обстановку рано или поздно оборачиваются непоправимой бедой.

Если человек упал или ушибся, повредил ногу, или какую либо часть тела, то говорят, что он получил травму. Сейчас на улице скользко, любой человек может упасть, и получить травму.

Если такое случилось с тобой или с тем, кто находится рядом с тобой, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, - вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого – ни будь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно.

ПОМНИ ГЛАВНОЕ: ТВОИ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБДУМАННЫМИ, БЫСТРЫМИ И СПОКОЙНЫМИ. (СЛАЙД)

Как вы понимаете данное определение?

(ответы детей)

Не нужно паниковать, спокойно и быстро всё обдумать и оказать помощь.

Ребята, какие травмы вы можете назвать?

(царапины, ушибы, порезы, ожоги, переломы).

Все травмы, получаемые детьми, делятся на две группы (таблица: презент)

- бытовой * дома

* на улице

ТРАВМАТИЗМ -школьный * в школе

* в спортивном зале

Читаем, объясняем значение.

- Начнём с первой группы- БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ- ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ДОМА, В КВАРТИРЕ, ВО ДВОРЕ…

- Как вы понимаете данное определение бытового травматизма?

Какие травмы чаще всего случаются в быту?

(ссадины, ушибы, растяжения, вывихи)

Мы с вами познакомимся с самым лёгким и часто возникающим у вас видом травм, УШИБЫ.

Что такое – Ушибы?

(это когда человек обо что то ударился).

Правильно ребята, при падениях или ударах можно получить различные ушибы.

Какой отличительный признак ушиба? (СИНЯК )

Как вы думаете, почему на месте ушиба появляется пятно синего цвета, называемое – СИНЯК?

(ответы детей)

Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь.

При лёгких ушибах происходит подкожное кровоизлияние и на коже появляются синяки. Обыкновенный синяк (синего или даже чёрного цвета) проходит за несколько недель. Сначала он постепенно желтеет, а потом исчезает совсем.

Как вы думаете, какую помощь окажем при лёгком ушибе?

СЛАЙД. – Приложить что ни будь холодное.

Правильно! Приложить что ни будь холодное!

При сильном ушибе на коже появляется вздутие – ГЕМАТОМА.

(Показ СЛАЙДА)

Какую помощь надо оказать если сильно ушибся?

(Приложить что – ни будь холодное).

А теперь давайте выясним, какую же помощь нужно оказать при лёгких и тяжёлых видах травматизма.

Слайды

Итак, первое правило оказания первой мед помощи.(читают про себя, затем вслух)

* Если ушиб лёгкий, то облегчить боль и предотвратить образование синяка можно, наложив ватный тампон, смоченный в растворе перекиси водорода.

* Если после ушиба гематома увеличивается, сильно прижми ладонь к месту ушиба и продолжай надавливать на ушибленное место 10-15 минут.

*Приложи лёд или холодный компресс к месту ушиба – это поможет остановить подкожное кровотечение. Лёд можно держать не более 15 минут, чтобы не вызвать переохлаждение кожи.

*Если гематома не прошла через несколько дней после ушиба и до неё больно дотрагиваться, необходимо обратиться к врачу.

* При ушибах конечностей (рук или ног) необходимо сразу уменьшить приток крови к ним, подняв руку или ногу вверх. (през.)

Ребята, как вы думаете, можно ли приложить холод, если человек ушибся головой, у него появилась сонливость и болит голова?

Что делать в таком случае?

(срочно обратиться к врачу)

С каким видом травм познакомились?

( УШИБЫ).

ФИЗМИНУТКА.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Продолжение знакомства с травмами.

Отдохнули, продолжаем знакомиться с видами бытовых травм.

Показ картинки.

Как вы думаете, к какому виду бытовой травмы можно отнести то что изображено на картинке?

ССАДИНЫ. (презент.)

Что это такое? (когда содрана кожа)

К какому виду бытовой травмы можно отнести то что изображено вот на этой картинке?(през.)

На этой (показ.) картинке что изображено?(през.)

ПОРЕЗ (презент).

Это тоже называется БЫТОВАЯ ТРАВМА.

- Чем она отличается от ссадины?

Это более глубокая травма, нанесённая тонким, острым предметом, ножом, ножницами…

Что надо делать при этих травмах?

(оказать первую мед.помощь)

Ссадину, порез, царапину надо обработать медицинским средством. Эти средства должны быть в каждом доме.

А теперь посмотрите как правильно, в какой последовательности нужно оказать первую мед.помощь при ссадинах и порезах.(през)

(каждый пункт сначала читают про себя, а затем повторяем эти пункты вслух по очереди).

* Промой рану чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.

*Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.

*Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.

*Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу – может быть, понадобится накладывать швы.

*Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.

Какими средствами окажите первую мед.помощь?

(йодом, зелёнкой, ватой, бинтом, пластырем).

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ « В ГАРДЕРОБЕ»

Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на сложившуюся ситуацию, которая произошла в школьном гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.

-Здравствуйте, Елена Николаевна!- громко и весело сказал он.

- Какие ошибки в своем поведении допустил Федя?

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Ребята, мы с вами разобрали две ситуации, как вы думаете, к какому виду травматизма можно отнести эти ситуации?

( школьный травматизм) (през)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

А теперь с помощью не большого теста, проверим как вы запомнили виды травм. И как оказать первую мед. помощь.

Тест

1.Какие виды травм бывают?

А) бытовой;

Б)школьный;

В)вынужденный

2. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:

а ) приложитьчто-нибудьхолодное;
б ) наложитьповязку;
в ) срочно обратиться к врачу.

3.Неглубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым:

а ) порез;
б
)царапина;
в ) укол.

4. Как называется подкожное кровоизлияние?

а ) укол;
б )синяк
в ) порез.

Проверка правильности теста. (през)

Какой вариант ответа правильный?

(1-а,б;2 -а,3- а,4б)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Что такое травма?

(любое повреждение организма)

Какие виды травм вы узнали?

(бытовой, школьный)

Каким видам травм мы уделили сегодня наше внимание?

(бытовым)

Понравилось наше занятие сегодня?

Чем оно вам понравилось?

(из за неосторожности, рассеянности в результате шалостей, необдуманных поступков).

В заключении нашего занятия, я хочу вам подарить вот такие закладки, в которых содержится нужная и полезная информация для вашей безопасности.

Детский травматизм

Сегодня, ребята мы с вами будем говорить о травмах. Травма - это любое повреждение организма. Все травмы делят на пять видов. Посмотрите на схему. (Учитель открывает на доске схему.) Это:

1.бытовой травматизм

2. уличный;

3. школьный;

4. спортивный;

5. и прочий.

Давайте попробуем с вами придумать примеры для каждого из этих видов травматизма, используя предметы, которые мы видим на картинках.

Чтобы не создавать неприятностей себе и окружающим, вам следует знать, как нужно пользоваться вещами, которые могут причинить вред здоровью. Человек изобрел множество машин для облегчения своего труда, научился пользоваться газом, электричеством, «приручил» огонь. Все эти полезные изобретения не только делают нашу жизнь удобной, но и требуют осторожности, соблюдения определенных правил.

Опасность подстерегает нас на кухне. Это включенная плита, газовая колонка, пол, покрытый линолеумом или плиткой - скользкий от пролитой на него воды. Аккуратности требуют и кипящий чайник, горячие кастрюли, сковородки. Если в доме беспорядок, возможность получить травму увеличивается. Какую травму можно получить в быту?

Все вы пользовались градусником, но знаете ли вы, какую опасность он таит? (Ртуть, находящаяся в нем, - сильный яд.) Да, ребята, если ртуть из разбитого градусника не собрать сразу (но ни в коем случае не руками), то ее пары будут день за днем отравлять всех живущих в квартире.

Получение любой травмы неприятно и очень болезненно. Вспомним самые распространенные травмы.

1. Заноза (посторонний предмет, застрявший в коже, например, щепочка, кусочек стекла, шип растения). При такой травме, если рядом не оказалось взрослых, вы можете оказать себе помощь самостоятельно. Его можно удалить при помощи булавки или пинцета. Кончиком булавки приподнимите занозу, затем пинцетом начинайте вытаскивать. Очень важно! Перед так называемой «операцией» необходимо кончик иголки смочить в йоде, растворе марганцовки или одеколоне. После удаления занозу необходимо приложить к ранке обработанную ватку.

2. Порез . Очень важно, помнить, что при порезе – самое главное остановить кровотечение. Поэтому небольшой порез достаточно прижать марлевой салфеткой или ваткой, чистым платочком на 2-5 минут, пока не остановится кровотечение. Затем необходимо осторожно промыть место вокруг пореза теплой водой чистым полотенцем, смазать йодом или зеленкой, чтобы убить микробов и закрыть кусочком бактерицидного пластыря. Если не закрыть рану пластырем, то туда могут попасть микробы.

3. Синяк или ссадина . Играя дома или на улице, можно упасть и удариться. Не нужно пугаться и плакать, можно помочь себе. Первая помощь та же что и при порезе. Кроме того при синяке, чтобы он быстрее прошел надо приложить к ушибленному месту лед или что-нибудь холодное. Через несколько дней синяк будет меняться в цвете и пройдет совсем. Главное, старайтесь не ушибиться снова, это очень больно.

4. Ожог. Обжечься можно паром, кипящей водой или маслом, борщом или компотом. Помните: пар почти невидим, но очень горяч! Поднимая крышку кастрюльки или сковородки, не наклоняйте лицо над ними, делайте это аккуратно. Кипящее масло разбрасывает брызги очень далеко. Горячий кисель или мясной суп могут очень сильно обжечь. Ожоги очень долго болят. Первый признак любого ожога – это покраснение кожи. Затем на этом месте может появиться волдырь – небольшой пузырек с жидкостью, похожей на воду. Запомните: волдыри нельзя трогать протыкать или срезать. Лучше обратиться за помощью к взрослым или врачу. До оказания помощи можно охладить место ожога, аккуратно водой или льдом.

Каким же образом, уберечь себя от большинства травм. Главное правило: быть осторожным! Ушибы, вывихи, ссадины, царапины и даже переломы - вес это результаты шалостей тех детей, которые не соблюдают правил безопасного поведения. По статистике, из-за таких шалостей погибает очень много детей.

Послушайте памятку безопасного поведения в быту.

1. Пролив на пол воду или другую жидкость, постарайтесь сразу же ее вытереть, иначе можно поскользнуться и упасть. 2. Вынимая электрическую вилку из розетки, не тяните за провод - он может оторваться. 3. Не пользуйтесь электрическими приборами, когда моетесь в ванной или под душем. 4. Не оставляйте включенной газовую конфорку. 5. Не оставляйте без присмотра сковороду с маслом - оно может вспыхнуть.
6. При кипячении воды на плите чайник ставьте носиком от себя, чтобы не обжечься горячим паром.

В доме могут возникнуть и аварии. Мы привыкли считать свой дом полностью безопасным, но тем не менее это не так. Часто люди, уходя из дома, забывают выключить газ, электроприборы, закрыть краны. От этого и возникают опасные ситуации. Текущая из крана вода может оказаться причиной затопления, незакрытый газ приводит к отравлению, а иногда, если есть источник огня, и к взрыву.

А теперь я предлагаю провести небольшую игру. Подумайте, какие бытовые приборы могут привести к травмам? Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество приборов.

А сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест, при помощи которого мы сможем определить, хорошо ли вы усвоили правила, которые помогут вам избежать получения травм.

Опасно ли играть на улице, если рядом открыт люк водопровода?

1) конечно, нет; 2) очень опасно: можно упасть, получить травму и даже погибнуть; 3) опасно, так как можно испачкаться; 4) нет, мы часто там играем.

Правильный ответ очень опасно: можно упасть, получить травму и даже погибнуть;

Стоит ли играть у края оврага или глубокой канавы? 1) нет, потому что край может осыпаться и утащить за собой вниз; 2) лучше не надо, можно упасть; 3) да, потому что там весело и интересно; 4) не знаю, надо проверить.

Правильный ответ лучше не надо, можно упасть;

Чем могут быть опасны елочные игрушки? 1) они неопасны, без них не бывает елки; 2) некоторые из них могут загореться или взорваться, быть причиной пожара; 3) если они загорятся, то я знаю, как с ними справиться; 4) неопасны. Если играть аккуратно!

Правильный ответ некоторые из них могут загореться или взорваться, быть причиной пожара;

К чему могут привести последствия стрельбы из рогаток и трубочек? 1) можно разбить стекло; 2) если увидят взрослые, то будут ругать; 3) это опасно, потому что можно ранить человека; 4) ничего страшного, лишь бы взрослые не видели.

Правильный ответ это опасно, потому что можно ранить человека

Можно ли ставить ловушки и капканы при игре в индейцев? 1) нельзя, случайный прохожий может попасть в ловушку; 2) можно, это весело и забавно; 3) нет, такие игры очень опасны; 4) ничего страшного, лишь бы никто не видел.

Правильный ответ нет, такие игры очень опасны

Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились с основными причинами детского травматизма, способами оказания первой помощи и самопомощи. Это поможет вам избежать травм, а даже в случае их получения вы теперь знаете как вам действовать.