Классный час «Имею право на права. Классный час по правовому знанию III

Елена Родионова
Классный час по правовому воспитанию для учащихся начальной школы «Я знаю о…»

Классный час по правовому воспитанию .

Тема : «Я знаю о … » .

Цели :

1. Познакомить учащихся с основным законом РФ, с некоторыми статьями, в которых записаны права , свободы, обязанности граждан; ознакомить с основным законом школы –Уставом ; правами и обязанностями учащихся .

2. Развивать умения воспринимать информацию , умения анализировать ситуацию, высказывать собственное мнение по предложенным темам.

3. Воспитывать гражданина правового общества , чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование : книги «Конституция» , «Ты гражданин» , Г. Остер «Вредные советы» , иллюстрации сказок с заданиями, рисунок Карлсона.

Форма работы : фронтальная, работа в группах.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Вводное слово учителя.

Учитель : Сегодня классный час будет посвящён главному закону нашей страны-Конституции. Кто может объяснить, что такое закон? (ответы детей)

Закон-постановление государственной власти, общеобязательное правило для всех граждан Российской Федерации.

Ученики читают стихотворения :

1. Есть обязанности и права ,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для людей и для страны.

2. Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

3. Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать :

«Он советует законы

никогда не выполнять».

Целеполагание :

Прочитайте эпиграф к уроку. «Свобода заключается в праве делать все ,

что не вредит другим». (Матиас Клаудиус, немецкий поэт.)

Как вы понимаете эти слова?

Посмотрите на доску. Здесь записаны вопросы, на которые мы будем отвечать в течение урока.

Что такое «права человека

Надо ли их знать?

Почему важно знать эти права ?

Работа над содержанием темы классного часа .

Сегодня в гости пришел знакомый герой сказки.

Отгадайте загадку и назовите его имя.

Он веселый и задорный - этот маленький крепыш.

Каждый вечер в своем доме ждет его малыш

Любит торты и варенье, у него на крыше дом.

Этот маленький проказник по прозванью КАРЛСОН.

Думаю, вы с удовольствием узнаете ещё одну историю об этом человечке.

«Однажды вечером, когда малыш остался один, за окном раздалось знакомое жужжание.

Карлсон!- радостно закричал он. - Привет!

Отпусти, ты меня задушишь!- сказал Карлсон с недовольным видом. -

Разве так встречают лучшего друга?

А как?- удивился Малыш.

Вот если бы ты пришёл ко мне после долгой разлуки в гости, я бы предложил тебе торт или варенье.

Но у нас нет торта,- растерянно проговорил Малыш. Но увидев, что

Карлсон собирается нажать кнопку и улететь, он радостно воскликнул :

Постой, кажется, ещё остались конфеты.

Давай, неси их сюда, а то я проголодался.

И вот Малыш и Карлсон сидят на подоконнике, разговаривают и уплетают

Послушай,- сказал Малыш, когда в пакетике осталась последняя конфета,-

а как мы её поделим?

Очень просто,- сказал Карлсон и съел эту конфету.

Нет, Малышу не было жаль этой конфеты, но ему казалось, что Карлсон

был не прав .

Ты не имел права съесть эту конфету , не поделившись со мной,- сказал

А если бы я предложил разделить её пополам, что бы ты ответил?- хитро

проговорил Карлсон.

Наверное, отдал бы всю конфету тебе.

Так чего же ты заговорил о каких-то правах ? И что это значит «права

человека?»

Не знаю ,- сказал Малыш. - Папа в таких случаях берёт словарь.

Тогда бери быстрей и читай!- заторопился Карлсон,- а то мне домой пора.

Вот что прочитал Малыш : «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА- ЭТО ДАННАЯ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧТО-НИБУТЬ ДЕЛАТЬ, НЕ ПРИЧИНЯЯ ВРЕД ДРУГИМ. ЭТА ВОЗМОЖНОСТЬ ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЗАКОНАМИ».

Малыша заинтересовала идея больше узнать о правах человека , и он

приготовил для Карлсона игру «Правовое лото » . Давайте присоединимся

к ним и изучим некоторые права . (работа в 3-х группах, каждой группе по 2 задания по сказкам) .

Игра «Правовое лото » (иллюстрации к сказкам с заданиями, брошюра «Конституции» ).

1. «Кот Леопольд и мыши. (ст. 17) - гарантия прав и свобод человека .

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Права и свободы одного человека не должны нарушать права и свободы другого человека.

2.«Колобок» . (ст. 20) .- право на жизнь .

Каждый имеет право на жизнь , и никто не вправе лишать человека её .

3.«Петух, кот и дрозд» (ст. 22) право на свободу и личную

неприкосновенность.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, арест,

Заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

4.«Заячьи слёзы» (ст. 25) – неприкосновенность жилища.

Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против

воли проживающих в нём лиц.

ст. 40- каждый имеет право на жилище , никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти поощряют жилищное строительcтво,

Создают условия для осуществления права на жилище .

5. «Золушка» (ст. 37) право на труд и отдых .

Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещён.

Каждый имеет право на оплату своего труда.

Каждый имеет право на отдых , законом устанавливается и гарантируется

продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. «Айболит» (ст. 41) право на охрану здоровья .

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Физ. минута.

На зарядку становись и ни капли не ленись!

Руки вверх, руки вниз, - ещё раз повторись.

Влево, вправо поворот , а затем наоборот.

Здоровье в порядке? – Спасибо зарядке.

С кем, ребята, вы дружны? Знать об этом вы должны!

Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья!

Проведём игру «Доскажи словечко» . Я читаю начало пословицы о здоровье,

а кто её знает –или взрослый, или ребёнок - продолжает.

1. Болезнь входит пудами, …. а выходит золотниками.

2. Больному всё…. горько.

3. Больному и золотая кровать ….не поможет.

4. Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле :

…. проживешь сто лет на Земле.

5. Здоровому всё …здорово.

6. Здоровье ….всему голова.

7. Здоровье дороже…. денег.

8. Не годится на еду ….сердиться

9. Когда пьешь воду…. помни об источнике.

10. Дождик вымочит, …. а красное солнышко высушит.

11. Аппетит приходит… во время еды.

12. Здоров будешь –…. всего добудешь.

13. Крепок телом –…. богат делом.

14. Болен – лечись…. а здоров – берегись.

15. Лук –…. от семи недуг.

16. Лук и баня…. всё правят .

17. Холода не бойся…. по пояс мойся.

18. Береги нос в…. большой мороз.

19. Мороз не велик…. да стоять не велит.

20. Если бы знал, где упаду…. соломки бы подстелил

7. «Приключения Буратино» (ст. 43) .-право на образование . (задание для всех)

Каким правом не хотел воспользоваться Буратино ?

Каждый человек имеет право на образование , гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных учреждениях.

Основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие,

обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учреждении.

Учитель : Вы – школьники , и у вас есть определенные права . В школе

есть Устав, в котором указываются права и обязанности администрации, учителей и учеников. (детям зачитываются права школьников )

1. Право на образование (бесплатное; свободный выбор учебного заведения, класса , языка обучения)

2. Право на уважительное , вежливое отношение к себе.

3. Право на отдых во время минутного перерыва на уроке, на перемене между уроками, между четвертями и по окончании учебного года.

4. Право на игру (младшие школьники ) в урочное время.

6. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту.

7. Право участвовать в работе органов самоуправления .

8. Право на защиту через органы самоуправления школы , актива класса , классного руководителя , администрацию школы , родителей, органы образования, защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для получения здоровья школьника или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью –физическому, умственному, духовному.

9. Право на отдых , право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

10. Право посещать дополнительно факультативные и иные занятия.

11. Право заниматься по индивидуальному учебному плану.

Ученик читает стихотворение :

Если был бы я министром всех начальносредних школ ,

Я бы в школе очень быстро отменил оценку «1» ,

К своему распоряженью приписал бы я слова,

Что ещё уничтоженью подлежит оценка «2» .

А потом, подумав ночку, от зари и до зари,

Я б велел без проволочек упразднить оценку «3» .

Чтоб ученье не в мученье, чтобы мам не огорчать,

Чтоб учиться с наслажденьем на «4» и «5» .

Ребята, а что нужно делать, чтобы в дневнике не появлялись оценки

«1,2,3» ? (Высказывания детей) .

Детям зачитываются «Обязанности школьников » .

1. Уважать учителей, ценить их стремление передавать свои знания воспитанникам .

3. Говорить правду в лицо .

4. Ставить перед собой твёрдые цели, признавать ошибки свои и своих товарищей.

5. Уважать общество, бороться с жестокостью, ложью.

6. Беречь здоровье, закаляться.

8. Участвовать в общественной жизни школы .

9. Беречь школьное имущество .

10. Быть активным участником школьного самоуправления .

11. Не нарушать общественный порядок.

В семье, дома у вас тоже есть свои обязанности. Какие?

Послушайте стихотворение : напоминает оно вам что-то?

Я в своей родной квартире как на службе строевой

Командир на командире, я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться, по приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять кровать , по команде есть садиться,

По режиму спать ложиться, по будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему начал огрызаться я ?

Конец терпенью моему –ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ!

Что нужно делать, чтобы не жить по приказу?

Учитель читает «Вредные советы» Г. Остера. (обсуждение)

-Учитель : В семье часто родители нарушают права ребёнка - право на

собственное мнение, на личные интересы и т. д. А во многих странах

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка , её сразу же подписала 61 страна. Россия вошла в состав этих стран.

«Что такое Конвенция?» - спросите вы. Конвенция –это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Цель «Конвенции о правах ребёнка » - защита ребёнка и информирование его о правах . Этой теме мы посвятим один из следующих классных часов .

Наш классный час закончим небольшой песенкой. (мотив песни «Голубой вагон» ).

Правовой всеобуч наш кончается

Изучили дружно мы закон.

Основной закон наш – Конституцию,

Чтоб на страже прав всегда был он .

Припев : Каждому, каждому нужно

Знать все права

А пожелать хотим всем

Мы лишь добра.

ИТОГ УРОКА.

Как называется закон, по которому мы живём?

Какие права мы изучили ?

ДЕТИ : «ВОТ УРОК КОНЧАЕТСЯ,

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ,

А ГОСТЯМ МЫ ГОВОРИМ – ДО СВИДАНИЯ!».

Задания :

1. Вспомните персонажей мультфильма.

- Правильно ли поступали мышата ? Обсудите их поведение.

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Права и свободы отдельного человека не должны нарушать…»

Что-то я стара стала –не слышу твоей песенки, - говорит лиса.

Сядь ко мне на нос и спой снова.

Только сел Колобок Лисе на нос, она его и съела.

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Что думаете о характере лисы?

Как она поступила с Колобком?

Имела ли она на это право ?

Почему вы так думаете?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на …

Несёт меня лиса за дальние леса!

Кот и дрозд помогите, от злодейки освободите!

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Как вы думаете, правильно ли поступала лиса ?

Чего она хотела лишить петушка?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Какая беда случилась с зайчиком?

-Права ли была лиса ?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу. С раннего и до позднего вечера трудилась бедная девушка.

1. Вспомни название сказки.

Как звали главную героиню?

Почему ей дали такое имя?

Как вы думаете, каково ей было после тяжёлой работы?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица.

Задания :

Какая профессия была у Айболита?

К кому обращаетесь вы, почувствовав боль?

Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Каким правом не воспользовался Буратино ?

Продолжите предложение :

«Каждый имеет право на… »

Классный час на тему: «Наши права»

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка , через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

    познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей;

    обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

    способствовать формированию уважительного отношения к правам других людей.

УУД:

Личностные: положительное отношение к школе; стремление жить в гармонии с одноклассниками; представление о ценностях жизни.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолениюпрепятствий.

Коммуникативные: уметь договариваться и разрешать конфликты; уметь работать в парах, группе.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Введение в тему занятия:

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

Начинаем классный час,

Речь пойдёт сейчас о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

1-ученик читает:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
2-ученик читает:
Рядом мама за руку держала
В путь-дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.

    Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.

    Основная часть

Что же такое права и обязанности? Откуда они взялись, кто их придумал?

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Давайте же с вами определим, что такое права:

(Слайд) Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать образование, медицинскую помощь, отдыхать.

Существуют документы, в которых закреплены права ребёнка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребёнка и Законодательство Российской Федерации.

(Слайд) Конвенция ООН защищает права детей всего мира. А так же Конституция нашего государства (Слайд) «Семейном кодексе» (Слайд) , «Гражданском кодексе» (Слайд) , «Трудовом кодексе» (Слайд) , «Уголовном кодексе» (Слайд) , а так же в «Законе об образовании» (Слайд) .

С некоторыми правами детей мы сегодня с вами познакомимся.

И какие же права имеют дети..:

1.Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое.

2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята.

3.Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить.

4.Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон.

5.Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы.

6.Подросла, взяла я книжки И пошла уж в третий класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас.

7. Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать.

10.Будь ты слабым или сильным, Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано.

Музыкальная заставка «Мои права» Смешарики.

«Литературно-правовая викторина»

(на слайде показываются заранее приготовленные вопросы ситуаций и иллюстрации к сказкам)

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

(Ответ: статья 1 Конвенции. Предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16 .Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию).

5 ситуация: В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

6 ситуация: Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Лубяная избушка»).

7 ситуация: В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Теремок»).

Обсуждение ситуации

Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.

А что же такое обязанности?

(Слайд) Обязанности – определённый круг действий, обязательный для выполнения. Для ребёнка, это, например, обязанность уважать взрослых.

А всегда ли мы выполняем свои обязанности? Предлагаю вам разобрать несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

    Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

    Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

    Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

    Правильно ли рассуждает Петров?

    Давайте выведем простые правила взаимообщения:

    1. Нужно знать свои права.

      Нужно уважать права других людей.

      Нельзя забывать об обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

АНКЕТА

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

6. Итоги классного часа.

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

- А сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!

Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

МКОУ «Цветочненская СШ»

Классный час в 3-Б классе:

«Наши права»

Выполнила

Уч.нач.кл.

Богачева Ю. В,

2015г.

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся;

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Имею право, но обязан

Классный час в 6 классе,

Проведенный учителем высшей

Квалификационной категории

Печковой Р.Х.

2011 год

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание .

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

4задание :

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание : Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

8 задание :

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

9 задание :

“Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Цель: расширение правовых знаний подростков.

Предварительная подготовка: необходимо заранее подобрать ребят, которые будут помогать вам в проведении этого классного часа.

Ход классного часа

Учитель. Знаете ли вы, ребята, что ваше благополучие и права всегда вызывали пристальный интерес международного сообщества? Еще в 1924 году Лига Наций (предшественница ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Ученик. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого вы, ребята, должны быть объектом особой защиты и помощи.

Ученица. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Учитель. Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

Ученик. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Ученица. Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально- депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Учитель. А теперь, ребята, давайте познакомимся с содержанием Декларации прав ребенка. Вы ознакомитесь с упрощенной лингвистической версией Декларации. Она разработана в целях обеспечения знания учениками своих прав и изложена доступным языком.

Ученик. Декларация прав ребенка.

Ученица. Принцип 1. Все дети имеют право на все то, о чем говорится ниже, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка,

религии, политических и других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей.

Учитель. Принцип 2. Ты имеешь право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.

Ученик. Принцип 3. Ты имеешь право на имя и принадлежность к стране.

Ученица. Принцип 4. Ты имеешь право на особую о себе заботу и защиту, а также на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Учитель. Принцип 5. Ты имеешь право на особую заботу, если ты несколько отстаешь в своем развитии.

Ученик. Принцип 6. Ты имеешь право на любовь и понимание, предпочтительно со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны правительства, если родственники не могут тебе помочь.

Ученица. Принцип 7. Ты имеешь право бесплатно посещать школу, играть и обладать равной возможностью для собственного развития и учебы так же, как быть ответственным перед обществом и быть полезным ему.

Учитель. Принцип 8. Ты обладаешь правом всегда быть среди первых, ожидающих помощи.

Ученик. Принцип 9. Ты имеешь право быть защищенным против актов жестокости или эксплуатации, в том числе ты не будешь обязан делать работу, которая затрудняет твое развитие как физически, так и умственно.

Ученица. Принцип 10. Ты должен обучаться умению жить в мире, взаимопонимании, терпимости и дружбе среди людей.

Учитель. В римской мифологии существовали божества, оберегавшие ребенка в различных жизненных ситуациях, покровительствовавших его развитию, обучению, безопасности. Кунина, Оссипага, Румина, Статан, Фабулин, Эдуса, Куба - далеко не полный их перечень. А какие лица и организации (государственные, общественные, частные) в нашей стране ответственны за жизнь, здоровье, развитие, безопасность детей? Назовите их и перечислите их полномочия!

Происходит обсуждение, ответы учеников.

Ученик. Конвенция о правах ребенка - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм,

уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Ученица. Конвенция о правах ребенка (извлечение) 1989 года.

Учитель. Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летне- го возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Ученик. Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ученица. Статья 3. Во всех действиях в отношении детей, независимо оттого, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Учитель. Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Ученик. Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Ученица. Внимательно послушайте рассказ!

Учитель. Крики двухдневного малыша привлекли внимание уборщика на Курском вокзале города Москвы. Малыш - девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке на улице перед входом на вокзал. В коробке была оставлена записка следующего содержания: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне!». Милиция обратилась по радио с предложением к матери девочки прийти в пункт милиции и заявить о себе и своих правах на малышку. Была вызвана бригада врачей «Скорой помощи».

Обсуждение рассказа по вопросам: 1. Подумайте, как может сложиться судьба этой малышки? 2. Какие права девочки должны быть неукоснительно соблюдены? 3. Правильно ли поступили работники милиции, сделав объявление по радио и вызвав врачей?

Ученик. Статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Ученица. Статья 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Учитель. Пятилетняя Аня и трехлетний Саша не знали ласки матери и отца. Отец бросил семью, а мать пьянствовала и не обращала внимания на малышей. Дети были постоянно голодны, часто ночевали в подвале. Решением суда мать и отец были лишены родительских прав на детей. Аня и Саша попали в детский дом.

Обсуждение по вопросам.

  1. Как может сложиться их дальнейшая судьба?
  2. Правильно ли поступили компетентные органы, лишив родителей прав на детей?
  3. В чьих интересах это было сделано?
  4. Нет ли здесь нарушения прав детей?

Ученик. Статья 10. В соответствии с обязательством государств-участников заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы предоставление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.

Ученица. Статья 11. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Учитель. Статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Ученик. Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или других средств по выбору ребенка.

Ученица. Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Учитель. Статья 15. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Ученик. Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ученица. Статья 17. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Обсуждение по вопросам:

  1. Что такое средства массовой информации?
  2. Почему их часто называют четвертой властью в стране?
  3. Каково их назначение?
  4. Могут ли средства массовой информации навредить здоровью психическому развитию детей?

Учитель. Статья 18. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Ученик. Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ученица. Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Учитель. Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Ученик. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Задание: составьте Устав вашего класса, где нашли бы свое отражение права и обязанности учащихся и учителей.

Ученица. Возьми на заметку!

Учитель. Обязанности - необходимое и должное поведение человека в обществе.

Ученик. Активная обязанность - совершать определенные положительные действия в пользу уполномоченных лиц.

Ученица. Пассивная обязанность - воздерживаться от поступков, ущемляющих права других лиц.

Учитель. Виды обязанностей:

1) уважать права других людей;

2) не нарушать чужие права;

3) не препятствовать осуществлению прав других;

4) не злоупотреблять своими правами.

Ученик. Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Обсуждение по вопросам:

  1. Как вы проводите свой досуг?
  2. В каких играх и развлечениях вы принимали участие?
  3. Имеет ли право учитель задерживать учащихся в классе во время перемены?

Ученица. Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Обсуждение по вопросам:

  1. Какое воздействие на организм ребенка может оказать табакокурение? алкоголь? наркотики?
  2. Каким может родиться ребенок, если мать в период беременности курила? употребляла алкоголь и наркотики?

Классный час для 2 класса «Царство закон, царство беззаконие»

Цели : дать понятие терминов «закон» и «беззаконие», показать роль закона в обществе (оттенив его ситуацией беззакония); подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Ход занятия

I. Введение.

1. Сообщение темы и задач занятия.

2. Вводная беседа.

Целесообразно попросить детей дать свое понимание термина «закон».

Учитель. К концу занятия мы попытаемся определить, кто из вас был ближе к истине.

II. Основная часть.

1. Чтение сказки с периодическими беседами по содержанию.

Из царства Закон к нам пришло письмо.

ДЕТЯМ О ЗАКОНЕ

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Знают, что нельзя просто так человека оклеветать (обсудить значение слова). Каждого из своих подданных защищает Его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать...

Как вы думаете, какие законы здесь были? (Если обобщить, то законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.)

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека...

Нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя так же?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители в воскресные дни...

А мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольный участок лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь? (Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон.)

Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещает страну, удивляются, что в стране царят Мир и Порядок...

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти без работы? (Милиционеры, судьи, тюремщики...)

Почему так случилось? (Все жители соблюдают законы.)

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо.)

2. Упражнение «Познай людей и самого себя».

Представьте, что вы оказались в царстве Закон. Подумайте, что вы будете чувствовать:

Уверенность в своем будущем;

Опасение за завтрашний день;

Уверенность, что суд защитит невиновного;

Уверенность, что преступник будет наказан;

Опасение за жизнь близких;

Возможность честно трудиться.

Какой вывод можно сделать?

Что же такое «закон»?

Закон - правило, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение закона несет благо людям.

3. Противопоставление понятий «закон» и «беззаконие».

Приятно ли там находиться, жить? Почему? (Люди были защищены справедливым законом, были счастливы и уверены в будущем.)

Учитель. Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон и хотел все испортить и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе). Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути.

Главную книгу царства, где были записаны самые справедливые законы, ураганный ветер разорвал в клочья и разметал по всему свету.

Теперь в государстве, которое превратилось в царство Беззакония (учитель подписывает приставку БЕЗ в промежуток, оставленный в названии темы, и дописывает окончание. Получается - «Царство БезЗакон ие»), люди уже не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не было порядка и справедливости Закона. Здесь царствовали Чудо-юдо по прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило. Оно не любило людей. Чудо-юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросами: «Что можно делать, а что нельзя?».

К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззаконие?

В царстве Беззаконие не стало основного закона дороги - правил дорожного движения. Ни одного знака, ни одного светофора, постового...

Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения"? (Они созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех - пешеходов и водителей.)

Чудо-юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право иметь жилище и гарантировал (обеспечивал) его неприкосновенность.

Как вы думаете, что произошло?

Вывод: чтобы этого не было, нужен Закон.

И вот тогда жители царства решили собрать всю свою храбрость и, объединившись, свергли Чудо-юдо Беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и спокойно.

Почему люди свергли власть Беззакония?

4. Упражнение «Познай людей и самого себя».

Попытайтесь представить: вы оказались в царстве Беззаконие. Подумайте, что вы будете чувствовать:

Уверенность;

Опасение за свою жизнь;

Опасение за жизнь своих близких;

Защищенность своих прав;

Боязнь, что любой может нарушить ваши права;

Стремление говорить правду;

Опасение, что ваши слова будут поняты неправильно.

Хотели бы вы жить в царстве Беззаконие?

Что нужно делать, чтобы наша жизнь не была похожа на жизнь в Беззаконии? (Соблюдать законы, уважать права других.)

5. Работа с литературными источниками.

В каких сказках и кто из сказочных героев учинял беззаконие? Кто был «освободителем»?

Как вариант: учитель сам зачитывает отрывки из произведений, дети угадывают, какой герой совершил правонарушение и в отношении кого.

III. Подведение итогов.

Что такое беззаконие?

Помогает ли отсутствие законов людям?

Есть ли справедливость там, где нет законов?

Кто стремится к беззаконию?

Вывод : отсутствие законов не прибавляет человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твоих прав, следует уважать права других и соблюдать законы.