Классный час "мои права". Классный час на тему: “Твои права и обязанности”

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Классный час на тему:

«Нет прав без обязанностей»

для учащихся 6-11 классов

Провела:

Социальный педагог Нестеренко О.С.

Таловая, 2015 г.

Жизнь начинается с той поры,

когда человек начинает задумываться

над поступками и отвечать за них.

Тема классного часа: «Нет прав без обязанностей»

Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников с основными нормативными документами,
  2. законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;
  3. Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
  4. Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;
  5. На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  6. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
  7. Формирование активной жизненной позиции;
  8. Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Форма проведения : познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

  1. Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.;
  2. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.;
  3. Конституция РФ;
  4. Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;
  5. Конвенция о правах ребенка;
  6. Сайт – www.viki.rdf.ru

Ведущий: Тема классного часа «Нет прав без обязанностей». Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Ведущий: Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка

Ответы детей:

Право на жизнь,

Право на свободу слова, мысли и религии,

Право на медицинскую помощь,

Право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

Право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

Право на воспитание,

Право на уважение человеческого достоинства,

Право на защиту от жесткого обращения,

Право на Ф.И.О. при рождении,

Право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

Право на образование и др.

Ведущий: В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы. Справедливо ли поступали граждане Спарты? (ответы детей) Почему? В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу? (ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на выставку книг, в которых вы можете подробно познакомиться с правами человека. (представлены Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс. Учитель знакомит с каждой книгой)

Ведущий: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

ночью спал

право на отдых и здоровье

завтракал, обедал

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

сходил в школу

право на образование

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ведущий: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Ведущий: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы-интерната.

Ведущий: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);
  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»);
  • В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;
  • Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);
  • Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон Российской Федерации «Об оружии»).

Ведущий: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос : Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос : Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос : Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ведущий: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

  • С какого возраста начинается уголовная ответственность?

а) с 16 лет

б) с 14 лет в особых случаях

в) с 18 лет

  • Ребенок имеет право на…

а) жизнь

б) общение с родителями

в) защиту от голода и болезней

  • Вовлечение детей в распитие спиртных напитков…

а) запрещено

б) полезно

в) не наказывается

  • Ребенок свободен…

а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его

б) свободен выбирать религию

в) оба варианта

  • Какой самый распространенный вид наказания?

а) предупреждение

б) вызов в милицию

в) штраф

  • В чем цель наказания?

а) посадить человека в тюрьму

б) предотвратить новые нарушения закона

в) наградить правонарушителей

  • Ребенок – это человек…

а) который ходит в школу

б) не достигший 18 лет

в) достигший 18 лет

Ведущий: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.


Разделы: Классное руководство

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
  2. Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
  3. Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

Оборудование: Выставкадетский рисунков по теме “Права ребенка”.

ХОД УРОКА

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.

Сценка “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Выступление учащихся

1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.

2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

3 ученик: Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано .

И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

    (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
  1. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
  2. Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).

Права детей в России регулируются законами:

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
  4. Федеральный закон об образовании.
  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
  6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Практическая часть классного часа

Викторина:

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
  2. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
  3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
  5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
  6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
  7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
  8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.

  1. Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
  2. Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
  3. Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Обсуждение проблемы:

  1. Какими правами вы пользуетесь?
  2. Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
  3. Приходилось ли вам нарушать права других людей?

Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.

У нас 3 группы:

1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников

2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся

3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.

После обсуждения на доске появляется схема:

“Декларация” школьников Вы - школьники:
имеете право обязаны никогда не обязаны
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.

2. Просить о помощи.

3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.

4. Быть независимым.

5. Иметь собственное мнение и убеждение.

6. Совершать ошибки.

7. Отвечать отказом на просьбу.

8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.

9. Получать то, за что платите.

1. Соблюдать тишину на уроках.

2. Посещать уроки, определенные расписанием.

3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.

4. Соблюдать чистоту.

5. Выполнять учебные требования учителей.

6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

1. Быть безупречным на 100%.

2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)

3. Любить людей, приносящих им вред.

4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

5. Мириться с неприятной ситуацией.

6. Выполнять неразумные требования.

7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

Вывод по классному часу:

  1. Каждый человек на свете должен знать свои права.
  2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
  3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
  4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Не обманывай, не жульничай, не воруй.

Будь мужественным.

Оставайся честным и вежливым.

Учись работать с другими.

Уважай закон и права.

Держи свои слова.

Люби хорошо выполненную работу.

Уважай природу и окружающую среду.

Помогай больным и беспомощным.

Учись добиваться намеченной цели.

Учись работать в коллективе.

Встань на защиту прав человека.

Укрепляй дружбу между людьми.

Прислушивайся к чужому мнению.

Будь толерантным!!

Елена Родионова
Классный час по правовому воспитанию для учащихся начальной школы «Я знаю о…»

Классный час по правовому воспитанию .

Тема : «Я знаю о … » .

Цели :

1. Познакомить учащихся с основным законом РФ, с некоторыми статьями, в которых записаны права , свободы, обязанности граждан; ознакомить с основным законом школы –Уставом ; правами и обязанностями учащихся .

2. Развивать умения воспринимать информацию , умения анализировать ситуацию, высказывать собственное мнение по предложенным темам.

3. Воспитывать гражданина правового общества , чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование : книги «Конституция» , «Ты гражданин» , Г. Остер «Вредные советы» , иллюстрации сказок с заданиями, рисунок Карлсона.

Форма работы : фронтальная, работа в группах.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Вводное слово учителя.

Учитель : Сегодня классный час будет посвящён главному закону нашей страны-Конституции. Кто может объяснить, что такое закон? (ответы детей)

Закон-постановление государственной власти, общеобязательное правило для всех граждан Российской Федерации.

Ученики читают стихотворения :

1. Есть обязанности и права ,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для людей и для страны.

2. Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

3. Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать :

«Он советует законы

никогда не выполнять».

Целеполагание :

Прочитайте эпиграф к уроку. «Свобода заключается в праве делать все ,

что не вредит другим». (Матиас Клаудиус, немецкий поэт.)

Как вы понимаете эти слова?

Посмотрите на доску. Здесь записаны вопросы, на которые мы будем отвечать в течение урока.

Что такое «права человека

Надо ли их знать?

Почему важно знать эти права ?

Работа над содержанием темы классного часа .

Сегодня в гости пришел знакомый герой сказки.

Отгадайте загадку и назовите его имя.

Он веселый и задорный - этот маленький крепыш.

Каждый вечер в своем доме ждет его малыш

Любит торты и варенье, у него на крыше дом.

Этот маленький проказник по прозванью КАРЛСОН.

Думаю, вы с удовольствием узнаете ещё одну историю об этом человечке.

«Однажды вечером, когда малыш остался один, за окном раздалось знакомое жужжание.

Карлсон!- радостно закричал он. - Привет!

Отпусти, ты меня задушишь!- сказал Карлсон с недовольным видом. -

Разве так встречают лучшего друга?

А как?- удивился Малыш.

Вот если бы ты пришёл ко мне после долгой разлуки в гости, я бы предложил тебе торт или варенье.

Но у нас нет торта,- растерянно проговорил Малыш. Но увидев, что

Карлсон собирается нажать кнопку и улететь, он радостно воскликнул :

Постой, кажется, ещё остались конфеты.

Давай, неси их сюда, а то я проголодался.

И вот Малыш и Карлсон сидят на подоконнике, разговаривают и уплетают

Послушай,- сказал Малыш, когда в пакетике осталась последняя конфета,-

а как мы её поделим?

Очень просто,- сказал Карлсон и съел эту конфету.

Нет, Малышу не было жаль этой конфеты, но ему казалось, что Карлсон

был не прав .

Ты не имел права съесть эту конфету , не поделившись со мной,- сказал

А если бы я предложил разделить её пополам, что бы ты ответил?- хитро

проговорил Карлсон.

Наверное, отдал бы всю конфету тебе.

Так чего же ты заговорил о каких-то правах ? И что это значит «права

человека?»

Не знаю ,- сказал Малыш. - Папа в таких случаях берёт словарь.

Тогда бери быстрей и читай!- заторопился Карлсон,- а то мне домой пора.

Вот что прочитал Малыш : «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА- ЭТО ДАННАЯ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧТО-НИБУТЬ ДЕЛАТЬ, НЕ ПРИЧИНЯЯ ВРЕД ДРУГИМ. ЭТА ВОЗМОЖНОСТЬ ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЗАКОНАМИ».

Малыша заинтересовала идея больше узнать о правах человека , и он

приготовил для Карлсона игру «Правовое лото » . Давайте присоединимся

к ним и изучим некоторые права . (работа в 3-х группах, каждой группе по 2 задания по сказкам) .

Игра «Правовое лото » (иллюстрации к сказкам с заданиями, брошюра «Конституции» ).

1. «Кот Леопольд и мыши. (ст. 17) - гарантия прав и свобод человека .

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Права и свободы одного человека не должны нарушать права и свободы другого человека.

2.«Колобок» . (ст. 20) .- право на жизнь .

Каждый имеет право на жизнь , и никто не вправе лишать человека её .

3.«Петух, кот и дрозд» (ст. 22) право на свободу и личную

неприкосновенность.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, арест,

Заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

4.«Заячьи слёзы» (ст. 25) – неприкосновенность жилища.

Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против

воли проживающих в нём лиц.

ст. 40- каждый имеет право на жилище , никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти поощряют жилищное строительcтво,

Создают условия для осуществления права на жилище .

5. «Золушка» (ст. 37) право на труд и отдых .

Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещён.

Каждый имеет право на оплату своего труда.

Каждый имеет право на отдых , законом устанавливается и гарантируется

продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. «Айболит» (ст. 41) право на охрану здоровья .

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Физ. минута.

На зарядку становись и ни капли не ленись!

Руки вверх, руки вниз, - ещё раз повторись.

Влево, вправо поворот , а затем наоборот.

Здоровье в порядке? – Спасибо зарядке.

С кем, ребята, вы дружны? Знать об этом вы должны!

Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья!

Проведём игру «Доскажи словечко» . Я читаю начало пословицы о здоровье,

а кто её знает –или взрослый, или ребёнок - продолжает.

1. Болезнь входит пудами, …. а выходит золотниками.

2. Больному всё…. горько.

3. Больному и золотая кровать ….не поможет.

4. Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле :

…. проживешь сто лет на Земле.

5. Здоровому всё …здорово.

6. Здоровье ….всему голова.

7. Здоровье дороже…. денег.

8. Не годится на еду ….сердиться

9. Когда пьешь воду…. помни об источнике.

10. Дождик вымочит, …. а красное солнышко высушит.

11. Аппетит приходит… во время еды.

12. Здоров будешь –…. всего добудешь.

13. Крепок телом –…. богат делом.

14. Болен – лечись…. а здоров – берегись.

15. Лук –…. от семи недуг.

16. Лук и баня…. всё правят .

17. Холода не бойся…. по пояс мойся.

18. Береги нос в…. большой мороз.

19. Мороз не велик…. да стоять не велит.

20. Если бы знал, где упаду…. соломки бы подстелил

7. «Приключения Буратино» (ст. 43) .-право на образование . (задание для всех)

Каким правом не хотел воспользоваться Буратино ?

Каждый человек имеет право на образование , гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных учреждениях.

Основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие,

обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учреждении.

Учитель : Вы – школьники , и у вас есть определенные права . В школе

есть Устав, в котором указываются права и обязанности администрации, учителей и учеников. (детям зачитываются права школьников )

1. Право на образование (бесплатное; свободный выбор учебного заведения, класса , языка обучения)

2. Право на уважительное , вежливое отношение к себе.

3. Право на отдых во время минутного перерыва на уроке, на перемене между уроками, между четвертями и по окончании учебного года.

4. Право на игру (младшие школьники ) в урочное время.

6. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту.

7. Право участвовать в работе органов самоуправления .

8. Право на защиту через органы самоуправления школы , актива класса , классного руководителя , администрацию школы , родителей, органы образования, защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для получения здоровья школьника или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью –физическому, умственному, духовному.

9. Право на отдых , право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

10. Право посещать дополнительно факультативные и иные занятия.

11. Право заниматься по индивидуальному учебному плану.

Ученик читает стихотворение :

Если был бы я министром всех начальносредних школ ,

Я бы в школе очень быстро отменил оценку «1» ,

К своему распоряженью приписал бы я слова,

Что ещё уничтоженью подлежит оценка «2» .

А потом, подумав ночку, от зари и до зари,

Я б велел без проволочек упразднить оценку «3» .

Чтоб ученье не в мученье, чтобы мам не огорчать,

Чтоб учиться с наслажденьем на «4» и «5» .

Ребята, а что нужно делать, чтобы в дневнике не появлялись оценки

«1,2,3» ? (Высказывания детей) .

Детям зачитываются «Обязанности школьников » .

1. Уважать учителей, ценить их стремление передавать свои знания воспитанникам .

3. Говорить правду в лицо .

4. Ставить перед собой твёрдые цели, признавать ошибки свои и своих товарищей.

5. Уважать общество, бороться с жестокостью, ложью.

6. Беречь здоровье, закаляться.

8. Участвовать в общественной жизни школы .

9. Беречь школьное имущество .

10. Быть активным участником школьного самоуправления .

11. Не нарушать общественный порядок.

В семье, дома у вас тоже есть свои обязанности. Какие?

Послушайте стихотворение : напоминает оно вам что-то?

Я в своей родной квартире как на службе строевой

Командир на командире, я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться, по приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять кровать , по команде есть садиться,

По режиму спать ложиться, по будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему начал огрызаться я ?

Конец терпенью моему –ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ!

Что нужно делать, чтобы не жить по приказу?

Учитель читает «Вредные советы» Г. Остера. (обсуждение)

-Учитель : В семье часто родители нарушают права ребёнка - право на

собственное мнение, на личные интересы и т. д. А во многих странах

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка , её сразу же подписала 61 страна. Россия вошла в состав этих стран.

«Что такое Конвенция?» - спросите вы. Конвенция –это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Цель «Конвенции о правах ребёнка » - защита ребёнка и информирование его о правах . Этой теме мы посвятим один из следующих классных часов .

Наш классный час закончим небольшой песенкой. (мотив песни «Голубой вагон» ).

Правовой всеобуч наш кончается

Изучили дружно мы закон.

Основной закон наш – Конституцию,

Чтоб на страже прав всегда был он .

Припев : Каждому, каждому нужно

Знать все права

А пожелать хотим всем

Мы лишь добра.

ИТОГ УРОКА.

Как называется закон, по которому мы живём?

Какие права мы изучили ?

ДЕТИ : «ВОТ УРОК КОНЧАЕТСЯ,

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ,

А ГОСТЯМ МЫ ГОВОРИМ – ДО СВИДАНИЯ!».

Задания :

1. Вспомните персонажей мультфильма.

- Правильно ли поступали мышата ? Обсудите их поведение.

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Права и свободы отдельного человека не должны нарушать…»

Что-то я стара стала –не слышу твоей песенки, - говорит лиса.

Сядь ко мне на нос и спой снова.

Только сел Колобок Лисе на нос, она его и съела.

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Что думаете о характере лисы?

Как она поступила с Колобком?

Имела ли она на это право ?

Почему вы так думаете?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на …

Несёт меня лиса за дальние леса!

Кот и дрозд помогите, от злодейки освободите!

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Как вы думаете, правильно ли поступала лиса ?

Чего она хотела лишить петушка?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Какая беда случилась с зайчиком?

-Права ли была лиса ?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу. С раннего и до позднего вечера трудилась бедная девушка.

1. Вспомни название сказки.

Как звали главную героиню?

Почему ей дали такое имя?

Как вы думаете, каково ей было после тяжёлой работы?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица.

Задания :

Какая профессия была у Айболита?

К кому обращаетесь вы, почувствовав боль?

Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Каким правом не воспользовался Буратино ?

Продолжите предложение :

«Каждый имеет право на… »

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся;

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Имею право, но обязан

Классный час в 6 классе,

Проведенный учителем высшей

Квалификационной категории

Печковой Р.Х.

2011 год

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание .

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

4задание :

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание : Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

8 задание :

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

9 задание :

“Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

Цели : обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

В Конституции, законах, указах и т. п.

Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

Не все знают права детей.

Не считают детей полноценными людьми.

Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.