Классный час на тему"правовая грамотность учащихся". Проведение классного часа на правовую тематику: "Права ребенка" Противопоставление понятий «закон» и «беззаконие»

МОУ «Соленоозерная школа»

Классный час

на тему:

«Лучше знать, чем догадываться»

Подготовила

учитель 4 класса

Муйдинова Э.Ф.

Апрель, 2016 год

Классный час о правах и обязанностях ребенка

"Лучше знать, чем догадываться"

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации.

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Ученик 1:

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от словараб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

    Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

    Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

    Ученик 2.

    Мальчишки и девчонки,
    И мы вместе с ними
    С рождения имеют право на имя.
    Имеем мы право сказать, как один:
    “Я – полноправный страны гражданин!”

    Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Ученик 4.

    Имею я право нормально питаться,
    Учиться, лечиться и развлекаться.
    Расти в своём доме, в полной семье,
    А не на уличной мёрзнуть скамье.

    Ученик 5.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ученик 6.

    К ребёнку нельзя относиться небрежно,
    А только с любовь, заботой и нежно.
    Ребёнка нельзя как товар продавать,
    И от учёбы его отрывать.

    Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

    Ученик 8.

    Терпимость и дружба –
    Всеобщее братство,
    Духовная близость –
    Вот это богатство.
    А наши родители и педагоги
    Должны нас направить
    На эти дороги.

    Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

    Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

    А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

    Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

    Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

    – Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

    Заключение

    Учитель. Подведём итоги.

    Вопросы :

      Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

      Какие основные права вам известны?

      В каком международном документе записаны права детей?

      Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

      В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

    Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

      Ничего на свете лучше нету,
      Чем бродить друзьям по белу свету…

      Мы дошкольниками были,
      Мы ходили в детский сад.
      Мы из глины мастерили
      И лошадок и зайчат.
      А теперь, а теперь,
      Открывай нам, школа, дверь!..

      На прививку, третий класс!
      Вы слыхали? Это нас….

      Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
      И съела кузнеца…

      Пусть всегда будет солнце!
      Пусть всегда будет небо!
      Пусть всегда будет мама!
      Пусть всегда буду я!

    Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

    Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

    Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

    Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

    Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

    Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

    Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

    Цели : обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

    Подготовительная работа с детьми

    Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

    Оформление класса

    На перемене перед классным часом написать на доске:

    Права и обязанности детей

    Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

    Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

    Право на жизнь

    Право на имя при рождении

    Право на медицинскую помощь

    Право на образование

    Право на отдых и досуг

    Право иметь имущество

    Право свободно выражать свои взгляды

    Право на свободное перемещение

    Право на заботу и воспитание родителями

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

    План классного часа

    1. Игра «Имена».

    2. Интерактивная беседа «Право на имя».

    3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

    4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

    5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

    6. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    I. Игра «Имена»

    Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

    Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

    Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

    Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

    II. Интерактивная беседа «Право на имя»

    Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

    Дети. Конечно, имеем.

    Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

    Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

    Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

    Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

    Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

    Примерные ответы детей:

    В Конституции, законах, указах и т. п.

    Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

    III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

    Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

    К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

    Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

    Какие же права есть у всех детей мира?

    Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

    IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

    Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

    Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

    Примерные ответы детей:

    Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

    Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

    Примерные ответы детей:

    Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

    Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

    Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

    Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

    Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

    Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

    Примерные ответы детей:

    Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

    Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

    Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

    Примерные ответы детей:

    Не все знают права детей.

    Не считают детей полноценными людьми.

    Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

    Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

    V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

    Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

    Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

    Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

    Сценка 1

    Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

    Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

    Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

    Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

    Сценка 2

    Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

    Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

    Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

    Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

    Сценка 3

    Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

    Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

    Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

    Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

    Сценка 4

    Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

    Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

    Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

    Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

    Сценка 5

    Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

    Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

    Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

    Примерные ответы детей:

    Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

    Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

    Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

    Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

    Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

    Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

    Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

    Примерные ответы детей:

    Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

    Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

    VI. Подведение итогов (рефлексия)

    Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

    Примерные ответы детей:

    Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

    Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

    Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

    Разделы: Классное руководство

    Цели:

    1. Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
    2. Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
    3. Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

    Оборудование: Выставкадетский рисунков по теме “Права ребенка”.

    ХОД УРОКА

    Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.

    Сценка “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

    Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

    Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

    Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

    Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

    Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

    Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

    Выступление учащихся

    1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.

    2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

    3 ученик: Только ты на свет родился

    Право первое твое:

    Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

    Очень трудно самому, жить на свете одному.
    Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

    Есть еще такое право помнить, думать и творить
    И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

    Я росточком не доволен и пока не так силен.
    Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

    Если жар, все тело ломит
    И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
    Тоже право детворы.

    Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
    Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

    Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
    В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

    Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
    Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

    Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
    Ты родился быть счастливым - Это право всем дано .

    И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

    (Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

    В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

    Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

    Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

      (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
    1. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
    2. Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).

    Права детей в России регулируются законами:

    1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
    2. Семейный кодекс РФ.
    3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
    4. Федеральный закон об образовании.
    5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
    6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    7. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

    Практическая часть классного часа

    Викторина:

    1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
    2. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
    3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
    4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
    5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
    6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
    7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
    8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

    В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.

    1. Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
    2. Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
    3. Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

    Обсуждение проблемы:

    1. Какими правами вы пользуетесь?
    2. Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
    3. Приходилось ли вам нарушать права других людей?

    Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

    А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.

    У нас 3 группы:

    1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников

    2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся

    3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.

    После обсуждения на доске появляется схема:

    “Декларация” школьников Вы - школьники:
    имеете право обязаны никогда не обязаны
    1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.

    2. Просить о помощи.

    3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.

    4. Быть независимым.

    5. Иметь собственное мнение и убеждение.

    6. Совершать ошибки.

    7. Отвечать отказом на просьбу.

    8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.

    9. Получать то, за что платите.

    1. Соблюдать тишину на уроках.

    2. Посещать уроки, определенные расписанием.

    3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.

    4. Соблюдать чистоту.

    5. Выполнять учебные требования учителей.

    6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

    1. Быть безупречным на 100%.

    2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)

    3. Любить людей, приносящих им вред.

    4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

    5. Мириться с неприятной ситуацией.

    6. Выполнять неразумные требования.

    7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

    Вывод по классному часу:

    1. Каждый человек на свете должен знать свои права.
    2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
    3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
    4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

    Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

    Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК

    Говори всегда правду.

    Будь храбрым.

    Не обманывай, не жульничай, не воруй.

    Будь мужественным.

    Оставайся честным и вежливым.

    Учись работать с другими.

    Уважай закон и права.

    Держи свои слова.

    Люби хорошо выполненную работу.

    Уважай природу и окружающую среду.

    Помогай больным и беспомощным.

    Учись добиваться намеченной цели.

    Учись работать в коллективе.

    Встань на защиту прав человека.

    Укрепляй дружбу между людьми.

    Прислушивайся к чужому мнению.

    Будь толерантным!!

    Классный час «Твои права»

    Цель классного часа:

    Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

    Задачи классного часа:

    1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

    2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

    4. Воспитывать уважение к другим людям.

    Ход классного часа:

    Сегодня у нас будет очень серьезный разговор на очень серьезную тему. Прочитайте тему нашего классного часа. (слайд 1)

    А как вы понимаете слово права?

    (Право - это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо. Права - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.)

    Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

    Дети: Земля.

    А что является моделью планеты Земля?

    Дети: Глобус.

    Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. (слайд 2)

    Наша планета огромна, на ней живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, у них разные традиции, они говорят на разных языках. (слайд 3)

    А помогают людям жить мирно правила, которые они придумали для себя сами.

    В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям познакомиться с этими документами.

    Первый документ - «Всеобщая декларация прав человека». (слайд 4)

    Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Всеобщая Декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. Организацией Объединенных Наций, поэтому 10 декабря отмечают день прав человека (слайд 5)

    Права россиян записаны в главном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации (слайд 6)

    Следующий документ - «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция - значит соглашение. (слайд 7)

    В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

    Какой человек считается ребенком? (слайд 9)

    Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

    В мире есть страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

    В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, голодают.

    В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

    1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые выживают самостоятельно. Эти дети лишены родительской заботы.

    2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

    4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

    Чтобы узнать, какие права есть у детей, совершим путешествие в страну Правовых знаний. (слайд 10)

    Права ребенка надо знать,

    Не только знать,

    Но соблюдать,

    Тогда легко нам будет жить,

    Играть, дружить и не тужить.

    Рассмотрим, какие права записаны в «Конвенции о правах ребенка»

    Только ты на свет родился,

    Право первое твое:

    Получи, чтоб им гордиться

    Имя личное свое. (слайд 11)

    Родился маленький человек, и с самого рождения он обладает правами, главное из которых - право на жизнь (никто не может отнять жизнь у ребенка), а также право на имя и гражданство.

    Гражданство - это принадлежность человека к определенному государству.

    Кто знает, какое гражданство вы имеете?

    Все мы - граждане России. Быть гражданином очень ответственно. Гражданин должен любить свою Родину, свой народ, соблюдать законы, с уважением относиться к государственным символам.

    Вспомните, что является государственными символами.

    Родители придумывают ребенку имя, дают фамилию. Кто знает, почему вам родители выбрали именно такое имя? Некоторые родители называют детей в честь бабушки или дедушки, кто-то в честь великих людей, кому-то просто нравится то или иное имя, многие ищут имя в словаре. Существует специальная книга - «Словарь русских личных имен»

    Очень трудно самому,

    жить на свете одному.

    Правом с Мамой жить и с Папой

    Пользуйтесь везде ребята. (слайд 12)

    Есть еще такое право

    Мыслить, думать и творить

    и другим свои раздумья,

    если хочешь подарить. (слайд 13)

    Я росточком не доволен

    И пока не так силен,

    Но не смей мне делать больно

    Есть у нас такой закон. (слайд 14)

    Кто может защитить ребенка?

    Если жар, все тело ломит

    И совсем не до игры,

    То позвать врача на помощь

    Тоже право детворы. (слайд 15)

    Подумаем, кто и как заботится о вашем здоровье?

    Кто?

    Как?

    РОДИТЕЛИ

    Заботятся, обеспечивают питанием, одеждой, водят в поликлинику к врачам, если вы заболели, то лечат по назначению врача, закаливают, путешествуют вместе с вами и т.д.

    ВРАЧИ

    Лечат, делают прививки, консультируют, наблюдают.

    УЧИТЕЛЯ

    Соблюдают режим занятий, проводят беседы о здоровье

    ПОВАРА

    Готовят вкусную и полезную пищу

    СТРОИТЕЛИ

    Строят дома, больницы, спортивные сооружения

    ПИСАТЕЛИ

    Пишут полезные книги о здоровье, режиме дня, питании и т.д.

    ХУДОЖНИКИ

    КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ

    Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и полезна для здоровья.

    Чтоб с наукой подружиться,

    С книжкой в маленькой руке

    Правом пользуюсь учиться

    На родимом языке.

    Подросла, взяла я книжки

    И пошла я в первый класс.

    В школу ходят все детишки -

    Это право есть у нас. (слайд 16)

    Где дети получают образование? Какую пользу приносит образование? Почему образование нужно каждому?

    Я могу свой детский праздник

    Как и взрослый отмечать.

    Если я проголодаюсь-

    Пищу вправе получать . (слайд 17)

    Дома мамы готовят вам вкусную еду, в которой много витаминов. А какая это еда? А какую воду вы пьете? Почему?

    А еще у ребенка есть:

    право на отдых (Каким может быть отдых? Как вы предпочитаете отдыхать?) (слайд 18),

    право на защиту от непосильного труда (Нельзя заставлять человека, тем более ребенка выполнять работу опасную для здоровья.) (слайд 19),

    право на досуг (право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством) (слайд 20),

    право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры (слайд 21) и много других прав.

    Будь ты слабым или сильным,

    Белым, черным все равно

    Ты родился быть счастливым

    Это право всем дано . (слайд 22)

    Игра-физминутка «Разрешается - запрещается»

    Если согласны с утверждением, то хором говорите «РАЗРЕШАЕТСЯ» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, то надо присесть и сказать «ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

    Вот в углу стоит мальчонка,

    Плачет, надрывается.

    Бить, наказывать ребенка

    Строго (запрещается)

    С мамой дети должны жить,

    Ей цветы всегда дарить -

    Это (разрешается).

    Эта грань обозначает:

    Мать с ребенком разлучают.

    Это (запрещается).

    Рисовать и петь учиться,

    Если заболел - лечиться,

    Это - (разрешается).

    Этот трудится ребенок,

    Мало у него силенок,

    Ноги подгибаются.

    В детстве тяжкая работа (запрещается).

    Вместе дружно в мире жить,

    с разными детьми дружить -

    Это (разрешается).

    Этот слабый горбит спину,

    Перед сильным преклоняется.

    Быть рабом у господина

    Строго (запрещается).

    А теперь поверим свои знания. (слайд 23) Будем работать в парах. Я предлагаю вам тест. Нужно найти правильный ответ на предложенный вопрос и поднять соответствующую карточку.

    Тест

    До какого возраста человек является ребенком? (слайд24)

    До 7 лет

    До 10 лет

    До 14 лет

    До 18 лет

    С какого возраста дети имеют права? (слайд 25)

    С рождения

    С 5 лет

    С 7 лет

    С 14 лет

    В каком документе записаны права детей? (слайд 26)

    Декларация прав человека

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Семейный кодекс

    В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (слайд 27)

    В каких сказках литературные герои могут пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (слайд 28)

    В какой сказке герои пользуются правом на бесплатное медицинское обслуживание? (слайд 29)

    В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом?

    (слайд 30)

    Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

    Каждый ребёнок должен помнить, что права есть не только у него, но и у мам, пап, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей.

    Уважай права других людей!

    Давайте в заключении нашего классного часа послушаем очень хорошую песню.

    (песня «Мы на свет родились»)

    Тема: «Твои права, подросток» (дискуссионная беседа-практикум)

    Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития.

    Ж. Ж. Руссо

    Цель:

    Воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

    Ход классного часа.

    Ситуация №1 «Какие права подростков закреплены в международных документах?»

    Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чиста детские проблемы и заботы.

    Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них — Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

    В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!

    Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

    В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

    — основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;

    — призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;

    — права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;

    — права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;

    — права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;

    — права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

    Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

    Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какие международные документы защищают права детей?

    2. К чему призывают эти документы?

    3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

    4. Почему некоторые права можно назвать «детскими»?

    Ситуация № 2 «Кто главные защитники прав подростка?»

    Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

    Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

    Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных «слуг» народа.

    Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).

    Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

    Задание.

    1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?

    2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?

    3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в постановлениях Правительства РФ?

    Ситуация № 3. «Как повлияли на права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?»

    В настоящее время обсуждаются проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. № 5487-1 № 319470-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 415-IV ГД от 20.04.2004 г.) и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 319472-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 414-IV ГД от 20.04.2004 г.).

    Данные законопроекты вносят изменения в действующее законодательство, касающиеся возраста несовершеннолетних, больных наркоманией, которым может оказываться медицинская помощь без их согласия.

    Так, проект № 319470-3 предлагает внести изменения в часть вторую ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В новой редакции предлагается закрепить положение о том, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Так, для несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 15 до 16 лет предусматривается обязательное лечение без их согласия. Аналогичные изменения вносятся и в ст. 31, 32, 33,43 и 61 Основ законодательства.

    Проект № 319472-3 вносит изменения в пункт 2 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах* от 8.01.1998 г. № З-ФЗ. Предусматривается, что наркологическая помощь несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте до 16 лет оказывается без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

    По мнению разработчиков законопроектов, увеличение возраста до 16 лет позволит медицинским работникам охватить группу несовершеннолетних, больных нар команией, которые нуждаются в оказании медицинской помощи, но не подпадают под категорию лиц, для которых предусмотрено обязательное лечение.

    В последних изменениях законодательства в области защиты жилищных прав несовершеннолетних все гарантии жилищных прав детей сохраняются в полном объеме для тех несовершеннолетних, которые являются собственниками (в том числе долевыми) недвижимого имущества, с которым совершается сделка. В случае совершения каких-либо сделок с их имуществом требуется соблюдение всех согласовательных процедур в органе опеки и попечительства. Это одно из базисных требований Гражданского кодекса. Оно осталось неизменным и основано на требовании абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ (во взаимосвязи с положениями п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ), согласно которому при сделках законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом требуется согласие органов опеки и попечительства.

    В январе 2005 года вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которой «отчуждение жилого помещения, в котором проживают

    А) находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

    Б) оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства».

    Ранее же согласие органов опеки и попечительства требовалось во всех случаях, когда сделка совершалась с жилым помещением, в котором проживал (был прописан) несовершеннолетний.

    Происходят изменения и жилищного законодательства, связанные с введением с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса — прекратили действие некоторые статьи Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». В частности, с 1 марта исключена ст. 3, предусматривающая гарантии защиты жилищных прав детей (в виде контроля органов опеки и попечительства) при сделках с жилыми помещениями, в том числе таких категорий несовершеннолетних, как члены семьи собственников и бывшие члены семьи собственника.

    Изменен и п. 2 ст. 292 ГК РФ. Теперь переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по общему правилу прекращает все права пользования жилым помещением членов семьи прежнего собственника.

    Задание: Подумайте и ответьте на вопрос: «Расширились ли права несовершеннолетних в связи с новыми изменениями в российском законодательстве?»

    Это ты должен знать.

    Федеральный закон об ограничении курения табака от 29.06.2001.

    Статья № 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

    Статья № 6 . Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

    Нарушение положенных статей влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

    Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

    Российское право о юридической ответственности несовершеннолетних.

    К юридической ответственности могут привлекаться люди с определенного возраста:

    — к гражданско-правовой ответственности частично с 14 лет, полностью — с 18 лет;

    — к дисциплинарной ответственности — с 16 лет;

    — к административной ответственности — также с 16 лет;

    — к уголовной ответственности с 16 лет, а в некоторых случаях — с 14 лет.

    К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

    Права несовершеннолетних в области охраны здоровья включают в себя:

    — право на диспансерное наблюдение;

    — медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

    — санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в соответствующих условиях;

    — бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

    — получение информации о состоянии здоровья в доступной форме.

    Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с законодательством.

    Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, содержаться в учреждениях социальной защиты населения с оплатой за счет средств бюджетов, благотворительных организаций, родителей и т. д.

    Констатируя, что:

    Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях

    снижения детского населения России на миллион детей ежегодно...

    — Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу «ребенок для семьи» и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства (в результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж — 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению)...

    Экспертный совет предлагает:

    1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

    — ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

    — принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;

    — внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;

    — организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т. п.).

    2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

    — преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;

    — административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении...;

    — внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей...;

    — внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;

    — повсеместная реализация регионалоиых программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

    — обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка — воспитанника сиротского учреждения;

    — проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

    — ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)». подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.

    4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

    законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т. е. возможность иностранного усыновления на равных правах с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т. п.);

    — создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

    — включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка....

    Мини-итоги. Классный руководитель (куратор) внимательно выслушивает все суждения учащихся и обобщает их ответы.