Когда не запрашивается мнение представительного органа работников. Учет мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Какие локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа?

В соответствии со ст. 8 ТК с учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные нормативные акты в случаях, предусмотренных ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Многие статьи ТК предусматривают необходимость учета мнения представительного органа работников при принятии локальных актов конкретного вида. Например, локального акта, устанавливающего перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК), определяющего систему оплаты труда в организации (ст. 135 ТК), графиков сменности (ст. 103 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников устанавливаются конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК), утверждаются локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК), принимаются правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК) и другие локальные акты.

Профсоюзная организация (профсоюз) является самым распространенным представителем работников, поэтому в большинстве случаев указание закона об учете мнения представительного органа работников реализуется путем учета мнения профсоюза.

Некоторые нормы ТК прямо предусматривают необходимость учета мнения выборного профсоюзного органа. Так, при принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК), учитывается мнение выборного профсоюзного органа данной организации.

Надо ли при принятии локального нормативного акта учитывать мнение иного (непрофсоюзного) представительного органа работников?

Статья 8 ТК предусматривает учет мнения представительного органа работников без указания на характер этого органа (профсоюзный или непрофсоюзный).

В соответствии со ст. 372 ТК учитывается мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников данной организации. В то же время нормы о принятии конкретных видов локальных нормативных актов предусматривают необходимость учета мнения представительного органа работников, т.е. как профсоюзного, так и непрофсоюзного представителя (ст. 103, 135, 147, 154, 162, 190 и др.). Статья 8 ТК, устанавливающая общий порядок принятия локальных нормативных актов, также указывает в качестве субъекта, участвующего в локальном правотворчестве, представительный орган работников. И наконец, ст. 29 и 31 ТК допускают представительство интересов работников при осуществлении социального партнерства органами, избранными работниками.

На основании анализа указанных норм, а также с учетом того, что непрофсоюзный представительный орган избирается при отсутствии профсоюзной организации либо ее малочисленности (ст. 31 ТК), надо признать, что учет мнения иного (непрофсоюзного) представительного органа работников необходим.

Какой орган представляет интересы работников, не являющихся членами профессионального союза?

Трудовой кодекс предусматривает несколько вариантов представительства интересов работников, не являющихся членами профессионального союза.

Если в организации (у индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя, она представляет интересы всех работников, в том числе не являющихся членами профессионального союза (ст. 30, 37 ТК).

В том случае, когда действуют две и более первичных профсоюзных организации, в совокупности объединяющие более половины работников данного работодателя, они могут создать единый представительный орган. Такому органу предоставлено право представлять интересы всех работников (ст. 30, 37 ТК).

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, а единый представительный орган создать не удалось, общее собрание (конференция) работников может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается провести коллективные переговоры в интересах всех работников (ст. 37 ТК). Возможность поручить первичной профсоюзной организации представительство интересов всех работников существует и в том случае, когда у работодателя действует одна немногочисленная (объединяющая менее половины работников) первичная профсоюзная организация.

Наконец, если ни один из перечисленных выше вариантов не был реализован либо профсоюзная организация вообще не создана, работники могут избрать иного представителя (представительный орган).

Если в организации есть профсоюз, то при решении некоторых вопросов она обязана учитывать его мнение (ст. 371 ТК РФ). Интересы сотрудников организации первичная профсоюзная организация представляет через свой выборный орган (ст. 372, 373 ТК РФ). На практике таким органом является профсоюзный комитет (профком).

Ситуация: обязана ли организация создавать профсоюз ?

Нет, не обязана.

Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности. Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации. Об этом говорится в статье 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ. При этом профсоюзы независимы в своей деятельности от организации (руководства организации) (ст. 5 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ). Организация при решении некоторых вопросов обязана учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В частности, это нужно сделать при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ). Однако такое условие необходимо выполнять только при наличии профсоюзного органа в организации (ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать представительный орган (профсоюз). В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.

Когда необходимо учесть мнение профсоюза

Организация обязана учесть мнение профсоюза:

  • в других случаях, предусмотренных законодательством .

Порядок учета

Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов.

Сначала организация направляет в профсоюзный комитет:

  • проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор);
  • обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников) (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма .

Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме. В зависимости от принятого решения документ может содержать:

  • согласие с предложенным проектом локального нормативного акта;
  • предложения по его совершенствованию;
  • отрицательное мнение по проекту документа.

Мотивированное мнение профсоюз должен направить работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта.

Об этом говорится в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Совет : в целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо , мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.

Положительное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа. При этом в нем должно присутствовать упоминание о том, что мнение профсоюза учтено.

Пример оформления локального нормативного акта организации с учетом мнения профсоюза. Мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования. Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о согласии с проектом локального нормативного акта. 25 января Положение об оплате труда было принято и утверждено руководителем организации с учетом мнения профсоюзного органа.

Отрицательное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета отрицательное либо содержит предложения по усовершенствованию локального акта, то в указанном документе профсоюз должен обосновать свою позицию и дать заключение по представленному проекту документа. В этом случае работодатель может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением профсоюза.

При согласии организации с мотивированным мнением руководитель утверждает локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом.

Если работодатель не согласен с позицией профсоюзного комитета, то он должен провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения оптимального решения. Это нужно сделать в течение трех дней после получения мотивированного мнения. Если в результате консультаций разногласия не устранены, то оформляется протокол разногласий .

Работодатель может принять локальный нормативный акт, даже если стороны не пришли к согласию. В этом случае профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Обжалование локального акта

Обжалование локального акта в трудовой инспекции происходит в следующем порядке. Трудовая инспекция, получив жалобу профсоюзного органа, в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку, по результатам которой выносит решение. Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.

Об этом говорится в части 5 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, профсоюз может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном главой 61 Трудового кодекса РФ.

Пример учета мнения профсоюза при принятии организацией локального нормативного акта. Мотивированное мнение профсоюза содержит несогласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования. Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о несогласии с проектом локального нормативного акта. Работодатель 25 января провел дополнительные консультации с представителями профсоюза, по результатам которых был составлен протокол разногласий . В связи с тем что стороны так и не пришли к согласию, организация утвердила локальный нормативный акт без учета мнения профсоюза. Профсоюз принял решение обжаловать принятый документ в трудовой инспекции.

Кроме того, в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов, организация должна учесть мнение профсоюза в некоторых других случаях , установленных законодательством (ст. 371 ТК РФ).

Расторжение трудового договора

Учесть мнение профсоюза нужно, если организация по своей инициативе увольняет сотрудников, являющихся его членами. Работодатель обязан запросить мнение профсоюза при увольнении в связи с:

  • сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • несоответствием сотрудника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (подтвержденной результатами аттестации) (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • неоднократным неисполнением сотрудником трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • увольнением сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ч. 3 ст. 171 ТК РФ).

Порядок учета мнения профсоюза заключается в следующем.

Организация направляет в профсоюзный комитет проект приказа об увольнении и копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения (например, копию протокола аттестационной комиссии - при увольнении в связи с несоответствием сотрудника занимаемой должности) (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

По результатам рассмотрения документов профсоюзный комитет в течение семи рабочих дней составляет мотивированное мнение в письменной форме и направляет его работодателю (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз согласен с проектом приказа об увольнении, то организация вправе уволить сотрудника не позднее одного месяца со дня получения положительного мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз не согласен с решением организации, то он в течение трех рабочих дней проводит дополнительные консультации с представителями организации. По результатам консультаций оформляется протокол. При недостижении общего согласия руководитель организации в течение 10 рабочих дней со дня направления приказа может утвердить его без учета мнения профсоюза. При этом профсоюз вправе подать жалобу на действия работодателя в трудовую инспекцию и в суд. Кроме того, сотрудник может самостоятельно обжаловать решение об увольнении в суде.

Трудовая инспекция в течение 10 дней со дня получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание восстановить сотрудника на работе с оплатой вынужденного прогула. Такое предписание организация вправе обжаловать в суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 373 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: как организации учесть мнение профсоюза, если порядок такого согласования в законодательстве не установлен (например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам)?

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда работодатель обязан принимать решения с учетом мнения профсоюза. Однако порядок такого согласования установлен лишь для случаев:

Помимо этого, в Трудовом кодексе РФ упоминаются и другие случаи, когда организация должна учесть мнение профсоюзного органа. Например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Полный перечень таких случаев приведен в таблице .

При этом порядок согласования решения работодателя с профсоюзом в таких ситуациях не установлен.

В данном случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный статьями 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

Ситуация: в каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом?

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • профсоюз;
  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ ( ) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре ). При этом работодатель вправе использовать (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

Какие документы кадровой службе необходимо согласовывать с первичной профсоюзной организацией? Какие документы по сотруднику? Прием? увольнение? и в каком виде нужно уведомлять профсоюз. По какому образцу?

Ответ

Ответ на вопрос:

В частности, получить мнение профсоюза необходимо:

Полный перечень таких случаев приведен в .

При необходимости в профсоюз направляют уведомление. Например:

Случаи, когда организация обязана учесть мнение профсоюза Основание
Принятие локальных нормативных актов ( )
Рабочий день, смена
Разделение рабочего дня на части (на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня)
Введение и отмена режима неполного рабочего дня при угрозе массового увольнения сотрудников ч. , ст. 74 ТК РФ
Определение перечня должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем**
Составление графика сменности**
Отпуск
Определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, самостоятельно устанавливаемых работодателем в локальном нормативном акте
Утверждение графика отпусков
Оплата труда
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда<**
Определение размера и порядка выплаты сотрудникам дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (за исключением сотрудников, получающих оклад), в локальном нормативном акте
Утверждение формы расчетного листка**
Установление конкретного размера повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда**
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день**
Правила трудового распорядка
Утверждение Правил трудового распорядка**
Повышение квалификации
Определение формы профподготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников**
Охрана труда
Утверждение правил и инструкций по охране труда
Вахта
Утверждение порядка применения вахтового метода
Увеличение продолжительности вахты
Утверждение графика работы на вахте
Установление размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы в локальном нормативном акте
Крайний Север
Установление компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях (за исключением бюджетных организаций), в локальном нормативном акте
Установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях (за исключением бюджетных организаций), в локальном нормативном акте
Увольнение сотрудников ( )
Сокращение численности или штата сотрудников, являющихся членами профсоюза
Несоответствие сотрудника (являющегося членом профсоюза) занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (подтвержденной результатами аттестации)
Неоднократное неисполнение сотрудником, являющимся членом профсоюза, трудовых обязанностей
Увольнение сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (вне зависимости от причины увольнения)
Случаи, когда порядок учета мнения профсоюза законодательно не установлен *
Привлечение сотрудников к сверхурочным работам, за исключением случаев, предусмотренных частями , статьи 99 Трудового кодекса РФ
Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением случаев, предусмотренных частями , статьи 113 Трудового кодекса РФ
Применение систем нормирования труда**
Принятие работодателем необходимых мер при угрозе массовых увольнений (например, уведомление службы занятости)
Установление нормы бесплатной выдачи спецодежды и других средств индивидуальной защиты, улучшающих защиту сотрудников от имеющихся на рабочих местах вредных факторов**
Установление особенностей регулирования труда спортсменов, тренеров

* В указанных случаях организация вправе:
- самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре);
- использовать порядок согласования, предусмотренный статьей или Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

** В указанных случаях решение может (должно) быть принято с учетом мнения иного представительного органа сотрудников ( , ,

Мотивированное мнение первичной профсоюзной организации (образец заполнения)

Уважаемый Петр Петрович!

В соответствии с Вашим запросом о даче мотивированного мнения местный комитет (далее — МК) первичной профсоюзной организации МОК ПРТП сообщает о том, что 17.08.2011 МК на своем заседании при наличии кворума рассмотрел указанный запрос и сформировал свое мнение, мотивы которого излагаются в прилагаемой Выписке из решения МК.

Приложение: выписка из решения МК первичной профсоюзной организации МОК ПРТП.

первичной профсоюзной организации МОК ПРТП

О мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем:

Приказа N ___ от ____________ о сокращении численности и штата работников

МК первичной профсоюзной организации ООО «Весна» рассмотрел полномочным составом Обращение N ____ от 25.02.2010 — проект Приказа N ___ от ____________ о сокращении численности и штата работников и копии документов:

1. Копия решения единственного участника ООО «Весна» о реструктуризации.

2. Копия приказа о внесении изменений в штатное расписание ООО «Весна».

3. Копия протокола заседания Комиссии ООО «Весна» и заключения Комиссии о наличии у работников преимущественного права оставления на работе.

4. Копии уведомлений работникам о предстоящем сокращении с предложением вакантных должностей.

5. Отказ Семенова С.С. от перевода на другую должность,

подтверждающие законность его издания работодателем.

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

МК первичной профсоюзной организации ООО «Весна» по проекту Приказа N ___ от ____________ о сокращении численности и штата работников

Проект соответствует (не соответствует) требованиям, установленным статьями ______ ТК РФ (иными нормативными актами), пунктам ______ коллективного договора.

Проект приказа учитывает (не учитывает) дополнительные обстоятельства, связанные с трудовой деятельностью работника в организации, его квалификацией и производительностью труда.

На основании изложенного МК первичной профсоюзной организации ООО «Весна» считает возможным (невозможным) принятие работодателем решения об издании приказа о расторжении трудового договора с _______________________________________.

Уважаемые коллеги . в связи с сокращением с 1 января 2015г. числа коек в лечебных учреждениях г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области и, как следствия, проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников, просим обратить внимание на строгое соблюдение трудового законодательства в этой части.

ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА РАБОТНИКОВ.

Увольнение работника по сокращению численности или штата работников учреждения здравоохранения (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) является правомерным, если:

1.Сокращение штата в учреждении действительно (реально) имело место (подтверждается изменением Штатного расписания, сокращением фонда оплаты труда и т.д.);

2.Работник не обладает преимущественным правом на оставление на работе (ст.179 ТК РФ, Отраслевое соглашение, коллективный договор);

3.Работник в письменной форме отказался от перевода на другую работу или работодатель не имеет возможности перевести работника с его согласия на другую работу (часть 2 статьи 81 ЬК РФ);

4.Если сокращение носит массовый характер, то за 3 месяца о предстоящем высвобождении работников был уведомлен профсоюзный комитет и служба занятости;

5.Работник, не менее чем за 2 месяца до увольнения был предупрежден о предстоящем увольнении в письменной форме.

6.В рассмотрении данного вопроса участвовал профсоюзный комитет (статьи 82,180 ТКРФ). По каждому работнику – члену профсоюза работодатель получил мотивированное мнение профсоюзного комитета (статья 373 ТК РФ).

Необходимо помнить, что увольнение по данному основанию не допускается в период временной нетрудоспособности работника и в период пребывания в отпуске .

Имеется категория работников, которых нельзя увольнять по сокращению штата. Это беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (статья 261 ТКРФ).

В первую очередь преимущественное право оставления на работе предоставляется работникам с более высокой квалификацией (высшая категория). При равной квалификации предпочтение следует отдавать семейным работникам при наличии двух и более иждивенцев, лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, работникам, получившим в учреждении профзаболевание или трудовое увечье и др. (часть 2 статьи 179 ТК РФ). Следует обратить внимание на коллективный договор, действующий в учреждении, которым могут быть предусмотрены и другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом.

Не менее, чем за 2 месяца до увольнения по сокращению, работники, подлежащие увольнению, должны быть письменно уведомлены о предстоящем увольнении с предложением всех имеющихся вакансий (вплоть до санитарок, дворников и т.д.), которые работник может занимать в силу своей квалификации и состояния здоровья. Отказ работника от предложенных вакансий работодатель также должен получить письменно .

Увольнение работников – членов профсоюза по сокращению штата производится с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета всоответствии со статьей 373 ТК РФ. Для учета мотивированного мнения работодатель должен представить в профком проект приказа об увольнении работника со всеми необходимыми документами: старое и новое штатные расписания, список вакансий, уведомление работника о предстоящем увольнении, предложение вакансий, письменный отказ работника от предложенных вакансий; документы, свидетельствующие о том, что работник не имеет преимущественного права оставления на работе.

Мотивированное мнение профкома оформляется протоколом заседания профсоюзного комитета, в котором отражается решение по каждому члену профсоюза, подлежащему увольнению. Необходимо иметь в виду, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения профкома . не считая времени болезни работника или нахождения в отпуске (статья 373 ТК РФ).

Профком в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа об увольнении направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме (выписка из протокола заседания профкома). Мнение, не представленное в указанный срок или не мотивированное, не учитывается .

Читайте также: Как оплачивается учебный отпуск

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов учреждений . структурных подразделений, не освобожденных от основной работы . допускается помимо общего порядка увольнения только с согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (статья 374 ТКРФ). Расторжение трудового договора по данному основанию с руководителем выборного профсоюзного органа данного учреждения и его заместителями в течение 2 лет после окончания срока полномочий допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа (статья 374 ТК РФ).

В соответствии со статьей 178 ТК РФ при увольнении по сокращению штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно части 3 статьи 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока . указанного в уведомлении, выплатив дополнительную компенсацию . в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении .

Процедура увольнения по сокращению штата или численности со всеми гарантиями и компенсациями полностью распространяется и на работников, работающих по совместительству, как внешнему, так и внутреннему.

Также обращаем ваше внимание на то, что если работник работает на полную ставку, а ему предлагают перейти на 0,75; 0,5 ставки — это также является сокращением.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРОФКОМА

Мотивированное мнение профсоюза при увольнении

Скачать выписку с мотивированным
мнением

Конституционный суд в определении от 17.07.2007 № 568-О-О указал, что профсоюзы самоуправляемы и независимы. Отсюда следует, что работники сами организовывают их деятельность, в том числе определяют, в каком порядке совершаются юридически значимые действия. Это означает, что порядок формирования мнения по поводу увольнения члена союза также определяется самим профсоюзом. Установление такого порядка в законе нарушило бы принцип независимости профсоюзного органа.

Увольнение работника в указанных случаях без учета мотивированного мнения профсоюзной организации является нарушением закона, поэтому при обжаловании увольнения чаще всего приводит к восстановлению работника на прежней должности. В таких случаях в силу ст. 394 ТК работнику может компенсироваться моральный вред и оплачиваться время вынужденного прогула. Такое решение, например, оставил в силе ВС в апелляционном определении от 09.11.2012 № 60-АПГ12-7. Неправомерным признается также увольнение спустя месяц после выражения профсоюзом своего мнения, поскольку это будет нарушением ст. 373 ТК (см. апелляционное определение Челябинского областного суда от 22.06.2015 по делу № 11-6384/2015).

Увольнение работника, состоящего сразу в 2 профсоюзах

ТК не регламентирует ситуации, когда увольняется работник, состоящий одновременно в нескольких профсоюзных организациях, хотя такие случаи встречаются на практике. По мнению судов, является правомерным:

  1. Увольнение работника, состоящего в 2 профсоюзах, в ситуации, когда один профсоюз согласен с увольнением, а второй не ответил на запрос работодателя (апелляционное определение Санкт‑Петербургского горсуда от 12.09.2013 № 33-13571/2013).
  2. Увольнение работника, состоящего в 2 профсоюзах, в ситуации, когда работодатель запросил мнение только одного из них, поскольку не был уведомлен работником о том, что тот является членом еще одного профессионального союза (апелляционное определение Московского горсуда от 26.12.2013 по делу № 11-42107).

Подведем итоги. Процедура увольнения члена профсоюза при сокращении, недостатке квалификации или неисполнении обязанностей осложняется для работодателя наличием требования получить мотивированное мнение профсоюза. В том случае, когда в недельный срок после направления в профсоюз документов тот не выражает своего мнения или высказывает согласие, работник увольняется. Если же профсоюз не согласен с увольнением, проводятся дополнительные консультации. Итоговое решение профсоюз может обжаловать в суде или ГИТ.

_______________________________________________ направляет проект

(наименование организации – работодателя)

приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора с ____________________________________________________________________________________(Ф.И.О. работника полностью, должность,профессия, отдел, подразделение или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2, п. 3 «б», п. 5) статьи 81 Трудового кодекса РФ и обоснование по нему с приложением следующих документов___________________________________________________________________________________________________

(перечисляются все документы служащие основанием для правомерности издания приказа)

Прошу в течение семи рабочих дней направить в письменной форме ваше мотивированное мнение по проекту приказа (распоряжения).

Приложение на ________ листах.

Руководитель организации ___________________ ________________________

* Образец может быть использован при документальном оформлении порядка прекращения трудового договора по инициативе работодателя по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Кроме того, в соответствии с коллективным договором (соглашением) учреждения мотивированное мнение выборного профсоюзного органа может учитываться и по другим основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Образец № 6

_____________________________(наименование первичной профсоюзной организации)

СЛУШАЛИ: Об утверждении мотивированного мнения по вопросу издания работодателем _____________________________________________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения) работодателем)

в соответствии с обращением от «______» _______________ 20_____г. № _______

Согласно статье 373 Трудового кодекса РФ, на основании проверки соблюдения работодателем норм трудового права при подготовке проекта приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора с ____________________________________________

(Ф.И.О. работника полностью, должность, профессия, отдел, подразделение или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п.2, п.3«б», п.5) статьи 81 ТК РФ утвердить следующее мотивированное мнение:

1. Представленный проект _________________________________________________

(наименование проекта приказа (распоряжения) работодателем)

и приложенные к нему документы, подтверждающие необходимость и законность его издания соответствуют требованиям, установленным (Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, законами субъекта РФ, содержащими нормы трудового права, регулирующими принятие данного локального нормативного акта, соглашениями, коллективным договором образовательного учреждения), а также не нарушает условия индивидуального трудового договора работника учреждения.

Читайте также: Перерывы при работе за компьютером трудовой кодекс

2. Согласиться с принятием работодателем решения об издании приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора с _____________________________________________

(Ф.И.О. работника полностью, должность, профессия, отдел, подразделение или место работы увольняемого работника)

в соответствии с (п. 2, п. 3 «б», п. 5) статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Председатель профсоюзной организации ___________ ____________________

Мотивированное мнение ____________________ от «_____» _____________20____г.

получил (а) ____________________________ «______» _____________20____г.

(Ф.И.О. представителя работодателя)

Если проект приказа (распоряжения) не соответствует требованиям трудового законодательства, не учитывает дополнительные обстоятельства, связанные с трудовой и общественной деятельностью работника в организации или у профкома имеются конкретные замечания и предложения по содержанию и порядку издания данного приказа (распоряжения), то профсоюзный комитет принимает решение о не возможности принятия работодателем решения об издании приказа (распоряжения) и дает развернутое мнение, в котором отражаются все замечания и предложения.

Образец запроса мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросу расторжения трудовых договоров с работниками

первичной профсоюзной организации

Запрос мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросу расторжении трудовых договоров с работниками на основании пункта 2 части первой статьи 81 ТК РФ

В соответствии с требованиями части второй статьи 82 Трудового кодекса РФ ___________________________________________________________________________

полное наименование работодателя в соответствии с учредительными документами

в лице ____________________________________________________________________

должность, ФИО представителя работодателя

просит сообщить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросу расторжения трудовых договоров со следующими работниками

Трудовые договоры с указанными работниками будут расторгнуты на основании п.2 ч. первой ст.81 ТК РФ.

Мотивированное мнение по вопросу расторжения трудовых договоров с данными работниками просим представить в письменной форме в семидневный срок со дня вручения настоящего уведомления. Мнение профсоюза, не представленное в указанный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 373 Трудового кодекса РФ при расторжении трудовых договоров с указанными работниками учитываться не будет.

1. Копия _________________________________________________________ - на ___ л. в 1 экз.

наименование документа, подтверждающего принятие решения о сокращении численности (штата) работников организации

2. Копия приказа о сокращении численности (штата) работников организации

от "_____" ______________ 20___г. № ______- на __ л. в 1 экз.

3. Копия штатного расписания организации — на __ л. в 1 экз.

4. Проект приказа о расторжении трудовых договоров с работниками - на _ л. в 1 экз.

5. Копии уведомлений работников о предстоящем расторжении трудовых договоров - на _ л. в 1 экз.

6. Копии документов о предложении высвобождаемым работникам вакансий - на __ л. в 1 экз.

7. Копии извещения органов службы занятости о расторжении трудовых договоров с работниками - на __ л. в 1 экз.

_______________________ _________________ __________________________

должность представителя работодателя подпись расшифровка подписи

Запрос мотивированного мнения по вопросу возможности расторжения трудовых договоров с работниками мне вручен "___" _________ 20___г.

Должность представителя профоргана подпись расшифровка подписи

Оставить комментарий к документу

Считаете документ неправильным?
Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки.
Без комментария оценка не будет учтена!

Спасибо, ваша оценка учтена.
От вашей активности качество документов будет расти.

Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Образец запроса мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросу расторжения трудовых договоров с работниками», а также задать вопросы . связанные с ним.

Если вы хотите оставить

М.Г. Мошкович, юрист

Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»

Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положение об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

Что такое представительный орган

Внимание

Представительный орган работников - это не обязательно профсоюз.

Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа - это право работнико встатьи 29 , 31 ТК РФ . То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

При утверждении многих локальных нормативных актов (далее - ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии таковог ост. 8 ТК РФ .

ВЫВОД

Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избра нПостановление 17 ААС от 14.08.2009 № 17АП-6400/2009-АК .

В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не был оПостановление 9 ААС от 08.08.2011 № 09АП-17511/2011-АК, 09АП-17512/2011-АК .

Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитыва лКассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 № 33-15808/2011 .

Проще создать, чем спорить?

Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа - это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее 2/3 избранных делегато вст. 31 , ч. 3 ст. 399 ТК РФ .

Представитель (если речь идет о «назначенце», то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник)ч. 3 ст. 399 ТК РФ . Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

О чем важно помнить при наличии представительного органа

Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

Когда надо учитывать мнение представительного органа

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен штрафст. 2.4 , ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ; Решение Рязанского областного суда от 15.06.2010 :

  • 30 000- 50 000 руб. - для организации;
  • 1000- 5000 руб. - для ее руководителя (предпринимателя).

Ответ - во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труд аст. 135 ТК РФ (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестаци ист. 81 ТК РФ , перечня должностей работников с ненормированным рабочим дне мст. 101 ТК РФ , графиков сменност ист. 103 ТК РФ и т. д.

Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные сумм ыПостановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2009 № 44г-110/09 .

Как учитывать мнение представительного органа

В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ.

Внимание

В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка «учета мнения», не будут применятьс ястатьи 8 , 372 ТК РФ .

Речь идет об утверждении:

  • графика сменност ист. 103 ТК РФ ;
  • формы расчетного листк аст. 136 ТК РФ ;
  • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труд аст. 147 ТК РФ ;
  • правил внутреннего трудового распорядк аст. 190 ТК РФ ;
  • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальносте йст. 196 ТК РФ ;
  • правил и инструкций по охране труда для работнико вст. 212 ТК РФ .

Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

1ч. 4 ст. 372 ТК РФ ; 2ст. 398 ТК РФ

При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной - ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т. д.

Какие льготы имеют представители работников

Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскани ястатьи 39 , 405 ТК РФ . В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требовани йст. 399 ТК РФ . Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельност ист. 32 ТК РФ .

Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в су дст. 361 ТК РФ .