Концепция общественной безопасности рф от 20.11. К вопросу о концепции общественной безопасности в российской федерации

Ключевые слова

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PUBLIC SAFETY / / REGIONAL SYSTEMS OF ENSURING PUBLIC SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Воронов А. М.

Введение: Становление правового государства сложный, противоречивый процесс. Наряду с явными достижениями в демократизации общественной жизни, либерализации экономики развитие России характеризуется наличием деструктивных явлений, существенно тормозящих осуществление социально-экономических реформ, ставящих под угрозу законные права и интересы граждан, общества, государства. Поэтому не случайно повышенное внимание современной науки к проблеме обеспечения общественной безопасности . Методы: для получения максимально объективных данных об исследуемом предмете автор основывал свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, применялись частнонаучные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, системного анализа. Результаты: предлагаются некоторые ключевые методологические основания, которыми следует руководствоваться при разработке региональных систем обеспечения общественной безопасности , разработка и внедрение которых будет способствовать реализации положений Концепции общественной безопасности Российской Федерации. Автор аргументирует целесообразность разработки и принятия закона Пермского края «Об общественной безопасности Пермского края». Перспективы: предложенный автором оригинальный подход к исследованию проблем функционирования, в том числе и региональных систем обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, имеет несомненную теоретическую и практическую значимость. Научная разработка системы теоретических воззрений на стратегию и тактику обеспечения общественной безопасности в субъектах РФ, направленных на реализацию Концепции общественной безопасности Российской Федерации, в качестве отдельного направления правоохранительной деятельности до настоящего времени как на исследовательском, так и на законодательном уровне не предпринималась.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Воронов А. М.

  • Региональная система обеспечения общественной безопасности (на примере Пермского края)

    2014 / Стахов А. И.
  • Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование

    2017 / Свистунов Д.Е.
  • 2015 / Степанов А. В.
  • Общественная безопасность и безопасность общества: соотношение понятий

    2018 / Ильичев И.Е., Богмацера Э.В.
  • Право личности на криминологическую безопасность: понятие, содержание, место в системе национальной безопасности Российской Федерации

    2018 / Колоткина Оксана Анатольевна, Минникес Илья Анисимович, Ягофарова Инара Дамировна
  • Теоретические аспекты и правовые подходы к определению понятия общественной безопасности

    2016 / Басова Юлия Юрьевна
  • Региональный аспект модели обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации

    2017 / Попова Анастасия Сергеевна
  • Юридическая природа советов безопасности субъектов Российской Федерации и основные направления их деятельности

    2017 / Богмацера Э.В., Ерыгин А.А.
  • Теоретические аспекты реализации правовой политики по обеспечению экономической безопасности на современном этапе

    2016 / Игнатов Дмитрий Анатольевич

CONCEPT OF PUBLIC SAFETY: QUESTIONS OF REALIZATION

Introduction: Formation of the constitutional state difficult, inconsistent process. Along with obvious achievements in democratization of public life, economy liberalization development of Russia is characterized by existence of the destructive phenomena which significantly are slowing down implementation of social and economic reforms, threatening legitimate rights and interests of citizens, societies, the states. Therefore special attention of modern science to a problem of ensuring public safety isn"t casual. Methods: For obtaining the most objective data on a studied subject the author based the research on general scientific methods, such as induction, deduction, the analysis, synthesis. Besides, private and scientific methods were applied: comparative and legal, historical and legal, for-malno-logical, system analysis. Results: For the purpose of optimization of implementation of the Concept of public safety of the Russian Federation by the author some key methodological bases by which it is necessary to be guided when developing regional systems of ensuring public safety are offered. The author reasons expediency of development and adoption of law of Perm Krai «About public safety of Perm Krai». Prospects: The original approach offered by the author to research of problems of functioning of regional systems of ensuring public safety in the Russian Federation has the undoubted theoretical and practical importance. Scientific development of the system of theoretical views on strategy and tactics of ensuring public safety in the territorial subjects of the Russian Federation directed on implementation of the Concept of public safety of the Russian Federation, as the separate direction of law-enforcement activity so far both on research, and at legislative level wasn"t undertaken.

Текст научной работы на тему «Концепция общественной безопасности: вопросы реализации»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

II. КОНСТИТУЦИОННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

УДК 351:342.9

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ

А.М. Воронов

Доктор юридических наук, профессор,

директор Центра правовых основ развития госуправления и гражданского общества Институт проблем эффективного государства и гражданского общества, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49 E-mail: [email protected]

Введение: Становление правового государства - сложный, противоречивый процесс. Наряду с явными достижениями в демократизации общественной жизни, либерализации экономики развитие России характеризуется наличием деструктивных явлений, существенно тормозящих осуществление социально-экономических реформ, ставящих под угрозу законные права и интересы граждан, общества, государства. Поэтому не случайно повышенное внимание современной науки к проблеме обеспечения общественной безопасности. Методы: для получения максимально объективных данных об исследуемом предмете автор основывал свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, применялись частнонаучные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, системного анализа. Результаты: предлагаются некоторые ключевые методологические основания, которыми следует руководствоваться при разработке региональных систем обеспечения общественной безопасности, разработка и внедрение которых будет способствовать реализации положений Концепции общественной безопасности Российской Федерации. Автор аргументирует целесообразность разработки и принятия закона Пермского края «Об общественной безопасности Пермского края». Перспективы: предложенный автором оригинальный подход к исследованию проблем функционирования, в том числе и региональных систем обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, имеет несомненную теоретическую и практическую значимость. Научная разработка системы теоретических воззрений на стратегию и тактику обеспечения общественной безопасности в субъектах РФ, направленных на реализацию Концепции общественной безопасности Российской Федерации, в качестве отдельного направления правоохранительной деятельности до настоящего времени как на исследовательском, так и на законодательном уровне не предпринималась.

Ключевые слова: общественная безопасность; реализация Концепции общественной безопасности; региональные системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации

Введение

Становление правового государства -сложный, противоречивый процесс. Наряду с явными достижениями в демократизации общественной жизни, либерализации экономики развитие России характеризуется наличием деструктивных явлений, существенно тормозящих осуществление социально-

© Воронов А.М., 2014

экономических реформ, ставящих под угрозу законные права и интересы граждан, общества, государства. Поэтому не случайно повышенное внимание современной науки к проблеме обеспечения общественной безопасности.

Поиск путей разрешения существующего противоречия между ожидаемым обществом состоянием защищенности и его

реальным осуществлением - одна из основных задач российской юридической науки.

Это принципиальное суждение придает проблеме обеспечения общественной безопасности Российской Федерации общенаучный характер. Ее разработка предполагает координацию усилий ученых и специалистов различных отраслей знаний в целях формирования платформы административно-правовой деятельности публичной администрации по обеспечению общественной безопасности Российской Федерации. При этом социальная потребность в теоретико-прикладной разработке Концепции общественной безопасности была вызвана тем, что формирование как теоретико-прикладных, так и законодательных ее основ имеет весьма непродолжительную историю.

Необходимо отметить, что в середине 90-х годов XX века предпринималась попытка разработать Доктрину общественной безопасности Российской Федерации, согласно которой она должна была составить основу для разграничения функций органов исполнительной власти в сфере обеспечения общественной безопасности Российской Федерации.

В составе рабочей группы при ее разработке принимали участие ученые ВНИИ МВД России - профессор М.М. Бабаев, профессор А.П. Шергин и другие ученые. Как справедливо они отмечали, «лошадь у нас идет позади телеги», т. е. на законодательном уровне принимаются различные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственных органов власти в сфере обеспечения общественной безопасности, однако концептуальных основ, определяющих систему взглядов, единый, определяющий замысел стратегии и тактики ее обеспечения, на законодательном уровне не принято.

Однако Доктрина по различным причинам не была утверждена и, как следствие, принимаемые в дальнейшем нормативные правовые акты в этой области (в том числе и на законодательном уровне), как правило, были разобщены по своему содержанию,

хотя и преследовали единую цель - обеспечение защищенности общества .

На наш взгляд, это следующие причины: во-первых, проблемы информационного обеспечения правотворческого процесса, так как правовые акты, охватывающие своим содержанием сферу общественной безопасности, имеют место в информационном массиве различных отраслей права; во-вторых, разработка Доктрины предполагает координацию усилий ученых и специалистов различных отраслей знаний в целях получения научно обоснованных и практически значимых результатов как фундамента для конструирования правовых основ деятельности органов публичной власти Российской Федерации, общественных организаций (объединений) и граждан по обеспечению общественной безопасности.

Российское законодательство

об общественной безопасности: состояние и перспективы

За последние два десятилетия в сфере обеспечения общественной безопасности принято более 50 федеральных законов, десятки указов Президента Российской Федерации, более 100 постановлений Правительства РФ, значительное количество нормативных актов субъектов РФ. Несмотря на такое обилие правового материала, складывалась ситуация, когда не только не существовало целостной системы законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности, да и правовое регулирование охватывало только часть общественных отношений, связанных с противодействием различного рода опасностям и угрозам, а в остальных аспектах было больше пробелов, чем правовых решений.

На наш взгляд, не дал ответа на поставленные вопросы и принятый Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» , хотя его принятие и стало важной вехой в развитии теории безопасности. При этом следует отметить, что за годы действия закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» существенно изменился характер реальных внешних и внутренних опас-

ностей и угроз, участились природные и техногенные катастрофы, возникли принципиально новые проблемы в области взаимоотношений с иностранными государствами и альянсами. Серьезные изменения претерпела стратегия международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Новые угрозы и вызовы изменили содержание и направленность деятельности Российского государства по обеспечению безопасности. Соответственно потребовались корректировка действующего закона «О безопасности», расширение и уточнение целей и задач, стоящих перед Россией в этой области, а также полномочий органов государственной власти по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности» определяются основные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

В нем, в соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации, определяется статус Совета Безопасности Российской Федерации, его задачи, функции, состав и порядок организации деятельности.

Так, к основным задачам Совета Безопасности Российской Федерации, согласно Федеральному закону относятся: обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выра-

ботка мер по их нейтрализации, а также ряд других.

В соответствии с Федеральным законом, Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Однако анализ положений ныне действующего Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» дает основания констатировать, что он не только не содержит понятие безопасности, но и не определяет перечень объектов безопасности и ряд других вопросов.

Так, в ст. 1, посвященной предмету регулирования Закона, указывается лишь на то, что он определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не раскрывая при этом механизма обеспечения безопасности. То есть законодатель вообще уходит от ответов на какие-либо вопросы и четких формулировок правовых дефиниций.

Таким образом, из 20 статей закона лишь 7 представляют определенный интерес в плане методологии обеспечения безопасности, остальные посвящены описанию полномочий Президента Российской Федерации и других субъектов обеспечения безопасности, а также статусу Совета Безопасности. На наш взгляд, тексты, появившиеся в периодической печати публикаций (например, «Федеральный закон "О безопасности"», Положение о Совете Безопасности Российской Федерации» ), вполне

соответствуют содержанию ныне действующего закона «О безопасности».

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения общественной безопасности не имеет в своей основе общей стратегии. В этой области остается достаточный правовой простор для его дальнейшего совершенствования.

О Концепции общественной безопасности в РФ

Автор настоящей публикации почти два десятка лет посвятил исследованию данной проблематики. В январе 2006 г. во ВНИИ МВД России была защищена докторская диссертация на тему «Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения», в приложении №1 которой был представлен разработанный автором проект Концепции обеспечения общественной безопасности.

Работа по данной проблематике была продолжена на базе ВНИИ МВД, где была создана рабочая группа из представителей Совета Безопасности, ФСБ и МВД России, а также других заинтересованных ведомств. И как следствие этой кропотливой работы 14 ноября 2013 г. Президентом России утверждается Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (далее - Концепция) в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности. Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику по повышению защищенности человека и гражданина, а также материальных и духовных ценностей общества, в связи с этим она подготовлена с учетом «Концепции социально-экономического развития» на период до 2020 года, а также «Стратегии национальной безопасности России» (до 2020 года).

В ней впервые дается трактовка понятия общественной безопасности, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и ду-

ховных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При таком подходе приоритет отдан оперативно-розыскной деятельности субъектов безопасности (правоохранительных органов), которая заключается именно в выявлении, предупреждении, раскрытии и профилактике преступлений, а также административных правонарушений в сфере общественной безопасности.

Как отмечается в Концепции, состояние общественной безопасности в стране охарактеризовано как нестабильное. Среди главных угроз названы терроризм, экстремизм, коррупция, незаконная миграция, высокий уровень преступности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Определены цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности. Главные задачи: укрепить правопорядок; сохранить гражданский мир, политическую и социальную стабильность в обществе; снизить уровень преступности. При этом решение многих задач возлагается на правоохранительные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции, оперативно-розыскную деятельность, направленную именно на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений. Исключительно большое значение в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов придается профилактике преступлений, в том числе и вопросам детской безнадзорности. Предпринимаемые политические, организационные, социально-экономические, информационные, правовые и иные меры должны проводиться системно и комплексно. В документе предусмотрены создание государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, совершенствование законодательства, внедрение комплексных целевых программ обеспечения общественной безопасности.

В связи с этим Концепция определяет основные направления деятельности сил обеспечения общественной безопасности в

области противодействия терроризму и экстремизму, в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам, коррупции и незаконной миграции.

При обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Концепция исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных:

На предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

На профилактику социальных и межнациональных конфликтов;

На предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

На совершенствование государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;

На развитие международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

Концепция, рассчитанная на срок до 2020 года, называет основные угрозы безопасности, а также определяет методы противодействия этим угрозам. «Несмотря на

принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут», - констатируется в документе.

К числу основных угроз Концепция относит не только терроризм, экстремизм и преступность. Не менее опасным явлением признана коррупция: «Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств». Все это в итоге существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления. При этом именно коррупция подрывает доверие граждан к государственным институтам и влияет на формирование общего имиджа России за рубежом.

Официальной угрозой общественной безопасности названа и нелегальная миграция. Именно нелегальная миграция, отмечается в концепции, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. При этом, по сути, впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции, т.е. в плане переезда граждан России из одного региона в другой. Сейчас, признается в документе, именно особенности внутренней миграции зачастую способствуют возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличению количества этнических организованных преступных групп.

Еще один фактор, официально признанный угрозой общественной безопасности, - это степень износа объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений. Все это повышает риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наблюдаются тревожные признаки и в области защищенности населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов. Биологическая и химическая промышленность находятся в упадке, отмечается в документе, санитарно-эпидемиологическая ситуация ухудшилась, а это значит, что появляются новые биологические и химические угрозы, повышаются серьезные риски причинения вреда жизни и здоровью людей.

Следует отметить, что реализация Концепции предусмотрена в два этапа: на первом этапе - с настоящего времени до 2016 года планируются принятие необходимых правовых актов, предусмотренных документом, разработка и апробация комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности и корректировка соответствующих программ на региональном и местном уровне.

На втором этапе (2017-2020 годы) должны быть утверждены комплексные целевые программы по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, чрезвычайных ситуаций. В этот период также планируются реализация и мониторинг принятых комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности.

Таким образом, выстраивается целый комплекс мер и мероприятий, направленных на реализацию положений Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и в первую очередь на региональном (Пермский край) и местном уровнях. Кратко остановимся лишь на некоторых ключевых методологических основаниях разработки региональных систем обеспечения общественной безопасности на примере Пермского края.

Методологические основы исследования проблем в сфере функционирования как государственной, так и негосударственной систем обеспечения общественной безопасности Пермского края должны иметь комплексный характер и включать ряд концептуальных подходов, дающих возможность раскрыть различные аспекты этого сложного социального явления.

Теоретический анализ проблемы обеспечения общественной безопасности требует достаточно глубокого рассмотрения вопросов, касающихся качественных характеристик и состояния общественной безопасности в субъектах Российской Федерации. Особое значение в данном контексте имеет выяснение сущностной, содержательной стороны проблемы, которая заключается в определении функциональных и ресурсных возможностей государства по обеспечению защищенности общества от потенциальных и существующих угроз, способных нанести ущерб основам конституционного строя России, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в регионе.

История становления теоретических взглядов на проблемы обеспечения общественной безопасности свидетельствует, что для методологического анализа этой проблемы крайне важен вопрос о выборе основы научного мировоззрения. В конечном итоге исторический анализ научных основ теории государства и права показывает, что вопросы обеспечения общественной безопасности, как и государственной безопасности, находятся в зависимости от конкретных политико-правовых учений.

Формирование концептуальных основ функционирования систем обеспечения общественной безопасности предполагает прежде всего дефинирование понятий, используемыми для характеристики проблемы обеспечения общественной безопасности: «общественная безопасность», «угрозы общественной безопасности», «обеспечение общественной безопасности», «система обеспечения общественной безопасности», «региональная система обеспечения общественной безопасности», «функционирование региональной системы обеспечения общественной безопасности».

При этом теоретическое исследование проблем в сфере функционирования региональных систем обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации нуждается в экспериментально-правовой

оценке. Следует признать, что научная разработка системы теоретических воззрений на стратегию и тактику обеспечения общественной безопасности в субъектах РФ (Пермский край) в качестве отдельного направления правоохранительной деятельности до настоящего времени как на исследовательском, так и на законодательном уровне не предпринималась.

В связи с изложенным представляется целесообразной в целях реализации положений Концепции общественной безопасности в Российской Федерации разработка законов субъектов РФ об общественной безопасности.

Библиографический список

1. Воронов А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2006. 76 с.

2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения: 20.10.2014).

2. О безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. №390-Ф3 //Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №1, ст. 2.

3. Федеральный закон «О безопасности». Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2011. 16 с.

1. Voronov A.M. Obshhestvennaja bezopas-nost": administrativnye i informacionno-pravovye problemy obespechenija : avtoref. diss.... d-ra jurid. nauk. Moscow, 2006. 76 p. (In Russ).

2. Koncepcija obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii . URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 (data obrashcheniya: 20.10.2014) (In Russ).

3. O bezopasnosti: Feder. zakon Ros. Federacii ot 28 dekabrja 2010 g. №390-FZ // Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii -Russian Federation Code. 2011. №1. St. 2. (In Russ).

4. Federal"nyj zakon «O bezopasnosti». Polozhenie o Sovete Bezopasnosti Rossijskoj Federacii . Novosibirsk: Izd-vo Sib.un-ta, 2011. 16 p. (In Russ).

CONCEPT OF PUBLIC SAFETY: QUESTIONS OF REALIZATION A.M. Voronov

Institute of problems of the effective state and civil society, Financial University under the Government of the Russian Federation 49, Leningradsky Prospekt, Moscow,125993. E-mail: [email protected]

Introduction: Formation of the constitutional state - difficult, inconsistent process. Along with obvious achievements in democratization of public life, economy liberalization development of Russia is characterized by existence of the destructive phenomena which significantly are slowing down implementation of social and economic reforms, threatening legitimate rights and interests of citizens, societies, the states. Therefore special attention of modern science to a problem of ensuring public safety isn"t casual. Methods: For obtaining the most objective data on a studied subject the author based the research on general scientific methods, such as induction, deduction, the analysis, synthesis. Besides, private and scientific methods were applied: comparative and legal, historical and legal, for-malno-logical, system analysis. Results: For the pur-

pose of optimization of implementation of the Concept of public safety of the Russian Federation by the author some key methodological bases by which it is necessary to be guided when developing regional systems of ensuring public safety are offered. The author reasons expediency of development and adoption of law of Perm Krai «About public safety of Perm Krai». Prospects: The original approach offered by the author to research of problems of functioning of regional systems of ensuring public safety in the Russian Federation has the undoubted theoretical and practical importance. Scientific development of the system of theoretical views on strategy and tactics of ensuring public safety in the territorial subjects of the Russian Federation directed on implementation of the Concept of public safety of the Russian Federation, as the separate direction of law-enforcement activity so far both on research, and at legislative level wasn"t undertaken.

Keywords: public safety; implementation of the Concept of public safety; regional systems of ensuring public safety in the Russian Federation

Информация для цитирования:

Воронов А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 35-42.

Voronov A.M. Koncepcija obshhestvennoj bezopasnosti: voprosy realizacii // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki -Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 35-42. (In Russ).

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заслушав информацию Министра внутренних дел Российской Федерации о мерах по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Министерство внутренних дел Российской Федерации в рамках своих полномочий последовательно реализует мероприятия по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации, по выявлению, предупреждению, пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина.

В условиях адаптации к новой организационно-штатной структуре сохранено устойчивое функционирование системы органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечен контроль над оперативной обстановкой в стране.

Продолжается работа по формированию правовой базы системы профилактики правонарушений.

Осуществляются мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения и предупреждение опасного поведения его участников.

Вместе с тем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание на комплекс проблем, требующих от правоохранительных органов принятия незамедлительных системных мер.

Особую тревогу вызывают коррупция, организованная преступность, незаконная миграция, межэтническое и межконфессиональное противостояние.

Нерешенность указанных проблем приводит к тому, что российские граждане ощущают неуверенность в своей защищенности. Это вызывает их возмущение и в конечном счете проявление протестных настроений.

Повышенного внимания правоохранительных органов также требуют обеспечение правопорядка в общественных местах и на объектах массового пребывания людей, в том числе в рамках подготовки к проведению крупных спортивных и иных мероприятий, профилактика, выявление и пресечение преступлений в отношении несовершеннолетних, престарелых граждан, а также правонарушения, связанные с жестоким обращением с животными.

Актуальными остаются вопросы формирования и принятия концепции общественной безопасности Российской Федерации, совершенствования нормативно-правовых основ деятельности полиции.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра внутренних дел Российской Федерации о мерах по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

1) N 588894-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации);

2) N 131775-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения";

3) N 180002-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";

5) N 283657-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за нарушение правил содержания, выгула животных).

1) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";

2) поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за проживание на территории Российской Федерации без документов, удостоверяющих их личность, и порядка привлечения к ответственности указанных лиц, а также предусматривающих наделение должностных лиц системы органов внутренних дел полномочиями по вынесению постановлений об административных правонарушениях за нарушения миграционного законодательства;

3) поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти подготовить предложения об усилении административной ответственности работодателей за нарушения миграционного законодательства;

4) поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о возвращении подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации функции контроля за наличием у водителей диагностической карты.

1) внести в Правительство Российской Федерации предложения по законодательной конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сферах обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка в целях реализации положений части 2 статьи 47 Федерального закона "О полиции";

2) проработать совместно с Федеральной миграционной службой и Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации вопрос о введении обязательной дактилоскопической регистрации всех прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

3) осуществить комплекс мер, направленных на:

увеличение штатной численности участковых уполномоченных полиции, предусмотрев возможность долгосрочного пребывания в этих должностях за счет обязательного совмещения несения службы и проживания на одном административном участке, повышения предельного звания по должности на одну ступень, а также введения дополнительных льгот для указанной категории сотрудников;

повышение эффективности деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

1) осуществлять мониторинг реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, по итогам которого принимать дополнительные меры по пресечению незаконной миграции;

Государство должно выработать новые меры профилактики коррупции и криминализации общественных отношений. Такую задачу ставит Концепция общественной безопасности, подписанная президентом и опубликованная вчера на сайте Кремля.

Концепция, рассчитанная на срок до 2020 года, называет основные угрозы безопасности, а также определяет методы противодействия этим угрозам. "Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут", - констатируется в документе.

К числу основных угроз концепция относит не только терроризм, экстремизм и преступность. Не менее опасным явлением признана коррупция: "Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств". Все это в итоге существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления. Плюс именно коррупция подрывает доверие граждан к государственным институтам и влияет на формирование общего имиджа России за рубежом.

Официальной угрозой общественной безопасности названа и нелегальная миграция. Именно нелегальная миграция, отмечается в концепции, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. При этом по сути впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции, то есть переезда граждан России из одного региона в другой. Сейчас, признается в документе, именно особенности внутренней миграции зачастую способствуют возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличению количества этнических организованных преступных групп.

Еще один фактор, официально признанный угрозой общественной безопасности, - это уровень износа объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений. Все это повышает риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наблюдаются тревожные признаки и в области защищенности населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов. Биологическая и химическая промышленность находятся в упадке, отмечается в документе, санитарно-эпидемиологическая ситуация ухудшилась, а это значит, что появляются новые биологические и химические угрозы, повышаются серьезные риски причинения вреда жизни и здоровью людей.

В целом, признается в концепции, состояние общественной безопасности сейчас нестабильно.

Что предлагается сделать? Во-первых, изменить сам подход и оценивать все проблемы, связанные с безопасностью граждан, в комплексе, а не по отдельности. Во-вторых, документ предусматривает создание общей системы мониторинга состояния общественной безопасности: будут установлены критерии оценки угроз, на основании которых должны составляться краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации. В-третьих, будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, в том числе установления дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере общественной безопасности, а также социальной поддержки жертв преступлений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кстати, в зону законодательных приоритетов включены и проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В-четвертых, будут сформированы комплексные целевые программы обеспечения общественной безопасности, которые и станут основным ориентиром для органов власти. Эти программы должны будут включать не только анализ правоприменительной практики, но и внедрение в российскую действительность передового зарубежного опыта в области обеспечения общественной безопасности.

Реализация концепции будет проходить в два этапа: 2013-2016, 2017-2020 годы. На первом этапе комплексные целевые программы по обеспечению общественной безопасности будут разработаны и апробированы, на втором этапе начнется их выполнение уже в масштабах страны.

В итоге, как отмечается в документе, реализация концепции будет способствовать повышению эффективности защиты жизни, здоровья и прав граждан, а также усилению роли государства как гаранта безопасности.

Когда у страны и общества нет основополагающей идеи, сложно осуществлять задачи второго, третьего и далее уровней. Среди правительственных документов, обнародованных в конце прошлого года, один, безусловно, – стратегически важный. Это «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденная 20 ноября Президентом России Владимиром Путиным.

Концепция называет основные угрозы безопасности и определяет методы противодействия им. Важно, что документ признает – состояние общественной безопасности нестабильно. Реализация концепции будет проходить в два этапа: 2013-2016 и 2017-2020 годы. На первом этапе комплексные целевые программы по обеспечению общественной безопасности будут разработаны и апробированы, на втором начнется их выполнение в масштабах страны.

Что предлагается? Во-первых, принципиально изменить сам подход и оценивать проблемы, связанные с безопасностью, в комплексе, а не по отдельности (то есть то, что называют «системный подход»). Во-вторых, создать масштабную систему мониторинга состояния общественной безопасности – установить критерии оценки угроз, на их основании составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы, принимать решения. В-третьих, усовершенствовать законодательство, включая дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за правонарушения в сфере общественной безопасности (первые шаги уже видны – Госдумой принято законодательное решение о досудебном порядке блокировки экстремистских сайтов). В-четвертых, сформировать комплексные целевые программы обеспечения общественной безопасности, которые и станут главным ориентиром для органов власти. Такие программы должны включать внедрение в российскую действительность передового зарубежного опыта в области обеспечения общественной безопасности.

Документ долгожданный и правильный, по объему большой – проблем накопилось немало. Я выделю именно то, что мне показалось важным.

Среди основных угроз названа нелегальная миграция, которая создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции – переезда жителей восточных республик в столичные и промышленные центры. В документе признается, что именно такая миграция способствуют увеличению количества этнических организованных преступных групп, возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни.

О чем еще говорится впервые? Среди мер по обеспечению безопасности в пункте 5.а предлагаются меры по пресечению «преступлений, связанных… с торговлей людьми». Вдумайтесь: торговля людьми уже констатируется как одна из опасных угроз, и не кем-то, а Президентом, гарантом Конституции. Значит, дело зашло далеко…

Выдержки из Концепция общественной безопасности в Российской Федерации:

«Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности… являются: принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов… противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

«Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации…».

«Уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наемников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие».

«Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны… создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остается переселение мигрантов с востока страны в центр, в результате чего… растет социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп».

…К моему удивлению, документ этот, своего рода Священное Писание для административных структур и всего общества на долгие годы, остался, фактически, без серьезных комментариев и откликов. То ли слишком масштабным он показался, то ли народ перенасытился разного рода «программами» и «концепциями», но глубокого анализа я, как не искал, так и не смог найти ни в печатных изданиях, ни на форумах в сети.

Мне бросилась в глаза такие особенности концепции. Во-первых, социальные и межнациональные конфликты идут в одном ряду, делается акцент на их профилактике. Во-вторых, единым блоком представлены материальные и духовные ценности общества – это повторяется многократно и под разными ракурсами.

Под общественной безопасностью понимается «состояние защищенности… материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств», под угрозой общественной безопасности – «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба… материальным и духовным ценностям общества», целями обеспечения общественной безопасности названо «достижение и поддержание необходимого уровня защищенности… материальных и духовных ценностей общества», «превентивная защита материальных и духовных ценностей общества».

Духовные ценности общества… А о чем, собственно, идет речь? Конкретизации нет, а жаль…

Что меняет «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации»? Многое. Еще недавно сама констатация фактов в духе того, то в России самый высокий среди европейских стран уровень убийств на душу населения или несоизмеримо высокие на фоне, например, Израиля, гражданские потери от терактов, выглядели, как оппозиционная крамола. Теперь все эти аргументы звучат в рамках реализации концепции, подписанной Президентом и Главнокомандующим. Теперь тот, кто будет отвергать предлагаемые меры по повышению безопасности – уже не либерал и не защитник свобод, а, как минимум, человек, недопонимающий уровень существующей для общества опасности…

Исходя из сложившейся ситуации, вопросы общественной безопасности должны решаться оперативно. Сделать это вполне реально. Любые попытки имитации борьбы, будут оцениваться крайне отрицательно – народ чутко реагирует на все политические движения, как рентген видит любое «шевеление под одеялом».

Один из вопросов, который сразу же возникает, – можно ли осуществить концепцию общественной безопасности, не имея национальной идеи, концепции, объединяющей народы страны? И сам собой возникает второй вопрос – а может ли сама Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей? Может быть, мы это поймет тогда, когда она начнет не на бумаге, а реально осуществляться?

Сергей Синенко

2018-04-12T14:57:38+05:00 Сергей Синенко Анализ - прогноз Антитеррор Блог Сергея Синенко анализ,антитеррор,прогноз,Россия Может ли Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей? Когда у страны и общества нет основополагающей идеи, сложно осуществлять задачи второго, третьего и далее уровней. Среди правительственных документов, обнародованных в конце прошлого года, один, безусловно, – стратегически важный. Это «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденная 20 ноября Президентом... Сергей Синенко Сергей Синенко [email protected] Author Посреди России

Концепция общественной безопасности Российской Федерации является составной частью концепции национальной безопасности Российской Федерации - периода становления новой российской государственности, осуществления демократических реформ и формирования новой системы общественных отношений.

Переход к этим новым формам происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере безопасности, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В диссертации с учетом современных реалий изложены основные понятия: общественной безопасности, административно-правового режима общественной безопасности, его структура, содержания, классификация, методы обеспечения.

1. Общественная безопасность является разновидностью национальной безопасности. Она представляет собой емкую социально-правовую категорию. Ее значение на современном этапе развития Российской государственности возрастает. Однако, к всеобщему сожалению, сегодня можно констатировать, что у нас нет, достаточно научно-обоснованной, Концепции общественной безопасности Российской Федерации и понятия общественной безопасности, в частности. В юридической литературе на понимание общественной безопасности высказаны различные взгляды.

Еще по теме Концепция общественной безопасности Российской Федерации:

  1. Концепция общественной безопасности Российской Федерации
  2. § 3. Конституционно-правовые средства обеспечения единства правовой системы Российской Федерации
  3. § 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав
  4. 1. Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
  5. 4. Преступления, нарушающие общие правила безопасности. Характеристика отдельных видов преступлений против общественной безопасности
  6. § 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
  7. §1. Общее понятие, цели и методы современной уголовной политики Российской Федерации.
  8. §3. Особенности реализации уголовной политики в сфере налогообложения и налогово-правовые средства обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. 3.1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - основа формирования основных положений уголовной политики в сфере налогообложения.
  9. §3. Основные тенденции развития миграционного законодательства зарубежных стран н возможность их внедрения в миграционное законодательство Российской Федерации
  10. Глава 5. Региональные проблемы криминализации и общественной безопасности (на примере Свердловской области)