Конструктивное или деструктивное развитие конфликтов: факторы их «управляемости. Влияние конфликта на организацию и его разрешение

Среди конструктивных функции конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие.

Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников и т.п. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной

ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя (в 17% случаев качество деятельности руководителя ухудшается). Сравнение динамики изменения качества деятельности руководителя и подчиненного показывает, что качество индивидуальной деятельности подчиненного значительно чаще (почти в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению с качеством деятельности руководителя. После конфликта руководитель или не меняет отношения к работе, или лучше относится к выполнению обязанностей, чем до конфликта. Объясняется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.

При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Это происходит в четыре раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, который отстаивал в борьбе сомнительные цели.

Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Помимо конструктивных функций конфликт, как правило, имеет и деструктивные последствия.

Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмированием оппонентов. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.

Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт - это деструкция системы межличностных отношение, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются

Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. После его завершения происходит частичная нормализация взаимоотношений, но они редко полностью восстанавливаются. В конфликтах между государственными служащими после завершения конфликта отношения оппонентов еще более ухудшаются. Это связано с тем, что в значительной

части данных конфликтов один из оппонентов обычно вынужден увольняться, что не способствует восстановлению взаимоотношений.

Конфликт формирует негативный образ другого - «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему.

Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия. Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что руководитель всегда прав, мнение о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

Влияние конфликтов на социальное окружение

Конфликт иногда оказывает значительное воздействие на микро- и макросоциальную среду. Чем интенсивнее связи оппонентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем.

«· Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений. Одной из форм осуществления инновации является конфликт.

Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива (рис. 18.5). Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности |94].

Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл).

В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

1. Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого - деструктивен.

2. Среди конструктивных функций конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционировании коллектива; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностные отношения, вызывает болезни; может ухудшать качество индивидуальной деятельности; способствует закреплению социальной пассивности личности.

3. Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др. Негативное влияние конфликта заключается в нарушении системы отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы.

Основным побудительным моментом, управляющим поведением человека, является мотив . Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков.

Потребность, или нужда в чем-то, согласно классификации А.Маслоу подразделяются так:

1. физиологические потребности;

2. потребности в защите или безопасности;

3. потребности в любви или причастности;

4. потребности в признании, то есть в результатах и социальной идентификации;

5. потребности в самовыражении.

Существующие многообразные и даже противоречивые потребности человека складываются в определенную иерархию в зависимости от следующих факторов:

Значимости определенной потребности для субъекта;

Достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу;

Количества и качества препятствий на пути ее удовлетворения.

Многие потребности не осознаются субъектом как побудительная сила. Интерес представляет собой осознанную потребность, удовлетворению которой мешают конкретные препятствия.

Субъективные интересы также слагаются в определенную иерархическую систему, в которой выделяются доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).

При анализе потребностей и интересов участников конфликта стоит учитывать тот факт, что система потребностей и интересов каждого человека слагается из следующей совокупности:

1. Общие потребности и интересы, присущие всем людям; для их анализа можно воспользоваться приведенной выше классификацией А.Маслоу.

2. Особенные потребности и интересы, присущие конкретному человеку, как члену определенных социальных общностей - религиозных, партийных этнических, корпоративных, культурных, демографических и других (например, юной девушке, мусульманину, жителю Севера, коммунисту, больному сахарным диабетом и так далее ).

3. Специфические потребности и интересы, характерные для конкретного человека, которые раскрывают его индивидуальность и неповторимость (например, потребность в инсулине, интерес к культуре Полинезии, обусловленная привычкой потребность в кубинских сигарах и др .).

Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившейся ситуации. В этой связи известный российский конфликтолог А.Зайцев выделяет шесть групп интересов:

1. Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении.

2. Ценностно-ориентированный интерес, связанный с пониманием как должно быть и разногласий по поводу возможных решений.

3. Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.

4. Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватностью предъявляемых другим претензий

5. Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании своего положения в социальном конфликте.

6. Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, представляющего чужой интерес. Субъект в данном случае является объектом манипулирования.

Помимо потребностей и интересов влияние на конфликт оказывают убеждения и ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-политические, экономические, правовые, религиозные, эстетические и прочие убеждения и ценности обычно представляют потенциальную, “свернутую” программу возможного поведения. Убеждения и ценности становятся мотивом в случае, если субъекта “загоняют в угол” прямым вопросом, затрагивающим эту деликатную сферу. Субъекту ничего не остается, как на практике демонстрировать свои убеждения и ценности, порой за счет отказа от реализации насущных потребностей и интересов.

На развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влияние цели участников. В идеале цель должна быть

Реальной;

Мотивированной;

Логически построенной.

Каждый субъект имеет

стратегические, или долгосрочные, цели

тактические, или краткосрочные цели

Эти цели исходят не только из сложившейся конфликтной ситуации, но выходят далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противоречат его долгосрочным целям. Однако, краткосрочные цели более способствуют мобилизации усилий субъектов, поскольку ожидаемый результат выглядит вполне осязаемо и довольно легко достижимым.

Особенность конфликтной ситуации отражается на существовании у участников декларируемых и “теневых” целе й, между которыми имеется определенное расхождение. Во время конфликта под влиянием обстоятельств могут актуализироваться одни и уходить на “второй” план другие.

Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями намерений субъектов безотносительно к ситуации.

Взаимодействие, даже конфликтное, всегда предполагает определенное представление о допустимых и возможных интересах и целях других участников взаимодействия. Даже отчаянное желание с помощью конфликта реализовать свои планы не будет воплощено в жизнь, если потенциальный противник воспринимается как очень сильный и способный не только постоять за себя, но и выиграть противостояние.

Таким образом, для возникновения конфликта недостаточно наличия ситуации, при которой интересы и цели сторон противоречат друг другу. Необходимым условием возникновения конфликта является наличие готовности к конфликтному способу решения сложившейся ситуации – установки.

Установки участников взаимодействия оказывают сильное влияние на развитие ситуации и содержание взаимодействия. Поэтому следует иметь в виду следующие характеристики установок:

1. Компоненты установок: - эмоционально-образные; - логико-нормативные; - принципиально-волевые.

2. Характеристики установок по его генезису: - фанатичные (без учета ситуации); - ситуационные (конформные); - рефлексивные (сбалансированные).

3. Характеристики установок с точки зрения морали: -безнравственные; - нравственные; - морально-нейтральные.

4. Характеристики установок с точки зрения права: - правовые; - противоправные; - юридически-нейтральные.

Ролевое поведение участников конфликта достаточно определенно и детерминировано следующими факторами:

Собственными потребностями и интересами;

Целями и задачами, стоящими перед ними;

Своими социальными функциями и ролью в конфликте;

Конкретной ситуацией;

Личностными особенностями;

Планами соперников, понуждающих к определенным действиям;

Опытом предыдущих конфликтов.

Конфликт приводит к стремлению захватить, отвоевать некую “зону”, соответствующую своему самоопределению, ущемить,

ограничив интересы другой стороны, или изменить соотношение сил и позицию противника.

Позиция – это способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации. Очень часто конфликт происходит не столько из-за несовместимых интересов, сколько из-за неприемлемого для противоположной стороны способа выражения своих интересов.

Бывают ситуации, при которой один или несколько субъектов имитируют активность и агрессивность во взаимоотношениях, при этом субъекты как бы входят в роль непримиримой стороны, когда конфликта еще нет, либо он уже угас. Чаще всего подобное состояние обусловлено личностными амбициями, эмоциональными или характерологическими особенностями субъекта, какими-либо интересами. Следует отметить, что подобное поведение не безвредно, поскольку само по себе является конфликтогенным.


Как видно из таблицы, конфликт закономерно возникает лишь в том случае, если интересы сильных субъектов противоположны, в других случаях возможны стабильные отношения.

Наиболее типичные программы поведения в конфликте:

1. Достижение цели за счет другой стороны и, тем самым, доведение конфликта до более высокой стадии.

2. Подчинение другой стороне, несколько снизив уровень напряженности, но сохранив сам конфликт, переведя его в латентную стадию.

3. Мирное завершение конфликта, по возможности, покинув опасную зону агрессивных взаимодействий.

4. Активное сотрудничество по выработке решения, удовлетворяющего обе стороны.

Восприятие конфликта

Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат:

Индивидуальные особенности,

Жизненный опыт;

Уровень образования;

Направленность личности и присущие ей интересы;

Коммуникативные барьеры и другие факторы.

Искажение восприятия конфликтной ситуации еще более значительно, чем обычной. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации зависит от силы воздействия многих факторов. Наиболее существенными являются следующие:

Интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов;

Влияние негативных эмоций на восприятие;

Качественные и количественные характеристики опыта и кругозора субъектов;

Доступность объективной информации о ситуации;

Значимость целей субъектов в контексте ситуации;

Психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);

Психические состояния (стресс, отклонения в здоровье, фрустрация, алкогольное или наркотическое опьянение и другие);

Степень недопонимания людьми друг друга;

Психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.

Отражая реальную ситуацию, восприятие создает несколько отличные от нее субъективные образы. Эти образы восприятия, как правило, представляют собой стереотип сознания.

Стереотип характеризуют следующие черты:

1. схематичность и упрощенность образа;

2. несамостоятельность производства, то есть оно скорее было воспринято от других людей, чем получено в непосредственном опыте с действительностью, устойчивость к воздействию нового опыта;

3. избирательность восприятия, которое выражается в активном поиске фактов, подтверждающих сформированный образ и игнорирование или вольную интерпретацию фактов, ему не соответствующих.

Как правило, степень стереотипности исследуется по четырем пунктам:

Схематичность;

Истинность;

Автономность производства;

Фиксированность. Стереотипность восприятия сужает источники получения необходимой информации о ситуации, ограничивает поиск вариантов ее решения, повышает вероятность конфронтации и закономерно ведет к неадекватной оценке собственных возможностей и потенциала противника.

Субъективные образы оказывают сильное воздействие на эмоции и чувства участников, вызывая недоверие, страх, подозрительность и враждебность; или напротив, успокоенность и умиротворенность. Эти образы обязательно усиливают или ослабляют желания добиться своей цели в конкретной ситуации.

Американский конфликтолог К.Боулдинг отмечал, что искаженные образы развиваются по присущим им закономерностям, так, под давлением обстоятельств они могут меняться и исчезать.

В целом, искажение восприятия конфликтной ситуации повышает вероятность иррационального выбора модели поведения в конфликте.

Рациональный выбор является более продуктивным и предполагает трезвый анализ и оценку всех возможных альтернатив, а также прогнозирование результатов.

На выбор модели поведения влияет фактор времени: не во всем можно сразу разобраться объективно.

Общие и типичные дилеммы, возникающие перед субъектом, вынужденным делать выбор :

1. “Стремление - стремления” - нужно выбрать одну из двух привлекательных альтернатив. Не типична для конфликта.

2. “Избегание - избегания” - выбор из двух “зол”, ничего не приобретая. Цель - понести наименьшие потери, с большей вероятностью сохранить имеющийся потенциал.

3. “Стремление - избегание” - одно и тоже одновременно притягивает и отталкивает. Например, применение насилия, с одной стороны, эффективно, а, с другой, может вызвать ответную реакцию.

4. Двойные “Стремление - избегание” - связано с комплексом противоречивых оценок ситуации, когда не в одной, а в двух или более альтернативах усматриваются и положительные и отрицательные стороны. Более типично для конфликта.

Закономерности разрешения внутренних противоречий

в рассматриваемых случаях:

1. Тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель (градиент стремления).

2. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе внушающий опасения объект (градиент избегания).

3. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления (т.е. опасность воспринимается сильнее, чем выгода от возможного противостояния).

4. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает вместе с количеством подкреплений (т.е. повторяемость эпизодов конфликта существенно влияет на поведение участников).

Перечисленные тенденции в определенной степени позволяют объяснить выбор поведения участников конфликта. Но этот выбор зависит от многих других психологических факторов (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) и совокупных внешних условий, включающих совершенно случайные, непредсказуемые.

Развиваясь во времени, конфликт проходит несколько стадий:

1. Латентную стадию.

2. Открытую стадию.

3. Стадию завершения.

Латентная стадия

Латентная стадия конфликта - т.е. скрытая, когда присутствуют все элементы конфликта (участники, объект, предмет конфликта), за исключением внешних действий.

Формально латентная стадия состоит из пяти последовательных этапов:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация - это такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между субъектами.

Характеристика конфликтной ситуации:

Она имеет объективное содержание, которое определяется происходящими в действительности событиями.

Она имеет субъективное значение, которое зависит от интерпретации сторонами событий.

Этапы вызревания конфликтной ситуации:

1. Осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации.

2. Осознание обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов. Препятствия могут:

а) вытекать из объективной ситуации, безотносительно к позиции

других субъектов - потенциальных участников конфликта;

б) быть собственными личностными качествами (только внутренние, субъективные);

в) быть объективными, персонифицированными, т.е. исходить от

конкретного субъекта.

3. Осознание своих интересов и соответствующих препятствий другой стороной.

4. Начало действий, предпринятых одной из сторон для отстаивания своих интересов, которые ущемляют интересы другой стороны.

Эти этапы не обязательно чередуются в указанной последовательности. Некоторые из них могут выпадать, другие повторяться.

Латентная стадия - это предтеча конфликта. Его еще нет, если действует только одна сторона, или участниками проводятся лишь мысленные операции (планирование поведения, обдумывание, прогнозирование развития конфликта). Конфликт представляет собой форму взаимодействия и обязательно выражается в поведенческих действиях, а не намерениях и замыслах.Нередко на этой стадии развития конфликта стороны (или одна из сторон) предпринимают действия неконфликтного характера для разрешения противоречивой ситуации.

На этой стадии развития конфликта возможны различные варианты решения проблемной ситуации:

Переход конфликтной ситуации в открытый конфликт,

Неконфликтное решение противоречия асимметричным способом,

Неконфликтное решение противоречия симметричным способом,

Игнорирование ситуации и взаимный отказ от активных действий.

В конфликтной ситуации всегда содержится угроза безопасности одной из сторон (или всех), по крайней мере, именно так она воспринимается. Восприятие ситуации как угрожающей своему положению и интересам может быть:

Потенциальная угроза.

Непосредственная угроза.

В зависимости от степени воспринимаемой угрозы, субъекты оценивают свои стимулы для начала противоборства. То есть, восприятие ситуации как непосредственно угрожающей является важным фактором развития конфликта.

Необходимым условием развития конфликтной ситуации можно назвать инцидент – повод, который использует одна из сторон для начала противостояния. Этот повод - подходящее по случаю основание, позволяющее без ущерба для собственной репутации или соотношения сил, предпринять первый опыт реализации своего интереса в сложившейся ситуации.

Повод для развязывания конфликта может вытекать из ситуации, может также быть сознательно или неосознанно создан одним из участников.

Ответные действия другой стороны являются началом конфликта, так как позиции сторон четко определились и началось противостояние.


Открытая стадия

Взаимные действия сторон приводят к изменению ситуации. Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников “нажмет пусковой крючок” и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг друга.

Для открытой стадии характерно:

1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д.).

2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход.

В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения.

Таким образом, внутренняя логика социального конфликта заставляет субъектов следовать определенному сценарию. Это не значит, что финал предопределен и любые позитивные усилия бесполезны. Каждый момент развития конфликта имеет свои точки бифуркации, предусматривающие несколько вариантов дальнейшего развития. Выбор варианта всегда остается за участниками противоборства, поэтому все социальные конфликты имеют свои особенности и отличительные черты.

Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Сложность его анализа определяется тем, что внешне наблюдаемое противоборство часто не дает адекватных представлений о его подлинных причинах. В реальности конфликт может основываться на более глубоких противоречиях, чем те, которые служат предметом противоборства.

Возможна ситуация, когда стороны не осознают истинные причины противоборства, подлинный предмет конфликта скрыт от них.

Так же возможно иное развитие противоборства сторон, когда они осознают два и более “плана” конфликта: осознают истинный предмет конфликта, но сознательно переводят свое противоборство в иную плоскость (например, начиная полемику в печати), учитывая общественное мнение (требования соблюдения приличий, попытки избавить себя от обвинений в “личных” пристрастиях, корыстных мотивах и прочие).

Однако сущностью конфликта остается чередование внешних реакций, направленных на утверждение своих интересов и ограничение интересов противника.

Разновидности действий, характеризующие

разные типы противоборства:

1. Действия, направленные на захват, удержание спорного объекта, зависят от характера, типа, уровня объекта и участников конфликта.

2. Создание помех и причинение ущерба для того, чтобы блокировать деятельность противника, снизить ее эффективность.

3. Задевающие и оскорбительные слова - вызвать обиду, задеть самолюбие, честь, достоинство, лишить самообладания (психологически ослабить противника).

4. Подчинение и захват субъекта - преследуют цель проявить власть, ограничить свободу другой стороны.

5. Нанесение прямого физического ущерба (насилие) - причинить боль, нанести повреждения, увечья и т.д.

Если участники конфликта не предпринимают адекватных усилий по прекращению противоборства, социальный конфликт стремительно «набирает обороты».

Усиление социального конфликта выражается в разрастании его по “горизонтали” и по “вертикали”. Горизонтальное разрастание конфликта характеризуется увеличением количества участвующих в нем людей . Расширение круга участников происходит в результате усилий противоборствующих сторон по формированию лагеря своих сторонников, которые в процессе взаимодействия постепенно проходят путь от постороннего наблюдателя и сочувствующего к активному пособнику, или даже становятся одной из противоборствующих сторон

Как правило, эти события сопровождаются изменением предмета конфликта, заключающемся в переходе к новым, более глубоким противоречиям и дифференциации уже имеющихся проблем.

Вертикальное развитие конфликта определяется закономерным обострением отношений, которое выражается в увеличении враждебных действий сторон, то есть в эскалации противоборства.

Механизм эскалации действует следующим образом: действия одной стороны приводят к многократно усиленным ответным действиям другой, на что следует опять многократно усиленный ответ первой стороны и т.д. В подобной ситуации найти “правых” и “виноватых” уже невозможно.

Формы эскалации конфликта

Интенсификацию,

Таким образом, задача контроля над конфликтом на открытой стадии сводится к недопущению втягивания в него новых участников и использованию новых ресурсов.

Внутренние изменения конфликта также очень важны. В основном они заключаются в смене предмета конфликта и, соответственно, формы взаимодействия (от дела - к личностям; от аргументов - к претензиям, оскорблениям или физическим воздействиям).

Специалисты объясняют его следующим образом: человек придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Критика результатов его деятельности воспринимается как негативная оценка его способностей, самого человека как личности. То есть, критика представляет собой угрозу самооценке личности, что приводит к попыткам ее защиты. Подобные усилия закономерно ведут к смещению предмета конфликта в “личностный” план (например “сам дурак”).

Формы эскалации конфликта

Исследователи выделяют две формы эскалации:

Интенсификацию,

Усиление агрессивности поведения сторон.

Интенсификация характеризуется учащенностью обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвинениями.

Усиление агрессивного характера действий выражается в переходе от претензий к обвинениям, затем к угрозам и блефу и так далее, вплоть до насильственных действий.

Обычно две формы эскалации дополняют друг друга и закономерно приводят к отчуждению и поляризации сторон.

Западная конфликтология выделяет несколько моделей эскалации конфликта .

Модель “нападение - защита” . Ее сущность выражается в предъявлении требований одной из сторон, на которые другая сторона отвечает действиями по сохранению существующего положения. Невыполнение требований и фактический отказ признавать их законность настраивают субъекта на выдвижение новых, более жестких требований. Ужесточение первоначальных требований свидетельствует о переходе к преимущественно нерациональному поведению и сопровождается возрастанием негативных эмоций (злость, ярость, гнев, отчаяние и т.д.)

Модель “нападение - нападение” более типична для социального конфликта и приходит на смену вышеизложенной модели, если конфликт пускают “на самотек”. Ее суть заключается в обоюдном поочередном усилении агрессивности поведения сторон. В ответ на требования или обвинения выдвигаются свои более жесткие обвинения и требования. Находясь в “плену” отрицательных эмоций и потеряв способность логически мыслить, стороны демонстративно игнорируют даже вполне “безобидные” и законные требования. Ими руководит навязчивое желание “наказать” друг друга за совершенные проступки или крамольные мысли.

Обе модели объединяет зависимость эскалации от взаимодействия участников конфликта. Как правило, игнорирование требований или выдвижение контрпретензий является реакцией не столько на их содержание, сколько на форму подачи. Обычно, таким образом индивид защищает собственное достоинство и личностную состоятельность от неправомерных нападок другой стороны. Так происходит переход от “дела” к “личностям”.

Эскалация напряженности также обусловлена внутриличностными процессами, происходящими со всеми участниками конфликта и прежде всего с противоборствующими сторонами. Этот вариант эскалации называют “структурными изменениями” Участники конфликта попадают в зависимость от принятых ими решений.

Механизм действия этой психологической “ловушки” известен: субъект боится, что отказавшись от своих первоначальных непродуманных намерений и действий относительно оппонента, он самодискредитирует себя во мнении общественности и потеряет свой авторитет и влияние. Также каждый участник конфликта затрачивает значительные ресурсы в ходе противоборства и ждет определенной отдачи от такого рода “вложений”. Чем больше сил и других ресурсов вложил субъект в конфликт, тем более он готов идти до конца в своем противоборстве и добиться победы любой ценой.

Итак, в процессе эскалации происходят следующие изменения:

От легкого к сложному;

От малого к большому;

От конкретного к общему;

От рационального и конструктивного к иррациональному и деструктивному.

Внутренние изменения, происходящие с участниками, оказывают заметное влияние на их взаимоотношения.

Психологи (например: Г. Вольмер., К. Лоренц, А. Анцупов, А. Шипилов) установили, что в процессе развития конфликта происходит лавинообразная регрессия сознательной сферы психики человека. Этот процесс основывается на бессознательном и подсознательном уровнях психики, воспроизводя в обратном порядке процесс ее развития. Психологи выделяют следующие этапы в регрессии сознательной сферы психики человека, участвующего в конфликте:

1. В период вызревания и осознания конфликтной ситуации

Возрастает значимость собственных желаний и аргументов,

Возникает страх потери возможностей совместного решения общей проблемы,

Растет психическая напряженность и тревожность,

Все действия другой стороны воспринимаются как сигналы к эскалации.

2. Начало эскалации сопровождается следующим:

Надежды на успешное разрешение ситуации связываются не с дискуссиями, а действиями,

Взвешенный подход к анализу реальности уступает место упрощенному, в основе которого попытки запугать противника и вынудить его изменить позицию,

Действительные проблема и объективное противоречие уступают пальму первенства личности оппонента.

3. Функционирование психики регрессирует до уровня, приблизительно соответствующего возрасту 6-8 лет:

Восприятие мира черно-белое, все, что не «Я» - плохое,

Все, противоречащее своему мнению отвергается.

4. Дальнейшее развитие регрессии проявляется в следующем:

Абсолютизация негативной оценки противоположной стороны и позитивной в отношении себя,

На карту ставятся «священные ценности», нравственные обязательства и убеждения,

Сила и насилие принимают обезличенные формы,

Противоположная сторона однозначно воспринимается как враг и обесценивается до состояния «вещи».

В отношении других людей (внутри своей группы или не связанных с конфликтом) те же субъекты, как правило, ведут себя нормальным и достойным образом. Поэтому далеко не каждый наблюдатель может адекватно оценивать состояния участников конфликта и принимать необходимые меры по его разрешению.

Также следует отметить, что регрессия сознательной сферы психики не является неизбежной и присуща не всем без исключения людям. Опыт конструктивного взаимодействия, нравственные принципы личности и определенные особенности характера в сложных жизненных ситуациях являются «спасательными поясами», позволяющими человеку сохранить себя и достойным образом разрешить проблему.

Исследователи выделяют пороги эскалации , прохождение которых означает новый виток спирали напряженности и безвозвратную потерю многих возможностей рационального решения проблемы с учетом желаний всех заинтересованных сторон.

В этот период для конфликта характерна следующая последовательность, динамика событий и поведения участников:

1. Несмотря на разногласия, стороны сохраняют способность признавать существование общей проблемы и собственную ответственность за ее решение. Для участников характерно:

Уважение друг к другу;

Способность слышать друг друга;

Обмен мнениями.

Попытки кооперироваться и случайные срывы ведут к нарастанию напряжения и трениям.

2. С развитием конфликта расхождения во мнениях по конкретным вопросам переводятся в обвинения против личности оппонента, который стал противником - носителем причины конфликта. Стороны провоцируют друг друга на занятие оборонительной позиции.

Взаимодействие преимущественно происходит в виде споров и ссор - то есть интеллектуального насилия.

3. Последовательно происходит разрастание первоначальной проблемы. От деталей конкретного конфликта участники переходят к сомнительным обобщениям. Возникает атмосфера неуправляемости ситуации, нарушается разумный диалог.

Стороны переходят от слов к практическим действиям и тем самым преодолевают первый порог эскалации.

Предпринимаются действия по защите своей репутации, активно формируется лагерь сторонников.

Коллектив, где происходит конфликт разбивается на коалиции, происходит изменение его психологической атмосферы Не участвующие члены коллектива чувствуют обязанность примкнуть к какой-либо стороне, так как соблюдение нейтралитета ведет к потери влияния в коллективе.

4. Вслед за этим наступает отчуждение и поляризация сторон, которые проявляются в следующих закономерностях:

Переговоры возможны не с оппонентом, а с посредником, третьими лицами;

Негативное обсуждение деловых и личностных качеств противника;

В коммуникациях возрастает количество ложной информации, которая дополняется слухами, домыслами относительно друг друга;

Сознательно ограничиваются контакты между сторонами;

Формируется лагерь своих сторонников.

Участники растрачивают свой нравственный потенциал.

Таким образом, стороны проходят второй порог эскалации напряженности.

5. Теперь конфронтация становится очень жесткой, доминирует стратегия угроз. Происходит обострение конфликта, для которого характерно:

Стороны совершают систематические деструктивные действия против потенциальных санкций другой стороны;

В перерывах между активными действиями стороны “подхлестывают” себя воспоминаниями о недавних действиях противника, более остро реагируя на них и повторно переживая происшедшие события;

Действия разворачиваются по схеме: “око за око, зуб за зуб”;

Недоверие друг к другу, которое охватывает все связи, и в отношениях доминирует обман.

6. Конфликт перерастает в открытую вражду. Создаются благоприятные условия для применения насилия, подавления сопротивления любой ценой. Стороны балансируют на грани полного разрушения и самоуничтожения.

Подобное развитие событий не проходит бесследно для окружающих - происходит изменение психологической структуры внутри группы, где возник конфликт:

Нарастает отчуждение;

Не участвующие в конфликте члены группы чувствуют обязанность примкнуть к одной из сторон;

Умеренно настроенные члены группы теряют влияние.

Межгрупповой конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает и соответствует его масштабам.

Социальная напряженность - особое эмоционально-психологическое состояние общественного сознания, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это отражение конфликтной ситуации в психологии людей.

Социальная напряженность характеризуется:

1. Распространением настроений неудовлетворенности существующей ситуацией.

2. Потерей доверия к власти, когда падает ее авторитет и власть авторитета; появляется ощущение опасности.

3. Доминированием в общественном сознании пессимистических оценок будущего, распространением слухов и домыслов, которые усиливают эмоциональное возбуждение и массовое беспокойство.

4. Проявлением на поведенческом уровне в стихийных действиях (ажиотажный спрос на товары и т.д.), демонстрациях, митингах и других формах гражданского неповиновения.

Поскольку невозможно полностью удовлетворить все потребности всех категорий общества, то существует “фоновая” напряженность. Она является неотъемлемым элементом общественных отношений.

Также существует порог социальной напряженности, когда она становится взрывоопасной (при наличии соответствующих социальных детонаторов).


Последняя стадия - завершение конфликта

Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.

Конфликт может быть:

1. Исчерпан и разрешен примирением сторон.

2. Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением.

3. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны.

Завершение конфликта - это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта.

Разрешение конфликта - то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

В целом для этой ситуации характерны следующие события:

1. Намечают тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п.).

2. Эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.

3. Постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

Хотя конфликт, как и любое социальное явление, не может длиться вечно, не следует пускать его на “самотек”. Поскольку существует реальная опасность его срастания с другими конфликтами, что способно полностью разрушить социальную систему.

Пример: Типология восприятия коммерсанта и потребителя

в развитии конфликта “Богатые-бедные” в России


Тест № 1
Тема: Общие вопросы теории социального конфликта
Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание: «Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую воз-можность, получает этот ритм себе в противники»:
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
Какие из перечисленных ниже, недостающих людям ценностей приводят к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды, установки;
в) материальные блага;
г) социальный престиж.
Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.
Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовки;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
Конфликт - это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) репрессии;
в) коренное разрешение конфликта;
г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.
Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого.
При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет.
Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового
ряда:
а) да;
б) нет.
Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт присущ человеку, как и всем животным;
б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;
в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие;
г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.
Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) деньги;
б) власть;
в) престиж;
г) нехватка средств к существованию.
Социобиологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей;
б) несовершенства человеческой психики;
в) естественной агрессивности человека вообще.
Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтно
сти:
а) они не связаны друг с другом;
б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;
в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.
Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и
сближения:
а) да;
б) нет.
Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:
а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;
б) кризис правительства;
в) кризис политического деятеля;
г) паралич власти;
д) кризис политической партии.
Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:
а) расколу общества на непримиримые группы;
б) революции и гражданской войне.
Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:
а) ложным;
б) латентным;
в) неверно приписанным.
К деструктивным функциям конфликта можно отнести:
а) представление о другой стороне как о враге;
б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;
г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.
Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется.
Какое утверждение является более верным:
а) конфликт есть нормальное общественное явление;
б) конфликт - форма социальной патологии.
Позитивные функции конфликта:
а) разрядка напряженности;
б) коммуникативно-информационная;
в) продуктивная конкуренция.
Причины возникновения конфликта:
а) депривация;
б) неадекватность восприятия;
в) семантические трудности в общении;
г) недостаток информации.
Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:
а) объект конфликта;
б) предмет конфликта.
Возможность беспредметного конфликта:
а) исключена;
б) реальна в ряде случаев.
К простой форме патологической конфликтности относят:
а) бойкот;
б) саботаж;
в) протест.
Сложными формами патологической конфликтности являются:
а) словесная и физическая агрессия;
б) травля;
в) революция;
г) война.
К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:
а) лозунги, карикатуры и символы;
б) письма поддержки или протеста;
в) отказ от почестей;
г) отлучение от церкви.
Двойственный характер функций конфликта определяется:
а) наличием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов;
б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;
в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников.
Тест № 2
Тема: Участники и динамика конфликта
Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции.
В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет.
Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.
Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:
а) «стремление - стремления»;
б) «избегание - избегания»;
в) двойное «стремление - избегание»
Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание.
Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует, ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет.
Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному.
Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) «генерализация»;
б) «укрупнение».
Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?
а) подстрекатель;
б) посредник;
в) противоборствующая сторона.
Тот, кто планирует конфликт, называется:
а) судья;
б) организатор;
в) пособник.
Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?
а) да;
б) нет.
В конфликте большее социальное значение имеет:
а) направленность конфликта;
б) ранг участников.
Имитация ролей участников конфликта - это:
а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных интересов;
б) закономерное и объективное развитие конфликта.
Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:
а) расширить свои права;
б) подчиниться влиянию другого.
Установка - это:
а) расхождение между ожиданиями и реальностью;
б) готовность действовать определенным образом.
На развитие конфликта большее влияние оказывают:
а) негативные эмоции;
б) позитивный настрой;
в) количество участников.
Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:
а) уровня образования;
б) психического состояния.
Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:
а) обязательна;
б) не обязательна.
Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:
а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;
б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной.
Применение угрозы в конфликте - это выражение:
а) тактики;
б) цели.
К оборонительным действиям относят:
а) повреждение собственности;
б) удержание спорного объекта.
Внутренние изменения конфликта характеризуются:
а) сменой предмета и формы взаимодействия;
б) сменой объекта и стратегии.
Фоновая напряженность является:
а) характеристикой эскалации конфликта;
б) неотъемлемым элементом общественных отношений.
Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:
а) за противником;
б) себя и ситуации.
Обострение конфликта характерно для какого этапа:
а) последней стадии эскалации конфликта;
б) завершения конфликта.
Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?
а) любого социального конфликта;
б) межгруппового конфликта.
Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво - эта модель эскалации называется:
а) нападение - защита;
б) нападение - нападение.
30. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?
а) нет прямой зависимости;
б) эта зависимость есть.
Тест № 3
Тема: Предупреждение и прогнозирование конфликтов
Какие факторы затрудняют совместную деятельность:
а) психологический;
б) нравственный;
в) правовой.
Вмешательство посторонних в конфликт допускается, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.
Предупреждение конфликта возможно:
а) до начала противоборства;
б) до появления деструктивных последствий действий сторон;
в) на любой стадии развития конфликта.
Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:
а) социальному;
б) психологическому.
Возможно ли предотвратить конфликт, воздействуя на мотивацию его членов:
а) да;
б) нет.
Как называется такой метод предупреждения конфликтов, как вовлечение возможного противника (соперника) в свое дело:
а) методом сохранения репутации партнера;
б) методом практической эмпатии;
в) методом согласия.
В каких пределах допускается подчеркивание превосходства одного партнера над дру-гим:
а) ограничений нет;
б) в пределах здравого смысла;
в) не допускается вообще.
Институциализация отношений предполагает:
а) четкие нормативные механизмы;
б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;
в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта для всех участников.
От чего зависит эффективность применения нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:
а) от отношения людей к ним;
б) от неукоснительного следования им;
в) от силы возможного наказания за нарушение норм.
Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:
а) статус сторон;
б) уместный юмор;
в) авторитет противоборствующих сторон.
Эффективности прогнозирования развития ситуации способствуют навыки:
а) аналитические, коммуникативные, психологической корреляции;
б) управления и анализа.
Склонность к прогнозированию обусловлена привычками:
а) рационализации, соизмерения целей и ресурсов, выявления мотивов деятельности;
б) использования собственного опыта и воздействия на окружающих.
Результативность прогнозирования определяется:
а) наличием многоплановой информации о ситуации;
б) возможностью отбора необходимой информации.
Сбор и обработка информации относится к какому этапу прогнозирования:
а) выявление симптомов;
б) анализ информации;
в) моделирование.
Метод анализа «от простого к сложному» называется:
а) дедуктивным;
б) индуктивным.
Более ресурсоемкой является деятельность по:
а) предупреждению конфликтов;
б) разрешению конфликтов.
Какой тип участников конфликта потенциально более склонен к деятельности по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий:
а) организатор;
б) посредник.
Факторы, способствующие склонности личности к предупреждению конфликтов:
а) наличие свободного времени;
б) заинтересованность в сохранении хороших отношений;
в) опыт участия в конфликте.
Качества, способствующие предупреждению конфликтов:
а) стремление к превосходству;
б) властолюбие;
в) терпимость.
На каком уровне наиболее эффективна деятельность рядового гражданина по преду-преждению конфликтов:
а) макроуровне;
б) микроуровне;
в) межличностных отношений.
Предупреждение конфликтов на макроуровне:
а) невозможно;
б) сводится к минимизации деструктивного потенциала социальных противоречий.
Субкультура насилия характеризуется:
а) склонностью и оправданием насилия над личностью;
б) нетерпимостью к инакомыслию;
в) атмосферой взаимопонимания и доверия.
Каким образом соотносится увеличение разрыва между образом и качеством жизни элиты и масс с проблемой социальных конфликтов в обществе:
а) не связано с ней напрямую;
б) приводит к возникновению конфликтов;
в) препятствует возникновению конфликтов.
Причины социальных конфликтов:
а) отсутствие обеспечения заданий ресурсами;
б) баланс прав и обязанностей;
в) наличие жестких критериев оценки результатов деятельности.
Ситуация, при которой работник находится одновременно в оперативном подчинении нескольким руководителям:
а) абсолютно не влияет на качество его работы и соответствует принципам совре-менного менеджмента;
б) безобидна, если в должностной инструкции определен порядок и последовательность его подчинения;
в) полностью ненормальная ситуация.
Если начальник не знает имен своих подчиненных и имеет склонность к превентивным «разносам», - это является характеристиками какого типа управления?
а) авторитарного;
б) хаотичного;
в) либерального.
Если в порочные круги управления вовлечено более чем три рабочих места, - это сви-детельство:
а) наличия совместной ответственности;
б) невозможности совместной ответственности.
Привычка руководителя игнорировать современные принципы управления в сложной ситуации:
а) позволяет ему более гибко решать проблемы;
б) ведет к возникновению конфликтов.
Сбалансированность взаимодействия как условие предупреждения конфликтов - понятие:
а) объективное;
б) субъективное.
Конфликтоустойчивость личности определяется:
а) эмоционально-волевыми качествами;
б) нравственными принципами;
в) мотивацией;
г) стереотипами поведения.
Тест №4
Тема: Методы разрешения конфликтов
1. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:
а) индифферентное поведение;
б) переход на чисто деловые отношения;
в) молчание.
Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении одной из сторон собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:
а) сглаживание конфликта;
б) обострение конфликта до открытой конфронтации.
Какие из перечисленных ниже методов разрешения конфликта относятся к стратегическим:
а) планирование социального развития организации;
б) сглаживание конфликта;
в) материальное и моральное вознаграждение за труд;
г) скрытые действия.
Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:
а) тривиальности проблем конфликта;
б) страха перед противоположной стороной;
в) важности проблемы;
г) давления более важных обстоятельств.
В случаях несущественных расхождений интересов, в условиях привычной модели дей-ствия сторон наиболее эффективным методом является:
а) метод «скрытых действий»;
б) метод «быстрого решения»;
в) метод сглаживания;
г) метод «силы».
Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть - выиграть»:
а) использовать конкуренцию;
б) установить потребности другой стороны;
в) использовать власть путем принуждения;
г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.
Какая стратегия поведения в конфликте делает из оппонентов партнеров:
а) «выиграть - выиграть»;
б) «выиграть - проиграть»;
в) уход от конфликта;
г) подавление конфликта.
«Метод силы» применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие;
б) для выработки интегративного решения;
в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;
г) при наличии времени для поиска альтернативы.
Сигналами конфликта в межличностных отношениях являются:
а) напряжение;
б) недоразумение;
в) дискомфорт;
г) кризис;
д) инциденты.
Какие из нижеперечисленных действий являются формами ухода от конфликта:
а) молчание;
б) демонстративное удаление;
в) затаенный гнев;
г) депрессия;
д) игнорирование обидчика;
е) едкие замечания по «их» поводу;
ж) переход на «чисто деловые отношения».
В каких конфликтных ситуациях «метод ухода» оправдан:
а) «минимальный выигрыш от его разрешения;
б) издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш.
По отношению к конфликту можно занимать позицию:
а) игнорирования;
б) силового решения;
в) компромисса.
Какие из них ориентированы на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликта?
Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
а) «сглаживания»;
б) «быстрого решения»;
в) «скрытых действий».
К базовым тактикам управления конфликтом относятся:
а) сотрудничество;
б) соперничество;
в) приспособление.
Метод компромисса применяется в случаях:
а) важности цели конфликта для обеих сторон;
б) ограниченности ресурсов;
в) нежелательности исхода «выигрыш - проигрыш».
Сотрудничество неприменимо в случаях:
а) полной неопределенности ситуации;
б) соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон.
Юридическим конфликтом признается любой конфликт, в котором:
а) спор не связан с правоотношениями сторон;
б) субъекты, мотивы их поведения либо объект конфликта обладают правовыми признаками;
в) спор влечет юридические последствия.
К признакам юридического конфликта относится:
а) конфликт, который разрешается органом, уполномоченным на это государством;
б) решение, принятое по конфликту, обязательное для сторон.
К парламентским формам разрешения конфликтов относятся:
а) согласование правовых актов;
б) парламентские дебаты;
в) конфликты в законотворческом процессе;
г) судопроизводство.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
а) навязывание своей воли другим участникам;
б) компромисс;
в) консенсус.
К юридическим средствам разрешения конфликта относятся:
а) бездействие;
б) судебное и арбитражное рассмотрение дел;
в) конституционные процедуры.
Конституционный суд разрешает конфликты:
а) между депутатами парламента;
б) по поводу незаконного голосования за отсутствующих депутатов;
в) между государственными органами Федерации и ее субъектов.
Согласование правовых актов возможно в следующих формах:
а) признание акта недействительным;
б) внесение в него поправок или дополнений;
в) издание нового акта.
В гражданском праве существует:
а) презумпция вины нарушителя;
б) презумпция невиновности;
в) другие подходы к определению вины.
Наиболее результативный путь разрешения конфликта:
а) сглаживание противоречий;
б) устранение противоречий между интересами субъектов.
Основными способами устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, являются:
а) силовое, в том числе военное, решение конфликта;
б) устранение объекта конфликта;
в) раздел объекта конфликта между сторонами;
г) компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
д) перенос отношений сторон в другую плоскость и выявление у них общего интереса.
Арбитражный суд рассматривает:
а) трудовые споры;
б) наследственные дела;
в) экономические споры между предпринимателями.
Формами завершения юридического конфликта являются:
а) меры государственного принуждения;
б) примирение сторон;
Силовые приемы как способ разрешения конфликта:
а) недопустимы ни при каких условиях;
б) могут быть оправданы, если мирные средства оказались неэффективными;
Формами применения силы являются:
а) физическое поражение людей;
б) оттеснение толпы;
в) задержание зачинщиков;
г) установление санитарных зон.
Тест №5
Тема: Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта;
б) переговоры;
в) откладывание разрешения конфликта;
г) примирение сторон через посредника.
Конструктивное разрешение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия;
б) открытости общения;
в) атмосферы сотрудничества;
г) использования силы;
д) ориентации на разовый выигрыш.
Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:
а) убывает;
б) возрастает;
в) остается неизменным.
Переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) первоначального выбора позиции;
в) финальную.
Какая фаза переговоров не названа? .
Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив;
б) диагностике;
в) тактикам;
г) поиску цели.
Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:
а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;
б) переговоры - предмет его самореализации;
в) он не должен подгонять дискутирующих;
г) имеет административную власть в выработке решений;
д) он задает вопросы уточняет их, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;
е) он отвечает за конкретное соглашение.
К особенностям арбитража относятся:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как доброволь-ное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:
а) да;
б) нет.
Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) объекту влияния предоставляются все факты;
в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;
г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.
Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:
а) согласиться обсудить это позднее;
б) попросить перерыва;
в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;
г) использовать враждебные замечания в положительных целях;
д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;
е) прибегнуть к юмору.
Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:
а) достижение реальных результатов;
б) требование подчинения;
в) поддержание конструктивного климата;
г) использование авторитета власти;
д) процедурная гибкость.
Успешные переговоры предполагают исход:
а) «выиграть/проиграть»;
б) «выиграть/выиграть»;
в) другой исход.
Посредничество предполагает, что третья сторона:
а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;
б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;
в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.
Механизмами разрешения конфликта являются:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны.
В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:
а) государство;
б) правительственная организация;
в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.
Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:
а) посредник;
б) консультант;
в) третейский судья.
Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:
а) консультанта;
б) посредника;
в) арбитра.
При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:
а) наблюдателя;
б) помощника;
в) арбитра.
Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:
а) конфликта по горизонтали;
б) резкого обострения взаимоотношений;
в) конфликта по вертикали.
Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:
а) коммуникативную;
б) информационную;
в) отвлечения внимания.
В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:
а) компромиссного;
б) асимметричного.
Главными показателями успешности переговоров являются:
а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;
б) подписание сторонами договора;
в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.
Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:
а) протокол о намерениях;
б) соглашение;
в) джентльменское соглашение.
Прекращение действия договора обозначается термином:
а) пролонгация;
б) пакт;
в) денонсация.
Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:
а) да;
б) нет.
Переговоры могут быть:
а) индивидуальными (между двумя участниками);
б) требующими обращения к третьему лицу;
в) групповыми (командными).
В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:
а) договор;
б) спор;
в) пакт;
г) конвенция.
Возможностями оправдания расторжения договоров являются:
а) непосильные обязательства;
б) заключение договора под давлением или угрозой;
в) заключение договора в результате обмана.
Предметом переговоров является:
а) сам конфликт;
б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.
30. Переговоры представляют собой:
а) перетягивание каната каждой стороной;
б) стремление к торжеству собственной позиции;
в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.

Напомним, в чем состоит принципиальный подход конфликтологии к разрешению конфликтов: конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

Признание возможности конструктивного управления конфликтами не снимает того, что в отдельных случаях трудности практической реализации этой возможнос­ти могут восприниматься как непреодолимые. Например, Л. Гринхелг, обсуждая про­блемы управления организационными конфликтами, считает, что конфликт может рассматриваться как неуправляемый, если:

Одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

Эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодей­ствие невозможно;

Конфликт есть «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значитель­ного влияния на глубокие антагонистические корни (Greenhalgh, 1986).

Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудно раз­решимыми:

1) участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

2) различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными рас­
хождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути проис­ходящего;

3) институализация конфликта, которая его определенным образом «консерви­рует»; в качестве примера автор приводит экологические конфликты, обо­стряющиеся всякий раз, когда нарушается ранее достигнутое равновесие
(Социальный конфликт, 1998, № 4, с. 5).

В области международных отношений также могут быть приведены примеры кон­фликтных ситуаций, «неразрешаемость» которых связана с заинтересованностью влиятельных участников конфликта в его продолжении и извлечении выгоды, на­пример из войны.

Если же конфликт признается принципиально управляемым, то возникает вопрос, какие особенности конкретного конфликта могут иметь существенное влияние на его протекание и исход. По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликтов определяют следующие факторы:

1) признание участниками самого факта конфликта, признание существующих
разногласий, а также права сторон на свои позиции;

2) направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений кон­фликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

3) организация конфликтных групп в целях манифестации конфликтов;

4) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними (Дарендорф, 1994, с. 145-146).

Авторы сборника по проблемам конструктивного управления конфликтами, про­анализировав разные точки зрения, выделяют ряд фундаментальных, по их мнению, факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта. К ним относятся: характер проблем, затронутых конфликтом; характеристики конфликтующих сторон; степень сходства-различия между сторона­ми; факторы ситуации; навыки управления конфликтом; стратегии поведения в конф­ликте (Constructive Conflict Management 1994).


Характер проблем, затронутых конфликтом . По мнению Дойча, такие харак­теристики конфликта, как тип проблемы, жесткость стоящих проблем и величина конфликта, имеют большее значение для конструктивного или деструктивного разви­тия конфликта, чем само его конкретное содержание.

Одни типы проблем считаются потенциально более доступными конструктивно­му разрешению, чем другие. Если конфликт затрагивает проблемы власти, статуса, ценностей, обладания ресурсами, тенденция к соперничеству сторон и деструктивно­му развитию ситуации будет более вероятной. Сложность проблемы снижает вероят­ность соглашения (Kelly
H., et al., 1970). В описанных нами видах конфликтов с точки зрения затрагиваемых ими противоречий ценностные конфликты являются наиболее трудно регулируемыми, а успешность работы с конфликтами интересов за­висит от их совместимости/несовместимости.

Жесткость стоящих проблем может определяться объективными ограничениями (например, недостаточными ресурсами) или субъективным восприятием конфликта его участниками как более жесткого, чем диктует реальность, например, в силу особой значимости предмета конфликта для кого-то из них.

Величина конфликта, по Дойчу, равна предполагаемому различию в результа­тах, получаемых стороной при ее выигрыше или при выигрыше в конфликте другой стороны (Deutsch, 1994). Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что а данном конфликте «поставлено на карту», то, как соотносятся возможный выигрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем больше конф­ликт, тем менее он доступен конструктивному разрешению. При этом он имеет тен­денцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единица­ми; если затрагиваются существенные и глобальные вопросы; если конфликт за­трагивает принципы и т. д.

В целом, заключает Дойч, «конфликты "здесь-и-теперь"», которые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, пре­цедентов или прав, где проблемы растянуты во времени и пространстве и за частными действиями восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям» (р. 19).

Характеристики конфликтующих сторон. Обычно к факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во влас­ти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения и др. Индивидуально-психологические характеристики часто дополняют указанием на тендерные и этни­ческие особенности (Boardman, Horwitz, 1994, р. 6).

В конфликтах, с которыми работает психолог, особенности их участников при­обретают большое значение. Если даже межгосударственные конфликты несут на себе отпечаток личности лидеров противостоящих сторон, то в межличностных конфликтах личностные характеристики участников играют решающую роль. Они уже затрагивались в связи с проблемами восприятия конфликтов и конфликтного взаимодействия. А как тендерные и этнические особенности могут сказываться на потенциально конструктивном или деструктивном развитии и исходе конфликтов?

Описание тендерных особенностей едва ли не более всех других страдает от сте­реотипных представлений и предрассудков. И может быть, самой большой пробле­мой становится то, что, по справедливому замечанию Д. Майерса, «члены группы, в отношении которой действуют стереотипы, принимают эти стереотипы» (Майерс, 1997, с. 442).

По мнению Ниренберг и Росс, авторов книги «Женщины и искусство перегово­ров», женщины часто полагают, что переговоры требуют черт поведения, которыми они не обладают (и даже могут не хотеть обладать), например, агрессивностью и склонностью к соперничеству. Однако в действительности ценности, традиционно приписываемые женщинам, - забота о других, создание с ними общности, внима­ние к языку тела, гибкость, поиск альтернатив - все это является существенными элементами в успешных переговорах. «Женщины часто воспринимают эти качества как незначимые или, хуже того, как показатель слабости. Однако именно эти черты все более признаются как важные в деловом мире» (Nierenberg, Ross, 1985, р. 14).

Рубин, говоря об особенностях традиций, связанных с разрешением конфлик­тов, указывает на такой важный фактор, как необходимость «сохранить лицо», кото­рый означает, что люди в конфликте будут стремиться избежать того, чтобы пока­заться слабыми или глупыми в глазах других и в своих собственных. Учитывая свой двадцатипятилетний опыт работы в области переговорной практики, Рубин полага­ет, что «сохранение лица» является важным для культуры Соединенных Штатов, а также таких стран, как Япония или Корея. Трудно сказать, насколько его значение универсально. Также нельзя с уверенностью говорить о его одинаковой значимости для женщин и мужчин (Rubin, 1989).

Креч и Крачфилд пишут о таком психологическом параметре, как терпимость к несогласию. Абстрактные представления о значимости свободы слова, по их дан­ным, приобретают большее значение для людей с ростом интеллекта, широты знаний, увеличением уровня образования и т. д. Доминирование потребностей более низкого уровня коррелировало со склонностью к догматичным и ограниченным взглядам. Однако в конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, человек часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает воз­можность свободного проявления других взглядов (Психологическое самообразова­ние, 1992).

Сказанное, видимо, относится ко многим особенностям человека, которые, взя­тые сами по себе, еще не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным партнером.

Степень сходства-различия между сторонами. Этот фактор, как правило, интерпретируется через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет нам «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуникации и понимания. Считается, что интергрупповые различия усиливают социальные противоречия.

Факторы ситуации. К ним обычно относят общий климат, могущий ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, историю от­ношений сторон, наличие третьих сил, заинтересованных в усилении или уменьше­нии конфликта, и т. д.

Семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потен­циально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возни­кает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых труд­ностей, проблем с воспитанием ребенка и т. д. Значительное влияние при этом, как уже отмечалось, будут оказывать «третьи лица» - ближайшее окружение или иные заинтересованные люди. По мнению специалистов, конфликты в области межгосу­дарственных отношений могут стать более длительными из-за наличия третьих сил, заинтересованных в своем присутствии в данном регионе. Наконец, можно привес­ти немало примеров внутренних конфликтов в стране или, например, в деятельнос­ти власти, которые трудно поддаются урегулированию или не решаются вовсе из-за отсутствия соответствующих норм регулирования подобных ситуаций.

Навыки управления конфликтом. К ним конфликтологи, в основном, отно­сят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные при­емы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др. Эффек­тивная коммуникация - решающий инструмент конструктивного управления кон­фликтами.