Краткая история батика как техники. История возникновения батика

«Б атик…Праздник моего сердца, вечно новый друг, провожатый по дорогам фантазии, непредсказуемый посредник между земным миром и миром грёз, изумительный и прекрасный. Игра света в переливах ткани, сияние красок, сказка наяву…»

Это вдохновенное признание Елены Ольковой, мастера древнего и вместе с тем очень любимого сейчас жанра батиковой живописи, вводит нас в мир одного из самых популярных на Шри-Ланке и характерных для Азии ремесел.

Трудно представить себе Цейлон без многочисленных мастерских, или, как их здесь важно именуют, фабрик батика.
На одну из них, «INOKA Batiks» в окрестностях курорта Бентота, мы заехали, чтобы прикоснуться к традиционному ремеслу и через него лучше понять душу жизнелюбивых ланкийцев... точнее, ланкиек, ибо делать батик - занятие женское.

Малайское слово «батик» обозначает и технику живописи, и украшенную ею многоцветную ткань. Для большинства из нас батик представляется в виде платков и шарфов из шифона с прозрачным, будто слегка влажным рисунком.

Однако ланкийский батик, как правило, выполняется из хлопчатобумажной ткани; рисунок выглядит ярким, сочным и вовсе не прозрачным... Впрочем, обо всем по порядку.

В основе техники батика лежит принцип резервирования, т. е., покрывания не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Подобные приемы использовались еще в Древнем Шумере, в Южной Америке (Перу) или в африканской культуре, - но наибольшее развитие батик получил в азиатских странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Таиланде и Шри-Ланке. А в последнее время эта расписная ткань стала предметом модного увлечения в Европе и Северной Америке.

В каждой из стран батик имеет свои особенности - технику росписи, материалы, художественные образы и мотивы. Из техник наиболее известны две.

Первая - традиционный горячий батик: для создания узора используют расплавленный воск или другие, подобные по свойствам материалы.

Вторая техника, так называемый холодный батик - суррогатное изобретение европейских мастеров. Рисунок по контуру обводят специальным составом, при этом «инструментами творчества» часто становятся резиновый клей и утюг...

Самый известный в мире - индонезийский батик с острова Ява. Для него характерны синие и коричневые цвета в сочетании с белым, индуистская символика: фигуры богов, орел бога Вишну - Гаруда, цветок лотоса, священная змея Наг, древо жизни и т. п. В районах, где преобладает исламское население, развит замысловатый геометрический орнамент.

В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке влияние китайской культуры изменило как технику, так и общий вид батиков. Здесь чаще используют шелк, нередко ткани пропитывают воском или специальным составом для придания им жесткости.

Цветовая палитра разнообразнее, краски ярче для основных сюжетов и нежнее - для пастельного фона. При этом темы вполне традиционны: драконы, фениксы, змеи, львы и тигры, цветы, порой - целые пейзажи или жанровые сценки.

В Европу батик завезли голландцы в XVII веке, возможно, как раз с Цейлона или с Явы. Получив распространение в Германии, батик преобразился: расширилась цветовая гамма, упростились технологии.

Стали использовать не только ткань, но и кожу, бумагу и даже металл. Но отсутствие традиций привело к тому, что батик в Европе выродился, с одной стороны, в разновидность полиграфии, а с другой - в «чистое» искусство, основанное на стилизации и заимствовании...

Совсем другое дело - народные промыслы, уходящие корнями в тысячелетнюю культуру, в традиционный быт.

На Шри-Ланке для сохранения традиции как раз и создаются мастерские, где девушки учатся основам мастерства шаг за шагом: готовить ткань, нанося на нее углем или карандашом рисунок, лить из ковшика воск, расплавленный здесь же, на специальной печке... Работа кропотлива и требует от мастериц терпения, точного глаза и верной руки.

Цветовая гамма цейлонского батика разнообразнее и богаче, чем в Индонезии; словно в зеркале, она отражает многоцветье окружающего мира.

Сюжеты разнообразны и затейливы: буддистская и индуистская символика, орнаменты с достаточно свободным выбором деталей и линий, сценки из народных сказаний, пейзажи, бытовые сценки, фигурки животных, растения...

Долгие века батик был не только украшением или одеждой, но и своеобразными письменами, средством выражения мысли. Может быть, потому он так самобытен и ярок. А еще - добр и мудр, как все, что делают великодушные люди. Авторы благодарят туристическую компанию «JETWING» за предоставленную возможность посетить Шри-Ланку и инфоцентр «AYUBOWAN» - за содействие в подготовке материалов.

Статья подготовлена при информационной поддержке Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru

Яркие и причудливые принты на ткани сейчас вновь популярны, более того, модные тенденции все чаще благоволят расписанным тканям. А если рисунок на этих тканях выполнен самостоятельно, то это не только реализация творческих способностей, но и эксклюзивная вещь!

Техника ручной росписи по ткани – батик – получила активное развитие в Индонезии, на острове Ява. Слово «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска». Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань – используется хлопок, шелк, синтетика или шерсть - наносится красящее вещество с использованием воска или бензина, чтобы предотвратить ее растекание и обозначить границы рисунка. Различают разнообразные способы выполнения росписи техникой батик:


Каждый тип росписи развивался, претерпевал изменения, техника нанесения постоянно совершенствовалась (и продолжает совершенствоваться).

Несмотря на то, что батик возродили и начали активно использовать индонезийцы, ручная роспись по ткани появилась еще в Китайской империи тысячелетия назад. Известный китайский шелк окрашивали в данной технике, получая образцы, будоражащие воображение своей красотой! А знаменитый Шелковый путь распространил эти произведения по всему миру. Широкое распространение роспись по ткани получила в Индии и Японии. Каждая страна изображали на полотнах свойственные ей узоры: Япония отличалась широким распространением узелковой техники батика, Индия использовала штампы из дерева и кисти.

Но небывалого совершенства в исполнении техники батик достигли индонезийцы. Местные мастера создавали настоящие произведения искусства, на которые могли уходить годы. Именно поэтому первую одежду с росписью в технике батик носили исключительно люди аристократического происхождения, которые иногда и сами расписывали ткань, реализуя свои творческие способности.

Индонезийцы вкладывали глубокий смысл в роспись на ткани, они считали, что сотворенные вручную полотна обладают магической силой, а такая процедура была частью ритуалов поклонения богам. Каждая индонезийская девушка должна была иметь в своем приданном вещь, расписанную вручную. Сегодня жители о. Ява носят одежду, выполненную в данной технике, для них она абсолютно естественна, но те, кто приезжает в Индонезию, не перестают восхищаться вещами с искусной росписью, в которые одеты местные жители.

Я обожаю эти тряпочки; возможно, эта страсть занимает в моем личном рейтинге привязанностей почетное второе место после соборов. Соло – крупнейший и важнейший индонезийский центр производства и торговли батиком. И хотя приобрести материал и изделия из него можно по всей Яве, конечно, логично и правильно делать это в Соло.

Неудивительно, – или, наоборот, удивительно – что батик до сих пор производится не только и не столько на больших, просторных, современных фабриках (как, например, Batik Keris, чьи красивые аутлеты есть по всей Яве и, конечно, в Соло), а в маленьких кустарных мастерских – иначе назвать то, что мы видели, я, пожалуй, не могу.

Батик – это ручная роспись по ткани, и по сути она остается именно таковой – ручной – и по сей день. Даже то, что называется штамповкой, по сути есть ручная работа. Как так? А вот так!

Небольшая мастерская по производству батика под гордым названием фабрика располагалась всего в нескольких поворотах лабиринта узеньких улочек от нашего геста. Очаровательных улочек.

Выразительная дама, спрятанная за куском материи, наглядно свидетельствовала о наличии фабрики. Случайным образом, глаза на фото не получились. А может, и не случайным: я не знаю, как в царящей в мастерской темноте работницы и работники умудряются окончательно не растерять зрение, снова и снова раскрашивая тряпочки. Хотя кто мне сказал, что они его не теряют?

Перед тем, как обычный отрез материи превратится в батик, он проходит множественную обработку. Его раскрашивают, стирают, сушат, снова стирают и т.д. Вот на держателе вывешено для наглядности несколько отрезов разной стадии обработки: именно так и меняется вид ткани ступень за ступенью.

Сначала на ткань горячим воском наносится рисунок. Отсюда, кстати, и название этого метода: горячий батик. Он используется для хлопчато-бумажных тканей. Для дорогих и полностью ручных вариантов воск наносится, естественно, вручную, а для более дешевых – прессом. Ну, тоже вручную.

Воск, кстати, тоже бывает разный. Вот такой.

Подготовленные для раскрашивания рулоны.

Когда рисунок нанесен, ткань отправляется на раскраску. Вот сидят специально обученные девушки и тетеньки и специальными кисточками, которые называются чан тинг, наносят необходимый рисунок.

Сначала краской одного цвета, потом другого.

Периодически обмакивая свою ручку в подогреваемый на горелке воск.

На этой фабрике краски используют исключительно натуральные. Из разных растений и деревьев. Подозреваю, что отнюдь не из соображений экологичности, а тупо потому что дешевле.

Печь для разогревания чанов с краской.

Ткань с нанесенным рисунком отправляется дальше – сначала на прокраску фона – это происходит в больших ванных. В них же потом и стирают ткань несколько раз – уже в чистой воде, само собой.

Просушка – на втором уровне мастерской, обязательно под алюминиевой крышей и с естественной вентиляцией. Говоря проще – с дырами по всему периметру.

Процесс нанесения воска, росписи, прокраски, промывки и сушки повторяется несколько раз, пока не будет получен желаемый рисунок.

Проверка качества перед следующим этапом.

Стандартный отрез батика – длиной 2 метра и шириной 1,20–1,30. Если делать его полностью вручную, то стоить это счастье в итоге будет от 60 долларов. А если прессом, то всего от 6-8.

Конечно, стоимость батика зависит не только от техники росписи, но и от качества самой ткани. В любом шоу-руме это очень просто увидеть, потрогав образцы по разной цене. Грубоватые, плотные, с простым рисунком – самые дешевые. Легкие, нежные, с изящными линиями рисунка и зачастую обилием мелких прорисованных деталей – самые дорогие.

Что удивило лично меня, так это то, что батик – это не только просто отрезы и саронги. Батик – это невообразимое, бесконечное количество платьев, туник, юбок, штанов, мужских рубашек. Необыкновенных по дизайну моделей, необыкновенный по дизайну материала. На фото – мои три саронга и мужская рубанка. Саронги по 13 долларов, рубашка – 27. Все производства фабрики сами видите, какой фабрики.

Возвращаясь к нашей маленькой фабрике, хочу добавить, что при ней имеется не только шоу-рум–магазин (где, на удивление, нельзя фотографировать!), но и мастерские росписи по ткани. Т.е. можно прийти и договориться о персональном уроке создания батика. В итоге должно получиться что-то в этом роде.

Нет, на самом деле, думаю, должно получиться что-то более изящное, ибо эти образцы, все-таки были созданы девочками-дошкольницами)

В общем, в следующий раз, завязывая парео, подумайте о том, сколько терпения и кропотливого труда было потрачено на создание даже такого простого и дешевого кусочка батика. Средняя зарплата рабочего подобной мастерской составляет порядка 90 долларов, причем этот минимум гарантирован даже при отсутствии заказов. При их наличии, соответственно, работники получают дополнительную премию.

Полезное:
— Посещение небольшой мастерской – занятие недолгое; возможно, в общей сложности на час, включая и осмотр магазина. По аутлетам же крупных фабрик (без посещения производства) можно бродить не меньше (особенно, если есть цель что-то приобрести: выбор огромен и чрезвычайно сложен).
— В аутлете фабрики Batik Keris демонстрируется фильм о процессе производства батика – тоже весьма занимательный и наглядный.
— Качественный батик при стирке не линяет.
— Ну и, наконец, самый лучший батик – индонезийский. Даже само слово для обозначения ручной росписи по ткани, «батик», – индонезийского происхождения. Кстати, саронги, которые там очаровали меня на Гаваях, тоже все made in Indonesia…

Всем удачных покупок в Соло!

Как делают батик в Индонезии. aslan wrote in January 3rd, 2014

Несмотря на то, что это уже пятый пост про Соло, мы провели там всего три ночи. И вроде жизнь текла лениво и неторопливо, и каких-то глобальных мероприятий вселенского масштаба не проводилось, но, как выяснилось, выбраться из этого места абсолютно нереально. То одно, то второе, то третье…

На самом деле, этот пост про батик. Я обожаю эти тряпочки; возможно, эта страсть занимает в моем личном рейтинге привязанностей почетное второе место после соборов. Соло - крупнейший и важнейший индонезийский центр производства и торговли батиком. И хотя приобрести материал и изделия из него можно по всей Яве, конечно, логично и правильно делать это в Соло.

Неудивительно, - или, наоборот, удивительно - что батик до сих пор производится не только и не столько на больших, просторных, современных фабриках (как, например, Batik Keris, чьи красивые аутлеты есть по всей Яве и, конечно, в Соло), а в маленьких кустарных мастерских - иначе назвать то, что мы видели, я, пожалуй, не могу.

Батик - это ручная роспись по ткани, и по сути она остается именно таковой - ручной - и по сей день. Даже то, что называется штамповкой, по сути есть ручная работа. Как так? А вот так!

Небольшая мастерская по производству батика под гордым названием фабрика располагалась всего в нескольких поворотах лабиринта узеньких улочек от нашего геста. Очаровательные улочки.

Выразительная дама, спрятанная за куском материи, наглядно свидетельствовала о наличии фабрики. Случайным образом, глаза на фото не получились. А может, и не случайным: я не знаю, как в царящей в мастерской темноте работницы и работники умудряются окончательно не растерять зрение, снова и снова раскрашивая тряпочки. Хотя кто мне сказал, что они его не теряют?

Перед тем, как обычный отрез материи превратится в батик, он проходит множественную обработку. Его раскрашивают, стирают, сушат, снова стирают и т.д. Вот на держателе вывешено для наглядности несколько отрезов разной стадии обработки: именно так и меняется вид ткани ступень за ступенью.

Сначала на ткань горячим воском наносится рисунок. Отсюда, кстати, и название этого метода: горячий батик. Он используется для хлопчато-бумажных тканей. Для дорогих и полностью ручных вариантов воск наносится, естественно, вручную, а для более дешевых - прессом. Ну, тоже вручную.

Воск, кстати, тоже бывает разный. Вот такой.

Подготовленные для раскрашивания рулоны.

Когда рисунок нанесен, ткань отправляется на раскраску. Вот сидят специально обученные девушки и тетеньки и специальными кисточками (даже, скорее, подобием ручки) наносят необходимый рисунок.

Сначала краской одного цвета, потом другого.

Периодически обмакивая свою ручку в подогреваемую на горелке краску.

На этой фабрике краски используют исключительно натуральные. Из разных растений и деревьев. Подозреваю, что отнюдь не из соображений экологичности, а тупо потому что дешевле.

Печь для разогревания чанов с краской.

Ткань с нанесенным рисунком отправляется дальше - сначала на прокраску фона - это происходит в больших ванных. В них же потом и стирают ткань несколько раз - уже в чистой воде, само собой.

Просушка - на втором уровне мастерской, обязательно под алюминиевой крышей и с естественной вентиляцией. Говоря проще - с дырами по всему периметру.

Процесс нанесения воска, росписи, прокраски, промывки и сушки повторяется несколько раз, пока не будет получен желаемый рисунок.

Проверка качества перед следующим этапом.

Стандартный отрез батика - длиной 2 метра и шириной 1,20-1,30. Если делать его полностью вручную, то стоить это счастье в итоге будет от 60 долларов. А если прессом, то всего от 6-8.

Конечно, стоимость батика зависит не только от техники росписи, но и от качества самой ткани. В любом шоу-руме это очень просто увидеть, потрогав образцы по разной цене. Грубоватые, плотные, с простым рисунком - самые дешевые. Легкие, нежные, с изящными линиями рисунка и зачастую обилием мелких прорисованных деталей - самые дорогие.

Что удивило лично меня, так это то, что батик - это не только просто отрезы и саронги. Батик - это невообразимое, бесконечное количество платьев, туник, юбок, штанов, мужских рубашек. Необыкновенных по дизайну моделей, необыкновенный по дизайну материала. На фото - мои три саронга и мужская рубанка. Саронги по 13 долларов, рубашка - 27. Все производства фабрики сами видите, какой фабрики.

Возвращаясь к нашей маленькой фабрике, хочу добавить, что при ней имеется не только шоу-рум-магазин (где, на удивление, нельзя фотографировать!), но и мастерские росписи по ткани. Т.е. можно прийти и договориться о персональном уроке создания батика. В итоге должно получиться что-то в этом роде.

Нет, на самом деле, думаю, должно получиться что-то более изящное, ибо эти образцы, все-таки были созданы девочками-дошкольницами)

В общем, в следующий раз, завязывая парео, подумайте о том, сколько терпения и кропотливого труда было потрачено на создание даже такого простого и дешевого кусочка батика. Средняя зарплата рабочего подобной мастерской составляет порядка 90 долларов, причем этот минимум гарантирован даже при отсутствии заказов. При их наличии, соответственно, работники получают дополнительную премию.

Полезное:
- Посещение небольшой мастерской - занятие недолгое; возможно, в общей сложности на час, включая и осмотр магазина. По аутлетам же крупных фабрик (без посещения производства) можно бродить не меньше (особенно, если есть цель что-то приобрести: выбор огромен и чрезвычайно сложен).
- В аутлете фабрики Batik Keris демонстрируется фильм о процессе производства батика - тоже весьма занимательный и наглядный.
- Качественный батик при стирке не линяет.
- Ну и, наконец, самый лучший батик - индонезийский. Даже само слово для обозначения ручной росписи по ткани, «батик», - индонезийского происхождения. Кстати, саронги, которые там очаровали меня на Гаваях, тоже все made in Indonesia…

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта