Кто лежит в Мавзолее? Что осталось от тела ленина - знания исцеляют.

На Красной площади Москвы возле Кремлевской стены с 1924 года стоит монументальное сооружение, напоминающее усыпальницу древнего правителя Мавсола. От его имени оно и получило название. Это Мавзолей Владимира Ильича Ленина, занесенный в список всемирного наследия UNESCO. За годы существования в нем побывало более 120 миллионов посетителей.

История Мавзолея Ленина.

Считается, что мысль создать Мавзолей для вождя мирового пролетариата подсказали простые люди и рядовые члены ВКП(б). Однако Н.К. Крупская и некоторые члены ЦК не поддерживали эту идею. Первые две усыпальницы строились из дерева по проекту архитектора Щусева. Обе были возведены в виде прямоугольных ступенчатых пирамид. У второго варианта деревянную обшивку пропитали лаком, из-за чего строение имело светло-коричневый цвет.

К строительству каменной усыпальницы приступили в 1929 г. Кирпичные стены строения облицевали полированными плитами из гранита, лабрадорита, мрамора и порфира. Теперь Мавзолей имел длину 24 метра, поднимался в высоту на 12 метров и состоял из пяти ступеней. Верхний уступ сместили к Кремлевской стене. В отличие от предыдущих вариантов в новом добавили трибуну. Использовалась она для произнесения тожественных речей и обращений к народу во время парадов, проходивших на 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. На трибуне перед Мавзолеем находились руководители Советского государства и приглашенные гости. Последний раз обращения к людям прозвучали с трибуны в 1996 г. Начиная с 2005 года, при проведении шествий по Красной площади Мавзолей ограждают защитными щитами.


Мавзолей Ленина – описание.

На монолитной плите из черного лабрадорита, закрепленной над входом, буквами из красного кварца написано «Ленин». Внутри Траурного зала, в который посетители попадают, опускаясь по левой лестнице, на небольшом постаменте стоит саркофаг с телом Ленина. Здесь царит покой, тишина и приглушенный свет. На вожде надет черный костюм, к которому приколот значок члена ЦИК СССР. Зал имеет форму куба со ступенчатым потолком и высотой граней 10 м. Обойдя саркофаг, посетители выходят из зала и, поднявшись по правой лестнице, покидают Мавзолей.

На время Отечественной войны тело вождя вывозили в Тюмень, где оно хранилось до апреля 1945 года. После смерти И. В. Сталина, вплоть до 1961 в усыпальнице покоились два вождя. С приходом к власти Н. С. Хрущева, тело «отца народов» вынесли из усыпальницы и захоронили возле кремлевской стены.


Караул у Мавзолея Ленина.

С 1924 по 1993 годы у Мавзолея находился пост № 1. Каждый час под бой курантов происходила смена караула. Это зрелище привлекало множество туристов. Теперь пост стоит у Могилы Неизвестного Солдата.


Мавзолей Ленина – режим работы.

Посещение мавзолея Ленина возможно с 10 до 13 часов в любые дни, кроме понедельника и пятницы. Попасть в него можно через пункт пропуска возле Никольской башни. Оплата за вход не требуется, однако непременным условием является проверка металлоискателем и соблюдение тишины. Проводить фото и видеосъемку запрещено. Мужчины в Траурном зале обязаны снять головной убор. Сумки и ручную кладь перед посещением необходимо сдать в камеру хранения.


Интересные факты о Мавзолее Ленина.

  • К интересным фактам относится то, что для сохранности тела были применены уникальные способы бальзамирования, разработанные учеными В. П. Воробьевым и Б. И. Збарским. Они позволяют хранить черты лица и тело объекта без изменений около ста лет.
  • Подобному бальзамированию подверглись многие политические деятели. В настоящее время, кроме Ленина, в целости сохранились тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Хо Ши Мина.
  • В помещении Мавзолея постоянно работает специальная лаборатория, сотрудники которой следят за состоянием мумии вождя пролетариата.
  • Из-за покушений на тело Ленина в 60-е годы XX столетия в 1973 году саркофаг накрыли пуленепробиваемым куполом. Для поддержания здания в надлежащем состоянии постоянно проводятся реконструкции, последняя из которых была в 2013 году.


На простой вопрос, где находится Ленин Владимир Ильич, вождь мирового пролетариата (вернее сказать, его бренное тело), может ответить каждый современный школьник: конечно же, в мавзолее, который стоит на Красной площади в городе Москве. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. По некоторым данным, там обитает лишь часть останков великого руководителя коммунистов.

Возникновение идеи

Согласно историкам-коммунистам, эта мысль — не хоронить Ленина, а, забальзамировав, поместить его в особый саркофаг — родилась в рабоче-крестьянской среде, у рядовых членов партии большевиков. Официально на съезде эту мысль озвучил «всесоюзный староста» - Калинин. Известно, что Троцкий, как один из руководителей партии, был категорически против такого «кощунства», называя саму идею «безумием». А вдова вождя Крупская писала в 1924 о том, чтобы не устраивали Ленину после смерти всяческих памятников, так как он сам при жизни тяготился этим. Надежда Константиновна, безусловно, была категорически против мумификации тела Ильича.

Классовая религия

Нынешние историки считают, что идея сохранить останки вождя была придумана преемником Ленина — Сталиным. Корни ее — в желании иметь своеобразную религию одержавшего победу класса рабочих и крестьян, призванную выступить на замену поклонению Иисусу Христу. При этом, классовая религия позиционировала себя как некий языческий культ: объект поклонения - мумия обожествленного лидера, верховный жрец - генеральный секретарь партии большевиков. «Мощам» вождя придавалось особое значение: им должны были поклоняться массы. Так, Бухарин (один из идеологов революции) написал в одном из писем о иконах вождей и мощах Ильича. А Сталин говорил в связи с этим о символе веры для класса - марксизме.

Мавзолей сегодня

Как бы то ни было, помещение для мумифицированного тела Ленина было построено (кстати, с 1953 по 1961 год мавзолей назывался также именем Ленина-Сталина, в нем находилось тело еще одного вождя) в 1924, после смерти руководителя. В начале мавзолей - деревянный, затем — гранитный. Сам саркофаг находится ниже уровня площади, что соответствует, как оправдываются идеологи мумификации, христианским традициям. Сам же замысел создания сооружения несет в себе признаки гораздо более древних ритуалов: обычаи бальзамирования бытовали еще в Древнем Египте. Памятник архитектуры похож по своей форме на вавилонский зиккурат. Там и по сей день лежат бренные останки тела Владимира Ильича (по некоторым данным — только часть: череп, некоторые кости, всего десять процентов, все остальное заменено искусными мастерами бальзамирования). Ходят также слухи, частично подтвержденные документально, что прах вождя уже перезахоронен рядом с женой и с сестрой вождя. Верно ли это? И стоит ли заниматься перенесением останков Ленина? Так один из современных лидеров России Путин сказал о том, что русский народ сам решит, как с этим быть. История не терпит суеты.

Православный философ Аркадий Малер размышляет о проблеме выноса тушки Ленина из мавзолея.

Столетие русской катастрофы 1917 года стало естественным поводом для публичного обсуждения последствий этого исторического события и одно из них – это появление на Красной площади в Москве целого некрополя коммунистических вождей с самым главным из них, В.И.Ульяновым, под всемирно известным псевдонимом Ленин. Но если все остальные кумиры РСДРП-ВКП (б)-КПСС похоронены либо в земле, либо в кремлевской стене, то для почитания Ленина созданная им власть установила огромный мавзолей, где его тело, а точнее, то, что осталось от этого тела, находится в качестве забальзамированной мумии, выставленной на всеобщее обозрение. Любой человек почти в любой день может прийти посмотреть на этот артефакт биохимических технологий, но только от него потребуется соблюдать мемориальную тишину и желательно держать руки поверх одежды, иначе его могут заподозрить в готовности осквернить это священное капище коммунистической религии. Данное определение мавзолея Ленина совсем не шутка и не гипербола, потому что потребность в искусственном увековечивании чьего-либо тела в качестве предмета обязательного всеобщего благоговения – это явление чисто религиозного сознания и именно языческого.

Поэтому совершенно логично, что для Православной Церкви, которой сам Ленин и его адепты сто лет назад фактически объявили войну на уничтожение, сохранение его тела на Красной площади – это просто нонсенс, кощунство и явное оскорбление, продолжающееся до сих пор. И хотя многие авторитетные церковные и общественные деятели не раз более или менее категорично высказывались за захоронение тела Ленина, этот вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки, как и само это тело.

Так, уже 12 марта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, воссоединившийся с Московским Патриархатом в 2007 году, открыто заявил в своем послании: «Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований».
1 апреля глава Отдела внешних церковных связей и Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополит Иларион (Алфеев) в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия» также заметил: «У нас оценка и революционным событиям, и гонениям на Церковь, которые за ними последовали, уже была дана многократно. Я думаю, что самым ярким выражением этой оценки является канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, которая состоялась в 2000 году. Мы исходим из того, что в той ситуации были жертвы, а были палачи, были те, кого мы прославляем как мучеников и исповедников, а были те, о которых мы говорим, что они выполняли разного рода карательные функции. Именами палачей нельзя называть улицы и площади, имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах, памятники этим людям не должны стоять на наших площадях, мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение. Это общий принцип».
И это, действительно, общий принцип для христианства как такового, но сторонники сохранения тела Ленина в мавзолее, либо не разбираясь в самом христианстве, либо пользуясь неразборчивостью своих слушателей, с некоторых пор стали интерпретировать такие заявления церковных иерархов как некие «частные мнения», якобы не отражающие позицию большинства православных. Вообще следует заметить, что аргументация сегодняшних поклонников большевизма в защиту «светлой» памяти их вождей давно уже не имеет никакой общей логики, а преследует только одну цель – любой ценой внушить мысль о необходимости сохранить соответствующие топонимы, памятники и саму мумию Ленина в мавзолее, а то, что эти аргументы зачастую противоречат большевистской идеологии, их совсем не смущает. Поэтому в данном вопросе имеет смысл не столько спорить с самим большевизмом, сколько по отдельности разобрать все основные аргументы против захоронения Ленина, которые, к сожалению, иногда даже стали повторять благонамеренные люди, считающие себя православными.

Аргумент 1 : мумия Ленина в мавзолее на Красной площади – это уже «часть нашей истории», а мы должны помнить нашу историю и не вычеркивать из нее какие-либо значимые события и периоды.
В этом аргументе, чаще всего используемом современными коммунистами, содержится сразу три противоречия.
Во-первых, с каких пор верным сторонникам марксизма-ленинизма есть дело до сохранения «исторической памяти»? Когда Ленин захватил власть в России, то в полном соответствии со своей леворадикальной идеологией он и его партия принялись уничтожать всё, что мешало торжеству этой идеологии, и никакая «историческая память» и никакие «национальные традиции» для самих большевиков не имели никакого значения. Верные ленинцы просто создавали абсолютно новую страну, в названии которой ни одно из слов не указывало ни на ее национальную принадлежность, ни даже на ее географическое положение. Большинство неугодных памятников сносилось, множество городов и улиц переименовывалось, и никакие доводы про «историческую память» никого из коммунистов не беспокоили. Поэтому их апелляция к истории, памяти и традициям сегодня – это просто вопиющее противоречие собственной идеологии и открытое, чисто политическое лицемерие.
Во-вторых, никто не говорит о том, что мы должны «забыть» что-либо в нашей истории или что-либо «вычеркнуть» из нее – наоборот, мы должны помнить и революцию 1917 года, и все основные события советской эпохи, и ее вождей, но эта память не может быть безоценочной и индифферентной ко всему прошедшему. Если мы считаем себя православными христианами, то мы должны дать христианскую оценку всем событиям и деятелям нашего прошлого, и в частности, В.И.Ульянову (Ленину), а для этого его тем более нужно хорошо помнить и изучать во всех подробностях. Поэтому вынос тела Ленина из мавзолея, снос любого его памятника или переименование любого места, названного в честь его имени, – это не акт забвения – это акт моральной оценки. В противном случае мы не должны были бы иметь ничего против памятников Гитлеру и любому другому завоевателю нашей страны, ведь это же тоже «часть нашей истории», а тем более если бы такой памятник поставили в современной Германии, как в современной Украине ставят памятники Бандере и Шухевичу. Если же мы против этих памятников, то это означает, что сам факт заметного участия какого-либо человека в истории какой-либо страны не может быть достаточным основанием для увековечивания его имени в этой стране, потому что памятник любому человеку – это не просто напоминание о его существовании – это положительная оценка его исторической роли. И поэтому так важно, как выглядит любой памятник, какого он размера и где именно он находится, а уж забальзамированное тело политического вождя, размещенное в специально построенном для этого мавзолее в самом центре столицы свидетельствует о беспрецедентном почитании этого человека, имеющем не просто культурное, а прямо-таки религиозное значение.
В-третьих, если сам Ленин, к сожалению, действительно, является частью нашей истории, потому что он оказал на нее огромное влияние, то при чем здесь его мумия? Если же «частью истории» считать какие-либо символические предметы, то тогда, например, на кремлевских башнях должны быть восстановлены двуглавые орлы вместо красных звезд, потому что они находились там несравнимо дольше, чем эти звезды. Да и вообще тогда от любых символических артефактов советской эпохи вполне можно избавиться, потому что она продолжалась не более 74 лет, а первая звезда на кремлевской башне появилась только в 1935 году. И если так важно просто иметь в качестве музейно-научной ценности мумию Ленина, то почему она обязательно должна быть на Красной площади? Таким образом, аргумент о мумии Ленина как «части нашей истории» трижды абсурден и произносящие его просто не предполагают ответной дискуссии.

Аргумент 2 : в православной традиции есть мощи святых, часто также выставленные на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».
Нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и святости этих людей, а тело Ленина – это искусственно созданная мумия, существование которой поддерживает специально учрежденная лаборатория, с 1992 года называемая Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всесоюзном институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Для сохранности святых мощей не требуется никаких особых условий, а для того, чтобы останки тела Ленина окончательно не рассыпались, их нужно каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Заметим, что столь недешевая работа , не говоря уже о средствах, выделяемых на сохранность самого мавзолея. Если нетленные мощи часто разделяют на отдельные частицы и распространяют по разным храмам именно потому, что они нетленные, то тело Ленина пытаются сохранить в том относительном внешнем единстве, которое позволяет его увидеть в мавзолее. Следовательно, нужно просто ничего не знать о том, что такое мощи святых, чтобы приводить данное обстоятельство в качестве аргумента в пользу мумии Ленина. Но если есть какая-то правда в этой аналогии, то только в том, что объявившие войну любой религии коммунисты на деле оказались не столько атеистами, сколько носителями религиозного языческого сознания и пытались более или менее осмысленно создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими «красными мощами», и Ленин в мавзолее настолько очевидно напоминал египетских фараонов в погребальных пирамидах, что это сравнение давно уже стало общим местом всех рассуждений на тему советской идеологии.

Аргумент 3 : Ленин уже похоронен, потому что его тело находится «ниже уровня земли».
Во-первых, главное возражение православных состоит не в том, что Ленина надо похоронить в какой бы то ни было земле, а в том, что его мумии не место на Красной площади и любом исторически значимом месте. Какова будет дальнейшая судьба тела Ленина после того, как оно перестанет быть предметом поклонения в центре Москвы, – это уже другой вопрос, не столь принципиальный с православной точки зрения. И все разговоры о том, что Ленина надо похоронить «по-христиански» – это подмена главной задачи, тем более что сам Ленин отрекся от христианства и относиться к нему как к христианину в любом смысле этого слова совершенно невозможно. Между прочим именно Ленин непосредственно способствовал пресечению христианской традиции погребения, в 1919 году издав декрет о необходимости кремации покойников, после чего возникла новая традиция «огненного погребения», установленная коммунистами самой правильной и прогрессивной страны. Построить первый советский крематорий планировалось непременно на месте какого-нибудь православного храма, но до его появления Ленин не дожил. Первый официальный крематорий был организован в 1927 году на месте специально перестроенного для этого храма Преподобного Серафима Саровского и Благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. Так что хоронить Ленина «по-христиански» не только абсурдно, но и кощунственно, и в самой Церкви об этом речь не идет. Если же говорить о том, как лучше похоронить Ленина, то, выбирая из вариантов оставить его мумию на всеобщее обозрение в центре Москвы или закопать в землю на каком-нибудь кладбище, Церковь всегда предпочтет второе. Во-вторых, нигде в православной традиции не сказано, что всех покойников обязательно надо хоронить ниже уровня земли – например, некоторые христиане были захоронены в склепах, оставленных на поверхности земли, и даже в помещении храмов и монастырей. Дело не в расстоянии от поверхности земли, а в сокрытии разлагающегося тела. Тело Ленина находится «ниже уровня земли», но оно не погребено, а выставлено на всеобщее обозрение, не будучи нетленными мощами.

Аргумент 4
: в других странах тоже есть мавзолеи с забальзамированными вождями, поэтому сохранение мумии Ленина «не противоречит мировой практике».
Ссылка на мировую практику в данном случае не имеет никакого смысла, потому что мир бесконечен в своем разнообразии и в разных религиях, культурах и странах можно найти самые разные способы обращения с трупами политических вождей. И сами коммунисты решили мумифицировать тело своего вождя не потому, что они ориентировались на какую-либо мировую практику, а потому, что хотели любым способом поддержать его культ. Если «мировая практика» подразумевает мумии глав коммунистических режимов, Мао Цзэдуна или Ким Ир Сена, то это практика самого коммунизма, доказавшего свою религиозную природу не только в России, но и во всем мире. Если же имеются в виду мавзолеи Кемалая Ататюрка в Анкаре или Улисса Гранта в Нью-Йорке, то их тела скрыты в саркофагах. Но даже если бы можно было найти некоммунистическую аналогию мумии Ленина, то само ее существование не могло бы быть основанием для дальнейшего пребывания этой мумии на Красной площади.

Аргумент 5 : если тело Ленина вынесут из мавзолея и захоронят, то в России начнется «раскол общества», будут «серьезные волнения» и «падение рейтинга» правящего Президента Путина.
Как и в случае первого аргумента о необходимости уважать историческую память, слышать из уст верных ленинцев опасения за какие-либо нестроения в обществе более чем удивительно, потому что именно их партия именно с этим вождем в ХХ веке устроила в России самые грандиозные нестроения из всех, которые только помнит наша история. Но дело не только в этом, а, прежде всего, в том, что угроза хоть сколько-нибудь реального «раскола общества» после выноса тела Ленина из мавзолея – это чисто политтехнологическая страшилка сегодняшних коммунистов, не имеющая никаких, даже самых приблизительных, оснований. Даже если обратиться к настроениям той части электората, которая неизменно голосует за КПРФ, то это в значительной степени не столько убежденные марксисты-ленинисты, сколько русские патриоты, ассоциирующие советское прошлое со стабильностью, порядком и государственным величием, как они его понимают, и мумия Ленина в этом ценностном наборе совершенно необязательна. И когда последний раз коммунистическое движение в России устраивало реальные волнения, если не считать участие красных радикалов в манифестациях «болотной» оппозиции? При этом вынос тела Ленина из мавзолея – это тот редкий вопрос, по которому безоговорочно солидарно абсолютное большинство консерваторов и либералов, как системных, так и оппозиционных, что для нашей либерально-консервативной власти должно быть хорошим поводом хоть в чем-то примирить эти политические полюса, а их суммарный вес в политике и в качественном, и в количественном отношении несравнимо больше, чем вес «ортодоксальных» коммунистов, поклоняющихся Ленину как божеству. На самом деле если наша власть примет это единственно разумное и долгожданное решение и наконец-то освободит Красную площадь от останков «вождя мировой революции», то максимум неприятностей, которые возможно ожидать от коммунистов, – это пара-тройка предсказуемо беспомощных митингов с усталой геронтократией на трибунах, каковые мы видели все последние 20 лет. И если это решение будет способствовать расколу какого-то общества, то именно оппозиции, где давно наблюдается сращение либералов и крайне левых на общей, антиконсервативной, основе.

До тех же пор, пока главный идеолог и организатор антиправославной, антидержавной и антинациональной революции в нашей стране продолжает покоиться в самом центре столицы как ее главная достопримечательность, пока его имя носят проспекты, площади и улицы, а его памятники высятся почти во всех городах, любой молодой человек может спросить – а не последовать ли примеру этого исторического «героя», раз его так уважают в нашей стране, и не повторить ли такую же революцию? Вот поэтому любое культивирование имени Ленина (так же, как имен всех остальных террористов и революционеров) чрезвычайно опасно для нашего государства именно с политической точки зрения. И вряд ли православным людям нужно объяснять, насколько это опасно с христианской точки зрения для страны, которую Господь помиловал, несмотря на ее воинствующее безбожие, инициированное и возглавленное именно этим человеком.

Что такое мавзолей Ленина? Это облицованное гранитом и отделанное мрамором железобетонное сооружение у подножья Кремлёвской стены. В годы советской власти оно выполняло функции усыпальницы, памятника и трибуны. В настоящее время это только усыпальница и памятник канувшей в небытие диктатуры трудящихся. В мавзолее покоится тело Ленина – вождя мирового пролетариата и основателя первого в мире государства рабочих и крестьян.

Но Ленин лежит не один на Красной площади. Рядом располагаются братские могилы красноармейцев, видных деятелей международного рабочего движения и 12 отдельных захоронений руководителей Советского государства. Помимо этого, в Кремлёвской стене возле Сенатской башни отведено место под урны с прахом выдающихся людей. Всё это вместе является некрополем и памятью об уникальном историческом периоде Российской державы.

История мавзолея Ленина

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут по московскому времени. Уже через 4 часа после того, как остановилось сердце пламенного борца за свободу народа, в Кремле началось совещание по организации похорон Ленина. Председательствовал на нём Ф. Э. Дзержинский. Было принято решение захоронить останки вождя у Кремлёвской стены 26 января 1924 года. Однако желающих проститься с главой советского государства было огромное количество, поэтому похороны перенесли на 27 января.

Как только печальная весть облетела страну, в Москву валом пошли письма и телеграммы от рабочих, крестьян, красноармейцев. Все эти сообщения содержали только одну просьбу – сохранить тело Ленина для потомков. Опять было собрано совещание под председательством Дзержинского. На нём поставили вопрос – сохранять или не сохранять тело вождя мирового пролетариата?

Дзержинский, Молотов, Красин высказались за то, чтобы тело сохранить и показывать его сколько возможно. Против выступили Ворошилов и родные Владимира Ильича. Они настаивали на предании тела земле. Но с учётом многочисленных просьб трудящихся было принято решение о сохранении останков главы рабоче-крестьянского государства.

24 января Дзержинский поручил архитектору Щусеву Алексею Викторовичу построить траурный павильон. В тот же день был готов эскиз первого мавзолея Ленина и начались работы по его строительству. Работы велись трое суток беспрерывно, и 27 января было готово деревянное строение, имевшее форму куба. В него из Колонного зала Дома Союзов перенесли гроб с телом вождя.

Первый мавзолей Ленина простоял 3 месяца после смерти вождя, пока не начали строить второй мавзолей

Первичное бальзамирование сделал сразу же после смерти Ульянова профессор Абрикосов Алексей Иванович. Он ввёл в кровеносные сосуды умершего формалин с добавлением хлористого цинка. Таким образом, тело сохранилось нетленным на 6 дней. Затем провели ещё одно бальзамирование с сохранением тела на 40 дней. За это время была разработана абсолютно новая методика бальзамирования. Данную работу правительственная комиссия поручила харьковскому патологоанатому Воробьёву Владимиру Петровичу и московскому биохимику Збарскому Борису Ильичу.

Эти специалисты разработали уникальный раствор на базе глицерина, хлорхинина и ацетата калия. Само бальзамирование длилось с марта по июль 1924 года. Когда правительственная комиссия, возглавляемая Дзержинским, пришла принимать работу, то убедилась, что были сохранены вес покойного, цвет, гибкость конечностей, упругость кожи, а процесс разложения остановился.

Однако бальзамирование представляло собой только часть работы. Большое значение имел и саркофаг, так как с его помощью должен был поддерживаться нужный микроклимат. Его изготовление поручили архитектору Мельникову Константину Степановичу. Тот привлёк себе в помощь специалистов электротехнического института. Стеклянную конструкцию сделали за 7 дней, а готова та была 22 февраля 1924 года.

Таким образом, все вопросы, связанные с сохранением нетленных останков вождя мирового пролетариата, советские специалисты решили. Теперь пришло время заняться внешним обустройством усыпальницы. Первый деревянный мавзолей Ленина выглядел слишком просто на величественном фоне Красной площади. Поэтому архитектору Щусеву поручили спроектировать новый мавзолей с более значимым внешним видом.

Второй мавзолей Ленина сделали из дуба, на Красной площади он простоял до середины 1929 года

Новое строение было похоже на египетскую пирамиду фараона Джосера и на пирамиды майя. Сделали его из дуба, а открыли для посетителей 1 августа 1924 года. Он сменил первый мавзолей, простоявший 3 месяца. Второй мавзолей оставался на Красной площади до середины 1929 года, когда созрело решение о строительстве третьего мавзолея Ленина. Партия бросила клич на создание лучшего проекта. В этом конкурсе приняло участие 170 проектов, но победил проект опять же архитектора Щусева.

В этот раз усыпальницу сделали из железобетона и облицевали гранитом. Самые значимые места строения отделали мрамором. Длина третьего мавзолея составила 24 метра, высота 12 метров, а площадь траурного зала 100 кв. метров. Открыли для посетителей третий и последний мавзолей Ленина 1 августа 1930 года. И после этого почти 60 лет в к саркофагу с телом вождя мирового пролетариата нескончаемым потоком шли люди. Возле главного входа был организован почётный караул, но самым красивым зрелищем была смена караула. Посмотреть на неё стекалось огромное количество граждан.

В советские годы Красная площадь и находящаяся на ней усыпальница стали главным местом проведения парадов и праздников. На трибуну мавзолея поднималось 15 человек. Это были руководители Советского государства рабочих и крестьян. Люди внимательно следили за теми, кто стоял на трибуне. В конце 20-х годов с неё исчезли Троцкий, Зиновьев и Каменев. В 30-е годы пропали Рыков и Бухарин. В ноябре 1953 года на трибуну мавзолея последний раз поднялся Берия, а в 1955 году Маленков. Дольше всех, почти 40 лет, на трибуне простоял Анастас Микоян.

В 30-е годы Красную площадь реконструировали. Булыжник заменили брусчаткой, трамвайные пути убрали, снесли строения на Васильевском спуске, а памятник Минину и Пожарскому передвинули. Руководил всеми этими работами Лазарь Каганович. В его задачу входило максимально освободить площадь от всего мешающего, чтобы проводить на ней парады и празднества.

С началом Великой Отечественной войны возник вопрос, касающийся безопасности бальзамированного тела Ленина. В обстановке абсолютной секретности саркофаг с гробом 3 июля 1941 года погрузили в спец поезд и вывезли в Тюмень. В поезде находились только сотрудники НКГБ. Даже машинистами были офицеры гос. безопасности. Из специалистов саркофаг сопровождал профессор Збарский с несколькими помощниками.

В Тюмени останки вождя были помещены в здание училища на ул. Республики 7. Пробыли они там вплоть до марта 1945 года. Помимо тела в Тюмень также увезли мозг, сердце Ильича и пулю, которой его ранили. Почти 4 года эвакуации никак не сказались на бальзамированных останках, так как Збарский с помощниками тщательно следили за ними.

В годы советской власти к мавзолею Ленина шёл нескончаемый поток людей

А вот что касается мавзолея Ленина и Красной площади, то в годы войны их заставили фанерными щитами, имитирующими крыши домов. Руководил всеми этими работами архитектор Иофан Борис Михайлович. Мавзолей он вообще превратил в 2-этажный особняк с мезонинами. В таком виде главная усыпальница страны простояла долгие месяцы. Маскировка была снята 7 ноября 1941 года, когда на Красной площади состоялся 25-минутный парад. Начался он в 9 часов, а к 10 часам центр столицы опять закрыли фанерными щитами. Для посещения мавзолей Ленина открыли после окончания войны 12 сентября 1945 года.

В 1953 году в усыпальницу положили тело Сталина. Каменный блок, на котором красовалось имя ЛЕНИН, убрали и заменили блоком ЛЕНИН и СТАЛИН. Таким образом, в мавзолее оказалось два бальзамированных тела. Но после знаменитого XX съезда партии, когда Хрущёв развенчал культ личности Сталина, возник вопрос о целесообразности пребывания останоков Иосифа Виссарионовича в главной усыпальнице страны. 30 октября 1961 года тело Сталина из мавзолея вынесли, а на место нового блока с двумя именами поставили старый блок, который дальновидный комендант мавзолея Машков сохранил в целости и сохранности.

Заключение

По сей день мавзолей Ленина стоит на Красной площади. Он потерял свою прежнюю значимость, но продолжает вызывать большой интерес у людей. Тело основателя первого государства рабочих и крестьян находится под постоянным наблюдением специалистов. На нём нет никаких следов разложения, а поэтому бальзамированные останки могут пролежать в центре Москвы ещё очень долго. Однако трудно предсказать дальнейшую судьбу как мавзолея, так и тела.

Всё больше появляется граждан, считающих, что тело Владимира Ильича необходимо предать земле или кремировать. Только в этом случае его душа сможет найти упокоение. А сейчас она парит рядом с усыпальницей и испытывает страшные муки. Так проявим великодушие, не свойственное большевикам, и похороним Ульянова по христианскому обычаю. Пусть покоится с миром, а не в пуленепробиваемом саркофаге под охраной и неустанным наблюдением специалистов. Это противоестественно как для живых, так и для мёртвых.

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1929 год
Окончание строительства: 1930 год
Архитектор: А.В. Щусев
Координаты: 55°45"13.2"N 37°37"11.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Место, где с 1924 года покоится забальзамированное тело В.И. Ленина, давно перестало быть просто ритуальной усыпальницей. Оно считается монументом ушедшей социалистической эпохе и имеет статус музея. Это одна из главных достопримечательностей Красной площади , которую посетило уже более 120 миллионов человек. Многие туристы, не зависимо от политических убеждений, специально приезжают в центр российской столицы, чтобы пройти мимо саркофага с телом коммунистического вождя.

Вид на Мавзолей, Красную площадь, Спасскую и Сенатскую башни Кремля

Как возникла идея строительства мавзолея

Лидер советских коммунистов умер 21 января 1924 года. Согласно официальной версии, идея сохранить его тело принадлежала рабочим и крестьянам, которые отправили в адрес правительства множество телеграмм. В них простые люди просили не проводить обычное захоронение.

Против сохранения тела выступал Лев Давидович Троцкий, однако он находился на Кавказе и не успевал вернуться в Москву к похоронам, которые были назначены на 27 января. Исследователи считают версию о «народном волеизъявлении» маловероятной, так как идея бальзамирования тела вождя никак не обсуждалась в печати, и ни одно из «многочисленных» писем так и не было нигде опубликовано.

По другому предположению, идея сохранения тела появилась потому, что не все желающие успевали проститься с умершим. Делегации из разных уголков России и из-за рубежа приезжали в столицу одна за другой, поэтому вдова Ленина Н.К. Крупская дала согласие поместить тело в склеп до окончания церемонии прощания. Однако она неоднократно высказывалась против бальзамирования.

Какой бы ни была истинная причина, руководство страны захотело превратить тело Ленина в «красную святыню», чтобы оно стало объектом поклонения и источником коммунистической веры. Уже через два дня после смерти лидеры государства твердо решили сохранить тело Ильича как можно более долгое время. Почти сразу же известный архитектор Алексей Викторович Щусев получил заказ на проект мавзолея. А работу по бальзамированию умершего возложили на академиков Владимира Петровича Воробьева и Бориса Ильича Збарского.

Вид на Мавзолей из ГУМа

История кремлевской усыпальницы

Усыпальницу планировали разместить на Красной площади. К тому времени ее участок возле Кремлевской стены уже являлся некрополем. Здесь лежали погибшие участники Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, и были похоронены некоторые партийные руководители. Когда шла Гражданская война, красноармейцы принимали перед могилами присягу, а в мирное время на площади проводили парады и демонстрации.

Первый мавзолей построили ко дню официальных похорон - 27 января. Стояли лютые морозы, поэтому промерзший грунт пришлось взрывать динамитом. Здание возводили в большой спешке, и сохранились свидетельства, что последние гвозди вбивали перед самым началом церемонии сноса тела в Траурный зал. Усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в полузавершенном виде до весны 1924 года.

Второй мавзолей также сделали на деревянном каркасе и обшили лакированным дубом. Он был готов к августу 1924 года и прослужил шесть лет. А затем его сменил каменный мавзолей, сохранившийся до наших дней.

Когда началась Великая Отечественная война, здание усыпальницы замаскировали под жилой дом. Эти меры предосторожности были необходимы, чтобы сберечь памятник во время налетов фашистской авиации. Летом 1941 года, когда немецкие войска наступали по всем фронтам, тело коммунистического лидера эвакуировали в Тюмень. Его хранили в здании Сельхозакадемии, а в апреле 1945 года вернули в столицу.

С 1953 по 1961 годом рядом с телом Ленина лежало забальзамированное тело Сталина. А в 1980-е года за зданием мавзолея сделали пристройку с эскалатором, с помощью которого престарелые руководители страны поднимались на трибуну.

Вид Мавзолея с Красной площади

Архитектурные особенности

Мавзолей отлично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади и гармонично смотрится на фоне зубчатой Кремлевской стены. Здание имеет ширину 24 м и высоту 12 м. Оно похоже на египетскую пирамиду и сложено из пяти ступеней, построенных их прочных и долговечных железобетонных конструкций и кирпича. В отделке усыпальницы использованы гранит, порфир (малиновый кварцит), мрамор и черный лабрадорит. А над входом красными буквами написана фамилия коммунистического вождя.

Во время парадов по Красной площади часто проходит тяжелая техника. Чтобы архитектурное сооружение не испытывало серьезных проблем от сотрясения, котлован, где находится железобетонная плита фундамента, засыпан чистым песком. Последняя реконструкция здания проводилась в 2013 году - строители укрепили его основание.

С трибуны мавзолея много лет выступали перед народом советские лидеры и руководители коммунистической партии. Однако, с 1996 года эта практика была прекращена. Сегодня, когда на Красной площади проводят массовые праздники, мавзолей ограждают щитами.

Кремлевская усыпальница считается неотъемлемой частью главной площади российской столицы. Она находится под охраной ЮНЕСКО и внесена в список Всемирного наследия.

Вход в Мавзолей

Что можно увидеть внутри

В усыпальнице всегда тихо. Посетители проходят друг за другом по одному маршруту и находятся в мавзолее около минуты. Внутри здания царит полумрак.

Траурный зал, где установлен саркофаг, представляет собой квадратное помещение 10 м на 10 м. Он декорирован в черном и красном цвете и имеет ступенчатый гранитный потолок. Напротив входа в него помещен вырезанный из камня герб СССР образца 1930 года. Однако, из-за блеклого освещения разглядеть мелкие детали почти невозможно.

Тело Ленина покоится на возвышении в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, который обрамляют гранитные перила. Такие меры предосторожности были предприняты в 1973 году. На Ленине надет черный костюм, и слева на нем можно увидеть значок члена Центрального исполнительного комитета СССР. Фигура коммунистического вождя специально подсвечена, чтобы проходящие мимо могли разглядеть черты лица. Она резко контрастирует с темным окружением и поэтому кажется похожей на голограмму.

Кроме Траурного зала, в мавзолее существует черная комната-колумбарий, в нишах которой планировали сохранять прах других усопших. Но это помещение так и не было использовано, и посетителей туда не пускают.

Информация для туристов

Мавзолей открыт во вторник, среду, четверг, субботу и воскресенье с 10.00 до 13.00. На время реставрационных работ расписание обычно меняется, но об этом сообщают заранее. Попасть в мавзолей можно бесплатно через пропускной пункт в Никольской башне , расположенной со стороны Александровского сада. Стояние в очереди обычно занимает около 30-40 минут.

Вид Мавзолея со стороны Спасской башни

В мавзолей нельзя вносить громоздкие сумки, рюкзаки, емкости с жидкостями и большие по размерам предметы из металла. Если туристы имеют такой багаж, они сдают его в платную камеру хранения, которая находится в Александровском саду, возле Кутафьи башни . Все желающие попасть в мавзолей в обязательном порядке проходят через металлодетектор.

Внутри усыпальницы нельзя делать фотографии и снимать видео. При входе также положено сдавать мобильные телефоны и гаджеты. Если они остались на время посещения, сотрудники охраны имеют право просмотреть последние кадры, и, как правило, просят посетителей удалить эти файлы. Возле саркофага мужчинам необходимо снять головные уборы.