Кто проверяет технику безопасности на предприятии. КТО и КАК проверяет нормы охраны труда в организации? Определение контрольных функций охраны труда

Необходимые документы к проверке по охране труда. Какие документы нужно приготовить к проверке по охране труда. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального «органа» исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Комплект документов по охране труда, которые должны быть на каждом предприятии (обязательный минимум).
Проверку проводит государственный инспектор по труду (Федеральная инспекция труда – Роструд)

Приказ о возложении обязанностей: назначение ответственного по охране труда за проведение инструктажей (ст.217 ТК (за электрохозяйство – п.1.2.3, 1.2.7 ПТЭЭП, по пожарной безопасности – ППБ 01-03 п.8, за Грузопод. мех., за леса)
Материалы аттестации рабочих мест + протоколы замеров ВПФ (шум, климат…) (ст.212 ТК РФ)
Обучение по охране трудадля руководителей и специалистов (удостоверения) (ст.225 ТК РФ)
Программа вводного инструктажа /текст-инструкция/ проведения (п.2.1.2. ГОСТ 12.0.004-90; ст.212; 225 ТК РФ)
Перечень инструкций по ОТ (все действующие инструкции, даты, номера) (п.5.9 Пост. Минтруда №80; ст.211, 212 ТК)
Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (подлинники) (ст.21 ТК РФ).
Инструкция проведения инструктажа персонала на 1 гр по электробезопасности (Текст п.1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень законодательных и правовых актов по ОТ /литература/: Законы, ТК, Правила, стандарты.
Перечень производств и профессий, при работе в которых обязательно прохождение первичных /периодичных мед.осмотров /вредные условия труда (если есть) (Приказ Мин. здравоохранения №90 от 10.13.2003, ст.13 ТК РФ)
Перечень видов работ и профессий повышенной опасности (если есть)
Перечень бесплатно выдаваемой спец. одежды, обуви и СИЗ, которые должны быть (ст.131 ТК РФ)
Личная карточка учёта специальной одежды, обуви и СИЗ + их наличие
Журналрегистрации вводного инструктажа (ст.212 и 225 ТК РФ. Пункт 2.1.2 ГОСТ 12.0.004-90)
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте: первичного, повторного, внепланового, целевого (п.7.9 и 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90, ст.225 ТК РФ
Журнал регистрации несчастных случаев + материалы по НС: акт по НС (если были) и др.
Журнал учета мероприятий по улучшению условий и охране труда с суммами затрат (ст.226 ТК РФ)
Журнал учёта выдачи СИЗ (средств индивидуальной защиты), специальной одежды, обуви (бесплатно, согласно действующих норм /если они положены/) (Пост. Минтруда России от 18.12.1998г. №51; ст.131)
Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда для работников /+приказы по ОТ/.
Журнал учёта и содержания защитных средств (если есть)
Журнал учёта присвоения групп по электробезопасности (п.1.4.4. ПТЭЭП)
Журнал регистрации наряд-допусков на работы с повышенной опасностью (если есть)
Журнал учёта проверяющих (проверок) с недостатками (если были)
Приказ о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности
Протоколы измерения величины сопротивлений. Журнал ведёт служба энергетика (если есть)

Список документов, которые инспектор по труду может проверить, может быть увеличен:

Кадровые документы:

Штатное расписание организации (по классификатору ОК-016-94) (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Правила внутреннего распорядка (ст. 91, 100, 108, 189, 190 ТК РФ)
Приказ о предоставлении отпусков и график отпусков (ст. 213 ТК РФ, Пост. Госкомстата №1 от 05.01.04)
Трудовые книжки (ст. 84-1 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.04.03 «О трудовых книжках»)
Трудовые контракты (договора) (ст.57 ТК РФ)
Должностные инструкции рабочих и служащих по штатному расписанию
Личные карточки работников. (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Выдача заработной платы 2 раза в месяц. Расчётные листки по зар.плате (ст.136 ТК РФ)

Документы по электробезопасности:

Журнал учёта проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (п.1.4.3, 1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень профессий, рабочих мест и должностей ИТР, которые должны иметь группу по электробезопасности (1-ую группу или выше для работ под напряжением) (п.1.4.4. ПТЭЭП)

Документы по пожарной безопасности:

Журнал регистрации противопожарного инструктажа (вводного) (ППБ 110-03)
Программа противопожарного инструктажа (вводного) текст (ППБ 110-03)
Инструкция по пожарной безопасности. Места обесточивания предприятия. Порядок закрытия помещения после окончания работы. Места для курения. Пожарно-техническая комиссия. Автоматическая система пожарной сигнализации. Два выхода (выходы не загромождать!). Решётки на первом д.б. раскрываемыми. (ППБ 110-03)
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов (удостоверения)
План-схема эвакуации
Приказ о назначении лица, отвечающего за средства пожаротушения (огнетушители с номерами, дата проверки)


Вопрос от Ирины:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как часто надо проводить комплексные и целевые проверки соблюдения требований охраны труда и состояния условий труда на рабочих местах?

Ответ:
Государственные нормативные документы по охране труда требуют от работодателя, чтобы он организовал контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 212 ТК РФ), а также активно привлекал работников к участию в мероприятиях по охране труда (ст. 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"). Но требований о сроках проведения проверок соблюдения условий и охраны труда на рабочих местах нет.

Эти требования отражаются в локальных нормативных актах предприятия по охране труда. Главный из них - Положение по организации работы в области охраны труда. Вместе с другими документами (приказами и инструкциями по охране труда, должностными инструкциями ответственных лиц, журналами, графиками, протоколами и т.д.) локальные акты составляют основу системы управления охраной труда на предприятии (СУОТ).
Составной частью СУОТ является и система контроля охраны труда. Элементами контроля могут быть:
- трехступенчатая или двухступенчатая система контроля за состоянием охраны труда;
- комитеты (комиссии) по охране труда;
- комитеты (комиссии) профсоюзных организаций по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Добавим, что обязанности по контролю за состоянием охраны и условий труда возлагаются и на руководителей подразделений, администрацию предприятия и службу или инженера по охране труда.
И если на предприятии создана система контроля, то мероприятия по проверке соблюдения требований охраны труда включаются в план работы службы или инженера по охране труда.
Для инженера по охране труда важно, чтобы в системе контроля в области охраны труда активно участвовали, в первую очередь, руководители подразделений, а также комитеты и уполномоченные по охране труда. Тогда эффект от контроля, несомненно, будет выше.
А увлекаться проверками не следует. Но примерно раз в месяц, в зависимости от сложности производства и наличия опасностей и рисков на рабочих местах, проверять надо.
Особняком стоит, пожалуй, строительная отрасль, где из-за специфики производства (наличие сложной техники и малоквалифицированный персонал) ежедневное присутствие специалистов по охране труда на объектах строительства почти обязательно.

Теги: СУОТ, охрана труда, государственные нормативные документы по охране труда

Такие проверки направлены на выявление различных нарушений, отрицательно влияющих на комфортную, полноценную и безопасную работу наемных работников.

Так, представительства федеральной инспекции труда проводят всевозможные проверки, позволяющие улучшить условия труда для сотрудников проверяемого юридического лица.

Проверки по охране труда призваны изучить условия работы людей на предприятии и предпринять меры по устранению каких-то нарушений.

Выделяют следующие виды проверок:

  • плановые и повторные осмотры;
  • тематические, комплексные и целевые мероприятия;
  • совместные проверки.

Во время любого вида проверки инспекторы могут свободно перемещаться по любым служебным помещениям изучаемой фирмы или предпринимателя.

Кроме этого они имеют право требовать документы и получать объяснения каких-то событий и неясностей в моментах, связанных с охраной труда.

Плановые и повторные

Для проведения плановых проверочных мероприятий составляется специальный график проверки инспекции по труду.

Он может составляться и инспекцией, и инспекторами по отдельности. В этот план может быть вписана любая организация, которая находится на той территории, которая подведомственна территориальной инспекции.

Особое внимание при составлении графиков проведения плановых проверок уделяется тем фирмам, на которых в недавнее время наблюдались какие-то нарушения или несчастный случай на производстве.

Прежде чем приехать с проверкой, инспектор заранее предупреждает осматриваемое юридическое лицо в телефонном режиме.

Если в ходе осмотра выявляются какие-то нарушения, контролирующий орган выписывает предписания, а также устанавливает срок на их выполнение. Когда срок исполнения таких обязательных рекомендаций истекает, инспектор приходит на исследуемое предприятие с повторной (контрольной) инспекцией.

Повторного осмотра можно избежать. Для этого необходимо проверяющему органу предоставить (до момента окончания срока выполнения предписаний) доказательства того, что все требования выполнены и нарушения устранены.

Целевые проверочные посещения фирмы осуществляются по жалобам сотрудников. Такие инспекции являются наиболее частыми.

Это связано с тем, что любая жалоба ведет к приходу на предприятие инспектора. В случае поступления жалоб составляется график целевых проверок по охране труда. При этом в расчет не берутся анонимные заявления.

Если все же работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству компании, в которой он работает, инспекция проводит тематическую проверку. Тема данного мероприятия напрямую связана с заявлением сотрудника и адаптирована под разделы Трудового кодекса.

При этом могут быть выбраны следующие темы:

  • и отдыха;
  • проблемы с трудовым договором;
  • оплата работы;
  • , компенсации и так далее.

Иногда плановые мероприятиям могут совмещать в себе элементы тематических осмотров. В таком случае инспектор посещает организацию с целью выявления особенностей соблюдения законодательных требований в целом. Такая проверка будет считаться комплексной.

Кроме сотрудников фирм информация о каких-то нарушениях может поступать также от других ведомств, контролирующих деятельность компаний. В таком случае инспекция может провести совместную инспекцию с этим ведомством.

Сроки и периоды проверки охраны труда

Согласно законодательству выездная проверка инспекции по труду может осуществляться не более одного месяца. Однако на практике этот срок сокращается от 1-2 дней до недели.

За этот период инспектор просматривает все необходимые документы компании и получает копии требуемой документации. После этого он может продолжить изучение через пару дней, предварительно предупредив фирму о продолжении осмотра.

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза за 2 года. Однако целевые или тематические инспекции (при наличии жалобы со стороны сотрудников) могут проводиться в любое время. При этом никаких временных ограничений в них нет.

Еще одними причинами для проведения внеплановых мероприятий, является появление следующих моментов:

  • поступление жалобы о нарушении от другого ведомства;
  • возникновение угрозы здоровью или жизни сотрудников, происхождение несчастного случая на производстве.

Документы при проверке охраны труда

Трудовая инспекция может изучать и осматривать любую компанию либо индивидуального предпринимателя.

При этом в первую очередь особое внимание уделяется тем юридическим лицам, которые ущемляют права сотрудников, нарушают требования законодательства, имеют опасные для жизни и здоровья условия работы.

Источникам информации о наличии каких-то нарушений в фирме могут быть сотрудники, прокуратура, другие проверяющие ведомства, милиция, фонды, налоговые органы, печатные издания.

Однако информация, поступившая из газет, не может быть основанием для проведения внепланового посещения компании. Такие данные могут послужить для включения фирмы в плановую проверку.

При осуществлении проверочных мероприятий инспекторы изучают качество соблюдения компанией трудового законодательства. За какие-то нарушения законов на должностные лица изучаемой фирмы или предприниматель могут быть наложены штрафы.

При изучении происходит осмотр следующих документов:

  • устав и свидетельство о регистрации;
  • трудовые договоры (в том числе срочные) и дополнения к ним (их наличие или отсутствие, особенности оформления и содержание);
  • коллективное соглашение (его особенности и правильность оформления);
  • трудовые книжки и журнал их учета, личные карточки сотрудников (наличие, правильность заполнения);
  • правила внутреннего трудового распорядка (наличие в нем описания процедуры приема работников и их увольнения, режим работы, сроки выдачи зарплаты, ответственность сторон, премии и так далее).

Это основные документы, которые проверяются во время исследования предприятия. Кроме документации инспекторы изучают правильность переведения работников с одной должности на другую, законность , снижения заработной платы, предоставления отпусков и прочее.

Оформление проверки охраны труда

Проверка начинается с того, что инспектор предоставляет руководителю исследуемой компании свое служебное удостоверение, а также приказ или распоряжение на проведение проверочной работы.

Такое распоряжение должно быть закреплено печатью, и иметь следующую информацию:

  • вид проверки;
  • причины, повлекшие проведение проверочных мероприятий;
  • сроки и предмет проверки;
  • ФИО инспектора, который проводит работу.

Также следует обратить внимание, что бы данное распоряжение было выписано именно на ту фирму, в которую пришел инспектор с проверкой., обязаны встать на учет в налоговой службе в качестве налогоплательщиков единого налога. Для этого следует обратиться в налоговую службу по месту ведения бизнеса.

Грамотная отчетность в налоговую при УСН позволяет предприятию уменьшить издержки на работу с документацией и сосредоточиться на производственном процессе. Подробнее о отчетности при УСН читайте .

По результатам проведенных работ инспектор составляет протокол и акт поверки. В протоколе указываются выявленные нарушения, за которые на предприятие налагаются штрафы.

Любое предприятие, организация или предприниматель должны быть готовы к прохождению плановых или внеплановых проверок со стороны различных проверяющих инспекций. Одной из таких служб является федеральная инспекция труда.

Для того, что бы с представителями данного ведомства сталкиваться как можно реже, следует соблюдать все требования трудового законодательства, не нарушать права сотрудников и не подвергать их здоровье и жизнь опасности.

Ведь кроме плановых проверочных мероприятий инспекторы могут проводить целевые и тематические, организованные по жалобам работников.

01.12.2016

Организация контроля за состоянием охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда.

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю , как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц .

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

Ежемесячный день проведения контроля третьей ступени может именоваться как «День охраны труда».

tagPlaceholder Tags: статьи

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. В этой же статье предусмотрена обязанность работодателя по разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, для принятия локальных нормативных актов. В предупреждении несчастных случаев на производстве это имеет большое значение. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников, их содержание, а также порядок пересмотра, хранения и местонахождения инструкций предусмотрены в Методических рекомендациях по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.

Согласно этому документу инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии или виду выполняемой работы. При этом следует четко определять границы действий работника в рамках конкретной инструкции, чтобы исключить возможность происшествия несчастного случая.

В каждой инструкции должны быть предусмотрены требования по разделам:

1) общие требования безопасности;

2) требования безопасности перед началом работы;

3) требования безопасности во время работы;

4) требования безопасности в аварийных ситуациях;

5) требования безопасности после окончания работы.

Каждое лицо, поступающее на работу на предприятие или к работодателю - индивидуальному предпринимателю - по трудовому договору, должно пройти вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда, а при его отсутствии - работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, или сам работодатель.

Вводный инструктаж проводится по программе, утвержденной руководителем предприятия, содержащей общие сведения о предприятии, характерные особенности производства, общие правила поведения на территории предприятия, сведения о характере производства, применяемых материалах, оборудовании, механизмах, о наличии опасных и вредных производственных факторов, мерах защиты от их воздействия, положенных средствах индивидуальной защиты и т. д. При поступлении на работу работник должен пройти инструктаж по пожарной безопасности и в дальнейшем проходить его периодически в порядке, установленном на предприятии или у индивидуального предпринимателя.До начала самостоятельной работы работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте, который проводит руководитель структурного подразделения либо руководитель предприятия. Содержание такого инструктажа зависит от характера работ, особенностей применяемого оборудования и технологического процесса, наличия вредных и опасных производственных факторов, использования инструментов, специальной одежды и обуви, а также других средств индивидуальной защиты, перерывов в течение рабочего дня (смены).

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием и ремонтом оборудования, хранением и применением сырья и материалов, использованием электрифицированного и иного инструмента, могут освобождаться от первичного инструктажа на рабочем месте. Руководитель предприятия должен утвердить перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Факт проведения инструктажей должен быть отражен в специальных журналах с указанием вида инструктажа, даты его проведения, подписей инструктирующего и инструктируемого.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 чел., создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 чел., принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по договору. Организации или специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Инструкции по охране труда для профессий и по видам работ на малом предприятии разрабатываются специалистами по приказу руководителя предприятия, согласовываются со службой охраны труда или специалистом по охране труда, профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом и утверж-даются руководителем предприятия. Порядок разработки инструкций у индивидуального предпринимателя определяет предприниматель, в том числе по договору со сторонней организацией или специалистами по охране труда, оказывающими услуги в организации работы по охране труда в установленном порядке.

Все работники обязаны строго соблюдать требования охраны труда, предусмотренные в должностных инструкциях или в инструкциях по охране труда для профессий и видов работ, знать и соблюдать организационно-технические меры при выполнении работ, основные меры предосторожности по охране труда.

Несоблюдение требований должностной инструкции и инструкций по охране труда должно рассматриваться как невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей и нарушители могут привлекаться к ответственности в соответствии с трудовым законодательством.

Виды инструктажей работников по охране труда, порядок их проведения и оформления . Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять рабочим со стажем до одного года, а также опытным рабочим с большим стажем. Эти категории рабочих наиболее подвержены травматизму. В первом случае - из-за неопытности, во втором - из-за чрезмерной самоуверенности. Разбор несчастных случаев, проработка приказов - также своеобразная форма обучения. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:

1) на вводный;

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:

■ со всеми работниками, вновь принятыми в организацию, и переводимыми из одного подразделения в другое;

■ с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

■ со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;

■ студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят.

Перечень профессий и должностных работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом и службой охраны труда. Все работники, в том числе выпускники профессионально-технических училищ, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по предприятию (подразделению, цеху, участку и т.п.). Ученики и практиканты прикрепляются к квалифицированным специалистам на время практики.

Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, независимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 мес. Его проводят в целях проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до одного года) срок прохождения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

■ при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

■ при изменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

■ при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

■ по требованию органов надзора;

■ при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - более 2 мес.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения.

Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер).

Целевой инструктаж проводится:

■ при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.);

■ при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях - в наряде-допуске.Приводим примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа.

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда.

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннего трудового распорядка организации, ответственность за нарушение правил.

2.3. Организация работы по охране труда в организации. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электро-травматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования: предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы. Действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и средства пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории участка, цеха.

8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противо-аварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Все работники предприятия общественного питания обязаны поддерживать безопасные условия работы, соблюдать требования /Охраны труда и техники безопасности, учитывая следующее.

В связи с осуществлением действий по хранению и обработке продуктов, приготовлению и реализации продукции производства работники должны осуществлять следующие действия:

■ контролировать техническое состояние оборудования и сосудов, работающих под давлением;

■ проверять наличие и надежность защитного заземления и исправность электропроводки;

■ проверять наличие и надежность специальных ограждений движущихся частей оборудования;

■ использовать защитные приспособления и средства индивидуальной защиты при выполнении работ;

■ пользоваться контрольно-измерительными приборами, установленными на оборудовании;

■ проверять работу механического оборудования на холостом ходу;

■ поднимать и переносить/перевозить тяжести вручную и с помощью тележек;

■ пользоваться средствами для тушения пожара;

■ оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении газом, поражении электрическим током, обморожении и т.д.

Работник должен уметь обращаться:

■ с защитными приспособлениями;

■ средствами индивидуальной защиты;

■ контрольно-измерительными приборами;

■ транспортировочными тележеками;

■ средствами пожаротушения;

■ средствами первой медицинской помощи.

Контроль за поддержанием безопасных условий работы, соблюдением требований охраны труда и техники безопасности включает в себя:

■ ответственность за соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности на всех этапах работы;

■ самоконтроль за соблюдением требований охраны труда, техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований охраны труда .

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В ст. 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

«Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».Дисциплинарная ответственность - ст. 90 и 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.

Руководитель имеет право применять к подчиненным следующие дисциплинарные взыскания:

■ замечание;

■ выговор;

■ увольнение по соответствующим основаниям.

Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда является нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях.

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Для должностных лиц наиболее распространенными являются следующие нарушения правил охраны труда:

■ допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда;

■ допуск к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра;

■ допуск к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований;

■ допуск к работе при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты;

■ привлечение отдельных категорий работников к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам, которые законодательством для них запрещены.

Работодатели при определении меры дисциплинарного взыскания могут руководствоваться только уже установленными фе-деральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации мерами дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется не позднее 6 мес со дня обнаружения поступка.

Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена разделом 11 ТК РФ.

Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в ст. 21 ТК РФ; одной из обязанностей является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие следующих условий:

■ противоправность действий (бездействия) причинителя вреда;

■ виновность (форме умысла или неосторожности) стороны в причинении ущерба;

■ причинная связь действия (бездействия) и последствиями в виде причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются.

Прямой действительный ущерб согласно ТК РФ - это реальное уменьшение либо ухудшение состояния имеющегося имущества работодателя, а также имущества третьих лиц в случае, если работодатель несет ответственность за него, влекущее излишние затраты для работодателя по восстановлению либо приобретению утраченного имущества.

Работник будет нести материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возник у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Согласно ст. 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Руководитель организации несет, как правило, полную материальную ответственность. В приложении 1 к Постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» приведен Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

К таким работникам, в частности, относятся начальники (руководители) участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.

Кроме того, частью 3 ст. 242 ТК РФ определены случаи полной материальной ответственности работников в возрасте до 18 лет:

■ умышленного причинения ущерба;

■ причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

■ причинения ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

Полная материальная ответственность работника заключается в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В ст. 243 ТК РФ указаны случаи, когда материальная ответственность на работника возлагается в полном объеме, а в ст. 240 ТК РФ законодатель предоставляет работодателю возможность отказаться (полностью или частично) от взыскания с работника материального ущерба.

В ст. 239 ТК РФ перечислены случаи возникновения ущерба, при наступлении которых материальная ответственность работника исключается вследствие:

■ наступления обстоятельств непреодолимой силы;

■ нормального хозяйственного риска;

■ крайней необходимости либо необходимой обороны;

■ неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Оправданным риском причинения материального вреда имуществу работодателя признается действие, которое соответствует современным знаниям и опыту работника, когда поставленная работодателем цель не могла быть достигнута иными способами, а лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения ущерба.

В соответствии с частью 1 ст. 246 ТК РФ размер ущерба, который причинен работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В этой же статье говорится, что Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, который причинен работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей либо утратой отдельных видов имущества и иных ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

Согласно ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками на работодателе лежит обязанность по проведению проверки в целях установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодателем может быть создана комиссия с включением в ее состав соответствующих специалистов. При этом в обязательном порядке должно быть истребовано у работника объяснение в письменной форме для установления причины возникновения ущерба.

В соответствии с частью 3 ст. 247 ТК РФ работнику и (или) его представителю предоставлено право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, который установлен ТК РФ. При этом работник может воспользоваться своим правом вне зависимости от того - признан он виновным в причинении ущерба либо нет.

Согласно части 6 ст. 248 ТК РФ возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. В ст. 2.4 КоАП РФ дает определение должностного лица.

Должностное лицо - это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций, будут нести административную ответственность как должностные лица.

Нарушение законодательства в области охраны труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно в случае, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность, предусмотренная по ст. 5.27 КоАП РФ:

■ нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;

■ на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.;

■ на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.;

■ нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено ст. 3.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В соответствии со ст. 3.12 КоАП административное приостановление деятельности может быть применено в случаях:

■ угрозы жизни либо здоровью людей;

■ возникновения эпидемии, эпизоотии и заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

■ наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

■ причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

■ совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

■ противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористических и других противоправных организаций;

Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судом только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен ст. 27.16 КоАП РФ.

Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Так, частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ.

Нарушение данных норм пожарной безопасности влечет:

■ для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. МРОТ;

■ для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб. МРОТ;

■ для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Нарушение норм, приведенных в части 2 ст. 20.4 КоАП, влечет наложение административного штрафа в следующем размере:

■ для граждан - от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;

■ для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;

■ для юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное частью 1 ст. 143Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей, - причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ.

Уголовная ответственность согласно УК РФ предусмотрена за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей. К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда, можно отнести следующие:

■ ст. 143 УК РФ. Нарушение правил охраны труда;

■ ст. 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности.

Спецификой уголовной ответственности является то, что в отличие от гражданско-правовой и административной к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.

Статья 143 УК РФ:

«1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового».

Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил.