Кто такие ассасины – история. Есть ли ассасины в наше время

20.10.2015

Ассасины (хашишины, хашашины, гашишины, гашашины) - довольно популярная тема в современном мире. Этому способствует не только отождествление члена ордена со словом Assassin (убийца (англ.)), но и так же актуальность сюжета арабских убийц в сфере шоу-бизнеса.

Не так давно свет увидела компьютерная игра Assassin’s Creed, производства Ubisoft Montreal, после нее стартовала вторая часть от того же разработчика. Так же тема ассасинов затронута в фильме «Принц Персии: пески времени» (Disney 2010). Это вполне закономерно возбудило интерес многих зрителей и геймеров к неоднозначному историческому явлению – существованию ордену ассасинов. «Хорошо, пусть учат историю» скажете вы? Увы, все не так просто: поверхностные знания большинства фанатов рождают массу догм и предубеждений, которые расползаются как тараканы на кухне дешевого китайского ресторана. Самым ярким примером, вероятно, является распространенная ошибка, что слово «ассасин» происходит от слова «хашишин», в свою очередь произошедшего от названия наркотика: гашиша. Ошибка заключается в том, что арабское слово «Хашишин» означает «травоед, человек питающийся растениями». Это был всего лишь намек на бедность членов ордена, и никакого отношения к наркотическим средствам оно не имеет. К тому же, в ордене ассасинов для ритуалов использовали опиумный мак, а не гашиш. В стремлении избежать возможных ошибок псевдоисторических неологизмов, я постараюсь раскрыть тему истории ордена.

Начать с того, что Муххамед был мертв. Сомневаться в этом не приходилось.
После смерти легендарного пророка исламский мир раскололся на суннитов и шиитов. Не вдаваясь в подробности, власть захватили сунниты и фактически, шииты оказались вне закона в исламском мире. Их общины настолько увлеклись конспирацией, что совершенно забыли о поддержке связей между собой. Результатом было образования целого каскада сект – иногда забавных и нелепых, а иногда кровавых и страшных. Одну из таких религиозных сект из течения исмаилитов возглавил Хасан ибн Саббах. Без боя заняв крепость Аламут (эта крепость упоминается в фильме «Принц Персии: пески времени» как священная), новатор Хасан ибн Саббах основал теократическое государство. Отменив все прежние налоги и, фактически запретив роскошь, он понимал, что в горной крепости он не сможет содержать большое войско. Следуя зову рассудка, Хасан ибн Саббах ищет новые пути решения политических и военных вопросов. Как гласит легенда, к решению создать орден убийц его привела случайность.

В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это деяние, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После этого Хасан ибн Саббах взобрался на башню и крикнул: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!». И пока он спускался, у подножия стен уже собралась толпа, из которой выделилась группа фанатиков во главе с человеком по имени Бу Тахир Аррани, который, приклонив колени, произнес, что готов исполнить волю правителя, даже если за это придется заплатить жизнью. Опуская детали, Бу Тахир Аррани исполнил свою задачу, и визирь умер в окружении своих телохранителей. Рядом же лежало тело того самого Бу Тахир Аррани. Такова история первого ассасина, с которого берет начало концепция ордена: воля государя приравнивается к священнейшему закону, попасть в рай можно только умерев за священное дело. Да, однозначно, звучит очень громко, но давайте разберемся, почему Хасан ибн Саббаха окружала толпа фанатиков, на первый взгляд безумных, готовых на любые жертвы.
Секрет кроется не только в тщательном отборе членов ордена, но ещё и в психологии того времени и региона. Стоит заметить, что религиозные войны тогда велись именно из религиозных побуждений, другими словами, люди в самом деле верили, что идут в бой за священное дело (в отличии от европейских крестовых походов, носящих явно грабительский характер). Что же касается подготовки, это отдельная тема.

Ну что, еще по одной?.. Наркомифы о тренировках ассасинов.
Различных догм хватает и в разговорах о тренировках ассасинов. Прежде всего, они связаны с употреблениями наркотических средств: бытует мнение, что ассасины – это убийцы, которые идут на смерть под действием психотропных веществ. Это заблуждение, на самом деле, дело обстояло иначе.

Вначале, желающие вступить в орден собирались у ворот крепости, ожидая позволения войти во двор. Порой их ожидание длилось до нескольких недель, но юношей никто не держал, в любое время они могли уйти домой. На тех же условиях во дворе они ожидали позволения войти в дом. Из тех, кто не убрался восвояси, выбирали самых стойких (одна из легенд гласить, что эту систему Хасан ибн Саббах перенял у китайских монастырей – сходство очевидно). Отдавали предпочтения сиротам, ибо будущий ассасин должен был всю жизнь посвятить ордену.
Обряд посвящения был чрезвычайно прост и гениален: новобранца опаивали опиумом, после того как он терял сознание, переносили в специальный «райский сад», где его ожидала изысканная еда, роскошь и множество красивых женщин. Несколько часов спустя, ему опять давали наркотик и переносили обратно, сообщая после, что вернутся в рай он может, только отдавши свою жизнь ради священного дела. Стоит понимать, что до этого юноша жил в бедноте, ибо богатство и роскошь были запрещены законом, но самой большой роскошью были женщины, ибо невесту себе мог позволить далеко не каждый юнец. Здесь и кроется ошибка большинства «знатоков» истории ордена ассасинов, так как в последующей жизни, убийца больше не притронется ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к женщинам. Так, на контрасте, усиленном опиумной ломкой член ордена приступал к жестоким тренировкам. Его учили не только владению оружием и акробатике, в наименьшей степени ассасин должен был владеть актерским мастерством и искусством маскировки. Все это делало из ученика почти идеального убийцу, для которого не надо было продумывать план эвакуации.

Но на подготовке убийц изобретательный Хасан ибн Саббах не остановился. Он понимал, что для эффективного действия ассасинов нужна была развитая сеть информаторов и разведчиков. Он создал специальное «агенство», в обязанности которого, помимо разведки, входило так же новое средство добычи информации – подкуп. Так, наряду с огромным количеством проповедников, которые докладывали ему об общих события и настроениях в городах, он так же имел своих людей во дворцах и крепостях влиятельных людей востока. После серии убийств, вся политическая верхушка осознала, что ни армии, ни телохранители им не помогут в борьбе против ассасинов. Именно этим «Старец Горы», как называли правителя члены ордена, добился абсолютной неприкосновенности горного Аламута.

Сам Хасан ибн Саббах был весьма любопытной личностью. Помимо того, что он коллекционировал знания со всего света, похищал ученых врачей и алхимиков по всей Европе и Азии, он так же был заядлым мистификатором. В погоне за верностью подданных и международным престижем, он очень увлекался разного вида представлениями и фокусами. Например, популярный долгое время трюк с отрубленной головой, по преданию придумал именно он. С помощью грима, правильной расстановки фона и системы зеркал он создавал очень талантливое представление с предрекающей рай всем умершим ассасинам «отрубленной» головой. Отличие от современного фокуса было только одно – концовка. Актеру отрубали голову и вешали на несколько дней на главную площадь крепости. Реалистичности ради. Так же был популярен трюк с самосожжением. Его суть была не менее жестока – действительно жгли человека, двойника Хасан ибн Саббах. Демонстрируя перед послами верность своих подданных, аламутский правитель мановением приказывал стражам на стенах бросаться в пропасть.

В завершение, можно раскрыть ещё одним миф – мнение о том, что все убийцы погибали при выполнении задания. Часто был приказ вернуться, так как это задание – только подготовка к переходу в рай. Это было продиктовано тем, что даже в коммуне ордена необходима была иерархия. Ведь кто-то должен был носить учеников в «рай», играть отрубленную голову и сжигать себя на костре, вместо правителя.

Платные убийцы
Ещё одно ошибочное мнение, что ассасины – это наемные убийцы, работающие на заказ. Скорее всего, оно получило начало с истории союза крестоносцев и ассасинов. Такой союз имел место быть после смерти Хасан ибн Саббаха. Новые правители Аламута не были столь аскетичны в своих желаниях – ощущалась острая необходимость в финансах, а лорды щедро платили иерусалимским золотом за услуги ассасинов, направленные против Салах ад-Дина. Но, назвать орден хашишнов обществом наемных убийц нельзя, так как плату за работу брали не простые исполнители, а их хозяева. К тому же, убийства указанных фигур можно рассматривать как верность заключенному союзу.

Но, именно деньги привели к тому, что орден утратил свое влияние. Видя сильное расслоение общества внутри крепости, желающих умирать ради сомнительного священного дела становилось все меньше и меньше. Это ставило необходимость реорганизации внутри системы, которая привела фактически ко всему тому, что отрицал Хасан ибн Саббах, когда строил государство. Коммуна превратилась в монархическую систему со своими вельможами и знатью. Все это сделало из аламутского государства легкую добычу для вторгшихся в Персию монголов.

О происхождении мифов…
В заключения я постараюсь объяснить некоторые мифы об ордене ассасинов. Эти легенды родились уже после событий в Аламуте. Зачинателям «первой» волны легенд об ассасинах в 14 веке стал венецианец Марко Поло, который в своих трудах пишет о стране Мулект, где живет Старец Горы, отправляющий юношей на смерть, опаивая их наркотическими средствами. Новая, более сильная волна мифов имела место в середине 19 века во Франции. Гашиш в то время стал очень модным наркотиком, наряду с употреблением туйона из египетской полыни. Вероятно поэтому, писатели-романисты были уверенны, что ассасины употребляли именно гашиш в качестве средства для открытия врат в рай.

А некоторые люди считают, что орден ассасинов существует и по сегодняшний день, и его члены убирают неугодных людей. Такие мысли вполне понятно, ведь очень многим хочется видеть более сложным, чем он есть на самом деле. Многие видят тайны, загадки, мистику… Правы ли они? Кто знает?..

Источники:
Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI–XIII вв… - М.: Наука, ГРВЛ, 1978.
Ислам. Краткий справочник. М., 1986
«Тайные общества всех веков и всех стран» Чарльз Ульям Гекерторн М., «РАН», 1993

Кто такие ассасины? История ассасинов начинается в конце 11 — го века, когда некий человек по имени Хасан ибн Саббах основал в Персии и Сирии орден низаритов — исмаилитов. Это были те самые пресловутые ассасины, которые захватили множество горных крепостей и представляли серьезную угрозу для суннитской династии Сельджуков. Братство ассасинов получило широкую известность и славу благодаря своим методам устранения противников посредством высокопрофессиональных убийств. Само слово «ассасин», произошедшее от названия ордена – «хашшашины» (hashshashins), стало нарицательным и обрело значение хладнокровного профессионала – убийцы.
Несмотря на то, что существует множество историй, повествующих о деятельности ордена, сейчас довольно трудно отделить факты от вымысла. Во-первых, большая часть наших сведений об ассасинах происходят либо из европейских источников либо от людей, настроенных враждебно по отношению к данному ордену, тех же тамплиеров . Например, согласно одной из историй, которую слышал на востоке итальянский путешественник Марко Поло, Хасан использовал наркотики , в частности, гашиш, для того чтобы вести своих последователей «в рай». Когда эти самые последователи вновь приходили в чувство, Хасан, якобы, внушал им, что он единственный, кто имеет средства, которые позволили бы им вернуться «в рай ». Таким образом, члены ордена были полностью преданы Хасану и исполняли любую его волю. Тем не менее, с этой историей связан ряд неувязок, простите за каламбур. Дело в том, что термин hashshishi (гашиши) был впервые использован халифом Аль-Амиром из династии Фатимидов в 1122 как оскорбительное название сирийских низаритов. Вместо своего буквального значения (что эти люди курят гашиш), слово это было использовано скорее образно и имело смысл «изгои» или «сброд». Этот термин затем был применен к персидским и сирийским исмаилитам летописцами , враждебно настроенными к этой шиитской ветви и, в конечном счете, распространился по Европе благодаря крестоносцам.

Ассасин убивает Низамаль-Мулька. Источник — Википедия

Не в последнюю очередь благодаря этим историкам и летописцам, ассасины за время своего существования заслужили репутацию хладнокровных убийц. Нет, личности, убитые ассасинами среди бела дня, действительно существовали. Пожалуй, одной из самых известных их жертв является Конрад Монферрат, де-факто король Иерусалима в конце 12-го века. Согласно истории, Конрад был убит во время одной из прогулок в сопровождении закованных в броню рыцарей в одном из дворов Тира. Двое ассасинов, переодетых в христианских монахов , прошли в центр двора, ударили два раза Конрада и убили его. Историки пока так и не смогли ответить на вопрос, кто все-таки нанял этих ассасинов, но бытует общепризнанное мнение, что за это несут ответственность Ричард Львиное Сердце и Генрих Шампанский.

Самым впечатляющим достижением ассасинов, даже более впечатляющим, чем их смелость и дерзость, является, наверное, их умение использовать методы «психологической войны». Ибо, вселяя страх в противника, им удавалось завоевывать их разум и волю, не рискуя собственными жизнями. Великий мусульманский лидер, Салах ад-Дин (Саладдин, Салааддин), к примеру, пережил два покушения ассасинов на свою жизнь. Несмотря на то, что он остался жив после покушений, его преследовал страх и паранойя, боязнь новых покушений и страх за свою жизнь. Согласно преданию, однажды ночью во время завоевания Масиафа в Сирии Саладдин проснулся и увидел, как кто-то выходил из его шатра. Рядом с его кроватью были горячие булочки и записка на отравленном кинжале. В записке говорилось, что он будет убит, если не отведет свои войска. Думается, ничего удивительного в том, что в итоге Салах ад-Дин решил заключить перемирие с ассасинами.

Несмотря на всю скандальную славу, мастерство, дерзость и ловкость ассасинов, их орден был уничтожен монголами, вторгшимися в Хорезм. В 1256 году их крепость, когда-то считавшаяся неприступной, пала перед монголами. Хотя ассасинам удалось отвоевать и даже удерживать Аламут в течение нескольких месяцев в 1275 году, в конечном итоге, они все равно были побеждены. С точки зрения историков, монголо-татарское завоевание Аламута — это весьма значимое событие, так как источники, которые могли бы преподнести историю ордена с точки зрения самих ассасинов, были полностью уничтожены. В результате, нам остаются только довольно сильно романтизированные представления о пресловутом братстве ассасинов. Лучше всего это заметно по знаменитой, ставшей культовой, игре «Assassin’s Creed».
Существуют ли ассасины в наше время в реальной жизни, достоверно неизвестно. Тут уж, как говорится, каждому свое. Кто хочет верить, тот верит.

Влияние ассасинов на историю огромно. Великолепные воины, они были "средневековым спецназом", довели до совершенства методы вербовки и разведки, по их примеру строились тайные ордена Европы.

Средневековая утопия

Аламутское государство, в котором зародился орден ассасинов, представляло собой своего рода утопию средневекового мира. Его основатель, полководец и проповедник ибн Саббах смог уже в XI веке свести на нет разницу между богатыми и бедными. Ведя сам аскетический образ жизни, он наложил строжайший запрет на все проявления роскоши: пиры, охоты, наряды. Любое непослушание каралось смертью, что не обошло даже его собственного сына, на которого пало подозрение на несоблюдение законов.

Все государство низаритов, которое простиралось на территории Персии, Сирии, Ирана и Ирака, беспрекословно подчинялось одному человеку, который по совместительству был еще и духовным вождем. Согласно его доктрине, познание бога разумом и мышлением невозможно. Познания можно достичь только личным поучением истинного имама, который был якобы известен лишь Саббаху. Те, кто его не признавали, согласно учению, попадали в ад. Никакие другие мусульмане за исключением исмаилитов не имели право на спасение, поскольку познавали религию разумом.

Несмотря на свою простоту, программа ибн Саббаха идеально прижилась в арабском обществе XI века. Она не подразумевала религиозных диспутов и требовала только одного – безграничного послушания имаму, за что глубоко верующим обещали райские кущи. Понять идеологию ибн Саббаха мог даже неграмотный крестьянин. Она освобождала от необходимости думать и принимать решения. Она утверждала, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Она оказалась настолько удачной, что небольшое государство, построенное на ее постулатах, продержалось до середины XIII века, пав лишь под копытами монгольской конницы.

Пионеры в вербовке

По сути, ассасины были «средневековым спецназом», которые занимались сбором информации, а также расправлялись с невыгодными правителю государства низаритов – ибн Саббаху политическими деятелями. На религиозных ценностях, где имам – вождь исмаилитов, обожествлялся, а его слова принимались за проявление божественного разума, Саббаху удалось создать орден своих фанатичных последователей, готовых по первому приказу исполнить любое поручение господина, вплоть до счетов с жизнью. Это была армия низаритов, которая, несмотря на свою малочисленность, держала соседние страны в постоянном страхе.
Именно ассасины одними из первых освоили и ввели понятие вербовки – им удавалось заполучить агентов в высших эшелонах власти соседних государств. Вступающему в разведывательные структуры внушалось, что на него возложена великая миссия, пред которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Естественно, для того, кто становился ассасином, путь назад был заказан.

Одурманенные раем

Историки отмечают, что ибн Саббах был настоящим мастером мистификаций, с помощью которых он демонстрировал свою полубожественную сущность. С помощью некоторых трюков ему удавалось добиваться полной преданности подчиненных ему ассасинов. Согласно рассказам Марко Поло, претендента в орден одурманивали (очевидно, опиумным маком), и тайком переносили в смоделированный «райский сад», где его ожидали «девственницы-гурии», обилие вина и угощения (после долгого изнурительного голодания). Гурии убеждали будущего хашашшина смертника, в том, что он попал в рай, и сможет сюда вернуться, лишь если падет в бою с неверными.
После его вновь одурманивали и возвращали в реальный мир, который для побывавшего в раю терял всякую ценность. Все дальнейшие стремления и мечты ассасина были подчинены единственному желанию вновь оказаться в объятиях райских дев. Стоит обратить внимание, что речь идет об XI веке, когда за любое прелюбодеяние могли казнить, а для тех многих малоимущих людей, кто был не в состоянии заплатить калым за невесту, женщины были недосягаемой роскошью.
На случай если райские кущи не одурманивали претендента в орден, у ибн Саббаха были и другие козыри в рукаве. Так, источники упоминают о его фокусе с говорящей отрубленной головой – в одном из залов Аламутской крепости было установлено медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Саббаза, ассасин прятался в яме, просовывал голову через отверстие, и демонстрировал якобы отсеченную голову. Затем в зал приглашали молодых адептов, при виде которых «мертвая голова» резко «оживала» и начинала говорить. Будущим ассасинам дозволялось задавать вопросы относительно их спасения и рая, на что голова давала вполне оптимистические прогнозы. Для придания фокусу большей достоверности, после обряда, «актера» убивали, отсекали и голову и на следующий день демонстрировали ее у ворот крепости.

О мистической власти Хасана ибн Саббаха упоминали в своих воспоминаниях и европейцы. Так, один из европейских послов после посещения Аламута писал: «Желая продемонстрировать фанатичную преданность своих солдат, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Узкоспециализированный спецназ

Несмотря на свою малочисленность, ассасины уменьшали свои потери за счет четкого разделения обязанностей и ареала действий. Каждого смертника готовили для работы в каком-то одном регионе. Он должен был в идеале владеть языком и знанием культуры того государства, в котором его могли задействовать. Помимо этого, солдат владел всеми доступными видами оружия, обладал необычайной выносливостью, а также пользовался правом вседозволенности во имя достижения священной цели. Истории известен уникальный пример, когда для убийства одного из европейских князей, слывшего ярым католиком, Хасан приказал нескольким ассасином обратиться в христианство. Они прошли обряд крещения и спустя некоторое время прослыли ярыми католиками, ревностно соблюдавшими все посты. Они проводили долгие часы в молитвах, отпускали пожертвования, принимали страждущих. В конце концов, даже стража храма стала относиться к ним, как к смиренным послушникам. Чем они и воспользовались – во время одного из богослужений, одному из них удалось приблизиться к своей жертве и убить ее ударом кинжала.

Отцы конспирологии

Орден ассасинов, который был знаком крестоносцам не понаслышке, со своей строго иерархией, намеренно окутанный тайной, стал моделью для многочисленных тайных орденов на Западе. После долгих испытаний, которые должен был пройти кандидат в адепты – терпеливое ожидание, голод, «промывку мозгов», он получал статус «фидаина» – рядового исполнителя смертных приговоров. Если судьба была к нему благосклонна, и он не погибал в течение нескольких лет, его повышали до старшего рядового – «рафика». Далее шли «да-и», через которых «Старец Горы» (сам ибн Саббах) передавал солдатам свою волю. Самой высшей ступенью карьерной лестницы ассасина был статус «дай аль-кирбаль», которые подчинялись самому таинственному владыке (или великому магистру у крестоносцев) - Старцу Горы, шейху Хасану ибн Саббаху.

Впоследствии, европейские ордены подражая ассасинам, переняли у них не только жесткую дисциплину и принципы повышения, но и некоторые эмблемы и символы.

Многие любители компьютерных игр не могли пропустить такую игру, как «Assassin’s Creed». Первая серия игры вышла к концу 2007 года, а вот последняя – в октябре 2012. По сути игры мы понимаем, в чем сюжет: между двух «групп» идет долгая война (уже несколько веков подряд). В борьбе выступают ассасины и тамплиеры. В игре главный герой, имеющий предков из ассасинов, узнает, что было в прошлом его потомков и отправляется за спрятанными частицами Эдема, чтобы спасти мир от гибели.

Вместо того чтобы разделять жизнь на реальную и отдых (игры на компьютере) многие игроки настолько вживаются в своего героя, что начинают отчаянно искать ответ на вопрос, как стать ассасином! Правильно это или нет, решать вам, мы же считаем, что игры должны оставаться в компьютере, а не перевоплощаться в реальность. Для начала нам предстоит узнать многое о таинственном народе из «Assassin’s Creed».

Прежде, чем узнавать, как стать ассасином, необходимо понять, кто это такие, существовали ли они на самом деле, и стоит ли воплощать этот образ на себе. Итак, для начала вы должны знать, что ассасины и хашиши – это одно и тоже. По сути, ассасины в переводе – это те, кто употребляет хашиш. Название «ассасины» появилось достаточно давно (хотя всемирную известность получило в последние годы). На день сегодняшний, ассасины это те же исмаилиты-низариты.

Кто такие, в свою очередь, исмаилиты-низариты? Это люди, состоящие в опасной террористической группировке со Среднего Востока, которые постоянно используют наркотики, а так же являются безжалостными убийцами. Убивают исмаилиты-низариты на почве религиозной или политической неприязни. Многие уверяют, что они настоящие фанатичные убийцы, которых стоило бы отправить к психиатрам. С течением времени, со Средних веков до середины 14 века ассасины стали ассоциироваться с убийцами. Особенно если речь идет об европейский городах.

Как ясно можно понять, ассасины были наркоманами, и понятно, что именно они употребляли. Этим веществом они были одурманены настолько, что готовы убивать снова и снова. Многие уверяют, что мифы об ассасинах – это миф о том, как появился и распространился наркотик. Сами ассасины, как уверены многие, выдуманные персонажи. Но есть некоторые исторические факты, которые можно соотнести с историей об ассасинах.

Действительно, в крепости в Иране (Аламут) жили и правили люди, называемые сейчас старцами. Они состояли в секте исмаилитов, относящейся к Исламу. Никто и не скрывал в то время, что многие политические, а именно внешнеполитические проблемы эти правители решали через наемных убийц-смертников! В чем расходится история, а точнее не подтверждается, так это в использовании и применении на убийцах наркотиков.

Сейчас ассасинов воспринимают только как наемных убийц (а не одурманенных людей или убийц-смертников). Это наемные и совершенно безжалостные киллеры. По сути, сейчас любого киллера можно назвать ассасином: он скрывается и не выдает себя в реальной жизни, у него есть «работа», которую он выполняет, как это ни прискорбно и его всегда очень сложно найти, поймать и связать с цепочкой, ведущей к убийству.

Теперь хорошо подумайте: вы все так же хотите стать ассасином в реальной жизни? Если вас до сих пор волнует вопрос, как стать ассасином, советуем вам обратиться к врачу, пока вы не нанесли вред себе и окружающим. Однажды друг сказал знакомому в ответ на вопрос «Как стать ассасином?»: «Для начала узнай кто это на самом деле, удивись тому, что это не просто классные дядьки с оружием, забудь об одержимости ассасинами и живи так, чтобы каждый ассасин позавидовал!».

Если вам интересно лишь подготовка ассасинов, то это даже похвально, т.к. они явно обладают хорошей формой, физической подготовкой, боевыми искусствами. Во многом ассасинов можно сопоставить с паркурщиками: они отлично прыгают, умеют «падать» с высоты и удачно приземляться, а так же отлично лазают по стенам. Паркур очень популярен на сегодняшний день, развит, потому вы легко сможете освоить это мастерство. Развить меткость, координацию и сосредоточенность вам помогут тиры. Найдите место, где могут обучить вас пользоваться именно древним оружием. Если в вашем городе такого нет, просто посещайте тир, развивайте меткость и сноровку. Стоит так же заняться боевыми искусствами (но выберите только один вид искусства, хотя бы для начала, иначе запутаетесь и все испортите). Не забывайте и об уроках конного бега, начинайте с прогулок и умения держаться на коне, постепенно переходя на более развитый уровень.

Одежда ассасина.

Если вы хотите стать ассасином на костюмированный вечер, то это отличная идея! Наверняка вы будете ярко выделяться на фоне приевшихся бэтменов, человеков-пауков и прочей «нечисти».

Что вам необходимо обязательно для костюма ассасина? Это наплечники на плечи, нагрудник для груди, наручи для рук и наголенники для ног. Они могут быть совершенно разными в зависимости от выбранного вами уровня ассасина. Но помимо этих «аксессуаров» необходимо подобрать широкий длинный плащ с большим капюшоном (чаще белого или серого цвета). Приглядитесь к любимым героям. например, при ряжении в Альтаира необходим так же широкий пояс (поверх плаща), высокие коричневые сапоги и бутафорский меч.

В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводила страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году.
В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но, тем не менее, они существуют и поныне, а некоторые исследователи считают, что современные иллюминаты - тайное Мировое Правительство - унаследовали их идеологию…

Агрессивная секта низаритской ветви исмаилитов в свое время получила название «ассасины» как европеизированный вариант персидского слова «хашишин» (в пер. с араб. - «употребляющие гашиш» либо «травоеды»), то есть потребитель гашиша. Что характерно - термин «ассасин» не являлся самоназванием членов ордена, которые называли себя фидаями (буквально - «жертвующие собой»). Это прозвище с явно обидным смыслом дали их современники. Но именно название движения как Орден ассасинов закрепилось в современных ему хрониках и трудах средневековых авторов.
В расцвете своего могущества эта военизированная организация держала в страхе и трепете весь цивилизованный мир того времени. Слово «ассасин» вошло во многие западноевропейские языки и стало синонимом «убийцы», «наемного убийцы», «политического убийцы», «безжалостного злодея», «преступника», а зачастую и «террориста». Так, например, во Франции и Германии террористов, киллеров, серийных убийц и поныне называют ассасинами. Частенько употребляют это слово по отношению к подобным «героям» и в США.
Со временем, в зависимости от политической ситуации и расстановки сил значение слов в жизни и деятельности общества претерпевают существенные изменения. Что характерно: восприятие термина «террорист» и даже «террорист-самоубийца» в недавнем советском прошлом явного отрицательного значения не имело. В этих словах как бы присутствовал ореол революционного романтизма и пример для подражания подрастающему поколению. Террористы Желябов, Каляев, Халтурин и др., а также идеологи и исполнители беспощадного «красного» революционного террора 20-х годов XX века официально считались народными героями.
Безусловно, ассасины принципиально отличаются от современных террористов тем, что, потерпев неудачу в открытых военных выступлениях, перешли к индивидуальному террору, направленному в первую очередь против высшего руководства - носителей реальной власти. Действия древних ассасинов зачастую носили интернациональный характер и совершались на международной арене, поэтому термин «ассасин» сейчас имеет общепризнанное международное значение, он не требует перевода для любого европейского языка.

Теолого-исторический экскурс
На раннем этапе распространения ислама, примерно в VIII веке по Р.Х., это религиозное учение разделилось на два направления - суннизм и шиизм. Сунниты постепенно сформировали универсальную систему общественного права - шариат и руководствовались им, а сам халифат-община стал рассматриваться как хранитель коранической традиции и шариата.
Главной же фигурой религиозной власти для шиитов является имам - духовный наследник Магомета. Шииты верят, что Магомет назначил своим преемником имама, который наделен особой духовностью и потому имеет право толковать Коран. Первым имамом они почитают халифа Али ибн Талиба - двоюродного брата и приемного сына, а также зятя Магомета, женившегося на его дочери Фатиме. Шииты верят, что Али унаследовал от Магомета особые духовные качества - вилайя - и через сыновей Фатимы Хасана и Хусейна передал их своему потомству - роду наследных имамов.
Большинство шиитов известны как имамиты - они составляют основное население Ирана и верят, что цикл «вилайя» будет длиться до Страшного Суда и завершится мессианским возвращением к двенадцатому имаму, которого именуют «скрытый имам». Считается, что он не умер, а перешел в состояние «гайба» с третьего века существования ислама. Через посредников-муджтахидов - врачевателей права, из которых главнейшие - иранские аятоллы, «скрытый имам» духовно окормляет шиитскую общину.
Имамат делится на два основных течения, одним из которых являются исмаилиты, приверженцы доктрины имамата, и в свою очередь имеют два главных направления. Первое - низарис, адепты которого считают своими имамами и потомками Магомета старших представителей рода Ага Хана. Второе - мусталис, последователи которого верят в «скрытого имама», не являющегося потомком детей Фатимы - Хасана и Хусейна.

Начало
Исмаилитское учение сформировалось в 1094-1095 гг. как следствие назначения Египетским халифом Мустансиром в качестве своего преемника не старшего сына Абу Мансур Низара, а младшего Абу-ль Касим Ахмада. Опальный Абу Мансур Низар после смерти отца бежал в Александрию, где был схвачен и убит. Его сторонники, возглавляемые проповедником-персом Хасаном ибн Саббахом (по одной из версий, 1051-1124 гг.), уроженцем Хоросана - объявили Абу Мансур Низара истинным халифом, а его гипотетического наследника - «скрытым имамом», при этом началось создание закрытой военно-религиозной организации для охраны организации, имама и его родни.
Примкнув в зрелом возрасте к исмаилитам, ибн Саббах загорелся идеей создания отдельного исмаилитского государства. С 1081 года, находясь в Каире (в то время - столице Фатимидского халифата), он начал активно собирать сторонников, объединяя их под знаменем династии Низаритов. Будучи искусным проповедником и оратором, он быстро сплотил вокруг себя большое число почитателей, учеников и последователей.
О жизни Хасана ибн Саббаха, скрытой от посторонних глаз, известно мало, что в свое время только укрепило ореол таинственности, который еще при жизни окутывал все, что было связано с этим человеком. По некоторым данным известно, что ближайшим другом детства и юности Хасана был поэт и ученый-материалист Омар Хайям. Они вместе учились в медресе Нишапура, которое готовило образованную элиту для государственной машины империи Сельджуков. Атмосфера, в которой он воспитывался и рос, отличалась религиозным вольнодумством и модернизмом.
Одного сочувствия и поддержки широких народных масс для создания государства было явно недостаточно - требовалась сплоченная организация, способная дать решительный отпор врагам. Для этого по всему халифату создавались подпольные группы проповедников, которые, кроме пропаганды нового учения, занимались систематическим сбором различной информации разведывательного характера. Эти разбросанные ячейки в любой момент были готовы по приказу Хасана ибн Саббаха выступить как мобильные боевые группы на защиту своих интересов. Понятно, что при дворе халифа Хасан не прижился, и в 1090 году, в самый разгар репрессий, он бежал из Каира и спустя несколько месяцев объявился со своими сторонниками в горных районах Персии. В это время он находился в зените популярности.
Его выбор пал на неприступную крепость, возведенную на высокой скале Аламут, отроге Эльбурса (по другим источникам - Альбурса), скрытой среди горных хребтов, северо-западнее иранского города Казвин. Скала Аламут в переводе с местного наречия означает «Гнездо орла», на фоне гор и так казалась естественной природной крепостью. Подходы к ней были перерезаны глубокими ущельями и бушующими горными потоками.
Выбор ибн Саббаха во всех отношениях оправдывал себя. Нельзя было представить более выгодного в стратегическом отношении места для создания столицы-символа тайного ордена. Ибн Саббах овладел этой неприступной крепостью практически без боя и основал государство исмаилитов-низаритов, которое начало распространять свое влияние в мусульманском мире, создавая цепь укрепленных горных крепостей в северном Иране и Сирии, проводя политику тайных убийств своих врагов и оппонентов. При этом ибн Саббах стал шейхом Хасаном I ибн Саббахом и в созданной им же иерархической системе власти носил титул «Шейх аль-Джабаль», а среди крестоносцев был хорошо известен как «Горный Старец» или «Старец Горы».
Шейху Хасану I в некоторой степени крупно повезло. Вскоре после захвата крепости Аламут умер сельджукидский султан Малик-шах. После чего долгих двенадцать лет государство сотрясали междоусобные распри за трон. Все это время им было не до сепаратистов, окопавшихся в Аламуте.
Объединив горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака, Хасан I фактически создал государство, просуществовавшее до 1256 года. Он установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом демонстративно во время мусульманского поста Рамадан отменил на территории своего государства все законы шариата. За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов и т.п. Суть сводилась к тому, что в богатстве терялся всякий смысл. Зачем оно нужно, если его нельзя использовать?
На первых этапах существования Аламутского государства Хасану I удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию, которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну, с той лишь разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а авторитарному духовному лидеру-вождю.

Развитие теории и практики
Создав свое государство, Хасан I отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Он приглашал в свою крепость или похищал лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками. Он создал систему фортификации, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху.
Сидя в своей неприступной горной крепости, Хасан I отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц он пришел не сразу. Согласно легенде, она была принята благодаря случаю.
В 1092 году в городе Сава проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали мучительной смерти. Эта казнь вызвала взрыв негодования и возмущения в среде хашашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника и правителя государства. Легенда гласит о том, что Хасан I поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!» Не успел он спуститься в дом, как из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись перед ним на колени, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить собственной жизнью.
Ранним утром 10 октября 1092 года Аррани умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Спрятавшись, он терпеливо ожидал жертву, прижав к груди огромный нож, смазанный ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему по меньшей мере три удара отравленным ножом. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже извивался в предсмертных судорогах. Стража практически растерзала Аррани.
По приказу Хасана I, на воротах крепости Аламут прибили бронзовую табличку, на которой было выгравировано имя Аррани, а напротив него - имя жертвы. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.
Смерть главного визиря повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это невольно подтолкнуло Хасана I к очень простому, но, тем не менее, гениальному выводу - можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства, не затрачивая значительных материальных средств на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков, ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву.
Благодаря фанатичной преданности своих агентов Хасан I был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличия к собственной жизни и пренебрежительного отношения к смерти, что делало их практически неуязвимыми. Главной догмой учения стало беспрекословное послушание главе ордена и готовность в любой момент пожертвовать своей жизнью по приказанию Старца Горы. Послушание достигало такой степени, что ученик без всякой практической цели мог броситься со скалы или пронзить себя кинжалом по одному его приказу.
Со временем Хасан I пришел к выводу, что недостаточно обещать людям рай на небесах - его нужно показать наяву! Он, объявив себя полномочным представителем и проводником воли «скрытого имама», разработал целую теорию райского воздаяния за беспрекословное ему послушание. В орден набирались мальчики и юноши от 12 до 20 лет, которым изначально внушалось, что их не просто взяли в крепость Аламут, а они являются избранниками «скрытого имама».
Знаменитый средневековый путешественник Марко Поло в «Книге о разнообразии мира» описывает, что безоглядная решимость в сознании учеников достигалась следующим образом. Юношу, одурманенного вином или гашишем (анашой) до бессознательного состояния, переносили в специально устроенный по восточным канонам прекрасный сад, где били фонтанчики из настоящего молока, меда и вина. Сад находился в окруженной со всех сторон горами охраняемой долине, и туда никто из посторонних не мог проникнуть. В чудесном саду за ним ухаживали и кормили изысканными яствами. Юношей услаждали похотливыми ласками девушки, выдававшие себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему хашашину-смертнику, что он сможет сюда вернуться, как только выполнит порученное задание и погибнет в бою с неверными. Так продолжалось несколько дней, но достаточно недолго, чтобы юноша не успел пресытиться «чудом». Затем вновь через питье и пищу усыпив юношу, его переносили в замок Горного Старца, где после пробуждения учитель объявлял, что молодой человек, по воле «скрытого имама», побывал в настоящем раю, который описан в Коране. Если он хочет попасть туда же после смерти, то во всем должен слушаться его - Хасана - тогда он станет святым фидаем, принесшим себя в жертву ради Аллаха и обязательно попадет в рай. Молодые люди настолько искренне верили в то, что при жизни побывали в раю, что с первого мига пробуждения реальный мир терял для них какую-либо ценность. Все мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений…
Стоит заметить, что речь идет о XI веке, нравы которого были настолько суровы, что за прелюбодеяние могли просто-напросто забить камнями. А для многих малоимущих людей, ввиду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью. Так как Горный Старец набирал своих адептов среди детей полуголодных бедняков и простолюдинов, такая обработка при постоянной наркотической подпитке давала требуемый положительный результат: юноши превращались в преданных биороботов, подчинявшихся ему беспрекословно.
Кроме «идеологической подготовки», хашашины очень много времени проводили в ежедневных изнурительных тренировках. Лучшие мастера учили их в совершенстве владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и сражаться голыми руками. Они должны были превосходно разбираться в различных ядах, их заставляли много часов - и в зной, и в лютую стужу - сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать терпение и силу воли. Каждого хашашина-смертника готовили для «работы» в определенном регионе. В программу обучения входило также изучение языка того государства, в котором его предполагали задействовать. Особое внимание уделялось актерскому мастерству - талант перевоплощения у них ценился не меньше, чем боевые навыки. При желании они умели изменяться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных воинов, хашашины пробирались в самое логово врага, чтобы убить жертву. Как правило, после выполнения приговора, вынесенного Горным Старцем, хашашины даже не пытались скрыться и с готовностью принимали смерть или убивали сами себя. Даже находясь в руках палача и подвергаясь изуверским средневековым пыткам, они пытались сохранять улыбки на своих лицах.
Для усиления веры Горный Старец и дальше подвергал их усиленному психологическому воздействию. Вообще Старец Горы был выдающимся мастером фальсификации. Так, по преданию, в замке, в одной из комнат, находилось помещение, в полу которого был оборудован колодец. Один из юношей становился в него так, что над полом была видна только его голова. На шею ему надевали блюдо, состоящее из двух половинок. В этом случае создавалось впечатление лежащей на блюде отрубленной головы. Для большей достоверности и эффекта в блюдо подливали кровь. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Горный Старец и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить на непонятном, потустороннем языке таинственные заклинания. После этого «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить - присутствующие были в шоке. Ибн Саббах и остальные задавали вопросы относительно рая, на которые «отсеченная голова» давала более чем оптимистические ответы. Потом этого юношу убивали, а голову выставляли на обозрение. Убеждение, что лишь смерть на службе Хасану открывает дорогу в рай, ширилось в народе, и недостатка в желающих служить Горному Старцу не было.
Известно, что у Горного Старца было несколько двойников. На глазах у толпы хашашинов двойник, под воздействием наркотического зелья, совершал показательное самосожжение. Таким способом он якобы возносился на небеса. Каково же было удивление и неописуемое восхищение хашашинов, когда на следующий день Горный Старец представал перед ними целым и невредимым.
Предание гласит, что как-то Хасан I, решив подчинить себе один из ближайших к его крепости городов, устроил там настоящее побоище, но получил решительный отпор. Однако испытание человеческого «материала» оказалось успешным - обкуренные юноши шли в бой без малейшего страха и расставались с жизнью без сожаления.
С той поры Горный Старец решительно изменил тактику, он перестал массово использовать своих фидаев в открытых сражениях, а поручал им убирать только ключевых лиц - богатых купцов, высокопоставленных чиновников, царедворцев, угрожал напрямую даже самому Персидскому шаху. В ордене ассасинов молодые люди не находили решения проблем социальной несправедливости, зато Горный Старец гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни. Он постоянно внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда: «Рай покоится в тени сабель». Таким образом, хашашины не только не боялись смерти, но страстно ее желали, ассоциируя ее с долгожданным раем.
Движение получило широкое распространение в Иране и Сирии. Более того, свои акции Хасан распространил и на другие страны Ближнего Востока, Северной Африки, а также Европы, где фидаи стали самыми настоящими охотниками за высшими представителями власти - герцогами и королями. Многие европейские правители платили дань, желая избежать его гнева. Горный Старец рассылал по всему средневековому миру убийц, никогда не покидая, впрочем, как и его последователи, своего горного убежища.
В Европе предводителей хашашинов в суеверном страхе называли «горными шейхами», зачастую даже не подозревая, кто именно сейчас занимает пост Верховного Владыки. Почти сразу после образования ордена, Хасан I смог внушить всем правителям, что от его гнева невозможно укрыться, а осуществление «акта божьего возмездия» - это лишь вопрос времени.
Как-то хашашины долго и безрезультатно охотились за одним из могущественных европейских князей. Охрана была организована настолько тщательно и скрупулезно, что все попытки убийц приблизиться к жертве неизменно терпели неудачу. Пища, которую принимал князь, предварительно опробывалась специальным человеком. День и ночь возле него находились вооруженные телохранители. Даже за большие деньги не удавалось подкупить кого-либо из охраны. Тогда Горный Старец предпринял нечто иное. Зная, что вельможа слыл ярым католиком, он отправил в Европу двух молодых людей, которые по его приказу обратились в христианство, благо, принятая среди шиитов практика «такыйя» позволяла им совершить обряд крещения для достижения священной цели. В глазах всех окружающих они стали «истинными католиками», ревностно соблюдавшими все католические посты. В течение двух лет они каждый день посещали местный католический собор, проводя долгие часы в молитвах, стоя на коленях. Ведя строго канонический образ жизни, молодые люди регулярно отпускали собору щедрые пожертвования. Убедив всех окружающих в своей «истинной христианской добродетели», новообращенные стали чем-то само собой разумеющимся и неотъемлемой частью собора. Охрана перестала обращать на них должное внимание, чем они незамедлительно и воспользовались. Однажды, во время воскресного служения, одному из хашашинов удалось приблизиться к князю и неожиданно нанести ему несколько ударов кинжалом. Охрана молниеносно среагировала, и нанесенные удары пришлись в руку и плечо, не причинив вельможе серьезных ранений. Но второй хашашин, находящийся в противоположном конце зала, воспользовавшись суматохой и вызванной паникой, подбежал к жертве и нанес смертельный удар отравленным кинжалом в самое сердце…

Взаимоотношения хашашинов с крестоносцами и мусульманами
26 ноября 1095 года Римский Папа Урбан II на церковном соборе в Клермоне призвал к крестовому походу для освобождения Иерусалима и Палестины из-под власти мусульман. Войска крестоносцев переправились в Малую Азию и 15 июля 1099 года, после долгой и кровопролитной осады, заняли Иерусалим. Римско-католическая церковь обещала участникам похода отпущение всех грехов. Тем не менее, их армия напоминала скорее бандитов, чем благородных освободителей Гроба Господня. Прохождение крестоносцев сопровождалось невиданным доселе разбоем и разграблениями.
В рядах рыцарей-крестоносцев не было единства, чем и воспользовался Хасан I. Нищие европейские бароны, авантюристы и разбойники разного сорта, привлекаемые несметными сокровищами богатого Востока, создавали временные союзы и коалиции, которые никогда не отличались особой прочностью. Рыцари-крестоносцы, пытаясь разрешить внутриусобные проблемы, довольно часто пользовались услугами хашашинов. Многие предводители крестоносцев нашли смерть от их кинжалов…
Свергнув в Египте династию халифов-фатимидов в 1171 году, мамлюки Салах ад-Дина, более известного в Европе как Саладин, с целью объединения всех усилий против крестоносцев для начала решили восстановить истинную веру и разгромили исмаилитов в Египте. Затем ринулись на крестоносцев - начинается тяжелейший период войн крестоносцев с мусульманским миром.
Иерусалимское королевство подвергалось одной атаке за другой. Вполне естественно, что в такой безвыходной ситуации им не оставалось ничего иного, как заключить союз с хашашинами. По большому счету, хашашинам было все равно с кем воевать и на чьей стороне выступать. Для них врагами были все - и христиане, и мусульмане.
Богатые феодалы крестоносцев щедро оплачивали услуги хашашинов. Многие арабские аристократы и военачальники пали в этот период от кинжалов хашашинов. Даже самому Саладину пришлось пережить несколько неудачных покушений (по некоторым источникам - 8), после которых он лишь по счастливой случайности остался жив - разгрома исмаилитов в Египте ему не простили.
Однако союз крестоносцев и хашашинов долго не просуществовал - крестоносцев подвела жадность. Ограбив исмаилитских купцов, король Иерусалима Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор. После этого хашашины стали отправлять убийц в оба лагеря. Доподлинно известно, что за этот период от рук хашашинов погибли: шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских правителей, такие как Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный общественный деятель, персидский ученый Абд уль-Махасин, вызвавший гнев Горного Старца своей резкой критикой в адрес хашашинов.
Из древних летописей известно, что в 1212 году Мухаммед Хорезм-шах усомнился в том, что в его окружении имеются исмаилиты. Помощник визиря подал знак, и пятеро слуг тут же вышли вперед, готовые ко всему. Вскоре их казнили, но шах не долго радовался обретенной безопасности - он получил послание от Горного Старца, где ему предлагалось выплатить по 10 тысяч динар за каждого казненного в качестве компенсации, а заодно прислали кинжал. Летописи утверждают, что шах намек понял.
Стоит отметить, что хашашины своим примером вдохновили многие тайные общества Востока и Запада. Европейские ордена подражали хашашинам, перенимая у них методику жесткой дисциплины, принципы повышения в ранге, технику знаков отличия, эмблем и символов. Хасан I прожил в Аламуте свыше тридцати лет, почти не покидая своей комнаты, откуда, тем не менее, эффективно управлял одной из самых сильных и духовно сплоченной организаций в истории человечества. Он умер в 1124 году.

Последователи Горного Старца
К концу XI века хашашины прочно укрепились в северо-западной Сирии; сформировав подобие независимого государства. Неприступной цитаделью им служила расположенная в этом районе горная крепость Масйаф. Глава ордена в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум. в 1192 году), ставший следующим Горным Старцем, проводил политику террора в отношении прибывающих крестоносцев и местных правителей. В 1164 г. очередной преемник Горного Старца - Хасан II объявил себя имамом и провозгласил наступление новой духовной эры «Судного дня» («Дня Воскресения»). Он объявил все предписания шариата необязательными. Но уже его внук - Хасан III вернул обязательность всех установлений шариата, начал реформу вероучения и признал духовное лидерство аббасидского халифа.
Преемники Горного Старца, как и положено достойным ученикам, превзошли учителя, требуя от своих подчиненных абсолютного повиновения. Когда Анри, граф Шампанский, был в крепости Аламут, двое фидаев по сигналу владыки пронзили себе сердца кинжалом. Больше всего графа поразили их спокойные, поистине ангельские лица… Видимо, в то время эта агрессивная секта и получила название орден ассасинов.
Сильные мира сего искали благосклонности Горного Старца и его наследников на посту главы Ордена, которые также носили имя Хасан как титульное. По свидетельствам некоторых хроник, иные владетельные особы «заказывали» ему сопредельных государей или своих соперников на пути к трону. «Заказ» выполнялся неукоснительно, даже если приходилось устраивать целую цепочку специфических действий, его было невозможно отменить заказчику, если он вдруг передумал. Правда, Горный Старец не всегда рассчитывал на одну лишь ловкость своих фидаев. Он активно использовал подкуп, компрометацию и шантаж приближенных к главе государства должностных лиц или его охраны, чтобы поближе подобраться к жертве. Только в одном случае ассасинам не удалось ни одно покушение - личная гвардия знаменитого халифа Салладина оказалась предельно бдительной и неподкупной.

Адаптация к действительности
Орден просуществовал более полутора столетий, пока крепость Аламут не разгромил и стер с лица земли внук Чингисхана Хулагу-хан в 1256 году. Глава ордена Рукн эд-Дин был убит. Все сокровища и архивы достались победителям, которые затеяли настоящую охоту на ассасинов. Мощь организации была подорвана, оставшиеся в живых - неизвестно от кого - получили команду: затаиться и ждать.
Спустя пять лет, в 1272 году правитель Египта Бейбарс I смог остановить и изгнать монголов, а в Сирии и Ливане добил хашашинов. Больше они не восстановили своего могущества. Хашашины, как и прежде, у истоков своего зарождения, были вынуждены рассеяться по горам и уйти в подполье. Мистическая идеология и психологическая технология ордена ассасинов в виде традиционной памяти сохранилась в исламских преданиях, в персидских и европейских хрониках.
Но исмаилитское движение продолжило свое существование. В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Потомки последнего главы государства низаритов Аламута долго жили в Иране, скрывая свой статус, и лишь после этого смогли открыто возглавить низаритов.
В 1841 г. исмаилитский имам Хасан Али-шах, приняв титул Ага-хана, вступил в конфликт с властями Ирана и бежал в Индию, где в Бомбее и возглавил местную исмаилитскую общину. Вслед за ним в Индию переселилось большинство исмаилитов. Британские власти их активно поддерживали. Род имамов стала династией британских офицеров. Они участвовали в нескольких афганских кампаниях.
В конце XIX века общиной стал управлять Ага-хан III Ага Султан Мухаммад Шах, подчинивший себе низаритов Ирана, Сирии и Памира. Ага-хан III поставил своей целью адаптацию идей исмаилизма к современным условиям, в результате чего к середине XX в. низариты превратились в могущественную организацию, имеющую свои общины в 20-и странах мира, а также большие связи в финансовых и политических кругах.
В 1957 году прямой потомок последнего Старца Горы - Садретдин Ага-хан IV Карим-шах стал 49-м имамом исмаилитов. В мире он более известен как борец за экологию, миллиардер-меценат и один из основателей Всемирного фонда защиты дикой природы. В 1967-1977 гг. Ага-хан был Верховным комиссаром ООН по правам беженцев, а после вывода советских войск из Афганистана он координировал оказание гуманитарной и экономической помощи этой стране. В 1991 году Ага-хан выдвигался Британией на пост Генерального секретаря ООН.
В то же время известный французский этнограф Жан Меллиер в конце 70-х годов прошлого века побывал в местах компактного проживания исмаилитов на северо-западе Пакистана. Он пишет: «Я могу засвидетельствовать: асассины существуют, ими управляет все тот же Старец Горы - имам Ага-хан. Где бы они ни жили, все беспрекословно выплачивают ему десятую часть доходов. Но самое интересное - раз в год где-то в горах происходит тайный съезд всех иерархов секты, и они преподносят своему патрону золота, сколько он весит»…

Владимир Головко
г. Киев
e-mail: [email protected]