Летающая мечеть в каире легенда. Мечеть ибн-тулуна в каире

Оригинал взят у lorien22 в Чудеса света мусульманского Каира - мечеть Ибн Тулуна и медресе султана Хассана

Продолжаем нашу прогулку по столице Египта. В прошлый раз мы отдали дань двум из трех монотеистических религий, зайдя в еврейскую синагогу и несколько коптских церквей. В этой части мы закончим "религиозное паломничество", посетив уникальные каирские мечети.

Высадили нас на площади Салах ад-Дина, с которой открывается вид на какое-то умопомрачительное количество достопримечательностей.

Отсюда мы видим и цитадель Мухаммада Али, в которую мы отправимся чуть позднее

И какие-то капитолийские купола с другой стороны парка

И еще какую-то мечеть, настолько невзрачную на общем фоне, что никто кроме местных не знает ее названия

И мечеть Канибай аль-Рахман

Знаменитая своим уникальным куполом, более напоминающий Иран или Узбекистан.

Должен сказать, что и "двойной минарет" вполне доставляет. Дальше по курсу еще мечеть, менее примечательная

Но тоже нестандартная по своей архитектуре

Ну и самое главное - "мечети-близнецы" Ар-Рифай и Медресе Султана Хассана

В них мы еще зайдем. Но сначала мы с вами отправимся в мечеть Ибн Тулуна

Ибн Тулун - самая старинная мечеть Каира (а точнее сказать Фустата), сохранившая свой изначальный облик середины IX века, и самая большая. То что вы видите на фотографии выше - это только внешний двор, перед входом в саму мечеть. А теперь войдем внутрь.

Как наверное не сложно догадаться, построил мечеть Ибн Тулун - тюркский наместник Аббасидов в Египте. Строительство заняло всего три года (786-789 гг).

В этом кадре хорошо, как мне кажется, чувствуется климат и атмосфера Каира - облака закрыты вечной дымкой и смогом, весь город желтого, немного болезненного цвета, и даже в цивилизованных урбанистических местах чувствуется сильное и жесткое влияние песка и пустыни.

Мечеть была построена на маленьком холме под названием Джабль Яшкур (Холм Благодарения). По одной из легенд, именно здесь, а не на горе Арарат, остановился Ноев ковчег после Всемирного потопа.

Ибн Тулун также является строителем города аль-Катаи, столицы династии Тулунидов. Мечеть была центральным пунктом столицы, в которой была также большая городская площадь, ипподром и дворец правителя. Город был разрушен в начале X века, а мечеть стала единственной уцелевшей постройкой того времени.

Мечеть перестраивалась и реставрировалась несколько раз. Изначально она была построена в Самаррском стиле, типичном для аббасидов. Первый раз перестроена в 1177 году Фатимидами. Следующая важная реконструкция была проведена в 1296 году султаном Ладжином, который и построил в центре мечети Сабиль, который мы видим в наши дни.

Про сабили я немного рассказывал, когда был в Сараево, и видел его знаменитый деревянный фонтан (украшенный кстати маген-давидами) в самом центре Старого города - http://lorien22.livejournal.com/335315.html . Есть несколько любопытных сабилей и у нас в Израиле.

Однако самая знаменательная постройка в мечети Ибн Тулун - минарет. Его особенность во внешней спиральной лестнице, напоминающей по стилю лестницу знаменитого минарета Большой мечети в Самарре.

С минаретом связано много красивых легенд. По одной из них Ибн Тулун, слушавший доклад своих министров, наматывал на палец кусок пергамента. Когда его спросили, что он делает (почему не слушает внимально столь важный отчет), он пристыженно заявил, что у него есть более важные проблемы, и он проектирует самый уникальный в мире минарет. Однако поскольку многие архитектурные особенности указывают на то, что мечеть и минарет не были построены в одно и то же время, эту легенду мало кто воспринимает всерьез. Некоторые историки полагают, что минарет построил все тот же султан Ладжин во время великой реконструкции XIII века.

Ну а теперь войдем внутрь под многочисленные аркады

С мечетью связано очень много легенд. Например, что она была спроектирована архитектором-христианином, любившим багдадские традиции.

Еще одна гласит, что именно здесь, в мечети Ибн Тулуна, находится самый старинный в мире михраб

Главный зал украшают четыре колонны с прекрасными капителями, представляющие собой сполии византийской церкви времён Юстиниана

Архивольты больших и малых арок, как и капители колонн, украшены стилизованными растительными узорами, традиционными для исламского искусства.

В период средневековья напротив внешних стен мечети Ибн Тулун построили несколько зданий. Большинство было уничтожено в 1928 году Комитетом по Сохранению арабских Памятников, однако два самых старых и наиболее сохранившихся домов сохранились, причем неповреждёнными - Бейт аль-Критлийя («Дом критянки») и Бейт Амна бинт Салим («Дом Амны, дочери Салима»). Изначально они были двумя отдельными зданиями, но позднее на уровне четвёртого этажа перекинули мост, который объединил их в единую структуру. В наши дни этот дом известен как музей Гейер-Андерсона.

Израильтян не очень пускают в арабские страны, но в моей жизни мне довелось уже побывать в немалом количестве мечетей. Например в Стамбуле - http://lorien22.livejournal.com/170719.html . Ибн Тулун в Каире - одна из самых впечатляющих. По крайней мере я думал так, пока не попал в следующую мечеть - султана Хассана)

Именно в нее мы сейчас и отправимся

Проходим в дворике между двумя мечетями

С одной стороны - Эр-Рифай

С другой мечеть-медресе Султана Хассана

Мечеть Ар-Рифай сравнительно новая. Она задумывалась как дополнение к мечети Султана Хассана, и возводилась в два этапа между 1869 и 1912 годом.

Строительство проходило под предводительством венгерского архитектора и главы Комитета по сохранению арабских памятников в Каире Макса Херца. Стиль берет свое начала от мамлюкского владычества в Египте, включая купол и минарет.

Однако нас больше интересует вторая мечеть, куда более старинная (1361 год).

Поэтому еще немного вертиго

И заходим внутрь.

Хочется сказать, что она напоминает мечети в Стамбуле - http://lorien22.livejournal.com/280864.html , но скорее это будет наоборот. В любом случае сабиль впечатляет.

Мечеть вообще производит крайне любопытный эффект - она создает впечатление очень маленькой снаружи, и только зайдя во внутренний двор понимаешь, насколько она громадная, и какие тут огромные открытые пространства.

Именно поэтому ее считают стилистически самым компактным и обобщающим из всех памятников Каира и одним из главных шедевров архитектуры Мамлюков

Заходим внутрь. Купол а-ля Сиена - http://lorien22.livejournal.com/280482.html

Михраб не хуже чем в Ибн-Тулуне

Мечеть была построена в 1356 году султаном Хасаном ибн аль-Насиром Мухаммадом Калауном. Примечателен тот факт, что сам султан был абсолютно ничем не примечателен, кроме строительства этого архитектурного шедевра, в котором было несколько "архитектурных чудес". Так, в том числе, эта мечеть должна была служить религиозной школой для всех четырех суннитских правовых школ (шафиитов , маликитов , ханафитов и ханбалитов ).

Мечеть султана Хассана одна из самых больших в мире, общей площадью почти 8 тысяч кв. метров. Очень мало известно о строительстве мечети, кроме того, что "яйцеобразный купол не имеет себе равных во всем Египте, Сирии, Магрибе и Йемене", а минаретов должно было быть четыре, но построили всего три, причем один из них обрушился, похоронив под собой более ста человек. Многие считают, что его крушение символизировало падение Фустата, и общий упадок исламской цивилизации.

Покрывали здание облицовкой, взятой с Великих пирамид - http://lorien22.livejournal.com/361771.html . Мечеть также является единственным в мире примером Шинуазри в мамлюкской архитектуре.

Заходим в Мавзолей. Султан, как уже было сказано, был настолько незначителен, что в мавзолее похоронен не он сам, а двое его сыновей. Сам он был убит еще до окончания строительства мечети.

У мавзолее тоже есть несколько архитектурных особенностей. Во-первых, его расположение между минаретами, а во-вторых - изумительная акустика.

Нам тут спел имам. Должен сказать, что при всем противоречии, которое чувствует наверное каждый израильский еврей, слыша мусульманские песнопения, это было что-то потрясающее. Жаль, что мы редко встречаем такой ислам.

Продолжая эту же тему - после вчерашнего фиаско с ЮНЕСКО, объявившим что мол, евреи и Иерусалим никак не связаны между собой, я пообещал себе, что никогда не буду больше упоминать эту организацию, но они да признали мусульманский Каир мировым наследием, что по большому счету спасло большинство мечетей в городе от полнейшего забвения и разрушения. Я не могу не радоваться этому - мусульманская часть Каира абсолютно изумительная, и именно она вызывает, на мой взгляд наибольший интерес, из доминирующих в городе религий.

Точно дивная фата-моргана,
Виден город у ночи в плену,
Над мечетью султана Хассана
Минарет протыкает луну.

Закончив с мечетями, мы сделали перерыв на традиционный каирский обед, а потом отправились в цитадель. Но об этом - в следующий раз.

Большинство населения Египта исповедует ислам. Он распространился в стране после арабского завоевания в 7 веке. Центр арабо-мусульманского мира в Египте на протяжении более тысячелетия - Каир. Здесь находятся и все наиболее выдающиеся памятники египетской мусульманской архитектуры

Мечеть Амра (641 г.)

Мечети Амра мусульмане придают большое символическое значение.
Самая ранняя из мечетей- Мечеть Амра, завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса построенная в 641 году
Мечеть представляла собой небольшую постройку из необожжённого кирпича.Кровля, поддерживаемая пальмовыми стволами, была покрыта пальмовыми листьями, циновками и обмазана глиной, пол был усыпан галькой. Здесь, также как и в первой мечети в Медине, не только молились, но и устраивали военные советы, отправляли правосудие, а ночью мечеть становилась приютом для путников.

От первоначального здания, воздвигнутого полководцем Амр ибн эль-Аса, не сохранилось абсолютно ничего, а современное здание датируется 1798 г., когда мечеть была перестроена последний раз (только колонны сохранили некоторые древние фрагменты XV в.).

Молельный зал украшают 200 колонн (первоначально их было 365), взятых из Римских, византийских и коптских построек. Предметом особого поклонения является гробница сына Амра Абдуллы. Считается, что прикосновение к колоннам у этой гробницы может исцелить даже тяжелобольных людей. Посетителей мало. Служители иногда слишком настойчиво домогаются чаевых и неохотно дают сдачу. Правее мечети Амра располагается место, где находился город Фустат. Теперь это историческая часть Каира.

Мечеть Ибн Тулуна (876–879 г.г.)

Мечеть Ибн Тулуна входит в число самых знаменитых из дошедших до нас раннеарабских колонных мечетей. На фоне низкой городской застройки на узких улочках старого Каира мечеть возникает как огромная прямоугольная крепость, окруженная глухой массивной стеной с высокими красивыми зубцами. За первой, внешней стеной открывается стена храмового здания, еще более внушительная и высокая, с рядом зубцов и арочным фризом.

Образуемый стенами широкий обход настраивает на торжественный лад, как бы подготавливает к тому величественному зрелищу, которое открывается взору при входе в мечеть. Ее большую часть занимает громадный открытый мощеный двор (92 х 92 м). В центре двора находится фонтан для омовений, над которым в конце XIII в. воздвигли каменный купольный павильон. С трех сторон двор окаймляют арочные галереи на высоких квадратных столбах. На южной стороне двор переходит в молитвенный зал. Идущие продольно ряды стрельчатых арок на столбах образуют величественные анфилады. На северной стороне находится спиралевидный минарет, явным образом подражающий минарету Мальвия в Самарре.

В 869 аббасидский халиф назначил Ахмеда ибн Тулуна наместником Египта, который 10 лет спустя построил мечеть, названную его именем. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, виден её минарет, не похожий ни на один из минаретов Каира.

Чем ближе подходишь к мечети, тем всё более могучими кажутся её гладкие стены с зубчатыми завершениями, тем рельефнее выступает фриз из стрельчатых окон и арочек. Строгая, сдержанная красота здания делает его одним из самых замечательных сооружений арабской архитектуры.

Мечеть Аль - Азхар (970–972 г.г.)

В 60-е годы 10 в. в Египте укрепились Фатимиды. Оценив стратегическое положение района, они построили здесь свою столицу, дав ей имя Аль-Кахира («победоносная»). При этом центром города стала не мечеть, а дворец, но сейчас от него не осталось следов. Сохранилась строившаяся одновременно с дворцом мечеть «Аль-Азхар» («блистательная» или «сияющая» - эпитет Фатимы, дочери пророка, в честь которой и названа мечеть), пережившая многочисленные реконструкции, до сих пор является одним из самых почитаемых памятников, хотя в ее облике отразились вкусы практически всех мусульманских правителей Египта. Она была сооружена в 970–972 годах Джаухаром, военачальником властителя Египта аль-Муизза.

За тысячу лет ее неоднократно перестраивали и расширяли. Как и другие ранние каирские мечети, она представляет собой открытый двор с навесами-аркадами вдоль стен.

Кроме собственно мечети там еще есть и помещения религиозных школ-медресе.

В течение своей многовековой истории мечеть Аль-Азхар была не только местом поклонения, но и кузницей знаний. В ее университете, насчитывающем более 50 факультетов, учатся студенты со всего мусульманского мира.Его богословы пользуются непререкаемым авторитетом в мусульманском мире. Этот университет существует уже много веков.

Мечеть Аль-Хакима (990-1013 г.г.)

В 990–1013 годах была построена мечеть Аль-Хакима, примыкающая к северной стене города. Три главных мечети Каира - Ибн Тулуна, Аль-Азхар и Аль-Хакима - должны были вмещать всё население города во время пятничной молитвы. Назначение мечети определило размеры её открытого двора (120х113 метров). По своему плану мечеть Аль-Хакима близка мечети Ибн Тулуна. У входа в мечеть Аль-Хакима были воздвигнуты два прекрасных минарета, украшенные резным орнаментом, состоящим из растительного узора и шестиконечных звёзд.
Во время землетрясения 1302 года оба минарета упали и были восстановлены султаном Байбарсом в 1309 году наподобие минаретов его собственной мечети, построенной в 1306 году на соседней улице.

Мечеть Аль-Джуюши (1085 г.)

По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Во второй половине 11 в. вокруг городов стали возводить новые стены, расширившие их территории.
Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), вместе с гробницей её основателя, хотя первоначально она была скитом (завийа - пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи).
Мечеть Аль-Джуюши - первая Каирская мечеть, сооружённая не из кирпича, а из камня. Материалом для неё послужил известняк, добытый тут же поблизости в горах.

Мечеть Ас-Салих Талаи (1160 г.)

Следующей по времени сооружения является мечеть ас-Салих Талаи, визиря
халифа Аль-Фаиза, построенная в 1160 году за внешней стеной города.
Долгое время эта мечеть лежала в руинах, но после тщательных реставрационных работ, проведённых Департаментом охраны арабских памятников, она приобрела первоначальный вид.

Мечеть султана Бейбарса (1267–1269 г.г.)

Построенная в 1267–1269 годах по обычному плану мечеть султана Бейбарса имеет квадратный открытый двор, обнесённый со всех сторон портиками (170х190 метров). Подобно мечетям Ибн Тулуна и Аль-Хакима, в мечети Бейбарса неизвестный нам архитектор для опор использует столбы, сложенные из кирпича, но с наружной стороны украшенные приставными колоннами.
Входы в мечеть Бейбарса снабжены портальными нишами. Для султана
в мечети впервые была сооружена максура - квадратная ложа напротив михраба, в которой он находился во время пятничного намаза.

Мечеть Султана Калауна (1284–1285 г.г)
Культовый комплекс султана Калауна: маристан, мавзолей, медресе

Грандиозным по своему размаху стал ансамбль зданий, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном в 1284–1285. Считается, что это здание построено в сирийских традициях. Любопытно, что султан так спешил с постройкой, что, несмотря на то, что на строительстве трудились рабы и пленные, его подручные хватали на улице прохожих и заставляли их работать на стройке. Комплекс был построен на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин).
Строитель этого прекрасного ансамбля султан Калаун в юности был куплен эмиром на невольничьем рынке за тысячу динаров и назван ал-Алфи - «тысячный». Затем он был обучен военному искусству, сделал блестящую военную карьеру, захватил власть и стал египетским султаном.

Мечеть Ан-Насира Мухаммада (1295-1304г.г.)

Ан-Насир Мухаммад (1295–1304) построил аналогичный комплекс, он объединил в четырехайванном медресе все 4 богословских школы - мазхаба. Маленький мавзолей (9 ? 9 м) украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Михраб представляет собой великолепный образец искусства 13–14 в. Полукупол, конха, заполнен растительным орнаментом. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зеленого мрамора. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние - уже отделаны мрамором.

Мечеть Шамас ад Дина Аксункура «Голубая мечеть» (1347 г.)

Эмир Шамас ад Дин был зятем Ан-Насир Мухаммада а также ловчим при его дворе. Мечеть была построена в 1347 году на улице Баб аль Вазир и стала усыпальницей самого Шамас ад Дина а также одного из сыновей султана Мухаммада.

Мечеть получила свое название благодаря голубым изразцам с цветочными узорами искусно украшающими ее стены. Интересен исторический факт - изразцы были привезены из Дамаска только почти через триста лет после строительства мечети в эпоху правления Османской империи.

Мечеть султана Хасана (1356–1363 г.г.)

Стены мечети, выполненные из хорошо обработанных каменных глыб, взятых из пирамид Гизы, возвышаются на 40 метров над уровнем улицы.

Восхищение вызывают особые, как бы скрученные в спираль минареты. Легенда гласит, что султан долго не мог остановить свой выбор на каком-либо из представленных ему проектов. Однажды он с досады даже смял один из пергаментов, исказив прямизну линий. Затем он одумался и приказал строить, как было изображено на смятом проекте. Строители не рискнули перечить своенравному владыке… По плану архитектора мечеть должна была иметь четыре минарета. Однако в 1360 году рухнул один из трех минаретов мечети, похоронив под обломками 300 детей, которые занимались в близлежащей школе. Это явилось грозным знаком и было запрещено строить четвертый минарет и восстанавливать упавший. …Через 30 дней после трагедии сам султан Хасан был убит, а тело его осталось в руках убийц. Таким образом, султан не был захоронен в мавзолее, который он возводил для себя«

Мечеть султана Баркука (1384-1386г.г.)

Использование в наружной и внутренней отделке зданий камня различных цветов, характерное для каирской архитектуры 14–15 веков, нашло в мечети Баркука наилучшее воплощение.
Купол мавзолея опоясан надписью и украшен сталактитами. Во внутреннем убранстве архитектор Ибн Тулуни, строитель мечети и мавзолея Баркука, следовал традициям мечети Хасана.
Бронзовые двери мечети, орнамент деревянных панелей, раскрашенные сталактиты - всё напоминает убранство этой мечети.

Мечеть Аль-Муайяда (1415-1420 г.г.)

Для того, чтобы составить представление о каирской архитектуре 15 века, надо отправиться на улицу Аль-Раб. Здесь, рядом с воротами Баб аз-Зувайла стоит одна из красивейших мечетей мамлюкского периода - мечеть Аль-Муайяда.
Дверь мечети, очень красивая, отделанная металлическими пластинками, была перенесена сюда из мечети султана Хасана.
Мечеть Аль-Муайяда является типичным памятником мамлюкской архитектуры 15 века.

Мечеть Кайт-бея (1472-1474г.г.)

Большое строительство велось в Египте при султане Кайт-бее. В различных частях страны сооружались мечети, замки и дворцы султана, но особенно интенсивно застраивался Каир. В нём Кайт-бей воздвиг одно из самых блестящих своих сооружений - мечеть и мавзолей, предназначенный служить вечной усыпальницей владыке и прославлять в веках его имя.

К последнему периоду мамлюкской архитектуры относятся мечеть, медресе и мавзолей султана Аль-Гури, построенные в 1503 году на улице Аль-Муизз на месте соединения её с улицей Аль-Азхар.
У мечети три фасада. Наиболее важен - восточный, выходящий на улицу Аль-Муизз. Этот фасад сложен из камней двух цветов таким образом, что образуются широкие полосы, покрывающие всю поверхность стены.
Верхняя часть стены украшена узором, вырезанным, его орнамент столь тонок и нежен, что создаётся ощущение кружева, наброшенного на стену. Подобная изысканность и утончённость была присуща каирским мечетям последних мамлюкских правителей.

Мечеть Синан-паши (1571 г.)

В 1517 году Египет теряет свою самостоятельность и попадает под власть Османской Турции. Турецкие завоеватели принесли в Египет свой стиль архитектуры, отличный от египетской архитектуры предшествующего периода.
Типичный памятник архитектуры периода Оттоманской империи - мечеть Синан-паши, построенная в 1571 году.
Снаружи мечеть окружена открытыми к улице аркадами. Над мечетью вокруг центрального купола - маленькие плоские куполочки.
Белые отштукатуренные стены необычны для каирской архитектуры более раннего периода.
Мечеть Синан-паши, построенная в традициях константинопольской архитектуры в Каире выглядит грубоватой и чужеродной.

Мечеть Мухаммеда Али (1830-1848г.г.)

Алебастровая мечеть Мухаммеда Али, сооружённая в цитадели между 1830 и 1848 годами архитектором Юсуфом-Бохна, - яркий пример каирской архитектуры середины19 века Мечеть Мухаммеда Али - наиболее заметное здание Каира, его видишь одним из первых, когда приближаешься к городу. Мечеть построена по типу константинопольских мечетей и облицована алебастровыми плитами, по которым и получила название «алебастровая мечеть» Внутри мечети, которую венчает купол - диаметром 21 метр и высотой 52 метра находится гробница Мухаммеда Али. Во дворе мечети стоит башня с часами, подаренными французским королем Луи-Филиппом.

Мечеть Ар-Рифаи (1911г.)


Мечеть Ар-Рифаи - справа.

Об архитектурном облике мечетей начала ХХ века можно судить по мечети Ар-Рифаи. Строительство её было закончено в 1911 году.
Фасад мечети чрезвычайно красив.
Он облицован мрамором различных цветов и украшен прямоугольными нишами, внутри которых помещены арки, опирающиеся на колонны.
Мечетью ар-Рифаи может быть закончен обзор культовой арабской архитектуры Каира, ибо мечети, выстроенные позднее, сооружены в современном стиле и по своему облику мало чем отличаются от других общественных зданий города

Продолжение смотреть здесь:

http://egipetskoe-solnce.ru/?p=154
Приношу Вам свои извинения за ошибки в тексте этого сообщения. У меня нет права редактировать этот текст.

Эта старинная постройка дает прекрасное наглядное представление о распространенной когда-то архитектуре Халифата Аббасидов. Она возвышается на небольшом «Холме благодарения», к которому, по одной местной легенде, пристал после наводнения Ноев ковчег.

Попав сюда, вы сможете насладиться не только прекрасными особенностями древней архитектуры, но и взглянуть на уникальный для Египта минарет с внешней спиральной лестницей.

Условия посещения

Посетить эту колоритную достопримечательность, то вам потребуется соответствующе одеться и отнестись с уважением к местным культурным традициям, ни в коем случае не оскорбляя своим поведением жителей Каира.

Попасть сюда вы сможете в любой день недели, лишь за исключением особенно важных религиозных праздников. Приходить следует с 8:00 утра до 18:00 вечера. За вход с вас возьмут около 6 фунтов.

Интересные факты

  • Эта мечеть гораздо старше того города, в котором она располагается, так как к моменту ее постройки Каира еще не существовало.
  • Что интересно, дворец Ибн Тулуна, у которого она была построена, уже давно разрушен, а саму мечеть постоянно реставрировали местные жители, аккуратно сохраняя древний облик.
  • В те далекие времена, когда мечеть и дворец стояли совсем рядом, была оборудована специальная дверка в минбаром, через которую Ибн Тулун мог проходить на молитву практически прямо из своих покоев.
  • После самой первой реставрации мечети в 1177 году визирь Бадра аль-Джамаль оставил здесь камень, с надписью «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед - посланник Аллаха, Али - наместник Аллаха».
  • В период Средневековья, неподалеку от мечети было возведено несколько домов, из которых на сегодняшний день сохранилось только два, под названиями «Бейт Амна бинт Салим» («Дом Амны, дочери Салима») и «Бейт аль-Критлийя» («Дом критянки»).
  • По одной древней местной легенде, архитектором этой величественной мечети был пленный христианин, которого специально ради этого освободили из темницы.

Как добраться?

Самым лучшим и удобным решением добраться сюда будет организованный экскурсионный тур в сопровождении гида. В этом случае вас не только довезут до достопримечательности на автобусе, но и расскажут множество интересных историй, связанных с этим местом.

Однако вы всегда сможете воспользоваться услугами такси или арендовать автомобиль, добравшись сюда самостоятельно.

Также, если вы остановились на территории Каира, вы всегда сможете дойти сюда пешком, во время одной из неспешных прогулок по основным достопримечательностям города. Главное - не устраивать себе такой осмотр в жаркую и солнечную погоду без пары литров воды, головного убора и солнцезащитного крема.

Адрес: Каир, Египет

Сегодня в Каире достаточно мест, которые могут заинтересовать туристов и археологов. К их числу относится и величественная мечеть Ибн Тулуна. Она интересна не только, как архитектурное наследие, но и тем, что до наших дней является действующим домом молений.

Несколько слов об истории

В Каире насчитывается более пятисот таких мест. Тем не менее, ни одно из них не может сравниться с самой древней мечетью Ибн Тулуна, и в этом помогут убедиться туры в Египет. Благодаря своей строгой и сдержанной красоте она стала одним из выдающихся произведений арабской архитектуры Средневековья. Хотя многие историки указывают на ее сходство с Большой мечетью в Самарре, которая была возведена на тридцать лет раньше.
Интересен тот факт, что мечеть была построена в конце 9 века, еще до официального основания Каира. На одной из ее колонн есть плита с записью даты окончания строительства – 879 г. н.э.
Построил эту величественную мечеть Каира наместник Египта Ахмед Ибн Тулун. Согласно легенде на месте построения Авраам готовился принести своего сына в жертву.

Архитектура строения

Стены мечети Ибн Тулуна в Каире сделаны из обожженного кирпича и помазаны известью. На них нет никаких украшений и излишеств, как и большинство таких строений во всем Египте. Все сделано для того, чтобы ни что вокруг не могло отвлекать от молитв и созерцания.
Внешний вид мечети Ибн Тулуна напоминает прямоугольную крепость, окруженную глухой стеной, на которой имеется фриз из стрельчатых окон и арок. На фоне невысоких построек города Каира и характерных узких улочек эта крепость выглядела очень величественно. За двойной оградой скрывается квадратный двор (92*92 метра), на который можно пройти через одни из 20 ворот. Двор мечети окаймляют арочные галереи. В самом же центре расположен фонтан с каменным купольным павильоном, который был надстроен в 1296 году. На него нанесены слова из Корана, которые говорят о необходимости омовения перед молитвами.
Молитвенный зал расположен в южной стороне мечети Ибн Тулуна. Здесь насчитывается шесть ниш для моления (михраб). Одной из самых величественных считается ниша мечети, которая была спонсирована визирем фатимидского калифа.
В центре двора расположена деревянная скамья с мраморными колонками (дикка). Она используется для призывов на мольбу, пения и цитирования Корана.
С северной стороны ограды находится минарет мечети Каира. Он имеет вид каменного сооружения с внешней лестницей. На самом верху есть открытая площадка, с которой открывается прекрасный вид. Некоторые историки архитектуры выдвигают предположения, что минарет построен позже, чем мечеть Ибн Тулуна, как минимум на несколько столетий. Об этом говорит и его расположение, и внешний вид.
Рядом с молитвенным домом была построена площадка, на которой султан Ибн Тулун играл в шары. К ней выводят двое ворот: Врата Гарема и Врата Благородных. А вот через центральную арку мог проходить только сам султан и никто другой.
Очень долго мечеть Ибн Тулуна в столице Египта была своеобразным перевалочным пунктом многих паломников, которые шли из Западной Африки в Мекку, Иерусалим и Багдад. Святыню несколько раз восстанавливали. Впервые это произошло в 1177 году. Второй раз восстановительные работы и усовершенствования мечети Каира были сделаны по приказанию султана Даджина. Последний раз это произошло в 2004 году при поддержке египетского Высшего Совета.

В 876-879 годах султан Ахмед ибн-Тулун, первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов, основатель династии Тулунидов, построил в Каире, на холме Яшкур мечеть, получившую по имени правителя наименование мечети Ибн-Тулуна. Мечеть располагается между цитаделью и старым городом, позади нее находится дворцовый квартал - королевский дворец, многочисленные дворцы знати, сады и площади. Этот район носит название Харет Ибн-Тулун.

Сегодня мечеть Ибн-Тулуна является одной из самых древних мечетей арабского Каира. Она относится к типу "гамаиа", то есть предназначена для общественных молений. В свое время три главных мечети города - Ибн-Тулу-на, Ал-Азхар и Ал-Хакима - вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв все население города.

Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулу-на был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.

Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и не похож ни на один из других минаретов Каира. Мечеть Ибн-Тулуна окружает могучая стена с зубцами, очень напоминающая крепостную стену. Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.

Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92х92 метра, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора находится фонтан для омовения. В 1296 году над фонтаном был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек и был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен, нет мелких ненужных украшений. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.

Стены мечети и все архитектурные детали - арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы - покрывает стилизованный растительный узор, рельефный. Такое обилие орнамента не случайно: традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре - орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.

Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно перестраивался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то византийской эпохи времен императора Юстиниана.

Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама - в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой.

Рядом с построенной им мечетью, султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.