Льготные категории граждан в рф. Перечень льготных категорий граждан — порядок оформления соцподдержки

Ответ: Не только. Государственная социальная помощь (льгота) - это "предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров". Виды государственной социальной помощи поделены на:

    Социальное пособие - это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

    Набор социальных услуг - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Социальная доплата к пенсии - это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

    Социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

    Программа социальной адаптации - это разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Ответ: "Льготники" бывают двух видов: "Федеральные" и "Региональные". Чем они отличаются:

"Федеральные льготники " - к ним относятся согласно статье 6.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи":

    Инвалиды войны;

    Участники Великой Отечественной войны;

    Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

    Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

    Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

    Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

    Инвалиды;

    Дети-инвалиды.

"Региональные льготники " - перечень категорий граждан определяется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно (статья 5.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи"), которая гласит: "органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий ."

Ответ: Отличий несколько:

    Перечень категорий граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе является "закрытым", а перечень категорий граждан по региональной льготе может изменяться.

    Федеральные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из "федерального бюджета". Это значит что приобретенный для федеральных льготников "анальгин" (условно) будет распределяться только среди федеральных льготников. Отпуск "анальгина" (условно), приобретенного для федеральных льготников, распределению среди региональных льготников запрещен.

    Региональные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из "регионального бюджета". Это значит что приобретенный для региональных льготников "аспирин" (условно) будет распределяться только среди региональных льготников. Отпуск "аспирина" (условно), приобретенного для региональных льготников, распределению среди федеральных льготников запрещен.

    Денежные средства, направляемые для обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан по "федеральной льготе" и "региональной льготе" отличаются.

Ответ: Чтобы стать "федеральным льготником" Вам необходимо:

    Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе, то Вам придется еще сходить в территориальное отделение Пенсионного Фонда. В Пенсионном Фонде Вы должны будете написать заявление установленного образца с предоставлением копий следующих документов: паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионное удостоверение), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи. Пенсионный Фонд после рассмотрения Вашего заявления (в случае положительного ответа) должен выдать Вам справку о том, что Вы начиная с определенной даты имеете право на получение государственной социальной помощи. Это будет Вашим основным документом с которым Вам будет необходимо являться ежемесячно в свою поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) для получения "льготных рецептов", дающих право после их выдачи получить в аптечной организации лекарственного препарата или изделия медицинского назначения (ИМН).

Ответ: Чтобы стать "региональным льготником" Вам необходимо:

    Сходить в Вашу поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) и задать своему лечащему врачу вопрос "Могу ли я рассчитывать на получение государственной социальной помощи, согласно Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.?"

    Если врач Вам даст положительный ответ, то Вам придется уточнить к какой "виду льготников" Вы будете относиться?

    Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по региональной льготе, то "поход в Пенсионный фонд" не требуется. По предъявлению паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионного удостоверения), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи, Вам оформят это право в Вашей поликлинике.

    Финалом оформления Вашего права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в Вашей "амбулаторной карте".

Ответ: Прямого запрета получать государственную социальную помощь по "федеральной льготе" и по "региональной льготе" в законодательстве РФ не существует. А все, что не запрещено законом, то...


По всей стране действует единый закон об оказании государственной поддержки. Список преференций значительно широк, но доступны они не всем гражданам. Зачастую у людей возникает вопрос о том, в чём разница между региональными и федеральными льготниками. Разница на самом деле имеется – первым и вторым полагается различный перечень льгот. Рассмотрим кто относится к федеральным льготникам в 2019 году.

Федеральные льготники – кто к ним относится

Прежде чем разбираться в том, какие льготы полагаются отдельным категориям граждан, давайте выясним, кого на законодательном уровне принято относить к федеральным льготникам:

  • детей с инвалидностью;
  • инвалидов всех групп;
  • участников Великой Отечественной Войны, включая трудящихся, обеспечивавших работоспособность систем ПВО и строительных прифронтовых объектов;
  • героев РФ, СССР, кавалеров Ордена Славы;
  • бывших военных, побывавших в плену у врага в период Второй Мировой Войны;
  • пострадавших и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • членов семей умерших ветеранов войны;
  • ветеранов войны;
  • жителей блокадного Ленинграда.

Чем отличаются федеральные льготники от региональных

Рассмотрим основные отличия федеральных льготных категорий граждан от региональных:

Федеральные Региональные
Льготы финансируются из государственного общероссийского бюджета Финансирование льгот производится за счёт регионального бюджета
При принятии финансовой и натуральной помощи на федеральном уровне невозможно претендовать на меры поддержки, предоставляемые в регионах При оформлении региональных льгот нельзя оформить федеральные преференции
Льготы могут быть оформлены только в согласии с федеральными законодательными актами, действующими на территории всей страны Льготы предоставляются в соответствии с законами субъектов и не согласуются с Правительством России

Льготы инвалидам и детям с инвалидностью

  • инвалиды, которым была присвоена недееспособные I и II группа или трудоспособная III группа;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды детства.

По форме предоставления выделяют следующие льготы:

  • в денежном виде (например, налоговые);
  • в натуральной форме (например, проездной билет в общественном транспорте, бесплатные лекарства, бесплатное предоставление продовольственных товаров);
  • в виде моральной поддержки (обслуживание без очереди в поликлиниках, кассах, магазинах и иных заведениях).

По периодичности предоставления льготы можно разделить на следующие категории:

  • те, что предоставляются на протяжении года (как бесплатный проездной на городской транспорт);
  • те, что начисляются каждый месяц (как скидка в размере 50% на оплату услуг ЖКХ);
  • разовые виды помощи (внеочередное подключение городского телефона).

Чтобы доказать наличие права на льготы по инвалидности, необходимо предоставить в Пенсионный Фонд заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы.

Льготы по инвалидности предоставляются в зависимости от категории, к которой принадлежит инвалид:

  • инвалиды, которым группа инвалидности была присвоена после происшествия на ЧАЭС;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды детства;
  • бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами в период несения службы.

Ветераны войны и жители блокадного Ленинграда

Ветераны войны имеют право на освобождение от уплаты имущественного налога в отношении одного объекта недвижимости, а в некоторых регионах они могут не уплачивать также земельный и транспортный налоги.

  • различные меры социальной поддержки;
  • возможность получения бесплатной квартиры по установленным законом нормативам жилой площади – 36 м2 для льготника и по 18 м2 на каждого члена семьи, проживающего с ним;
  • возможность оформления ЕДВ, дополнительного денежного обеспечения, нескольких видов пенсионных выплат одновременно – по старости или инвалидности.

Что касается мер социальной помощи, их перечень практически одинаков для всех льготных категорий граждан:

  • определение в дом престарелых без очереди в случае возникновения необходимости;
  • бесплатная социальная помощь на дому;
  • обслуживание без очереди в поликлиниках, кассах, магазинах;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью до 35 дней в любое удобное время без учёта графика отпусков;
  • бесплатное протезирование, в том числе зубное;
  • бесплатные лечебные процедуры в районных поликлиниках;
  • внеочередное подключение городского телефона;
  • скидка в размере 50% от стоимости услуг коммунальных служб.

Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС

Для ликвидаторов аварии на ЧАЭС и граждан, пострадавших от её последствий, предусмотрен следующий ряд льгот:

  • разовое пособие при условии наличия инвалидности;
  • скидка в размере 50% на оплату счетов от коммунальных служб;
  • ежегодная выплата в качестве компенсации за непоправимый вред здоровью из-за последствий аварии на Чернобыле;
  • ежемесячная денежная компенсация на покупку продуктов питания льготнику и его детям в возрасте до 14 лет.

Зачастую ликвидаторам аварии на ЧАЭС присваивается инвалидная группа, и в этом случае им будет полагаться набор дополнительных льгот:

  • зачисление детей в ДОУ без очереди (в случае, если и мать, и отец относятся к льготной категории граждан);
  • доплата, связанная с понижением по должности на работе, которое произошло из-за инвалидности или ухудшения здоровья;
  • принятие в жилищные и иные кооперативы без очереди по просьбе льготника;
  • выплата пособия по безработице в сумме 100% среднемесячного дохода на последнем месте работы;
  • предоставление дополнительного неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 14 дней;
  • предоставление жилого помещения или субсидии на улучшение жилищных условий.

Социальная поддержка иных федеральных льготников

Среди льгот, предоставляемых всем прочим льготным категориям граждан, о которых мы не упоминали выше, можно обозначить:

  • возможность оформления ЕДВ, выплат по инвалидности, компенсаций за путёвку в санаторно-курортное учреждение и за билет на ж/д транспорт до места лечения (монетизация льгот);
  • бесплатное оказание медицинской помощи в муниципальных поликлиниках, безвозмездное протезирование (кроме протезирования зубов);
  • постановка в льготную очередь на предоставление бесплатной квартиры, скидка в размере 50% на оплату счетов за коммунальные услуги, внеочередное подключение городского телефона.

Основные виды предоставляемых льгот

Мы уже упоминали о том, что федеральным льготникам полагаются следующие виды льгот:

  1. Социальный набор услуг:
    • проездной билет на городской транспорт, включая пригородный;
    • путёвки в санаторно-курортные учреждения и бесплатный проезд на ж/д транспорте до места лечения;
    • специализированное питание для детей с инвалидностью;
    • бесплатное предоставление медикаментов из утверждённого перечня или продажа их со скидкой (по рецепту врача).
  2. ЕДВ , зависящий от категории льготника и набора социальных услуг, от которых он отказался в пользу денежной компенсации. Величина ЕДВ составляет 2,4 – 4,8 тысяч рублей.
  3. ДЕМО (дополнительное материальное обеспечение) в размере:
    • 1 тысячи рублей для участников Великой Отечественной Войны;
    • 500 рублей для военных, их вдов и жителей блокадного Ленинграда.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ Определение федеральных льготников, перечень предоставляемых им льгот
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ О льготах для детей-инвалидов и инвалидов
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 О льготах для ликвидаторов аварии на ЧАЭС
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5 О льготах для ветеранов

Типичные ошибки

Ошибка: Пенсионер, принадлежащий к льготной категории граждан, оформив региональные льготы, претендует также на получение федеральных льгот.

В каждой стране есть свои льготные категории граждан. Они имеют особые права на поддержку от государства. Например, на бесплатное обеспечение лекарствами или дополнительные денежные выплаты. Что можно сказать о России в отношении данного вопроса? Кого относят к льготным категориям населения? Какой тип поддержки можно получить в том или ином случае? Где и как оформляются льготы? На самом деле разобраться во всем этом не так уж и трудно. Сложнее запомнить, какие бонусы положены льготникам. Очень часто список оных огромен.

Полный перечень

На самом деле льготников в России больше, чем может показаться. Далеко не всем известно, в каких случаях у граждан есть особые права на социальную поддержку. Сейчас вниманию будет представлен приблизительный перечень льготных категорий граждан. Иногда следует учитывать регион проживания человека - где-то бонусы от государства тем или иным слоям населения даются, где-то нет. Поэтому вопрос требует досконального изучения.

  • детей до 3 лет;
  • детей-инвалидов;
  • взрослых-инвалидов;
  • пенсионеров;
  • военных;
  • многодетные семьи;
  • нуждающихся;
  • безработных;
  • молодые семьи;
  • доноры;
  • ВОВ).

Также к льготникам часто относят нетрудоспособных граждан, иждивенцев, потерявших кормильца, вдов военных. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за малышом, а также беременные тоже иногда имеют особые права.

Дети

Социальная защита населения - это ответственность, которая числится за каждым государством. Оно должно как-то помогать тем, кто живет в пределах той или иной территории. Уже было сказано, что у каждой категории лиц есть свои собственные льготы и бонусы от государства. Но какие именно? Обо всех немного по порядку.

Маленькие дети имеют особые права в России. Они могут ездить бесплатно на общественном транспорте, если не занимают отдельного места. Школьники при наличии соответствующего удостоверения способны покупать билеты по заниженной цене.

Также в России предусмотрено льготных категорий граждан. Дети до трех лет включены в этот список. Правда, далеко не все лекарства выдаются бесплатно. Точный перечень рекомендуется узнавать в поликлинике по месту жительства, в которой прикреплен ребенок. По определенному рецепту многие лекарства детям выдаются бесплатно. Либо продаются со скидкой в той или иной степени.

Дети-инвалиды могут получить специальную пенсию. Для этого достаточно родителям обратиться в так называемую социальную службу с определенным перечнем бумаг. А именно с:

  • заявлением;
  • паспортом законного представителя;
  • реквизитами банковского счета;
  • свидетельством о рождении ребенка и о заключении брака, если есть;
  • справками о здоровье несовершеннолетнего;
  • СНИЛСами законного представителя и малыша.

Ветераны

Социальная защита населения крайне важна. Следующая категория граждан, которым в России положены определенные льготы, - ветераны. Причем любые. Основной перечень льгот и социальной поддержки, как и в большинстве случаев, регулируется на региональном уровне. Поэтому точный список возможностей тех или иных льготников нужно уточнять в каждом городе.

Ветераны имеют право на:

  • лекарственное обеспечение;
  • получение протезов (за исключением зубных);
  • медицинское обслуживание без очереди (бесплатное);
  • дополнительные надбавки к пенсии;
  • налоговые вычеты;
  • освобождение от уплаты налогов на имущество и транспорт (не всегда);
  • бесплатный проезд на общественном транспорте (не на всем и не везде);
  • скидки на лекарства в аптеках;
  • скидку на услуги ЖКХ в 50%;
  • установку домашнего телефона вне очереди;
  • компенсацию затрат на ритуальные услуги (выплачивается близким).

Некоторые ветераны имеют право на получение бесплатного жилья или участка. Например, такая возможность числится за гражданами-героями РФ и СССР. Остальным ветеранам придется обеспечивать себе жилье на общих условиях. Вот такая социальная защита населения предусмотрена в России. Но это еще не все!

Многодетные

Дело все в том, что у каждой категории населения есть свои собственные бонусы от правительства. Что положено многодетным? Такие люди долгое время могут получать разнообразные типы поддержки. Начиная с пособий и выплат и заканчивая обеспечением жилья.

Многодетностью считается наличие в семье от трех несовершеннолетних детей. Причем неважно, усыновленных или родных. Главное, что в ячейке общества на законных основаниях воспитываются несовершеннолетние.

Граждан в основном везде имеют разные бонусы. У многодетных их практически столько же, сколько у ветеранов. Причем они везде одинаковые. Независимо от региона проживания многодетные семьи имеют право на:

  • обеспечение лекарствами;
  • выплаты, положенные на детей до 16 лет;
  • все стандартные пособия за рождение малышей;
  • бесплатные места в детских садах;
  • бесплатное питание в учебных заведениях;
  • обеспечение школьной формой и некоторыми школьными принадлежностями;
  • получение материнского капитала (Федерального и регионального);
  • бесплатное обеспечение жильем;
  • получение земельного участка в регионе проживания на бесплатной основе в собственность;
  • пособия к 1 сентября;
  • возможность посещения детьми бесплатно музеев раз в месяц (иногда больше).

Вообще сейчас в России стараются как можно больше поддерживать многодетные семьи. Поэтому таким гражданам выплачивают пособия, зависящие от количества несовершеннолетних в ячейке общества. Также все семьи с детьми могут получать налоговые вычеты.

Взрослые инвалиды

На что могут претендовать инвалиды, которым уже есть 18 лет? Многое зависит от группы инвалидности. Но в целом социальная защита населения, относящегося к данной категории, схожа.

Совершеннолетние инвалиды получают льготы при поступлении в вузы. Также им могут назначать повышенные стипендии. У данной категории населения в обязательном порядке предусматривается выплата пенсии. Размер ее зависит от группы инвалидности.

При необходимости гражданам предоставляют бесплатное лечение, лекарства, реабилитационные приспособления, протезы. Либо предлагается выплатить компенсацию за все перечисленные ранее покупки.

На работе инвалидам обязаны предоставить подходящие условия труда, работать в ночные смены им нельзя, сверхурочно - только по личному согласию. Сокращенная рабочая неделя и тоже предусматриваются законом.

Зачастую граждан льготных категорий предусматривает предоставление жилья или участка. Инвалиды тоже относятся к основным претендентам.

Безработные и нуждающиеся

Льготные категории граждан в Москве и других городах зачастую получают определенные пособия и выплаты. Они положены также безработным и нуждающимся людям. Только первой категории лиц - определенное время. А именно около 12 месяцев. Все зависит от ситуации.

Чтобы получать денежные средства, безработные должны встать на учет в центре занятости населения. При этом они будут получать А вот нуждающиеся на данную выплату не претендуют, если у них есть работа. Зато можно обратиться в службу социальной поддержки населения и получать пособия и надбавки. Также нуждающимся будут помогать в Достаточно собрать определенный перечень документов, который доказывает нужду.

Безработные не могут получать бесплатно землю, зато им помогают с поиском работы - центр занятости будет предлагать разнообразные вакансии тем, кто числится как человек, не выполняющий трудовые обязательства.

Пенсионеры

Льготные категории граждан везде разнообразны. В России вечными льготниками считаются пенсионеры. Зачастую они сочетают еще статус инвалидов, а также нуждающихся. Какие меры социальной поддержки к ним применяются?

В основном от государства людям, достигшим пенсионного возраста, полагаются:

  • пенсионные выплаты (даже работающим гражданам);
  • возможность бесплатного проезда на общественном транспорте или приобретение билета со скидкой;
  • льготная оплата коммунальных услуг (в отдельных случаях);
  • право бронирования билетов на электричке (льготные категории граждан в Москве, особенно пенсионеры, имеют возможность заказа билета за 10 суток);
  • освобождение от имущественных налогов;
  • снижение транспортного налога или полное его отсутствие;
  • установку телефона в доме (стационарного);
  • бесплатное обеспечение лекарствами (в некоторых случаях).

Военнослужащим положены выплаты за выслугу лет. Вдовам военных (даже не пенсионного возраста) до вступления в новые официально зарегистрированные отношения - пенсия.

Беременные

Что получают дети льготной категории населения, понятно. А как быть беременным и матерям с малышами? Это тоже своеобразные льготники, хоть и в меньшей степени.

Среди возможностей, предоставляемых девушкам в "интересном" положении, выделяют право беспрепятственного трудоустройства с отсутствием испытательного срока. Работодатели не имеют никакого права на увольнение таких женщин.

Социальная поддержка населения в отношении беременных выражается в виде разнообразных выплат и пособий, как и в большинстве случаев. Здесь неработающие женщины обращаются в социальные службы за:

  • пособием по уходу за малышом до полутора лет;
  • единовременной выплатой за рождение;
  • пособие до 3-летнего возраста ребенка (не везде);
  • губернаторские и региональные выплаты.

Куда обращаться за льготами

Список льготных категорий граждан уже известен. Некоторые бонусы от государства для тех или иных случаев - тоже. А где их получать? Основным обеспечением социальной поддержкой занимается так называемая социальная служба. В ней каждый может узнать о положенных льготах и получить некоторые выплаты.

Но не все бонусы оформляются здесь. Сейчас их можно получить в:

  • больницах;
  • школах;
  • садиках;
  • городской администрации (обычно по вопросам обеспечения землей или жильем);
  • пенсионном фонде (оформляются пенсии);
  • службе одного окна или в МФЦ;
  • через сайт "Госуслуги".

Заключение

Теперь понятно, какие есть льготные категории граждан в России. На самом деле все просто - точная информация о льготниках и бонусах, которые им положены, уточняется в социальной службе. Здесь, как уже было сказано, оформляются некоторые пособия и денежные выплаты.

Льготников в России много. Но всем предоставляется помощь в тех или иных размерах. Чаще всего люди не подозревают о положенных им льготах. Следует помнить, что социальная поддержка населения - это ответственность государства, которую правительство взяло на себя.

Хотелось бы выделить особую категорию участников жилищных правоотношений - отдельные категории граждан.

Понятие отдельных категорий граждан не новое для законодательства Российской Федерации, вместе с тем в теории права данная категория субъектов не достаточно изучена. Отдельные категории граждан - понятие сложившиеся в праве социального обеспечения. Вместе с тем для жилищного права данные субъекты имеют огромное значение.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан известно различным правовым системам. Так, в настоящее время во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья, которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия. Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья. Во Франции существует Закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье. Следует отметить, что во Франции на приобретение жилья и его бесплатное (льготное) содержание ежегодно выделяется 1,9% ВВП. По действующему законодательству в каждой комплексной застройке должно выделяться как минимум 20% под социальное жилье. Согласно новому законопроекту с конца 2008 г. наиболее нуждающиеся категории - собственно бездомные, а также низкооплачиваемые работники и матери-одиночки - смогут добиваться предоставления жилья через суд. С начала 2012 г. такое же право получат те, кто живет в ветхом и неприспособленном жилье. Благодаря такой законодательной инициативе право на жилье во Франции окажется на одном уровне с правами на другие формы государственного социального обеспечения, такие как образование и здравоохранение. Аналогичное право в мире предусмотрено пока только в Шотландии, где в 2003 г. был принят Акт о бездомных. Однако из проекта закона остается неясным, в каких именно судах можно будет требовать предоставления жилья и кто конкретно в конечном счете будет обязан обеспечивать им нуждающихся Дышекова А. М. Государство и современное ипотечное кредитование // Общество и право. 2010. № 1. С. 31..

Так, согласно Закону об основах социального обслуживания к подобным категориям относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные несовершеннолетние; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; граждане без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического и психического насилия, и проч.

В дополнительной помощи нуждаются молодые семьи, молодые ученые, семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждане РФ, постоянно работающие на комплексе "Байконур" и подлежащие отселению; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; вынужденные переселенцы Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. М., 2009. С. 2..

Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих других его положений.

Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья.

В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир.

Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов.

Время новоселья будет определяться не многими годами ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут

обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда. Эмоциональная оценка приведенных рассуждений может быть различной, однако необходимо признать, что они объективно отражают существующую в современной России экономико-правовую реальность.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Кодекса. Согласно ч. 3 ст. 49 Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах и указах Президента РФ, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 49 Кодекса нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(14). Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ", который применяется в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. N 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями*(15). Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 г. N "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"*(16). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим. Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это – существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным "пробелом" в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. N 17*(18) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина- заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином- заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином- заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством: в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: – , компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров: – ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

Стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; – пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ежемесячное пособие на ребенка; – ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; – ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; – ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства:

Ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте "д", и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся: – доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества ( , домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств; – доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются: – денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в п. 3.6 данных Методических рекомендаций), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; – единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; – оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; – материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; – доходы от занятий ской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства: – доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций; – , получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином заявителем; – проценты по банковским вкладам; – наследуемые и подаренные денежные средства: – денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в Постановлении Правительства РФ от 20.08.2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи": а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг); б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг); в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

г) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного; д) денежные средства из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях; е) доходы, полученные от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; ж) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных; з) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(19); – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "*(20); – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(21); – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(22); – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; и) суммы предоставленной государственной социальной помощи. При принятии закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан не рекомендуется включать:

Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; – компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(23); – пособия на погребение, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"*(24): ежегодные компенсации и разовые (единовременные) пособия, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС"; – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "; – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из дохода семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется исключать суммы уплачиваемых алиментов. Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса. Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 49 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Напомним, что по общему правилу участниками жилищных отношений могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства

(см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего российских граждан.

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись