Линейный корабль — Дредноут. Топ самых мощных линкоров второй мировой войны

Те, кто следят за военными аспектами деятельности на море, наверняка знакомы с группой людей, ратующих за возвращение в состав американских ВМС линейных кораблей.

Они выдвигают примерно следующие аргументы: четыре оставшихся со времен Второй мировой войны линкора класса «Айова» дешевы в эксплуатации, они дешевле строительства новых кораблей, и они имеют мощное и столь необходимое для американских ВМС вооружение (гигантские пушки калибра 406 мм - это диаметр снаряда, а не длина ствола).

(Красочный фильм 2012 года «Морской бой» способствовал возобновлению призывов расконсервировать большие корабли, поскольку там показано, как славный линкор «Миссури» возвращается к жизни и вступает в сражение с морскими пришельцами.)

Прежде чем с фактами в руках показать, почему возвращение кораблей класса «Айова» не имеет смысла, давайте совершим краткую экскурсию в историю.

Бронированные корабли броненосцы (предшественники линкоров) вошли в популярную американскую культуру в 1862 году, когда произошло морское сражение с их участием. В этой битве принимали участие броненосец Союза «Монитор» и бронированный корабль Конфедерации «Вирджиния» (который иногда называют «Мерримак»).

Артиллерийская дуэль закончилась вничью, но она подчеркнула усиление европейской тенденции, которая сочетала в корабле паровую машину (освобождавшую военно-морские силы от тирании капризного ветра) и тяжелую броню для защиты корабля и экипажа.

Французские броненосцы вели огонь по русским артиллерийским позициям во времена Крымской войны. Французы и королевские ВМС Великобритании стали строить бронированные корабли с началом гражданской войны в США.

В начале 20-го столетия бронированные корабли с пушками все большего калибра стали олицетворением военной мощи государств на международной арене.

Прошло всего 44 года с тех пор, как «Монитор» и «Вирджиния» лупцевали друг друга снарядами на Хэмптонском рейде, и вот королевские ВМС в 1906 году приняли в свой боевой состав первый современный линейный корабль под названием «Дредноут».

«Дредноут» обладал высокой скоростью, имел большой запас хода и выходил в море, ощетинившись стволами 305-миллиметровых орудий, способных пробивать дыры в бортах других бронированных кораблей. Этот корабль закрепил определение линкора как боевого корабля с очень большими орудиями и очень мощной броней. (Современные морские корабли сложно назвать линкорами, так как у большинства из них нет ни орудий большого калибра, ни брони, удовлетворяющей вышеуказанному определению, хотя они являются боевыми кораблями и участвуют в боевых действиях.)

Технические успехи королевского флота Британии подтолкнули и другие промышленно развитые морские державы к строительству более крупных, более быстроходных и более смертоносных кораблей класса линкоров.

Легендарное морское сражение времен Первой мировой войны, каким стала Ютландская битва в Северном море между флотами Британии и Германии, было не первым поединком между линкорами. Но оно больше всех остальных определило ту эпоху как эру линейных кораблей.

В то время корабли должны были располагаться в пределах прямой видимости по отношению к цели, и им приходилось держаться близко друг к другу, поскольку радиосвязь в то время была недостаточно надежной и не обеспечивала взаимодействие выстроившихся в боевой порядок десятков кораблей.

В Ютландском морском сражении не было однозначного победителя. Но оно показало и немцам, и королевскому флоту, насколько быстро развивается техника, как стремительно устаревают довольно современные корабли с появлением новых видов брони, оружия и двигательных установок.

Размеры, численность экипажей и скорость хода линкоров и им равных боевых кораблей увеличивались вплоть до Второй мировой войны, когда в истории линкоров наступил пик.

О линкорах класса «Айовы» и прочих боевых кораблях такого типа следует говорить как о наилучшем техническом отражении многовекового опыта войны на море, который требовал от кораблей ведения боевых действий на небольшой дистанции. А потом произошел очередной скачок.

Появились два важных технических новшества, которые предопределили закат линкоров: средства дальнего контроля и авианосцы.

Нападение на Перл-Харбор и битва за Мидуэй строились на концепции применения палубной авиации, размещавшейся на авианосцах. В сражении у атолла Мидуэй площадь, на которой развернулись боевые действия, была в несколько раз больше, чем пространство Ютландского сражения. Крупные морские баталии того времени не были прямыми столкновениями кораблей; они велись при помощи авиации, дальность действия которой многократно превышала дальность стрельбы имевшихся корабельных орудий.

Вторая мировая война дала флотам мира ускоренный курс подготовки к следующей фазе морских сражений. Острым концом копья в этих сражениях становились самолеты, управляемые системы вооружений (ракеты и торпеды), а также подводные лодки - но не корабельные артиллерийские установки. Это в основном положило конец применению линкоров в открытом океане.

Однако американские линейные корабли сохранили свою пригодность и полезность еще на несколько десятков лет.

406-миллиметровые орудия четырех кораблей класса «Айова» оставались высокоэффективным средством дальнего огневого воздействия морской артиллерии по береговым целям. Имея дальность стрельбы более 30 километров, эти линкоры могли вести загоризонтный огонь, оказывая поддержку сухопутным войскам, действовавшим на берегу. Делали они это вплоть до 1990-х годов, когда прошла операция «Буря в пустыне» (правда, с несколькими перерывами, когда линкоры на несколько десятков лет ставили на консервацию).

В 1992 году четыре американских линкора были списаны окончательно и со временем превратились в корабли-музеи («Миссури» стоит в Гонолулу, «Айова» в Лос-Анджелесе, «Нью-Джерси» в городе Кэмден, штат Нью-Джерси, а «Висконсин» в Норфолке, штат Виргиния).

В качестве основного аргумента в пользу линкоров и их возвращения в боевой состав флота сторонники этих кораблей выдвигают роль корабельной артиллерии.

В их доводах есть определенный смысл. Американская морская пехота давно уже просит усилить корабельное огневое обеспечение войскам, действующим на берегу.

В данный момент ВМС откликнулись на эту просьбу созданием футуристического эсминца с ракетным вооружением «Зумвалт». Его особенностью являются спаренные артиллерийские установки калибра 155 мм, из которых ведется стрельба управляемыми снарядами на расстояние, в четыре раза превышающее 32-километровую дальность стрельбы из 406-миллиметровых орудий старых линкоров.

ВМС строят всего три эсминца класса «Зумвалт» в связи с решением Пентагона о том, что они при их стоимости более 3 миллиардов долларов за штуку слишком дороги.

Но «Айова» не удовлетворяет потребностям флота по двум основным причинам (хотя таких причин множество): это люди и «глупое» оружие (в отличие от «умных» или управляемых систем вооружений).

Люди - это самый дорогостоящий материал для военных, и в ВМС ведется целая кампания по сокращению численности экипажей. Для эсминца класса «Зумвалт» требуется экипаж менее 150 человек, в то время как численность экипажа «Нью-Джерси» по состоянию на 1992 год составляла почти 2000 человек. Ни один корабль в составе ВМС США даже приблизиться не может к такой численности, за исключением авианосцев класса «Нимиц», у которых экипаж составляет около 3200 человек).

Но еще важнее другое. Снаряды у линейных кораблей неуправляемые. Даже при наличии талантливого наводчика точность главного калибра у линкора на расстоянии девяти миль при стрельбе по кораблю противника размером с линкор составляет около 32 процентов, о чем свидетельствуют данные научного исследования военно-морского колледжа США, проведенного в годы Второй мировой войны.

Если говорить о стрельбе по наземным целям, это будет означать, что снаряды главного калибра падают на расстоянии в несколько сотен метров от предполагаемой точки попадания.

(Справедливости ради надо сказать, что в 1980-х и в начале 1990-х, когда жизнь линкоров класса «Айова» близилась к закату, их орудия были оснащены радиолокационными установками, что позволило увеличить точность стрельбы. Испытания в небоевых условиях продемонстрировали попадание в пределах 135 метров от цели при дальности стрельбы в 30 километров.)

В современную эпоху с ее управляемыми системами вооружений такой предел ошибки старых 406-мм орудий слишком велик, и он не оправдывает тех расходов, которые повлечет за собой расконсервация линкоров и возвращение их обратно на морские просторы.

Конечно, есть и масса других проблем, из-за которых возвращение в строй линкоров класса «Айова» является делом непрактичным. Это запасные части, обучение, обслуживание, ремонт и так далее.

К моменту списания великолепной четверки "Айов" (1990-92 гг.) эпоха капитальных кораблей уже давно пылилась на полках архивов и стендах военно-морских музеев. Последний артиллерийский бой между бронированными монстрами случился 25 октября 1944 г., когда японский "Фусо" попал под шквальный огонь с пяти американских линкоров в проливе Суригао. В европейских водах все закончилось еще раньше, зимой 1943 г., когда в бою у м. Нордкапп был потоплен немецкий "Шарнхорст". Впоследствии капитальные корабли еще привлекались к обстрелам побережья, но уже никогда более не вступали в схватки друг с другом.


Завершение эпохи линейных кораблей пришлось на конец Второй мировой, когда стало понятно, что большие пушки проигрывают по эффективности авиации и подводному флоту. Не выдержав конкуренции, огромные дорогие линкоры постепенно исчезли со стапелей, а вместо них появились... Оп-па! И далее следует немая сцена.

За первое послевоенное десятилетие флот самой богатой державы (США) пополнился всего парой десятков новых эсминцев. Просто ничто на фоне темпов предыдущего десятилетия, когда янки строили по нескольку сотен боевых кораблей в год! Со стапелей были сняты четыре полуготовых линкора. Были пущены на слом десятки строящихся крейсеров. Строительство суперавианосца "Юнайтед Стейтс" было прекращено спустя 5 дней после его закладки.

Закономерный результат сокращения военного бюджета, связанный с прекращением боевых действий.

Разгромленным Германии и Японии было не до флота. Некогда сильнейшие игроки выбыли из игры, надолго утратив свои военно-морские амбиции.

Жизнерадостные итальянцы находились в глубокой депрессии. По итогам войны "макаронникам" разрешили сохранить пару ржавых дредноутов, но милость к побежденным выглядела жестокой насмешкой. Все более-менее современные корабли победители забрали себе (небезызвестный л/к "Джулио Чезаре", ставший впоследствии "Новороссийском").

Старый британский лев свалился с мирового пьедестала, уступив место новым сверхдержавам. Последний линкор Её Величества "Вэнгард" был заложен в 1941-ом и доведен до ума лишь к 1946 году, с использованием башен и орудий, ржавевших на складе с 1920-х годов. Грустно и смешно.

Французский флот выглядел на удивление неплохо (на фоне того, что пришлось пережить французам). После войны в боевой состав вернулась пара восстановленных линкоров (тип "Ришелье"), которые прослужили еще 20 лет, периодически участвуя в колониальных войнах по всему свету. Впрочем, о постройке новых кораблей такого класса и размера не могло идти и речи.


Линкор "Жан Бар". Начало 60-х гг.


Единственный, кто развернул после войны массовое строительство боевых кораблей, был Советский Союз. Зачем? По прошествии лет ответить сложно. Корабли строились по заведомо устаревшим проектам конца 30-х гг., с архаичными механизмами и . Противостоять военно-морским силам "вероятного противника" они категорически не могли.

Официальная идея заключалась в поддержании судостроительной промышленности и скорейшем насыщении флота кораблями основных классов. Так или иначе, результаты оказались впечатляющими: с 1948 по 1953 гг. флот пополнился 5 легкими крейсерами и 70-ю эсминцами (тип 30-бис). За последующие несколько лет в строй вступили еще 14 крейсеров пр. 68-бис, ставшие последними в мире артиллерийскими кораблями. И, разумеется, какой настоящий флот мог бы обойтись без линкоров!

В планах была обозначена постройка трех капитальных кораблей типа "Сталинград" (тяжелый крейсер проекта 82). Последние представляли собой быстроходные линейные крейсера с девятью орудиями калибра 305 мм и совсем не крейсерским водоизмещением в 43 тыс. тонн. С технической стороны, они приближались по размерам, но значительно уступали зарубежным ЛК военных лет по защищенности и вооружению. Фактически, "Сталинграды" устарели еще за 10 лет до своей закладки.


Модель ТКР "Сталинград"


Конечно, с позиций наших дней всё кажется иначе. Начиная с середины века, ВМС США начали массовый вывод из состава флота представителей эпохи "пушек и брони" с их последующей заменой на маленькие безбронные корабли с ракетным оружием. Наше отставание могло превратиться в преимущество!

Что могло бы случиться, если бы к началу 1980-х гг., где-нибудь на резервной стоянке в заливе Стрелок, обнаружился бы поржавевший бронированный остов линейного крейсера "Сталинград"? Пройдя модернизацию с установкой современных зенитных систем и ракетного оружия, подобный "монстр" мог представлять реальную угрозу для военно-морских сил стран НАТО.


Тотальная модернизация линкора "Айова", 1984 год

Его толстая "шкура" не пробивалась никакими из существующих противокорабельных ракет. Применение по нему бомб большого калибра требовало сперва подавления его ПВО - дело возможное, что чрезвычайно длительное и затратное. В то же время его собственный ударный потенциал не имел аналогов в мире. Современное ракетное оружие, усиленное мощью дальнобойных автоматизированных "двенадцатидюймовок"! Удары по морским и наземным целям, огневая поддержка десантов, обеспечение ПВО эскадр на морских переходах, флагманские и дипломатические функции...

Но довольно сладких грез! В то время на боевое дежурство уже начали заступать атомные подводные лодки. ВМФ СССР требовались совсем другие корабли для адекватного противостояния угрозам нового времени.. Многочисленные БПК, вертолетоносцы и собственный атомный подводный флот, не уступающий по численности АПЛ "вероятного противника"... Весной 1953-го, сразу после смерти И.В. Сталина, строительство тяжелого крейсера "Сталинград" было прервано при готовности 18%. Два других корпуса, находившихся в еще более низкой степени готовности, постигла аналогичная судьба.

Развязка. Когда исчезли линкоры?

Распространенная точка зрения ("капитальные корабли устарели к середине 40-х гг.") не является верной! На это указывает факт прекращения строительства кораблей ВСЕХ основных классов с окончанием Второй мировой войны. Единичные эсминцы и подлодки экспериментальных серий - и ни одного боевого корабля крупнее 5 тыс. тонн!

Конечно! Это было очевидно с самого начала нашего разговора. Поршневая авиация военных лет не могла представлять серьезной угрозы бронированным монстрам. Легкие победы в Таранто и Перл-Харборе - не аргумент. В обоих случаях флот был застигнут на якоре врасплох, став жертвой беспечного командования баз. В реальных условиях для потопления одного линкора требовалось поднимать в воздух сотни боевых самолетов или применять боеприпасы чудовищной мощности.

В потоплении "Ямато" приняли участие 227 бомбардировщиков, истребителей и торпедоносцев ВМС США, еще 53 вылетевших самолета заблудились и не смогли выйти на цель.

Защищенная стоянка "Тирпица" подверглась за годы войны безрезультатным атакам 700 самолетов, пока очередь не дошла до 5-тонных бомб "Толлбой". Немецкий линкор одним своим присутствием сковал все силы британского флота в северной Атлантике.

"Пока существует "Тирпиц", британскому флоту необходимо постоянно иметь в наличии два линкора типа "Кинг Джордж V". В водах метрополии постоянно должны находиться три корабля данного типа - на случай нахождения одного из них в ремонте."


- Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд

"Он создает всеобщий страх и угрозу во всех точках сразу".


- У. Черчилль

"Мусасси" - сотни боевых вылетов палубной авиации, непрекращающиеся атаки в течении пяти часов.

Итальянский "Рома" - уничтожен управляемой бомбой "Фриц-Х". Бронебойный управляемый боеприпас особой конструкции (масса свыше одной тонны), сбрасываемый на цель с высоты шести километров. Применять подобное оружие могли лишь двух- или четырехмоторные бомбардировщики берегового базирования, притом лишь на ограниченных по размерам ТВД и в условиях слабого противодействия противника.

"Бархэм" и "Ройал Оук" - не аргумент. Устаревшие сверхдредноуты эпохи Первой мировой, чья конструкция была лишена серьезной противоторпедной защиты.

"Принц Уэльский" - исключение, лишь подтвердившее правило. Погнутый взрывом гребной вал разворотил в корпусе огромную пробоину. Еще три торпеды довершили начатое дело. Притом, "Принц Уэльский" обладал, пожалуй, наихудшей системой ПВО среди всех линкоров ВМВ.

Вот такими "устаревшими" были линкоры, что могли одним присутствием менять обстановку на ТВД и выдерживать близкие взрывы ядерных боеприпасов (испытания на ат. Бикини, 1947 г.). Их защищенность была столь высока, что обугленный корабль с облученным экипажем все еще имел возможность продолжить выполнять задание или вернуться своим ходом в базу. Т.е. продолжал представлять угрозу для противника!

Боевая ударная группировка во главе с линкором линкором "Нью-Джерси", 1986 год. В составе эскорта - атомный ракетный крейсер "Лонг Бич"

Стоит заметить, что даже в эпоху своего расцвета капитальные корабли были скорее редкостью, чем обыденным явлением. Всего по нескольку кораблей такого класса в составе флотов семи самых развитых государств. Боевое ядро флота. Самые сильные единицы на театре военных действий. Как и в шахматах, здесь редко бывает больше двух ферзей на одной доске.

Так чему удивляться, если с окончанием войны и последующим урезанием военного бюджета, в боевом составе ВМС США осталось всего 4 наиболее "свежих" линкора? На другой стороне океана пропорции не изменились. Советский флот получил трофейный "Новороссийск" и строил планы на строительство трех "Сталинградов".

Финал пьесы

Конец эры капитальных кораблей пришелся на середину 50-х годов. С появлением реактивных двигателей, скорости авиации возросли в 1,5-2 раза, при этом средства ПВО продолжали оставаться на уровне середины 40-х гг. (зенитные орудия с наведением по данным РЛС. В лучшем случае снаряды с радиолокационным взрывателем). Хуже того, боевая нагрузка обычного штурмовика A-4 Skyhawk превышала по массе боевую нагрузку "Летающей крепости". Столь же существенно возросли дальность полета и возможности авиационных прицельных комплексов. В результате одна эскадрилья "Скайхоков" могла шутя потопить любой крейсер и гарантированно вывести из строя линкор, разгромив тому все надстройки и вызвав течи в подводной части корпуса градом свободнопадающих бомб.

Еще более страшная угроза поджидала линкор из-под воды. Атомные подводные лодки, что могли не всплывая обойти вокруг Земли. Именно им досталась главная роль в современном морском бою.

Общее снижении стратегической роли флота в эпоху баллистических ракет и термоядерного оружия. Судорожные приготовления к "третьей мировой", после которой никто не уйдет живым. Быстрая эволюция ракетного оружия: размеры радаров и ракет были несравнимы с массогабаритами башен и орудий линкоров. Неудивительно, что взамен тяжелых крейсеров и линкоров появились маленькие безбронные крейсера и эсминцы, чьи размеры редко превышали 8-9 тыс. тонн.


Ракетный крейсер "Грозный" (1961 г.). Несмотря на свирепую внешность, полное водоизмещение кораблика едва превышало 5 тыс. тонн


Атомный ракетный крейсер "Бэйнбридж" (1961 г.), полное в/и 9 тыс. тонн

Перспективы

Полный отказ от брони и пренебрежение мерами пассивной защиты дали трагикомичный результат: современные корабли стали гибнуть от попаданий неразорвавшихся ракет и полностью выходить из строя от одного мешка самодельной взрывчатки.

Единичные случаи не смогли изменить всю парадигму современного флота, тем не менее, в умах конструкторов по-прежнему витает мысль о высокозащищенном боевом корабле, о чей нос нестрашно разбить бутылку шампанского. Его можно отправить к берегам любого противника, где его пушки и ракеты сметут все на его пути.


"Ракетный линкор" - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". 26 тысяч тонн и 300 с лишним ракет на борту. Локальное бронирование особо важных отсеков (толщина брони до 100 мм!)


Малозаметный "ракетно-артиллерийский линкор" USS Zumwalt (DDG-1000). 14,5 тыс. тонн. 80 пусковых ракетных шахт и два сверхдальнобойных орудия калибра 155 мм. Имеется локальное бронирование в районе ячеек УВП

Самый проработанный на сегодня концепт высокозащищенного ракетно-артиллерийского корабля от специалистов из отдела реформирования вооруженных сил Минобороны США. Проект Capital Surface Warship (CSW, 2007 год)

Историки флота сходятся во мнении, что первый линейный корабль (чертежи и проект Д. Бейкера) был построен в Англии в 1514 году. Он представлял собой четырехмачтовый неф (высокобортное деревянное судно), оборудованный двумя деками - крытыми орудийными палубами.

Из каракк и галеонов

Линейная тактика морских сражений стала применяться флотами европейских стран вслед за инициаторами нововведения - Англией и Испанией - в начале XVII века. На смену абордажным дуэлям пришли артиллерийские. Согласно этой стратегии, максимальный урон вражескому флоту наносился судами, выстроенными в линию и ведущими прицельный залповый огонь бортовыми орудиями. Возникла необходимость в кораблях, максимально адаптированных к таким сражениям. Первое время для этих целей перестраивали большие парусные корабли - каракки. Оборудовали палубы для установки пушек и прорезали отверстия в бортах - орудийные порты.

Первые линкоры

Создание судов, способных нести мощное, функциональное артиллерийское вооружение, требовало пересмотра и изменения многих устоявшихся технологий судостроения, создания новых методов расчета. Так, например, флагманский парусный линейный корабль "Мэри Роуз", переоборудованный из каракки, затонул в 1545 году в морском сражении при Соленте не под огнем вражеских орудий, а из-за захлестывания волнами неверно рассчитанных орудийных портов.

Новый метод определения уровня ватерлинии и расчета водоизмещения, предложенный англичанином Э. Дином, позволял без спуска судна на воду вычислить высоту нижних портов (соответственно, и орудийной палубы) от морской поверхности. Первые настоящие пушечные линейные корабли были трехпалубными. Росло количество установленных орудий крупного калибра. Созданный в 1637 году на верфях Англии "Повелитель морей" имел на вооружении сто пушек и долгое время считался самым большим и дорогим военным кораблем. К середине века линкоры имели от 2 до 4 деков с размещенными на них от 50 до 150 крупнокалиберными орудиями. Дальнейшее совершенствование сводилось к повышению могущества артиллерии и улучшению мореходных качеств судов.

По проекту Петра I

В России первый корабль (линейный) был спущен на воду при Петре I, весной 1700 года. Двухпалубное судно "Божье предзнаменование", ставшее флагманом Азовской флотилии, имело на вооружении 58 орудий, отлитых на заводах промышленника Демидова, калибром 16 и 8 футов. Модель линейного корабля, отнесенного, по европейской классификации, к судам 4 ранга, была разработана лично российским императором. Мало того, Петр принимал непосредственное активное участие в строительстве "Предзнаменования" на верфях Воронежского адмиралтейства.

В связи с угрозой шведского морского вторжения, по утвержденной императором программе развития кораблестроения состав Балтийского флота в ближайшее десятилетие должны усилить линейные корабли типа азовского флагмана. Полномасштабное строительство судов было налажено в Новой Ладоге, и к середине 1712 года на воду было спущено несколько пятидесятипушечных линкоров - "Рига", "Выборг", "Пернов" и гордость императорского флота - "Полтава".

На смену парусам

Начало XIX века ознаменовалось рядом изобретений, положивших конец славной истории боевого парусного флота. Среди них осколочно-фугасный снаряд (изобретатель - французский артиллерийский офицер Анри-Жозеф Пексан, 1819 г.) и корабельный паровой двигатель, впервые приспособленный для вращения судового ходового винта американским инженером Р. Фултоном в 1807 году. Деревянным бортам трудно было противостоять новому типу снарядов. Для повышения пробивной устойчивости дерево стали покрывать металлическими листами. С 1855 года, после освоения серийного производства мощной судовой паровой машины, парусники стали быстро сдавать позиции. Некоторые из них были переоборудованы - снабжены силовой установкой и облицованы броневой обшивкой. В качестве площадок для установки орудий крупного калибра стали использоваться вращающиеся станки, что позволило сделать сектор обстрела круговым. Установки стали защищать барбетами - броневыми колпаками, в дальнейшем трансформировавшимися в артиллерийские башни.

Символ абсолютной мощи

К окончанию века мощность паровых машин существенно возросла, что позволило строить гораздо большие суда. Обычный корабль линейный того времени имел водоизмещение от 9 до 16 тыс. тонн. Крейсерская скорость достигала 18 узлов. Корпус судна, поделенный переборками на герметичные отсеки, защищала броня толщиной не менее 200 мм (в районе ватерлинии). Артвооружение состояло из двух башен с четырьмя 305-мм орудиями.

Развитие скорострельности и дальнобойности морской артиллерии, усовершенствование техники наведения орудий и централизованного управления огнем за счет электроприводов и радиосвязи заставили военных специалистов ведущих морских держав задуматься о создании линкоров нового типа. Первый такой корабль в рекордно короткие сроки построила Англия в 1906 году. Его название - HMC Dreadnought - стало нарицательным для всех судов подобного класса.

Российские дредноуты

Военно-морские чиновники сделали неверные выводы по итогам русско-японской войны, и заложенный в конце 1905 года линейный корабль "Апостол Андрей Первозванный", без учета тенденций развития мирового судостроения, морально устарел еще до спуска на воду.

К сожалению, и конструкцию последующих русских дредноутов нельзя назвать совершенной. Если по могуществу и качеству артиллерии, площади бронированной поверхности отечественные корабли не уступали английским и германским судам, то толщина бронирования была явно недостаточной. Создаваемый для Балтийского флота корабль (линейный) "Севастополь" получился быстроходным, хорошо вооруженным (12 орудий 305-го калибра), но слишком уязвимым для вражеских снарядов. Четыре судна такого класса были спущены на воду в 1911 году, но вошли в состав Военно-морских сил только во время Первой мировой войны (1914 г.).

Черноморские линкоры "Императрица Мария" и "Екатерина Великая" имели еще более мощное вооружение и усовершенствованную систему крепления броневых плит. Самым совершенным линейным кораблем мог стать "Император Николай I", получивший 262-мм монолитную броню, но Октябрьский переворот не позволил завершить строительство, и в 1928 году судно, переименованное в "Демократию", было разобрано на металл.

Конец эпохи линкоров

По Вашингтонскому соглашению 1922 года, максимальное водоизмещение линейных кораблей не должно превышать 35 560 тонн, а калибр орудий - 406 мм. Эти условия выполнялись морскими державами до 1936 года, после чего борьба за военное морское превосходство возобновилась.

Грянувший пожар Второй мировой войны послужил началом заката линейных кораблей. Лучшие линкоры - немецкие "Бисмарк" и "Тирпиц", американский "Принц Уэльский", японские "Мусаси" и "Ямато", - несмотря на мощное зенитное вооружение, были потоплены вражеской авиацией, сила которой возрастала с каждым годом. К середине XX века почти во всех странах строительство линейных кораблей прекратилось, а оставшиеся были выведены в резерв. Единственной державой, оставившей линкоры в строю до конца столетия, были Соединенные Штаты.

Несколько фактов

Легендарному линкору "Бисмарк" понадобилось всего пять залпов, чтобы уничтожить гордость британского флота - линейный крейсер HMS Hood. Чтобы пустить ко дну немецкий корабль, англичанами была задействована эскадра из 47 судов и 6 субмарин. Для достижения результата было выпущено 8 торпед и 2876 артиллерийских снарядов.

Самое большое судно Второй мировой - корабль линейный "Ямато" (Япония) - имел водоизмещение 70 тыс. тонн, бронепояс в 400 мм (лобовая броня орудийных башен - 650 мм, боевой рубки - полметра) и главный калибр в 460 мм.

В рамках "Проекта 23" в 40-х годах прошлого столетия в СССР были построены три суперлинкора класса "Советский Союз", по техническим характеристикам незначительно уступавшие японскому "гиганту".

Самые известные американские линкоры класса "Айова" последний раз модернизировались в 1980 году, получив на вооружение по 32 баллистические ракеты "Томагавк" и современное электронное оборудование. Последний корабль был выведен в резерв в 2012 году. Сегодня на всех четырех судах функционируют военно-морские музеи США.

Вторая Мировая Война стала золотым веком линкоров. Державы претендовавшие на господство в море, в предвоенные годы и несколько первых военных лет заложили на стапелях несколько десятков гигантских бронированных кораблей с мощными орудиями главного калибра. Как показала практика боевого применения «стальных монстров», линкоры очень эффективно действовали против соединений вражеских боевых кораблей даже находясь в численном меньшинстве, способных наводить ужас на конвои из грузовых судов, однако практически ничего не могут противопоставить самолетам, которые несколькими попаданиями торпед и бомбами могут пусть многотонных гигантов ко дну. Во время Второй Мировой Войны немцы и японцы предпочитали не рисковать линкорами, держа вдалеке от основных морских сражений, бросая в бой в только критические моменты, используя очень неэффективно. В свою очередь американцы, в основном использовали линкоры для прикрытия авианосных групп и высадки десантов в Тихом океане. Встречайте десять самых больших линкоров Второй Мировой Войны.

10. Ришелье, Франция

Линкор «Ришелье» одноименного класса, имеет вес 47.500 тонн и длину 247 метров, восемь орудий главного калибра калибром 380 миллиметров размещенных в двух башнях. Корабли этого класса создавались французами для противодействия итальянскому флоту в Средиземном море. Судно был спущен на воду в 1939 году, было принят на вооружение военно-морских сил Франции через год. «Ришелье» фактически не принимал участия во второй мировой войне, если не считать столкновения с британской авианосной группой в 1941 году, во время американской операции против сил вишистов в Африке. В послевоенный период линкор был задействован в войне в Индокитае, прикрывая морские конвои и поддерживая огнем французских войска во время десантных операциях. Линкор был выведен из состава флота и списан в 1967 году.

9. Жан Бар, Франция

Французский линкор «Жан Бар», класса «Ришелье»,был спущен на воду в 1940 году, однако к началу Второй Мировой Войны, так и не был введен в состав флота. На момент нападения Германии на Францию судно было готово на 75% (была установлена только одна башня орудий главного калибра), линкор своим ходом смог добраться из Европы в марокканский порт Касабланки. Несмотря на отсутствие части вооружения, «Жан Бар» успел поучаствовать в боевых действиях на стороне стран «Оси», отражая атаки американо-британских сил во время высадки десанта союзников в Марокко. После нескольких попаданий орудий главного калибра американских линкоров и авиационных бомб, судно легло на дно 10 ноября 1942 года. В 1944 году «Жан Бар» был поднят и отправлен на верфи для ремонта и доворужения. Судно вошло в состав ВМС Франции только в 1949 году, никогда не принимало участие ни в одной военной операции. В 1961 году линкор был выведен из состава флота и отправлен на слом.

8. Тирпиц, Германия

Немецкий линкор «Тирпиц» класса «Бисмарк», спущенный на воду в 1939 году, принятый на вооружение в 1940 году, имел водоизмещение 40.153 тонны и длину 251 метров. Восемь главных орудий калибром 380 миллиметров были размещены в четырех башнях. Суда этого класса были предназначены для рейдерских операций против торгового флота противника. Во время Второй Мировой Войны после потери линкора «Бисмарка», немецкое командование предпочитало не использовать тяжелые корабли на морском театре военных действий, во избежание их потери. «Тирпиц» почти всю войну простоял укрепленных норвежских фьордах, приняв участие только в трех операциях по перехвату конвоев и поддержке высадки десанта на острова. Линкор ушел на дно 14 ноября 1944 года во время налета британских бомбардировщиков, после попадания трех авиационных бомб.

7. Бисмарк, Германия

Линкор «Бисмарк», принятый на вооружение в 1940 году, единственный корабль из этого списка, который принял участие в действительно эпическом морском сражении. На протяжении трех суток «Бисмарк», в Северном море и Атлантике, противостоял в одиночку практически всему британскому флоту. Линкор смог в бою потопить гордость британского флота, крейсер «Худ», и серьезно повредил несколько кораблей. После многочисленных попаданий снарядов и торпед, линкор ушел под воду 27 мая 1941 года.

6. Висконсин, США

Американский линкор «Висконсин», класса «Айова», водоизмещением 55.710 тонн имеет длину 270 метров, на борту, которого находятся три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1943 году, был принят на вооружение в 1944 году. В 1991 году судно был выведен из состава флота, но оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США. Во время Второй Мировой Войны корабль был задействован для эскорта авианосных групп, поддержке десантных операций и обстреле береговых укреплений японской армии. В послевоенный период участвовал в войне в Персидском заливе.

5. Нью-Джерси, США

Линкор «Нью-Джерси», класса «Айова», был спущен на воду в 1942 году и принят на вооружение в 1943 году. Судно прошло несколько срьезных модернизаций, в итоге было списан из состава флота в 1991 году. Во время второй мировой войны использовался для эскорта авианосных групп, но толком участвовало ни в одном серьезном морском сражении. В следующие 46 лет участвовал в корейской, вьетнамской и ливийской войне как корабль поддержки.

4. Миссури, США

Линкор «Миссури» класса «Айова» был спущен на воду в 1944 году, и в этом же году вошел в состав Тихоокеанского флота. Корабль был выведен из состава флота в 1992 году, и превращен в плавучий корабль-музей, который сейчас доступный для посещения любого желающего. Во время второй мировой войны линкор был задействован для эскорта авианосных групп и поддержке высадки десанта, и не участвовал ни в одном серьезном морском сражении. Именно на борту «Миссури» был подписан пакт о капитуляции Японии, поставивший точку во Второй Мировой Войне. В послевоенный период, линкор участвовал только в одной серьезной военной операции, а именно войне в Персидском заливе, во время которой «Миссури» оказывал огневую поддержку многонациональных сил с моря.

3. Айова, США

Линкор Айова, одноименного класса, был спущен на воду в 1942 году и был принят на вооружение через год, воевал на всех океанских фронтах Второй Мировой Войны. Вначале патрулировал северные широты Атлантического побережья США, после чего был переброшен в Тихий океан, где прикрывал авианосные группы, оказывал поддержку десанту, наносил удары по береговым укреплениям противника и участвовал в нескольких морских операциях по перехвату ударных групп японского флота. Во время Корейской войны оказывал поддержку артиллерийским огнем действия наземных сил с моря В 1990 году «Айова» был списан и превращен в корабль-музей.

2. Ямато, Япония

Гордость японского императорского флота линкор «Ямато» имел длину 247 метров, весил 47.500 тонн, имел на борту три башни с 9 орудиями 460 миллиметровыми главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1939 году, но был готов выйти в море в боевой поход только в 1942 году. За все время войны линкор принял участие только в трех настоящих сражениях, из которых только в одном смог вести огонь по кораблям противника из орудий главного калибра. Ямато был потоплен 7 апреля 1945 года авиацией противника, после попадание 13 торпед и 13 бомб. На сегодняшний день, суда класса «Ямато» считаются самыми большими линкорами в мире.

1. Мусаси, Япония

«Мусаси» младший брат линкора «Ямато», имеет схожие технические характеристики и вооружение. Корабль был спущен на воду в 1940 году, был принят на вооружение в 1942 году, но был готов выйти в боевой поход только в 1943 году. Линкор участвовал только в одном серьезном морском сражении, пытаясь помешать союзникам высадить десант на Филиппины. 24 октября 1944 года, после 16 часового боя, «Мусаси» затонул в Сибуянском море, после попаданий нескольких торпед и авиационных бомб. «Мусаси», на пару со своим братом «Ямато», считается самым большим линкором в мире.

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.