Маленький и увлекательный рассказ для детей-школьников: интересные факты о воде. Изучаем физику с ребенком! Что нам дает вода

Галина Анохина
«Что мы знаем о воде»

Конспект

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.

«Что мы знаем о воде»

Проводила: воспитатель Анохина Г. П. ГДОУ №93

1. Образовательная:

Вода не имеет цвета;

Не имеет формы;

Не имеет запаха;

Прозрачна;

Может растворять другие вещества;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать со стеклянной посудой.

Закрепить умение работать с растворителями, соблюдая необходимые меры безопасности.

2. Воспитательная:

Развивать социальные навыки:

Умение работать в группе

Учитывать мнение партнера

Отстаивать собственное мнение

Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающая:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.

6. Использование мнемотаблиц, графических изображений и символов по данной теме.

7. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материал для экспериментов.

Прозрачная, стеклянная посуда разной формы.

Вещества, которые мы будем растворять в воде сахар, соль, краски и др.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Вос-ль: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

(Высказывания детей)

Вос-ль: Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают какие-то открытия…

Давайте сегодня и мы поработаем учеными, а я буду вам помогать. (надеваем халаты)

Появляется Лунтик. «Здравствуйте ребята, я прилетел к вам, что бы посмотреть, какие опыты вы здесь проводите. Вы мне их покажете?

Дети: Да, пожалуйста. Присаживайся и смотри.

Лунтик: Вот здорово! Спасибо!

Вос-ль: Послушайте стихотворение загадку:

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без … (воды)

Вос-ль: Вода - самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и продолжим исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу, на котором много разной посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Вос-ль: Как нужно обращаться со стеклянной посудой?

Дети: Бережно, не стучать, не бросать, так - как она легко бьется.

Вос-ль: Вот поэтому у нас здесь и висит предупреждающий знак.

Теперь вы можете разделиться на группы по два человека, вспомнить какие опыты мы уже проводили и повторить их самостоятельно.

1. Стаканы с водой, разноцветные полоски.

2. Стаканы с водой, стаканы с молоком и монетки.

3. Стаканы с водой, краски и кисточки.

Самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Теперь, расскажите, пожалуйста, о каких свойствах воды вы узнали из опыта. А ты, Лунтик, слушай внимательно.

Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Вос-ль: Это свойство воды мы обозначим такой схемой; (выставить на доске).

Вос-ль: Какой опыт проводили вы и что вы доказали?

Дети: Мы доказали, что вода прозрачная.

Вос-ль: Молодцы, это свойство воды мы обозначим вот такой схемой.

Вос-ль: А ваш опыт говорит о каком свойстве воды?

Дети: Вода может менять свой цвет.

Вос-ль: На доске выставляем схему.

Вос-ль: Мы с вами хорошо поработали, давайте поиграем.

Игра: «Дождик» (координация речи с движением)

Вдруг закрыли небо тучи (руки скрестить над головой)

Начал капать дождь колючий (движение кистями сверху вниз)

Долго дождик будет капать (прыжки на носках, руки на поясе)

Разведет повсюду слякоть (руки развести вперед и в стороны)

Грязь и лужи на дороге (присесть)

Поднимай повыше ноги (идут по кругу, высоко поднимая колени)

Вос-ль: Я опять приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы показать Лунтику другие свойства воды.

Возьмите стаканчики, зачерпните воду и вылейте ее на блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана?

Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая.

Вос-ль: Верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому ее называют жидкостью. А еще вода может издавать звуки, давайте послушаем музыку воды.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды»

Вос-ль: Что представили вы себе, когда слушали музыку? Какие звуки воды смогли услышать?

Ответы детей: Вода льется, плещется, журчит, течет, переливается.

Вос-ль: Продолжим нашу работу. Принесите, пожалуйста, тот поднос. Посмотрите, что на нем лежит?

Дети: Кубики и шарики.

Вос-ль: Какую они имеют форму?

Дети: Кубик квадратный, а шарик круглый.

Вос-ль: Изменят ли они свою форму, если опустить их в стакан, положить на блюдечко или на стол?

Дети: Нет, они не изменят форму.

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос проведем опыт, будем наливать воду в разные емкости (баночки, блюдца, бутылочки).

Самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Какую форму приняла вода, когда ее налили в баночку, чашку, бутылочку?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Что-же показал нам опыт? Имеет ли вода свою форму?

Ответы детей: …

Вос-ль: Верно, вода не имеет своей формы, она принимает форму предметов, в которые ее налили.

Вос-ль: А теперь мы с вами поиграем в игру «Внимательные глазки»

Посмотрите вокруг и постарайтесь отыскать три бутылочки, которые я спрятала. Это необычные бутылочки. Каждая из них хранит свой запах.

А теперь посмотрите, на каждой бутылочке стоит свой номер 1,2,3.

Давайте попробуем по запаху определить, что растворено в этих бутылочках?

(1 бутылочка - просто вода, 2 бутылочка – лимон,3 – валерьянка)

(Дети поочерёдно нюхают все бутылочки).

Вос-ль: Бутылочки пахнут одинаково или отличаются по запаху?

Кто может сказать, какой запах у второй бутылочки? У третьей?

А чем же пахнет первая бутылочка?

Дети: Ничем не пахнет.

Вос-ть: Как вы думаете, что находиться в первой бутылочке?

(Дети предполагают, что там вода)

Вос-ль: Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет запаха.

Ставим схему на мольберт

Лунтик: Ребята, вы молодцы. Много свойств воды знаете.

А теперь попробуйте отгадать мои загадки, а отгадки лежат у вас на столе, под салфетками.

«Белый камень в воде тает» (сахар)

«В воде родится - воды боится»

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Под третьей салфеткой стаканы с чистой кипяченой водой.

Вос-ль: Попробуйте воду на вкус.

Дети: Вода не имеет вкуса.

Вос-ль: Давайте посмотрим, что будет с солью и сахаром, если их положить в воду.

Опустите в первый стаканчик сахар и размешайте его. Что случилось с ним?

Дети: Сахар исчез.

Вос-ль: Почему? Куда он делся?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Попробуйте воду, какой она стала?

Дети: Она стала сладкой.

Вос-ль: Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку соли, размешайте и попробуйте воду. Что с ней произошло?

Дети: Вода стала соленой.

Вывод: Вода растворяет другие вещества.

Выставляем на доску соответствующую схему.

Вос-ль: Вот как много опытов мы провели и много свойств воды узнали.

Вос-ль: А кто хочет рассказать Лунтику обо всех свойствах воды? Вот эти схемы помогут вам. Только не забывайте, что говорить надо громко, четко произносить звуки, правильно строить фразы. (Рассказ можно начать воспитателю)

Рассказы детей.

Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Давайте вспомним стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Вос-ль: А еще вода успокаивает, морская вода лечит болезни кожи и горла, минеральная вода тоже лечит болезни. Поэтому воду надо беречь и охранять. Не засорять пруды и речки, всегда выключать кран.

Благодаря воде, свету и теплу на нашей планете есть жизнь.

Лунтик: Спасибо, ребята. Вы очень интересно рассказали мне о свойствах воды, а я подарю вам мыльные пузыри, чтобы вы могли изучать и другие свойства воды.

Начните разговор с ребенком издалека. Мол, вода – это природная жидкость, дающая жизнь всему живому. Мы все существуем только за счет воды. Она составляет минимум 60 % тела человека и покрывает 2/3 земного шара. Без воды организм проживет не более трех дней. В общем, вода – это очень важно. Свойства воды: она может быть в жидком, газообразном и твердом состоянии. Сегодня мы исследуем свойства воды в самом привычном состоянии – жидком. Кстати, этот опыт ребенок от 5 лет способен провести самостоятельно от начала до конца. Тем, кто помладше, понадобится помощь мамы на начальном этапе. Но все равно лавры первооткрывателя достанутся, конечно же, малышу независимо от возраста. Итак, что нам надо: пластиковый стаканчик, вода, белая бумажная салфетка, цветные фломастеры, ножницы.

Опыт для детей

1. Наливаем в стаканчик воду – примерно на 1/3. Вырезаем из салфетки полоску длиной примерно 10–12 см и шириной 2–3 см. С ней и будем работать дальше.

2. Наносим на бумажную полоску разноцветные широкие штрихи в ряд, плотно друг к другу – красный, оранжевый, синий, зеленый, желтый… Можно в любом порядке, конечно.

3. Опускаем бумажную полоску в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.

4. Вода моментально начнет подниматься по салфетке, смачивая ее. И по полоске вверх начнет растекаться, как бы растягиваясь, радужный след. Очень красиво!

Объяснение эксперимента для детей

Сначала происходит смачивание бумаги – явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела. Притяжение между молекулами воды слабее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится увеличить площадь соприкосновения и в итоге прижимается к поверхности твердого тела (в данном случае бумаги), растекаясь по ней. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры (как у растений) для движения вверх.

РАССКАЗЫВАЕМ ДЕТЯМ О ВОДЕ Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете. “Вода дороже золота” – считали бедуины, которые всю жизнь кочевали в песках и знали цену глотку воды. Они понимали, что никакое богатство не спасёт путника в пустыне, если иссякнет запас воды. Вода - одна из самых насущных потребностей человека. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много. Не смотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Много ли мы знаем о воде? Интересные факты для детей и взрослых - Человек может прожить без воды не более 2-3 дней. - Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к неприятным симптомам: потеря сил, усталость. - Причиной обезвоживания может быть не только физическая активность, но и переедание. - Если организм человека потеряет более 10% воды, то это может привести к смерти. - В среднем, по статистике, организм животных и растений содержит более 50% воды. - Наш организм на 65-70% состоит из воды. - Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан. - Мировой океан покрывает примерно 71% поверхности планеты, при средней глубине - 4 км, и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды. - Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой. - Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно). - Морская вода замерзает при температуре -1,91°C. - Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания. - Воды иногда замерзает и при плюсовой температуре. - Вода обладает наибольшей теплоемкостью в сравнении с существующими в природе жидкостями. - В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству. - Поверхностное натяжение воды из всех существующих в природе жидкостей уступает только ртути. - Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде. - Вода является универсальным растворителем - Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра. - Теплота испарения воды выше теплоты испарения других жидкостей, а теплота кристаллизации воды уступает только аммиаку. - Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот. - Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои. - Вода прозрачна лишь для видимых лучей и сильно поглощает инфракрасную радиацию. - Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья. - В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего – 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов. - Основную часть пресной воды содержат ледники. - Вода в разных состояниях отражает свет по-своему. Например, снег отражает примерно 85% солнечных лучей, а вода только лишь 5%. - Ткани организма человека с возрастом теряют воду. Из расчета обезжиренной массы тела… У грудных младенцев вода составляет 80.6% тела, у взрослых – 75.9%, у стариков – 65-70%. - Синий цвет чистой океанской воды можно объяснить избирательным поглощением и рассеянием света в воде. - Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий. - Изотопных разновидностей воды известно свыше 135. Кроме "живой", "мертвой", существует "тяжелая", "скользкая", "сухая" и "резиновая" вода. - Наука признает свыше 2000 структурированных форм воды. - Повышение употребления структурированной воды (от 65% до 85%) продлевает человеку жизнь примерно на 15-20 лет, стимулирует регенерацию тканей и всех функциональных процессов. Мы представили Вашему вниманию различные необычные факты о воде. Надеемся, что эти интересные факты для детей и взрослых помогут научить малыша ценить водные ресурсы с самого детства.

Ну, кто сказал, что физика - это просто наука! Это в первую очередь магия, которая так привлекает всех без исключения ребятишек. Ведь столько удивительного происходит вокруг нас, причем с одной стороны это законы физики, а с другой - некоторое волшебство. Самое забавное и настолько приближенное для нас - изучение воды и ее свойств. Это только на первый взгляд кажется, что ничего особенного с водой не происходит, а для ребенка все удивительные превращения воды в пар или лед являются чем-то поистине необыкновенным. Тогда, почему бы не познакомиться с водой поближе?

Для начала следует изучить самые простые свойства воды. Для этого воду необходимо налить в стакан, и дать ребенку ее понюхать, попробовать и просто рассмотреть. Затем, можно пофантазировать. Пусть малыш предпримет попытку самостоятельно без помощи родителей рассказать, что такое «Вода». Зато в процессе рассказа поймет, что вода - это жидкость, к тому же она прозрачная, без цвета, запаха и вкуса. Причем вода является основным источником жизни на земле.

Малышу следует объяснить, что вода это в первую очередь - жидкость. Можно провести простой эксперимент, который докажет, что вода может течь, особенно если на нее пути нет никаких препятствий. Также можно наливать воду в разные емкости, тем самым ребенок поймет, что вода не имеет своей собственной формы.
Как объяснить малышу, что вода прозрачна? Для этого необходимо взять два стеклянных стакана, в один налить воду, а в другой - . Затем в каждый стакан вбросить бусинку, и объяснить малышу, что в стакане с водой бусинка видна, а в стакане с молоком - нет.

Вода не имеет запаха, и малышу можно это доказать экспериментально. Необходимо налить в небольшие стаканчики разные жидкости: сок, чай, молоко, и, конечно же, воду. Завязав ребенку глаза дать возможность попробовать каждый предложенный «образец». Ребенку будет понятно, что сок - кислый, чай - сладкий, а вода? Имеет ли вода вкус? Пусть сам малыш ответит на этот вопрос.

Чтобы убедиться, что у воды нет запаха, можно также провести небольшой опыт. Для этого необходимо взять разные по запаху жидкости: сок, лимонад, фруктовый чай. Пусть малыш определит запах каждого напитка, а также постарается найти, в каком из стаканчиков находится вода.

Необходимо пояснять, что вода представляет собой простую жидкость, в которую можно добавить какое либо вещество и растворить его. Малышу необходимо предложить растворить в воде что-либо, например, соль, сахар, крупу или бусинки, так ребенку будет понятно, что же можно растворить в воде, а что нет.
Вода - очень уникальное вещество, и малышу в процессе игры можно показать какие предметы тонут, а какие остаются на поверхности. Для этого эксперимента подойдут пластмассовые кубики, камешки, кусочки бумаги и т.д. пусть ребенок опустит все предметы в воду и проследит, тонут ли они или же нет.

Можно немного удивить , слепив из пластилина шарик и опустив в воду. Безусловно, пластилиновый шарик утонет, и ребенок сделает вывод - пластилин не плавучий материал. А если сделать из того же пластилина лодочку? Удивительное дело - комок пластилина тонул, а лодочка - нет. Почему так происходит? Следует объяснить малышу, что чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается наверх. На таком примере можно доказать, что плавучесть предметов чаще всего зависит от их формы.

Фокусы с водой

«Ныряющий изюм»

Следует налить в банку воды, добавить 2 ч.л. соды и 2 ч.л. уксуса, медленно перемешать. Затем в воду следует опустить изюм и наблюдать за ним. Сразу изюм опустится на дно банки, а потом начнет подниматься вверх и опускаться опять на дно банки. За этим «танцем» очень забавно наблюдать, особенно ребенку.

«Исчезающая вода»

Для этого фокуса понадобиться два абсолютно одинаковых стакана. Их следует наполнить водой до одного уровня и отметить уровень фломастером. Один из стаканов накрыть крышкой, а другой оставить открытым. Поставить стаканы в теплое место. На следующий день уровень воды в открытом стакане будет меньше, нежели в закрытом. Дело в том, что в открытом стакане вода испарилась от воздействия тепла, а в закрытом почти не изменилась. Испаряясь, вода превращается в невидимые мельчайшие частички пара, которые улетучиваются.

«Волшебные капельки»

Как сделать так, чтобы вода не исчезала, а наоборот появлялась? Для этого фокуса необходимо взять сухой стакан и поставить его на полчаса в . Затем, вытащив, можно предложить малышу провести по стенкам стакана пальчиком. Результат - его пальчики станут влажными. Что это? Просто стакан запотел и на его стенках появились капельки воды. Произошло это в связи с тем, что в морозилке стенки стакана охладились, и стали охлаждать окружающий воздух. Водяной пар из воздуха на холоде стал превращаться в капельки воды и соответственно осел на стенках стакана. По этой же причине идут дожди, появляются туман и гроза.

Конечно же, после таких веселых и забавных опытов будет учиться не только с радостью, но и с удовольствием.

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые. Самым маленьким можно показывать картинки с изображением воды, рассказывать где она собирается на нашей планете — в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах.

Очень хорошо детки запоминают о воде, когда проводится параллель с животным миром. Необходимо дать знания о том, какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды.

Например, в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет. Достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые.

Также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования. Например, верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели. Причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду. А вот человеку нужна только чистая .

Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.

В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма.

Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребенка.

Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

Существует много , которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Нужно рассказывать и привлекать детей к видам водного спорта — дайвингу, серфингу, водному поло, водным лыжам. Элементы этих видов спорта должны присутствовать в занятиях плавания, которые дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на байдарках. Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее взрослый может показать все удивительные свойства воды.