Мероприятия по улучшению охраны окружающей среды. Охрана окружающей среды на предприятии и производстве

В деле охраны природы недопустимо медленное использование достижений научно-технического прогресса. Необходимы решительные меры правового, экономического и воспитательного характера, так как каждое живущее поколение отвечает перед потомками, перед историей за оставленную им среду обитания.

18.3.3.1. Охрана земель и недр

Почва - неизменный природный ресурс. Основными мероприятиями по охране почв являются:

1 . Защита почв от эрозии:

а) агротехнические мероприятия (углубление пахот
ного слоя, безотвальная обработка почвы и т.п.);

б) создание ветроустойчивого поверхностного слоя
(узкорядный и перекрестный способ посева и т.д.);

в) снегозадержание;

г) лесомелиорация;

д) гидротехнические сооружения.

2. Охрана почв от засолонения и заболачивания:


а) дренаж территории;

б) создание лесополос по каналам;

в) гипсование;

г) трехъярусная вспашка.

3. Защита почв от загрязнения. Источниками загрязне
ния почв являются:

■ животноводство;

■ нефтедобыча;

■ аэрозоли;

■ выпадающие с осадками бытовые и промышленные отходы;

■ синтетические соединения;

■ удобрения;

■ промышленные стоки и т.п.

Мерами борьбы с загрязнениями служат:

а) установка очистных сооружений;

б) разумное использование химикатов при обра
ботке почв и т.д.;

4. Закрепление и освоение песков.

5. Рекультивация земель - процесс восстановления разрушенных земель.

Необходимая охрана недр диктуется тем, что минеральные ресурсы относятся к разряду исчерпаемых и разработка месторождений влияет на другие природные ресурсы:

■ почвенный покров;

■ подземные воды;

■ леса и т.д.

Пути рационального использования и охраны невозобновляемых природных ресурсов включают:

■ комплексное применение полезных ископаемых;

■ борьбу с потерями при добыче;

■ транспортировку и переработку сырья;

■ утилизацию отходов продуктов переработки.

Во всем подразумевается комплексное использование, например:

■ большинство руд кроме основного компонента содержит другие ценные соединения, которые необходимо использовать;



■ при утилизации отходов извлекается дополнительное количество ценных компонентов.

Например, шлаки содержат цветные металлы; ценные вещества извлекаются из отходящих газов, пыли,


водостоков. Это необходимо не только для получения дополнительного сырья, но и для предотвращения загрязнения среды.

Сейчас мировые запасы многих веществ, добываемых в недрах, быстро убывают. Поэтому нужно экономить эти виды ценных веществ, заменяя их синтетическими продуктами, получаемыми из более распространенного сырья. Это тоже является принципом рационального природопользования.

18.3.3.2. Охрана воды

Запасы пресной воды на Земле не безграничны. Основной задачей охраны водных ресурсов является защита вод морей, океанов, рек и озер от загрязнения. Существует множество способов очистки сточных вод для предотвращения загрязнения.

Рациональное использование воды. Для предотвращения загрязнения водоемов идеальным способом является переход к замкнутым циклам производства, которые базируются на следующих принципах:

1. Создание на предприятиях единой системы водного хозяйства.

2. Водоотведение и очистка сточных вод перед-их повторным использованием.

3. Водообеспечение в основном за счет очищенных производственных, городских сточных вод.

4. Утилизация извлеченных из сточных вод ценных компонентов.

Экономия воды может дать сокращение водяного охлаждения за счет других его способов (например, воздушного). Способом рационального использования воды может служить использование сточных вод, не содержащих вредных примесей, для орошения земель.

18.3.3.3. Охрана воздушной среды

Основные источники загрязнения воздушной среды - промышленная деятельность человека и развитие автотранспорта. Выходом из ситуации, когда почти все предприятия в силу объективных причин загрязняют воздушную среду, может явиться создание очистных сооружений, переход на технологии, менее чувствительные для окружающей среды (например, создание электромобилей).


Замена нефти углем в качестве топлива для электростанций влечет за собой увеличение загрязнения воздуха. В связи с этим пытаются все больше увеличить высоту труб. В 60-х гг. рекордом была высота 100 м, в 80-х - 300 м, сейчас - свыше 400 метров (в Онтарио). Это помогает покончить с такими локальными следствиями загрязнения окружающей среды, как смог, но намного расширяет ореол загрязнения, в который попадают и другие страны.

Мероприятиями, направленными на предотвращение и предупреждение загрязнения воздуха, являются:

1. Улучшение существующих и внедрение новых технологий.

2. Улучшение состава топлива.

3. Рациональное размещение источников вредных выбросов.

18.3.3.4. Шумовые загрязнения

Сильные шумы вызывают раздражение нервной системы, расстройство слуха и т.д. Эти факторы являются главной причиной для борьбы с шумовыми загрязнениями. Меры, направленные на снижение шума, следующие:

1. Посадка зеленых насаждений. Зелень поглощает до 20% падающей на нее звуковой энергии.

2. Создание шумозащитных экранов в виде зданий бытового обслуживания, прозрачных экранирующих барьеров и т.д.

18.3.3.5. Охрана растительности

Мир растений - это источник жизни на Земле. Существование животных и человека невозможно без растений, дающих кислород и пищу. Поэтому охрана растений - одна из основных задач рационального природопользования. Охрана растительности осуществляется в следующих направлениях:

1. Борьба с лесными пожарами. Лес - это не случайное хаотическое скопление деревьев, кустарников. Это сложное сообщество древесных и травянистых растений, экологически связанных между собой и находящихся в тесном единстве с животным миром. Лес смягчает влияние холодных ветров и суховеев, улучшает климат. Более 60% биологически активно-


го кислорода дают леса. Велико значение леса и в охране водных ресурсов. Между тем самые производительные тропические леса уничтожены на 40% и сотни гектаров леса гибнут при пожарах. Можно выделить следующие мероприятия по охране леса от пожаров:

■ создание противопожарных барьеров - квартальных просек;

■ посадка лиственных опушек и т.д.

2. Борьба с вредителями и болезнями леса.

3. Защитное лесоразведение.

4. Охрана природных сенокосов и пастбищ.

5. Охрана отдельных видов растений.

18.3.3.6. Охрана животных

Охрана животных тесно связана с охраной растительности, почв, воздушной и водной среды. Вымирание видов животных связано с загрязнением среды, прямым истреблением, изменением ландшафта и т.д.

Для охраны животных создаются заповедники, питомники для разведения исчезающих видов, устанавливаются нормы отлова и отстрела и т.д. Каждый спасенный от гибели вид - это сохраненный для народного хозяйства природный ресурс. Каждый погибший вид - безвозвратно утерянные возможности обогащения человечества.

Цена от: 42000 руб.
за объект

Охрана природы в ходе проектирования и строительства предприятий промышленности (проект ООС)

Практически от каждого предприятия, имеющего в собственности производственные мощности и оказывающего хотя бы небольшое воздействие на природную среду, время от времени требуется планировать и выполнять планы природоохранных мероприятий. Первым таким планом, обязательным для владельца и руководителей предприятия, будут являться мероприятия по охране окружающей среды при строительстве объекта, разрабатываемые и утверждаемые в составе документов, из которых состоит рабочий проект, одновременно с планом организации строительных работ и ОВОС . Задачи данного плана мероприятий по охране окружающей среды (сокращенно ПМООС) заключаются в предотвращении либо предельной минимизации вредного влияния строительных процессов на такие компоненты экосферы:

  • плодородные почвенные покровы;
  • атмосферный воздух строительной площадки и прилегающих к ней жилых зон;
  • оказавшиеся в районе воздействия строительства поверхностные природные объекты водного фонда культурно-бытового, рекреационного, рыбохозяйственного и хозяйственно-питьевого назначения;
  • воды грунтовых и межпластовых водоносных горизонтов;
  • недра;
  • сообщества животных и растительных организмов, заповедные участки местности.

Кроме разработки ПМООС и ОВОС, компания «Мосэкология» выполняет ряд других экологических услуг .

Фото 1. Разработка перечня мероприятий по охране окружающей среды в Москве и области

Исходная информация для разработки проекта ПМООС, обоснования эффективности планируемых мероприятий обеспечивается путем предварительного проведения , которые выявляют слабые, с точки зрения экологической безопасности, участки экосферы. Для максимального учета всех существующих факторов, значимых для экологии, в дополнение к данным инженерно-экологических изысканий изучаются материалы проведенных геологических, метеорологических и других инженерных изыскательских исследований.

Работы, включаемые в перечень мероприятий по охране окружающей среды, определяются особенностями местности и результатами ОВОС. В их состав, к примеру, могут входить:

  1. снятие дернового и почвенного слоя, перемещение его для использования в рекультивационных работах (если строительство затрагивает плодородные земли);
  2. водоотведение и дренаж строительной площадки;
  3. организация полного сбора, безопасного временного хранения и передачи на утилизацию строительных отходов;
  4. ограничение применения вредящих здоровью людей и природной среде материалов.

Мероприятия, направленные на поддержание экологической безопасности при эксплуатации объекта

Инвестиционный проект (ИП), связанный со строительством для промышленности, обязан предусматривать соблюдение норм экологической безопасности не только на этапе строительства, но и в долгосрочной перспективе, в течение всего периода производственной деятельности. Поэтому полный проект ООС для ИП обязан включать и мероприятия капитального характера. Такие, как:

  • прокладка трубопроводов ливневой, специальной производственной и хозбытовой канализации;
  • строительство сооружений для очищения сточных вод;
  • оборудование специальных мест для хранения и/или обезвреживания производственных отходов;
  • оборудование объектов для защиты подземных вод (наблюдательные скважины, системы вертикального и горизонтального дренажа, стены в грунте, противофильтрационные экраны и завесы);
  • монтаж установок для улавливания и обезвреживания газообразных выбросов.

Размер перечня необходимых природоохранных объектов и сумма, инвестируемая в экологию, прямо зависит от категории экологической опасности строящегося производственного комплекса. Наибольшие капитальные вложения в экологию обычно планируются при разработке разделов ПМООС для проектов:

  • крупных предприятий нефтехимической и химической промышленности;
  • комплексов для обезвреживания и утилизации промышленных отходов с высокими классами опасности;
  • полигонов, предназначенных для захоронения отходов;
  • гидротехнических комплексов;
  • горнодобывающих и горнообогатительных комплексов;
  • предприятий энергетики.

Для таких предприятий цена ООС является существенной по величине и сравнима с объемами капитальных вложений в основные производственные мощности.

Когда еще требуется разработка раздела ПМООС?

Сразу же после ввода производственного объекта в действие, на его руководство возлагается ответственность по соблюдению всех действующих на территории государства и Московского региона законодательных требований, руководящих документов сфере промышленной безопасности и охраны природной среды. Все субъекты предпринимательской деятельности обязаны:

  1. Заботиться о сохранности природы, в окружении которой они осуществляют свою деятельность.
  2. Вести локальный экологический контроль своего загрязняющего природу воздействия.
  3. Потреблять ресурсы, проводить выброс и сброс загрязнителей, образовывать и размещать отходы производства и потребления только на основании специальных разрешений, лицензий, лимитов и т. п.
  4. Участвовать в природоохранной работе согласно федеральным, региональным и муниципальным экологическим программам, подавать свои предложения при их формировании.
  5. Обеспечивать достижение норм негативного влияния за счет применения наилучших доступных технологий, своевременного исполнения планов по достижению показателей ПДС (предельно допустимых сбросов), ПДВ (предельно допустимых выбросов), ПДУ (предельно допустимых уровней).

Таким образом, практически каждый существенный экологический аспект функционирования предприятия предполагает разработку ПМООС по соответствующему направлению.

Проблемы, связанные с разработкой ПМООС, путь для предупреждения их возникновения

Планирование экологической составляющей деятельности производственных предприятий, в том числе инженерных природоохранных проектов, представляет собой намного более сложную задачу, чем это может показаться на первый взгляд. Специалисты, берущие на себя такую ответственность, должны:

  1. обладать навыками правильной интерпретации данных экологического мониторинга, инженерно-экологических изысканий;
  2. уметь рассчитывать эффективность планируемых инженерных мероприятий;
  3. хорошо ориентироваться в стоимости строительно-монтажных и проектных работ;
  4. следить за ситуацией на рынке природоохранных технологий и оборудования;
  5. владеть информацией о наилучших технологиях, уже внедренных где-либо или же только проходящих стадию опытно-промышленного опробования.

Разработка мероприятий по охране окружающей среды на предприятии, без учета всего вышеперечисленного, приводит к ошибкам и проблемам, многие из числа которых становятся практически типичными для многих российских предприятий.

  1. Проблема невыполнимости. Обычно возникает в случае включения в ПМ ООС еще нигде не реализовавшихся ранее технических решений, не подтвержденных даже результатами пилотных проектов или, хотя бы, данными точных, многократно проверенных теоретических расчетов.
  2. Проблема неэффективности. Проявляется в результате недостаточной мощности экологического оборудования или слабой информированности о возможных режимах его функционирования, не соответствующих фактическому положению вещей на предприятии.
  3. Проблема недостаточного финансирования , когда реальная стоимость выполнения экологического проекта оказывается намного большей, чем было заложено финансовых средств в бюджете или плане ИП компании.
  4. Проблема избыточности. Бывает и такое, что собственниками предприятий вкладываются значительные суммы денег для решения экологической проблемы, которую гораздо дешевле (а иногда и более эффективно) было бы устранить путем реализации альтернативного природоохранного проекта.

Названные проблемы, связанные с некачественным планированием мероприятий по охране окружающей среды, часто существенно осложняют работу, а также финансовую стабильность предприятия. Обусловлено это:

  1. срывами сроков выполнения согласованных с контролирующими организациями и утвержденных проектов;
  2. недостижением в установленный период требуемых нормативов экологического воздействия;
  3. истраченными впустую денежными средствами.

Кроме финансового ущерба, связанного с наложением штрафных санкций, увеличением коэффициентов при расчете экологических налогов и бюджетных сборов, невыполнение декларируемых перечней мероприятий по охране окружающей среды подчас влечет за собой серьезное ухудшение репутации предприятия, осложнение отношений с контролирующими организациями, местными властями.

Введение.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

2. Мероприятия по охране окружающей среды.

3. Мои предложения по улучшению качеств окружающей среды.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность производства, является экологическая обстановка. В последние десятилетия в Украине она существенно ухудшилась. Одним из основных факторов, повлиявших на экологическую обстановку, является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности при устаревших технологиях и связанная с этим чрезмерная урбанизация многих районов, прежде всего Донбасса.

Донбасс – это крупный промышленный регион Украины, в котором насчитывается несколько тысяч крупных промышленных предприятий, производственно-промышленных объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, тяжёлого машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса. Донбасс обеспечивает большую часть промышленного производства Украины, причём в наиболее экологически опасных отраслях.

Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, в сочетании с высокой плотностью населения, создали чрезвычайно высокую техногенную и антропогенную нагрузку на биосферу – наивысшую в Украине и Европе. Суммарная техногенная нагрузка на единицу территории региона в 4 раза выше среднего по Украине. Донбасс обладает запасами почти всех химических элементов. Главным природным богатством региона являются месторождения каменного угля. Его запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. т, что может удовлетворить потребности Украины не на одно десятилетие вперёд.

Несмотря на спад производства, в результате которого общее количество выбросов и сбросов существенно уменьшилось, нагрузка на биосферу Донбасса по-прежнему остаётся одной из наибольших в Европе. Предприятия региона выбрасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Высокие скорости и масштабы техногенных процессов, громадные перемещения горных масс обуславливают большие объёмы рассеивания многих химических элементов (прежде всего углерода и тяжелых металлов), вызывают накопления в окружающей среде соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях.

Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими проблемами региона являются: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна и почв.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйственной промышленности, транспортной инфраструктуры, большая плотность населения создали тут огромную нагрузку на биосферу – наивысшую на Украине и в Европе. Донецкая область является регионом с критическим состоянием окружающей природной среды. Экологические проблемы накопились в Донеччине на протяжении длительного времени, а негативные изменения, что произошли в окружающей среде, приближаются к необратимым.

Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов, сбросы загрязняющих стоков в водоемы составляют соответственно 31%, 30% и 25% от обще украинских. Именно здесь сосредоточено 55,5% промышленных токсичных отходов всей страны. В течение года на один квадратный километр территории области выбрасывается в атмосферу 70 тонн загрязняющих веществ, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень, а гранично-допустимое загрязнение атмосферного воздуха в большинстве промышленных городах классифицируется как "опасное" и "чрезвычайно опасное".

Общая масса накопленных в области индустриальных отходов составляет 4 млрд. тонн. В то же время в области недостаточны и истощенные природные ресурсы. Леса занимают только 7% ее территории против 17% по Украине. Обеспечение речным стоком на одного жителя в 5 раз меньше, чем в целом по Украине, обеспеченность сельскохозяйственными угодьями – меньше в 2 раза. Распашка угодий составляет 80%. Почва эродирована на целых 70%. С 247 малых рек области – 230 рек деградированы. Постоянный источник техногенной нагрузки на один квадратный километр территории области с разными опасными факторами в 5-7 раз выше средне украинских.

Сложная экологическая ситуация негативно влияет на состояние здоровья населения области. Снизился показатель рождаемости – с 10,2 до 6,1 на тысячу населения (по Украине – 7,8) и увеличилась общая смертность населения с 12,7 до 17 на тысячу населения (по Украине – 15,3). Особенно высокая смертность населения в работоспособном возрасте, которая составляет 24% от всех умерших в регионе (по Украине – 11%). Ежегодно 30% детей рождаются с врожденными отклонениями развития, часто несовместимыми с жизнью (по Украине – 24%).

Коэффициент восстановления населения Донеччины самый низкий в стране – 0,413, тогда как в Украине в целом он составляет 0,519. Чрезвычайно высокая концентрация технически и химически потенциально опасных производств приводит к значительному количеству техногенных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и гибелью людей. В области количество случаев фиксирования профессиональных заболеваний составляет 40% от общего количества в Украине.

Т.к. каждый четвертый работник промышленности, занятый на вредном производстве, трудится в Донецкой области, то на этот регион приходится 40% потерпевших на производстве от всей Украины, 22% – потерпевших с смертельным исходом.

Проблемы охраны лесов Донецкой области связаны с их рекреационным использованием. Потребность Донетчины в рекреационных ресурсах обеспечивается лишь на 13.6%. В связи с экологическим упадком Южной рекреационной зоны (Приазовте) основная нагрузка ложится на леса Северной зоны (Придонцовье) и пригородные леса, создавая угрозу для них. Рекреационные нагрузки характеризуются крайней неравномерностью (от полного отсутствия рекреантов до 400 чел/га). В лесных массивах наиболее притягательны естественные, старовозрастные, разреженные, с развитым травяным покровом, хорошо просматриваемые насаждения в свежих и влажных типах леса вблизи реки или озера. В байрачных лесах рекреанты располагаются на опушках, а в глубине леса – на ровных полянах по тальвегу, не задерживаясь на склонах с густым подлеском. В искусственных лесных массивах на плакоре рекреанты переполняют берега прудов, скапливаются вдоль широких просек, но избегают густых посадок в глубине кварталов.

Одна из самых больших экологических проблем Донецкой области – это дефицит питьевой воды и опасный уровень загрязнения природных водных источников.

Опасный уровень загрязнения водных источников региона связан с большими объёмами сточных вод. Ежегодно объёмы сточных вод в Донецкой области составляют около 2 млрд. куб. м, причём на угольную промышленность приходится более 50% всех стоков. Шахтные воды отличаются высоким содержанием взвешенных веществ (до 0,1 г/л), повышенной минерализацией (содержание солей до 3 г/литр приходится на 70% всех шахт, от 3 до 7 г/литр на 26% всех шахт), из-за чего в водоёмы и реки ежегодно сбрасывается более 3 млн. т минеральных солей и веществ. Это привело к повышению в ряде случаев минерализации поверхностных водных источников в Донецкой области до 2 – 2,9 г/л, увеличению содержания в водоёмах тяжелых металлов и заиливанию водных объектов. Особенно острой проблема загрязнения водных источников угольными предприятиями становится в связи с закрытием нерентабельных шахт. При закрытии шахт их водопритоки перераспределяются чаще всего на работающие шахты.

Вторичное использование шахтных вод ограничивается, в первую очередь, их высокой минерализацией на ряде горнодобывающих предприятиях региона. Наиболее распространёнными методами, использующимися при опреснении сточных вод, являются: дистилляция (выпаривание), электородиализ и обратный осмос.

Начиная с 1997 года в области в составе Программ экономического и социального развития разрабатываются разделы по охране окружающей среды. В настоящее время внедряется экологическая Программа области на 2001-2005 годы, разработана и принята Программа научно-технического развития

Донецкой области до 2020 года, которая получила высокую оценку со стороны Президента Украины. Однако, такой подход в решении вопросов экологической безопасности позволяет только сдерживать дальнейший рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Возможности предприятий и денег, что поступают из местных фондов охраны окружающей среды, недостаточно для того, чтобы как следует финансировать мероприятия, направленные на снижение чрезмерной экологической опасности и деградации природных ресурсов области.

2. Мероприятия по охране окружающей сред ы.

Очевидно, что сегодня наиболее актуальной задачей городского совета является подъем экономики города и, соответственно, уровня жизни жителей Донецка. Однако, стоит помнить, что экономия на экологии губительна для экономики, поскольку индустриальная мощь и промышленный потенциал города ограничены состоянием природных ресурсов, а здоровье и трудовой потенциал города в конечном счете зависят от состояния окружающей среды и уровня благосостояния. В основе всего этого лежат здоровая окружающая среда и рациональные методы использования природного потенциала.

Крупным мегаполисам, таким как Донецк, необходимо становиться на путь гармоничного, устойчивого развития общества, в котором экономика (благосостояние людей), экология (окружающая среда и природные ресурсы) и человеческий капитал – категории не разделенные и равнозначные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Системное согласование и сбалансированность этих трех составляющих - задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при делении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И, наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду и системы возмещения реального ущерба, который обусловлен этим влиянием. Решение этих задач - главный вызов сегодняшнего дня для нашей страны в целом, регионов и крупных городов в частности.

Экологическая политика на современном этапе должна обеспечивать эффективные взаимосвязи между рыночными и демократическими преобразованиями и реформированием системы охраны окружающей природной среды, сориентированной, прежде всего на децентрализацию системы. Для достижения этой цели необходимо внедрить более эффективные природоохранные стратегии и институты, обеспечить инвестиции в природоохранную инфраструктуру, а также развитие соответствующих

кадрового и институационального потенциалов.

Экологические перспективы города на ближайшие 10-15 лет в значительной мере зависят от того пути экономического развития, который будет избран. Поскольку главным загрязнителем окружающей среды в городе на сегодня остается промышленность (особенно тяжелая) и коммунальное хозяйство, вклад которых в загрязнение в последние годы составляет 70-75% для атмосферного воздуха, 55-60% для поверхностных водоемов, 80-85% для образования отходов, именно эти направления экономической активности города будут определять уровни загрязнения окружающей среды на протяжении ближайших лет.

Учитывая, что базовыми активно развивающимися отраслями экономики в нашем городе являются металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и горно-добывающая, именно этим отраслям необходимо уделить наибольшее внимание с точки зрения влияния на окружающую среду. В то же время, для этих отраслей промышленности присущи высокая материалоемкость и низкая энергоэффективность производства, которые обеспечивают высокий уровень воздействия на окружающую среду. Нужно отметить также высокий уровень износа основных средств производства, крайне недостаточную обеспеченность очистными сооружениями, использование устаревших технологий и оборудования наиболее загрязняющими окружающую среду предприятиями.

Намерения руководства города существенно повысить конкурентоспособность городской экономики и обеспесить экономический рост опережающими темпами в ближайшие десять-пятнадцать лет определяют приоритеты экономической политики. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что обеспечить конкурентоспособность как отдельных производителей, так и экономики в целом невозможно без учета экологических последствий запланированного экономического роста, без ограничений, которые основываются на ресурсных возможностях и природном потенциале.

Экологическая политика города должна быть направлена на формирование такого нормативно-правового поля, управленческих и регуляторных рычагов и системы контроля за поведением загрязнителей, которые бы ограничивали возможности избыточного использования природных ресурсов, исключали достижение недопустимых уровней загрязнения и гарантировали экологически безопасную жизнедеятельность населения.

Сегодня отмечается прямая связь между повышением экономической активности и ростом уровней загрязнения окружающей среды. Избежать этой связи возможно лишь при условии реализации эффективной экологической политики, которая базируется на соответствующих принципах и действенных инструментах внедрения.

Принципы и инструменты экологической политики должны обеспечивать внедрение новых экологически безопасных технологий, снижения ресурсо- и энергоемкости экономики, устранение причин загрязнения вместо ликвидации последствий загрязнения, реальную экологическую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен окружающей среде, внедрение социальной ответственности бизнеса и привлечение широкого круга общественности для принятия экологически взвешенных решений.

Таким образом, для экологической политики на сегодня одним из наиболее важных заданий является обеспечение условий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду с последующим его уменьшением за счет устранения прямой связи между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

В соответствии с указанными подходами экологическая политика должна базироваться на таких принципах:

· принцип равноправия трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной) – требует ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических следствий принимаемых экономических решений;

· принцип интеграции экологической составляющей в секторные политики – экологические цели секторной политики должны находиться на том же уровне, что экономические и социальные цели;

· принцип экологической ответственности - требует внедрения неуклонной ответственности за любые нарушения экологического законодательства;

· принцип предупреждения или предотвращения - предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах проведения государственной экологической экспертизы и осуществляемого экологического мониторинга;

· принцип "Загрязнитель и пользователь платят полную цену"- требует от загрязнителя сокращать уровень негативного влияния на окружающую среду, обеспечивает полную ответственности загрязнителя или пользователя за прямое или опосредствованное влияние его деятельности на состояние окружающей среды и состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов;

· принцип межсекторного партнерства и привлечения к реализации политики широкого круга заинтересованных сторон – отмечает, что лишь благодаря привлечению всех секторов общества к решению общих проблем возможно обеспечить реализацию успешной экологической политики.

Реализация эффективной экологической политики предполагает также использование новых инструментов политики, среди которых:

Усиление ответственности загрязнителей: повышение ставок платежей действующей системы нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды к уровню, который стимулирует субъектов ведения хозяйства сокращать объемы загрязнения; повышение финансовой ответственности нарушителей законодательства, расширение базы налогообложения, разработка новых правил оценки ущерба на основе фактических расходов на восстановительные мероприятия.

Реформа системы выдачи разрешений: переход к выдаче комплексных разрешений для больших загрязнителей по принципу единого окна, упрощение процедуры для малых и средних предприятий.

Повышение производительности ресурсов: внедрение экологически эффективного производства, стимулирование загрязнителей внедрять ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, широкое применение эколого-экономических инструментов, активное применение экологического управления, аудита и сертификации.

Стратегическая экологическая оценка: использование СЭО для планов и программ предприятий разных секторов экономики, а также местных планов и программ, использование выводов экологической оценки при составлении и оценке заявок предприятий на получение необходимых разрешений.

Оценка экологических рисков: анализ и прогнозирование экологических рисков с целью обеспечения принципа предотвращения загрязнения окружающей среды.

Оптимизация стандартов качества окружающей среды: установление реалистичных стандартов на основе концепции управления рисками и признанных международных норм.

Укрепление системы экологического мониторинга: координация мониторинга и управления данными в рамках функционирования муниципальной системы мониторинга как основы принятия управленческих решений.

Создание эффективного механизма межведомственного сотрудничества для разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, которые представляют общий интерес, усовершенствование деятельности межведомственных координирующих органов.

Развитие международного сотрудничества: привлечение иностранных инвестиций, позитивного опыта и наилучших практик в отрасли реализации эффективной природоохранной политики.
Формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса: долгосрочное обязательство компаний содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом, включая качество окружающей среды.

Таким образом, для реализации эффективной экологической политики в ближайшие годы в первую очередь необходимо:

· усилить контроль за загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;

· усилить роль эколого-экономических инструментов с целью увеличения мотиваций загрязнителей внедрять экологически безопасные технологии;

· усилить межведомственное взаимодействие местных органов исполнительной власти с целью стабилизации антропогенной нагрузки на окружающую среду путем инновационного перевооружения главных загрязнителей на первом этапе реализации новой экологической политики (до 2020 года) и обеспечения снижения уровней загрязнения за счет структурной перестройки экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства и увеличения сектора услуг (после 2020 года);

· вовлечь широкие круги общественности в принятие экологически значимых решений.

Целью экологической политики города является стабилизация и улучшение состояния окружающей среды на территории города путем утверждения экологической политики как интегрированного фактора социально-экономического развития для обеспечения перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию.

Для эффективного решения накопившихся проблем окружающей среды необходимо обеспечить последовательную реализацию разработанной городским советом «Программы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности до 2015 года» с целью уменьшения отрицательного воздействия основных предприятий-загрязнителей на окружающую среду с обязательным внедрением новых технологий, направленных на вывод из обращения устаревшего оборудования, обновление основных средств производства и реализация других мероприятий, а также разработать Стратегию реализации городской экологической политики до 2020 года.

Экологическая ситуация в городе на сегодня характеризуется как сложная и требует последовательной реализации комплекса инновационных, организационных, технических и других мероприятий экологической направленности. С учетом этого на 2008 год и на период до 2011 года установлены такие приоритетные направления природоохранных мероприятий:

· мероприятия по разработке документов стратегического уровня с целью повышения эффективности реализации экологической политики города Донецка;

· мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха путем реализации природоохранных программ главных предприятий-загрязнителей металлургической, коксохимической и угледобывающей промышленности;

· мероприятия по улучшению системы очистки сточных вод;

· мероприятия по улучшению состояния и расчистке балок и водохранилищ города;

· мероприятия по сохранению и созданию новых зеленых насаждений на территории города;

· мероприятия по созданию системы мониторинга окружающей среды в городе с целью улучшения системы принятия экологически значимых решений;

· мероприятия по внедрению более эффективной системы управления отходами в городе;

· мероприятия по созданию эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды и привлечению к принятию экологически значимых решений, формирование социального партнерства власть-общественность-бизнес, поддержка сдвигов в направлении устойчивого развития города.

3. Мои предложения по улучшению качеств охранной среды.

Эколого-геохимические исследования почв, рек, растений, аэрозольных выпадений и медико-биологические исследования промышленных агломераций Донбасса свидетельствуют о нахождении его в состоянии экологического кризиса. Без поисков и научных проработок вариантов выхода из кризиса и практических шагов по улучшению экологической ситуации она может стать катастрофической.

Согласно этой концепции были определены следующие приоритеты:

1. Уменьшение и уничтожение опасных отходов;

2. Утилизация и уничтожение отходов промышленного комплекса;

3. Снижение сбросов загрязнённых вод от промышленных предприятий и в коммунальном секторе;

4. Развитие природно-заповедного фонда области;

5. Экологическое образование, работа с общественными организациями, международное сотрудничество в области экологии.

Заключение

Таким образом, создавшаяся крайне неблагоприятная экологическая ситуация в Донбассе требует принятия соответствующих мер по ее улучшению, а также более тщательного изучения природных геологических условий, обусловливающих, и не в последнюю очередь, экологическое состояние региона. В июне 1998 г. в г. Орхусе (Дания) министры защиты окружающей среды разных стран мира подписали конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Ратификация Орхусской конвенции и ее практическое осуществление имеет очень важное значение для Донбасса и Украины в целом. Однако для улучшения создавшейся в регионе негативной обстановки необходимо не только знать современные экологические реалии, но и активно участвовать в практическом осуществлении природоохранных мероприятий, что будет способствовать устойчивому экологически безопасному развитию Донбасса и Украины.

Приложение

П О Л О Ж Е Н И Е

об управлении экологической безопасности

Донецкого городского совета

1. Общие положения

1.1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА (далее - «управление») является исполнительным органом городского совета.

1.2. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины, другие печати и штампы со своим наименованием, соответствующие бланки и другие реквизиты.

1.3. Компетенцию управления составляют полномочия исполнительных органов совета в сфере охраны окружающей природной среды.

1.4. Управление в своей работе руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, решениями Донецкого городского совета и его исполнительного комитета, распоряжениями городского головы, Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды, а также этим Положением.

1.5. Управление подотчетное и подконтрольное городскому совету, его исполнительному комитету, городскому голове.

1.6. Управление решает положенные на него задачи с учетом предложений постоянных комиссий городского совета, общественных организаций.

1.7. Управление имеет самостоятельный баланс, регистрационные и лицевые счета в учреждениях Государственного казначейства Украины.

1.8. Финансирование затрат управления осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии утвержденной смете затрат.

1.9. Штатная численность и ассигнования на удержание аппарата управления утверждаются городским советом.

1.10. Юридический адрес: 83050, г.Донецк, ул. Артема, 98.

1.11. Ликвидация и реорганизация управления осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

2. Основные задачи управления

Разработка и реализация экологической политики города Донецка.

Подготовка и представления на утверждение городского совета местных

экологических программ, разделов «Охрана окружающей природной среды» и «Использование отходов как вторичного сырья» Программы экономического и социального развития города, организация их выполнения, представление отчетов о ходе и результаты выполнения этих программ.

Выполнение функций по охране окружающей природной среды в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Обеспечение экологической безопасности, реализация решений городского совета, его исполнительного комитета по вопросам охраны окружающей природной среды, улучшение экологического состояния города.

Координация деятельности специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и подчинения.

Согласование и контроль выполнения текущих и перспективных планов работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природой среды и использование природных ресурсов.

Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, предоставление экологической информации населению города.

3. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет разработку и реализацию экологической политики города, предложений, которые обеспечивают экологически эффективное управление при реализации Генерального плана города, внедрение новых технологий при производстве товаров и услуг.

Разрабатывает предложения по продвижению города по пути устойчивого развития в части экологической составляющей, учету экологических последствий принимаемых городским советом решений.

Готовит проекты распоряжений городского головы, решений городского совета и исполнительного комитета, направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, принимает участие в организации их выполнения.

Организует разработку предложений, направленных на усовершенствование системы управления окружающей природной средой в городе, в том числе организует разработку предложений по минимизации влияния промышленных предприятий на окружающую природную среду, внедрение стандартов качества на предприятиях, систем экологического менеджмента и аудиту, экономических инструментов управления окружающей средой.

Осуществляет разработку и контроль выполнения мероприятий раздела «Охрана окружающей природной среды», «Использование отходов как вторичного сырья» ежегодной Программы экономического и социального развития города, осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, контроль за реализацией мероприятий Программы.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета Положение о городском фонде охраны окружающей природной среды.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета ежегодную «Программу природоохранных мероприятий местного значения г.Донецка», организует и контролирует выполнение бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Готовит проекты договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий местного значения и сметой расходования средств фонда охраны окружающей природной среды городского бюджета.

Рассматривает заявления о намерениях в составе материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения.

Предоставляет разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на территории города в порядке, определенном законом.

В пределах своей компетенции принимает участие в выявлении и учете бесхозяйных отходов на территории города, подготовке предложений относительно комплексного использования таких отходов, соблюдении условий обращения с ними и предотвращении их отрицательного влияния на окружающую природную среду.

Принимает участие в определении территорий для складирования производственных и других отходов в соответствии с законодательством.

Принимает участие в рассмотрении материалов для строительства или реконструкции объектов обращения с отходами на территории города в порядке, определенном законом.

Принимает участие в управлении коммунальными предприятиями, подчиненные исполкому городского совета и управлению, готовит предложения

по улучшению деятельности предприятий.

Готовит предложения городскому совету о создании новых, реорганизации, ликвидации, перепрофилировании коммунальных предприятий.

Осуществляет контроль за сохранением и рациональным использованием имущества, которое находится в хозяйственном ведении коммунальных предприятий, которые подчинены управлению.

В пределах своей компетенции: осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений относительно принятия решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране.

В пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением требований Правил благоустройства города, соблюдением природоохранного законодательства при планировании и застройке территории города.

Принимает участие в создании территорий зеленых насаждений общего пользования и осуществлении контроля за их использованием, а также сохранением природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов, в том числе за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдением режима использования их территорий.

Принимает участие в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями города.

Рассматривает текущие и перспективные планы природоохранных мероприятий предприятий города, готовит предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятий.

Формирует систему мониторинга окружающей природной среды города, координирует действия предприятий и организаций, анализирует данные организаций, которые осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды.

Создает и сопровождает экологические базы данных, базы данных предприятий города для осуществления контроля за деятельностью, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду.

Предоставляет консультативную помощь предприятиям в области охраны окружающей природной среды, использование инновационных технологий.

Рассматривает обращения граждан в установленном порядке.

Организовывает мероприятия, направленные на повышение экологического сознания общественности, экологическое воспитание, информирование и привлечение в процесс принятия экологически весомых решений.

Взаимодействует со средствами массовой информации, информирует общественность о состоянии окружающей природной среды, принятых решениях, которые осуществляют влияние на состояние окружающей природной среды.

Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Украины.

Список литературы

1. Б.С.Панов, О.А.Шевченко, А.М.Дудик, С.А.Дудик, С.Ю.Селяков. "Современные экологические проблемы Донецкого Бассейна.", Геофизический журнал, 2003 г.

2. А.М.Дудик, С.Ю.Селяков и др. "Эколого-геохимическая инвентаризация компонентов окружающей среды г.Донецка и прогнозирование их изменений", ИГЭПД, Донецк, 1995г.

3. С.А.Дудик, научный руководитель О.А.Шевченко. "Особенности техногенных изменений почв Донецко-Макеевской ПГА.",сборник докладов Международной научной конференции, апрель 2002 г.

4. http://www.lukyanchenko.donetsk.ua

МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в редакции Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , руководствуясь статьями 7, 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан" , Магаданская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан" (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

а) решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

б) решение Магаданской городской Думы от 21 июля 2010 года N 56-Д "О внесении изменений в Положение о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

в) подпункт 1.5 пункта 1 решения Магаданской городской Думы от 23 апреля 2009 года N 58-Д "О внесении изменений в отдельные решения Магаданской городской Думы" .

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования в городских средствах массовой информации.


"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации , федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , "Об отходах производства и потребления", "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", Лесным и Водным кодексами , Уставом муниципального образования "Город Магадан" .

1.3. Основными целями мероприятий по охране окружающей среды являются:

Определение приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на территории городского округа;

Обеспечение конституционных прав жителей муниципального образования "Город Магадан" на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

Повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного экологического контроля и надзора Российской Федерации, специалистами и представителями производственного и общественного экологического контроля по вопросам профилактики и предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.4. Задачами мероприятий по охране окружающей среды являются:

Формирование основных направлений деятельности органов местного самоуправления в области организации мероприятий по охране окружающей среды и правовой основы организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан";

Обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

II. Мероприятия по охране окружающей среды

2.1. Мероприятия по охране окружающей среды муниципального образования "Город Магадан" (далее по тексту также - городской округ) включают в себя:

1) мероприятия по благоустройству территории городского округа;

2) организацию использования, охраны, защиты лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

3) повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

4) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

(пп. 4 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

5) осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

6) осуществление муниципального лесного контроля;

7) наблюдение и сбор информации о состоянии окружающей среды;

8) проведение совещаний, конференций, семинаров, смотров, конкурсов по вопросам охраны окружающей среды;

9) развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры населения города;

9) работу с обращениями граждан по вопросам состояния и охраны окружающей среды;

10) осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды и рассмотрение результатов общественного контроля в соответствии с законодательством;

11) проведение акций по санитарной очистке особо охраняемых территорий города;

12) организация природоохранных мероприятий, направленных на создание условий и обустройство мест массового отдыха населения;

13) установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

14) организация мероприятий, создающих условия для развития экологического туризма в границах городского округа;

15) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Магаданской области и муниципальными правовыми актами.

2.2. Организация мероприятий по охране окружающей среды предусматривает:

Реализацию мероприятий по охране окружающей среды преимущественно через разработку целевых программ охраны окружающей среды и планов мероприятий, утверждаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами в порядке, предусмотренном законодательством и муниципальными правовыми актами;

Осуществление мероприятий по охране окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа в соответствии с действующим законодательством.

III. Деятельность органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды

3.1. Магаданская городская Дума:

Принимает нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа;

Осуществляет контроль исполнения принятых нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;

Назначает публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы, по вопросам охраны окружающей среды при принятии решений, касающихся реализации проектов производственной и иной хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду;

Осуществляет иные полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа в соответствии с законами Российской Федерации и законами Магаданской области.

3.2. Мэрия города Магадана:

Осуществляет разработку и реализацию программ, комплекс мер, прогнозов развития и планов по охране окружающей среды;

Взаимодействует с органами государственной власти, физическими и юридическими лицами в целях организации мероприятий по охране окружающей среды;

Принимает в пределах предоставленных полномочий решения по вопросам экологической экспертизы, делегирования экспертов для участия в государственной экологической экспертизе, осуществления иных, определенных законодательством, полномочий в области экологической экспертизы;

Получает от органов государственной власти информацию об объектах экологической экспертизы, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

Осуществляет ведение учета природопользователей, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа;

Осуществляет координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны окружающей среды и осуществления в пределах предоставленных полномочий проверок соблюдения ими исполнения законодательства, выполнения мероприятий по охране окружающей среды, требований, норм и правил;

Участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

Организует сбор, обработку, анализ информации о состоянии окружающей среды на территории городского округа, организацию информирования населения о состоянии окружающей среды;

Осуществляет организацию и развитие системы экологического образования, формировании экологической культуры среди населения городского округа, освещении экологических проблем в средствах массовой информации;

В области мероприятий по охране окружающей среды оказывает содействие физическим и юридическим лицам в привлечении в установленном законом порядке финансовых средств физических и юридических лиц, благотворительных фондов для проведения природоохранных мероприятий;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

3.3. В целях обеспечения охраны окружающей среды органы местного самоуправления и их должностные лица имеют право:

Запрашивать у физических и юридических лиц информацию о проведении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, об образовании и размещении отходов производства и потребления и наличии договоров с предприятиями, осуществляющими вывоз твердых коммунальных отходов;

(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д)

Получать от органов государственной власти, организаций, осуществляющих экологический мониторинг, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использовать их при принятии решений по оздоровлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности территории городского округа;

Фиксировать факты и передавать материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния в области охраны окружающей среды в соответствующие государственные органы;

Вносить предложения в соответствующие государственные органы о приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

Обладают иными правами, предусмотренными настоящим Положением и нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

IV. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

4.1. Финансовое обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды на территории городского округа является расходным обязательством муниципального образования "Город Магадан".

4.2. Расходы на указанные мероприятия осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Магадан" на соответствующий финансовый год.

4.3. В целях реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" мероприятий по охране окружающей среды могут быть использованы иные источники финансирования, привлеченные в установленном законодательством порядке.

Глава муниципального образования
"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

  • 1. Мероприятием по охране окружающей среды является комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества.
  • 2. К мероприятиям по охране окружающей среды относятся мероприятия:
  • 1) направленные на обеспечение экологической безопасности;
  • 2) улучшающие состояние компонентов окружающей среды посредством повышения качественных характеристик окружающей среды;
  • 3) способствующие стабилизации и улучшению состояния экологических систем, сохранению биологического разнообразия, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
  • 4) предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде и здоровью населения;
  • 4-1) направленные на обеспечение безопасного управления опасными химическими веществами, включая стойкие органические загрязнители;
  • 5) совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и внедрение международных стандартов управления охраной окружающей среды;
  • 6) развивающие производственный экологический контроль;
  • 7) формирующие информационные системы в области охраны окружающей среды и способствующие предоставлению экологической информации;
  • 8) способствующие пропаганде экологических знаний, экологическому образованию и просвещению для устойчивого развития;
  • 9) направленные на сокращение объемов выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов.
  • 3. К мероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены инвестиционные экологические проекты, включающие мероприятия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
  • 4. Типовой перечень мероприятий по охране окружающей среды утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Окружающая среда -- понятие многообразное. С градостроительной точки зрения различают среду, окружающую человека, среду по отношению к производству и отраслям непроизводственной сферы, а также среду для сохранения природы. При рассмотрении вопроса о защите окружающей среды имеется в виду экологический аспект, т. е. оценка, регулирование и прогнозирование влияния человека на природную среду в связи с развитием городов и систем расселения.

Отрицательное воздействие деятельности человека на окружающую среду проявляется в следующем:

  • - загрязнении атмосферного воздуха, водоемов и почв;
  • - исчерпании невозобновляемых природных ресурсов (ряда полезных ископаемых, воды, отдельных видов растительного и животного мира);
  • - нарушении теплообменных процессов -- накопление в атмосфере углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива и уничтожения лесных массивов приводит к повышению температуры воздуха -- так называемому оранжерейному эффекту.

Меры борьбы с отрицательным воздействием человека на окружающую среду разрабатываются на различных уровнях: на отдельных объектах; в пределах районов города; городов в целом и их пригородных зон; в масштабах регионов. На каждом уровне решаются свои задачи и в соответствии с ними намечаются мероприятия по охране окружающей среды, цель которых заключается в том, чтобы человеческая деятельность не вносила в природу каких-либо необратимых изменений, а наоборот, способствовала улучшению окружающей среды.

На стадии районной планировки в области охраны окружающей среды комплекс подобных мероприятий включают в себя:

1) Улучшение санитарно-гигиенических условий путем защиты воздуха, водоемов и почв от промышленных выбросов, снижения производственных и транспортных шумов; Защиту воздушного бассейна от загрязнений можно обеспечить техническими и планировочными средствами.

Технические средства предполагают установку очистных устройств на промышленных предприятиях, применение более качественного сырья и топлива, изменение технологических процессов, особенно с целью предотвращения «залповых» выбросов и ориентации на замкнутые циклы.

Планировочные средства предусматривают установление достаточных санитарно-защитных зон от источников загрязнений до охраняемых объектов, а также учет местных климатических и топографических условий.

Из климатических условий при размещении промышленных предприятий наиболее важное значение имеют: направление преобладающих ветров, особенно летом, как наиболее опасных в санитарно-гигиеническом отношении; скорость ветров (для большинства производств наиболее опасны малые скорости); изменение температуры воздуха с высотой, прежде всего в районах повышенного охлаждения (зимой в таких районах загрязненный воздух не поднимается вверх и не рассеивается, а прижимается к земле); влажность воздуха (при повышенной влажности увеличивается содержание ряда вредных веществ).

Из топографических условий наиболее неблагоприятны для размещения промышленных предприятий замкнутые плохо проветриваемые котловины и долины рек.

Защиту водоемов от загрязнения техническими средствами обеспечивает очистка сточных вод и изменение технологического процесса, способствующее уменьшению общего количества сточных вод. Планировочные средства защиты водоемов от загрязнения предусматривают обоснованный выбор мест сброса сточных вод и правильное размещение новых жилых образований по отношению к местам сброса.

На стадии районной планировки особое внимание обращается на комплексы промышленных предприятий и организацию районных систем, обеспечивающих защиту воздушного и водного бассейнов от загрязнений.

2) Охрану и восстановление природных ресурсов путем: рационального использования полезных ископаемых и подземных вод; рекультивации земель после горных выработок; организации регулируемого стока и предотвращения смыва или размыва почв и грунтов, заиления водоемов, обмеления водотоков;

устранения причин избыточного увлажнения и засоления почв; предотвращения вредного влияния ветровой и водной эрозии; проведения мероприятий, направленных на борьбу с образованием карста, лавин, селей, оползней, оврагов; сохранения лесов, ценных растений и животных;

Для охраны и восстановления природных ресурсов важное значение имеют инженерно-мелиоративные мероприятия и функциональное зонирование территорий с целью установления определенного режима использования каждой зоны. Наиболее крупными инженерно-мелиоративными мероприятиями, предусматриваемыми в районной планировке, являются: для осушения территорий -- строительство дамб обвалования, подсыпка, намыв, дренаж, прокладка водоотводных каналов; для рекультивации земель после горных выработок -- засыпка, Курьеров, устройство в них водоемов, разборка терриконов; для орошения -- создание искусственных водохранилищ и каналов;

для защиты от паводков и эрозии -- устройство набережных, волноломов, бонов, укрепление откосов и т. п.

При функциональном зонировании выделяют территории: благоприятные для гражданского и промышленного строительства различного профиля; сельскохозяйственные; транспортные; специально охраняемые (охранные зоны); исключаемые из застройки (будущие водохранилища, районы залегания полезных ископаемых и т. п.); леса эксплуатационного назначения.

3) Обогащение природных ландшафтов посредством озеленения и разведения, новых для данной местности видов животного и растительного мира. Ниже рассмотрены мероприятия по реализации указанных задач.

Обогащение природных ландшафтов прежде всего предполагает большой комплекс работ по озеленению территорий. Это могут быть вновь создаваемые парки и лесопарки районного значения, зеленые пояса вокруг населенных пунктов, санитарно-защитные, водоохранные и мелиоративные зеленые насаждения. В зависимости от состояния компонентов природной среды в районной планировке разрабатываются рекомендации по инженерно-экологическому зонированию, в результате которого выделяются крайне неблагоприятные (критические), неблагоприятные, ограниченно благоприятные и благоприятные в отношении окружающей среды зоны. При этом обычно учитываются важнейшие факторы природной среды: состояние воздушного и -водного бассейнов, почвенно-растительного покрова. Однако в ряде случаев целесообразно выделять критические зоны и по иным экологическим факторам: санитарно-эпидемиологическим условиям, тепловому, шумовому, электромагнитному и радиоактивному загрязнениям окружающей среды.