На какое расстояние запрещается приближаться к оборванным. Техника безопасности при выполнении работ эксплуатация электроустановок потребителей й устройств электроснабжения железных дорог

Таблица 1.1 Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением

1.3.4. Единоличный осмотр электроустановок, электротехнической части технологического оборудования может выполнять работник, имеющий группу не ниже III, из числа оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку в рабочее время или находящегося на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала, имеющий группу V, для электроустановок напряжением выше 1000 В, и работник, имеющий группу IV, - для электроустановок напряжением до 1000 В и право единоличного осмотра на основании письменного распоряжения руководителя организации.

Осмотр ВЛ должен выполняться в соответствии с требованиями пп. 2.3.15, 4.15.72, 4.15.73, 4.15.74 настоящих Правил.

1.3.5. Работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться в них в сопровождении оперативного персонала, имеющего группу IV, в электроустановках напряжением выше 1000 В и имеющего группу III - в электроустановках напряжением до 1000 В, либо работника, имеющего право единоличного осмотра.

Сопровождающий работник должен следить за безопасностью людей, допущенных в электроустановки, и предупреждать их о запрещении приближаться к токоведущим частям.

1.3.6. При осмотре электроустановок разрешается открывать двери щитов, сборок, пультов управления и других устройств.

При осмотре электроустановок напряжением выше 1000 В не допускается входить в помещения, камеры, не оборудованные ограждениями (требования к установке ограждений приведены в Правилах устройства электроустановок) или барьерами, препятствующими приближению к токоведущим частям на расстояния, менее указанных в табл. 1.1. Не допускается проникать за ограждения и барьеры электроустановок.

Не допускается выполнение какой-либо работы во время осмотра.

1.3.7. При замыкании на землю в электроустановках напряжением 3-35 кВ приближаться к месту замыкания на расстояние менее 4 м в ЗРУ и менее 8 м - в ОРУ и на ВЛ допускается только для оперативных переключений с целью ликвидации замыкания и освобождения людей, попавших под напряжение. При этом следует пользоваться электрозащитными средствами.

1.3.8. Отключать и включать разъединители, отделители и выключатели напряжением выше 1000 В с ручным приводом необходимо в диэлектрических перчатках.

1.3.9. Снимать и устанавливать предохранители следует при снятом напряжении.

Допускается снимать и устанавливать предохранители, находящиеся под напряжением, но без нагрузки.

Под напряжением и под нагрузкой допускается заменять: предохранители во вторичных цепях, предохранители трансформаторов напряжения и предохранители пробочного типа.

1.3.10. При снятии и установке предохранителей под напряжением необходимо пользоваться:

в электроустановках напряжением выше 1000 В - изолирующими клещами (штангой) с применением диэлектрических перчаток и средств защиты лица или глаз;

в электроустановках напряжением до 1000 В - изолирующими клещами или диэлектрическими перчатками и средствами защиты лица и глаз.

1.3.11. Двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.

1.3.12. Порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок определяется распоряжением руководителя организации. Ключи от электроустановок должны находиться на учете у оперативного персонала. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, ключи могут быть на учете у административно-технического персонала.

Ключи должны быть пронумерованы и храниться в запираемом ящике. Один комплект должен быть запасным.

Ключи должны выдаваться под расписку:

работникам, имеющим право единоличного осмотра (в том числе оперативному персоналу), - от всех помещений;

при допуске по наряду-допуску - допускающему из числа оперативного персонала, ответственному руководителю и производителю работ, наблюдающему - от помещений, в которых предстоит работать.

Ключи подлежат возврату ежедневно по окончании осмотра или работы.

При работе в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, ключи должны возвращаться не позднее следующего рабочего дня после осмотра или полного окончания работы.

Одной из наиболее распространенных аварийных ситуаций в электрических сетях является обрыв провода воздушной линии электропередач. Как правило, большую опасность представляют линии электропередач тех электрических сетей, которые работают в режиме изолированной нейтрали, при котором однофазное замыкание на землю - то есть падение провода на землю не приводит к обесточению линии.

Такие линии после падения провода могут находиться в работе некоторое время, пока не будет обнаружено повреждение. Это высоковольтные линии напряжением 6, 10, 35 кВ.

В электрических сетях напряжением 110 кВ и выше любое замыкание на землю является аварийным режимом и обычно отключается быстродействующими защитами. То есть при падении провода на землю в данных электрических сетях линия за доли секунды обесточивается. Но, как правило, не каждый человек знает, как определить класс напряжения линии и соответственно нужно знать как себя вести в случае обнаружения оборванного провода ЛЭП. Рассмотрим правила безопасности, которые следует соблюдать в случае нахождения вблизи оборванного провода ВЛ.

Чем опасно падение провода на землю?

Для начала рассмотрим вопрос о том, чем же опасно падение провода на землю. При падении провода, находящегося под напряжением, на землю или на токопроводящую поверхность происходит растекание токов замыкания. На открытой местности токи растекаются в радиусе восьми метров от точки соприкосновения провода с землей. Если человек попадает в радиус действия токов замыкания на землю, то он попадает под так называемое .

Шаговое напряжение – это такое напряжение, которое возникает между двумя точками поверхности, в данном случае земли, на расстоянии шага человека. То есть если человек в зоне действия токов замыкания на землю делает шаг, то он попадает под шаговое напряжение.

Для того чтобы не попасть под напряжение шага вблизи оборванного провода линии электропередач необходимо соблюдать несколько правил.

Первое, что следует сделать – это покинуть опасную зону, то есть необходимо удалиться от оборванного провода на расстояние более 8 м. Передвигаться в зоне действия токов замыкания на землю нужно «гусиным шагом», не отрывая ноги друг от друга. При этом запрещается прикасаться к каким-либо предметам и другим людям, находящимся в опасной зоне.

Иногда встречаются рекомендации по перемещению в зоне растекания токов прыжками на сомкнутых двух или одной ноге. Сам по себе такой способ перемещения в зоне растекания токов замыкания на землю безопасный, так как при этом ноги человека не разомкнуты, человек касается земли одной точкой. Но при таком способе перемещения можно споткнуться и стать на две ноги на расстоянии шага или упасть на руки. В этом случае человек попадает под действие шагового напряжения, так как соприкасается с землей в двух удаленных друг от друга точках. Поэтому перемещаться из зоны растекания токов замыкания на землю наиболее безопасно «гусиным шагом».

Для работников электроустановок важно знать, что растекание токов замыкания происходит и внутри помещений. В данном случае при падении провода, находящегося под напряжением, токи растекаются на расстояние до четырех метров от места соприкосновения провода с поверхностью пола или токопроводящей поверхности.

Свободное перемещение в зоне растекания токов замыкания, как в помещении, так и за его пределами, возможно только с применением специализированных электрозащитных средств - диэлектрических бот или диэлектрических галошей.

При обрыве провода в местах, где возможно появление людей, до обесточения поврежденной линии необходимо предупреждать приближающихся к месту падения провода людей о возможной опасности удара током.


Правила поведения при обнаружении человека пораженного электрическим током от оборванного провода

Отдельно следует рассмотреть действия в случае обнаружения человека, попавшего под напряжение. В первую очередь следует помнить о том, что до снятия напряжения с поврежденной линии без средств защиты к человеку, попавшего под действие напряжения, приближаться нельзя. То есть необходимо обесточить участок электроустановки или электрической сети, в котором человек оказался под напряжением. Если это невозможно выполнить быстро, то необходимо освободить человека от действия электрического тока или электрической дуги. Правила безопасности при этом следующие.

Если несчастный случай произошел в бригаде энергетиков, производящих ремонтные работы, то, как правило, в наличии есть необходимые средства защиты – диэлектрические перчатки, диэлектрические боты, защитная каска и спецодежда. В таком случае освобождение человека, попавшего под напряжение, осуществляется с применением перечисленных защитных средств.

Также у бригады энергетиков должна быть связь с вышестоящим персоналом, дежурным диспетчером электрических сетей. Поэтому в случае поражения электрическим током человека в результате приближения к оборванному проводу линии электропередач необходимо связаться с дежурным диспетчером для принятия мер по снятию напряжения с поврежденной линии электропередач.

В случае отсутствия , приближение к человеку, получившего удар электрическим током, возможно только «гусиным шагом». Главная задача – освободить человека от действия электрического тока. В случае попадания человека под действие шагового напряжения, его необходимо вытащить за пределы опасной зоны растекания токов. Если человек попал напряжение в результате непосредственного прикосновения к проводу, то следует перед транспортировкой пострадавшего провод откинуть в сторону. Руками провод трогать запрещено, для перемещения провода следует предварительно найти сухую палку.

После того, как человек будет освобожден от действия электрического тока, ему необходимо оказать первую помощь и вызвать скорую помощь для транспортировки пострадавшего в больницу.

Следует отметить, что помимо оборванных проводов, опасность представляют и чрезмерно провисшие провода линии электропередач. Провисание провода может возникнуть из-за ненадежного его крепления, соскакивания изолятора с траверсы опоры. В таком случае высока вероятность падения провода на землю или непосредственно на находящего под линией электропередач человека. Если это высоковольтная линия электропередач, то чрезмерное провисание оголенного провода может привести к поражению электрическим током человека, при условии нахождения человека вблизи провода на недопустимом расстоянии.

Для каждого значения напряжения есть свое значение минимально допустимого расстояния, на котором человек может находиться вблизи провода или другой части электроустановки, находящихся под рабочим напряжением. Например, для провода линии 110 кВ безопасное расстояние составляет 1 м, в случае нахождения человека на более близком расстоянии к проводу, он будет поражен электрическим током.

Также большую опасность представляют собой провода, которые непосредственно земли не касаются, но соприкасаются с другими элементами – деревьями, автомобилями, строительными конструкциями и т.д. В таком случае расстояние, на которое растекаются токи замыкания на землю, может быть значительно больше восьми метров.

/ - корпус; 2 - аппараты для защиты от токов короткого замыкания (плавкие предохранители, автоматы и т.п.); Яо~ сопротивление заземления нулевого защитного проводника; /из - ток короткого замыкания; О - нулевой защитный проводник

В трехфазной четырехпроводной сети четвертый проводник,присоединенный к нейтрали источника питания и используемый в цепи питания электроприемников, называется нулевым рабочим проводником. Одновременно он может выполнять также функцию нулевого защитного проводника.

Проводимость магистрального нулевого защитного проводника (присоединенного к нейтрали источника питания) должна быть не ниже 50 % проводимости фазных проводников. Этим обеспечивается его стойкость на нагрев при прохождении тока однофазного короткого замыкания.

Полное сопротивление нулевого защитного проводника с учетом его индуктивности должно отвечать условию

Расчет зануления состоит в выборе нулевого защитного проводника (материал, поперечное сечение, способ прокладки) и последующем определении тока однофазного короткого замыкания по (10.15).

/ - корпус: 2 - аппараты защиты от токов к. з. (предохранители, автоматические выключатели и т. п.): г» - сопротивление заземления нейтрали источника тока; гп-сопротивление повторного заземления нулевого защитного проводника; "к-ток к. з.: /„-часть тока к. з., протекающая через нулевой провод. ннл: 13- часть тока к. з., протека, кипа я через землю.

Из рис. 6-1 видно, что схема зануления требует наличия в сети нулевого защитного проводника, глухого заземления нейтрали источника тока и повторного заземления нулевого защитного проводника.

а) Назначение нулевого защитного проводника

Пусть мы имеем схему без нулевого защитного проводника, роль которого выполняет земля (рис. 6-2). Будет ли работать такая схема?

Рис. 6-2. К вопросу о необходимости нулевого защитного проводника в сети до 1000 В с заземленной нейтралью.

Чтобы устранить эту опасность, надо обеспечить автоматическое отключение установки, т, е, увеличить ток, проходящий через защиту, что достигается уменьшением сопротивления цепи за счет введения в схему нулевого защитного проводника.
После окончания работы с жидким и газообразным кислородом или жидкостью, обогащенной кислородом, а также после выполнения других работ, при которых одежда пропитывается кислородом, запрещается приближаться к огню или курить.

Если возникает необходимость в механизированной разработке подводной траншеи, то водолазу запрещается приближаться к работающим частям машин (приемному концу всасывающего шланга, ковшу землечерпалки и т. п.) на расстоянии

3) запрещается приближаться на расстояние менее 8 м к находящимся под напряжением железобетонным опорам ВЛ 6-35 кВ при наличии признаков протекания по ним тока замыкания на землю.

При осмотре электроустановок запрещается приближаться к токо-ведущим частям на расстояния меньше указанных в табл. 12.1.

При обнаружении замыкания на землю какой-либо токоведущей части электроустановки выше 1000 В до ее отключения запрещается приближаться к месту замыкания на расстояние менее 4 м в закрытых и 8 м в открытых распределительных устройствах.

В случае обнаружения лежащего на земле оборванного провода ВЛ выше 1000 В запрещается приближаться к нему на расстояние менее 8 м вследствие опасности поражения током из-за высоких значений напряжений шага. Вблизи этого провода следует организовать охрану для предотвращения приближения к нему людей и животных, установить при возможности предостерегающие плакаты, сообщить о происшедшем на предприятие электросетей и дожидаться приезда ремонтной бригады.

При обнаружении признаков стекания тока в землю по железобетонной опоре, что возможно на ВЛ 3-35 кВ вследствие повреждения изоляторов, касания проводом тела опоры и т. п. (испарение влаги из почвы вблизи опоры, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт и др.), запрещается приближаться к опоре ближе чем на 8 м. В этом случае также должны быть приняты меры, предупреждающие приближение людей и животных к опоре, находящейся под напряжением, на опасное расстояние.

На ВЛ на месте производства работ должны быть заземлены все провода линии, а при необходимости и грозозащитные тросы, изолированные от опоры *. Однако на ВЛ 35 кВ и выше при производстве работ на проводе одной фазы или поочередно на проводах каждой фазы допускается заземлять на рабочем месте провод только той фазы, на которой выполняется работа. При этом запрещается приближаться к проводам остальных, незаземленных фаз на расстояния менее указанных в табл. 12.1.

ознакомить бригаду с содержанием наряда или распоряжения, указать границы рабочего места, показать ближайшее к рабочему месту оборудование и токоведущие части ремонтируемого и соседних присоединений, к которым запрещается приближаться независимо от того, находятся они под напряжением или нет;

БП-1-6. При обнаружении замыкания на землю запрещается приближаться к месту замыкания на расстояние менее 4-5 м в закрытых и менее 8-10 м в открытых распределительных устройствах.

До обесточивания контактной сети и ее заземления запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м, а к оборванным концам - ближе 10 м. Тушение без снятия напряжения допускается внутри вагонов подвижного состава, а также горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети, при условии, что струя пены и воды не будет касаться частей, находящихся под напряжением.

Около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения или приближения людей к провисшим и оборванным проводам.

СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО ПРИБЛИЖАТЬСЯ:

  • к проводу, лежащему на земле.
  • к проводам, провисшим низко над землёй.
  • к деревьям, постройкам, машинам, которых касается оборванный провод.

Не подходите к таким объектам. Не пытайтесь поднять провод, убрать его с дороги.

    1. Не паникуйте. Не бросайтесь бежать из зоны поражения. Замрите, глубоко вдохните, оглянитесь по сторонам.

    2. Отсчитайте 8 м от точки, в которой провод касается земли. 8 м - радиус зоны поражения . Визуально расстояние аналогично длине рейсового автобуса.

    3. Прибавьте к полученному расстоянию еще несколько метров, чтобы учесть погрешности глазомера.

    По городской легенде, в советские времена шпионы прыжками приближались к секретным объектам, охраняемым электрическим током

    Выходите из зоны поражения «гусиным шагом» : сведите ноги вместе, не отрывайте их друг от друга и от земли, передвигайтесь мелкими-мелкими скользящими шажками. Таким образом, при ходьбе обе ноги будут находиться практически в одной точке с одним электрическим потенциалом - напряжение между ними не возникнет. Альтернативный способ: покинуть зону шагового напряжения прыжком на одной ноге. Данный способ небезопасен, так как потеря равновесия и падение повлекут за собой неизбежное поражение током.

    4.

    5. Немедленно сообщите об оборванном проводе:

    • 112 .
    • 8-800-333-02-52.
    • 03 .

    6.

    • Сообщите лицу, ответственному за хозяйство (например, председателю Правления садово-огородного товарищества)
  • 1. Признаки поражения электрическим током: судороги, неожиданное падение человека на улице.

    2. Прежде чем приблизиться к пострадавшему, проверьте на расстоянии 8 м. от пострадавшего наличие оборванного или провисшего провода, касающегося земли, строений, деревьев, забора. Поражение электрическим током со стороны может быть принято за обморок или сердечный приступ.

    3. Если у Вас есть подозрения, что травма прохожего может иметь электрическую природу, не приближайтесь к пострадавшему. Известны случаи, когда неравнодушные люди погибали при попытке приблизиться к пораженному электрическим током.

    Оказывать первую помощь пострадавшему вблизи оборванного провода можно только после отключения питания высоковольтной линии электропередачи.

    Предпринять попытку освободить пострадавшего от напряжения используя средства электрозащиты можно ТОЛЬКО если есть 100% уверенность что это провод низкого напряжения (до 1кВ) .

    4. Немедленно сообщите о несчастном случае по телефону службы спасения 112, вызовите скорую помощь по телефону 03.

    5. Предупредите прохожих об опасности:

    • Организуйте охрану места повреждения;
    • Обращайтесь к прохожим с предупреждением;
    • Во время наводнения 2012 г. в Геленджике пятеро человек погибло от поражения электрическим током. Мужчина переходил глубокую лужу рядом с трансформаторной будкой, его ударило током и он скончался на месте. На помощь поспешили две женщины и мужчина. Как только они приблизились к трупу, их тоже поразил сильный электрический разряд. Увидев это, еще один мужчина решил помочь пострадавшим, которые были уже мертвы, и также получил смертельную электротравму.

  • 1. При падении провода на машину водитель должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то это необходимо сделать как можно быстрее


    2. В случае соприкосновения подъемного механизма или других частей машины с токоведущими проводами водитель должен как можно быстро разорвать контакт и отвести подвижную часть механизма от токоведущих частей. Наблюдающий должен сообщить о случившемся владельцу линии и вызвать аварийную бригаду.


    3. Если провод низкого напряжения - изолирующих свойств автопокрышек достаточно для его изоляции от земли. Автомобиль будет под напряжением линии, но ток по нему не потечет. Немедленно звоните по телефону службы спасения 112 . Не выходите из машины и ожидайте помощь.


    4. Если провод напряжения более 1кВ , оно пробъет покрышки - ток будет по корпусу автомобиля утекать на землю. В этом случае, если нет возгорания, находиться в салоне безопасно. Немедленно звоните по телефону службы спасения 112. Не выходите из машины и ожидайте помощь.


    5. Электрический ток напряжением более 1 кВ, протекающий по шинам, вызывает физическое разрушение резины и пробой изоляции. Возгорание шин - сигнал к эвакуации.


    6. Эвакуация из автотранспортного средства:

    • Если у Вашей обуви неустойчивая подошва (например, каблуки) - снимите ее, эвакуируйтесь босиком. Толщина подошвы недостаточна для защиты от электрического тока. А вот потеря равновесия будет смертельной.
    • Выпрыгивайте одновременно на обе плотно сомкнутые ноги.
    • Если вы эвакуируетесь из автобуса - выходите в дальнюю от контакта с проводом дверь.
    • При эвакуации не касайтесь корпуса автотранспортного средства.
    • Отходите из зоны поражения «гусиным шагом»: сведите ноги вместе, не отрывайте их друг от друга и от земли, передвигайтесь мелкими-мелкими скользящими шажками. Таким образом, при ходьбе обе ноги будут находиться практически в одной точке с одним электрическим потенциалом - напряжение между ними не возникнет.
    • Старайтесь не терять равновесие, не увеличивайте ширину шага, не касайтесь земли рукой, не опирайтесь на посторонние предметы, не касайтесь других людей.
    • Отойдите от контакта с проводом на расстояние не менее 8 м. - визуально равно длине рейсового автобуса.

    7. Немедленно сообщите об оборванном проводе:

    • По единому телефону службы спасения 112.
    • В ПАО «МРСК Северо-Запада» по телефону бесплатной «горячей линии»: 8-800-333-02-52.
    • Если есть пострадавшие, вызовите скорую помощь по телефону 03.

    8. Предупредите прохожих об опасности:

    • Организуйте охрану места повреждения;
    • Обращайтесь к прохожим с предупреждением;
    • Не приступайте к работе и не покидайте место падения провода до приезда ремонтной бригады
    • Организуйте оказание первой помощи пострадавшим
    • Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • В 2012 г. при падении строительного крана были повреждены опоры ЛЭП, и оборванные провода обмотали заднюю часть проезжающего пассажирского автобуса. Пассажиры оставались в салоне. После того, как на этом участке было отключено электричество, примерно через час после аварии, пассажиры покинули автобус. Пострадавших нет.
      • Рейсовый автобус зацепил провисший провод ЛЭП 35 кВ и оборвал его. Через некоторое время шины автобуса загорелись, пожар перекинулся на корпус. При выходе в переднюю дверь трое пассажиров попали под действие электрического тока и погибли на месте. Остальные пассажиры эвакуировались через задние двери и не пострадали.
      • Водитель «КАМАЗа» при отсыпке грунта двигался с поднятым кузовом по обочине дороги в охранной зоне линии электропередачи и зацепил один из проводов линии 10 кВ. При выходе из машины, держась за ручку двери машины, он ступил на землю и был поражен смертельно поражен электрическим током.

Наиболее распространенные причины обрыва провода линии электропередачи:

  • Падение дерева на провода во время грозы, урагана, снежной бури;
  • Повреждение опоры в результате автомобильной аварии;
  • Провисание провода в результате перепада температур / под тяжестью снега.
  • В электрических сетях низкого напряжения при обрыве провода электроэнергия по нему продолжает поступать, т.к. изменение силы тока в сети недостаточно для срабатывания систем защиты. Удельное электрическое сопротивление грунта составляет минимум 60 Ом*м. Если бы сопротивление грунта было ниже - аналогично сопротивлению металла, падение провода на землю завершилось бы коротким замыканием и отключением ЛЭП. Но величина сопротивления грунта недостаточна для срабатывания защиты от максимальных токов. При этом величины сопротивления грунта - особенно влажного - достаточно, чтобы он выступил в роли проводника электрического тока.

    Таким образом, при падении электрический провод замыкается «на землю» и возникает новая цепь: ток продолжает утекать в землю, а чувствительности защит недостаточно чтобы его отключить . И если в этот момент без средств электрозащиты коснуться провода или оторвать его от земли, человек становится проводником тока между проводом и землей - это смертельно опасно и шансов выжить в данном случае мало.

    В электросетях напряжением 1-35кВ по технологическим причинам защиты настроены таким образом, что при обрыве одного провода и касания им земли линия не отключается. Опасность аналогична обрыву провода низкого напряжения и усугубляется риском попасть под действие шагового напряжения.

    Невозможно определить степень опасности оборванного провода. В отличие от утечки газа или пожара, электричество не имеет видимых признаков присутствия опасности или запаха, которые могли бы вызвать беспокойство. Человек узнает о том, что попал в зону воздействия электрического тока, когда уже слишком поздно что-либо предпринимать. Электрический ток поражает внезапно и мгновенно.

    Поэтому любой провод заведомо считайте находящимся под напряжением. Даже отключенного провода лучше опасаться, даже если до вас его трогали два десятка человек. В момент, когда вы взяли его в руки, кто-то за несколько сотен метров от Вас может в любой момент времени подать на него напряжение.

    Признаки, однозначно указывающие, что провод находится под напряжением:

    • испарение влаги из почвы вокруг опоры, таяние снега
    • возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт.
    • искрение в месте соприкосновения с землей.
  • Из оборванного провода по грунту расходятся невидимые концентрические круги электрического напряжения - электричество как бы «растекается» по почве. В точке вхождения тока в землю наблюдается высокое напряжение (потенциал равен потенциалу на проводе). По мере удаления от этой точки напряжение снижается и на краю круга оно равно практически нулю.

    РАДИУС ЗОНЫ ПОРАЖЕНИЯ - ДО 8 м.

    Таким образом, любая точка в зоне поражения получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. В момент, когда Ваши ноги касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы, между ногами возникает шаговое напряжение, равное разности потенциалов между этими точками, и из ноги в ногу начинает проходить электрический ток.

    При попадании под шаговое напряжение мышцы ног непроизвольно судорожно сокращаются, пострадавший падает на землю. Ток начинает проходить между новыми точками опоры — в том числе от рук к ногам, что чревато поражением внутренних органов и смертельным исходом.

    • Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • Пятнадцатилетний мальчик, проезжая на лошади под провисшими проводами воздушной линии 6 кВ, коснулся головой провода. Он погиб, была убита и лошадь.
      • Семья отдыхала па берегу реки, поставив палатку под проводами воздушной линии электропередачи. От ветра дерево упало на провода, оборвав провод, и он упал на землю вблизи 15-летней девушки, которая в это время загорала около палатки. Девушка была смертельно поражена электрическим током. Ее мать, пытаясь оказать помощь, приблизилась к телу дочери и тоже погибла.
      • В 2013 г. во время грозы оборванный провод телефонной линии, запутавшийся в ветках деревьев, замкнул линию электропередачи с землей. Четырехлетний мальчик приблизился к проводу и был поражен, мать, пытаясь сына, также погибла.
  • 1. От длины шага - чем шире шаг, тем опаснее поражение.

    2. От удельного сопротивления грунта - влажный грунт проводит электричество лучше, чем сухой. От поражающего эффекта токов низкого напряжения может защитить обувь с толстой резиновой подошвой.

    3. От силы протекающего тока - при оборванном проводе ЛЭП 110 КВ на расстояние шага разница потенциалов составляет 5500 вольт. То есть эффект от шага равнозначен прикосновению к электродам с напряжение между ними до 4000 вольт. Ни одна пара обуви, даже боты электромонтера, не смогут защитить от напряжения такой величины.

В случае обнаружения снижения сопротивления изоляции проводов проводник обязан вызвать поездного электромеханика.

Проверка СКНБ при приёмке вагона в рейс. Положение главного пакетного переключателя в пути следования.

Проводник при приёмке вагона в рейс обязан визуально проверить состояние датчиков СКНБ и проводов к ним, в вагоне включением тумблера в режим проверки убедиться в исправности Системы Контроля Нагрева Букс.

В пути следования главный пакетный переключатель обязательно должен находиться в положении «Нормальный режим», или если используется низковольтная аварийная магистраль в положении «Подача в магистраль» или «Питание от магистрали» соответственно.

Виды заземления электрооборудования в вагоне. Какое оборудование необходимо заземлять?

В пассажирских вагонах используется два вида заземления:

· защитное заземление (см. п.16 ) в вагоне заземлены на корпус вагона путём соединения с металлом кузова все корпуса потребителей электроэнергии (кожух котла отопления, электрощит, светильники, водоохладитель и другие электроустановки напряжением выше 42 В .)

· рабочее заземление обеспечивает условно-обратную цепь высоковольтного отопления вагона (с корпуса вагона на раму тележки, с тележки на корпус буксы и далее через колёсную пару на рельсы).

О том, какие электроустановки должны быть заземлены, см. п.15.

Какие бытовые и нагревательные электроприборы разрешается подключать в вагоне?

В пассажирских вагонах разрешается подключение адаптированных под напряжение вагона пылесосов, настольных ламп, если они предусмотрены конструкцией вагона и электробритв. Остальные электроприборы подключать запрещается.

При нахождении на электрифицированных участках пути необходимо соблюдать особую осторожность:

Запрещается приближаться к контактной сети на расстояние менее 2 м , т.е. подниматься на крышу вагона;

Запрещается приближаться к оборванному контактному проводу и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли или заземлённых конструкций на расстоянии менее 8 м , так как существует опасность попадания в зону шагового напряжения.

На какое расстояние нельзя приближаться к контактной сети?

Запрещается приближаться к контактной сети на расстояние менее 2-х метров.

На какое расстояние нельзя приближаться к оборванному контактному проводу, находящемуся под напряжением? Меры безопасности при выходе их опасной зоны.

Запрещается приближаться к оборванному контактному проводу на расстояние менее 8-ми метров. Для выхода из опасной зоны применять меры безопасности, описанные в п. 10 .

При обнаружении оборванного контактного провода работником железнодорожного транспорта, последний должен оградить опасную зону и немедленно сообщить лично или через кого-либо ДСП об обнаруженном обрыве.