Наказание раскольникова. Как и за что наказан Родион Раскольников? (по роману Ф.М

Но жизнь оказывается сложнее и мудрее одержимых, исступленных слепцов, рано или поздно она торжествует над ними. Солгал-то он бесподобно,- говорит Раскольникову следователь Порфирий Петрович,- а на натуру-то и не сумел рассчитать. Заметим, что в ходе преступления и наказания нравственное сознание героя остается спокойным. Даже на каторге совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Теория деления людей на властелинов и тварей цепко держится в его уме, контролирует почти безраздельно его сознание.

Почему же тогда герой идет предавать себя, почему сознается в своем преступлении? На явку с повинной Раскольникова толкают не разум, не убеждения, а какие-то другие силы, к которым нужно присмотреться внимательно. На следующее утро после преступления героя вызывают в полицейскую контору.

Его охватывает отчаяние, цинизм гибели. По дороге он готов признаться в убийстве: Встану на колена и все расскажу. Но узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, Раскольников ощущает прилив радости, которая в глазах окружающих непонятна и подозрительна. Когда порыв радости проходит, Раскольников смущается своей опрометчивостью.

Ведь в нормальном состоянии он вел бы себя иначе и никогда не позволил бы интимностей в разговоре с полицией. Радость мгновенно сменяется чувством страха. Герой начинает замечать на себе вопросительные взгляды представителей закона и испытывает внутреннее замешательство. Подозрительность разрастается, превращаясь в мучительное чувство одиночества, отчужденности от людей: …Теперь, если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце.

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта игра иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужден-(*53)ной позиции. Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.

Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества. Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. Язык фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей язык души.

Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его. Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми. Эта диспропорция касается и внутреннего мира Раскольникова: болезненное чувство подозрительности возникает у него прежде всего по отношению к самому себе, возбуждает постоянную рефлексию, бесконечные сомнения. В поисках выхода из нее и скрывается психологическая причина странной на первый взгляд тяги Раскольникова к следователю Порфирию.

В поединке с Раскольниковым Порфирий выступает чаще всего как мнимый антагонист: спор со следователем – отражение и прямое подчас выражение спора Раскольникова с самим собой. Привязанность героя к Порфирию не столько внешняя – страх юридического наказания,- сколько внутренняя: Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом. Герой сомневается в натуральности своей психологической игры со следователем и потому, что умный Порфирий хитрит, и потому, что Раскольников теряется в самом себе.

Вне всяких юридических ловушек реакция Раскольникова на жизнь изнутри лжива и неестественна. Хлопотливая болтовня Порфирия для него – лучшая мышеловка: она раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он психологически не убежал от следователя. Достоевский показывает трагедию актерства Раскольникова, тщетность его попыток рационально проконтролировать свое поведение, рассчитать самого себя. Этому (*54) тоже надо Лазаря петь…

и натуральнее петь! – думает Раскольников по дороге к Порфирию Петровичу.- Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно ничего не петь. Нет, усиленно было бы опять ненатурально…

Ну, да там как обернется… посмотрим…

сейчас… хорошо или не хорошо, что я иду?

Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо! Храня в себе тайну преступления, герой не может спастись от лжи. Он старается натурально петь в условиях, исключающих такую натуральность.

Вот он усиленно законфузился – уже симптом того, что натура хитрее расчета и сама себя выдает, высовывает язык. Вы, кажется, говорили вчера, что желали бы спросить меня…

форменно… о моем знакомстве с этой… убитой? – начал было опять Раскольников,- ну зачем я вставил это кажется? – промелькнуло в нем как молния.

Ну зачем я так беспокоюсь о том, что вставил это кажется? – мелькнула в нем тотчас же другая мысль как молния. И вдруг он ощутил, что мнительность его от одного соприкосновения с Порфирием, от двух только слов, от двух только взглядов, уже разрослась в чудовищные размеры… и что это страшно опасно: нервы раздражаются, волнение увеличивается. Беда!

Беда!… Опять проговорюсь. Порфирий понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса по форме – нельзя, по части логической казуистики он силен.

Героя подводит другое – внутреннее ощущение своей преступности. Поэтому Порфирий смело открывает перед ним психологические расчеты: Что такое: убежит! Это форменное; а главное-то не то;…он у меня психологически не убежит, хе-хе! Каково выраженьице-то!

Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать. Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!…

И все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и – хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно-с, хе-хе-хе! Вы не верите? Тем не менее Порфирий уходит от читателей романа и его героя, согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова. Не Порфирию суждено стать спасителем и исцелителем Раскольникова, который не признает себя виновным перед юридическими постановлениями мира сего и их исполнителями: В чем я виноват перед ними?…

Они сами (*55) миллионами людей изводят. В ходе допросов следователь действительно менее всего глядел на Раскольникова. Душа героя его интересовала лишь с юридической точки зрения, как средство, используя которое можно ловко подловить преступника.

И менее всего интересовал Порфирия живой, страдающий, потерявший себя, ищущий защиты и покровительства человек, с которым нужно обращаться бережно. Порфирий же, напротив, испытывает какое-то садистское наслаждение муками жертвы.

Есть в его психологии что-то от будущего Иудушки Головлева, героя романа М. Е.

Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы. Та же паутина липких, лживых слов, та же паучья хлопотливость. Не исключено, что Салтыков-Щедрин, работая над романом, помнил о Порфирии Достоевского и дал Головлеву его имя.

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.

"Преступление и наказание" — в чём состояло наказание Раскольникова?

    Если смотреть на вопрос очень поверхностно, то это каторга, в наказание за убийство. Однако, за такой ответ любой учитель поставит вам два. Основное наказание Раскольникова состояло в его душевних муках и терзаниях на почве ложных теорий. Взять хотя бы ту, про людей-Наполеонов. Он ведь и старушку то убил не для общества, в чем пытался убедить в первую очередь себя, а чтобы доказать (опять же себе), что он Наполеон. Что он особенный человек, который сможет переступить через сделанное и идти дальше. Но он не смог. Он ни на секунду не мог забыть об убийстве и собственными руками убивал себя в моральном плане. Эти душевные терзания и стали главным наказанием Раскольникова, благодаря которым он в итоге и осознал правду мир состоит из Наполеонов, кричащик о своей уникальности, но не желающих слушать друг друга. Истиные же идеалы людей существуют, но их ничтожно мало, и никто не знает, где их искать. Таким идеалом является Соня, на чей путь он в итоге и вышел.

    Если под заслуженным наказанием понимать государственное обвинение, то Родион Раскольников получил 8 лет каторги в Сибири и 5 месяцев ареста. В его деле были обнаружены смягчающие обстоятельства поэтому наказание за убийство двух человек было довольно мягким. Вероятно, к смягчающим отнесли то, что сейчас называют состоянием аффекта, в котором пребывал Раскольников и асоциальный стиль жизни который вела одна из жертв. Возможно сыграло свою роль и раскаяние которым мучился преступник. Ведь муки совести тоже своего рода наказание. Раскольников через душевные терзания на грани сумасшествия осознал свою вину и продолжал винить в преступлении себя все время пребывания на каторге. Однако, стоит отметить, что помимо наказания Раскольников получил право и на новую жизнь, он встретил настоящую любовь, а уже одно это может говорить о прощении которое Родион получил от бога и от людей, в том числе от автора.

    Бедственное положение окружающих давит на главного героя. Повсюду ему встречаются пьяницы, вынужденные вести подобный образ жизни из-за бедности, проститутки, готовые жертвовать собою ради того, чтобы прокормить и себя, и семью, несчастные женщины, еле-еле сводящие концы с концами для того, чтобы воспитывать детей. Он жил в коморке, напоминающую душный и тесный шкаф, бросил учебу в университете, так как не было возможности оплатить ее.Плюс ко всему решение сестры выйти замуж за нелюбимого человека, ради помощи брату- Родиону. Все это переполнило чашу главного героя. Раскольников страдал от того, что стал похож на тех, кого до этого презирал. Он ненавидит Лужина и Свидригайлова, но их объединяет совершение ими преступлений и прочих дурных поступков. В какой то момент он не выдерживает раскола внутри своей личности и решает признаться в содеянном. Наказание совести становится для главного героя страшнее, чем страх каторги или тюрьмы. Борясь на протяжении всего романа с самим собой, он решает сдаться и освободить себя от душевных мук, так долго его терзающих. Наконец, получив наказание физическое, он освобождается от наказания внутреннего

    Думаю, что самое главное наказание, самое тяжелое, для Раскольникова за убийство им двух невиновных женщин, это наказание совести, страх, что вот-вот все раскроется, что узнают, что это он совершил убийства. Жить в таком состоянии очень тяжело. Плюс еще та нищета, в которой он вынужден был существовать. Тем более у него было мать и сестра, которая хотела связать свою жизнь с нелюбимым человеком. Он хотел доказать сам себе, что он не тварь дрожащая. Но на самом деле кем он оказался? Наполеоном? Вряд ли.

    Что касается наказания физического, то он получил за убийство каторгу на восемь лет. По сути он заслужил бы больше, но учитывая его раскаяние, жалкое существование, да то, что он уже фактически был вымучен содеянным, он уже понес значительную часть наказания.

    Так и хочется ответить, что сам убил и сам себя же наказал герой. Нет, закончилось вс красиво с точки зрения закона: виновный отбывал наказание за свои поступки — казалось бы и ответ можно завершить на этом — нельзя.

    Родион и заболел-то сразу после убийства именно на почве переживаний и душевных мук. И если стресс его отпустил спустя время, то душевные муки нет.

    Острее всего степень этих мук можно понять по двум моментам: когда не верующий в Бога парень просит мать за него молиться потому, что е молитва будет услышана.

    Второй момент касается женщины, которая просила милостыню на мосту: он отдал ей последние свои деньги четко задавая себе вопрос: Почему она решила, что мне лучше, чем ей?.

    При этом сразу же сам на этот вопрос ответил. И ответ был опустошенный предвкушением конца всего.

    Таких моментов осознания в книге много.

    Та и осознание любви к Соне чткое пришло в местах, где чувствами нельзя насладиться. Хоть девушка рядом и была, но когда е рядом не было, он не мог ничего изменить в этом. Мог только ждать перемен и вестей — заложник жизни и обстоятельств.

    Если честно, то (как у читателя) у меня сложилось впечатление, что автор намекнул на его наказание еще и в том, что парень купился на идеалы Наполеона — это мнение лично мо. Не будь их, не было бы и преступления в виде двух убийств.

Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом: ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести: неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести в себе нравственную муку и нежелание смириться, принять законы и мораль того мира, который он глубоко презирает.
«Двойники" Раскольникова в романе.
Мотив «двойника» как темного второго «я» человека. Образ Лужина (чтение и анализ гл.З ч. 1, гл. 5 4.2. гл. 2,3 4.4, гл. 1,3 ч.5). Образ Свидригайлова (чтение и анализ гл. ,3 ч. 1, гл. 1,2 4.4). Смысл сопоставления Раскольникова, Свидригайлова и Лужина. Основное средство самораскрытия героев-«двой- ников»-диалог, сюжетные параллели Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова
Эпилог.
Разочарование Раскольникова в себе. Антигуманный, преступный характер идеи Раскольникова при- ... менительно к будущему человечества (сОн). Каторга и как юридическое наказание, и как исход, как очистительное страдание. Неприятие, ненависть к Раскольникову каторжан. Отказ Раскольникова от теории посредством веры и любви.

48 (Д). РАСКОЛЬНИКОВ И ПОРФИ- РИЙ ПЕТРОВИЧ
Порфирий Петрович как идейный антагонист Раскольникова. Поединки Раскольникова с Порфи- рием Петровичем. Мастерство следователя, который, по теории Раскольникова, относится к «низшему» разряду людей, в опровержении этой теории Чтение и анализ гл. 5 ч 3. гл. 5. ч. 4; гл. 6 ч.З, гл 2, 7, 8 ч. 4.
49. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО
См. 9 класс, темы № 37-38.
50. «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ
РАССКАЗЫ- Л.Н. ТОЛСТОГО
В 1853 году начинается русско- турецкая война, а в 1854 г. Толстой просит о переводе в действующую армию. Так Толстой побывал в осажденном Севастополе, где он имел возможность наблюдать простых солдат. В тот период Толстым были написаны три рассказа: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (1855-1856). Особенность повествования. Лейтмотивные сюжетные мотивы. Возникновение «наполеоновской темы». Историзм. Тщеславие как основной стимул людей, стоящих у власти. Непобедимость духа русского народа.
Рассказ "Севастополь в декабре» (первый рассказ цикла) является ключевым, т.к. в нем формируется эстетический идеал, с высоты которого освещаются дальнейшие этапы обороны. В этом рассказе Толстой изображает будничных людей. Основная причина героизма участников обороны - любовь к родине. Основной стимул круга людей, стоящих у власти - тщеславие.

51. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869) сначала замышлялся Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году - «эпохе заблуждений и несчастий... героя... . (...) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года». Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его - показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации. Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов. Основа романа - исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа «Война и мир». Жанровая особенность - роман-эпопея. Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания - общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода. Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он яв- 52. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А.П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом. Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова). Развлечения «золотой» молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира. Анализ фрагментов: т.1, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25.
Семья Ростовых и Болконских. Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка. Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А.П. Шерер. Отношение к войне.(т. 1 ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь I. семьи Болконских в Лысых Горах. ерНравственные ценности семьи. I (т.1, ч. 1, гл. 22-25). Сходство и | различие семьи Болконских и Ро- I стовых.

Еще по теме 48 (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»:

  1. три великих этических проблемы (нравственное мировоззрение Достоевского).
  2. 48. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866)
  3. 48 (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
  4. Ю. И. С О X Р я К о В, Г. М. ХОЛОДОВАПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ПОСЛЕДНИХ АНГЛИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ МОНОГРАФИЯХ

Родион Раскольников пришиб старушку-процентщицу и зарубил ее беременную сестру Лизавету, затем около двух недель «слонялся» по Петербургу, после чего доведенный угрызениями совести пришел в полицейский участок с повинной. Всем со школьной скамьи знаком сюжет романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Тем не менее, нет однозначного взгляда на произошедшее, и активно ведется спор о причинах совершения этого преступления.

Ужасающая теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» является особой философской подоплекой романа. Желание главного героя проверить свои силы, понять, к какому типу людей он относится и может ли считать себя полноправным вершителем человеческих судеб, толкает Родиона на совершение преступления, но едва ли теория о сверхчеловеке служит первопричиной. Она зародилась в его сознании еще в то время, когда он посещал лекции, писал статьи и давал уроки (вел нормальную жизнь человека, у которого есть кусок хлеба и занятие), но глубоко засела в его голове и пустила там корни тогда, когда мир вокруг него начал постепенно разрушаться: Раскольникову не хватало денег, он потерял уроки, перестал ходить в университет, задолжал хозяйке. Он опускался все ниже, перестал следить за собой, но амбиции молодого человека, имеющего много планов на будущее, знающего, что он способен на многое, не позволяют ему смириться с нищетой и унижениями. В то же время Родион не видит выхода из сложившейся ситуации, среда «заедает» и губит его, а замкнутость и погруженность в себя мешают герою обратиться за помощью к друзьям и близким. В это время его представление о справедливости и входит в известное русло: убийство «вредной» старухи оказывается в глазах Раскольникова правым делом.

Преступление совершено. Последствия его необратимы. Раскольников очнулся от страшного наваждения практически мгновенно. Он не может не терзать себя, потому что, в сущности, является хорошим человеком, в силу сложившихся обстоятельств не справившимся с угнетающими его жизненными условиями. Не возникает сомнений в том, что он нежно любит своих близких, всегда готов подставить им плечо, а также способен тонко прочувствовать боль незнакомых ему людей, оказавшихся в беде, отнестись к ним с пониманием и прийти на помощь. Значит, не сможет он простить себя за свершенное им преступление, совесть не позволит ему смириться с убийством ни в чем неповинных людей. Он не сразу осознает свою вину и поначалу винит во всем неудачу, но муки гложат его душу и не дают забыться. Явка с повинной — это лишь вопрос времени.

Полное возрождение героя происходит на каторге. Предоставленный в своих мыслях самому себе, но и под чутким присмотром Сони Раскольников пробуждается и получает возможность трезво взглянуть на произошедшее. Затуманенный его разум просветляется. Родион и Соня сидят рядышком и читают Библию. Читатель понимает, что теперь их ждет новая жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!