Намаз лучше чем. Зачем я делаю намаз

Правоверные мусульмане должны обязательно овладеть чтением намаза. Как же быть тем, кто едва хочется обучиться этому занятию? Первое время возможно начать читать намаз, как обычную молитву без соблюдения важных правил этого обряда.

Что происходит когда собака облизывает лицо

Преимущества употребления кофе

9 самых жутких пыток древнего мира

Намаз для мужчин

Чтобы прочесть намаз вам нужно будет сделать следующее:

  • подготовить одежду и тело к этому обряду (намаз совершается только в чистой одежде);
  • наизусть выучить суру, которая носит название «Аль-Фатиха»;
  • встать на время совершения намаза лицом в ту строну, где находится Мекка.

Намаз для женщин

Женщине важно уточнить, можно ли ей делать намаз. На тот случай нет запретов для беременных женщин. Им можно читать молитву сидя и даже лежа, если беременность протекает тяжело. Женщина в период месячных, послеродовом состоянии и при гинекологических заболеваниях, сопровождающихся кровотечением, запрещено совершать обряд. В этих случаях женщина считается нечистой.

Перед обрядом женщине нужно совершить малое омовение лица, ног до щиколоток и рук до локтей, а также стереть лак с ногтей. Женщинам разрешается совершать намаз в мечети, в специальном женском зале, а также дома. Порядок чтения молитвы идентичен и для женщин, и для мужчин.

Как научиться делать намаз?

Кто только только принял мусульманскую веру смогут научиться делать намаз, наблюдая, как его делают другие мусульмане. Со временем процесс чтения молитвы можно довести до автоматизма. Если вы учитесь читать намаз в мечети, то совсем необязательно повторять все слова молитвы за другими мусульманами. Для этого достаточно лишь повторять в конце слово «Аминь».

15 признаков того что ваша душа очень молодая

10 признаков того, что вас посетил ангел

В какой позе лучше спать

  1. Нужно встать лицом к Мекки и на время чтения молитвы повторять все действия суру «Аль-Фатиха». Важно чтение вслух, дабы слышать самого себя. Буквы суру нужно говорить без малейших искажений.
  2. Тем, кто уже начал изучать суру «Аль-Фатиха» и знает наизусть хотя бы одну суру, нужно повторять ее несколько раз. Это необходимо, чтобы произнести такой же объем текста, что и при чтении вслух суры полностью.
  3. Если же еще не смогли обучиться и прочесть суру по всем правилам, то при проведении намаза можно читать одну из частей, заимствованных из Священного Корана. При этом в отрывке не может присутствовать менее, чем 156 букв.
  4. Для совершения намаза без знания суру «Аль-Фатиха» либо частей из Священного Корана можно только проговорить слова, используемые для поминания Аллаха. Их еще называют зикры. Как вариант, можно произносить следующие зикры: «Субхана-ллах, уа-ль-хамду-ли-ллях, уа ля иляха илля-ллах, уа-ллаху Акбар». В переводе это прозвучит так: Аллах всемогущ, нет божетсва, кроме него, Хвала Аллаху.
  5. На тот случай, когда вы не сможете прочитать наизусть ничего из перечисленного выше, то можно просто 20-ть раз проговорить «Аллаху Акбар». Тем, кто не может прочитать ничего, можно молча постоять на протяжении того времени, которое потребуется для чтения суру «Аль Фатиха».

В среднем у новичков на изучение намаза уходит от одном до двух недель. Этого времени достаточно, чтобы в спокойном темпе изучить суру «Аль-Фатиха». Многие испытывают трудности при чтении намаза на начальном этапе.

Нет ничего страшного в том, что на первых порах вы будете читать всего несколько зикр Аллаху. При правильном подходе к изучению суру уже через месяц вы будет читать намаз без запинки.

Научиться делать намаз вам поможет следующее видео.

Одним из обязательных столпов ислама, который должен выполнять каждый мусульманин, является пятикратная молитва (салят) Всевышнему Аллаху в установленное время суток. При этом, для совершения намаза должны быть соблюдены определенные условий. Как правильно совершать намаз и что должен знать каждый мусульманин перед его совершением?

Как правильно читать намаз – подготовка

Прежде чем приступить к намазу, необходимо выполнить малое (вуду) омовение или, при необходимости, полное (гусл).

Помимо омовения должны быть выполнены еще следующие условия:

  • Облачение. Для женщин позволяется оставить открытыми ступни ног и кисти рук, лицо. При этом голова, в том числе и волосы, должны быть покрыты. У мужчин голова остается не покрытой.
  • Молитва должна совершаться по направлению к Каабе (Мекка, Саудовская Аравия).
  • Для определенной молитвы должно соблюдаться определенное время.
  • Нужно выразить намерение совершить намаз (в душе).

Если все перечисленные пункты выполняются, то можно начинать совершать намаз.

Как правильно читать намаз. Пять обязательных суточных намазов: названия и время выполнения

  • Фаджр – утренний намаз. Этот салат выполняется с наступлением рассвета и до полного восхода солнца, когда солнце полностью пересекает границу горизонта.
  • Зухр – полуденный намаз. Можно молиться через несколько минут после того, как солнце минует зенит. Период, в который нужно успеть помолиться заканчивается с началом молитвы намаза аср.
  • Аср – предвечерний намаз. Начало примерно за два часа до заката солнца и нужно успеть до того, как солнце начнется скрываться за горизонт.
  • Магриб – вечерний намаз. Следует совершить вечернюю молитву сразу после захода солнца, до момента, пока еще есть вечернее зарево.
  • Иша – ночной намаз. С наступлением позднего вечера, когда уже на улице совсем темно, можно совершать иша-намаз. Его время охватывает всю ночь до рассвета.

Как правильно читать намаз – правила

Рассмотрим совершение намаза на примере утреннего фаджр-намаза (состоит из 2 ра’каатов). Важно, молящийся читает намаз про себя или шепотом.

  • Встаньте по направлению к Каабе. Опустите руки вдоль туловища и нужно смотреть на пол, примерно в метре от себя. Глаза не закрывать.


  • Затем руки сгибаются в локте, поднимаются открытые ладони от себя до уровня ушей, произносится такбир: «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик!). При этом пальцы должны быть соединены вместе. После произношения такбира нельзя делать какие-либо действия, которые могут нарушить намаз, потому что он не будет учтен Всевышним (смеяться, разговаривать, смотреть по сторонам, что-то чесать и так далее).


  • После руки соединяются на животе выше пупка. При этом правая кисть кладется на левую, обхватывая ее в запястье. Начинается первый ра’каат намаза. Читается сана – восхваление Аллаха:

«Субханака-ллахумма ва-би-хамдика ва-табарака-смука ва-та’ала джаддука ва джалла сана’ука ва-ла ‘илаха гайрук» («Преславен Ты, о Аллах, Своей Чистотой! Начинаем с хвалы Тебе. Благословенно Имя Твое. Велика Сила Твоя. Могущественна Слава Твоя. Нет божества, кроме Тебя»).


  • После произносится: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого и отверженного шайтана!»).
  • Далее, необходимо прочесть суру Аль-Фатиха («Открывающая»).

Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим.
Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-аламин.
Ар-рахмани-р-рахим.
Маалики йавми-д-дин.
Иййака на’буду ва иййака наста’ин.
Ихдина-с-сираата-ль-мустакиим.
Сираата-л-лязиина ан’амта алейхим.
Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-дааааллиин.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров,
Милостивому, Милосердному,
Властелину Дня воздаяния!
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Веди нас прямым путем,
путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

  • После завершения открывающей суры, нужно произнести: «Аминь!» и сразу читается еще одна сура. Это может быть сура «Ан-нас» (Люди), «Ал-ихлас» (Очищение веры), «Ал-фалак» (Рассвет) или любую другую наизусть.
  • После второй суры опять произносится такбир «Аллаху Акбар» с поднятием рук и совершается поясной поклон (руку). При этом открытые ладони опускаются на колени, произносится: «Субхана раббийа-ль-азим!» (Слава Господу Величайшему!) – 3 раза.


  • Потом, поднимаясь, говорится: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» (Аллах слышит тех, кто возносит хвалу Ему!).
  • При полном выпрямлении: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» (Господи наш, вся хвала только Тебе) и такбир: «Аллаху Акбар!».


  • После такбира делается земной поклон (суджуд). Он выполняется следующим образом. Колени начинают сгибаться, потом нужно встать на них, затем опустить руки перед собой и коснуться лбом и носом пола. Руки в это время должны быть сомкнутые на уровне ушей. При этом ступни остаются на носочках. Произносится: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» (Слава Господу Всевышнему) – 3 раза.


  • Затем такбир и, не вставая, сесть на левую ногу, согнув ступню под себя носком внутрь, а правую выпрямить параллельно полу. Ладони кладутся на колени, пальцы соединены и руки лежат вдоль бедер. Затем опять произносится «Аллаху Акбар» и совершает второй поклон с троекратным повторением фразы: «Субхана раббийа-ль-а’ля».


  • Далее, такбир «Аллаху Акбар» и нужно встать в обратном порядке. Сначала отрываются от пола руки и голова, а затем нужно встать с корточек и выпрямится. Так заканчивается первый ра’каат.


  • Далее следует повторение первого ра’каата и в конце второго поясного поклона, произносится такбир и опять нужно сесть на ноги. При этом указательный палец правой руки нужно выпрямить по направлению к Каабе. Читаются молитвы «Ташаххуд» и «Саляват». Во время этих молитв выпрямленный палец должен двигаться вверх-вниз не останавливаясь.

«Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму ‘алайка аййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму ‘алейна ва-‘аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду ‘ал-ля ‘иляха иля-ллаху, ва-‘ашхаду ‘анна Мухаммадан ‘абдуху ва-расулух!» (Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.)

Салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама саллайта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид» (О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик. О Аллах! Окажи Мухаммаду и его семье щедрость Свою, как Ты одарил щедростью Своей Ибрахима и семью его. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик).


  • После салавата нужно повернуть голову вправо и произнести: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах» (Мир вам и милость Аллаха), а затем влево и снова: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах».
  • Намаз фаджр закончен. Все остальные намазы, кроме магриба, состоят из 4 ра’каатов. После первых двух, когда проговорен ташахуд до «Ашхаду ‘ал-ла ‘иляху илла-лляху …», снова говорится такбир «Аллаху Акбар!», нужно подняться и повторить еще раз два ра’каата. Магриб состоит из 3 ра’каатов.


Прежде чем начать молиться, необходимо ознакомиться с тем, когда нельзя совершать намаз, что нарушает намаз, как правильно делать омовение и многое другое. Сначала может показаться, что все очень сложно, но это не так! Самое главное, что после молитвы вы будете ощущать внутренне спокойствие и удовлетворение! Мир вам и благословение Аллаха!

Одним из первых вопросов, который задают мусульмане при знакомстве друг с другом, является вопрос «Читаете ли вы намаз?». Этот вопрос служит критерием, помогающим определить, является ли человек, которого они встретили, настоящим мусульманином. Поскольку называть себя мусульманином - одно, а быть мусульманином - совсем другое.

Пятикратный ежедневный намаз составляет основу ислама и является одной из характеристик, отличающих мусульманина от остальных людей в этом мире. Посредством совершения молитвы и восхваления Всемогущего Аллаха мы можем наполнить смыслом любое наше действие. Так почему же тогда мы сталкиваемся с проблемой выполнения намаза?

Моя первая `Умра стала одним из самых важных событий в моей жизни и произвела на меня неизгладимое впечатление. Нахождение рядом с Каабой до глубины затронуло мою душу. Было удивительно находиться на том самом месте, где ходил и молился наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха), как это делали все пророки, жившие до него.

Но больше всего в Мекке меня поразил призыв к утренней молитве (Фаджр). Тысячи людей появились со всех сторон и направились в сторону Каабы для совершения молитвы.

Вставать в середине ночи было совсем не сложно - настолько захватывающим представлялось совершение молитвы в Каабе. Тогда, двигаясь вместе с огромной толпой, я все время думал о том, как же все это будет происходить, когда я вернусь домой.

Те, кто встает и идет в мечеть для совершения утреннего намаза, составляют, конечно, меньшинство, не так ли? Вдалеке от Мекки, очень легко проигнорировать азан и не вставать с постели.

В особых случаях, таких, как Рамадан, или в период совершения паломничества, кажется, что совершать молитву и соблюдать предписания Ислама гораздо легче. Как много среди нас тех, кто, например, посещает таравих в мечети в месяц Рамадан, если иногда мы можем даже пропустить один или два обязательных (фард) намаза?

Один из парадоксов жизни заключается в том, что мы хотим быть хорошими, а сами наступаем на те же грабли и совершаем поступки, о которых позже сожалеем.

Насколько же странным является творение по имени человек! Мы можем совершенно спокойно часами сидеть перед телевизором или проводить время в Интернете за пустыми разговорами, но мы не можем выделить десять минут на совершение намаза.

Конечно, мы прибегаем к намазу, когда нам что-то нужно. В этом случае молитва вообще не является для нас проблемой. Необходимость в ней возникает вполне естественно и никаких неудобств не доставляет. В тот момент, когда самолет начинает падать из-за отказа двигателя, даже самый нерелигиозный человек на борту поднимает руки, моля о помощи. Когда у любимого человека диагностируют тяжелую болезнь или, когда мы очень хотим, чтобы интервью прошло хорошо, мы молимся.

Слова азана

Слова азана призывают нас к молитве и безопасности. Нет большей безопасности, чем знать, что ты находишься в присутствии Всевышнего Аллаха, Который управляет всем на этой Земле. Мы постоянно переживаем и тратим кучу времени на беспокойство о том, что может произойти, в то время как все происходит по воле Аллаха и нет смысла чего-либо бояться.

Как же это прекрасно, например, вставать в середине ночи, когда вокруг тишина и умиротворение и падать ниц в молитве перед Творцом Небес и Земли. Рядом никого нет, и мы можем полностью раскрыться перед Ним, излив свою душу, прося, умоляя и выражая благодарность.

Если мы хотим что-то попросить у друга, мы должны c формулировать нашу просьбу такими объяснениями: «Ты не мог бы одолжить мне то-то и то-то, потому что...». Если мы просим у Аллаха, то нам не нужны объяснения. Он лучше нас знает о том, что нам нужно. Все, что мы должны делать, это совершать намаз, падая ниц перед Всевышним. Сами движения, выполняемые в намазе, расслабляют наше тело и способствуют упорядочиванию нашей жизни. В присутствии такого величия, наша жизнь становится очень хрупкой и быстротечной.

Для мусульман призыв к молитве звучит как сирена воздушной тревоги. Во время войны или опасности воздушная сирена подает гражданам сигнал о необходимости бежать в укрытие. В такой ситуации никто не раздумывает о том, что делать. Звучит сирена и вы устремляетесь в безопасное место настолько быстро, насколько можете.

То же самое можно сказать и об азане. Только он призывает нас скрыться не от бомб, падающих с неба, а от повседневных забот и тревог нашей жизни, которые часто являются для нас угрозой. Он призывает нас искать прибежища только у Аллаха, Который знает нас, заботится о нас и желает нам только лучшего. Поэтому мы должны спешить на молитву, чтобы найти убежище у Аллаха. Мы должны оставить пустые жизненные заботы и обратиться с молитвой к Творцу жизни.

Мы все видели в мечети стариков и были глубоко тронуты этими людьми, будь то женщина или мужчина, которые так много времени проводили в совершении намаза и чтении дуа. Намаз и дуа стали неотъемлемой частью их жизни.

Действительно, очень трогательно, когда видишь человека, приходящего в мечеть прямо из своей тяжелой и изнурительной работы, и падающего ниц перед Всевышним. Возможно, этот человек молиться ради своих детей или просит деньги, в которых нуждается для того, чтобы свести концы с концами. В тот момент, когда мы касаемся лбами земли, мы все равны между собой. В этот момент у нас отсутствует какое-либо притворство.

Кого и каким образом мы должны благодарить?

Будучи мусульманами, мы действительно являемся благословенными людьми. Аллах дал нам все необходимое для того, чтобы мы могли прожить счастливую жизнь. Пять столпов ислама являются нашими путеводителями в рай.

Пятикратный ежедневный намаз наполняет нашу жизнь смыслом и дает возможность, посредством всего лишь нескольких минут в день, выразить благодарность за все то, что мы имеем. Каждый раз во время месяца Рамадан мы принимаем решение о том, что станем лучше. Наилучшим таким решением является своевременное выполнение обязательного намаза.

Все наши разговоры о мусульманах и об исламе будут являться пустыми и бессмысленными до тех пор, пока они не будут основаны на своевременном выполнении намаза. Своевременное выполнение пятикаратного ежедневного намаза меняет нас к лучшему.

В отличие от просмотра телевизора, разговоров в Интернете, регулярно и своевременно совершаемый намаз заряжает нас и придает нам жизненную энергию.

Более того, регулярно совершаемая молитва делает нас лучше и сильнее как мусульман, так как мы ощущаем ее эффект на протяжении всего дня. Азана, который призывает покинуть места нашего сна и совершить утренний намаз Фаджр, содежит слова «Молитва лучше, чем сон».

Автор статьи: Идрис Тауфик - британский писатель, публицист и консультант. Принял ислам 7 лет назад. На протяжении многих лет являлся главой религиозного образования в разных школах Великобритании. До принятия ислама был священником Римско-католической церкви. В настоящее время проживает в Египте.

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ат-Таялиси). Он также сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (Ахмад, Ибн Маджах)

«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа, ан-Насаи)

«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим)

«Первое за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения - будет намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (Ат-Табарани)

Ханзаля аль-Катиб, да будет доволен им Аллах, слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто оберегал пять обязательных намазов, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», - или же: «Тому обязателен Рай», - или же «Тот будет запретен для Огня!» (Ахмад)

Науфаль ибн Му’ауия, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан)

«Кто забыл о намазе или проспал его, то искупление этому будет совершение этого намаза, как только он вспомнит о нем» (Муслим)

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для того, кто будет бережлив к своему намазу, он станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет бережлив к нему, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом» (Ахмад, Ибн Хиббан)

Хадисы о временных границах намаза

Ангел Джабраил (Гавриил), мир ему, пришел (однажды) к Пророку Мухаммаду ﷺ и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад ﷺ совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего ﷺ совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил), мир ему, явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк ﷺ совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк ﷺ помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]” Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто застал один ракаат намаза, тот застал сам намаз» (Аль-Бухари, Муслим)

Со слов Умм Фаруа, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что когда посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?» Он ответил: «Намаз, совершенный в начале его времени!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) послеобеденной (‘аср) молитвы, прежде чем зашло солнце и тот, кто успел совершить саджда утренней молитвы, прежде, чем взошло солнце, тот застал молитву» (Муслим)

Хадисы об утреннем намазе (Фаджр)

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть» (Аль-Хаким, аль-Байхаки) В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволен намаз и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для намаза и запретное для еды!»

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк ﷺ начинал совершение утреннего намаза, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». Пророк ﷺ также сказал: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее». Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракаат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Однако крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (Муслим)

«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха!» (Муслим)

«Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда!» (Абу Дауд)

«Тот, кто будет совершать намазы аль-бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль-бардайни – это утренний и вечерний намазы» (Аль Бухари, Муслим)

«Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката» (Муслим)

«Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды в присутствии Пророка ﷺ кто-то упомянул об одном человеке и сказал: «Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз». На что Пророк ﷺ ответил: «Шайтан помочился ему в ухо» (Аль-Бухари). Хафиз Ибн Хаджар передал слова имама аль-Къуртуби, который сказал, что “моча шайтана подлинная, так как известно, что шайтан кушает, пьет и женится” (“Фатхуль-Бари” 3/28)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: "Ночь твоя будет долгой, спи же!" Если человек проснётся и помянет Всемогущего и Великого Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла, а если совершит молитву, то развяжутся [все] узлы, и человек проснётся утром бодрым и довольным, иначе же он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым [весь день]» (Муслим)

Хадисы о полуденном намазе (Зухр)

«Время полуденного намаза (зухр) начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте» (Муслим)

Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды Пророк ﷺ во время поездки сказал муаззину, когда тот хотел призвать к молитве: «Подожди, пока не спадет жара». Затем он сказал: «Сильная жара от дыхания Ада, и если она становится слишком сильной, то задержите молитву, пока она не спадет» (Аль-Бухари, Муслим)

Хадисы о послеполуденном намазе ("Аср)

От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте послеобеденный намаз (‘аср) тогда, когда тень предмета равна ее длине» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи)

«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср» (Аль-Бухари, Муслим)

В один из пасмурных дней Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» (Аль-Бухари)

Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего ﷺ о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно (немного)» (Муслим)

Хадисы о вечернем намазе (Магриб)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» (Ат-Табарани)

«Время вечерней (магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари» (Муслим)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» (Ахмад, Абу Дауд). Рафи‘ ибн Хадидж, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Когда кто-нибудь из нас заканчивал вечернюю (магриб) молитву, которую мы совершали вместе с Посланником Аллаха ﷺ, он еще мог ясно видеть места падения своих стрел» (Аль-Бухари, Муслим)

Хадисы о ночном намазе ("Иша)

«Время намаза ‘иша длится до середины ночи!» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды посланник Аллаха ﷺ задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджах)

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Иногда Пророк ﷺ торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз» (Аль-Бухари, Муслим)