Намаз восход. Нежелательное (макрух) время для намаза

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

В каких случаях можно пропустить намаз?

  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

Свидетельство Джабера:

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

Когда следует совмещать два намаза?

  • в дороге;
  • во время хаджа в день Арафа.

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз» .

14:00 2015

Передают со слов Джабира ибн Самура, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намазы примерно также как и совершаете вы. Он совершал ночной намаз чуть позднее вас, и он совершал намазы облегчая ».[Муслим, Ахмад в «Муснаде» (5/105)].

  1. «совершал намазы примерно также как и совершаете вы » - имеется ввиду в эти времена в которые вы совершаете намазы и которые вам известны.
  2. «Он совершал ночной намаз чуть позднее вас » – то есть вы совершаете его чуть раньше, чем совершал Посланник Аллаха. Но это не означает что они совершали его раньше времени.
  3. «и он совершал намазы облегчая » - то есть в основном совершал намазы, думая о следующих ему. Но иногда он читал длинные суры. Например однажды в вечернем намазе он прочитал суру «Преграды» (Насаи, 991).

Передают что Абу Саид сказал: Мы хотели совершить ночной намаз с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не вышел пока не прошла почти половина ночи. Он сказал: «Займите ваши места ». Мы заняли наши места и он сказал: «Люди уже совершили намаз и легли спать, а вы же были в намазе, все время пока ждали его, и если бы не слабость слабых и болезнь больных я отложил бы его до полуночи ».[Абу Дауд (422), Насаи (538), Маджа (693), Ахмад].

Передают, что Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал полуденный намаз раньше вас, вы же совершаете послеполуденный намаз раньше его ».[Тирмизи (161), Ахмад].

  • В хадисе доказательство на желательность спешки с совершением полуденного намаза. Также подобное приводится со слов Аишы, что она не видела никого, кто так спешил с совершением зухра, кроме Посланника Аллаха, Абу Бакра и Умара.

Сказал ибн Кудама в «Мугни »: мы не знаем разногласия в том, что желательно спешить с совершением зухра, кроме жарких и облачных дней.

  • Порицание в хадисе адресовано не к сподвижникам.
  • Сказал Мулла Али Кари, что хадис указывает на желательность откладывания асра, как это принято в ханафитском мазхабе.

Но сказал Абдульхай Лакняви, что этот хадис не указывает на откладывание асра. Он указывает, что люди стали спешить с его совершением, а не указывает, что Посланник Аллаха откладывал его.

  1. Упоминание в какое время совершал намазы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Сподвижники совершали дневные намазы, когда было жарко и они совершали земные поклоны на одежду.
  3. Откладывание полуденного намаза в жару.
  4. Совершение асра в начале времени.
  5. Намаз лицемера.
  6. Наказание за пропущенные послеполуденные намаз (аср).
  7. Спешить с совершением вечернего (магриб) намаза.
  8. Желательное время ночного намаза.
  9. Совершение утреннего намаза в начале времени (время между завершением сухура и утренним намазом).
  10. Будут правители откладывающие намаз.
  11. Успевший совершить один ракаат до восхода или захода солнца успел совершить намаз вовремя.
  12. Возмещение пропущенных намазов.
  13. Лучшее из дел намаз совершенный в начале времени.
  14. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в основном совершал намазы в начале времени.
  15. Лучшее время вечернего намаза (магриба) до полного появления звезд.
  16. Лучшее время ночного намаза (иша) конец первой трети и до полуночи.
  17. Лучшее время утреннего намаза (фаджра) начало времени (в мазхабе ханафи, когда станет светло).

Запрещенные времена (для совершения намаза)

Передают со слов ибн Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть один из вас не совершает намаз во время восхода и во время заката солнца ». В другом риваяте сказано: «Когда появится край солнца не совершайте намазы, пока оно не взойдет полностью. Когда край солнца коснется горизонта не совершайте намазы, пока оно полностью не скроется за горизонтом. И не ждите для совершения намаза время восхода и захода солнца, так как оно восходит между краями головы шайтана ».[Бухари (3272, 3273), Муслим, Насаи (570), Малик (хадис 45 в книге Корана)].

  • В хадисе запрет совершать намазы во время восхода и заката солнца.

Причин запрета – уподобление неверующим, которые поклоняются солнцу.

Передал "Укба ибн "Амир, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нам в три отрезка времени совершать намазы и хоронить мертвых (читать джаназа намаз) во: во время восхода солнца и пока оно не поднимется, когда солнце будет в центре неба (зенит) и пока оно не отклонится, когда солнце приблизится к закату и до того как солнце зайдет полностью. [Муслим, Тирмизи (1030), Насаи (565), ибн Маджа (1519), Дарими (1432), Ахмад ].

  • В хадисе приведет общий запрет на совершение намазов в эти отрезки времени.
  • «хоронить мертвых (читать джаназа намаз) » сказал ибн Мубарак: что имеется ввиду совершать джаназа намаз в это время. Это упомянул Тыби. Также сюда входят и похороны, так как они обычно происходят сразу после намаза. Совершение джаназа намаза в эти времена нежелательно по мнению Ахмада, Абу Ханифы и Малика.

Сказал Ахмад, что нежелательно хоронить умерших в эти времена. Также считал Байхакый. Абу Дауд поместил данный хадис в главе: «Похороны во время восхода и захода солнца ». Также сделал и Насаи. Ибн Маджа считал, что имеются ввиду и намаз и похороны. Тирмизи считал, что имеется ввиду намаз. Сказал ибн Хаджар: нежелательно хоронить во времена, когда намаз совершать нежелательно. Если же это время будет выбираться, то намаз и хоронить в это время харам.

Мазхаб ханафи: запрещено (харам) в эти времена совершать обязательные и желательные намазы, джаназа намаз и саджда тилява (после чтения аятов Корана). Но если в это время принесут покойника или прочитают аят, обязывающий совершать земной поклон, то совершение их не является нежелательным, но лучше отложить.

В мазхабе Шафии в эти времена дозволено совершать обязательные, предписанные намазы.

  • «Во время восхода солнца и пока оно не поднимется » - пока не поднимется на высоту копья.
  • «Когда солнце будет в центре неба (зенит) и пока оно не отклонится » - полдень солнце останавливается на самой высшей точке на небосводе, затем начинает двигаться в сторону заката.

Сказал ибн Хаджар: время которое солнце находится в высшей точке не достаточно для совершения намаза, но достаточно для произношения вступительного такбира. Поэтому запрещено (харам) специально начинать совершать намаз в это время.

Передают что Абу Саида Худри, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет намаза после утреннего намаза пока не поднимется солнце, и нет намаза после асра пока не зайдет солнце ».[ Бухари (581), Муслим, Абу Дауд (1276), Тирмизи (183), Насаи (562), Маджа (1250), Дарими (1433), Ахмад ].

  • Запрет в хадисе касается того, кто совершил эти намазы: утренний или послеполуденный.
  • Разошлись мнения ученых в том, можно или нельзя совершать намазы в эти два времени.

Навави в «Шархе сахиха Муслима » сказал: «Ученые единогласны в том, что в эти два времени нежелательно совершать намазы не имеющие причины для их совершения. Также ученые сошлись в том, что в эти времена можно совершать обязательные намазы. И разошлись их мнения относительно намазов имеющих причину для совершения, как приветствие мечети, земной поклон благодарности (суджуд шукр), земной поклон после прочтения некоторых аятов, праздничные намазы, намаз при солнечном затмении, джаназа намаз, восполнение пропущенных фардов. По мнению Шафии и других ученых эти намазы совершать дозволено и в этом нет нежелательности.По мнению ученых ханафитского мазхаба все эти намазы подпадают под запрет в хадисе (правильнее, что обязательные намазы, как пропущенный фард или джаназа намаз, а также земной поклон после прочтения некоторых аятов совершать дозволено).

Довод Шафии, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возместил сунну полуденного намаза после совершения после-полуденного намаза. Если дозволено возмещать значит и совершать тем более дозволено. Значит можно возмещать пропущенный фард и совершать джаназа намаз ».

Сказал ибн Хаджар: «То, что Навави сказал единогласное мнение ученых не совсем соответствует действительности. Так как некоторые ученые дозволили совершать все намазы без исключения. Другие как Дауд сказали, что запрещающие хадисы аннулированы (насх). Третья группа ученых считала, что в эти времена запрещены абсолютно все намазы. Также некоторые сказали, что ученые единогласны в дозволенности совершения джаназа намаза в эти времена». Большинство ученых в лице Малика, Ахмада, Шафии и ученых ханафитского мазхаба сказали о запретности совершения намазов в эти два времени. Но они сказали, что намазы в эти два времени легче, чем в предыдущие три времени: восход и заход солнца и когда солнце в зените. Сказал Тирмизи: «Это мнение большинства факихов из числа сподвижников и тех, кто пришел после них ».[ Это приводится со слов Умара, ибн Масуда, Халида ибн Валида, Абу Саида Худри, Абу Хурайры ибн Аббаса, Мухаммада ибн Сирина и других ]. И достаточно того, что Умар бил своей палкой тех, кто совершал намазы после аср намаза. Некоторые ученые, как ибн Мунзир, что в эти времена намазы совершать можно. Он привел хадисы, в которых сказано о запрете совершения намазов в эти времена. Но он приводит хадис: «Не совершайте намазы после асра, и совершайте, пока солнце высоко ». Есть мнение, что после утреннего намаза совершать нельзя, а после асра можно. Из-за множества противоречивых хадисов ученые выбрали разные пути принятия или не принятия. Все это исходя из путей выхода из подобных ситуаций в науке «Усулуль-фикх ». Ученые ханафисткого мазхаба увидев в одних хадисах запрет, в других дозволенность, как приветствие мечети, намаз после тавафа или после омовения приняли точку зрения, что запрет сильнее дозволения и поэтому все дополнительные намазы в эти времена не совершаются. Например возьмем хадис приветствия мечети. Выходит так, если один из вас вошел в мечеть, то пусть совершит два ракаата прежде чем сядет, кроме если он вошел в запрещенные для намаза времена. Ученые шафиитского мазхаба решили объединить эти хадисы и сказали, что намазы без причины не совершаются, а намазы с причиной совершаются. И выходит, что нет намаза после совершения утреннего намаза до восхода солнца и после асра до захода солнца, кроме приветствия мечети, намаза после омовения, намаза после тавафа и других подобных намазов.

Передают со слов "Амра ибн "Абаса, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину и я тоже приехал в Медину и зашел к нему и сказал: Сообщи мне о намазе. Он сказал: «Соверши утренний намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдет и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют. И это пока не исчезнет тень копья, в это время перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в Геенне. Когда снова появится тень, опять совершай намазы, потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют. И это до послеполуденного (аср намаза). Затем (после асра) воздержись от совершения намазов до захода солнца, потому что оно заходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему ».

Я сказал: О Пророк Аллаха! Расскажи мне об омовении. Он сказал: «Когда один из вас приближает воду и полощет рот, втягивает воду в нос высмаркивается, выходят грехи из его рта и носа. Затем когда он моет лицо, как приказал это Аллах, выходят грехи с лица с водой с краев бороды. Затем он моет руки до локтей, и выходят грехи его рук с водой с кончиков пальцев. Затем он протирает голову, и выходят грехи с головы с водой с кончиков волос. Затем он моет стопы до щиколоток, и выходят грехи его ног с водой с кончиков пальцев. Если затем он встанет и совершит намаз, как положено восхваляя и возвеличивая Аллаха и всем сердцем подчинится Аллаху, то он останется без грехов, как в день в который он был рожден матерью ».[Муслим, Насаи (572), Ахмад].

«Потом совершай намазы » – после восхода солнца. Это намаз ишрак, совершаемый в начале времени духа и намаз духа который, совершается почти до зенита. Или совершай просто нафль намазы. «потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют » – за намазами наблюдают и записывают ангелы.

И ангелы или присутствуют или будут свидетельствовать в Судный день. «Пока не исчезнет тень копья » - это в Мекке, Медине в самые длинные дни в году. В наших же краях (в России) в полдень тень есть всегда. И её необходимо учитывать при определении времени намаза. Когда арабы хотели узнать время втыкали копье в землю и смотрели на его тень.«выходят грехи » – имеются в виду маленькие грехи.

Передают со слов Курайба, да помилует его Аллах, что однажды ибн Аббас, Мисвар ибн Махрама и Абдуррахман ибн Азхар, да будет доволен ими Аллах, послали его к Аише, да будет доволен ею Аллах, велев: «Поприветствуй её от нас всех, спроси о (дополнительной молитве) в два ракаата, совершаемой после послеполуденной молитвы». Я зашел к ней и передал ей то ради чего меня отправили. Она сказала мне: «Спроси Умму Саляма». Я вернулся к ним, но они отправили меня к Умму Саляме. Умму Саляма сказала: «Я слышала как Посланник Аллаха запрещал совершать их, но затем я увидела, как он совершил их и зашел. Я послала к нему рабыню и сказала ей: скажи ему: Умму Саляма говорит: О Посланник Аллаха! Я слышала ты запрещаешь совершать эти два ракаата и я видела, как ты совершал их». Он ответил: «О дочь Абу Умаййи, ты спросила о совершении двух ракаатов после послеполуденной молитвы. Ко мне пришли люди из племени абдулькайс, которые отвлекли меня от совершения двух ракаатов, которые совершаются после полуденной молитвы, это те два ракаата ».[Бухари (1233), Муслим, Абу Дауд (1273), Маджа (1159), Дарими (1436), Ахмад].Курайб – это Курайб ибн Абу Муслим вольноотпущенник ибн Аббаса.

Шафии извлек из хадиса, что возмещение сунны намаза так же является сунной. Также Шафии сказал, что намазы имеющие причину для совершения дозволено совершать после асра до захода солнца. Сказал Мулла Али Кари: внешне хадис указывает на то, что это является особенностью Посланника Аллаха, так как он запрещал совершать намазы после аср намаза.Приводится в хадисе Аишы, что Пророк совершал их постоянно.Тахави упомянул хадис Умму Саляма, которая сказала: «О Посланник Аллаха! Можно ли нам возмещать их если мы пропустим? ». Он сказал: «Нет ».Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не забывал совершать два ракаата ни тайно, ни открыто (т.е. ни дома и ни при людях): два ракаата перед утренней молитвой и два ракаата после послеполуденного намаза » [Бухари, 592].Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находясь у меня, никогда не оставлял два ракаата после послеполуденного намаза (аср) » [Бухари, 591].Некоторые ученые сказали, что это два ракаата, которые упоминаются в хадисе Умму Саляма, то есть возмещение сунны полуденного намаза.Что же касается ибн Аббаса, то он сказал: «А я вместе с Умаром ибн Хаттабом не раз бил людей за то, что они совершали её ».Некоторые учёные сказали, что эти два ракаата после асра касаются только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом говорили ибн Аббас, и Умар, да будет доволен ими Аллах.И поэтому предпочтительным мнением является не читать два ракаата после асра, из-за общего запрета на чтение добровольных намазов после этого намаза (асра).Однако существует разногласие в этом вопросе ещё со времён сподвижников, и как сказали учёные не надо раздувать из-за этого конфликты и вражду между мусульманами.И как сказал имам Ахмад ибн Ханбаль, как об этом передал ибн Абдульбарр в книге «ат-Тамхид», да смилуется над ними Аллах: «Мы не совершаем этот намаз и не порицаем совершающих его ».

Передают со слов Мухаммада ибн Ибрахима, со слов Кайса ибн Амра, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел одного человека совершающего двух ракаатный намаз после утреннего намаза и сказал: «». Человек сказал: «Я не совершил два ракаата (сунны) до утреннего намаза и поэтому совершил их сейчас ». И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал.[Абу Дауд (1267), Тирмизи привел подобный хадис и сказал: иснад этого хадиса прерванный, так как Мухаммад ибн Ибрахим не слышал (хадисы) со слов Кайса ибн Амра ].В «Шарху сунны » и экземплярах «Масабих » сказано со слов Кайса ибн Кахда.Мухаммад ибн Ибрахим – из числа табиинов (умер в 120 году по хиджре).Кайс ибн Амр – сподвижник из числа ансар.«Утренний намаз два ракаата, два ракаата ». Имеется два объяснения эти словам.

  1. Два ракаата сунны и два ракаата фарда. Это мнение выбрал Мулла Али Кари.
  2. Ты совершаешь двух ракаатный намаз после утреннего намаза, хотя ты знаешь, что после него нет намазов. Это мнение выбрали Тыби и ибн Хаджар.

-Шафии разрешил совершать сунну утреннего намаза тому, кто не успел совершить её до фарда.Мухаммад ибн Хасан, ученик Абу Ханифы сказал, что можно восполнять после восхода солнца.Абу Ханифа и Абу Юсуф сказали, что сунна утреннего намаза не восполняется, если была пропущена одна. Если же человек проспал утренний намаз, то сунна совершается с фардом, но только до полудня, После полудня совершается только фард без сунны.Также можно совершить сунну совершаемую до полуденного (зухр) намаза после фарда.Имеется разногласие, что совершать сначала: два ракаата или четыре.Сказал Мулла Али Кари: правильнее сначала совершить два ракаата сунны, затем четыре, как это приводится в сборнике ибн Маджа (1158) и это мнение избрал ибн Хумам.Сказал ибн Малик: молчание Посланника Аллаха указывает на то, что дозволено совершать сунну утреннего намаза после фарда тем, кто не успел совершить её до фарда. Это мнение Шафии.Синди в комментариях к ибн Маджа сказал: это указывает на то, что дозволено совершить сунну утреннего намаза после фарда тому, кто не успел совершить её до него.Ибн Умар возмещал сунну после фарда. И этого придерживались Ата, Тавус и ибн Джурейдж.Совершается после восхода солнца. Это мнение Аузаи, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля и Исхака ибн Рахавейха.Сказал Малик: совершает во время духа, и не совершает после полудня.Сказал Мулла Али Кари: хадис слабый и не может быть доводом.Так как Мухаммад ибн Ибрахим не слышал хадисы со слов Кайса ибн Амра.Также есть разногласие Кайс ибн Амр или Кайс ибн Кахд.Но как сказал Мубаракфури в «Миргат мафатих» у хадиса есть другой достоверный иснад, который приводится в сборниках ибн Хузеймы, ибн Хиббана и Даракутни.Также среди ученых есть разногласие с какого момента начинается время в которые совершать намазы нежелательно: с начала времени утреннего и послеполуденного намаза или после их совершения. В ханафитском мазхабе после наступления времени утреннего намаза совершается только сунна утреннего намаза, остальные дополнительные намазы совершать нежелательно. В асре нежелательно совершать только после совершения фард намаза. На это указывает хадис Амра ибн Абаса.

О совершении двух рак’атов после молитвы ‘аср

Следует отметить, что споры относительно совершения добровольной молитвы после молитвы ‘аср были еще со времен сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также после них среди имамов всех мазхабов. По этому вопросу было высказано множество мнений.

С соизволения Аллаха приведем самые аргументированные мнения на данную тему, дабы нам стала эта тема более ясной.

Одна группа ученых считала, что добро вольную молитву после ‘асра совершать нельзя однозначно. При этом эти ученые опирались на хадисы, в которых запрещается совершать добровольные молитвы во время восхода, и захода солнца.

‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет”. Муслим 831.

Однажды Му’ауия сказал людям, совершавшим молитву после ‘асра: “Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в обществе которого мы находились, ибо он запретил эту молитву!", - имея в виду совершение молитвы в два рак’ата после молитвы "acр”. Аль-Бухари 587. Ибн ‘Аббас говорил: “Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” аль-Бухари 1233, Муслим 834.

Другие ученые сказали, что после ‘асра можно совершать два рак’ата, совершаемые после обеденной молитвы (зухр), если человек пропустил их по причине. При этом они опирались на следующий хадис: Курайб рассказывал, что однажды Ибн ‘Аббас, аль-Мисуар ибн Махрама и ‘Абдур-Рахман ибн Азхар послали его к ‘Аише, велев: «Поприветствуй ее от нас всех, спроси о молитве в два раката, совершаемой после послеполуденной молитвы, и скажи ей следующее: “Нам сообщили, что ты совершаешь эту молитву, однако до нас дошло и то, что пророк запретил ее совершать!”»

Что же касается Ибн ‘Аббаса, то он сказал: “Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” Курайб сказал: “Придя к ‘Аише, я передал ей все то, зачем меня к ней посылали, но она сказала: “Спроси об этом Умм Саляму”. Тогда я вернулся к ним, передал ее слова и они отправили меня к Умм Саляме, велев спросить у нее то же самое, о чем я спросил у ‘Аиши”. Умм Саляма же сказала: “Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать эту молитву, но потом увидела, как, зайдя ко мне, он сам стал совершать ее после молитвы ‘аср. В это время у меня находились женщины из числа ансаров, принадлежавшие к племени бану Харам, и я послала к нему рабыню, велев ей, чтобы она стала рядом с ним и сказала ему: «О посланник Аллаха, Умм Саляма говорит тебе: “Я слышала, как ты запрещал совершать эти два рак’ата, но вижу, что сам ты делаешь это”». Закончив совершать молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О дочь Абу Умайи, ты спросила о совершении двух рак’атов после послеполуденной молитвы. Дело в том, что ко мне пришли люди из племени ‘Абдуль-Къайс, которые отвлекли меня от совершения двух рак’атов, которые я совершаю после полуденной молитвы, и поэтому эти два рак’ата я совершил сейчас»”. аль-Бухари 1233, Муслим 834.

Другие ученые сказали, что возмещение обеденной (зухр) добровольной молитвы было особенностью только пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никого больше.

При этом они опирались на следующую добавку к вышеприведенному хадису, которая приводится в некоторых версиях этого хадиса:

Умм Саляма спросила: “О посланник Аллаха, а нам возмещать эту молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет!» Ахмад 6/315, ат-Тахауи 1/180.

Однако ученые разошлись относительно достоверности этой версии хадиса. О том, что эта версия хадиса является слабой, говорили многие имамы, среди которых аль-Байхакъи, Ибн Хазм, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См. “аль-Ма’рифа” 3/437, “аль-Мухалля” 2/271, “Тухфатуль-ахуази” 1/545, “ас-Сильсиля ад-Да’ифа” 946.

Эти ученые сказали, что причина слабости этой версии хадиса в следующем:

1. В этом хадисе иснад прерывается, поскольку передатчик Закуан не слышал от ‘Аиши.

2. Эта версия является отклоненной (шазза), даже если и достоверна, поскольку большинство передатчиков передали этот хадис без данной добавки.

Другие же ученые сказали, что возмещение добровольной обеденной Сунны пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал всего один раз, и больше этого не повторял. В довод они приводили следующий хадис:

Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил два рак’ата после ‘асра по причине того, что ему прислали деньги, и он был занят, по причине чего не совершил два рак’ата после обеденной молитвы (зурх). Он совершил их после ‘асра и больше этого не делал!” ат-Тирмизи 184, Ибн Хиббан 1575.

Однако относительно достоверности этого хадиса есть сомнение, поскольку передатчик этого хадиса Джарир, передал его от ‘Ата ибн ас-Саиба после того, как он стал путаться, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в “аль-Фатх”. И шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.

Но передается также от Умм Салямы, что она сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал два рак’ата до ‘асра, но однажды его отвлекли от них и он совершил их после захода солнца. Однако я не видела ни до, ни после этого, чтобы он совершал их”. ан-Насаи 581. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.

Имам ан-Науауи сказал: “Внешне этот хадис указывает на то, что под двумя рак’атами идет речь о Сунне двух рак’атов до молитвы ‘аср. Но Къады Ийяд сказал: «Следует отнести эти два рак’ата к Сунне обеденной (зухр) молитвы, как это передавалось в другом хадисе Умм Салямы, чтобы совместить оба хадиса. И добровольная обеденная молитва может именоваться как "молитва до ‘асра!»” См. “Шарх Сахих Муслим” 6/122.

И наконец, группа ученых говорила, что совершение двух добровольных рак’атов после ‘асра является Сунной, но при условии, чтобы эти два рак’ата совершались сразу же после молитвы ‘аср, пока солнце еще стоит высоко и не склонится к закату. И речь идет об отдельной Сунне, связанной с молитвой ‘аср, а не возмещении какой-либо определенной добровольной молитвы.

Это мнение является самым лучшим по нескольким причинам:

Во-первых, указанием на это является свидетельство ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял совершение двух рак’атов ни тайно, ни открыто: два рак’ата перед утренней молитвой и два рак’ата после молитвы ‘аср!” аль-Бухари 592, Муслим 2/211.

Ибн Мунташир рассказывал, что его отец совершал после ‘асра два рак’ата, а когда его спросили об этом, он сказал: “Я не совершал бы их, если бы не видел, как Масрукъ совершал эту молитву, а он был достойным доверия. Однако я спросил об этом и ‘Аишу, и она сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял никогда совершение двух рак’атов до утренней (фаджр) молитвы и совершение двух рак’атов после молитвы ‘аср!»” Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2920.

И таких утверждений от ‘Аиши передается много.

Поэтому «утверждению отдается предпочтение перед отрицанием», как гласит об этом важное шариатское правило! Поскольку утверждение – это знание, тогда как отрицание – это отсутствие знания.

А что касается того, почему некоторые сподвижники не знали об этой Сунне, то причину этого разъяснила ‘Аиша, сказавшая: “Клянусь Тем, Кто забрал пророка (мир ему и благословение Алла-ха) к Себе, он никогда не оставлял совершение двух рак’атов после ‘асра до тех пор, пока не встретил Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал эти два рак’ата дома, никогда не делая этого в мечети, опасаясь того, что это будет слишком тяжело для его общины, а он любил облегчать для своей уммы”. аль-Бухари 590.

Во-вторых, мнение первой группы ученых, которые запрещали совершать добровольные молитвы после молитвы ‘аср до захода солнца, а также и в другие порицаемые промежутки времени, является весьма сильным, ведь важное шариатское правило гласит: «Запрещенному отдается предпочтение перед велением». Но есть одно но! Хадисы, в которых идет речь о запрете совершать добровольные молитвы во время захода солнца, являются обобщенными, тогда как в других хадисах указывается, что запрет касается непосредственно того времени, когда солнце уже близко к закату! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если край солнца покажется над горизонтом, отложите молитву, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, и если край солнца скроется за горизонтом, отложите молитву, пока солнце полностью не зайдет за горизонт!» аль-Бухари 583.

‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву после ‘асра, если только солнце еще не стояло высоко, и было белым!” Ахмад 1/130, Абу Дауд 1274, ан-Насаи 2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Поэтому те хадисы являются обобщенными, а эти конкретизирующими, на основании которых становится ясно, что запрещено совершать добровольные молитвы непосредственно во время заката солнца. Доказательство этому также и слова Биляля, который говорил: “Совершение молитвы не было запрещено, кроме как непосредственно во время захода солнца!” Ибн Хазм 3/14. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/390.

Таким образом, эти хадисы ясно указывают на то, что добровольные молитвы после ‘асра совершать запрещалось непосредственно во время захода солнца, когда оно уже становится красного цвета. А что касается того периода, когда оно еще высоко, то нет никакого запрета на совершение добровольных молитв в это время. Поэтому передается, что сам передатчик упомянутого хадиса – ‘Али ибн Абу Талиб, совершал два рак’ата после ‘асра, как об этом передал ‘Асым ибн Дамра. аль-Байхакъи 2/458.

В-третьих, то, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил людей, совершавших молитву после ‘асра, являлось следствием его иджтихада. Имам Ибн Хазм сказал: “Некоторые говорят: «‘Умар бил людей за молитву после ‘асра, а также и Ибн ‘Аббас вместе с ним!» Мы говорим на это: «Нет довода в поступке кого-либо, кроме посланника (мир ему и благословение Аллаха), ни ‘Умара, ни кого-либо иного! Наоборот, поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются доводом, как для ‘Умара, так и для других. И известно, что ‘Умару в этом противоречили многие сподвижники!»” См. “аль-Мухалля” 2/272.

Причину такого поступка ‘Умара разъяснила ‘Аиша. Сын Шурайха рассказывал, что его отец однажды спросил ‘Аишу: “Как совершал молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха)?” Когда же она упомянула о двух рак’атах после ‘асра, он сказала: “Но ведь ‘Умар бил за это?!” Она сказала: «‘Умар сам совершал эти два рак’ата, и знал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже их совершал.

Однако твой народ очень религиозный, и когда они совершали обеденную молитву (зухр), то совершали добровольные молитвы между зухром и ‘асром. А когда совершали ‘аср, совершали добровольные молитвы между ‘асром и магърибом. И поэтому ‘Умар их бил, и поступал правильно!» ас-Сирадж в “аль-Муснад” 1/132. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/1013.

Также ас-Саиб рассказывал: “Однажды, когда ‘Умар был халифом, он увидел, как Зайд ибн Халид аль-Джухани совершает два рак’ата после ‘асра. Тогда ‘Умар подошел к нему и ударил его плетью, однако Зайд так и не перестал совершать эту молитву. Когда же он закончил молитву, он сказал: «Бей, о амир правоверных, я клянусь Аллахом, все равно никогда не оставлю совершение этой молитвы, после того, как я видел, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ее!» ‘Умар сел к нему и сказал: «О Зайд ибн Халид! Если бы я не опасался того, что люди станут молиться вплоть до вечера, я не бил бы их за это!»” Ахмад, ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/223.

Таким образом, ‘Умар поступал так, чтобы перекрыть пути, ведущие к порицаемому и запретному поступку.

На основании сказанного следует, что совершение двух рак’атов добровольной молитвы непосредственно сразу после молитвы ‘аср, является установленной Сунной, которую совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), многие сподвижники и их последователи (таби’ун). Сын Таууса рассказывал со слов своего отца: “Абу Айюб аль-Ансари всегда совершал два рак’ата после ‘асра до правления ‘Умара. Когда же халифом стал ‘Умар, Абу Айюб перестал их совершать. А после смерти ‘Умра он вновь стал их совершать, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, ‘Умар бил за совершение этой молитвы!» И сын Таууса сказал: «И мой отец (Тауус) никогда не оставлял совершение этой молитвы!»” ‘Абдур-Раззакъ 2/334. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Совершение этих двух рак’атов передается от многих сподвижников, среди которых ‘Аиша, ‘Али ибн Абу Талиб, Абу ад-Дарда, Ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайир, Абу Айюб аль-Ансари, Зайд ибн Халид, Абу Бурда ибн Абу Муса и др. А также oт многих последователей (таби’ун), среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, Абу Ша’са, Хамад ибн Саляма, ‘Амр ибн Маймун, аль-Асуад ибн Язид, Абу Уаиль и др., что приводят с достоверными иснадами Ибн Абу Шайба, ‘Абдур-Раззакъ и др. См. “аль-Мухалля” 2/272-283, “Шарх Сунан ан-Насаи” 7/365-372.

Таким образом, на основании всего изложенного становится ясно, что следует оживлять эту забытую Сунну, о которой многие мусульмане не имеют знания, а некоторые из них считают это даже нововведением.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто будет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал это нововведение!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Ссунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.

Уа-Ллаху алям!

Данная статья содержит: утренняя молитва после восхода солнца - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Одним из пяти столпов ислама является намаз, молитва, при помощи которой человек ведёт диалог со Всевышним. Читая её, мусульманин отдаёт дань преданности Аллаху. Совершение намаза обязательно для всех верующих. Без него человек теряет связь с Богом, совершает грех, за который по канонам ислама он будет сурово наказан в Судный день.

Читать намаз необходимо пять раз в сутки в строго установленное для него время. Где бы человек ни находился, чем бы ни был занят, молитву он обязан совершить. Особенно важен утренний намаз. Фаджр, как его ещё называют мусульмане, обладает огромной силой. Его исполнение равноценно молитве, которую человек читал бы всю ночь.

В какое время совершают утренний намаз?

Выполнять фаджр-намаз надлежит ранним утром, когда на горизонте появляется белая полоса, а солнце ещё не взошло. Именно в этот промежуток времени правоверные мусульмане молятся Аллаху. Желательно, чтобы человек начал священное действо за 20-30 минут до восхода. В мусульманских странах люди могут ориентироваться по азану, доносящемуся из мечети. Человеку, проживающему в иных местах, сложнее. Как же узнать, когда нужно исполнять фаджр-намаз? Время его совершения можно определить по специальному календарю или расписанию, которое называется рузнама.

Некоторые мусульмане используют для этих целей мобильные приложения, например «Время намаза ® Muslim Toolbox». Оно поможет узнать, когда нужно начинать молитву, и определит киблу, направление, в котором находится священная Кааба.

За полярным кругом, где день и ночь длятся дольше обычного, людям сложнее определиться со временем, в которое следует исполнять намаз. Фаджр, однако, совершать необходимо. Мусульмане рекомендуют ориентироваться на время в Мекке либо в близлежащей стране, где смена дня и ночи происходит в обычном ритме. Последний вариант является предпочтительным.

В чём заключена сила фаджр-намаза?

Люди, регулярно молящиеся Аллаху до восхода солнца, показывают глубокое терпение и истинную веру. Ведь ради совершения фаджра необходимо подниматься до рассвета каждый день, а не спать сладким сном, поддаваясь на уговоры шайтана. Это первое испытание, которое уготовило человеку утро, и его надо пройти достойно.

Людей, не поддающихся шайтану, читающих намаз вовремя, Всевышний будет защищать от невзгод и проблем вплоть до наступления следующего дня. Кроме того, они преуспеют в вечной жизни, ведь соблюдение намаза всем зачтётся в Судный день.

Эта молитва в исламе имеет огромную силу, поскольку в преддверии рассвета рядом с человеком находятся ангелы уходящей ночи и грядущего дня, которые внимательно за ним наблюдают. Аллах потом спросит у них, чем занимался раб его. Ангелы ночи ответят, что, уходя, видели его молящимся, а ангелы грядущего дня скажут, что также застали его за намазом.

Истории сахабов, совершивших утренний намаз вопреки всему

Фаджр требует неукоснительного соблюдения, какие бы обстоятельства ни сложились в жизни человека. В те далёкие времена, когда ещё был жив пророк Мухаммед, люди совершали настоящие подвиги во имя веры. Они исполняли намаз вопреки всему.

Сахабы, сподвижники посланника Всевышнего, совершали утренний фаджр даже будучи ранеными. Никакое несчастье не могло их остановить. Так, выдающийся государственный деятель Умар ибн аль-Хаттаб читал молитву, истекая кровью после совершённого на него покушения. Он и не подумал отказаться от служения Аллаху.

А сподвижника пророка Мухаммеда Аббада во мгновенье совершения намаза поразила стрела. Он вытащил её из своего тела и продолжил молиться. Враг выстрелил в него ещё несколько раз, но и это не остановило Аббада.

Сада ибн Раби, также получивший тяжёлое ранение, умер совершая намаз в шатре, специально сооружённом для священного действа.

Подготовка к намазу: омовение

Молитва в исламе требует определённой подготовки. Прежде чем преступить к любому намазу, будь то фаджр, зухр, аср, магриб или иша, мусульманину предписано совершить ритуальное омовение. В исламе оно носит название вуду.

Правоверный мусульманин моет руки (кисти), лицо, поласкает рот и нос. Каждое действие он совершает трижды. Далее верующий омывает водой каждую руку до локтя: сначала правую, затем левую. После этого он протирает голову. Влажной рукой мусульманин проводит по ней от лба до затылка. Далее он протирает уши внутри и снаружи. Помыв ноги до щиколоток, верующему надлежит завершить омовение словами поминания Аллаха.

Во время совершения намаза ислам предписывает мужчинам в обязательном порядке покрыть тело от пупка до колен. Правила для женщины более строгие. Она должна быть полностью покрыта. Исключением являются только лицо и кисти рук. Ни в коем случае нельзя одевать обтягивающую или грязную одежду. Тело человека, его облачение и место совершение молитвы должны быть чистыми. Если вуду не достаточно, нужно совершить полное омовение тела (гусль).

Фаджр: ракаты и термины

Каждый из пяти намазов состоит из ракатов. Так называют один цикл молитвы, который повторяется от двух до четырёх раз. Количество зависит от того, какой именно намаз совершает мусульманин. Каждый ракат включает определённую последовательность действий. В зависимости от вида намаза она может незначительно меняться.

Рассмотрим, из чего состоит фаджр, сколько ракатов надлежит выполнить верующему и как их правильно совершать. Утренний намаз состоит всего из двух последовательных циклов молитвы.

Некоторые действия, входящие в них, носят специфические названия, пришедшие к нам из арабского языка. Ниже приведён список самых необходимых понятий, которые должен знать верующий:

  • ният – намерение совершить намаз;
  • такбир – возвеличивание Аллаха (слова «Аллаху Акбар», означающие «Аллах Велик»);
  • кыям – пребывание в положении стоя;
  • саджда – коленопреклонённая поза или земной поклон;
  • дуа – молитва;
  • таслим – приветствие, заключительная часть молитвы.

Теперь рассмотрим оба цикла намаза фаджр. Как читать молитву, спросят люди, которые только недавно приняли ислам? Помимо соблюдения последовательности действий, необходимо следить за произношением слов. Конечно же, истинный мусульманин не только правильно их проговаривает, но и вкладывает в них душу.

Первый ракат фаджр-намаза

Первый цикл молитвы начинается с нията в положении кыям. Намерение верующий выражает мысленно, упоминая в нём название намаза.

Затем мусульманину надлежит поднять руки на уровне ушей, коснуться большими пальцами мочек и направить ладони в сторону киблы. Находясь в такой позе, он должен произнести такбир. Проговаривать его необходимо вслух, причём необязательно делать это в полный голос. В исламе возвеличивать Аллаха можно шёпотом, но так, чтобы верующий слышал сам себя.

Затем он ладонью правой руки накрывает левую, обхватив запястье мизинцем и большим пальцем, опускает руки чуть-чуть ниже пупка и читает первую суру Корана «Аль-Фатиха». По желанию мусульманин может проговорить дополнительно ещё одну главу из Священного Писания.

Затем следует поясной поклон, выпрямление и саджда. Далее мусульманин разгибает спину, оставаясь в коленопреклонённой позе, ещё раз падает ниц перед Аллахом и вновь выпрямляется. На этом исполнение раката заканчивается.

Второй ракат фаджр-намаза

Циклы, входящие в утренний намаз (фаджр), исполняются по-разному. Во втором ракате не нужно проговаривать ният. Мусульманин становится в позу кыям, сложив руки на груди, как в первом цикле, начинает проговаривать суру «Аль-Фатиха».

Затем он совершает два земных поклона и садится на ноги, сдвинутые в правую сторону. В такой позе нужно произнести дуа «Ат-тахият».

По окончании молитвы мусульманин проговаривает таслим. Его он произносит дважды, поворачивая голову сначала в сторону правого плеча, затем левого.

На этом заканчивается намаз. Фаджр выполняется и мужчинами, и женщинами. Однако исполняют они его по-разному.

Как выполняют утренний намаз женщины?

При выполнении первого раката женщина должна держать руки на уровне плеч, в то время как мужчина поднимает их до ушей.

Поясной поклон она совершает не такой глубокий, как мужчина, и руки во время прочтения суры «Аль-Фатиха» она складывает на груди, а не ниже пупка.

Правила исполнения молитвы фаджр-намаз для женщин незначительно отличаются от мужских. Помимо них, мусульманка должны знать, что её запрещено совершать во время менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). Только очистившись от скверны, она сможет исполнить намаз правильно, в ином случае женщина станет грешницей.

Что делать человеку, пропустившему утренний намаз?

Стоит коснуться ещё одного важного вопроса. Что делать мусульманину, который пропустил утренний намаз? В такой ситуации следует учитывать причину, по которой он допустил подобную оплошность. От того, уважительная она или нет, зависят дальнейшие действия человека. Например, если мусульманин поставил будильник, специально отправился спать пораньше, но вопреки всем своим действиям проспал, выполнить свой долг перед Всевышним он может в любое свободное время, поскольку, по сути, он не виноват.

Однако, если причина была неуважительной, то правила иные. Молитва фаджр должна быть выполнена как можно быстрее, но не в те временные периоды, когда намаз строго-настрого запрещено совершать.

Когда намаз совершать нельзя?

В сутках несколько таких промежутков, в течение которых молиться крайне нежелательно. К ним относятся периоды

  • после прочтения утреннего намаза и до восхода солнца;
  • в течение 15 минут после рассвета, пока светило не поднимется в небе на высоту одного копья;
  • когда оно находится в зените;
  • после прочтения асра (послеполуденный намаз) до заката.

В любое другое время возместить намаз можно, но лучше не пренебрегать священным действом, ведь прочитанная вовремя предрассветная молитва, в которую человек вложил сердце и душу, как говорил пророк Мухаммед, лучше, чем весь мир, значимее, чем всё, что его наполняет. Мусульманин, совершающий фаджр на восходе, не попадёт в ад, а будет удостоен великих наград, которыми одарит его Аллах.

Дочитывать ли утреннюю молитву при восходе?

Я часто просыпаюсь очень поздно на утренний намаз. По календарю оставалось только 2 минуты. Но все равно я взяла омовение и прочитала обязательную молитву. Как мне известно, во время восхода солнца намаз читать не разрешается. Нужно ли мне обратно перечитывать утреннюю молитву?

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за ноябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за октябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за сентябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за август 2017

Время утреннего намаза – Фаджр (Ас-субх)

«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время.» (сура Женщины аят 103)

Из этого аята следует, что каждая молитва совершается в определенное для нее время. Нельзя совершать намаз раньше наступления его времени, позже – тоже не рекомендуется, в крайнем случае делается каза-намаз.

Время утреннего намаза

Время для выполнения утренней молитвы начинается от предрассветных сумерек, когда заканчивается время ночного намаза и длится до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте. При этом следует учитывать ложный рассвет.

Что такое ложный рассвет?

Ложный рассвет– это появление вертикальной светлой полосы или в виде волчьего хвоста. Данный рассвет быстро исчезает и небо снова становится темным. На самом деле это явление называется Зодиакальным светом. Полоса звездной пыли при восходе Солнца располагается почти вертикально и плотный воздух около горизонта не поглощает сравнительно яркий свет отраженный пылью и возникает эффект рассвета. Такая заря не является признаком начала времени молитвы. А вот появление светлых горизонтальных полосок, говорит о наступлении истинного рассвета и является началом наступления времени для фаджр-намаза. Вот, что говорится об этом в хадисах. В одном из них Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть»». (аль-Хаким 1/425, аль-Байхаки 4155. Достоверность подтверждена имамами Ибн Хузайма и аль-Хаким и шейх аль-Альбани). В другом: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким, аль-Байхаки. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4278). Имам Ибн Хузайма разъяснил данный хадис так: “В этом сообщении доказательство на то, что обязательную молитву не дозволено совершать, прежде чем наступит ее время! Слова: «Заря, при которой запрещается есть» относятся к соблюдающему пост. Слова: «разрешается совершать молитву» означают совершать утреннюю молитву. Когда наступает первая (ложная) заря, не дозволяется совершать утреннюю молитву” (“Сахих Ибн Хузайма” 1/52).

Всевышний определил время для утренней молитвы в Коране так: “А Коран – на заре”, то есть во время утреннего намаза. “Выполняй молитву при склонении солнца к мраку ночи, а Коран – на заре” (Сура “Перенес ночью”, аят 78).

Рис 1 Ложный рассвет.

Рис 2 Истинный рассвет

О времени утреннего намаза есть много хадисов. “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал совершение утренней молитвы, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)” (Муслим 1/178). “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершил утреннюю молитву в темноте рассвета. В другой день он совершил ее при отблеске рассвета. Затем после этого, он всегда молился в темноте рассвета, пока он не умер” (Абу Дауд 1/110, Ибн Хиббан 378). Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что “женщины совершали утреннюю молитву с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и они не могли узнать друг друга по причине темноты” (аль-Бухари 578, Муслим 645). Все хадисы указывают, что выполнение утренней молитвы в начале ее времени является предпочтительным.

Когда намаз считается сделанным вовремя.

Если человек совершил намаз между началом и концом времени намаза, то считается, что намаз сделан вовремя. В хадисе говорится, что ангел Джибриль (мир ему) обучал Пророка (мир ему и благословение Аллаха) временам намазов, то в один день они совершили все положенные пять молитв в начале их времени, а на другой день в конце этого времени. После этого Джибриль (мир ему) сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О Мухаммад, совершай молитву между двух этих времен!» (Ахмад 1/333, Абу Дауд 393, ат-Тирмизи 149).

Если при совершении фаджр намаза, после первого полноценного рак’ата закончилось время намаза, то намаз считается сделанным вовремя. «Кто застал один рак’ат молитвы, тот застал саму молитву» . (аль-Бухари 580, Муслим 607).

Важно: тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно сделать ее заново в ее положенное время. (“Тамамуль-минна фи фикъхиль-Китаб уа сахихи-Ссунна” 1/172).

Что делать, если пропустил Фаджр (ас-субх) намаз

Если человек проспал утреннюю молитву, то он должен совершить ее как только проснулся. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». (Муслим 1/477). В не зависимости от нахождения солнца в тот момент, когда человек проснулся, он должен сделать омовение и совершить пропущенную молитву, при этом намерение на восполнение молитвы не делается. Это не является каза-намазом.

Время, когда фаджр намаз делать запрещено – макрух.

Во время восхода солнца намаз делать макрух. Это подтверждается хадисом: Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Это объясняется тем, что в это время время суток язычники поклонялись Солнцу. Тем самым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил уподобляться неверным в любом проявлении! (“аль-Икътида” 63-65).

Время намаза Фаджр (ас-субх) для мест, где трудно определить время по солнцу.

В местности, где солнца не бывает по полгода или непропорциональны день и ночь (день может длиться до 22 часов и наоборот 2 часа в зависимости от времени года), время намаза определить очень затруднительно. Поэтому некоторые мусульманские ученые рекомендуют совершать намазы по мекканскому времени. Другие – ориентироваться на время захода и восхода солнца в ближайших странах, где происходит нормальная смена дня и ночи. Обе рекомендации являются приемлемыми, но предпочтительнее ориентация на ближайшую страну.

Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никогда не войдёт в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода», – имея в виду утреннюю и послеполуденную молитвы. (“Сады праведных”, 1048).

ЗАПРЕЩЁННЫЕ ВРЕМЕНА

1)Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

В «Сахихе» Муслима передали хадис:

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах (салляллаху

солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время

зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода

солнца, пока оно не зайдет полностью». (Муслим т.1, стр.276, «Булугуль

марам» стр. 13).

хадиса(«хоронить своих мёртвых») единодушно

понимается намаз джаназа, иначе во всех вышеуказанных периодах никто

не запрещает хоронить мёртвых. Совершать сажда тилават тоже не

разрешается, потому что оно входит в значение намаза1.

Конечно же, ‘аср намаз текущего дня разрешается читать во время

той причине, что время фаджр намаза заканчивается, как только солнце

начинает подниматься, а время ‘аср намаза, когда солнце начинает

садиться, не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Нет сомнения,

что во время захода солнца время ‘аср намаза становится неполноценным

и совершение какого-то ваджиба зависит от времени, потому что ваджиб,

совершенный в неполноценное время, также становится неполноценным.

И выполнение его тоже становится неполноценным. В случае фаджра

перед восходом солнца время фаджра является полноценным, поэтому

совершение фаджра в это время является полноценным, и сразу, после

того как солнце начинает подниматься, время фаджра истекает, по этой

причине совершенный ваджиб совершать неполноценным образом не

разрешается.

«Если кто-нибудь из вас успеет совершить хоть одно сажда ‘аср намаза

до захода солнца, пусть доводит этот намаз до конца2». (Бухари т.1,

ПОСЛЕ ФАДЖР И ‘АСР НАМАЗА

После фаджра до восхода солнца и после ‘асра до захода солнца не

Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Нет намаза после утреннего

намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра,

пока солнце полностью не зайдет». (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1,

‘Умар ибн Хаттаб, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Абу Хурайра (радиаллаху

‘анхум) также передали хадисы о запрещении совершения намаза в

данное время. (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1, стр.275).

В другом хадисе сказано:

Муавия (радиаллаху ‘анху) (обращаясь к людям) сказал: «Вы совершаете

сейчас намаз, а мы сопровождали Посланника Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям), но никогда не видели, чтобы он читал намаз в это

время, т.е. два рака‘ата после ‘аср намаза». (Бухари т.1, стр.83).

После фаджра до восхода солнца не разрешается читать суннаты

фаджра, как это очевидно из вышеприведённых хадисов. Кроме них,

посмотрите следующий хадис.

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто не успел читать два рака‘ата

суннат утреннего намаза, тот пусть читает их после восхода солнца».

(Тирмизи т.1, стр. 57).

Все хадисы, в которых подтверждается чтение сунната после фаджр

намаза, являются слабыми. (см. Тирмизи т.1 стр.57, «Асар Ас-сунан» т.1,

стр. 34-37 вместе со сноской).

Человек, который пропустил утренний намаз, пусть восполнит его

вместе с суннатами после восхода солнца. Сначала надо читать суннат, а

затем фарз, как это сделал Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в

“лейлатут-та‘рис”3. (Муслим т.1, стр.238, Абу Дауд т1, стр.79, Насаи

т.1,стр.135)

ПОСЛЕ РАССВЕТА

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой

суннат или нафль намаз является макрухом.

рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой

другой суннат или нафль намаз он не читал.

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры

Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху

‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных

(ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната.

(Бухари т.1, стр.157, Муслим т.1, стр.250, Тирмизи т.1, стр. 56)

ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА

намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб

Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Моя община всегда будет во

благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть

в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз. (Абу

Дауд т.1, стр.75, Ибн Маджа, стр.50, передал ибн ‘Аббас (радиаллаху

‘анху), «Мишкат» т.1, стр.61).

В хадисе, переданном Таусом (рахматуллахи ‘алейхи), сказано:

У ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) спросили о двух рака‘атах

перед магрибом. Он сказал: «Я не видел во время Посланника Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) никого, кто бы читал эти два рака‘ата».

(Абу Дауд т1. стр.198).

Праведные халифы Абу Бакр (радиаллаху ‘анху), ‘Умар (радиаллаху

‘анху), ‘Усман (радиаллаху ‘анху) и т.д. перед магрибом не читали никакой

нафль намаз, а читали только магриб намаз. («Асар Имам Мухаммад», стр.

374, «Канзул ‘Уммаль» т.4, стр. 192, передал Мансур от своего отца).

ВО ВРЕМЯ ХУТБЫ

слушать хутбу.

В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано:

«Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам

читает хутбу». (Бухари т.1, стр.121, 124).

Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр.111).

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на

закончит хутбу». (от Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз

заваид» т.2, стр.184).

1 Но если как раз в данное время было подготовлено джаназа или прочитали аят саджда

в это время, то в этом случае совершить намаз джаназа и сажда тилават разрешается.

Если приготовили джаназа или прочитали аят сажда в запрещённое время, то их надо

будет совершать в текущее запрещённое время, (так как они стали обязательными в

запрещённое время, поэтому совершать их можно в запрещённое время).

2 Человек может сказать, что тот же самый приказ относится к намазу фаджр, тогда

почему нельзя совершать фаджр намаз во время восхода солнца? Ответ на этот вопрос

следующий. Возникло противоречие с хадисом, переданным ‘Укбой ибн ‘Амиром

(радиаллаху ‘анху): первый хадис запрещает намаз во время захода и восхода солнца,

а последний хадис разрешает. В связи с этим сделали принципиальный вывод. При

восходе солнца время фаджр намаза заканчивается, а при заходе время ‘аср намаза не

заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Поэтому в случае времени ‘аср намаза

из-за предпочтения части хадиса можно допускать неполноценность времени, а в

случае фаджр намаза нет причины допускать неполноценное время, так как это будет

противоречить хадисам о времени фаджр намаза.

3 Под лейлятут-та‘рис подразумевают остановку на привале в последней части ночи.

Однажды ночью Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути со

сподвижниками. В конце ночи перед рассветом они разбили лагерь в одном месте.

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) не

спать, чтобы после наступления рассвета дать азан и разбудить всех людей. После

этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все сподвижники заснули, и

Биляль (радиаллаху ‘анху) прислонился спиной к своей верблюдице лицом в сторону

востока, так как оттуда появляется рассвет, но, как и другие, он тоже был уставшим и,

прислонившись, также уснул. Все уснули, никто не смог проснуться, пока солнце не

взошло. Самый первый проснулся Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям),

и он сразу разбудил всех и спросил у Биляля (радиаллаху ‘анху): «Почему, Биляль, что

с тобой случилось?» Биляль (радиаллаху ‘анху) ответил: «О Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Кто усыпил тебя, Тот усыпил и меня». Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Пойдемте отсюда, это место обитания

шайтанов», после этого все люди отошли оттуда и, немного пройдя, дали азан для

фаджр намаза. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все его сподвижники

прочитали два рака‘ата суннат, а затем читали фаджр с джама‘атом.

Утренний намаз является первым испытанием нового дня, и первым поклонением. Поэтому необходимо достойно пройти это испытание, хорошо начав новый день, чтобы быть подготовленным к другим испытаниям и возможным трудностям. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто совершит утренний намаз, будет находиться под защитой Аллаха» (Кутубу-Ситта, т.17, стр.541). Верующий, совершивший утренний намаз и начавший свой день находясь под защитой Аллаха, будет защищен от трудностей и проблем, вплоть до следующего утра.

Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир.

Утренний намаз настолько важен, что даже сунна утреннего намаза, является самой сильной сунной после намаза-тахаджуд. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не отказывайтесь от совершения сунны утреннего намаза, даже если вас будет преследовать кавалерия»; «Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир».

Даже в такой ситуации, как преследование врагом, нам повелевается совершать намаз. Так как Аллах Всевышний является хозяином всего, поэтому ничто не способно принести нам вред, после того, как мы выполнили Его повеление.

Умар (радыйаллаху анху) совершал утренний намаз, даже будучи раненым.

Сахабы сподвижника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) придавали такое значение намазу, что для них не существовало никаких препятствий для его совершения, будь то война, ранение, или даже смерть. Умар (радыйаллаху анху), который еще при жизни был обрадован Раем, подвергся кровавому покушению. Но несмотря на это, он, истекая кровью, совершил утренний намаз, не допуская даже мысли о том, чтобы оставить его.

Точно также для Сада ибн Раби (радыйаллаху анху) раненного в битве у рва, соорудили шатер в мечети, чтобы он мог совершать в ней намаз, в таком состоянии он и умер.

Однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вместе с сахабами отправился в поход Затур-Рика. Остановившись на привал в одном месте, он назначил в караул на одном из переходов, Аббада ибн Бишра и Аммара ибн Ясира (радыйаллаху анхум). Когда оба этих сподвижника подошли к переходу, то Аммар лег спать, а Аббад приступил к совершению намаза.

Один из идолопоклонников, наблюдавший за ними, увидев совершавшего намаз Аббада, выстрелил в него из лука. Но Аббад рукой вытащил попавшую в него стрелу, и продолжил совершение намаза. Идолопоклонник, увидев, что Аббад продолжает совершать намаз, подумал, что промахнулся, и выстрелил еще раз. А затем выстрелил в третий раз. Так как Аббад продолжал совершать намаз. Спустя некоторое время Аммар проснулся. А идолопоклонник увидев, что их двое, убежал.

Увидев, что его товарищ истекает кровью, Аммар спросил: «Почему ты не разбудил меня, когда в тебя попала стрела?». Аббад ответил: «Я читал такую суру, которую не хотел прерывать» (Кутубу-Ситта, т.10, стр.199).

Какой же должна быть сила веры, чтобы не замечать попавших в тело стрел!?

В жизни сахабов не было более важного поклонения, чем намаз. Ради этого, они были готовы пожертвовать абсолютно всем, в том числе жизнями и имуществом.

Время утреннего намаза истекает с восходом солнца

Время утреннего намаза очень важно, так же, как время любого другого намаза. К сожалению, некоторые люди не знают времени утреннего намаза, и не придают этому значения, считая, что утренний намаз можно совершать до полудня. Тогда как это является неправильным. Время утреннего намаза наступает с рассветом и заканчивается с восходом солнца.

Значит, утренний намаз необходимо совершать до восхода солнца.

После восхода солнца утренний намаз можно совершать только в качестве долга. Некоторые думают так: «Если выполнить утренний намаз после восхода солнца, то обязанность будет выполнена. Хотя за это и не будет вознаграждения». Но подобные мысли не имеют никакого отношения к истине. Поэтому необходимо вставать и совершать утренний намаз до восхода солнца. Если бы это было не так, тогда зачем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и многие поколения мусульман на протяжении веков, в предутренней темноте отправлялись в мечети?