Название территориальной единицы. Административная территориальная единица государства

В школе меня волновал вопрос о названии страны. Как правильно сказать: Россия или Российская Федерация (РФ)? На уроке обществоведения мне объяснили, что эти понятия равнозначны . И эта равнозначность закреплена в 1 ст. Конституции РФ . Но именно федеративное устройство нашей страны позволяет ей делить территорию на отдельные административно-территориальные единицы.

Федеративное устройство

Это форма государственной организации, при которой страна состоит из отдельных объектов – субъектов федерации . Они, помимо общегосударственных, имеют свои органы исполнительной, судебной и законодательной власти.

Все субъекты РФ равноправны между собой, вне зависимости от их размера и населённости.

Крупные административно-территориальные единицы России

Всего выделяют 85 субъектов . Давайте рассмотрим, как делится наша страна, и чем отличаются территориальные единицы:

  • республика . В состав РФ входят 22 республики. Среди них: Саха (Якутия), Коми, и Чечня. Имеют яркие особенности: объединение на территории отдельного народа, наличие собственной конституции и возможность использовать свой язык как государственный;
  • край . В России их 9 . Среди них: Алтайский, Краснодарский, Пермский и Приморский. Сейчас отличий между краем и областью нет, хотя ранее автономные области могли становиться только частью края;
  • область . В составе России 46 областей. Среди них: Воронежская, Иркутская, Московская и Тамбовская. При включении новых объектов, область может стать краем , например, Пермская область после присоединения Коми-Пермяцкого автономного округа стала Пермским краем. Хочу еще упомянуть Калининградскую область, этот субъект отделен от территории России. И является ее эксклавом (часть, не имеющая границы с остальной территорией страны);
  • автономная область . Она одна : Еврейская автономная область.
  • автономный округ . Их 4: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Это территория, образованная по национальному признаку, но, в отличие от республики, своей конституции и государственного языка не имеет.
  • город федерального значения .

Доктрина. Основным вопросом, определяющим содержание и структуру института территориального устройства государства, является вопрос о природе и предназначении составных территориальных частей субъектов РФ - административно-территориальных единиц (далее - АТЕ). Конституционный Суд РФ отмечает, что «в правовом смысле территория определяет прежде всего пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера» .

Научная классификация территориальных единиц в качестве базовой делит все территориальные единицы на универсальные и специальные (ведомственные) территориальные единицы. К универсальным территориальным единицам относятся субъекты федеративных государств, муниципальные образования, территориальные единицы унитарных государств. В таких образованиях органы власти обладают наряду с отраслевыми также межотраслевыми или общеотраслевыми полномочиями в своей компетенции. При этом, как правило, в универсальных территориальных единицах присутствуют органы как минимум двух ветвей власти - исполнительной и правотворческой (законодательной), а в идеале еще и судебной. Напротив, в специальных территориальных единицах действуют отраслевые, специфические органы власти, структурные подразделения, инстанции вышестоящих органов и инстанций. К ним относятся судебные районы и участки, избирательные, управленческие и военные округа и др.

Виды административно-территориальных единиц. Отнесение вопросов административно-территориального устройства субъектов РФ к ведению самих субъектов РФ привело к различному подходу в вопросе об определении видов административно-территориальных образований (территориальных единиц) субъектов РФ.

Действующее законодательство субъектов РФ выделяет целую систему АТЕ субъекта РФ:

  • 1) город - территориальная единица, на которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с определенной численностью населения (в разных субъектах РФ минимальное число жителей города от 8 тыс. до 12 тыс. человек);
  • 2) район - административно-территориальное образование субъекта РФ, имеющее административный центр и объединяющее несколько экономически и территориально взаимосвязанных населенных пунктов с прилегающей территорией;
  • 3) национальный район - сельский район, на территории которого проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, являющейся национальным меньшинством на территории субъекта РФ;
  • 4) город регионального значения - административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
  • 5) внутригородской район - административно-территориальное образование, входящее в состав города регионального значения, состоящее из части его территории и одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
  • 6) город районного значения - административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
  • 7) сельсовет - административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из одного или нескольких сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
  • 8) национальный сельсовет - сельсовет, на территории которого компактно проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ;
  • 9) поселок городского типа (рабочий поселок) - территориальная единица, на территории которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения, как правило, не менее 3 тыс. человек; в отдельных случаях к категории поселок городского типа могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и (или) роста численности населения;
  • 10) сельская (поселковая) администрация - административно- территориальное образование, входящее в состав внутригородского района города краевого значения, состоящее из одного или нескольких населенных пунктов (рабочего поселка, села и т. п.) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
  • 11) сельский населенный пункт - территориальная единица с численностью населения, как правило, менее 3 тыс. человек, занятых преимущественно сельскохозяйственным производством, которая подразделяется на определенные категории: село, деревня, поселок, слобода, хутор и другие сельские населенные пункты;
  • 12) закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Особым статусом административно-территориальных образований обладают бывшие субъекты РФ, которые утратили свой статус субъектов РФ после их объединения с другими субъектами РФ в новый субъект РФ. К числу таких административно-территориальных образований относят, например, Коми-Пермяцкий округ в Пермском крае, Агинский Бурятский округ в Забайкальском крае. Специфика их статуса определяется особым национальным составом населения данных округов, в результате чего на законодательном уровне таким территориям гарантируются определенные возможности (официальное использование дополнительного к государственному языка, создание специального представительства в региональном парламенте или при нем, создание специального исполнительного государственного органа субъекта РФ по делам округа ит.д.).

Некоторые субъекты РФ на законодательном уровне устанавливают особую систему АТЕ. В частности, Калининградская область подразделяет все объекты административно-территориального деления на группы по трем уровням классификации: первый уровень включает Калининградскую область; второй - административные районы, города областного значения и поселки городского типа областного значения; третий - внутригородские административные районы городов областного значения, города районного значения, поселки городского типа районного значения, сельские округа. Отдельную группу объектов административно-территориального деления Калининградской области составляют населенные пункты.

Отдельные субъекты РФ включают населенные пункты в число АТЕ. При этом все субъекты РФ придерживаются классификации населенных пунктов на городские и сельские.

Статус городского населенного пункта может быть присвоен населенным пунктам субъекта РФ, постоянное население которых составляет, как правило, не менее 2 тыс. человек и преимущественно (более половины от общего числа трудоспособного населения) занято несельскохозяйственными видами производства и обслуживания. К сельским населенным пунктам (селам, деревням, хуторам, железнодорожным разъездам, станциям, др.) относятся все иные населенные пункты, имеющие постоянное население.

Городские населенные пункты подразделяются на города и поселки городского типа. Городом является городской населенный пункт, выступающий одним из промышленных и культурных центров субъекта РФ, с высоким уровнем развития социальной, производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры, с постоянным населением не менее 8-12 тыс. человек.

К поселкам городского типа относятся:

рабочие поселки - городские населенные пункты, на территории которых имеются промышленные организации и их подразделения, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, организации и их подразделения, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, другие экономически важные объекты с численностью постоянного населения не менее 3 тыс. человек либо иные населенные пункты, если на их территории расположены учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков относятся населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;

курортные поселки - городские населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения;

дачные поселки - городские населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санитарных пунктов или мест летнего отдыха.

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П.

Административно-территориальные единицы разных порядков

Информационной базой статьи послужили данные о численности населения по административным районам и городам областного (республиканского, краевого) подчинения в России (по так называемым малым территориям, small-scale) на даты переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов. Анализировалась собственно динамика численности населения на этом уровне. При подготовке статистической базы для анализа динамики численности населения между датами переписей пришлось столкнуться с рядом трудностей:

1. В 1994 году стали доступны данные по ранее закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) . Данные переписи 1989 года при этом не были скорректированы, поэтому включение ЗАТО в анализ было возможно только за последний межпереписной период. В переписи населения 1989 года население ЗАТО включалось в население других административно-территориальных образований, причем методика распределения населения по соображениям секретности не раскрывалась. Известно, что население ЗАТО нередко приписывалось другим субъектам Российской Федерации . Вследствие этих методологических и статистических нестыковок за 1989-2002 годы не получилось проследить динамику численности населения ЗАТО, но удалось скорректировать данные по крупным городам, численность населения которых при переписи 1989 года была искажена из-за присоединения к ним населения ЗАТО. Были поправлены данные по 21 региональному центру и 15 крупным городам областного подчинения, что позволило частично решить проблему искажения численности населения на низовом территориальном уровне. В следующий межпереписной период эта проблема уже не была актуальной.

2. В пределах регионов за межпереписные периоды происходили значимые административно-территориальные преобразования, в том числе с изменением границ низовых административно-территориальных единиц (АТЕ). Если в советский период для маленьких поселков было выгодно и престижно перейти в разряд городских, то в кризисные 1990-е годы для использования льгот в налогообложении, выгод от приватизации более значительных участков земли и от разницы в стоимости электроэнергии в сельской местности полезным стало прямо противоположное. Многочисленные административные преобразования, безусловно, нарушают сопоставимость данных по отдельным городам и районам, по городскому и сельскому населению. Кроме того, в ряде регионов происходили изменения в сетке административных районов. Поэтому в целях корректности сопоставлений нам при анализе приходилось в таких случаях объединять соответствующие административно-территориальные единицы.

3. За межпереписные периоды не рассматривались данные по четырем субъектам Российской Федерации - республикам Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Чеченская республика. Исследовательские оценки показали, что в этих регионах имели место серьезные искажения численности населения. По результатам переписи населения 2002 года они достигли суммарно около 1 млн человек ; похожие проблемы возникли и с данными переписи 2010 года. Это делает бессмысленным сравнение численности населения данных территорий.

4. В работе также не анализируются данные по Москве и Санкт-Петербургу, а также по поселениям, находящимся в их подчинении. Учитывая, что население города Москвы увеличилось за период 1989-2002 годов на 1252 тысяч человек, или на 14,1%, а за 2003-2010 годы - еще на 1388 тысяч (на 13,7%), эти данные в агрегированных итогах способны изменить динамику численности населения центров весьма существенным образом. Изучение проблем роста населения российских столиц представляется нам самостоятельной исследовательской задачей. Это – неполный перечень сложностей, с которыми пришлось столкнуться при подготовке базы для анализа, но представляется, в основном с ними удалось справиться .

При анализе численности населения мы исходили из предположения о том, что динамика населения региональных центров и внутрирегиональной периферии имеет особенности, в этом заключается методическая основа работы. Кроме того, периферия сама по себе неоднородна и изменения в ней могли зависеть от удаленности того или иного района от регионального центра. Поэтому при анализе динамики численности населения за межпереписные периоды 1989-2002 и 2003-2010 годов низовые АТЕ делились на две группы.

1) Центральные АТЕ (центр), к которым относились областной (республиканский, краевой) центр с принадлежащими ему населенными пунктами и «центральный», пристоличный район. В случае, если территория регионального центра граничит непосредственно не с одним, а с двумя или тремя административными районами, то все они были отнесены к центральным. Целесообразность такого отнесения для районов, соседствующих с центральным городом, объясняется существованием в каждом случае фактически единого локального рынка труда, в пределах которого совершается большой объем маятниковых поездок, формируется единое агломерационное пространство. Кроме того, за анализируемые межпереписные периоды между региональными центрами и близлежащими районами совершались наиболее значительные административно-территориальные преобразования.

Особого подхода требовали Московская и Ленинградская области, в них к центральным были отнесены все АТЕ, граничащие с территорией Москвы и Санкт-Петербурга (которые, напомним, в анализ не включались).

2) Периферийные АТЕ, подразделяемые на несколько зон сообразно удаленности АТЕ от центра - на периферию 1-го, 2-го … 8-го порядков. Порядок соседства имеет значение: так, средняя удаленность центров административных районов первого порядка от региональных центров составляет 30-50 км, что предполагает наличие неплохой - по российским меркам - связности с центром и, соответственно, формирование системы интенсивных маятниковых, рекреационных поездок и социально-трудовых связей. При этом в северных и восточных регионах страны соседи первого порядка, как правило, уже значительно удалены от регионального центра - на 100 и более км, что предопределяет слабую связь с ним. Но в любом случае, чем дальше от центра располагается город или район, тем связи слабее и тем к более дальней периферии, в принятой нами терминологии, его следует относить. Подобным образом данные группировались по каждому региону, федеральным округам и в целом по России.

Для характеристики центро-периферийных отношений, кроме ранговых порядков по отношению к центру, использовался также критерий удаленности (физического расстояния) центров низовых АТЕ от региональной столицы, выраженный в километрах . Такая группировка дополняет вышеописанную, так как данный критерий удаленности не зависит от различий в размере и конфигурации низовых АТЕ в густо- и редконаселенных частях страны, позволяя производить более дробные группировки.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

Управление территориальной системой государства осуществляется при помощи системы административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы в составе одного государства могут создаваться на различных уровнях управления, в различных управленческих целях, в силу чего они различаются по своему наименованию, статусу, цели деятельности и т.д.

По нашему мнению, классификацию всех видов административно-территориальных единиц в государстве можно провести по трем основаниям: в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (вертикаль), в соответствии с направлениями осуществляемых государством функций (горизонталь) - ведомственное, а также классификация географических объектов территории страны (базовая).

Так, в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (по вертикали) можно выделить следующие административно-территориальные единицы, существующие на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

Вертикальное разделение властей представляет принципиальную схему распределения полномочий между различными самостоятельными, в рамках своих предметов ведения, уровнями власти. Органы местного самоуправления, формально не являющиеся согласно Конституции Российской Федерации органами государственной власти, по сути, обладают тем же статусом, только в пределах своей компетенции.

Таким образом, группу «властных» административно-территориальных единиц составляют: 1. Федеральные округа (федеральный уровень власти); 2. Субъекты федерации (уровень власти субъектов); 3. Муниципальные образования (власть местного самоуправления).

Указанные территориальные образования обладают признаками административно-территориальной единицы - наличие относительно обособленной части государственной территории, в рамках которой осуществляется государственное или муниципальное управление. Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. / А.Н. Чертков - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. - С. 42.

Стоит отметить, что федеральные округа (Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Крымский) учреждены Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 25.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 20. - ст. 2112..

По мнению Н.Е. Егоровой, О.А. Иванюк, «хотя юридически создание федеральных округов не изменяет федеративного устройства России (округа не имеют прав субъекта Федерации и соответствующих органов), на деле после их создания и назначения в них полномочных представителей Президента с некоторыми новыми задачами и правами, которые не имели прежние представители, ситуация изменилась.

С их созданием значимость субъектов федерации и губернаторов стала существенно снижаться, центр политической жизни на местах иногда стал перемещаться в федеральные округа» Егорова Н.Е., Иванюк О.А. Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России / Н.Е. Егорова, О.А. Иванюк // Журнал российского права. - 2010. - № 5. - С. 112..

К. М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева считают, что образованные в России федеральные округа не изменяют федеративно-территориальное устройство России. Однако, пишут они, «фактически, в России за период с мая 2000 года сформировались девять полноправных (и даже более полноправных через институт полномочных представителей Президента Российской Федерации) федеральных округов, обладающих признаками субъекта Российской Федерации, руководители которых входят в Совет безопасности при Президенте Российской Федерации и могут регулярно, не менее одного раза в месяц, встречаться с главой государства, обсуждать с ним проблемы территорий, входящих в соответствующий федеральный округ, в отличие от губернаторов, не имеющих уже такой возможности» Добрынин Н.М. , Глигич-Золотарева М.В. Государственно - территориальное устройство России: системный подход / Н.М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - № 1. - С. 26.

Что касается уровня власти субъектов федерации, то на сегодняшний день после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов -- Республики Крым и города федерального значения Севастополя число субъектов в Российской Федерации стало 85.

Они так же могут быть классифицированы, в зависимости от их административно-правового и конституционного статуса на: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В группу муниципальных образований (власть местного самоуправления) в соответствии с Законом о местном самоуправлении № 131-ФЗ вводится пять категорий (типов) муниципальных образований:

  • 1. Сельское поселение (входит в состав муниципального района);
  • 2. Городское поселение (входит в состав муниципального района);
  • 3. Муниципальный район;
  • 4. Городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района;
  • 5. Внутригородская территория города федерального значения. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40. - ст. 3822.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 11-13 Закона о местном самоуправлении.

Таким образом, классификация административно-территориальных единиц предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления. Так, в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (по вертикали) можно выделить следующие административно-территориальные единицы, существующие на трех уровнях: 1. Федеральные округа (федеральный уровень власти); 2. Субъекты федерации (уровень власти субъектов); 3. Муниципальные образования (власть местного самоуправления).

  • 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
  • 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
  • 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
  • 3.2. Основные характеристики Российского государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 4.1. Понятие и структура гражданского общества
  • 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
  • Основные отличия рыночной экономики от плановой
  • 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
  • 5.2. Конституционный статус общественных объединений
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 3. Основы правового статуса личности
  • 6. Конституционные основы правового положения личности
  • 6.1. Понятие правового положения личности
  • 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
  • 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7. Гражданство Российской Федерации
  • 7 .1. Понятие гражданства
  • 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
  • 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
  • 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
  • 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
  • 9.1. Понятие и формы государственного устройства
  • 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
  • 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
  • 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и признаки органа государства
  • 11.2. Система и виды органов государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
  • 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
  • 12.1. Понятия выборов и избирательного права
  • 12.2. Виды избирательных систем
  • 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
  • 1 3.1. Президент Российской Федерации - глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
  • 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
  • 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 14. Федеральное Собрание - Парламент России
  • 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
  • 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
  • Контрольные вопросы и задания
  • 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
  • 16. Правительство Российской Федерации
  • 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
  • 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
  • 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • Контрольные вопросы и задания
  • 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • 17.1. Понятие и принципы правосудия
  • 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
  • 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
  • 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
  • 1 8.3. Система органов прокуратуры
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
  • 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
  • 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
  • 2 0.2. Формы непосредственной демократии
  • 2 0.3. Органы местного самоуправления
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • ЗаклюЧение
  • Оглавление
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства

    Административно-территориальное устройство - это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.

    Главная задача административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские - обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

    В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

    В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных ее областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

    Важнейшим принципом административно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

    В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

    Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

    10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика

    Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2010 г.) на 83 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.

    Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области - это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

    Административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

    Базовый уровень представляет собой деление территории субъектов Российской Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

    Первичный уровень - это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения - на городские районы.

    Существуют следующие административно-территори­альные единицы:

    - Республика, край, область, автономная об ласть - это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

      Города федерального значения (ГФЗ) - Москва и Санкт-Петербург. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург - бывшая столица России и второй по величине город в стране.

      Автономные округа - это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельнойадминистративно-территориальной единицей.

      Район (муниципальный район) - основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции.Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района.

    Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

      Города республиканского, областного и другого значения - это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статусгородского округа , приравненного к статусумуниципального района. В Новосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово. Особый статуснаукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

      Города районного значения - промышленныеи культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

    К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

    - рабочий поселок - населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

    - курортный поселок - населенный пункт в курортнойзоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

    - дачный поселок - населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

    Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения: села, станицы, деревни, хутора, аулы и т. д. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием .

    Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они - на муниципальные районы (первичный уровень).

    С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

    Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

    Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, в них могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

    В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов (в 2009 г. создан восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский). В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, будут оказывать определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальным устройством страны.