Немецкие и русские фразеологизмы. Перевод фразеологизмов в немецком языке

Воронцова Анна

Могут ли идиоматические выражения стать препятствием для взаимопонимания людей различных культур или же в них есть много общего?

Предмет исследования - фразеологизмы немецкого и русского языка, их смысловая эквивалентность.В нашей работе невозможно показать все богатства немецкой и русской фразеологии. Для сравнения и сопоставления мы выбираем такие фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по следующим признакам: по внешнему облику, по чертам характера, по уму, по отношению к нему окружающих. При подборе предложений, иллюстрирующих употребление немецких и русских фразеологизмов, мы пользовались словарями, Е. А. Шварц - пособием по развитию навыков устной речи на немецком языке. Редактор М. С. Вайсман. Издательство «Высшая школа» 1974 г. и так же романом Э. Кейстнера «Двойная Лотта».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Фразеологизмы немецкого и русского языка, их смысловая эквивалентность.

Обучающаясяся 9-а класса

МБОУ «Прохоровской гимназии»

Руководитель:

Катаева Татьяна Анатольевна,

Учитель немецкого языка

Прохоровской гимназии

2015 г.

  1. Введение
  2. Основная часть. Стр.
  1. Дефинициация понятия фразеологизма. 2
  2. Виды немецких фразеологизмов. 3
  3. Этимология немецких фразеологизмов.
  4. Фразеологизмы, употребляющиеся для характеристики человека:
  1. 4.1. Оценка внешнего облика человека. 5
  2. 4.2. Оценка умственных способностей человека. 6
  3. 4.3.Оценка поведения человека. 7
  1. Фразеология в языке романа Эриха Кестнера «Двойная Лотта». 8

III. Заключение.

IV. Используемая литература.

Объектом исследования данной работы является межкультурная коммуникация. Могут ли идиоматические выражения стать препятствием для взаимопонимания людей различных культур или же в них есть много общего?

Предмет исследования - фразеологизмы немецкого и русского языка, их смысловая эквивалентность.

Страноведческий аспект преподавания немецкого языка дает такое обучение, которое позволяет ознакомить нас с историей и культурой страны, с образом жизни народа в процессе изучения языка.

В области фразеологии страноведческая специфика проявляется очень отчетливо, она «конденсирует весь сложный комплекс культуры и психологии данного народа, неповторимый способ его образного мышления»

Х. Касарес , известный испанский лексикограф, пишет, что внутренняя сущность модизмов (так, Х. Косарес именует фразеологизмы) составляет «исчезнувшие предания, искореняемые предрассудки, обряды, обычаи, народные игры, пришедшие в упадок ремесла, соперничество между соседними деревнями, ничтожные события, памятные в жизни лишь одной деревни или одной семьи»

Вся психология, вся частная и общественная жизнь, вся неподдающаяся учету история наших предков оставляла след в этих эллиптических формулах, которые были отчеканены и оставлены в наследство потомка .

Фразеологизмы - это отражение народной мудрости в языке, многие из них существуют десятки и сотни лет, так как народ любит меткие, образные выражения, с помощью которых можно передать и веселую шутку, и злую насмешку.

В этой работе я хочу совершить «путешествие» в мир фразеологии – мир яркой фантазии, полной не разгаданных тайн и новых открытий. При критическом осмыслении идиоматических выражений можно выявить какие-то национальные стереотипы.

Что же такое фразеологизмы? В словаре С. И. Ожегова дается определение: фразеологизмы - выполняющие функцию отдельного слова устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов. Раздел языкознания изучающий их - фразеология. Фразеологические единицы (ФЕ) имеют особенность, их нельзя переводить на другие языки дословно. Возьмем выражение: носить воду решетом. В нашей речи мы употребляем как единое целое, как одно слово, хотя в него входит три слова: носить, вода, решето. Попробуем сказать: носить воду ситом, носить молоко решетом. Нам возразят: «по-русски так не говорят», привычно только сочетание: носить воду решетом, за ним закреплено одно значение: делать, что-либо заведомо впустую».

Носить воду решетом – фразеологизм, то есть устойчивое сочетание слов с целостным переносным значением. В переносном смысле в немецком языке употребляется такое сочетание, как Wasser ins Meer tragen . Это фразеологизм. Носить воду в море занятие столь же бессмысленное, что и носить воду решетом, при переводе с немецкого языка на русский эти фразеологизмы могут заменить другую.

Данные фразеологизмы являются смысловыми (семантическими) эквивалентами. Но они не являются полными эквивалентами, поскольку образная основа их значения не совпадает. В русском языке образ возник на основе представления о человеке, который, выполняя бессмысленную работу, носит воду решетом, а в немецком – носят воду в море.

Под полными эквивалентами понимаются только такие фразеологизмы, которые в русских языках имеют одинаковое значение и одинаковую образную основу этого значения. 1Приведем близкие эквиваленты: делать из мухи слона - aus einer Miicke einen Elefanten machen - то есть сильно преувеличивать. Слон здесь вызывает представление о чем-то огромном, а муха, комар – представление о маленьком, едва заметном.

Полными эквивалентами являются русский фразеологизм из пальца высосать и немецкий sich D etwas aus den Fingern saugen , то есть выдумывать, не опираясь на факты. Обычно значение слов компонентов наглядно объясняет целостное значение фразеологизмов, например,

die erste Geige spielen (играть первую скрипку) - превосходить в чем-либо; sein Bundel schnuren (завязывать свой тюк) - собираться в путь, собирать пожитки;

in allen Satteln gerecht sein (быть в седле) - справляться с любой работой.

Но есть так же фразеологизмы, переносное значение, которых нельзя объяснить при помощи значений его компонентов, например, собаку съесть – в чем-либо разбираться. Такие фразеологизмы в работах выдающегося ученого Виктора Владимировича Виноградова (1895-1969г) получили название фразеологические сращения.

Чтобы установить происхождение, какого-либо фразеологизма нужно не только знание языка, но и знание истории народа, его обычаев, его образа жизни, национальные особенности.

Приведем примеры: fluchen wie ein Landsknecht - ругаться, на чем свет стоит (смысловой эквивалент).

Ландскнехты - воины немецкой наемной пехоты в XV-XVII веках, являвшиеся на службу с собственным оружием. Ландскнехты отличались руганью, часто произносили ругательства на разных языках (результат пребывания их во многих странах) 1.

Аb nach Kassel - разговорное фамильярное- с глаз долой катись! Скатертью дорога! (буквально в Кассель).

Фразеологизм переносит нас во времена войны североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 г. г.) Город Кассель, столица княжества Гессен, был сборным пунктом рекрутов, проданных Англии немецкими князьями. Только ландграф Гессена продал для войны 12 800 своих подданных.

Fur-jmdn die Hand ins Feuer legen - русский смысловой эквивалент дать руку на отсечение.

В средние века преступники в Германии подвергались испытанию огнем. Они должны были некоторое время подержать руку в огне. И по степени ожога определялась вина.

В нашей работе невозможно показать все богатства немецкой и русской фразеологии. Для сравнения и сопоставления мы выбираем такие фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по следующим признакам: по внешнему облику, по чертам характера, по уму, по отношению к нему окружающих. При подборе предложений, иллюстрирующих употребление немецких и русских фразеологизмов, мы пользовались словарями, Е. А. Шварц - пособием по развитию навыков устной речи на немецком языке. Редактор М. С. Вайсман. Издательство «Высшая школа» 1974 г. и так же романом Э. Кейстнера «Двойная Лотта». Попутно мы постараемся описать происхождение некоторых немецких фразеологизмов, сопоставляя их с русскими.

Фразеологизмы для оценки особенности внешнего облика .

Они, как правило, построены на шутке, иронии. В русской фразеологии есть шутливые прозвища для высоких людей : пожарная каланча, коломенская верста. Им соответствуют смысловые эквиваленты в немецком языке: eine lange Latte (буквально: длинная палка, рейка) eine lange Bohnenstange (буквально: длинная подборка для бобов, фасоли). Происхождение последнего интересно. В немецких деревнях с древних пор выращивали бобы, фасоль. Это вьющееся растения. Для того чтобы побеги поднимались вверх, ставили подпорки - die Stangen.

А теперь обратимся к фразеологизмам, характеризующим людей маленького роста . Положительную оценку человека выражают фразеологизмы : kein, aber fein (= маленький, но прекрасный), rein aber oho!

А в русском: мал, да удал.

Это смысловые эквиваленты. У немцев и у русских есть также выражения по отношению к людям маленького роста, которые произносятся не без насмешки: от горшка два вершка и kaum drei Käse hoch (букв.: лишь три головки сыра). Эти фразеологизмы совпадают по эмоциональной окраске. Есть также и полные эквиваленты, образная основа таких фразеологизмов совпадает. Приведем примеры: Weil er nur Haut und Knochen war, sah sein Fuchsgesicht noch spitziger aus. (А. Seghers). Офицер был длинный, худющий, кости да кожа. (М. Горький). Здесь худоба человека подчеркивается тождественными по значению и по образно- метафорической основе этого значения фразеологизмами: Haut und Knochen- кожа да кости.

Da sind in erster Reihe die Kinder, ja, schon ein Enkelkind ist da, wie Milch und Blut (T. H. Fontane)

Кровь с молоком твой сынок - первенец.

Кровь с молоком и невеста!

(Н. А. Некрасов)

В этих предложениях мысль о том, что человек обладает хорошим здоровьем, выражена с помощью фразеологизма в яркой образной форме: на белом как молоко лице играет яркий как кровь румянец.

Фразеологизмы для оценки умственных способностей.

Голова - своего рода вместилище разума. Вот почему во многих

Фразеологизмах используется это слово.

Светлая голова - ein heller Kopf . В русском языке широко употребляются

фразеологизмы ходячая энциклопедия и ходячий университет. В немецком

языке нет фразеологизма: eine wandelnde Universitat, а есть ein wandelndes Lexikon. Интересен фразеологизм: er hat die Weisheit mit dem Loffel gegessen . Он построен на гиперболе (преувеличении): человек считает себя мудрым, потому что он… ложкой ел ум и мудрость, поэтому используется как средство иронической характеристики тех, кто зазнается. В русском языке ему смысловой эквивалент: семи пядей во лбу. Будь ты семи пядей во лбу, а где- нибудь промажешь (Н. Островский) 1. Для характеристики человека тупого или глупого, служат фразеологизмы:

ein Brett vor dem Kopf, haben (букв.: иметь перед головой доску);

Nicht alle Tassen im Schrank haben (букв.: иметь не все чашки в шкафу);

Nicht alle im Кoffer haben (букв.: иметь не все в чемодане);

nicht alle Tonne auf der Flote haben (букв.: иметь не все тоны на флейте);

eine weiche Birne haben (букв.: мягкую грушу иметь).

Смысловыми эквивалентами этих ФЕ являются у него не все дома, у него одного винтика не хватает и т. д. Нам трудно понять, почему Ф. Е. Иметь перед головой доску означает «быть глупцом» (это фразеологическое сращение). Однако история происхождения его известна: упрямому быку подвешивали на рога перед глазами дощечку, ослепляли его. После этого бык, потеряв ориентацию, покорно и тупо двигался в том направлении, куда его гнали.

Образная основа значения фразеологизма eine weiche Birne haben понятна: голова глупца подобна мягкой груше. Но особенно интересны фразеологизмы, характеризующие поведение человека, его отношение к другим. В произведениях художественной литературы, фразеологизмы используются зачастую как смысловой центр ожидания героев. Наглядный пример тому роман для детей Эриха Кестнера «Двойная Лотта». Автор с большим тактом решает сложную проблему взаимоотношений родителей и детей. Увлекательно показаны эпизоды из жизни двух девочек- близнецов, которые по воле родителей должны жить отдельно. Но, проявляя выдержку и находчивость, они соединяют своих родителей и остаются в конце концов вместе. Описывая взаимоотношения между девочками, Э. Кестнер употребляет различные фразеологизмы. Луиза и Лотта совершенно разные дети. Об этом красноречиво говорит фразеологизм wie Feuer und Wasser (букв.: огонь и вода). Но это не помешало им стать неразлучными подругами. Тому подтверждение предложение: Die beiden Mädchen hängen nur wie die Kletten zusammen . (букв.: обе девочки висят вместе как репьи). В русском языке этому есть смысловой эквивалент: их водой не разольешь. Близнецы - сестры похожи внешне как две капли воды. Автор, показывая это, приводит фразеологизм aufs Haar gleichen (букв: похожие по волосу). Душевное состояние девочек, которые встретились в первый раз, их страх Эрих Кестнер выразительно передает с помощью фразеологизмов:

wie vom Donner geriihrt – словно пораженное громом;

Lotte wird stocksteif wie eine Puppe – Лотта остолбенела (от удивления); ihr der Hals ist wie zugeschnurt – у нее ком в горле.

Die siehst ja aus wie sechs Tage Regenwetter ! (букв: выглядишь, как 6 дней дождливой погоды)- У тебя такой печальный вид!

Ihr stehen die Haare zu Berge . (букв.: волосы встали горой – волосы встали дыбом.)

Здесь русские и немецкие фразеологизмы имеют онологичные образные основы и являются лишь смысловыми эквивалентами. В немецкой фразеологии существует удивительно поэтический фразеологизм ein scheues Reh (букв.: робкая косуля), употребляемый в отношении робкой, застенчивой Лотты. А вот о Луизе можно сказать Sie hat Haare aut den Zahnen . (букв: имеет волосы в зубах), по-русски об этом говорят так: быть бойким на язык, ей палец в рот не клади.

Мы видим, что образное содержание фразеологизмов разных языков, конечно, не может совпадать полностью. Из наших примеров видно, что смысловые эквиваленты преобладают над полными эквивалентами. У большой части фразеологизмов немецкого и русского языков образное значение не запрятана глубоко, достаточно для его понимания сопоставить целостное значение слов-компонентов.

Фразеология немецкого и русского языков очень богата. Рассмотрев только лишь часть фразеологизмов со значением качественной оценки человека, можно сказать, что фразеологизмы являются источником интересной и полезной информации. Осмысление их помогает выявить некоторые национальные особенности немецкого и русского народа и сделать шаг в направлении развития межкультурной компетенции.

Используемая литература.

1. Бинович Л.Э. и Гришин Н.Н. Немецко-русский фразеологический словарь-М. Русский язык 1975 г.

2. Кестнер Эрих, Близнецы. – Москва, Просвещение 1972 г.

3. Лепинг А.А., Страхова Н.П. Немецко-русский словарь. Советская энциклопедия, - Москва, 1965 г.- 991 стр.

4. Мальцева Д.Г. Фразеологические единицы современного немецкого языка в лингвострановедческом аспекте. Иностранные языки в школе. 1984 г. - №3 стр.29

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов.-М., Просвещение 1976 г.

6. Семенова О.А. 2000 русских и 2000 немецких идиом, фразеологизмов и устойчивых словосочетаний. Словарь – Мн., ООО «Попурри», 2003, - 256 с.

7. Степанова М.Д., Чернышева И.И. Лексикология современного немецкого языка – Москва, Высшая школа, 1975 г.

8. Сологуб Ю.П. Путешествие в мир фразеологии – Москва, Просвещение, 1981г.

9. Schwarz E.A. Gebrauchliche Redensarten – Moskau Verlag” Hochschule “1974

Объектом исследования данной работы являются фразеологизмы немецкого языка, их смысловая эквивалентность.

Страноведческий аспект преподавания немецкого языка даёт такое обучение, которое позволяет ознакомить учащихся с историей и культурой страны, с образом жизни народа в процессе изучения языка.

Фразеологизмы – отражение народной мудрости в языке, образные выражения, с помощью которых можно передать и весёлую шутку, и злую насмешку.

Фразеологические единицы имеют особенность, их нельзя переводить на другие языки дословно. Возьмём выражение: носить воду решетом . В нашей речи мы употребляем как единое целое, хотя в него входят три слова: носить, вода, решето. Попробуем сказать: носить воду ситом, носить молоко решетом. Нам возразят: «по-русски так не говорят», привычно только сочетание: носить воду решетом, за ним закреплено одно значение: делать что-либо заведомо впустую. В переносном смысле в немецком языке употребляется такое сочетание, как Wasser ins Meer tragen. Носить воду в море занятие столь же бессмысленное, что и носить воду решетом, при переводе с немецкого на русский язык эти фразеологизмы друг друга.

Данные фразеологизмы являются смысловыми эквивалентами. В работе невозможно показать всё богатство немецкой и русской фразеологию. Для сравнения и сопоставления выбраны такие фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по внешнему облику, по чертам характера, по уму, по отношению к нему окружающих. Для иллюстрации употребления немецких русских фразеологизмов были использованы фразеологические словари, роман Э. Кейстнера «Двойная Лота».

Д. Г. Мальцева. Москва. «Фразеологические единицы современного немецкого языка, в литвострановедческом аспекте»

1 Немецко-русский фразеологический словарь составили: Я. Э. Бинович, Н. Н. Гришин. Под редакцией Мамеге-Клаппенбах, К. Агрикола. М: 1975 г.

Как известно, художественные тексты изобилуют всевозможными фразеологическими оборотами, которые нередко вызывают трудности при переводе. Поиск соответствующего эквивалента в языке перевода занятие нелёгкое и требует соответствующих навыков от переводчика. В настоящее время используется четыре способа образной фразеологии .: фразеологические эквиваленты, фразеологические аналоги, дословный перевод (калькирование) и описательный перевод. Рассмотрим детальнее каждый из видов.

При использовании фразеологических эквивалентов сохраняется весь комплекс значений переводимой единицы. В этом случае в языке перевода имеется образный фразеологизм, совпадающий по всем параметрам с фразеологической единицей оригинала, например:

mit dem Feuer spielen - играть с огнём;

das Eisen schmieden solange es heiß ist - куй железо, пока горячо.

Второй тип фразеологических соответствий представляют так называемые фразеологические аналоги. В случае отсутствия фразеологического эквивалента, следует подобрать в языке перевода фразеологизм с таким же переносным значением, основанном на ином образе. Например:

eine Schulter zum Weinen haben - плакаться кому-либо в жилетку;

die Gunst der Stunde nutzen - куй железо, пока горячо;

jdn auf frischer Tat ertappen - поймать на месте преступления.

Дословный перевод (калькирование) фразеологических единиц может быть применён лишь в том случае, если в результате калькирования получается выражение, образность которого легко воспринимается русским читателем и не создаёт впечатления неестественности и несвойственности общепринятым нормам русского языка. Например:

das Pferd beim Schwanz aufzäumen - поставить телегу впереди лошади;

wer im Glashaus sitzt, sollte nicht mit Steinen werfen - люди, живущие в стеклянных домах, не должны бросаться камнями;

В случаях, когда фразеологическая единица не имеет в русском языке ни аналога, ни эквивалента и не подлежит дословному переводу, переводчику необходимо прибегнуть к описательному переводу. Например:

Leichen im Keller - семейная тайна; неприятность, скрываемая от посторонних;

wie ein Honigkuchenpferd grinsen - ухмыляться во весь рот;

spitze - отличная вещь, нечто весьма крутое.

С учётом вышесказанного, можно выделить следующие правила перевода фразеологизмов:

1. Оптимальным переводческим решением является поиск идентичной фразеологической единицы. Однако следует признать, что число подобных соответствий в английском и русском языках крайне ограничено.

2. При отсутствии непосредственных соответствий фразеологизм, употреблённый в языке оригинала, можно перевести с помощью аналогичной фразеологической единицы, хотя он и будет построен на иной словесно-образной основе. Следует также учитывать, что стилистическая или эмоциональная окраска не всегда совпадают. В этом случае взаимозамена невозможна.

3. Калькирование, или дословный перевод, иногда допустимы, хотя этот метод не всегда является эффективным. Интересно, что порой переводчикам удаётся внедрить в язык перевода и даже культуру новую фразеологическую единицу.

4. При переводе текстов культурно-исторической тематики применяют калькирование наряду с объяснением в возможно более кратком виде. Такой вид перевода называется двойным, или параллельным.

Министерство образования и науки республики Бурятия МОУ Багдаринская средняя общеобразовательная школа XV научная конференция юных исследователей «Шаг в науку» Фразеологизмы как зеркало национальной культуры немецкого народа Выполнил: Базаров Андрей, ученик 9А класса Научный руководитель: Цыренова И.А., учитель немецкого языка С. Багдарин 2010 г. Содержание Введение Глава 1. Историческое происхождение фразеологизмов Глава 2. Фразеологизмы как зеркало национальной культуры, национального характера и опыта немецкого народа Заключение Список литературы Приложение Введение Изучение языков – это один из важнейших способов познания мира. Потому что именно с помощью языка передается историческое и культурное наследие от одного поколения к другому. В истории известно не мало фактов, когда простое незнание традиций или культурных обычаев того или иного народа приводило к серьезным национальным конфликтам. Изучая особенности и структурные компоненты языка того или иного народа, мы получаем возможность лучше понимать людей, говорящих на других языках, более точно выражать свои собственные мысли, а значит строить более гармоничные и дипломатичные взаимоотношения между народами и странами. Темой моей работы я выбрал исследование и сравнение фразеологических выражений в немецком и русском языках. Потому что фразеологизмы - это своеобразный накопитель народной мудрости, исторического опыта, кристаллизующийся в течение столетий и отражающий различные аспекты обыденной жизни многих поколений. Благодаря пониманию значения фразеологизмов более правильными становятся представления о трудовой деятельности, быте и культуре, а значит жизни людей страны изучаемого языка. Понимание значений фразеологизмов, пословиц и поговорок позволит точнее и правильнее использовать их в речи, придаст речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Цель данной работы: рассмотреть, как в немецких фразеологизмах отражена культура народа, его национальный характер и опыт. Задачи исследования: 1. исследовать историю происхождения фразеологизмов; 2. рассмотреть немецкие фразеологизмы как языковое средство отражения национальной культуры; 3. выявить универсальные и национально-специфические категории, представленные в немецких ФЕ. Объектом исследования является культура немецкого народа, а предметом исследования – фразеологические единицы, отобранные методом сплошной выборки из фразеологических словарей немецкого языка. Методом исследования является комплексный анализ немецких и русских ФЕ в речевом контексте. Гипотеза: если я исследую семантику и структуру, а также национальнокультурную специфику немецких фразеологизмов, то я активизирую свой словарный запас и смогу лучше общаться с носителями языка и понимать более точно аутентичные тексты. Глава 1. Историческое происхождение фразеологизмов Единицы лексической системы могут быть представлены не только словами, но и особого типа устойчивыми словосочетаниями. Всем известно, что речь на любом языке состоит из высказываний или фраз – минимальных отрезков, обладающих относительной самостоятельностью и характеризуются единством гармонической структуры (они имеют форму предложения), лексического наполнения и определенной интонации. И в русском, и в немецком языках есть много кратких, метких, остроумных и образных выражений. Такие выражения называются фразеологизмами, а раздел языкознания, изучающий их, - фразеология. Фразеология (от греч. phrásis) - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Важнейшие проблемы фразеологии - отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых (а не воспроизводимых) в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. Фразеологизм - фразеологическая единица, идиома, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переноснообразным), не выводимым из значения составляющих фразеологических компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления. Языковеды исследовали различные аспекты фразеологии, но до сегодняшнего дня нет единого мнения по вопросу об объеме фразеологии, нет единой классификации фразеологизмов как в русском, так и в немецком языках. Первая классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности была предложена Ш.Балли, который выделил три типа фразеологизмов во французском языке. В.Н.Шанский предлагает классификацию фразеологизмов с точки зрения их семантической слитности, состоящую из четырех групп. Данная классификация является сегодня общепринятой. Под семантической слитностью Н.М.Шанский понимает «соотношение, существующее между общим значением фразеологизма и «частными» значениями его компонентов» . 1. Различаются фразеологизмы с полностью переосмысленным составом и немотивированным значением – фразеологические сращения. «Это семантически неделимый фразеологический оборот, в котором его целостное значение совершенно несоотносительно со значениями его компонентов» . Во фразеологических сращениях слов с их самостоятельными значениями нет, поэтому значение фразеологизма не вытекает из значений отдельных компонентов. Например: «собаку съесть», Durch dick und dünn gehen (сквозь огонь и воду). Da liegt der Hase im Pfeffer (Вот где собака зарыта). 2. Фразеологизмы с мотивированным значением – фразеологические единства. «Это семантически неделимый и целостный фразеологический оборот, значение которого мотивировано значениями составляющих его слов» . Неразложимое значение фразеологического единства возникает в результате слияния значений составляющих его слов в единое обобщенно-переносное: «брать быка за рога», Wie Gott in Frankreich leben (как сыр в масле кататься). 3. Фразеологические сочетания - «это фразеологический оборот, в котором есть слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным. Фразеологические сочетания образуются из слов со свободным и фразеологически связанным значением» . Например: «утлый челн, кромешный ад, глубокая тишина». 4. Фразеологические выражения –«это устойчивый в своем составе и употреблении фразеологический оборот, который не только является семантически членимым, но и состоит целиком из слов со свободным значением» . Фразеологические выражения воспроизводятся как готовые единицы с постоянным значением и составом: «любви все возрасты покорны, волков бояться – в лес не ходить, всерьез и надолго», Wie die Saat, so die Ernte (что посеешь, то и пожнешь), «Mit Ach und Krach» (с грехом пополам). Совокупность различных по характеру значения и структуре фразеологизмов образует фразеологический состав языка. Фразеологические обороты различны по своему происхождению. В частности, много из них перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Выражения топорная работа, разделать под орех, Gutes Werkzeug - halbe Arbeit пришли из речи столяров; задавать тон, die Flotentone beibringen (вправлять мозги) – из речи музыкантов, ставить в тупик – из речи железнодорожников, привести к общему знаменателю – от математиков. В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты прошлой истории, а также легенды и факты античной истории. Часть фразеологизмов перешла к нам из религиозных книг: имеющий уши да услышит, по образу и подобию, метать бисер перед свиньями. К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие “крылатые” выражения писателей, ученых, общественных деятелей. Как мы видим, происхождение фразеологических единиц имеет различные корни: исторические, социальные, литературные и другие. Сравнивая русские и немецкие фразеологизмы, мы можем заметить, что, хотя их смысл совпадает, чаще используются иные образы, более близкие и понятные тому или иному народу. Таким образом, сравнивая фразеологические единицы в различных языках, мы, несомненно, узнаем больше об истории и культуре народа. Глава 2. Фразеологизмы как зеркало национальной культуры, национального характера и опыта При изучении любого иностранного языка происходит соприкосновение с историей и культурой данного народа. Важной составной частью любого языка является фольклор, т.е. народное творчество, в том числе пословицы, идиомы и поговорки. Невозможно понять настоящее и увидеть прошлое любого народа, не зная его историю. Связь истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на фразеологическом уровне. Большое число фразеологизмов отражает специфические национальные черты, корнями своими уходят в историю народа, его быт, обычаи, традиции. Прежде всего, в лексике отражаются фрагменты социального опыта, обусловленного основной деятельностью данного народа. Существование тех или иных лексических единиц объясняется как бы практическими потребностями. Именно взаимосвязью между фразеологией определенного народа и культурноисторическими особенностями его развития можно объяснить, например, наличие в монгольских языках большого количества фразеологизмов, связанных с такими понятиями, как кочевая жизнь, верблюд, верховая езда, в то время как для славянских языков эти явления нерелевантны. В итальянском и испанском языках широкое распространение получили фразеологизмы церковного происхождения, связанные с обрядами и символами католической церкви, поскольку церковь всегда играла важную роль в жизни народа. В немецком языке особенно многочисленны идиомы, отражающие развитие денежной системы и военного дела в Германии, в английском языке – фразеологизмы, связанные с морем, а в английский разговорный язык вошло много идиом, связанных с охотой, скачками. Таким образом, семантическое поле, значимое для одного народа, может быть абсолютно нерелевантным (важный, сущ., акт) для другого. Две национальные культуры никогда не совпадают полностью. Академик Щерба Л.В. отмечает, что поскольку системы понятий в разных языках не совпадают, постольку при изучении иностранного языка приходится усваивать не только новую звуковую форму слов, но и новую систему понятий, лежащую в их основе. Страноведческая ценность фразеологизмов складывается из трёх составляющих: 1. Отражение национальной культуры всеми элементами, т.е. нет аналогов в других культурах. Wissen, wie der Hase läuft – знать толк в деле. Auf den Hund kommen - опуститься, обнищать 2. Отражение национальной культуры единицами своего состава. Aus einer Mücke einen Elefanten machen – Делать из мухи слона. Aus dem Augen, aus dem Sinn – С глаз долой, из сердца вон. 3. Отражение национальной культуры своими прототипами, поскольку генетически свободные словосочетания описывали определённые обычаи, традиции, подробности быта и культуры, исторические события и многое другое. Schwarzes Schaf; auf der Bärenhaut liegen. Как мог возникнуть образ «черной» овцы? Небольшая историческая справка помогает нам понять это. Ввоз мериносовых овец в Германию способствовал развитию животноводства. Шерсть этих овец обычно белого цвета. Поэтому черная овца не была типичной для овечьих стад. Она резко бы выделялась своим цветом. Это, видимо, и легло в основу образа устойчивого выражения. Этот фразеологизм – средство отрицательной оценки человека, указание на то, что он резко отличается от окружающих по каким-то отрицательным качествам. Тацит, описывая быт древних германцев, сообщает, что мужчины–воины в перерыве между военными схватками валялись в своих хижинах на медвежьих шкурах. От них и пошло фразеологическое выражение «auf der Bärenhaut liegen» – «бездельничать, бить баклуши». Во фразеологическом составе современного немецкого языка, как и в других языках, есть группа фразеологизмов, которая обязана своим происхождением старинным обычаям, поверьям, приметам. Объяснение подобных фразеологических единиц представляется возможным, если причины, послужившие источником для их образования, отражены в письменных памятниках, либо сохранились в народе до настоящего времени. Das Abendmahl darauf nehmen-(разг.) поклясться в чем-либо. Этот фразеологизм обязан своим происхождением средневековому обычаю, когда обвиняемый, вину которого было трудно доказать, часто подвергался «суду божьему». Он должен был проглотить кусок черствого хлеба или сыра, и в зависимости от того, делал он это с легкостью или кусок застревал у него в горле, принималось решение о его виновности или невиновности. Den Stab uber jmdn brechen-вынести приговор кому-либо, (букв.) разломить над кем-либо палку. Этот оборот восходит к древнегерманскому судебному процессу. Приговоренному к смерти перед казнью еще раз зачитывался торжественно приговор, и судья, разломив деревянную палку на три части, бросал их к ногам осужденного со словами: Nun hilf dir Gott, ich kann dir nicht mehr helfen. Это действие не означало первоначально ничего другого, как окончание неприятной процедуры: суд окончен, преступник осужден. Bei jmdm in der Kreide stehen-1) задолжать кому-либо, быть должным кому-либо, 2) (перен.) быть в долгу перед кем-либо. Фразеологизм напоминает об обычае владельцев небольших ресторанчиков, которые записывали мелом на доске количество выпитых кружек пива за вечер тем или иным посетителем. Einen Korb bekommen. Jmdm. einen Korb geben-1) получить отказ, дать отказ жениху, (букв.) получить корзину, дать кому-либо корзину. Данный фразеологизм восходит к старому обычаю спускать из окна жениху, которому хотят отказать, корзину с таким плохим дном, чтобы он провалился, если бы стал подниматься в ней на верх. В 17, 18 веках этот обычай несколько изменился: невеста посылала неугодному жениху корзину совсем без дна. В современном немецком языке эти выражения употребляются в самом широком значении: отказать кому-либо, отказаться от чего-либо, получить отказ. Den Teufel an die Wand malen- (разг.) рисовать всякие ужасы (пугая кого-либо), (букв.) нарисовать черта на стене. В основе выражения лежит старинное поверье, согласно которому накликать беду или вызвать демона можно, произнеся его имя. Выражение употребляется еще с 16 в. Hals-und Beinbruch!- Желаю успеха! Ни пуха, ни пера! (букв.) сломать (тебе) шею и ноги. Этот фразеологизм связан с народным поверьем: чтобы отвести от кого-либо несчастье, нужно ему пожелать его. Фразеологизм jmndn ins Bockshorn jages очень старый. Его раннее литературное фиксирование относится к 15 в. Существительное Bockshorn имеет несколько значений: 1) бараний рог, 2) пожитник. Но сам фразеологизм не имеет никакого отношения ни к бараньему рогу, ни к названию растения. По признанию немецких лингвистов, достаточно убедительными являются объяснения Ф. Дорнзайфа, который считает, что прототип фразеологизма восходит к обычаю жечь огни (костры) на пасху. Bockshorn- название пасхального огня в Гарце (Name des Osterfeuers im Harz). Eine ruhige Kugel schieben разг. фам. 1) делать легкую работу, быть на спокойной работе; 2) работать с прохладцей, не торопиться (букв, толкать шар не спеша). Речь идет об игре в Кегли. Родиной кеглей считают Германию, где эта игра была известна уже с XVII - XVIII в.в. Цель игры - сбить меньшим количеством шаров, пускаемых руками (обычно по деревянному настилу), большее число деревянных или пластмассовых фигур - кеглей, расставленных на площадке в определенном порядке. В XIX - ХХ вв. кегли получили распространение во многих странах не только как игра - развлечение, но и как один из популярных видов спортивных игр Аlle neune! Всё! готово! все до одного! (букв: все девять; восклицание при игре в кегли, когда сбиты все фигуры). В этом контексте выражение употребляется в значении «выполнить всё до конца». Заключение Ценность фразеологических единиц в том, что они обладают глубоким содержанием. За простой формой часто скрывается и хранится не только человеческий опыт, но и условия жизни народа – носителя языка, его история, культура, философия, законы, география страны, т.е. культурно – национальный компонент. Фразеологизмы не только отражают, но и формируют определенные стереотипы поведения, а также свойства, достоинства и недостатки человека, которые ценятся или осуждаются в соответствующем обществе и соответствующей культуре. Определенные качества национального характера так или иначе проявляются в языке, и человек, с детства осваивая лексику, идиоматику и грамматику родного языка, сам того не осознавая, учится воспринимать окружающий мир и себя в нем так, как это принято у людей, говорящих на этом языке. Немецкая фразеология не только отражает черты характера и поведения немцев, но и воспитывает человека в рамках национальной традиции. Сопоставление фразеологических соответствий демонстрирует не только отличительные черты в типологии характера, но и затрагивает вопросы образности мышления носителей языка. Благодаря пониманию значения фразеологизмов более правильными становятся представления о трудовой деятельности, быте и культуре, а значит жизни людей страны изучаемого языка. Понимание значений фразеологизмов, пословиц и поговорок позволит точнее и правильнее использовать их в речи, придаст речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Список литературы: 1. А.Лебедева. Национально-культурная специфика фразеологических единиц. «Учитель» №6, 2006, стр. 47 2. Т.М.Гуревич. Фразеология на уроках японского языка. «Иностранные языки в школе» №3, 2006, стр. 76 3. А.В.Сарапулова. Из истории фразеологических оборотов немецкого языка «Иностранные языки в школе» №2, 2006, стр. 72 4. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.,1985, 149 с. 5. Немецко-русский фразеологический словарь. Сост. Л.Э.Бинович и Н.Н.Гришин. Издательство «Русский язык» Москва-1975 год. 6. С. Г. Тер-Минасова "Язык и межкультурная коммуникация" М, Слово, 2000г. Приложение jmdm. den Schwarzen Peter zuschieben (zuspielen) разг. подсовывать кому-л. неприятное дело; ловко сваливать вину (или ответственность) на кого-л. (букв. подсовывать кому-л. «Черного Петера») «Черный Петер» - детская карточная игра типа «Акулины». У кого «Черный Петер» остается на руках, тот проиграл, и его мажут черным. den Schwarzen Peter haben остаться виновным; нести ответственность (за что-л.) ach, du grüne Neune! разг. фам., вот тебе на!, вот тебе раз! (букв. ах ты зеленая девятка) В немецкой карточной игре зеленый цвет - цвет масти пик. der grüne Bube (или König) карт, валет (или король) пик (букв, зеленый мальчик, король) eine böse Sieben разг. устарев, злая баба, мегера, ведьма, баба-яга (букв, злая семерка) Sieben - в карточной игре „Karnöffelspiel” - семерка с изображением черта, вместо которого впоследствии стали рисовать ведьму. Karnöffelspiel - старинная карточная игра XV – XVI bb., называется так по главной карте колоды Karnöffel. Эта карта могла бить все карты кроме «злой семёрки». aus dem Schneider herauskommen (sein) 1) ирон. иметь уже (далеко) за тридцать, быть уже не первой молодости (о женщинах); 2) выйти из трудного положения; 3) быть вне опасности Выражение заимствовано из игры в «скат», где Schneider означает 30 очков. Aus dem Schneider sein - набрать больше очков. Blindekuh spielen играть в жмурки; ничего не видеть „Blindekuh spielen” - так называется детская игра в жмурки (букв. играть в слепую корову). «Жмурки» - это игра, когда один из играющих с завязанными глазами ловит других. Как отмечает Л. Рёрих, эта игра известна всем европейским народам, но фразеологическое соответствие Blindekuh spielen характерно для немецкого языка В современном немецком языке очень употребителен фразеологизм einen Stein bei jmdm. im Brett haben разг. быть на хорошем счету у кого-л.; пользоваться чьим-л. расположением В немецкой и русской фразеологии тоже есть свои шутливо- иронические прозвища для очень высоких людей. В немецких деревнях с давних пор выращивали хмель- der Hopfen и бобы, фасоль- die Bohnen. Это тоже вьющиеся растения. Для того чтобы побеги поднимались вверх, ставятся подпорки- die Stangen. О высоких и тощих людях здесь принято говорить eine lange(dьrre) Hopfenstange eine lange(dьrre) или Bohnenstange. Немцы говорят о маленьких людях не без насмешки: kaum drei Kase hoch. Слово Der Kase употреблено здесь в значении “ головка сыра”(der Kaselaib) . Сыроварение – исконно немецкое крестьянское ремесло. фразеологизм es faustdick (knüppeldick) hinter den Ohren haben, употребляемый для оценки жизненного опыта человека, его хитрости, ловкости, расчетливости. Оказывается, в старину считалось, что в разных частях головы у человека располагаются и разные виды ума. Хитрость, лукавство, плутовство спрятаны у человека где-то за ушами. И если уж у кого-то за ушами хитрости и плутовство накопилось величиной с кулак (faustdick) или больше, то он большой плут. Фразеологизмы ein Ritter ohne Furcht und Tadel и рыцарь без страха и упрека совпадают дословно, покомпонентно. Фразеологизм представляет дословный перевод с французского. Во Франции это выражение было употреблено сначала для характеристики конкретных исторически известных лиц: храброго и великодушного рыцаря Пьера дю Террайля Баярда (конец 15 – начало 16 в.) и выдающегося полководца Луи Тремуаля, жившего в то же время. Впоследствии оно было переосмыслено, приобрело переносное значение и стало употребляться как средство характеристики любого человека, проявляющего черты мужества, доблести, благородства.

В статье рассматриваются фразеологизмы немецкого языка, дается характеристика фразеологической единицы как средства образного отражения мира немецкого народа. Автор акцентирует внимание на том, что фразеологизмы немецкого языка представляют интерес в лингвострановедческом плане, поскольку раскрывают разнообразную информацию о истории, быте, морали, этике немецкого народа.

Ключевые слова: фразеологизмы, немецкий язык, оценочное отношение, языковая картина мира.

FRAZEOLOGICAL UNITS IN THE GERMAN LANGUAGE

The article deals with the phraseological units of the German language, gives the description of the phraseological unit as a means of figurative reflection of the world of the German people. The author draws attention to the fact that the phraseological units of the German language are of interest in the linguistic and cultural landscape, since they disclose a variety of information about the history, life, morals, ethics of the German people.

Keywords: phraseological units, the German language, estimated attitude, linguistic world - image.

Фразеологизмы представляют собой средство образного отражения мира, вбирая в себя исторические и мифологические события, религиозные и этические представления определенного этноса разных эпох и поколений. Человеческий фактор играет важнейшую роль в создании фразеологизмов, поскольку большое их количество связано с человеком и различными сферами его деятельности. По мнению А.В. Сарапуловой, возникновение фразеологизмов обусловлено процессом познания представителями определенного этноса различных явлений действительности: природных, социокультурных и духовно-мировоззренческих . В отличие от других единиц языка, фразеологизмы призваны не столько фиксировать опыт познания различных явлений мира, сколько передавать оценочное отношение к ним (положительное или отрицательное, положительное или нет), что делает речь более экспрессивной и эмоционально окрашенной.

Фразеологизмы интерпретируются через культурные соображения: стереотипы, верования, традиции и тому подобное. На роль культурных представлений об образной основе фразеологизмов в культурологических исследованиях указывает В.Н. Телия .

Фразеологизмы немецкого языка представляют интерес в лингвострановедческом плане, так как он раскрывает разнообразную информацию об истории, быте, морали, этике немецкого народа. Но именно фразеологические единицы считаются особенно сложными и при изучении иностранного языка, и при непосредственном общении с носителями языка в процессе межкультурной коммуникации . Например, «eine Kartoffel im Strumpf haben» - «ходить в дырявых чулках», «Hopfen und Malz, Gott erhalt’s» - букв. «хмель да ячмень дай бог нам каждый день». Хмель и ячмень, солод, применяемый для изготовления пива, символизирует овеществленный труд. (НРФС) «jmd. hat Schwein» (букв. у кого-то есть свинья) - разг. фам. «кому-л. везёт, улыбается счастье»; «Das nenne ich Schwein!» - разг. фамил. «вот это удача! Вот повезло!» «armes Schwein!» - разг. фам. «несчастный, бедолага».

Н.М. Шанский группирует фразеологизмы согласно их возникновению на:

  • коренные: «jmdm. den Schwarzen Peter zuschieben (zuspielen)» - разг . «подсовывать кому-л. неприятное дело; ловко сваливать вину (или ответственность) на кого-л. (букв. подсовывать кому-л. «Черного Петера»; «eine böse Sieben» - разг. устарев, «злая баба, мегера, ведьма, баба-яга (букв, злая семерка)». «Sieben» - в карточной игре «Karnöffelspiel» - семерка с изображением черта, вместо которого впоследствии стали рисовать ведьму. «Karnöffelspiel» - старинная карточная игра XV – XVI bb., называется так по главной карте колоды Karnöffel. Эта карта могла бить все карты кроме «злой семёрки»;
  • заимствованные: «die Schau stehlen» ‒ «затмить кого-л. своим мастерством», «das Gesicht wahren/retten» ‒ «сохранить лицо», «den Hut in den Ring werfen» ‒ «выставить свою кандидатуру на выборах», «Jahrmarkt der Eitelkeit/der Eitelkeiten» ‒ «ярмарка тщеславия», «nach Komplimenten fischen» ‒ «напрашиваться на комплименты», «kalter Krieg» ‒ «холодная война», «die schweigende Mehrheit» ‒ «безмолвствующее большинство», «der eiserne Vorhang» ‒ «железный занавес» и другие.

Лингво-миграционный процесс является неизбежным фактом существования и вместе с тем одним из факторов развития языка. Больше всего в этом смысле влияют близкородственные языки. Фразеологическая миграция, согласно мнению Н.М. Шанского, обусловлена рядом причин, среди которых - усиление культурных связей между народами, так и в отдаленных языках, безусловно, можно выявить устойчивые выражения или фразеологизмы, вошедших в них с иноязычной культуры .

Взяв за основу их научные труды, ученые различают следующие стилистические типы фразеологические единицы (далее ФЕ) современного немецкого языка (книжные, нейтральные, разговорно-бытовые и стилистически сниженные), по которым определяется шкала уровней стилистической окраски ФЕ. Таким образом, в разных социолектах фразеологизмы используются неодинаково. Фразеологическими соответствиями являются такие ФЕ, которые совпадают по значению, стилистической окраске и функциям, которые они выполняют в языке и речи, но могут различаться по лексическому составу, образной основе и грамматической структуре. Стилистически относительные фразеологические соответствия – это ФЕ, которые, имея одинаковую семантику, отличаются по функционально-стилистической окраске . В следующих примерах фразеологические соответствия совпадают по стилистической окраске («unter dem Pantoffel stehen» – «быть под башмаком / под пятой, под сапогом»; «eine bittere Pille zu schlucken geben» – «преподнести горькую пилюлю». В некоторых случаях фразеологические соответствия не совпадают по стилистической окраске, то есть стилистически относительными: «j-n über die Achsel ansehen» (нейтральный фразеологизм) – «воротить нос» (разговорно-фамильярный фразеологизм); «j-m den Hof machen» (нейтральный фразеологизм) – «протоптать тропу / подбивать клинья / стелить мостики» (разговорные фразеологизмы) .

Основой фразеологического семиозиса фразеологической картины мира является метонимическое и метафорическое переосмысление. Процесс переосмысления связан с внутренней формой фразеологической единицы, на основе которой происходит мыслительный процесс.

Переосмысление компонентов ФЕ проходит вследствие денотативного понятийного смещение во внутренней форме компонентов, которые составляли свободное словосочетание. Это происходит благодаря изменению сдвига (редукции) элементов содержательной структуры слова. Степень семантической редукции влияет на формирование фразеологической семантики. Фразеологизм образуется путем слияния понятийного содержания (сигнификата) с категориальным значением (значение слова как части речи), вследствие чего переименуется денотат. Примеры: «Durch Die Blumen Sprechen (Sagen)» - «аллегорически, окольными путями, намеками говорить (высказываться)» . Идиома возникла на основе рыцарских традиций дарить дамам цветы определенных цветов и сортов, которые имели значение. Слова были не нужны. Цветы красного цвета означали любовь, розового – симпатию, влюбленность, желтого – разлуку. «J-dem für den Boden ausschlagen (aufstören, austreiben)» – «испортить, подорвать какое-либо дело, переполнить чашу; досл. выбить в бочке дно». Происходит от обычая XIV в. выбивать дно в бочках, если пиво, которое было у них, некачественное, а торговцы хотели его продать. «Von J-M Etw, Geben Hundert Auf Ein Zot» (разг.) – «грош кому-либо, чему-либо», «Das Zot»- старинная немецкая мера веса. В XVII в. применяли при измерении массы серебра, сейчас используются для взвешивания кофе .

Итак, семантика фразеологических единиц связана с народными образами, которые хорошо известны носителям культуры. Реализация фразеологического значения возможна благодаря фразеологической картине мира, содержит и передает из поколения в поколение результаты познания мира. Фразеологизмы определяются как единицы лингво-ментального лексикона, отражающие культурное пространство языка. Фразеологизмы наполняют речь глубинной свежестью, предоставляют ей художественное звучание, лексическую и синтаксическую утонченность, совершенство.

Список литературы:

  1. Сарапулова А. В. Из истории фразеологических оборотов в немецком языке / А. В. Сарапулова // Иностранные языки в школе. – М., 2006. – № 2. – С. 72–75.
  2. Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов / В. Н. Телия // Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. – М., 1993. – С. 302-304.
  3. Чернышева И. И. Фразеология современного немецкого языка / Чернышева И. И. – М.: Высшая школа, 1970. – 200 с.
  4. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка / Н. М. Шанский. – М.: Высшая школа, 1985. – 160 с.
  5. Burger H. Phraseologie: Eine Einführung am Beispiel des Deutschen. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2007. – 240 S.
  6. Fleischer W. Phraseologie der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: VEB Bibliografisches Institut Leipzig, 1997. – 250 S.
  7. Handbuch der Phraseologie. / Burger, Harald, Buhofer, Annelies, Sialm, Ambros – Berlin/New York: Walter de Gruyter, 1982. – 433 S.
  8. Hessky, Regina. Phraseologie: Linguistische Grundfragen und kontrastives Modell deutsch-ungarisch. – Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1987. – 128 S.

Каким был бы мир без красок? Правильно - серым и унылым. Таким бы могло стать и изучение названий цветов на немецком, но этому не бывать. Мы подобрали интересные немецкие идиомы с упоминанием цвета, чтобы лексика запоминалась легко и позитивно. Поехали.

1. Bei Mutter Grün

Значение: на лоне природы

Буквальный перевод: быть с матушкой-природой

Лучшее времяпрепровождение на природе. И хотя документально это не подтверждено, немецкая матушка-природа, явно родственница русской матери-природы.

2. Das ist im grünen Bereich

Значение: это нормально

Буквальный перевод: это в зелёной зоне

На старых счётчиках различных приборов и механизмов индикатор перемещался в зелёную зону, если всё работало без сбоев, и застревал в красной, когда что-то шло не так. Немцы - люди, которые любят, когда всё идёт как надо, то есть «в зелёной зоне».

3. Das blaue vom Himmel versprechen

Значение: пообещать достать луну с неба

Буквальный перевод: пообещать достать синеву с неба

Небесные тела всегда считались чем-то недостижимым - тем, что выходит за границы окружающей земной действительности. Отсюда и вывод: заполучить небесную синеву, как и луну, невозможно.

4. Blauer Montag

Значение: понедельник - день тяжёлый

Буквальный перевод: синий понедельник

Для кого-то понедельник - день адаптации к работе после бурных выходных и ожидание офисной рутины. Для немцев же просто немного грустный день, который ассоциируется с синим цветом потому, что это традиционный оттенок депрессии. Впрочем, эта ассоциация подкрепляется тем фактом, что испокон веков первый день недели был для представителей рабочего класса днём стирки, которая в девятнадцатом веке была неразрывно связана с подкрашиванием белья с помощью так называемой синьки.

5. Er ist Blau

Значение: он пьян

Буквальный перевод: он синий

Очевидно, во многих языках у слова «пьяный» очень много ассоциативных синонимов.

6. Ins Schwarze treffen

Значение: попасть в яблочко

Буквальный перевод: попасть в чёрное

Когда-то очень давно все сведения о доходах бухгалтеры записывали в гроссбухи чёрными чернилами. Если хочешь быть в выигрыше, попади в чёрное (см. второй пункт).

7. Der rote Faden

Значение: красная нить

Буквальный перевод: нить красного цвета

Эта идиома идентичная аналогичному фразеологизму в русском языке с тем же значением, говорит о главной мысли, которая проходит сюжет книги, беседу, доклад и т.д.

8. Da kannst du warten bist du schwarz wirst

Значение: ждать у моря погоды

Буквальный перевод: не жди, иначе почернеешь

Так говорят о том, что, скорее всего, никогда не произойдёт, поэтому нет смысла ждать. Обратите внимание, что в этой идиоме присутствует обращение Da - то же самое, что Du (ты), но более неформальное. Если вы хотите поразить своим знанием немецкого малознакомого приятеля, лучше использовать местоимение Sie (вы).

9. Er ist ein Schwarzfahrer

Значение: он безбилетник

Буквальный перевод: это чёрный ездок

Несмотря на то что буквальный перевод этой идиомы звучит словно бы в духе романтичной баллады или исторической драмы о рыцаре дорог, реальность не так возвышенна. Чёрными ездоками немцы называют обычных «зайцев», которые не платят за проезд в общественном транспорте. Многие жители Германии и по сей день считают таких людей отчаянными безумцами, так как цена вопроса слишком высока (вплоть до тюремного заключения).

10. Weißbluten

Значение: выжать кого-то до предела, до крайности, беспощадно эксплуатируя; семь шкур спустить

Буквальный перевод: до белой крови

Эта идиома сходна с аналогичной концепцией в английском языке. Видимо, белая кровь ассоциируется с совсем уж крайней степенью, когда дальше всё только хуже.

11. Eine weiße Weste haben

Значение: быть невиновным

Буквальный перевод: носить белый жилет

Также как и подвенечное платье невесты, белый жилет в традиционных немецких сказках считается признаком безупречного героя с незапятнанной репутацией.

12. Auf keinen grünen Zweig kommen

Значение: не достичь цели, не иметь успеха в делах

Буквальный перевод: не появиться на зелёной ветке

Великий Иоганн-Вольфганг фон Гёте явно одобрил бы такой изысканный и утончённый способ сообщить о провале.

13. Jemanden grün und blau Schlagen

Значение: избить до полусмерти

Буквальный перевод: избить кого-то до зелёного и синего цвета

Если вы увидите человека с синими и зелёными синяками, сразу догадаетесь, что чувствует он себя неважно.

14. Alles grau in grau malen

Значение: видеть мир в серых тонах, быть пессимистом

Буквальный перевод: всё серое в серых красках

И хотя без серого цветовая гамма была бы неполной, видеть мир в серых тонах, явно не лучшее состояние, особенно поздней осенью и зимой.

15. Durch die rosa Brille schauen

Значение: смотреть сквозь розовые очки

Буквальный перевод: смотреть сквозь розовые очки

А с другой стороны, видеть всё слегка приукрашенным, тоже не самый лучший вариант, поэтому должна быть золотая середина.

16. Gelb vor Neid

Значение: завидовать

Буквальный перевод: пожелтеть от зависти

А вот в русском языке мы привыкли к фразеологизму «позеленеть от зависти». Есть несколько теорий, почему мы так говорим, включая сужение сосудов из-за этого пагубного чувства, но вот в Германии зависть воспринимают в жёлтом цвете.

17. Ach du grüne neune!

Значение: Боже мой!

Буквальный перевод: Ах ты, зелёная девятка!

Почему в немецком языке возглас восхищения или страха сопровождается упоминанием какой-то девятки, история умалчивает. Хотя, опять-таки, есть несколько гипотез. Одна из них корреляция девятки пик в игральных картах с аналогичной картой, которая во французской традиции окрашена в зелёный цвет. Эта карта не предвещает ничего хорошего и считается, что лучше бы она не попадалась.

18. Du wirst dein blaues Wunder erleben

Значение: ты у меня допрыгаешься, ты доиграешься

Буквальный перевод: ты дождёшься своего синего чуда

Несмотря на то что звучит всё весьма многообещающе, поверьте, что тот, кто это говорит, подразумевает события, обратные радужным ожиданиям.

19. Das ist dasselbe in Grün

Значение: без разницы, никакой разницы

Буквальный перевод: всё одинаково зелёное

Как мы уже писали выше, зелёный цвет в немецком языке означает позитив.

20. Das ist graue Theorie

Значение: чистая теория

Буквальный перевод: это серая теория

История умалчивает происхождение этой идиомы. Почему теория серая? Потому что зародилась в сером веществе мозга? Можно сколько угодно строить догадки и думать, как вам больше нравится.

А вы знаете интересные немецкие идиомы? Новые немецкие слова и самое интересное о Германии в нашем телеграм канале