Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов рф как источники права социального обеспечения. Акты федеральных органов исполнительной власти Нпа федеральных органов исполнительной власти

  1. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
  2. Функции правового акта управления
  3. Действие правовых актов управления
  4. Виды правовых актов управления
  5. Правовые акты Президента Российской Федерации
  6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
  7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
  9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»; Регламентом Правительства Российской Федерации; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

  1. постановлений,
  2. приказов,
  3. распоряжений,
  4. правил,
  5. инструкций
  6. положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1. Постановление - документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Стоит заметить, что оно будеттрадиционно нормативным по ϲʙᴏему правовому содержанию.

2. Приказ - распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Отметим, что текст приказа состоиттрадиционно из констатирующей и распорядительной частей.

3. Распоряжение - распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности.
Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

4. Правила - документ, в кᴏᴛᴏᴩом определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

5. Инструкция - документ, в кᴏᴛᴏᴩом излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что инструкция будет нормативным актом, кᴏᴛᴏᴩый детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Стоит сказать - положение - документ, в кᴏᴛᴏᴩом органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

Не стоит забывать, что важным процессуальным документом в системе публичного управления будет протокол.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - ϶ᴛᴏ письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При ϶ᴛᴏм определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к ϶ᴛᴏй работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФтрадиционно не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Стоит сказать, для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В случае если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Стоит сказать - положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, кᴏᴛᴏᴩые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, кᴏᴛᴏᴩые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, кᴏᴛᴏᴩые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них крайне важно указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, приϲʙᴏенный им Министерством юстиции РФ при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны:

  1. наименование органа (органов), издавшего акт;
  2. наименование вида акта и его название;
  3. дата подписания (утверждения) акта и его номер;
  4. наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие номера и единую дату.

Сегодня государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила) В дополнение к данным Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, кᴏᴛᴏᴩые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Отметим, что тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти ϲʙᴏих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты кᴏᴛᴏᴩых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ)

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. При этом оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными)

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

  1. затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина;
  2. устанавливающие правовой статус организаций;
  3. имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
  4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т. е. принятые на определенный срок);
  5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При ϶ᴛᴏм на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

  1. индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или оϲʙᴏбождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие кᴏᴛᴏᴩых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия кᴏᴛᴏᴩых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  2. акты, кᴏᴛᴏᴩыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
  3. акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
  4. технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;
  5. акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, кᴏᴛᴏᴩое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает:

  1. юридическую экспертизу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия ϶ᴛᴏго акта законодательству РФ;
  2. принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
  3. приϲʙᴏение регистрационного номера;
  4. занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие ϶ᴛᴏго акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего ϶ᴛᴏт акт на государственную регистрацию. В ϶ᴛᴏм случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с приϲʙᴏением ему регистрационного номера.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с приϲʙᴏенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими органами исполнительной власти источнике. При ϶ᴛᴏм порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩый издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Контроль за правильностью и ϲʙᴏевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Понятие и признаки нормативно - правовых актов органов исполнительной власти

1.1

действие

2.1 Государственная регистрация нормативно-правовых актов исполнительной власти

2.2 Действие нормативно-

Заключение

Введение

Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства - это те задачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно - правовой базы, включающей в себя различные виды актов, в том числе и издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Последним принадлежит особое место в правовом массиве, что обусловлено как положением органов исполнительной власти в механизме государства, так и характером выполняемых ими функций и задач. Такого рода акты согласно сложившимся традициям условно называются «ведомственными». Их изучение является традиционным направлением научных исследований, которое не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалий сегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являются преобразование правовой системы современного российского государства, реальное претворение принципа верховенства закона в правовой действительности, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан.

Так же актуальность данной темы состоит в том, что подзаконные акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (далее сокращенно - РФ), представляют собой самый объемный и разнообразный вид нормативных правовых актов, и что приведение совокупности этих актов в иерархически организованную систему представляет важную проблему современного государственного строительства в целом и правотворчества - в частности. В настоящее время правовая система нашей страны находится в состоянии реформирования. Сложились, оформились и были научно обоснованы ключевые принципы правового регулирования в основных отраслях права, сформировались несколько новых, не существовавших в советском праве отраслей, создан нормативно - правовой массив.

Объектом исследования моей работы является нормативный правовой акт органов исполнительной власти в целом, его понятие и признаки, действие его во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Предметом исследования является отличие нормативных правовых актов от правовых актов, хоть внешне и похожих на нормативно - правовые, однако не являющихся таковыми, а так же исследование правил подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации.

Целью данной курсовой работы является стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, их отличительные признаки, анализ различных видов нормативно - правовых актов, классификацию, рассмотреть органы исполнительной власти по их ведению и структуре.

Основными задачами являются:

1. Рассмотрение понятия нормативно - правового акта, его признаков и видов, а так же органов исполнительной власти, их сущности.

2. Изучение порядка подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу ведомственных нормативных актов.

3. Изучение действия нормативно - правового акта органов исполнительной власти во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В работе используются методы изучения и анализа научной литературы, логический метод. Теоретическую основу работы составили труды ученых - представителей теории государства и права Борисова Г. А., Сырых В. М., Хропанюк В. Н., Мелехина А. В. Правовую базу исследования составили Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения по работе, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и признаки нормативн о - правовых актов органов исполнительной власти

1.1 Понятие нормативно-правовых актов

«Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений».

Нормативно-правовые акты закрепляют собой нормы, учитывающие интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений на определенном историческом этапе. Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширилось, подчиняя себе другие области общественной жизни, становясь, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.

Понимание нормативно - правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа - закреплять властные веления государства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Однако не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно - правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права. Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.

Во - первых, это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и др. Как полагает Ю. А. Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т. е. силой закона, указа, постановления.

Во - вторых, в систему нормативно правовых актов не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно - правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Например, постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно понимать и принять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов.

В - третьих, в систему нормативно правовых актов не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно - правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа. Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами: принятием нормативно - правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа и принятием норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия являются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными законами порядке.

Из вышесказанного следует, что нормативно - правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену или изменение устаревших актов. Другими словами нормативно - правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

В России нормативные акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция РФ, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция РФ представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди нормативных актов РФ особое место занимают указы Президента РФ. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, или по другому правовые акты управления, являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. Есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия -- «акты государственного управления», «административные акты», «акты государственной администрации».

1.2 Признаки нормативно-правовых актов

нормативный правовой акт регистрация

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, так и коллегиально.

2. Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Он разрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.

3. Правовой акт управления представляет собой юридическое властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица. Правовой акт управления всегда имеет государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено государственными интересами и направлено на регулирование конкретных управленческих отношений, установление общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются государством, а также решение конкретной управленческой ситуации или административного спора. Государство в лице органов государственного управления не только принимает акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового принуждения.

4. Правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения в сфере государственного управления. Другими словами, такой акт является императивным по характеру правовых предписаний. А это означает, что другая сторона -- объект управления -- должна придерживаться установленных предписаний и обеспечивать их реализацию.

5. Правовой акт управления является разновидностью правовых документов, которые используются в деятельности органов государственного управления (справки, акты ревизии, протоколы, докладные записки и т. д.). Однако в отличие от них правовые акты управления характеризуются односторонне властными предписаниями, которые не характерны для других правовых документов.

6. Правовой акт управления всегда является подзаконным актом, поскольку он принимается органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов и во исполнение законов.

7. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме.

С учетом основных признаков можно дать такое определение правового акта управления. Правовой акт управления -- это основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Функция правового акта управления -- это регулирующее воздействие на публичные управленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задач управления посредством издания административного акта. При издании административного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичное управление.

По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями и организациями соответствующей отрасли экономики, культуры, управления; 2) общеобязательные акты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан, иные организации и учреждения. Правом издания последних актов обладают министерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, Государственная налоговая служба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функции межотраслевого управления. «В правотворческой практике федеральных министерств и ведомств в последнее время широко применяется новый вид правовых источников - соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов РФ. С помощью таких соглашений закрепляется перераспределение полномочий между органами исполнительной власти субъектов Федерации и федеральными органами, предусмотренное ч.2 и 3 ст. 78 Конституции РФ, что способствует снятию противоречий и коллизий между ними».

Нормативные акты можно классифицировать на следующие виды: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.

В правотворческой практике отдельных федеральных органов исполнительной власти, используются и иные виды актов, такие, например как, наставление, устав и другие, однако, они являются менее распространенными и в общем удельном весе занимают незначительное место.

Постановление -- документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию. Обычно постановлениями утверждаются различные инструкции, положения, правила, действующие в различных отраслях, сферах управления, в межотраслевом управлении.

Приказ -- распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

Распоряжение -- распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Они издаются без коллегиального обсуждения. Распоряжения издаются, как правило, по вопросам осуществления государственной службы, по вопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций, положений, правил как данного органа управления, так и вышестоящих органов управления и должностных лиц.

Правила -- документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности. В правилах обычно устанавливаются цели и задачи специальной управленческой деятельности, правовой статус лиц (органов и должностных лиц), осуществляющих эту деятельность, их права, обязанности, ответственность, порядок принятия административных мер, виды процессуальных актов и их основное содержание, ссылки и указания на законодательные и иные нормативные правовые акты, на основе которых приняты и действуют правила.

Инструкция -- документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Положение -- документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

По субъектам издания и сфере распространения подзаконные нормативно - правовые акты органов исполнительной власти подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.

Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный.

Для органов исполнительной власти характерно, прежде всего, то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств. Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию. Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Вопросы по структуре федеральных органов исполнительной власти отражены в Указе Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. Основные деления органов исполнительной власти указан в Приложении «а».

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов.

Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Результаты кодификации играют ключевую роль в функционировании современного российского законодательства.

В ходе кодификации в одном новом кодифицированном акте объединяются все нормативно - правовые предписания систематизируемого массива законодательства, при этом, с принятием этого кодифицирующего акта все старые акты утрачивают свою регулятивную необходимость и теряют свою юридическую силу.

Кодификация является, пожалуй, самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов.

Подводя итог первой главы и с учетом изложенного материала можно выделить следующие признаки нормативного правового акта:

1) волевое содержание;

2) официальный характер;

3) входит в единую систему;

4) нормативность;

5) принимается в специальной процедуре;

6) издается компетентными органами и лицами;

7) регулирует общественные отношения;

8) издается управомоченными органами и лицами;

9) гарантируется принудительной силой государства;

10) имеет форму и структуру, установленные законом.

Глава 2. Государственная регистрация нормативно-правовых актов и их действие

2.1 Государственная регистрация нормативно-правовых актов исполнительной власти

Подготовка и выпуск правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ, федеральным Конституционным Законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №-2 ФКЗ, «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», «Разъяснениями о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», изданными на основании абз. 2 п. 1 постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, и постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

Документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата A4 (210 x 297 мм) или A5 (148 x 210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление. Бланки федерального органа исполнительной власти разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов. При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу листа. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля.

Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги, должен иметь поля не менее 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее и 20 мм - нижнее. Образцы бланков утверждаются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти.

Реквизитами документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, являются: Государственный герб РФ; наименование федерального органа исполнительной власти; должность лица, подписавшего документ; подпись должностного лица; вид документа; место составления (издания) документа; справочные данные о федеральном органе исполнительной власти; адресат; дата документа; регистрационный номер документа; наименование документа; текст документа; ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта; отметка о наличии приложений; гриф согласования; гриф утверждения; виза; оттиск печати; отметка о заверении копии; отметка об исполнителе; указания по исполнению документа; отметка о контроле документа; отметка об исполнении документа; отметка о конфиденциальности. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Как уже отмечалось ранее, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде, не должны носить нормативный характер. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а так же если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти. При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют: федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ). Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Согласно Указа Президента РФ №763 от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В п. 9 Указа Президента РФ говорится, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормоконтроль в системе подзаконных нормативных правовых актов осуществляют: Президент, который может отменить нормативные правовые акты Правительства РФ; Правительство контролирующее правотворчество органов исполнительной власти; граждане и прокуроры, которые могут обращаться в суд в случаях несоответствия нормативных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам.

2.2 Действие нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта:

На какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие);

С какого и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

На какую территорию он распространяет свое регулирующее воздействие (действие в пространстве);

Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц. Нормативные правовые акты действуют во времени.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после их опубликования. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу» (п.12 Указа). Акты Президента, имеющие нормативный характер вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного правового акта в действие может быть указано в специально принятом по этому поводу акте.

В-четвертых, те нормативные правовые акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указано иное.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Однако из этого правила есть исключения:

Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

Когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

Когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

В пространстве пределы действия нормативных актов определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же территории. Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую оно распространяет свою власть.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. Так, согласно действующей Конституции России, п. 2 ст. 4 «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ». Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств.

В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этим Конституция РФ, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 Конституции РФ).

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Законодательство России приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Так, согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международными договорами РФ» (п. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Подводя итог последней главы можно сказать, что все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу «охватываемых» этими актами лиц. Установление этих пределов-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм. Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Заключение

В заключение своей работы я хочу указать, что в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. Нормативно-правовые акты следует отличать от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме. Все нормативно-правовые акты должны функционировать как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Особенность нормативно-правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Изменения в правовом регулировании в России, продолжающиеся с начала 90-х годов прошлого века кардинально изменили всю отечественную систему правового регулирования. В первую очередь эти изменения затронули систему законодательства. Именно система нормативных правовых актов рассматривается теперь как главный инструмент правового воздействия на совокупность общественных отношений, остальные формы права выполняют роль вспомогательного правового регулятора.

В настоящий период правотворческая практика федеральных органов исполнительной власти развивается весьма противоречиво. В разных органах одни и те же формы (виды) актов используются в разном качестве. Из этого следует, что одним из важных направлений совершенствования правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти должно стать формирование четкого, однозначного юридически строго выдержанного перечня видов актов, издаваемых этими органами, а также выработка критериев соотношения между ними. Все это позволит достичь единообразия и согласованности в правотворческой деятельности и в конечном счете будет способствовать дальнейшему совершенствованию всей системы нормативных правовых актов РФ.

Список использованных источников

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ(ред. от 07.05.2013)"О Правительстве Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532

4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ(ред. от 12.03.2014)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005

5. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 292с.

6. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640с.

7. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА - М), 2002. -- 600 с.

8. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов - 3-е изд. М.:ЗАО Юстицинформ, 2007. - 704 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование понятия, признаков, классификации, подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и особенностей их государственной регистрации. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ. Примеры нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Нормотворчество органов исполнительной власти Азербайджанской Республики, его значение для государства. Планирование подготовки нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. Подготовка принятия подзаконных актов органов исполнительной власти.

    статья , добавлен 07.03.2011

    Издание нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    реферат , добавлен 30.10.2013

    Понятие, признаки, основные специфические черты и классификация нормативно-правовых актов. Степень их юридической силы. Важнейшие признаки закона как основного источника права. Правотворческие акты различных компетентных органов исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2015

    Нормативность как основополагающее свойство права. Понятие, признаки, требования и классификация нормативно-правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию России.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Понятие и признаки нормативно-правового акта как официального документа. Виды нормативных правовых актов. Особенности закона и его основные виды. Значение подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

    Внутренняя и внешняя формы права, виды форм права. Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2010

    Действие нормативно-правовых актов о труде во времени и по кругу лиц. Пространственное действие актов. Дифференциация правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников. Юридическая сила и границы действия нормативно-правового акта.

    презентация , добавлен 16.11.2016

    Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. Основные виды нормативно-правовых актов. Анализ механизма реализации индивидуально-правовых актов. Общие черты нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов.

Общая характеристика. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Такие акты относятся к категории подзаконных правовых актов, т.е.

Актов исполнительных органов государственной власти, изданных в пределах их компетенции, в соответствии с законом, указом Президента РФ, либо на их основе и во исполнение их.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.)* предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ (ст. 23).

* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

Порядок издания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 11 февраля 1999 г.)*.

* СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 1999. № 8. Ст. 1026.

Постановления Правительства РФ. В числе подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления Правительства РФ. Они издаются Правительством РФ в пределах его компетенции и направлены на регулирование отдельных вопросов. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы ЗК РСФСР, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего. нормативного правового акта Правительства РФ.

Например, ст. 101 ЗК допускает возможность консервации земель в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Во исполнение данного предписания Закона Правительство РФ приняло постановление от 5 августа 1992 г. № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» (в ред. от 27 декабря 1994 г.)*.

* САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 505.

Обычна практика принятия постановлений Правительства РФ в целях развития и конкретизации соответствующих законодательных актов. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»* Президенту РФ было предложено поручить Правительству РФ разработать порядок купли-продажи гражданами РФ земельных участков. На основании этого Советом Министров - Правительством РФ было приняло постановление от 30 мая 1993 г. № 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков»**.

* ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 27.

** САПП РФ. 1993. № 23. Ст. 2114.

Другой пример. Указом Президента РФ от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» Правительству РФ было поручено разработать и утвердить порядок организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды. Во исполнение Указа было принято постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 2 «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» (в ред. от 13 августа 1998 г.)*.

* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 263; № 33. Ст. 4041.

Кроме этого, в пределах своих полномочий Правительство РФ принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах. Так, учитывая важность проблемы охраны почв, Правительством РФ было принято постановление от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»*.

* САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Государственным комитетом РФ по земельной политике (Госкомзем России)*.

* Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет РФ по земельной политике упразднен. Часть функций этого комитета была передана вновь образованной Федеральной службе земельного кадастра России и Министерству имущественных отношений РФ. (СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168)

К его компетенции относится, в частности, подготовка нормативных правовых актов, направленных на комплексное правовое обеспечение земельных отношений, и издание в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений. Например, Роскомземом 2 июня 1993 г. № 1-16/770 был утвержден Типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка. 20 декабря 1993 г. было издано Указание Роскомзема № 32 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» и иные нормативные правовые акты. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Госкомземом России, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений.

Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ и др.

По некоторым вопросам принимаются совместные нормативные правовые акты: указание Минприроды РФ и Роскомзема от 12 апреля 1994 г. № 1/11 «О порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель»; Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.) и др.

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»; Регламентом Правительства Российской Федерации; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде: 1) постановлений, 2) приказов, 3) распоряжений, 4) правил, 5) инструкций и 6) положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
1. Постановление - документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию.
2. Приказ - распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.
3. Распоряжение - распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти тто несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.
4. Правила - документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.
5. Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.
6. Положение - документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.
Важным процессуальным документом в системе публичного управления является протокол.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции РФ при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны:
1) наименование органа (органов), издавшего акт;
2) наименование вида акта и его название;
3) дата подписания (утверждения) акта и его номер;
4) наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
В настоящее время государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила). В дополнение к этим Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, которые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.
Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.
На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:
а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);
б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).
Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
2) устанавливающие правовой статус организаций;
3) имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
4) независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т. е. принятые на определенный срок);
5) содержащие, сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
1) индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативнораспорядительного характера (разовые поручения);
2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
13 Административное при но
4) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;
5) акты рекомендательного характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает:
1) юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
2) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
3) присвоение регистрационного номера;
4) занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.
В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.
Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.
При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.
В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научнотехническим центром правовой информации «Система».
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Порядок подготовки, издания, государственной регистра­

тивных правовых актов федеральных органов исполнительной

власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным кон­

ституционным законом «О Правительстве Российской Федера­

ции»; Регламентом Правительства Российской Федерации;

Правилами подготовки нормативных правовых актов федераль­

ных органов исполнительной власти и их государственной ре­

гистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки

нормативных правовых актов федеральных органов исполни­

тельной власти и их государственной регистрации.

Нормативный правовой акт - это

письменный официальный документ, принятый (изданный) в

определенной форме правотворческим органом в пределах его

компетенции и направленный на установление, изменение или

отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

1) постановлений, 2) приказов, 3) распоряжений, 4) правил,

5) инструкций и 6) положений. Издание нормативных право­

вых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1. Постановление - документ, содержащий решение по важ­

нейшему вопросу, принятое в рамках установленной процеду­

ры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным

по своему правовому содержанию.

2. Приказ - распорядительный документ федерального ор­

гана исполнительной власти. Проекты приказов разрабатыва­

ются структурными подразделениями ведомств по поручению

руководства или по собственной инициативе. Текст приказа со­

стоит, как правило, из констатирующей и распорядительной

3. Распоряжение - распорядительный документ, принимае­

мый руководителем органа исполнительной власти по неслож­

ным (обычным) текущим вопросам практической управленче­

ской деятельности. Распоряжения подписывает руководитель

органа исполнительной власти или по его указанию (поруче­

нию) его заместитель.

4. Правила - документ, в котором определяется порядок

(процедура) осуществления специального вида управленческой

деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция - документ, в котором излагаются правила,

регулирующие специальные стороны деятельности федерально­

го органа исполнительной власти. Инструкция принимается

руководителем органа исполнительной власти и устанавливает

порядок исполнения законодательных актов, указов Президен­

та РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, ин­

струкция является нормативным актом, который детализирует

положения законов, определяет процедуру исполнения тех или

иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Положение - документ, в котором органами федеральной

исполнительной власти устанавливаются статус органа испол­

нительной власти, его полномочия, компетенция, функции, за­

дачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с

другими органами, а также порядок осуществления как пози­

тивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного

принуждения.

Важным процессуальным документом в системе публичного

управления является протокол.

Еще по теме 40. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.:

  1. 3.4. Правовые средства, используемые арбитражным управляющим при осуществлении функции контроля
  2. Разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти
  3. 3.3.5 Нормативные акты иных федеральных органов государственной власти: понятие, содержание и виды. Юридическая сила подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти.
  4. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
  5. 76. Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц.
  6. §2. Правовое регулирование государственного надзора в нефтегазовом комплексе
  7. 2.1. Роль административных процедур в реализации административно-правового статуса граждан и их организаций во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
  8. Земельно-кадастровые отношения: виды и правовое регулирование
  9. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  10. § 2.2 Административно-правовая регламентация взаимодействия МВД России и федеральных органов исполнительной власти при применении информационных ресурсов в сфере миграции
  11. Административно-правовая природа соглашений о разделе продукции как формы государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе России
  12. § 3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции в системе субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: полномочия и порядок работы
  13. § 1. Особенности внесудебного порядка разрешения административно-правовых споров
  14. § 3. Особенности нормативно-правового регулирования обязательного страхования гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
  15. Эколого-правовой режим Арктической зоны в законодательстве Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -