Нравственный идеал в произведениях Ф.М. Достоевского

Текст сочинения:

В романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение униженных и оскорбленных и роскошь, пресыщение, вседозволенность хозяев жизни. В этом страшном мире, по Достоевскому, есть один источник спасения красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жерҭве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.
Софья Семеновна дочь от первого брака Мармела-дова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня это девушка лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Когда они оживлялись, выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эҭу деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становиҭся символической. Детскость внешнего облика Сони отражение чистоты ее души.
Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной сумасшедшей от горя, среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг пойҭи по желтому билету7. Свой первый заработок тридцать целковых она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня переступила, чтобы спасти от голодной смерҭи брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуҭкой душой. Соня наделена даром бесконечного состраданрш к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагиваюҭ. Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: Так не на земле, а там... о людях тоскуюҭ, плачуҭ, а не укоряюҭ. Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела...
Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строиҭся по законам самопожерҭвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоиҭ ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова... вечная Сонечка, пока мир стоиҭ! Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Оҭсюда рождаюҭся странные на первый взгляд порывы Раскольникова: Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Родион объясняет изумленной девушке: Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. Сама Соня считает себя великой грешницей. Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся, смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боиҭся сесть в присуҭствии дам; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.
Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть.
И лирикому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощуҭить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судиҭ: И кто меня ҭуҭ судьей поставил: кому жить, кому не жить?
Соня ҭверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: Что ж бы я без Бога-то была? Ненасыҭимое сострадание к ближнему столь велико в душе Сони, что она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет.
Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-проценҭщицы принесла девушке Новый завет. Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эҭи женщины воплощаюҭ нравственный идеал писателя. Они не плачуҭ, не стонуҭ, а, все отдавая, глядят кротко и ҭихо.
Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный простонародный крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким диким взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в ҭюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: Матушка, Софья Семеновна, мать ҭы паша, нежная, болезная! Они знали, что она добровольно последовала за Рас колы шковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.
Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводиҭся с греческого языка как мудрость. В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
Мудрость Сони в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жерҭвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.

Права на сочинение "Нравственный идеал в произведениях Ф.М.Достоевского (по роману Преступление и наказание)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение “униженных и оскорбленных” и роскошь, пресыщение, вседозволенность “хозяев жизни”. В этом “страшном” мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.
Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка “лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Когда они оживлялись, “выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.
Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – “сумасшедшей от горя”, среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по “желтому билету”. Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня “переступила”, чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком “совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают”. Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют”. Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: “Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… “
Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – “… вечная Сонечка, пока мир стоит!” Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: “Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу”. Родион объясняет изумленной девушке: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”. Сама Соня считает себя “великой грешницей”. “Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся”, смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии “дам”; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.
Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”
Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: “Что ж бы я без Бога-то была?” “Ненасытимое сострадание” к ближнему столь велико в душе Сони, что она “свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет”.
Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке “Новый завет”. Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, “глядят кротко и тихо”.
Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – “простонародный” – крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким “диким” взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: “Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.
Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как “мудрость”. В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1)

Урок № литература Класс: 10 дата: 16.03

Тема.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть образ Сони Мармеладовой как нравственный идеал Ф.М.Достоевского

Задачи урока:

    Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.

    Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.

    Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой “Морские звезды” и подумайте, о чем она.

Действительно, о смысле жизни (“зачем жить”?), ее моральных принципах, о сострадании.

Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в “Преступлении и наказании”.

Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.

Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? ( нравственным ценностям. )

Ф.М.Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности.

Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней”. (Соня Мармеладова)

2. А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

3. Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?

( “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова”).

Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах или парах

1 группа. Подготовить сообщение о п ервом знакомстве с Соней.

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ. ) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Составьте синквей к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.

Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие).

Проблемный вопрос.

А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?” (Д.И.Писарев) И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?

Примерный ответ. Соня - своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия. ) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

2 группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.

Полуграмотна, плохо излагает

мысли, читает только Евангелие.

Образован, хорошо излагает мысли.

Свет разума заводит в тупик.

В ней божественная правда. Она

высокодуховна. Не сознание делает

человека человеком, а душа.

В нём правда ложна. В рай ценой

чужой крови нельзя.

У неё есть смысл жизни: любовь,

вера.

У него нет смысла жизни: убийство

- это индивидуалистический бунт.

Соня

Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон.

Преступает уголовный закон.

Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.

Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.

Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

Мания превосходства и вседозволенности.

Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Вывод. Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”

Фронтальная беседа

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? ( Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? ( Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. ( Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников ? ( Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них ? ( Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.)

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги ?

( Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила?

( Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере ) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом .

( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? ( Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию.

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? ( Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней ? ( Примерный ответ . Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. ( Чтение цитат. Примерный ответ . Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею...”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. )

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. ( Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы , что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину ) Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом . ( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? ( Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов ) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? ( Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце )

Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)

Третья встреча - это поддержка двух близких людей.

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне?

(Примерный ответ . Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

Как ведет себя Соня? (Примерный ответ. Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе с Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

Почему?

(Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда?.. Я один”, - закричал Раскольников )

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ.

(Примерный ответ. Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Вывод Соня помогла “сгореть” философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.

- Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. ( Примерный ответ. Соня “последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова. И все благодаря Сонечке. “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка” - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Вывод Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.

- Так кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Она “святая грешница”, идеал.

X. Итог урока.

Вывод Итак, Соня – это символ, это нравственный идеал Достоевского, и не только. Она - божественный идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность.

Надеюсь, что идея “вечной Сонечки” останется в вашем сердце, что вы научитесь просить прощение и прощать, будете терпимыми и милосердными к людям.

XI. Информация о домашнем задании.

На выбор

1. На страницах романа многие понятия об ретают символическое значение, например: Наполеон - сим вол неограниченной власти; аршин пространства - символ одиночества, кровь - символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

2. Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    «Тема смирения и бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;

    «В чём смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?»;

3. Напишите письмо Софье Мармеладовой.

Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в ее душе: «Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в ее жизни.

Соня понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я... бесчестная... я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - нравственный идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – “твари дрожащие” и “право имеющие”, находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.

Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живущим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим. Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада, толкает ее к таким же “униженным и оскорбленным” людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, “бедными и кроткими”, которые “все отдают, глядят кротко и тихо”. Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье.

Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.

Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.

Сонино человеколюбие свободно от каких либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

“Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе “Преступление и наказание” таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая “униженная и оскорбленная” из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…”

Самоотречение Сони приобретает форму “бесконечного унижения”. Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет “грязь обстановки убогой”. Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе “сильных мира сего”, а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

(No Ratings Yet)

Нравственный идеал в произведениях Достоевского (“Преступление и наказание”)

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание” Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  2. В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский поднимает тему “униженных и оскорбленных”, тему маленького человека. Общество, в котором...
  3. Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  4. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак...
  5. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не...
  6. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  7. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  8. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл...
  9. Ф. М. Достоевский был настоящим писателем гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям...
  10. “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в...
  11. В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей России середины XIX ст. В это время...
  12. Сочинения по литературе: Мир “Униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Тема “униженных и оскорбленных” в...
  13. Сочинения по литературе: “Униженные и оскорбленные” в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского. Роман “Преступление и наказание” – одно...
  14. Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и... Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей...
  15. Прочитан роман. Перелистано последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа “Преступление и наказание”, не оставляет меня, так как...