Нужно ли поститься перед Причастием в сплошные недели? Причастие: что это такое и как подготовиться.

Причащение – это великое Таинство церкви православной. Насколько важен этот обряд христианства? Как к нему подготовиться? И как часто можно причащаться? Ответы на эти вопросы и на многие другие вы узнаете из данной статьи.

Что являет собой причащение?

Евхаристия - это причащение, иными словами, важнейший обряд христианства, благодаря которому хлеб и вино освящаются и подаются как Тело и Кровь Господа. Благодаря причащению православный соединяется с Богом. Необходимость данного Таинства в жизни верующего трудно переоценить. Оно занимает самое главное, если не сказать центральное место в Церкви. В этом Таинстве завершается и заключается все: молитвы, церковные песнопения, обряды, поклоны, проповедь Слова Божьего.

Предыстория Таинства

Если обратиться к предыстории, то Таинство причастия было установлено Иисусом на Тайной Вечере перед крестной смертью. Он, собравшись с учениками, благословил хлеб и, преломив его, раздал апостолам со словами, что это Его Тело. После этого взял чашу с вином и подал им, говоря, что это Его Кровь. Спаситель заповедал ученикам всегда совершать таинство причащения в Его воспоминание. И Православная Церковь следует заповеди Господа. На центральном богослужении Литургии ежедневно совершается Таинство Святого Причастия.

Церкви известна история, подтверждающая важность причащения. В одной из пустынь Египта, в древнем городе Диолке проживало множество монахов. Пресвитер Аммон, который выделялся среди всех выдающейся святостью, во время одного из богослужений увидел ангела, который что-то записывал возле жертвенной чаши. Как оказалось, ангел записывал имена монахов, присутствующих на службе, а имена тех, которые отсутствовали за Евхаристией, вычеркивал. Через три дня все те, кого вычеркнул ангел, скончались. Так ли неправдива эта история? Возможно, множество людей умирают раньше времени именно по причине своего нежелания совершать причащение? Ведь даже Апостол Павел говорил, что многие люди больны, немощны по причине недостойного причащения.

Необходимость Святого Причастия

Причащение - это необходимый обряд для верующего. Христианин, пренебрегающий Причастием, добровольно отворачивается от Иисуса. И тем самым лишает себя возможности вечной жизни. Регулярно причащающийся же, наоборот, соединяется с Богом, укрепляется в вере, становится причастником вечной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что для воцерковленного человека причащение – это, несомненно, важное событие в жизни.

Порой после принятия Святых Христовых Тайн отступают даже серьезные заболевания, возрастает сила воли, укрепляется дух. Верующему становится легче бороться со своими страстями. Но стоит отступить от причастия на долгое время, как в жизни все начинает идти наперекосяк. Возвращаются недомогания, душу начинают терзать, казалось, отступившие страсти, появляется раздражительность. И это далеко не полный список. Отсюда следует, что человек верующий, воцерковленный старается причащаться минимум раз в месяц.

Подготовка к Святому Причастию

К Таинству Святого Причастия следует должным образом подготовиться, а именно:

  • Молитвой. Перед причащением молиться необходимо больше и усерднее. Не пропускать несколько дней молитвенное правило. К нему, кстати, добавляется правило ко Святому Причастию. Также существует благочестивая традиция читать канон ко причащению: канон покаянный к Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородицу, канон к Ангелу Хранителю. Накануне Причащения посетить вечернее богослужение.
  • Постом. Он должен быть не только плотским, но и духовным. Нужно примириться со всеми, с кем были в соре, больше молиться, читать Слово Божие, воздержаться от просмотра развлекательных программ и прослушивания светской музыки. Супругам нужно отказаться от телесных ласк. Строгий пост начинается накануне Причащения, с 12 часов ночи нельзя ни есть, ни пить. Однако духовник (священник) может установить дополнительный пост 3-7 дней. Такой пост обычно предписывается новоначальным и тем, кто не соблюдал однодневные и многодневные посты.
  • Исповедью. Необходимо исповедаться в своих грехах священнослужителю.
  • Покаяние (исповедь)

    Исповедь и Причащение играют важную роль в свершении Таинства. Непременным условием Причащения является признание своей абсолютной греховности. Следует уразуметь свой грех и искренне раскаяться в нем с твердым убеждением никогда больше его не совершать. Верующий должен осознать, что грех несовместим с Христом. Совершая грех, человек как бы говорит Иисусу, что Его смерть была напрасной. Безусловно, это возможно только благодаря вере. Потому как именно вера в Святого Бога освещает темные пятна грехов. Перед покаянием следует примириться с обидчиками и обиженными, прочитать канон покаянный к Господу, молиться усерднее, если необходимо, то взять пост. Грехи для собственного удобства лучше выписать на бумагу, чтобы во время исповеди ничего не забыть. Об особо тяжелых грехах, которые мучают совесть, нужно сказать священнику особо. Также верующему необходимо помнить, что открывая свои грехи священнослужителю, он, в первую очередь, открывает их Богу, так как Бог незримо присутствует на исповеди. Поэтому ни в коем случае нельзя утаивать какие-либо прегрешения. Батюшка же свято хранит тайну исповеди. Вообще, как исповедь, так и причащение - это отдельные таинства. Однако они тесно связаны между собой, поскольку, не получив прощения своих грехов, христианин не может приступать к Святой Чаше.

    Бывают случаи, когда тяжелобольной искренне кается в своих грехах, дает обещание регулярно ходить в церковь, лишь бы произошло исцеление. Священнослужитель отпускает грехи, позволяет причаститься. Господь дарует исцеление. Но человек впоследствии так и не выполняет своего обещания. Почему так происходит? Возможно, человеческая слабость душевная не дает переступить через себя, через свою гордость. Ведь лежа на смертном одре можно наобещать чего угодно. Но ни в коем случае нельзя забывать об обещаниях, данных самому Господу.

    Причащение. Правила

    В Русской Православной Церкви существуют правила, которые следует выполнять перед подходом к Святой Чаше. Во-первых, нужно прийти в храм к началу богослужения, не опаздывая. Перед Чашей делается земной поклон. Если много желающих причаститься, то можно поклониться заранее. Когда врата откроются, то следует осенить себя крестным знамением: руки положить на груди крестом, правую сверху левой. Таким образом причаститься, отходить, не убирая рук. Подходить с правой стороны, а левую оставить свободной. Служители алтаря должны причаститься первыми, потом монахи, после них дети, затем уже все остальные. Нужно соблюдать вежливость друг с другом, пропускать вперед людей пожилых и немощных. Женщинам нельзя приступать к причастию с накрашенными губами. Голова должна быть покрыта платком. Не шапкой, повязкой, а именно платком. Вообще, одеваться в храм Божий следует всегда чинно, не вызывающе и не вульгарно, чтобы не привлекать внимания и не отвлекать других верующих.

    Подходя к Чаше, необходимо назвать громко и четко свое имя, принять разжевать и сразу же проглотить Святые Дары. Приложиться к нижнему краю Чаши. Запрещено прикасаться к Чаше. Также нельзя совершать крестное знамение около Чаши. У столика с запивкой, нужно съесть антидор и выпить теплоту. Только затем можно разговаривать и целовать иконы. Нельзя причащаться два раза в день.

    Причащение больных

    На Первом Вселенском Соборе было определено, чтобы тяжелобольной человек не лишался причащения. Если человек не в состоянии принять причащение в церкви, это легко решается, ведь церковь позволяет причащать больных на дому.
    Священнослужитель готов в любое время прийти к больному, кроме времени от Херувимской песни до конца литургии. В любое другое богослужение священник обязан остановить службу ради страждущего и поспешить к нему. В церкви в это время читают псалмы для назидания верующих.

    Больных разрешено допускать к принятию Святых Тайн без какой либо подготовки, молитвы, поста. Но исповедаться в грехах им все равно необходимо. Также тяжелобольных разрешено причащать после принятия пищи.

    Часто случаются чудеса, когда, казалось бы, неизлечимые люди после причащения вставали на ноги. Священнослужители часто ходят в больнице поддержать тяжелобольных, принять исповедание, причастить их. Но многие отказываются. Одни по причине брезгливости, другие не хотят накликать беду в палату. Однако тем, кто не поддался всяким сомнениям и суевериям, может быть даровано чудодейственное исцеление.

    Причащение детей

    Когда ребенок встречается с Богом – это очень важное событие как в жизни самого чада, так и его родителей. Причащение с раннего возраста рекомендовано еще и потому, что малыш привыкает к Церкви. Нужно обязательно причащать ребенка. С верой. Регулярно. Это играет важнейшую роль в его духовном развитии, а Святые Дары благотворно влияют на самочувствие и здоровье. И порой даже серьезные заболевания отступают. Так как же следует причащать детей? Дети до семи лет перед Евхаристией особым образом не подготавливаются и не исповедуются, ведь они не могут осознать последование ко Причащению.

    Также они причащаются только Кровью (вином), так как младенцы не могут есть твердую пищу. Если ребенок способен есть твердую пищу, то он может причаститься также и Телом (хлебом). Дети, которых окрестили, принимают Святые Дары в тот же день либо в ближайший следующий день.

    После принятия Святых Даров

    День, когда свершается Таинство Причащения - это, безусловно, знаменательное время для каждого верующего. И провести его нужно особо, как великий праздник души и духа. Во время Таинства причастившийся получает Благодать Божию, которую следует хранить с трепетом и стараться не грешить. Если возможно, то лучше воздержаться от мирских дел и провести день в тишине, покое и молитве. Уделить внимание духовной стороне своей жизни, помолиться, почитать Слово Божие. Эти молитвы после причащения имеют большое значение – они радостны и энергичны. Они также способны помножить благодарность Господу, зарождают в молившемся желание причащаться чаще. Не принято после того как произошло причащение в церкви вставать на колени. Исключения составляют преклонения пред Плащаницей и коленопреклоненные молитвы в день Св. Троицы. Есть необоснованное рассуждение, что, якобы, после Причастия запрещено прикладываться к иконам и целоваться. Однако сами священнослужители после принятия Святых Тайн благословляются у архиерея, целуя руку.

    Как часто можно причащаться?

    Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.

    Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.

    В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю – это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник Даниил Сысоев в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют духовного наставника над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.

    Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.

    Вместо послесловия

    Существует немало книг, пособий и просто советов, как принять причащение, правила подготовки души и тела. Эта информация может в чем-то отличаться, в ней могут быть определены различные подходы к частоте причащения и строгости в приготовлении, но такая информация существует. И она многочисленна. Однако вы не найдете литературы, которая научит человека как вести себя после принятия Святых Тайн, как сохранить этот дар и как им воспользоваться. Как житейский, так и духовный опыт говорит о том, что принять гораздо легче, чем удержать. И это действительно правда. Андрей Ткачев, протоиерей православной церкви, говорит, что неумелое пользование Святыми Дарами может превратиться в проклятие для человека, принявшего их. Он ставит в пример историю Израиля. С одной стороны выступает огромное количество свершающихся чудес, прекрасные отношения Бога с народом, Его покровительство. Другой же стороной медали выступают тяжелые наказания и даже казни людей, которые ведут себя недостойно после причащения. Да и апостолами говорилось о болезнях причастников, ведущих себя неподобающим образом. Поэтому соблюдение правил после Святого Причастия является чрезвычайно важным для человека.

    Как готовиться ко Святому Причащению

    К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

    Подготовка к Причащению включает в себя:

    Соблюдение поста перед Причастием (если Вы по каким-то причинам не можете соблюсти пост, то это не должно являться для Вас причиной отказа от Причащения. В этом случае Вы должны подойти к священнику и обсудить сложившеюся ситуацию);

    Посещение вечернего богослужения накануне Причастия;

    Прочтение определенного молитвенного правила;

    Воздержание от пищи и пития в сам день до Причастия (пост перед Причащением, заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста не менее 6 часов.) ;

    Допущение до Причастия священником на исповеди;

    Присутствие на всем последовании Божественной литургии.

    Приготовление это (в церковной практике оно называется говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

    Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

    В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы , пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

    Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

    совмещенных три канона:

    Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

    После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

    Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

    Перед Причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

    Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

    Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм.

    Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

    В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

    Особенности подготовки к Причащению для детей

    Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таинств должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

    В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

    Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

    Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки - осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом - грех.

    Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва - это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

    Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

    Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное - не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни - соединение с Богом.

    Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

    Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными , и в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) все же является обязательной.

    1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или «поужинать». Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю»(1 Кор. 11: 20-22).

    2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9,10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

    3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24).

    4. Церковность. Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

    5. Напряжённая духовная жизнь. И, наконец, последнее, и очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

    6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

    7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1 Кор. 11, 28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

    8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

    9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению — канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона ангелу-хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

    10. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается накануне Причащения отказаться от телесных супружеских отношений. Древняя аскетическая традиция также предписывает без острой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам — во время женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

    Просмотрено (10834)раз

    Екатерина Шумило суббота, 26 мая 2018, 13:46

    В воскресенье, 27 мая, православные и греко-католики празднуют День Святой Троицы . Протоиерей АНДРЕЙ ДУДЧЕНКО рассказал "Апострофу", что значит этот праздник, какие традиции принято соблюдать на него и что нужно делать в этот день.

    Поздравляю всех читателей "Апострофа" с великим праздником Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа и днем Святой Троицы! Этот праздник имеет несколько названий в нашей традиции. Большинство людей знают день Святой Троицы - это вторичное название. Первоначальное название праздника - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

    Почему Пятидесятница?

    Это пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы берет свое начало еще из Ветхого Завета. У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

    В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя.

    И вот через 10 дней после Вознесения приходит праздник Пятидесятницы, когда много людей, исполняя закон Ветхого Завета, приходили в Иерусалим на праздник. Потому что каждый верующий иудей имел обязанность прийти в Иерусалим на такие большие праздники, как Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей (который празднуют осенью).

    И часть еврейской диаспоры, которая была очень большой во всей Римской империи, не каждый год, но хотя бы раз в какое-то время совершала паломничество на праздник в Иерусалим.

    И вот в этот день в Иерусалиме на Пятидесятницу апостолы приняли Святого Духа. Что это значит? Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме.

    На Пятидесятницу апостол Петр выходит перед большой толпой людей и проповедует. И уже смело, безбоязненно говорит о том, что Иисус воскрес, что Иисус и есть тот обещанный Мессия, тот Царь, которого послал Господь, он воскрес и воцарился над миром. И призывает людей к обращению. И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви.

    Фото: lavra.ua

    Почему день Святой Троицы?

    В библейской истории мы видим взаимоотношения Бога и человечества. До этого момента мы видели действие Бога Отца, который открывался через пророков, через Моисея, который вывел народ израильский, и так далее, заповеди давал через Моисея, через пророков давал определенные наставления. Затем он прислал своего Сына Иисуса Христа, который проповедовал, который умер и воскрес за нас. И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

    Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа.

    Традиции на Святую Троицу

    Пятидесятница заканчивает собой большой праздничный период. Собственно главный праздничный период года: 50 дней от Воскресения Христова до Пятидесятницы - это сплошной праздник. До Пасхи был период поста, Великого поста. Это были 7 недель особой подготовки. Перед Пятидесятницей, перед Троицей нет поста, но, во-первых, есть особый день - это суббота перед Троицей, родительская поминальная суббота Троицкая, когда люди поминают усопших, когда проходят особые заупокойные богослужения, где вспоминаются все, кто умер. Иногда люди именно в день Троицкой поминальной субботы приходят помянуть и тех, кого в церкви не поминают. То есть бывает приходят и спрашивают, можно ли самоубийц в этот день поминать, или возникают другие вопросы.

    Фото: lavra.ua

    Кстати, нет у церкви какого-то особенного дня, когда можно поминать самоубийц. И если человек, будучи в сознании, действительно отверг дар жизни по своей собственной воле, собственному выбору, то таким людям отказывается в церковном погребении, в особом молитвенном сопровождении. Собственно, думаю, больше с педагогической целью. Для того, чтобы это была определенная преграда для других. Не потому, что человек лишен милости Божией, потому что ни один человек не лишен милости Божией. Вопрос в том, готов ли человек сам принять этот Божий дар искупления и прощения. Нуждается ли он в этом? Просит ли он этого? И это такая тайна дальнейшей судьбы человека, куда мы не можем проникнуть своим разумом, понять это. Поэтому отдаем это уже как бы в руки Божьи.

    Но есть поминальная суббота - вот такой особый день. И когда люди готовятся к Пасхе, то известно, что многие во время Великого поста приходят на исповедь, причастие. Некоторые идут причаститься раз в год именно в эти дни. И было бы очень хорошо, чтобы мы не забывали, что Пятидесятница - это также большой праздник. Конечно, Пасха, Воскресение - это самое главное событие. Но и Пятидесятница - это тоже один из величайших праздников в церковном календаре. Потому что празднуется очень серьезное, уникальное событие - Сошествие Духа Святого. И очень хорошо было бы, чтобы и в эти дни люди также готовились к исповеди и святому причастию. Исповедоваться можно не обязательно в этот день. Можно исповедоваться в субботу или за несколько дней до этого. А уже в этот день прийти для того, чтобы причаститься Святых Тайн.

    Центром каждого церковного празднования является Божественная литургия. Служба, которая воспроизводит то, что сделал Господь на тайной вечере, центром которой является причастие Тела и Крови Господних. Это и есть кульминация любого празднования церковного. Например, не освящение пасок на Пасху, не освящение верб в Вербное воскресенье, а именно совместная трапеза Тела и Крови Господних - это кульминация. А остальное - это уже дополнение, это определенные черты, которые характерны именно для того ли иного праздника. Но главный момент, вершина или сердцевина всего - это когда выносится чаша с Телом и Кровью Господними, и каждый верующий призван прийти к этой трапезе. Господь приглашает нас всех. Поэтому самым лучшим празднованием было бы, если бы мы все шли в эти дни к причастию Святых Тайн. Так было бы по-христиански.

    Фото: lavra.ua

    Что можно и нельзя делать на Троицу

    Можно делать добро. Знаете, в Евангелии мы встречаем много примеров, когда Иисус Христос в субботу исцеляет людей. А по еврейскому закону, который является Божьим законом, нельзя работать в субботу, потому что это особый день, когда нельзя ничего делать. И Иисусу этим упрекают. Потому что он делает это как бы нарочно, демонстративно. Иногда он не просто исцеляет словом, а берет, например, слюну и смешивает ее с землей. И такой смесью помажет глаза слепому, например. И это было провокацией для тех, кто соблюдал закон.

    Почему именно этот поступок был? До исхода иудеев из Египта они были в рабстве. Их работой было замешивать глину и готовить кирпич. Они видели в том, что Иисус сделал эту смесь земли со слюной, подобное смешиванию глины, потому что это рабский труд. Как будто нарочно он делал то, что нельзя делать в субботу. Но Господь это делает, чтобы исцелить человека. Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому в этот день можно делать добро.

    Есть люди, которые работают на таких работах, где им нельзя отказаться от работы. Некоторые работают по графику, и рабочий день приходится на субботу. Что им, не работать? Или они грешат, когда работают? Они не грешат. Потому что это их обязанность. В этот день, например, кто-то должен водить транспорт, следить за безопасностью, обеспечивать свет, воду и так далее.

    Конечно, есть такие вещи, которые нельзя отложить, а домашнюю работу, например, можно сделать в другой день. Смысл празднования состоит не в том, чтобы что-то не делать, а чтобы посвятить этот день Богу. И каждый человек может посвятить этот день Богу определенным образом. Это же не значит, что нужно весь день проводить в молитвах, в чтении Слова Божия, сосредоточении и созерцании каких-то духовных вещей. Еще очень важен момент помощи ближнему. Дела милосердия по отношению к другим - это тоже Божье дело, даже больше, чем какое-то жертвоприношение, пожертвования на церковь или количество молитв, которые человек читает.

    Ведь именно через отношение к ближнему проверяется любовь к Богу. Поэтому можно делать добро другим людям. Можно, скажем, быть волонтером, помогать в больнице, что-то делать для бедных.

    Когда человек, например, в селе, он работает на земле шесть дней в неделю. А этот день он должен посвятить Богу, отдохнуть от работы. Оторваться от обыденности и сделать это праздником. Провести этот день с семьей, детьми. Уделить внимание родителям, у кого они живы. Это будет хорошим празднованием. И не делать всего того, что можно отложить. Если что-то нельзя отложить - это не будет грехом, если эта работа направлена на добро!

    Екатерина Шумило

    Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter


    Во всяком Таинстве человеку дается благодать, но в Таинстве Причащения происходит самое тесное соединение человека с Богом, какое только возможно для человека на земле. По-гречески это Таинство называется Евхаристия, что значит «благодарение». Евхаристия будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которого хлеб и вино силою и действием Святого Духа пресуществляются в Истинное Тело и в истинную Кровь Христовы и преподаются верующим для Причащения. При этом человек становится «сотелесным» Христу и исполняется Святого Духа. На него в изобилии изливаются благодатные дары: особое умиротворение, духовная радость, сыновнее дерзновение к Богу. Но благодать Таинства не действует насильственно: от самого человека требуется благое расположение и несомненная вера. Без веры в то, что этот хлеб – Истинное Тело Христово, а вино, водою растворенное в Чаше, по освящении его – Истинная Честная Кровь Христова – без такой твердой, совершенно необходимой веры и не подходите лучше к Чаше. Без веры принятое, Причащение пойдет человеку, увы, в суд и осуждение, и были случаи, когда за неверие опалял Господь уста сомневавшихся. К сожалению, многие не понимают этого величайшего Таинства и желают разумом постичь Непостижимое. Совершенно очевидно, что тот, кто хочет все Таинственное рационально объяснить, тот не имеет веры и недостоин Причастия. Но бывает и другая крайность: человек сам считает себя недостойным причащения Святых Таин и либо вообще не причащается, либо делает это крайне редко. Достойны ли мы приступить к причащению Святых Таин – об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от Причащения подобны еретикам и язычникам. Уклонение от Причастия лишает человека духовных сил и открывает доступ диавола к нему. Церковное правило заповедует мирянину причащаться четыре раза в год, во все четыре поста (в крайнем случае — никак не реже одного раза в год). Хорошо причаститься в день своего Ангела, в день Крещения (кто помнит), а супругам – в день венчания. В случае же болезни или другой какой скорби, желающим воцерковить свою жизнь, а также для укрепления духовных сил благословляется более частое Причащение.. Младенцы, после их крещения, до семилетнего возраста могут приобщаться Святых Таин не только каждую неделю, но и каждый день, (если служится Литургия), и притом без исповеди. Как можно чаще причащайте младенцев: в сегодняшнем мире много зла, а от духовной опасности оберегает духовное же оружие.

    Поскольку Освящение Святых Даров и Причащение являются единым Таинством Евхаристии, все церковное богослужение служит этому величайшему Таинству. Главное же богослужение – Божественная Литургия (или Обедня) – полностью посвящена Таинству Евхаристии. Все, что в Литургии предшествует освящению Даров, есть приготовление к Божественному Таинству и изображение главнейших событий жизни Христовой. В проскомидии (первая часть Литургии) воспоминается Рождество Христово. В шествии с Евангелием – проповедь Спасителя. Во время Херувимской песни перенесение Святых Даров изображает Господа, грядущего на вольную страсть. После Символа Веры совершается Тайная Вечеря. То же самое чудо милосердия, которое совершилось на Тайной Вечери таинственными словами Иисуса Христа, произносимыми ныне священником, возобновляется и на алтарях наших: хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову и сохраняют только вид хлеба и вина, ибо наша немощь не могла бы снести видеть Божественное Тело и Кровь Христову. Первое явление Святых Таин знаменует Воскресение Христово, а последнее явление – Вознесение Спасителя, обещавшего пребыть с нами всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Поэтому, если вы не участвовали в полном богослужебном цикле, предшествовавшем вашему причащению, если опоздали на Литургию или раньше положенного ушли – нельзя сказать, что вы полностью приняли участие в Таинстве Евхаристии.

    Подготовка ко Святому Причащению.

    Господь пролил Свою Кровь и принес Себя в жертву по любви к роду человеческому, и поэтому Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жертвенной любви. Готовясь принять Господа, нужно приготовить для него чистое место – чистое сердце, чистую совесть. В Святых Таинах христианин вкушает «источника бессмертного», то есть делается способным и достойным бессмертной и блаженной жизни. Эта блаженная жизнь начинается для причастника еще здесь, на земле, и продолжается за гробом. Вот почему к Причащению нужно тщательно готовиться, иначе оно может быть во осуждение, а не во спасение. Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: такая подготовка называется говение. Оно включает в себя пост, молитву и покаяние. Если говение приходится на мясоед (а также по другим уважительным причинам) разрешается сократить его до трех дней, в крайних же случаях (внезапная болезнь, смерть близких и т.п.) – до одного дня.

    Пост. Постящемуся не разрешается вкушать мясо, яйца, молоко и продукты из них, а также, поскольку во время говения пост более строгий, исключается и рыба. Накануне Причащения уже с 6 часов вечера должно держать особо строгий пост, а после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды и не курить: к Причастию нужно приходить строго натощак, это касается и детей. Только грудному младенцу может быть сделано исключение, но не непосредственно перед Причастием. Следует также помнить, что пост телесный ничего не будет стоить без поста духовного. В дни говения не посещают увеселительные мероприятия, не слушают музыку, стараются уберечься от злобы, непотребных мыслей и разговоров. Примиритесь как с обиженными вами, так и обидчиками, смиренно испросив у всех прощения (это необходимое условие для исповеди), творите дела милосердия (благотворение, милостыню, посещение больных и т.д.), старайтесь больше узнать о Богослужении, о поведении в храме и т.д., чтобы не омрачить этот радостный день какой-либо нелепой ошибкой. Лучше всего время говения проводить в чтении духовных книг. В эти дни необходимо помнить также о посте супружеском: имевшие накануне супружеское общение не допускаются до Причастия.

    Молитва. В дни говения молитвенная подготовка подготавливает душу к принятию Св. Таин и осознанию важности предстоящего Таинства. Для этого необходимо прочесть из Молитвослова каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению, которое желательно читать утром накануне Причащения. Кроме того, необходимо больше и усерднее молиться дома утром и вечером и посещать все церковные Богослужения.

    Покаяние. Без исповеди приобщаются Святых Таин только младенцы, из взрослых же без Таинства Покаяния никто не может быть допущен ко Причастию, кроме случаев смертной опасности. Подробнее о Таинстве Покаяния смотри «Памятку готовящегося к Исповеди».

    Подготовка к Причащению – это половина дела. Другая половина состоит в том, чтобы в самый момент Причащения иметь соответствующее состояние души. Собственно говоря, предварительная подготовка и сводится к тому, чтобы правильно подвести причастника к самому ответственному моменту – моменту принятия Святых Даров.

    Обрядовый порядок.

    Полное участие в Таинстве Евхаристии предполагает участие христианина в полном богослужебном цикле. Желая причаститься на Литургии, необходимо быть и на вечернем Богослужении накануне причащения. С вечера же удобнее и исповедаться, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. Утром в день причастия следует прийти в храм до начала Богослужения: приложиться к иконам, поставить свечи, заказать поминовение вы должны заранее (смотри памятку «О поминовении в церковной молитве живых и усопших»), а само время Богослужения посвятить молитвенному участию в нем. До начала Литургии следует исповедаться тем, кто не сделал этого вечером.

    После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон (только от Пасхи до Троицы и на Святках земных поклонов не положено). Затем необходимо крестообразно сложить руки на груди, правую поверх левой, и с правой стороны храма по очереди подходить к священнику, стоящему с Чашей на амвоне, причем сначала подходят дети, потом взрослые (только те, кого священник допустил до Причастия). Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Таины, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, съесть антидор и выпить теплоту, и только после этого можно разговаривать. Первыми словами истинного христианина в этот момент являются слова благодарности Господу за Его великую милость («Слава Тебе, Боже!»), повторенные троекратно. До окончания Богослужения (пока не приложитесь ко Кресту) из храма не уходить, выслушать благодарственные молитвы (или прочитать их дома самому). Молитесь в этот день с особым благоговением, ибо в вас пребывает Сам Господь.

    По окончании Литургии подойдите приложиться ко Кресту, который дает священник. После целования Креста положено поцеловать руку священника.

    Кроме того, чтобы не совершить досадных ошибок в этот торжественный день необходимо помнить:

  • в день после Причастия до вечера уже не делают земных поклонов за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
  • если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной: причаститься дважды в день – страшный грех;
  • во время Причащения нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
  • у Чаши креститься запрещено!
  • отошедши от Чаши, пока вы не приняли антидор и теплоту (ее еще называют «запивка»), нельзя разговаривать, доставать деньги из кошелька, прикладываться к иконам и т.д.
  • перед походом в храм проверьте, есть ли у вас нательный крестик.
  • нельзя подходить к Причастию с помадой на губах. Необходимо также помнить, что женщина не может участвовать в таинствах в период месячного очищения.
  • Благодатный дар Причащения мы должны сохранить в душе как можно более долгое время. Поэтому день Причащения лучше всего провести без излишней суеты, по возможности не занимаясь житейскими заботами, посвящая время молитве и добрым делам благотворения. В день Причащения не плевать, не есть слишком много, не иметь супружеского общения, и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Будет очень хорошо, если помолитесь о своих близких: в этот день причастник и его молитва наиболее близки к Богу.

    Сообщение протоиерея Владимира Воробьева , ректора Свято-Тихоновского университета, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе, на круглом столе « » 27 декабря 2006 года:

    Евхаристическая община

    Дорогие отцы, братья и сестры, я думаю, что поднятый вопрос является одним из основных для нашей церковной жизни. Потому что она устраивается не только авторитетными постановлениями или решением важных церковно-политических вопросов, но и духовной жизнью мирян, которая немыслима без евхаристической жизни.

    Евхаристическая жизнь Церкви в церковной традиции всегда связывается с понятием церковной, евхаристической, общины. Есть, конечно, другая форма – приход, если приход не является общиной. Она появляется в истории церкви с охлаждением евхаристической жизни. Поэтому нашей целью, мне кажется, должно быть возрождение евхаристической общины. О проблемах прихода и церковной общины много говорилось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 года.

    Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, предстоятель, духовный руководитель, у нас он называется духовником, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Если удается такую общину создать, то для нее часто не годятся те подходы и нормы, которые сложились в истории для совершенно другой жизни. Например, правило, которое мы сегодня обсуждаем: о долгом говении, о вычитывании длинных предварительных последований к причащению, обязательной подробной исповеди перед причастием и т.д. – это все возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни и Церковь как всегда ориентировалась на существующую реальность, на значительное охлаждение к евхаристии. Тогда надо было принять какие-то «охранительные» меры, для того чтобы не получалось так, что Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы остались бы без внимания и отдавались людям не готовым, не живущим настоящей церковной жизнью.

    Виной всему наши просторы

    В России это связано еще с тем, что она слишком велика. Этот фактор никогда нельзя забывать, ведь все восточные традиции сложились в маленьких странах. Например, сейчас в Греции живет 9,5 млн человек, у них более 1000 монастырей, огромное количество приходов, 70 епископов – это нормальная жизнь православной церкви на Востоке. А у нас, как вы знаете, до сих пор, скажем, один епископ на всю Якутию, на Архангельскую епархию и т. д. Это с точки зрения традиций древнего православия абсолютная бессмыслица. Это обусловливает отрыв епископа от церковного народа. Недаром до революции епископы не могли объехать свою епархию, и большинство русских людей епископа вообще никогда не видели.

    Вот эту русскую реальность мы забываем, когда говорим о наших традициях. Наши традиции в значительной степени были вызваны этими совершенно новыми для Византийской Церкви обстоятельствами. Ведь даже чин венчания вошел в народную жизнь в России очень поздно. Венчание очень долго оставалось привилегией высшего общества, потому что не хватало священников, которые могли бы венчать всех желающих вступить в брак. Если вникнуть в церковную историю, найдется много таких важных подробностей – они объяснят нам возникновение сегодняшней, доставшейся нам по наследству, практики.

    Время поиска

    Но сейчас все очень резко изменилось. И не нужно ставить возрождение евхаристической жизни в связь только с проповедями святого праведного Иоанна Кронштадтского. Нужно рассматривать все в комплексе: ХХ век, патриарх Тихон, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, страшное гонение, когда все смешалось в Русской церкви. Все основы были потрясены. И сейчас нужен собор, который привел бы в порядок нашу жизнь в соответствии с потребностями дня. К сожалению, такого Собора у нас пока не может быть еще и потому, что мы все не готовы к нему. Как следствие – каждому духовнику нужно самому выстрадать решение, искать свой ответ, основываясь на духовных авторитетах, привлекая собственный опыт. Поэтому плюрализм неизбежен. Нужно допустить этот плюрализм, не должно быть в этой области строгих запретов («только так и больше никак»).

    Сейчас время поиска, время, когда наша Церковь ищет решение, поэтому обязательно должна существовать какая-то свобода. И недопустимо, чтобы все, кто решает эти вопросы несколько иначе, оказывались под подозрением. Это только помешает принять здравое решение.

    В нашем приходе

    Практика нашего прихода храма свт. Николая в Кузнецах в основном восходит по преемству к протоиерею Всеволоду Шпиллеру, долгое время бывшему настоятелем нашего храма. В 1950-м году отец Всеволод вернулся в Россию из Болгарии – он был хорошо знаком с практикой Восточной и Западной Церкви. Поэтому мог широко посмотреть на то, что происходит в России. Он старался вернуть евхаристическую жизнь в приход, возродить евхаристическое общение. В те времена это было почти невозможно. Но все-таки он, будучи очень традиционным священником, научил нас смотреть на эти вопросы шире, чем принято в «школьных учебниках».

    Сегодня наша община живет такой жизнью: мы знаем, что церковному человеку естественно часто причащаться. В древних Апостольских правилах говорится, что если человек не причащается более трех недель без особой причины, он считается отпавшим от Церкви. Мы, конечно, никого не отлучаем. Но говорим, что если человек хочет быть членом Церкви, то конечно, он будет часто причащаться. Потому что причастие соединяет нас со Христом! Потому что это самое великое таинство Церкви. И если человек остается равнодушным к нему, «теплохладным», то вопрос о его церковности встает очень остро. Если человек живет церковной жизнью: соблюдает евангельские заповеди, если в его сердце утверждена христианская нравственность, если он соблюдает посты и постные дни, праздники, если молится Богу, стремится постоянно открывать душу духовнику, то мы не видим препятствий, чтобы часто допускать его к Святой Чаше. В нашем приходе многие причащаются раз в две недели, раз в десять дней. На великие праздники мы считаем, что обязательно нужно причащаться. Какой же праздник без причастия Святых Христовых Таин!

    Как готовиться к причастию

    Я помню, когда я начинал служить, слышал много разных мнений от священников. Мне говорили, что Пасха для радости, а для Причастия – пост. А когда я спросил у батюшки: «Зачем же вы причащаетесь на Пасху? Радуйтесь!» Он на это ответил, что «мы священники». Соответственно считалось, что ни в коем случае в Пасхальную седмицу нельзя причащаться: «Все же разговелись!». Но батюшка вчера на моих глазах поросеночка кушал, ему-то можно? И снова: «Но мы же священники!». Мне казалось это очень странным. Поэтому в нашей общине практикуется облегченный способ подготовки к святому причастию. Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению. Чтения всех канонов мы не требуем.

    Что делать многодетным

    В нашей общине очень давно принято, что семья должна жить естественной жизнью: в семье должно быть столько детей, сколько Бог даст. Никаких мер по ограничению рождаемости мы не благословляем. У нас в приходе очень много многодетных семей: в воскресные дни причащаются порядка 400 детей; у нас много семей, где по семь-восемь детей; есть семьи, где девять детей, даже двенадцать. Родители в таких семьях живут подвижнической жизнью. Требовать, чтобы многодетная мама, всю жизнь отдающая своему подвигу, вычитывала все каноны и акафисты, а если нет, то ее до причастия не допускать… Мне кажется, тут нужен индивидуальный подход, посильное правило.

    Если человек живет ревностной жизнью, хочет причащаться чаще, душа его требует быть со Христом, в Церкви, то нередко разрешаем причащаться каждую неделю. Сказано в Писании: «Духа не угашайте!» (Фес. 5: 19). Зачем же мы будем его угашать?

    Чтобы все было можно

    С другой стороны в приходе есть, конечно, очень серьезная проблема с людьми, которые пришли в Церковь недавно, которые не освободились от своих страстей и греховных навыков, мало что знают. Они, может быть, и хотят устроить жизнь по-христиански, но так, чтобы при этом все было можно. Духовник должен знать таких людей, и к таким нужно проявлять определенную строгость, осторожность. Потому что для них очень частое причащение делается формальным, они теряют благоговение. Это не любовь ко Христу, а просто легкий способ новой жизни. Или они относятся к причастию как к лекарству: «Вот я себя плохо чувствую, а причащусь – и мне будет легче». Это магический подход. И священник должен все это понимать, чувствовать, знать и ограничивать таких людей.

    Ведь причастие может быть и в осуждение. Кроме того, приходилось видеть, и не раз, что молодые священники допускают новоначального причащаться чуть ли не каждый день, а проходит некоторое время – и этот человек не только перестает ходить в храм, но и делается врагом Церкви. Нельзя к нему относиться безответственно, легкомысленно. И если священник не пропускает все через свое сердце, не ощущает своей ответственности, то его советы, его руководство не внушает доверия. Здесь не может быть формального подхода.

    Исповедь – пообщаться с батюшкой?

    По поводу исповеди. У нас в приходе каждое воскресенье совершается три литургии. В будние дни – две литургии. На Пасху в первый день мы совершаем четыре или пять служб. В первый день Пасхи у нас причащается около двух тысяч человек. В обычное воскресенье человек шестьсот причащается. Вы понимаете, что исповедовать каждый раз всех невозможно. Хотя у нас выходит на исповедь десять – двенадцать священников, все равно шестьсот человек поисповедывать непросто. Но не только в этом дело.

    Среди людей, которые приходят на исповедь, многие хотят просто поговорить со священником, пообщаться с ним. То есть они подменяют таинство покаяния разговором с батюшкой. А это разные вещи! Общение со священником тоже нужно, но нельзя его путать с таинством покаяния. Однако требовать от человека, чтобы он каждую неделю проходил таинство покаяния, тоже неправильно. За две тысячи лет христианской истории часто таинство покаяния в его настоящем понимании никогда и нигде не совершалось. В первые века таинство покаяния вообще совершалось один раз в жизни, как второе крещение. Потом стало совершаться неоднократно, но только в случае смертных грехов, отпадения от Церкви. Именно в России, когда наступила «эпоха» редкого причащения, таинство исповеди постепенно присоединяется к причастию, устанавливается обязательная связь. Но при этом причастие делается очень редким – раз в год. Теперь, когда возрождается евхаристическая жизнь в нашей Церкви, и люди стремятся часто причащаться, неестественно, нелогично, неканонично и с точки зрения церковного учения о таинстве покаяния бессмысленно требовать от человека, чтобы он проходил таинство покаяния еженедельно. В ответ на требование священника: «Кайся, кайся», – человек начинает подменять таинство покаяния неизвестно чем. Это вовсе не отменяет покаянного настроя души. Христианин всегда должен пребывать в покаянии – это не нужно путать с таинством покаяния.

    Великое таинство

    Таинство покаяния – это великое таинство. Я думаю, каждый священник такое переживал: к исповеди подходит человек первый раз в жизни, и происходит его возрождение в таинстве покаяния, как во втором крещении – священник чувствует, как благодать проходит через него и человек уходит от исповеди другим. Но по своему опыту я могу сказать, что это бывает совсем не часто. А обычно «прощаю и разрешаю» – и ничего не чувствуется особенного, потому что «кающийся» ничего серьезного на исповедь не принес. Какой отсюда вывод? Думаю, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Тем более, что фактически в тех храмах, где часто причащаются, таинство покаяния полноценно не совершается для всех причастников.

    Свой путь

    Однако я также уверен в том, что пойти по пути Восточной или Западной Церкви и допускать к Чаше всех, кто желает, без всякого контроля, в России было бы гибельно. Во-первых, мы не имеем право делать такие крутые повороты, все-таки у нас сложилась уже какая-то практика, и народ знает, что так нельзя, – и это очень хорошо, что знает. Во-вторых, это невозможно в силу нашей малограмотности из-за периода гонений, когда людей отлучили от Церкви. Если мы сейчас так сделаем, то прямо с вокзала пойдет толпа к Чаше – неизвестно, кто, как, с какими грехами? Это будет кощунственно. Должно обязательно сохранить благословение на причастие. И наш народ знает, что без благословения на причастие причащаться нельзя.

    Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться. Священник несет ответственность за своих духовных детей, и если у него есть община, то он ее научил, что со смертными грехами, без поста, без подготовки причащаться нельзя, и благословение на причастие таким «наученным» духовным чадам занимает две минуты – это не проблема. В древности перед литургией, или во время литургии перед причастием предстоятель читал молитву для тех, кто собирался причащаться Святых Христовых Тайн. Эта молитва имела покаянный характер и содержала прошение о том, чтобы причастие не было бы в осуждение.

    Так, например, вторая молитва из чинопоследования таинства покаяния впервые встречается в древней рукописи в составе одной из сирийских литургий. Можно было бы и теперь перед началом Божественной литургии читать несколько молитв – сокращенное последование перед исповедью и разрешительную молитву – благословение на причастие тем, кого священник хорошо знает и считает возможным причастить. Но зато людям, которые приходят совершенно неготовыми, невоцерковленными, с тяжелыми грехами, нужно указать на необходимость пройти полноценное таинство покаяния. Его не нужно совмещать с Литургией, необходимо выделить отдельное время и, не торопясь, поговорить. Это, мне кажется, очень важный момент. К этому мы стремимся и так пытаемся устроить нашу общинную жизнь.

    Альфа и Омега, № 49, 2007

    Фото Юлии Маковейчук