Об органах принудительного исполнения. Важные пункты федерального закона о деятельности судебных приставов Фз о судебных приставах действующая

Для отслеживания выполнения предписаний судебных постановлений в России действует Федеральная служба судебных приставов (ФССП), сотрудники которой контролируют добровольное исполнение обязательств проигравшей по делу стороны, а в случае необходимости применяют меры принудительного взыскания к должникам. Закон 118 «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентируют права и обязанности служащих этой организации.

Чтобы понять, какие задачи в 2019 году стоят перед приставами-исполнителями, каков диапазон их прав и обязанностей, будут ли приняты поправки в федеральный законопроект № 118, и что они принесут для общей нормативно-правовой системы России, необходимо внимательно изучить ФЗ, акты и постановления, азы Конституции. Альтернативным вариантом в сложившейся ситуации станет обращение за помощью к опытным юристам. Только компетентный практикующий специалист в отрасли права знает особенности и детали применения законов о судебных приставах в 2019 году.

Чтобы эксперт помог понять значение ФЗ, которые регулируют правоотношения с судебными приставами, нет необходимости тратиться на обращение к коммерческому адвокату. Эффективным и удобным вариантом станет обращение за онлайн-консультацией к профессиональному правоведу. Дистанционные юридические услуги сэкономят время и ресурсы соискателей, позволят понять и применить на практике федеральный законопроект о судебных приставах, который принят в 1997 году с поправками 2019 года.

Задачи и правовые инструменты судебных приставов в 2019 году

После окончания судебного разбирательства дело переходит к приставам, именно так устанавливает основной названный федеральный законопроект. Изначально они дают проигравшей стороне 5-10 дней на добровольное исполнение постановления. Затем откроется исполнительное производство. На основании официально подписанных бумаг сотрудники ФССП смогут применять к неплательщикам различные методы взыскания, прописанные и закрепленные ФЗ. В 2019 году самыми распространенными и эффективными мерами влияния на должников являются:

  • увеличение суммы штрафа в два раза;
  • арест счетов и имущества;
  • общественные и принудительные работы;
  • лишение прав на управление ТС;
  • ограничение возможности пользования государственными услугами;
  • запрет на выезд за границу.

Помимо этого у судебных приставов в 2019 году есть много других вариантов воздействия на лиц, уклоняющихся от исполнения судебного решения. Часто сотрудники ФССП прибегают к методу морального давления, общаясь с родственниками, работодателем, коллегами и соседями должника. Все методы, которые ФЗ разрешает применить к лицу, направлены на исполнение основных задач, которые также закрепляет перед приставами федеральный законопроект. Основными функциями судебных приставов-исполнителей в 2019 году является обеспечение порядка работы судебной системы страны, осуществление принудительного исполнения судебных актов и контроль за соблюдением гражданского, административного и уголовного законодательства.

Для исполнения своих обязанностей приставы должны отвечать высоким моральным, нравственным и профессиональным стандартам. К претендентам на должность сотрудника ФССП выдвигают много требований: возраст старше 20 лет, наличие среднего или высшего образования, отсутствие судимости, обладание высоким деловым потенциалом и положительными личностными характеристиками.

Конституция РФ принята 25 декабря 1993 года. С этого момента принято считать, что в стране каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные настоящим сводом законов. Но на деле, конечно, все обстоит немного иначе. Прежде чем рассматривать поправки 118-ФЗ с изменениями на 2018 год, необходимо ознакомиться с регламентированием работы служащих ФССП.

Основные понятия

Если затронуть юридическую грамотность населения государства, то можно столкнуться с печальными фактами. По результатам разных исследований, 68% россиян не ищут решений, столкнувшись с нарушением своих прав. Более 30% обращаются за советом к друзьям и знакомым. Интернет сейчас не только в самолете, но и в заполярье, поэтому около 10% ищут информацию в нем. Дистанционные юридические службы, адвокаты, юридические форумы могут похвастаться 1-5%. При этом, чаще всего права граждан нарушаются в сфере розничной торговли, ЖКХ и медицинских услуг, в том числе бесплатных. Реже затрагивают нас проблемы, связанные с транспортом, связью, недвижимостью, финансами.

Здесь, безусловно, можно положиться на сухие цифры статистики. Но статистика - штука точная, хоть и построенная на оценке количества выявленных фактов. Но и недвижимость, и финансы, подконтрольные в случае исковых процессов судебным делопроизводителям, играют далеко не последнюю роль в жизни среднестатистического человека. Просто чаще всего, напуганный ответчик предпочитает молчать или соглашаться со всеми действиями системы, направленными в его адрес. Причин на это множество

Юридическая грамотность нашего соотечественника стремится к нулю. В школьной обязательной программе такой курс есть не всегда, Вузы дают юридическую подготовку либо узкоспециализированную, заточенную под конкретную специальность, либо вообще не охватывают эти вопросы.

Каковы первые ассоциации на слово «судебный пристав»: взыскание алиментов, арест банковских счетов, недвижимости, транспорта. Никто не догадывается, что основные обязанности служащего, изложенные в ст.12 ФЗ-118, это, в том числе, разъяснение срока и порядка обжалования актов и исков. Все потому, что, получая письмо об исполнительном производстве с указанием номера телефона, зачастую никто не пытается звонить, а если и собирается это сделать, то редко дозванивается.

Помимо прочего, к судебным приставам можно также обратиться с целью разъяснений возникших вопросов

Задачи приставов, в соответствии с действующим федеральным законом

Рассмотрим, что регламентирует федеральный закон о судебных приставах, прежде чем доберемся до поправок, вступивших в силу в декабре 2017 года. Общие моменты ФЗ-118 от 3 июля 1997 года говорят нам о том, что задачами госслужащих являются:

  • обеспечение установленного порядка деятельности конституционного суда РФ;
  • осуществление принудительного исполнения актов суда, а также, предусмотренных законом актов других органов и должностных лиц;
  • исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, подследственным федеральным органам исполнительной власти.

Таким госслужащим может стать гражданин РФ, достигший возраста 21 года, с высшим образованием, без судимости и психически здоровый. Рассмотрим список специальностей и (или) направлений, предъявляемых для замещения должности сотрудника ФССП (приказ от 07.03.2018). Среди них будут:

  • мехмат;
  • программирование;
  • информационные технологии;
  • электротехника;
  • системы вооружения;
  • все, что связано с аэрокосмосом;
  • психология;
  • экономика;
  • юриспруденция;
  • педагогика, языковедение, литература;
  • физкультура;
  • военное управление и обеспечение гос. безопасности.

Глядя на это список, становится понятным, что служащими ФССП могут быть как атлетически сложенные мужчины, так и хрупкие девушки. Разберем по пунктам, на примерах, что же скрывается за формулировками задач, представленных в законе.

Приставы наделяются правами в соответствии с законом

Обеспечение порядка деятельности суда

Возьмем инструкцию с любого участка суда. В ней четко будет указано, что контроль за проходом посетителей в зал заседаний, внос и вынос материальных ценностей (само дело, свидетельские показания, улики) осуществляется начальником отдела ФССП соответствующего территориального отдела. Нужно четко осознавать, что слушание дела бывает разным.

На заседание могут приходить дипломаты и люди, имеющие разрешение на оружие и специальные средства, представители СМИ и просто родственники обвиняемых. Опять же дела могут рассматриваться абсолютно разные. Это может быть и взыскание кредитной задолженности, и дело о массовой гибели людей и бездействия или действия соответствующих ответственных лиц. Общественный резонанс разный. При этом сотрудникам ФССП полагается металлодетектор, бронежилет, радиосвязь и вежливость. На всякий случай в регламенте им дается совет усиливать бдительность при особо серьезных заседаниях.

В Московском областном суде в 2017 году во время процесса над членами «банды ГТА», обвиняемых в убийствах водителей на трассе М4 «Дон», один из преступников выхватил оружие у конвоя и открыл огонь. В результате перестрелки были убиты пять членов банды, проходившие по данному делу, тяжело ранена женщина-пристав и ее коллега.

Осуществление принудительного исполнения актов суда

Предположим, по итогам иска, было вынесено постановление об изъятии ранее арестованного имущества у подсудимого. Например, телевизора, купленного в кредит, по которому долг перед банком был не выплачен. Простая ситуация. Делопроизводитель устанавливает место проживания подсудимого и является с целью изъятия ценности.

Результат такого действия может быть различный. Подобный пример был в г. Томск. Двое сотрудников в форменной одежде с удостоверениями зашли в квартиру и приступили к выносу техники у женщины, не исполнившей кредитные обязательства. Мать вызвала своего сына из соседней комнаты криком, что выносят вещи. Сын вынес топор, повалил представителя власти на пол, и все могло закончиться очень печально. К счастью, был обезврежен вторым сотрудником по ОУПДС, и, впоследствии приговорен к одному году лишения свободы условно.

Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве

В отдел аппарата УФССП входит отдел организации дознания и административной практики. Основной задачей его в Положении об отделе является осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления, отнесенных УПК РФ к подследственности дознавателей УФССП.

В обязанности приставов входит исполнение предписаний суда

Дела, относящиеся к зоне ответственности УФССП:

  • Уклонение от уплаты алиментов, как родителей, получивших на руки исполнительный лист, так и совершеннолетних детей по решению суда на содержание нетрудоспособных родителей.
  • Уклонение от уплаты кредиторской задолженности или ценных бумаг.
  • Препятствование в любой форме осуществлению правосудия.
  • Неуважительные действия в отношении участников процесса.
  • Утечка информации о мерах безопасности в отношении судей и участников уголовного процесса.
  • Скрытие, передача, растрата арестованного, описанного, конфискованного имущества.
  • Неисполнение приговора суда государственной или коммерческой организации.

Только на примере дел об уплате алиментов может быть понятна серьезность такой работы. В 2016 году делопроизводителями было взыскано более 21 млрд рублей в пользу несовершеннолетних детей. И если ранее для оформления административного задержания злостных неплательщиков алиментов, они должны были обратиться в полицию, то с 2017 года был введен новый механизм для борьбы с неуплатой алиментов. Сейчас делопроизводитель может задерживать алиментщиков самостоятельно. Это, а также положение законопроекта, вступившее в силу 2015 году о том, что неуплаченные алименты будут видны в кредитной истории, должно повлиять на собираемость выплат в пользу детей.

Не стоит полагать, что регламент по взысканию имущества и сбора невыплаченных алиментов у нигде не работающих граждан разный. В том и другом случае служащий приезжает на установленное место проживания подсудимого. К примеру, в 2013 году в Забайкалье сорокачетырехлетний отец двоих детей, забыв про их существование, напал на пристава-исполнителя и по ОУПДС с топором, а потом пытался задавить автомобилем, после чего скрылся.

Неуплата задолженностей может привести к уголовной ответственности

Внесение поправок в ФЗ-118 о ношении оружия и получения образования

До 2006 года приставы могли носить оружие и спецсредства, храня их в месте проживания. В этом же году это право было отменено Министерством юстиции РФ. Отдельно регламентировалось ношение оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которое утверждало ФСИН.

В декабре 2017 года вышла поправка в законопроект, принятая в результате нескольких чтений, которая позволит приставам применять боевые приемы борьбы, специальные средства на своем вооружении и огнестрельное оружие. Теперь становится очевидным, что эта мера является вынужденной. Конечно, все эти возможности могут быть использованы в кардинально разных ситуациях.

Никто не говорит о том, что представитель госслужбы имеет право открыть огонь по кредитному должнику при оказании им сопротивления, но вот не обращаться в полицию, а применить боевой прием, если нападают со стулом, вполне. Так, сделать предупредительный выстрел в воздух можно, но стрелять необходимо только в случае группового вооруженного нападения на суд или с целью пресечения побега из-под стражи.

Интересным моментом является тот, что пистолет и боеприпасы необходимо сдавать каждый вечер в специальный сейф, но можно отвезти домой, если вам «не по пути», далеко, или сейф переполнен. Далее, дома для хранения оружия должен быть предусмотрен индивидуальный металлический сейф, прикрученный к полу и стенам и недоступный для детей. Но открытым остается вопрос - за чей счет он устанавливается.

Плюсов в ношении табельного пистолета больше, чем минусов. И в первую очередь, попытка этого проекта сделать из службы ФССП военное спецподразделение, которое будет получать, к слову говоря, соответствующие премии. Но это только после выполнения следующей поправки к ФЗ.

Применение оружия допустимо только в крайних случаях

Иные изменения

В марте вступили в силу поправки к ФЗ-118, которые обязывают заместителя должности судебного пристава закончить высшее юридическое или экономическое учреждение. А исполнителям ОУПДС иметь среднеспециальное или высшее, по специальностям, представленным выше.

По состоянию на 2014 год около 60% сотрудников имело диплом высшего учебного заведения. На 2017 год численность приставов со среднеспециальным дипломом приближается к 16-15%. Но этого все равно недостаточно. Во-первых, их в России не дотягивает до необходимого числа. Во-вторых, в результате этого растет средняя нагрузка на одного представителя ФССП. В зависимости от территориального органа на долю одного человека может приходиться от 400 до 2000 дел. Понятно, что статус многих дел требует определенной квалификации, умения быстро принимать решения и работе в режиме многозадачности. Но не только это.

Рост запретов на ограничения на выезд россиян из-за долгов, привел к тому, что сегодня делопроизводитель должен грамотно обосновать данную временную меру пресечения при сумме долга в десять тысяч рублей за коммунальные услуги, ведь такая мера не является единственной. Даже с учетом роста долгов перед финансовыми организациями, которые можно объяснить различными экономическими факторами, идет неуклонный рост невыездных должников, а это не совсем корректно. Ведь десять тысяч это несколько месяцев долга по коммунальным услугам, ограничение на выезд в этом случае - крайняя мера. Поэтому диплом юриста для исполнителей актов взыскания является хорошим подспорьем для урегулирования спорных вопросов.

В любом случае повышение уровня образования и новая поправка к закону похвальное дело. Остается еще надеяться, чтобы проверки по условиям хранения боеприпасов у госслужащих не носили формальный характер.

Обращаем внимание: с 01.01.2020 года Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" изменил название на Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации".

Законодатель, однако, не ограничился изменением одного лишь названия закона. Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ и вступившие в силу с 1 января 2020 года внесли кардинальные изменения во многие другие положения действующего до 01.01.2020 года закона "О судебных приставах". Среди основных изменений в рамках реформы можно выделить следующие:

  • Новый вид госслужбы . В РФ появился новый вид государственной службы - "служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации". Федеральная служба судебных приставов становится полноправной частью силовой структуры Российской Федерации. То есть, деятельность ФССП с 01.01.2020 года относиться не к гражданской службе, а к государственной. У госслужащих ФССП появляются офицерские звания.
  • Требования к судебным приставам . Запрет иметь двойное гражданство, тестирование на наркотики и алкоголизм, дактилоскопия.
  • Денежное содержание . Средний оклад судебных приставов вырастет и станет сопоставима с окладами госслужащих других силовых структур. Улучшатся условия пенсионного обеспечения, возможны иные социальные гарантии.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 N 487-ФЗ. Начало действия редакции закона - 08.01.2020 года (ред. 30).

Глава I. Общие положения (статья 1, статья 2, статья 2.1, статья 3, статья 4, статья 5, статья 6). - Утратила силу
Глава I.1. Общие положения
Глава II. Полномочия по организации деятельности органов принудительного исполнения
Глава III. Обязанности и права сотрудников органов принудительного исполнения
Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов принудительного исполнения
Глава V. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов принудительного исполнения
Глава VI. Заключительные положения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 - 6)

Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Статья 6.5. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Статья 6.6. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 6.7. Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью органов принудительного исполнения;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области;

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме, а также определяет перечень должностей сотрудников органов принудительного исполнения, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, специальных средств;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее - совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений органов принудительного исполнения;

определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка;

устанавливает порядок служебных взаимоотношений сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности органов принудительного исполнения;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица органов принудительного исполнения;

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

обеспечивает предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации";

при выполнении задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму;

организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

организует контроль в установленной сфере деятельности;

определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения;

законом

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

1. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган принудительного исполнения по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации (далее - служба судебных приставов субъекта (служба судебных приставов субъектов) Российской Федерации).

2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;

организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава

1. Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).

2. Старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций

1. Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

2. Сотрудник органов принудительного исполнения обязан не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну.

3. Сотрудник органов принудительного исполнения обязан не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Статья 14. Обязательность требований сотрудника органов принудительного исполнения

1. Законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

2. Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения сотрудником органов принудительного исполнения служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию сотрудника органов принудительного исполнения в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, с согласия сотрудника органов принудительного исполнения может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.

4. Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей сотрудником органов принудительного исполнения, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 - 18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Статья 16. Применение физической силы

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений , задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Статья 17. Применение специальных средств

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц органов принудительного исполнения в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю;

препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения, а также на здания, помещения органов принудительного исполнения;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Ответственность сотрудников органов принудительного исполнения, надзор и контроль за их деятельностью

1. Постановления, действия (бездействие) сотрудника органов принудительного исполнения могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Сотрудник органов принудительного исполнения несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный сотрудником органов принудительного исполнения гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 20. Страховые гарантии, гарантии социальной защиты сотрудникам органов принудительного исполнения и право на возмещение ущерба

Страховые гарантии, социальные гарантии, гарантии социальной защиты сотрудникам органов принудительного исполнения устанавливаются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 21. Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты сотрудников органов принудительного исполнения

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Сотрудники органов принудительного исполнения в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), приобретаемыми службами сотрудников органов принудительного исполнения у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Сотрудникам органов принудительного исполнения, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Сотрудник органов принудительного исполнения, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава V. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности органов принудительного исполнения

Финансовое обеспечение деятельности органов принудительного исполнения в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Порядок и размеры финансирования расходов, связанных с осуществлением привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к должностному лицу органов принудительного исполнения, а также связанных с исполнением содержащегося в исполнительном документе требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Материально-техническое обеспечение органов принудительного исполнения

Порядок и нормы материально-технического обеспечения органов принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Статья 25. Переходные положения

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

подготовить и внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений;

предусмотреть увеличение штатной численности и фонда заработной платы Министерства юстиции Российской Федерации, необходимых для создания служб судебных приставов, имея в виду завершить создание указанных служб к 1 января 2000 года в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи.

3. Министерству юстиции Российской Федерации в течение 1997 - 1999 годов создать службу судебных приставов, обеспечив начало функционирования:

с 1 января 1998 года - департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также подразделений судебных приставов в составе судебных приставов-исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности судебного пристава-исполнителя;

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Существующий на сегодняшний момент принцип работы приставов был сформирован еще в 2004-м году. Работники ФССП выполняют свои должностные обязанности в соответствии с законом «О судебных приставах» и иными нормативными актами и постановлениями, касающимися их деятельности.

Профессия пристава существует на территории РФ с 1997 года, но ранее судебные приставы входили в структуру иных органов, и только в 2004-м году ФССП выделилась в самостоятельное подразделение. С 2008 все сотрудники ФССП носят специальный знак на груди, подтверждающий, что перед вами судебный пристав при исполнении.

Права и полномочия пристава-исполнителя согласно закону

Главой всех работающих в Российской Федерации судебных приставов является Главный судебный пристав России, назначение которого утверждает лично Президент РФ. Он несет ответственность за функционирование всей системы, контролирует все местные отделения ФССП. Сотрудников ФССП можно условно разделить на две категории:

  • судебные приставы, исполняющие судебные акты, разыскивающие должников, описывающие и реализующие их имущество;
  • судебные приставы, обеспечивающие правопорядок во время осуществления судебной деятельности.

Рабочий график сотрудника службы судебных приставов ненормированный: его могут привлечь к работе как в свободный от трудовых обязанностей день, так и ночью.

Права и обязанности судебных приставов в суде

В соответствии со статьей 11 3-й гл. законодательного акта о судебных приставах регулируются обязанности сотрудников ФССП из первой категории, работающих в судебных инстанциях. Исходя из текста нормативного документа, сотрудники ФССП имеют полномочия:

  • заботиться о безопасности судей, присяжных и остальных участников заседания на протяжении всего судебного процесса, производя для этого все необходимые мероприятия. Гарантировать безопасность лицам, участвующим в процессе необходимо как в зале, где проходит заседание, так и за его пределами;
  • доставлять документы по делу, а также приложенные к нему доказательства, если поступило соответствующее распоряжение от судьи;
  • согласно требованию председателя суда или судьи следить за порядком и препятствовать его нарушению во время хода заседания;
  • контролировать соблюдение правопорядка в зданиях, где размещаются судебные органы, охранять их, в том числе в течение 24 часов в сутки, если это необходимо;
  • если есть решение суда, дознавателя или другого уполномоченного сотрудника, производить доставку лица, скрывающегося от правосудия, в зал для присутствия на заседании;
  • стараться предвидеть и предотвращать нарушения правопорядка в процессе выполнения своих прямых задач;
  • проводить совместную работу с представителями органов правопорядка и военными, конвоирующими доставляемых в суд лиц;
  • регулярно проходить спецподготовку, а также сдавать нормативы, подтверждающие хорошую физическую форму и пригодность к дальнейшему выполнению своих рабочих задач в качестве пристава.

Судебные приставы, отвечающие за порядок в судебных инстанциях, имеют права на:

  • доступ туда, где по мнению пристава скрывается уклоняющийся от присутствия в зале суда при рассмотрении дела о задолженности человек. Чтобы быть допущенным в помещение или иное место, где предположительно находится уклоняющаяся персона, вполне достаточно только предположения, возникшего на этот счет у судебного пристава. Если суд разрешил проникновение в жилье, то пристав может войти в дом разыскиваемого;
  • проверять паспорта у людей, присутствующих в здании, где находится суд, отделение ФССП и других структур. Производить обыск уклониста при доставке его в суд, если достаточно основания, чтобы подозревать, что при нем есть какое-либо оружие, взрывчатка или иные предметы, которые могут представлять угрозу для безопасности окружающих;
  • пресекать доступ в помещение судебной инстанции, отделения ФССП или иной территориальной структуры людей, у которых есть при себе оружие, взрывоопасные вещества, другие предметы, которые могут быть опасны для окружающих. Если эти люди могут представлять угрозу, передавать их сотрудникам органов правопорядка;
  • в ходе исполнения своих обязанностей пристава взаимодействовать с работниками муниципалитета, госорганов и территориальных организаций или ведомств;
  • применять силу или служебное оружие, если возникает такая необходимость.

В процессе выполнения должностных инструкций судебному приставу следует всегда помнить о необходимости поддерживать безопасность там, где он находится, не превышая при этом своих полномочий.

Должностные задачи судебных приставов-исполнителей

Обязанности судебных приставов-исполнителей, которые обеспечивают исполнение судебных актов, исходя из информации, представленной в 12-й статье 3-й главы закона о приставах (ФЗ от 21.07.1997 N 118), включают:

  • осуществлять действия для исполнения судебных документов вовремя, в соответствии с правилами и в полном объеме;
  • позволять всем участникам дела, должнику и истцу, а также их представителям ознакомиться с материалами дела, при необходимости сделать копии документов или переписать некоторые фрагменты;
  • разъяснять участникам производства, должникам и их родственникам, другим лицам их права, возможность обжалования решения, вынесенного судом, сроки обжалования, рассматривать предоставленные ими заявления и выносить решение по ним;
  • брать самоотвод при наличии или возникновении в ходе работы личной заинтересованности в процессе, близкого знакомства с должником или других причин, влекущих пристрастность отношения к делу.

Помимо обязательств, приставы имеют право:

  • запрашивать и получать без отказов необходимые справочные данные, объяснительные, иные документы и информацию от лиц, участвующих в процессе, и работников учреждений, если такая информация необходима для исполнения приставом своих профессиональных обязанностей, розыска должника;
  • в рамках исполнительного дела либо при наличии соответствующего постановления суда осуществлять проверку документации должника и финансовой отчетности предприятия, где он трудоустроен;
  • быть допущенными без каких-либо ограничений в места, где может находиться должник, в том числе в его квартиру или иное принадлежащее должнику помещение, производить в нем досмотр, иные разрешенные судебным постановлением действия;
  • изымать и арестовывать имущество должника, передавать его для хранения или реализации;
  • производить арест денежных средств должника как наличных, так и счетов в банках и других кредитных организациях. Арест средств производится в объеме, прописанном в исполнительном постановлении;
  • получать согласие от должника на хранение арестованных вещей в его помещение, использовать транспортное средство должника для перевозки арестованного имущества в место хранения или реализации;
  • объявлять в розыск должника, уклоняющегося от погашения задолженности, а также его имущество;
  • объявлять в розыск детей должника;
  • принимать для осуществления поставленной задачи поиска и привлечения к ответственности должника все необходимые меры, разрешенные законом.

Нововведения, появившиеся после внесения правок в закон о приставах, расширили спектр возможностей и допустимые меры, которые может применять судебный пристав при поиске должника и привлечении его к ответственности.

Особые требования к сотрудникам ФССП

В 2016-м и 2017-м году закон «О судебных приставах» претерпел ряд изменений. Теперь по своим полномочиям, которые были существенно расширены, работники ФССП больше похожи на сотрудников полиции, чем на назойливых торговых агентов. Изменения затронули список действий, связанных с розыском должников, которые судебный пристав вправе осуществлять, чтобы найти спрятавшегося должника, его деньги, недвижимость, а также детей. Отныне сотрудник может:

  • обращаться в банковские организации с запросом для получения справок о состоянии счетов должника (такая возможность уже была предусмотрена в законе об исполнительном производстве);
  • проверить документы гражданина, если имеется подозрения, что он и есть скрывающийся должник, либо если с ним находится ребенок, который объявлен в розыск;
  • наводить справки по самым разным вопросам, касающимся должника, опрашивать тех, кто может обладать о нем информацией, производить осмотр территорий, помещений, машин или имущества, если есть основания думать, что они принадлежат должнику или используются им.



Кроме того, теперь судебные приставы могут изъять у должника водительское удостоверение, причем сделать это можно даже без разрешения суда, достаточно уведомить должника об изъятии прав в личном разговоре. После этого судебный пристав передает информацию о приостановлении лицензии на управление автомобилем в ГИБДД. Вернуть права должник может только после погашения задолженности. Касается это нововведение только тех должников, чей долг составляет больше 10 000 рублей.

Также есть вероятность, что с 2017-го года судебные приставы смогут лишать должников, которые намеренно уклоняются от выплаты задолженности, доступа к государственным услугам. Должникам могут запретить сдавать экзамены для получения прав на управление транспортным средством, регистрировать машины и товарные знаки.

Последние изменения Федерального закона № 118-ФЗ

Идея внести поправки в законодательный акт о судебных приставах принадлежит Президенту РФ. Обновленный законопроект придет на смену нормативному акту под номером 118, описывавшему порядок работы судебных приставов в 1997 года. Согласно обновленному тексту федерального закона с 2016-го года судебных приставов причислили к специальной категории госслужащих. Теперь они получили звания, социальные гарантии, а также различные виды доплат. Но рассчитывать на бонусы могут лишь те сотрудники ФССП, которые получили высшее образование в области юриспруденции или экономики.

При этом, если сотрудники не отвечают предъявляемым к ним требованиям, то их увольняют либо понижают до должности помощника, в профессиональные обязанности которого входит подготовка документов. По замыслу Минюста такой подход должен мотивировать студентов юридических и экономических специальностей устраиваться на работу в ФССП в качестве помощника во время обучения, чтобы по окончании вуза получить должность пристава-исполнителя.

Еще одно важное изменение: приставы теперь делятся не на две категории, а на три. К приставам-исполнителям и приставам, обеспечивающим деятельность судебных инстанций, добавилась третья категория - судебные приставы-дознаватели.

Еще одно нововведение - сокращение количества региональных представительств Федеральной службы судебных приставов. Небольшие подразделения объединят в межрегиональные отделения ФССП, что позволит сэкономить бюджетные средства.

С начала 2019 года приставы-исполнители могут получать часть от изъятых в ходе исполнения своих обязанностей денег: из этих средств формируются фонды для поощрения сотрудников, показавших хороший результат по объемам взысканий.

Деятельность судебных приставов рассчитана на исполнение постановлений и решений суда, а также на проведение взыскательных мер по уплате штрафов. Действия исполнителей требуют правового регулирования. Для этих целей был принят Федеральный закон под номером 118 “О судебных приставах”.

ФЗ 118 принят 4 июня 1997. Вступил в силу в момент публикации 21 июля того же года. Положения закона подразделяются по следующим главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, правовую основу исполнительного процесса, задачи и организацию судебных приставов;
  • в вопросах организации деятельности исполнителей устанавливаются полномочия Министерства юстиции РФ, судебных органов и непосредственных руководителей;
  • права и обязанности исполнителей, условия применения физической силы и оружия, а также ответственность и контроль над их деятельностью;
  • гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, страхование и материальное обеспечение, а также финансирование службы.

С момента принятия, положения закона претерпели ряд изменений. Документ активно дорабатывается и приводится в соответствие с текущим законодательством.

Последние из них были внесены 3 июля 2016 года. Они призваны актуализировать правовую основу действий судебных приставов и усовершенствовать систему исполнения. Приоритет разработки делается не только на оптимизацию процедуры, но и на обеспечение гражданских прав должников и исполнителей.

Отдельно следует указать на приоритеты развития Закона “О судебных приставах” . В августе 2016 был подписан Указ Президента РФ, определяющий следующие аспекты для дальнейшего реформирования закона:

  • увеличение зарплаты, повышение престижности службы и улучшение материального обеспечения приставов;
  • упрощение процедуры исполнения через электронную систему документации;
  • профессиональное улучшение работы служебного персонала, квалификации и подготовки.

Срок на практическое выполнение предписаний ограничивается 2018 годом. Однако из-за недостаточности бюджетных средств соответствующие статьи в ФЗ 118 и поправки пока не обсуждаются.

На 2017 год ожидаются поправки в ФЗ 118 по вопросам ведения реестра коллекторских агентств. Однако серьезных изменений в статьях Федерального закона “О судебных приставах” не ожидается.

Скачать

Актуальная редакция ФЗ 118 необходима для понимания правовой основы деятельности исполнителей. Главными аспектами для рассмотрения являются права, обязанности и полномочия судебных приставов по закону.

Для этого необходимо рассматривать текст в действующей редакции с учетом всех внесенных поправок. ФЗ 69 с последними изменениями можно скачать .

Последние изменения в Законе «О судебных приставах»

Последние изменения в Федеральный закон “О судебных приставах” были внесены 3 июля 2016. Коррективам подверглись следующие положения:

  • девятый абзац второго пункта статьи 11 был изменен в формулировке с “а также к военнослужащим внутренних войск ” на «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации «;
  • в четырнадцатом абзаце второго пункта статьи 12 была произведена аналогичная замена.

Ст 13 ФЗ 118 “О судебных приставах” регламентирует соблюдение прав и законных интересов граждан и отдельных организаций. В марте 2014 в Закон “О судебных приставах” были внесены поправки, согласно которым добавились два пункта:

  • об обязанности не разглашать личные и семейные тайны и иные сведения третьим лицам;
  • недопущение действий, направленных на решение задач, отличных от предусмотренной законодательством процедуры исполнения.

Статья 14 ФЗ 118 предписывает обязательность требований судебного пристава. С момента публикации закона она претерпела ряд изменений:

  • в 2009 была изменена редакция статьи;
  • в 2010 во втором пункте слово “Информация ” было дополнено фразой “, в том числе персональные данные, ”;
  • в 2014 слова “на электронном носителе ” были изменены на “в форме электронного документа ”.

Статья 16 ФЗ 118 регламентирует применение физической силы судебными приставами в ходе исполнительной процедуры. По закону предписывается, что такие действия допустимы для задержания правонарушителей, пресечения совершения преступления, а также для преодоления сопротивления требованиям суда. С момента публикации закона данная статья не подвергалась изменениям.

Вступление в силу отдельных актов и изменений в Закон “О судебных приставах” на 2017 год подразумевает решение следующих вопросов:

  • проведена реорганизация территориальной структуры ФССП, местные отделения подчиняются единому региональному управлению;
  • с февраля, согласно ФЗ 118, у исполнителей появилась возможность временно приостанавливать специальные права должника, к примеру в управлении автомобилем — наказанием за нарушение соответствующего предписания служит реальное лишение водительского удостоверения или арест.

Кроме указанных аспектов, активно внедряется онлайн-сервис и электронная документация. Такие поправки в Федеральный закон значительно облегчают документооборот внутри службы и подачу заявлений гражданами.