Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях Определение безопасность в чс

Основные меры защиты от электротока

К защитным мерам от опасности прикосновения к токоведущим частям электроустановок относятся:

защитное заземление, зануление, защитное отключение, изоляция токоведущих частей, размещение на недоступной высоте, ограждение, блокировка, пониженные напряжения, электрозащитные средства, сигнализация и плакаты.

Защитное заземление - это преднамеренное электрическое соединение с землёй металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напря­жением. Принцип действия защитного заземления - это снижение до безопасных значений напряжений прикосновения и шага за счёт уменьшения потенциала заземлённого оборудования. Область применения защитного заземления - трёхфазные трёхпроводные сети напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью и выше 1000 В с любым режимом нейтрали.

Заземляющее устройство представляет собой совокупность заземлителя (металлический проводник, находящийся в непосредственном соприкосновении с землёй) и заземляющих проводников, соединяющих заземляемые части эл. установки с заземлителем. В качестве заземляющих проводников используют полосовую и круглую сталь.

Скорость отключения от 5 до 7 секунд при защите установки плавкими предохранителями от 1-2 секунд при защите автоматами. Область применения зануления - трёхфазные четырёхпроводные сети напряжением до 1000 В с глухо заземлённой нейтралью.

Защитное отключение - это быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение эл. установки при возникновении в ней опасности поражения током. Срабатывает за время не более 0,2 сек.

Время срабатывания современных УЗО (устройство защитного отключения) не превышает 0,03 – 0,04 с.

Средствами защиты , дополняющими вышеперечисленные способы, служат переносные приборы и приспособления, применяемые для защиты персонала от поражения током.

Основные защитные средства - средства защиты (диэлектрические перчатки, инструмент с изолирующими рукоятками, электроизолирующая каска, указатели напряжения и др.), изоляция которых длительно выдерживает рабочее напряжение электроустановок и которые позволяют прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Дополнительные защитные средства - средства защиты (изолирующая подставка, диэлектрические боты, диэлектрический коврик, диэлектрические галоши), которые при их использовании не могут обеспечить защиту от поражения электрическим током; они являются дополнительной к основным средствам мерой защиты, а также служат для защиты от напряжения прикосновения и шагового, от ожогов электрической дугой и др. .

Вспомогательные приспособления предназначены для защиты людей от сопутствующих опасных и вредных производственных факторов при работе с электрооборудованием и, кроме того, от падения с высоты. К ним относят экранирующие комплекты и устройства для защиты от воздействия электрического поля, противогазы, защитные каски, страховочные канаты, монтерские когти, предохранительные монтерские пояса и т. п.

  1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях

    1. Основные понятия и определения

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях – состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Примечание . Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайной ситуации.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях – принятие и соблюдение правовых норм, выполнение экологозащитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Риск возникновения чрезвычайной ситуации – вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Примечание . Выделяют первичные и вторичные поражающие факторы.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона бедствия – часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Зона временного отслоения – территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайной ситуации эвакуируют или временно выселяют проживающее на ней население с целью обеспечения его безопасности.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

В обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение имеют профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Сегодня, когда хозяйственная деятельность человека приводит к наруше­нию экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций, актуальнейшей проблемой современности является организация спасения людей, оказания им необходимой помощи, проведения аварийно-спасательных работ в очагах поражений, сохранения здоровья пострадавшим, уменьшения материального ущерба, а наряду с ней и такая про­блема, как подготовка специалистов с высшим образованием, спо­собных грамотно и умело организовать предотвращение экстре­мальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.

Чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источники ЧС весьма многообразны: это и опасное природ­ное явление, и опасное техногенное происшествие (авария), и широко распространенная инфекционная болезнь людей, сель­скохозяйственных животных и растений, и применение совре­менного средства поражения при ведении военных действий (ГОСТ Р22.0.02-94).

Чрезвычайные ситуации классифицируют по:

    причинам возникновения;

    природе возникновения;

    скорости развития;

    возможности предотвращения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 в основе классификации утверждены масштабы ЧС. Таким образом, классификационные признаки определяются количеством пострадавших людей, у кото­рых нарушены условия жизнедеятельности, размером материаль­ного ущерба и размерами зон распространения, поражающих факторов. Например, к локальной относится ЧС, в результате которой либо пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо матери­альный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Соответственно качественные и коли­чественные критерии лежат в определении местных, территори­альных, региональных, федеральных и трансграничных ЧС.

Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышлен­ных предприятиях, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

первая - накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

вторая - инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы и т. д.). Этот период можно назвать «аварийной ситу­ацией» - авария не произошла, но предпосылки налицо;

третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов;

четвертая - выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

пятая - ликвидация последствий аварии или стихийного бед­ствия.

В настоящее время существует два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на про­мышленных объектах. Первое направление - разработка техни­ческих и организационных мероприятий, позволяющих снизить вероятность реализации опасного поражения современными техническими системами. Второе направление - подготовка объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС.

С целью осуществления контроля за соблюдением мер безо­пасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство Российской Федерации постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопас­ности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации промышленной безопасности, которая должна отражать характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработан­ные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. В свою очередь, чрезвычайные ситуации делятся на ситуации мирного и военного времени.

Чрезвычайные ситуации мирного времени бывают техноген­ного и природного характера.

Техногенные аварии - в большинстве случаев связаны с не­контролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство веществ или энергии. Самопроизвольное высво­бождение энергии приводит к промышленным взрывам, а высво­бождение вещества - к взрывам, пожарам и химическому загряз­нению окружающей среды.

Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной энергии в механическую работу. Механическая работа, совершаемая при взрыве, обусловлена быстрым расшире­нием газов или паров независимо от того, существовали ли они до взрыва или образовались во время взрыва. В производственных условиях возможны следующие основные виды взрывов: свобод­ный воздушный, наземный, взрыв в непосредственной близости от объекта, а также взрыв внутри объекта.

Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причины возникнове­ния пожаров на промышленных объектах делятся на две группы. Первая - это нарушение противопожарного режима или неосто­рожное обращение с огнем, вторая - нарушение пожарной безо­пасности при проектировании и строительстве зданий.

На ряде предприятий для технологических целей применяются вредные, в том числе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). При аварийной разгерметизации емкостей, трубопро­водов, оборудования, связанных с хранением, транспортировкой и применением СДЯВ и иных вредных веществ, в воздухе рабочей зоны и в окружающей среде могут образоваться зоны с концент­рациями токсичных веществ, превышающими предельно допус­тимые концентрации.

Источниками ЧС являются опасное природное явление или процесс, причиной возникновения которого могут быть: земле­трясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, просадка в лесовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цунами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар (ГОСТ Р22.0.06-95). Наиболее часто в пределах нашей страны встречают следующие опасные природные явления.

Землетрясения - одни из самых опасных разрушительных сти­хийных бедствий. Силу землетрясения на поверхности земли принято характеризовать балльностью (от 1 до 12 баллов), а воз­действие землетрясения на объект - его интенсивностью.

Вулканические извержения - представляют собой достаточно опасные геологические явления.

Сели - это внезапно возникающий в руслах горных рек вре­менный поток, характеризующийся резким подъемом уровня воды и высоким содержанием продуктов разрушения горных пород. Скорость селей может достигать 10 м/с.

Оползень - скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Наводнения - затопление значительных территорий, возника­ющее в результате разлива рек во время половодья и паводков, ливневых дождей, ледяных заторов рек, обильного таяния снегов и других причин природного происхождения.

Грозовые разряды - атмосферные электрические разряды, проис­ходящие как между отдельными облаками, так и между грозовым облаком и поверхностью земли. Поверхность грозовых каналов может достигать нескольких километров, а сила тока в них - сотен тысяч ампер.

К оружию массового поражения обычно относят ядерное, химическое и биологическое. Однако в процессе совершенство­вания и обычные виды оружия могут приобретать отдельные черты оружия массового поражения. Массовым поражением может обладать оружие, создающееся на новых принципах воздействия, - инфразвуковое, лучевое, радиологическое и др.

Ядерное оружие относится к наиболее мощному оружию мас­сового поражения. Состоит из ядерных боеприпасов (авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, боевые части ракет, морские торпеды, глубинные бомбы и мины), средств доставки (носите­лей) и средств управления. Мощность ядерного боеприпаса (мощ­ность ядерного взрыва) принято характеризовать тротиловым эквивалентом.

При любом ядерном взрыве можно выделить четыре основных поражающих фактора: механическое воздействие воздушной удар­ной волны; механическое воздействие сейсмических волн в грунте или водной среде; радиационное воздействие проникающей радиации и радиоактивного заражения; тепловое воздействие светового излучения.

Под химическим оружием понимается совокупность отравля­ющих веществ и средств, с помощью которых их применяют. Химическое оружие предназначено для поражения незащищен­ных людей и животных путем заражения воздуха, продовольствия, кормов, воды, местности и расположенных на ней предметов.

В момент применения отравляющие вещества переходят из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообраз­ное, парообразное или аэрозольное и могут распространяться на значительные расстояния от места применения химического ору­жия. Критериями боевой эффективности отравляющих веществ являются их токсичность, быстродействие и стойкость.

Бактериологическое (биологическое) оружие представляет собой болезнетворные микробы и токсины, предназначенные для пора­жения людей, животных, растений и запасов продовольствия, а также боеприпасы и приборы, при помощи которых их приме­няют.

Поражающая сила биологического оружия зависит от целого ряда факторов: биологических свойств применяемого возбудителя; условий жизни людей; иммунитета населения; уровня санитар­ной культуры населения; состояния лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемиологической работы; времени года и многих других факторов.

Установить быстро и точно факт применения биологических средств поражения, а также их возбудитель весьма сложно.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в ЧС - комплекс организационных, инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности.

Основные принципы обеспечения безопасности населения в ЧС: заблаговременная подготовка, дифференцированный подход, комплексность мероприятий.

Заблаговременная подготовка предполагает накопление средств защиты (коллективных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и поддерживание их в готовности для использования населения. Сюда входит и подготовка к проведению эвакуации населения из опасных зон или зон риска.

Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливаются в зависимости от вида чрезвычайных ситуаций и от местных условий.

Комплексность мероприятий заключается в согласованном осуществлении эффективного применения средств и способов защиты от последствий ЧС со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

Основными способами и средствами защиты населения в ЧС являются: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.

Укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты при ЧС, сопровождающихся выбросом радиоактивных и ядовитых химических веществ.

Защитные - инженерные сооружения, проектируемые в соответствии со СНиП 2.01.51-90, предназначенные для защиты населения от физических и биологически опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) населения предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС. К ним относятся радиопротекторы (например, цистамин, снижающий степень воздействия ионизирующих излучений), антидоты (вещества, предупреждающие или ослабляющие действие токсичных веществ), противобактериальные средства (антибиотики, интерфероны, вакцины и т. д.), а также средства частичной санитарной обработки (индивидуальный противохимический пакет, перевязочный пакет).

Для обеспечения безопасной жизнедеятельности населения в чрезвычайной ситуации особое значение приобретает заблаговременное осуществление мероприятий: обучение населения действиям в ЧС; организация своевременного оповещения об угрозе и возникновении ЧС; организация и проведение радиационной, химической и бактериологической разведки, а также дозиметрического и лабораторного контроля; проведение профилактических противопожарных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; создание запасов материальных средств для проведения спасательных и других неотложных работ.



Прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС. Сложность прогнозирования заключается в том, что требуется оценить район, характер и масштабы чрезвычайной ситуации в условиях неполной и ненадежной информации, а на их основе ориентировочно определить характер и объем работ по ликвидации последствий ЧС.

В настоящее время хорошо изучены и определены сейсмические районы, районы и места возможных обвалов и селевых потоков, установлены границы зон возможного затопления при разрушениях плотин, при наводнениях, выявлены промышленные объекты, аварии на которых могут привести к большим разрушениям, поражению людей, заражению территории. Это долгосрочный прогноз .

В задачу краткосрочного прогноза входит ориентировочное определение времени возникновения ЧС, по которому принимаются оперативные решения по обеспечению безопасности населения во всех сферах его деятельности. В настоящее время усилия ученых и специалистов направлены на поиски надежных способов прогнозирования процесса формирования и начала ЧС.

Наметились реальные возможности прогнозирования начала некоторых стихийных бедствий. При этом используются расчетные статистические данные цикличности солнечной активности; данные, полученные с искусственных спутников Земли; данные метеорологических, сейсмических, вулканических, противоселевых, противолавинных и других станций.

Например, ураганы, тайфуны, извержения вулканов, селевые потоки прогнозируются с помощью метеорологических спутников Земли; прогнозирование ландшафтных пожаров - по комплексному показателю на основе суммирования коэффициентов, учитывающих температурные, географические, погодные, статистические и другие условия. Например, для поиска скрытых очагов пожара (торфяные, подземные) применяется инфракрасная аппаратура для съемки с самолетов и спутников Земли.

Прогнозирование обстановки, связанной с возникновением ЧС, осуществляется математическими методами. Исходными данными при этом являются: места (координаты) опасных объектов и запасы веществ или энергии; численность и плотность населения; характер построек, количество и тип защитных сооружений; метеорологические условия, характер местности и другие сведения. При прогнозировании обстановки определяются границы зон разрушения, катастрофического затопления, пожаров и заражения (радиационного, химического, бактериологического), возможные потери населения и ущерб, наносимый объектам народного хозяйства. Данные прогнозирования обобщаются, анализируются и делаются выводы для принятия решения, связанного с организацией и ведением спасательных и других неотложных работ.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в ЧС - далеко не единственная область, где приходится принимать решения на основе неполной и ненадежной информации. С учетом отечественного и зарубежного практического опыта здесь нужен системный подход, заключающийся в том, что необходимо заранее подготовить комплекс мероприятий нарастающей эффективности и в зависимости от текущих прогнозов развития ЧС выбирать ту или иную совокупность, т. е. ввести в действие многостадийную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной техносоциальной среде.

Мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС , можно сгруппировать следующим образом: фоновые или постоянно проводимые мероприятия, основанные на долгосрочном прогнозе. К ним относятся: выполнение строительно-монтажных работ с учетом требований строительных норм и правил; создание надежной системы оповещения населения об опасностях; накопление фонда защитных сооружений и обеспечение населения СИЗ; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторный контроль; всеобщее обязательное обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; перепрофилирование объектов - источников повышенной опасности для здоровья и жизни людей; разработка, материальное, финансовое обеспечение и практическая отработка планов ликвидации последствий ЧС и т. п.

Защитные мероприятия, которые необходимы, когда предсказан момент ЧС : развертывание системы наблюдения и разведки, необходимых для уточнения прогноза; приведение в готовность системы оповещения населения; ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, вплоть до чрезвычайного положения; нейтрализация источников повышенной опасности при ЧС (АЭС, токсичные и взрывоопасные производства и т. п.), прекращение их деятельности, дополнительное укрепление или демонтаж; приведение в готовность аварийно-спасательных служб; частичная эвакуация населения.

Как следует из этого перечня, для осуществления многих защитных мероприятий необязательно точно знать время возникновения ЧС и их характер; разные мероприятия можно начинать при разной определенности предсказаний. Эти соображения и определяют выбор конкретного набора мероприятий. Исходными материалами должны служить каталог возможных мероприятий с оценкой их стоимости и предотвращения ими ущерба, а также набор типовых сценариев (вариантов) действий.

Планирование мероприятий . Планирование является ведущим звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности в ЧС. Оно позволяет конкретизировать цели и задачи по времени, ресурсам и исполнителям. Оно базируется на прогнозных данных, на всестороннем анализе и оценке людских и материальных ресурсов, на достигнутом уровне теории и практики защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Конечным результатом планирования является определенного вида документ-план. Он должен содержать следующие элементы: конкретные показатели (виды работ, мероприятий); сроки выполнения этих работ; необходимые для выполнения плана ресурсы (виды, количество, источники); указания лицам, ответственным за выполнение каждого пункта плана; способы контроля за ходом выполнения плана.

Текстовая часть плана обычно состоит из разделов. В первом -приводятся выводы из оценки обстановки, которая может сложиться в результате ЧС, во втором - излагаются мероприятия по обеспечению безопасности населения. Основными из них являются: порядок оповещения; организация разведки и наблюдения; подготовка сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ; мероприятия по предупреждению и смягчению последствий ЧС; ускоренное проведение мероприятий по защите людей и материальных ценностей; медицинское обеспечение; выдача населению СИЗ; порядок проведения мероприятий по безаварийной остановке производства; организация эвакомероприятий; организация управления; порядок и очередность ведения спасательных и других неотложных работ в различных условиях; порядок предоставления донесений в вышестоящие органы, в комиссию по чрезвычайным ситуациям.

К плану могут прилагаться различные справочники и поясняющие материалы (графические, текстовые). План должен быть реальным, предельно кратким по изложению, экономически целесообразным, отражающим действительные возможности объекта. Реальность плана проверяется в ходе систематических тренировок и учений, проводимых применительно к действительным условиям организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ЧС природного и техногенного происхождения.

Под устойчивостью работы объектов народного хозяйства (ОНХ) понимают способность противостоять разрушительному воздействию поражающих факторов ЧС, производить продукцию в запланированном объеме и номенклатуре, обеспечивать безопасность жизнедеятельности рабочих и служащих, а также приспособленность к восстановлению своего производства в случае повреждения.

Устойчивая работа объекта достигается путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на защиту рабочих и служащих от поражающих факторов ЧС, на исключение возникновения вторичных поражающих факторов. Они тесно связаны с мероприятиями по подготовке и проведению спасательных и других неотложных работ, так как без людских ресурсов и успешной ликвидации последствий ЧС проводить мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОНХ практически невозможно.

Процесс разработки мероприятий по обеспечению устойчивой работы предприятий складывается из анализа уязвимости объекта и его элементов, оценки возможности его функционирования в условиях ЧС. Из всего комплекса мероприятий по повышению устойчивой работы объекта в ЧС рассмотрим защиту рабочих и служащих и исключение или ограничение поражения от вторичных факторов, так как они непосредственно связаны с проблемой обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

Для защиты рабочих и служащих при решении задач повышенной устойчивости работы объектов особое внимание обращается на: заблаговременное строительство убежищ на предприятиях, в технологических процессах которых используются взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества; разработку режимов работы рабочих и служащих в условиях заражения вредными веществами; обучение персонала объекта выполнению конкретных работ по ликвидации очагов заражения; организацию и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения рабочих и служащих объекта, проживающего вблизи населения об опасности, исходящей из объекта.

К вторичным поражающим факторам при катастрофах и авариях относятся пожары, взрывы, обрушения сооружений, утечки токсичных, радиоактивных и других вредных веществ. В нормальных условиях производства на объекте проводится ряд мероприятий, обеспечивающих безаварийную и безопасную работу. Однако в чрезвычайных ситуациях этих мероприятий может оказаться недостаточно, поэтому необходимы дополнительные, направленные на ограничение действия вторичных факторов при авариях. К таким мероприятиям можно отнести: сокращение запасов АХОВ, взрыво- и пожароопасных веществ до минимума и хранение их в защищенных хранилищах; применение приспособлений, исключающих разлив токсичных, горючих и агрессивных жидкостей; размещение складов древесины, ядохимикатов, легковоспламеняющихся жидкостей с учетом господствующего направления ветра; устройство противопожарных разливов и пожарных проездов, строительство пожарных водоемов и емкостей на ОНХ и создание запасов средств пожаротушения; заглубление в грунт технологических коммуникаций, линий электроснабжения и т. п.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Работы по ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при их организации и выполнении. Эти особенности характеризуются большим разнообразием работ по виду, характеру и масштабу выполнения. Необходимы специальная подготовка привлекаемых подразделений и формирований и их оснащение соответствующими машинами, механизмами, оборудованием, которые требуются только для данных специфических условий стихийного бедствия или производственной аварии. Например, английские спасатели, прибывшие в Армению, имели на вооружении камеры термического видения; их инфракрасные лучи могут обнаружить человека под бетоном и щебнем, даже если он без сознания.

Все задачи по ликвидации последствий ЧС выполняются поэтапно, в определенной последовательности, в максимально короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения, предотвращению развития или уменьшения воздействия последствий ЧС и подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ. Основные мероприятия по экстренной защите населения :

· оповещение об опасности;

· использование средств защиты;

· эвакуация из опасных зон;

· применение средства медицинской профилактики;

· оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.

Для предупреждения развития или уменьшения последствий ЧС производится локализация аварий, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Основные мероприятия по подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ : приведение в готовность органов управления, сил и средств; ведение разведки очага поражения и оценка сложившейся обстановки.

Выполнение спасательных и других неотложных работ является основной задачей второго этапа ликвидации последствий ЧС. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе задач по защите населения и уменьшению воздействия последствий ЧС. Спасательные и другие неотложные работы ведутся непрерывно с необходимой сменой спасателей и ликвидаторов и соблюдением техники безопасности и мер предосторожности.

Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуация людей из опасных зон, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Значение правил поведения на территории ЧС является главным условием в обеспечении личной безопасности и сохранения жизни. Чтобы выжить, необходимы навыки выживания, но прежде всего, нужно правильное оценить ситуацию. Нужно научиться преодолевать такие негативные показатели поражающих факторов ЧС как: боль, холод, жажда, голод, упадок сил и одиночество.

Боль - мешает человеку и может подорвать его волю к жизни, но она становится более переносимой, если обнаружен ее источник и природа.

Холод - замедляет движение крови, вызывает сонливость, притупляет разум, необходимо укрытие или костер.

Жажда - ослабляет разум, необходим контроль за количеством потребляемой воды и пищи.

Голод - приводит к слабости, нарушению деятельности сердечнососудистой системы, головокружению и помутнению сознания.

Упадок сил - приводит к таким душевным состояниям, как безнадежность, бесцельность, апатия и кома.

Одиночество - влечет за собой ощущения бесполезности и отчаяния, преодолевается постоянным занятием себя каким - либо делом.

Если человек только что пережил ЧС его сознание и мозг как правило дезориентированы, он может быть ранен, вокруг его могут находится раненые и мертвые люди. Несмотря на возможную боль, человек обязан сделать следующие:

Оказавшись относительно в безопасности, необходимо прекратить движения (плавания), найти себе убежище (плавсредство), присесть, не паниковать, осмотреться и проанализировать ситуацию;

Посмотреть, что вас окружает, какова окружающая среда, нуждается ли кто в оказании медпомощи;

Оценить своё физическое состояние: есть ли травмы, нужна ли одежда, пропитание, вода;

Не спешить, что может привести к потери ориентировки во времени и пространстве, а также не в полном обьёме оценить положительные и отрицательные аспекты ситуации;

Разработать способы подачи сигналов, определить пищевой рацион и план дальнейших действий по выживанию.

Основными приоритетами в ЧС являются : убежище (плавсредство), огонь и питьевая вода. Их наличие гарантирует пострадавшему выживание в экстремальной обстановке продолжительное время.

В чрезвычайных ситуациях массовые поражения могут возникнуть внезапно и носить разнообразный характер. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи, а ее в данных обстоятельствах можно оказать только при само- и взаимопомощи.

При оказании помощи прежде всего необходимо принять меры к прекращению действия поражающих факторов (зон заражения, завалов, пожара, воды и т. д.) и быстро и правильно оценить состояние пострадавшего: жив он или мертв, тяжесть поражения, наличие кровотечения и т. д.

Для этого до начала оказания первой медицинской помощи необходимо выполнить.

1. Предварительную оценку состояния пострадавшего и безопасности

места происшествия

Если пострадавший шевелится, призывает на помощь, разговаривает или кричит, то он жив и в сознании;

Если пострадавший неподвижен, не реагирует на окружающее, то можно предположить три варианта его состояния:

а) пострадавший мертв.

б) пострадавший находится без сознания, он жив, в состоянии комы. Есть пульс на сонной артерии, но, если он лежит на спине, могут быть проблемы с проходимостью дыхательных путей.

в) пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

При наличии лужи крови может быть наружное кровотечение, а в случаях неестественного положения конечностей - переломы костей;

Если пострадавший лежит в позе «лягушки», могут быть: повреждение костей таза, позвоночника, тазобедренных суставов и травматический шок;

В случаях, когда пострадавший находится без сознания, необходимо немедленно приступить к определению реакции зрачка на свет и пульса на сонной артерии. Приподнимание верхнего века и прощупывание пульса на сонной артерии в течение десяти секунд позволяют оценить реакцию пострадавшего на происходящее и возможность вступления с ним в контакт.

Если пострадавший без сознания, но есть пульс на сонной артерии, то можно сделать вывод, что он жив и скорее всего находится в состоянии комы, Опасность для жизни в ближайшие минуты представляет асфиксия вследствие западения языка и аспирации содержимого желудка, крови или слизи.

Поэтому необходимо немедленно принять меры для восстановления проходимости дыхательных путей.

При наличии признаков обильного наружного кровотечения, необходимо выяснить, из какой части тела оно происходит:

* если из грудной клетки, может быть проникающее ранение грудной полости и как можно быстрее, не снимая одежды прижать ладонь к области раны;

* если рана на шее - немедленно прижать большой палец к ране, затем произвести тампонаж раны любой сложенной в несколько слоев тканью или бинтом, наложить жгут на шею поверх тампона;

* если из конечностей, то, не снимая одежды, прижать кулаком в точке прохождения артерии ближе к туловищу и, только после этого, приступить к поиску раны, осторожно освобождая конечность от одежды с последующим наложением жгута выше раны и повязки на рану.

При признаках венозного кровотечения - наложить давящие повязки. Максимально быстрая оценка критических состояний позволяет приступить к конкретным действиям в оказании помощи без излишних потерь времени, что значительно повышает шансы на спасение жизни пострадавшего.

В случае клинической смерти рекомендуется немедленно нанести предкардиальный удар. При отсутствии эффекта (нет пульса на сонной артерии) необходимо сделать 15 надавливаний на грудину. Только после этих мероприятий приступить к проведению вдоха искусственной вентиляции легких (ИВЛ) методом изо рта в рот.

Единственное условие, которое необходимо неукоснительно выполнить во избежание осложнений (отлом мечевидного отростка, нарушение сердечного ритма, остановка сердца), - спасающий обязательно должен быть обучен этому удару на специальных роботах-тренажерах, несмотря на то, что вероятность неумышленного убийства ударом по грудной клетке даже необученными спасающими предельно мала.

Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия позволит избежать паники и суеты в последующих действиях, даст возможность принять более взвешенные и рациональные решения в ситуации, заранее увидеть угрозу для жизни людей и принять меры либо для ее устранения, либо экстренной эвакуации из опасной зоны.

2. Определение признаков наиболее опасных для жизни состояний, которые могут привести к смерти пострадавшего в ближайшие минуты.

В сжатые сроки необходимо определить признаки наиболее опасных для жизни пострадавшего состояний:

Клинической смерти;

Коматозного состояния;

Артериального кровотечения;

Ранения шеи;

Ранения грудной клетки.

Быстро принять правильное решение о необходимости:

Проведения комплекса сердечно-легочной реанимации;

Поворота пострадавшего на живот;

Прижатия кровоточащего сосуда рукой;

Прижатия ладонью раны на грудной клетке.

Какое бы несчастье не произошло: в любом случае оказание помощи следует начинать с восстановления сердечной деятельности и дыхания, а затем производить временную остановку кровотечения.

3. Выявление наличия ран, признаков повреждений костей и суставов :

Если раненый в сознании, то любые жалобы на боль в конечностях должны вызвать подозрение на повреждение костей.

При малейшем подозрении на повреждение костей и суставов дать раненому любые обезболивающие средства и только затем продолжить осмотр поврежденной конечности, освобождение ее от одежды, наложение повязок и шин.

На втором этапе решаются неотложные работы, к которым относятся: локализация и тушение пожаров; разборка завалов; укрепление конструкций, угрожающих обрушению; восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи и дорог в интересах обеспечения спасательных работ; проведение санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и т. д. При ведении спасательных и других неотложных работ особое внимание уделяется размещению пострадавшего населения, обеспечению его продовольствием, водой, оказание медицинской, материальной и финансовой помощи.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия. Для этого осуществляются мероприятия по восстановлению жилья или возведению временных жилых построек, восстановлению энерго- и водоснабжения, объектов коммунального обслуживания, линий связи. Сюда же могут быть отнесены: санитарная очистка очага поражения, оказание населению помощи, снабжение людей продуктами питания, предметами первой необходимости и т. п.

По окончании этих работ проводится возвращение (реэвакуация) эвакуированного населения. На третьем этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства. Эти работы выполняются строителями, монтажными и другими специальными организациями.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это состояние или обстановка на определенной территории, сложившиеся в результате аварии, катастрофы, опасного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности человека.

Характерными для любой ЧС являются чрезмерно высокие уровни негативных воздействий на человека и среду его обитания, которые сразу переводят его жизнедеятельность из комфортных или допустимых условий в экстремальные или сверх экстремальные условия с одновременным многократным повышением уровня риска и действующих опасностей.

При этом меняются и приоритеты жизнедеятельности человека, когда вместо обеспечения комфорта или высокой эффективности труда возникают задачи: сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба от действия негативных факторов, скорейшей ликвидации последствий ЧС и восстановления нормальной жизнедеятельности на пострадавшей территории.

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому так актуальна проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения. Курс должен быть направлен на формирование обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознать и оценить факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия ЧС.

Обеспечение безопасности людей в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия (военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

чрезвычайная ситуация жизнеобеспечение население

1. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Обязанность и ответственность органов государственной власти всех уровней по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного в повседневной жизни, в различных опасных и ЧС пагубно отразилось на состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к организации защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС.

Федеральный закон " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" регулирует вопросы защиты от ЧС жителей России и находящихся на ее территории граждан других государств, объектов экономики и социального назначения, окружающей природной среды, а так же земельного, водного и воздушного пространства. Он дает возможность и обязывает принимать максимум мер для предупреждения и ликвидации ЧС, снижения потерь и ущерба от них. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС: направленные на это мероприятия проводятся заблаговременно; при их планировании и осуществлении должны учитываться экономические, природные и иные характеристики, особенности территорий и степень реальной опасности возникновения ЧС; объем и содержание данных мероприятий определяются исходя из необходимой достаточности сил и средств.

За реализацию названных принципов несут ответственность: Правительство страны; органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления; специально уполномоченные структуры и подразделения решающие задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.

Обязанности органов государственной власти - республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономных округов - сводятся к непосредственному обеспечению безопасности проживающего в их границах населения: осуществляют подготовку и поддержание готовности к действиям в ЧС необходимых сил и средств, обучение населения способам защиты; обеспечивают своевременное оповещение граждан об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; принимают решения о проведении эвакуации в ЧС и обеспечивают ее; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; создают резервы финансов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Аналогичные в целом обязанности у органов местного самоуправления и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти-министерствам, федеральным службам, агентствам департаментам и другим. Отныне каждый гражданин Российской Федерации взят государством под защиту от ЧС.

2. Заблаговременная подготовка и непосредственное проведение мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои характерные особенности, а поэтому предполагает совершенно конкретный перечень мероприятий, выполняемых в интересах обеспечения безопасности населения. Вместе с тем есть общий комплекс действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Он включает мероприятия, проводимые заблаговременно и непосредственно при возникновении ЧС. Заблаговременно проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории; мероприятия, направленные на снижение потерь от возможных чрезвычайных ситуаций; планирование действий, осуществляемых при возникновении ЧС; подготовка сил и средств для реагирования на ЧС, обучение населения правилам поведения в ЧС; создание материальных ресурсов, которые могут потребоваться в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются: оповещение органов управления ГОЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении чрезвычайной ситуации, информирование населения о мерах защиты; уточнение сложившейся обстановки; перевод органов управления на соответствующий обстановки режим работы; приведение в готовность сил и их выдвижение в район ЧС; комплекс работ по ликвидации ЧС и их последствий.

Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства связи, радио - и телевизионного вещания. Время - главный фактор. В ЧС терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, где бы не было радиотрансляционного узла. Большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют местные радиоузлы. Существуют мощные республиканские, краевые и областные телевизионные центры и ретрансляторы, широковещательные и местные радиостанции. В конце 1988 года был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Для оповещения при серьезной опасности было решено использовать сирены. Их звучание " прерывистые гудки предприятий" означают новый сигнал - "Внимание всем!", вместо прежнего - "Воздушная тревога!". "Помогите! Услышав вой сирен, надо немедленно включать телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба ГО и ЧС. В течении всего периода режима ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все информационные средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.

Речевая информация. На каждый случай ЧС местные власти совместно с органами управления по делам ГОЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к конкретным специфическим условиям. Такая информация с учетом того, что ее следует повторить несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут.

Системы оповещения: Федеральная; Территориальная "республиканская, краевая и областная"; Локальная на: АЭС, ХООП, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф; все организации и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут НШ по делам ГОЧС, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют соответствующие территориальные образования.

3. Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В Федеральном законе оговорено, что все мы имеем право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения, быть информированными о риске, которому можем подвергнуться в различных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.

Органы власти государственного управления, соответствующие организации обязаны оперативно и достоверно информировать граждан о состоянии их защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей и территорий, о прогнозируемых и возникших ЧС их последствиях, а также о приемах и способах защиты населения от них. Но граждане тоже не должны пассивно относиться к своей жизни. Прежде всего, они сами обязаны бороться за нее, принимать меры по обеспечению личной безопасности в ЧС, выживанию в экстренной обстановке. Ведь могут возникать такие обстоятельства, что бывает весьма часто, когда жизнь человека зависит от немедленных, решительных и самостоятельных действий, и пассивное ожидание помощи может привести к трагическому исходу. Поэтому, учитывая, мировой опыт был принят Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникшие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а так же в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон: устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных; регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Возлагая ответственность за свою жизнь целиком на государство, человек более легкомысленно относится и к своим поступкам, сам может создавать ЧС, наносящие урон как ему лично, так и окружающим гражданам, а, в конечном счете - государству. Поэтому Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены не только права граждан в области защиты от ЧС, но и обязанности: соблюдать законы и иные правовые акты в сфере предупреждения и ликвидации ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. В соответствии с законом подготовка по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. В школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведений она ведется в рамках курса БЖ. Поэтому школьники и студенты должны понимать, что изучение ОБЖ и БЖД - это обязанность, возложенная на них законом.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а так же сил HCXC для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Важно отметить, что выполнение изложенных в законе требований - не добровольное дело каждого, а юридическая норма. Их нарушение преследуется государством. Закон гласит: "Виновные в невыполнении или недобросовестности выполнения законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, не принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность…"

Заключение

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов. В зависимости от конкретных природно-климатических факторов каждого года (или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других.

Анализ ЧС показывает, что негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации на совершенствовании нормативной правовой и методической базы, разработки и осуществления мероприятий инженерной, радиационной химической и медико-биологической защиты, обеспечения пожарной безопасности, сохранения жизни и здоровья людей на водных объектах, а так же на формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения и развитии системы информирования и оповещения населения.

Список литературы

2.ГОСТ Р 22,3,03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.

.Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности.

Реферат на тему:

"Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях"


Введение

1. Стихийные бедствия:

1.1. – землетрясения

1.2. – наводнения

1.3. – ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи

1.4. – селевые потоки и оползни

1.5. – метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы

1.6. – пожары

2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

2.1. – аварии и их характеристики

2.2. – аварии на химически и радиационно опасных объектах

2.3. – аварии на взрывопожароопасных объектах

2.4. – аварии на гидродинамических объектах

2.5. – аварии на транспорте

3. Чрезвычайные ситуации военного времени:

3.1. – ядерное оружие

3.2. – химическое оружие

3.3. – биологическое (бактериологическое) оружие

Список использованной литературы


Введение

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.

В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.


1. Стихийные бедствия

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку, наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление (или процесс), который может вызвать человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. Наиболее опасные природные явления – землетрясения, наводнения, ураганы, бури, штормы, смерчи, сели, оползни, снежные заносы, лавины, пожары. Стихийные бедствия возникают внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и сооружения, уничтожать ценности, нарушать процессы производства, вызывать гибель людей и животных.

1.1. Землетрясения

Землетрясение – это природное явление, сопровождающееся подземными толчками и колебаниями земной поверхности, появлением трещин, смещений в грунте, грязевых потоков, снежных лавин, цунами и т.д. Землетрясения обычно охватывают обширные территории. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические сите, возможны человеческие жертвы.

Интенсивность землетрясений на поверхности земли измеряют в баллах. В нашей стране принята международная шкала MSK-64 (шкала Медведева, Шпонхойтера, Карника), в соответствии с которой землетрясения подразделяются по силе толчков на поверхности земли на 12 баллов. Условно их можно разделить на слабые (1-4 балла), сильные (5-8 баллов) и сильные, или разрушительные (8 баллов и выше).

При 3-балльном землетрясении колебания отмечаются немногими и только в помещении; при 5-балльном – качаются висящие предметы и все люди в помещении отмечают толчки; при 6-балльном – появляются повреждения в зданиях, при 8-балльном появляются трещины в стенах, разрешение карнизов и труб. 10-балльное землетрясение сопровождается всеобщим разрушением зданий и нарушением поверхности земли, 12-балльное – приводит к изменению ландшафта.

В зависимости от причины возникновения, землетрясения бывают:

тектонические – возникают в результате перемещения масс земной коры под влиянием внутренних напряжений;

вулканические – возникают при извержении вулканов. Обычно охватывают небольшие районы и сопровождаются потоками лавы, выбросами пепла и газов. При извержении подводных вулканов могут образовываться огромные волны-цунами и образовываются новые острова;

обвальные – наблюдаются при обрушении сводов подземных карстовых пустот. Обычно имеют локальный характер и в большинстве случаев существенных разрушений не приносят;

моретрясения – резкие колебания воды в морях и океанах, возникающие при землетрясениях, очаг которых находится под дном моря (океана) или в прибрежных районах.

Основным способом снижения потерь и ущерба при землетрясениях является строительство сейсмостойких зданий и сооружений.

В сейсмически опасных районах каждая семья намечает и выполняет ряд мероприятий: готовит и хранит в определенном месте запас продуктов, аптечки первой медицинской помощи и другие необходимые предметы; устанавливает заранее место сбора семьи, составляет список телефонов медицинской и других аварийных служб; размещает мебель так, чтобы она не могла упасть на спальные места и перекрыть выход из квартиры; заранее определяет наиболее безопасные места, где можно переждать толчки.

Самая лучшая мера защиты – это быстро (в течение 15-20 секунд после первого толчка) покинуть помещение, отойти от него на открытое место. Если это невозможно – укрыться в заранее выбранном месте: дверном проеме, в проемах внутренних вертикальных стен, углах, образованных капитальными стенами, местах у колонн и под балками каркаса.

После прекращения подземных толчков необходимо убедиться в отсутствии ранений и оказать помощь окружающим людям, немедленно покинуть помещение. Не пользоваться лифтом, спускаться по лестнице, предварительно убедившись в ее прочности. Нельзя подходить, а также входить в явно поврежденные здания. Принять участие в ликвидации последствий землетрясения.

1.2. Наводнения

Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах льда на реках, прорыве плотин и ограждающих дамб, завалах рек при землетрясениях, горных обвалах или селевых потоках. Наводнения часто сопровождаются человеческими жертвами и наносят огромный материальный ущерб: повреждаются и разрушаются жилые и производственные здания, автомобильные и железные дороги, линии электропередач, связи, гибель скота и урожая сельскохозяйственных культур, порча и уничтожение сырья, топлива, продуктов питания, кормов и удобрений и др.

Наводнения можно прогнозировать: установить время, характер, ожидаемые его размеры и своевременно организовать предупредительные меры, значительно снижающие ущерб, создать благоприятные условия для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. О прогнозируемом затоплении население оповещается заранее. В сообщении об угрозе наводнения даются гидрометеоданные, указывается порядок действий населения и порядок эвакуации.

Перед эвакуацией необходимо отключить газ, воду, электричество, потушить горящие печи, перенести на верхние этажи зданий (чердаки) ценные вещи и предметы, закрыть окна и двери первых этажей и обить их досками. При получении предупреждения об эвакуации необходимо собрать необходимые документы, деньги и ценности, медицинскую аптечку, комплект одежды по сезону, запас продуктов на несколько дней и прибыть на сборный пункт отправки в безопасный район.

При внезапном наводнении необходимо: как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде плавсредствами или пешим порядком вброд; не терять самообладание, не поддаваться панике, принять меры, позволяющие спасателям обнаружить людей (в светлое время это достигается вывешиванием на высоком месте белого или цветного полотнища, а в ночное – подачей световых сигналов); до прибытия помощи оставаться на верхних этажах, крышах, деревьях и других возвышающихся местах. Для самоэвакуации можно использовать лодки, катера, плоты из бревен и других подручных средств.

После спада воды следует остерегаться порванных и провисших проводов, категорически запрещается использовать продукты питания, попавшие в воду и употреблять воду без санитарной проверки. Перед входом в жилище после наводнения необходимо соблюдать меры предосторожности: предварительно открыть окна и двери для проветривания, не включать освещение и электроприборы до проверки исправности электрических сетей, не пользоваться открытым огнем.

Основное направление борьбы с наводнениями состоит в уменьшении максимального расхода воды в реках, путем перераспределения стока воды во времени с помощью водохранилищ, строительства дамб и отвода воды в русла других рек и водохранилища.

1.3. Ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи

Эти явления природы представляют собой чрезвычайно быстрые перемещения воздушных масс, зачастую имеющие катастрофические последствия. Градация скоростей ветра дается по шкале Бофорта. В ней принята 17-балльная система деления скоростей ветра и даются примерные разрушения, возникающие при различной силе ветра. Сильным считается ветер, имеющий скорость более 12 м/с; шторм (буря) имеет скорость 18,3-29 м/с; ураган – 29 м/с и более. При скорости ветра около 23 м/с ломаются ветви деревьев, срываются крыши с домов; значительные разрушения зданий происходят при скорости ветра 26 м/с, а сильные разрушения – при скорости ветра 30 м/с. Опустошительные разрушения, в том числе каменных и металлических мостов происходят при скорости ветра 40 м/с.