Обеспечение контракта статья 44 фз. Размер исполнения контракта

Историческое развитие системы гражданских правоотношений между участниками рынка привело к созданию различных способов обеспечения исполнения (выполнения) принятых обязательств, поскольку ничем не обеспеченное обязательство являлось весьма ненадежным, привлекало недобросовестных контрагентов и использовалось мошенниками. Для исключения подобных возможных рисков в российском законодательстве, основываясь на международном опыте, были предусмотрены разные способы обеспечения (гарантии) исполнения обязательств.

При разработке существующего контрактного законодательства этому вопросу было уделено значительное количество внимания, поскольку в период действия предыдущего Закона 94-ФЗ данный институт на практике показал себя не с лучшей стороны, он не работал, из-за чего государство несло значительные убытки. Хуже всех себя проявлял такой способ обеспечения исполнения контракта (договора) как поручительство. Поэтому в существующем законодательстве от данного способа отказались вовсе. Неважно дела обстояли и с рынком так называемых «серых» банковских гарантий, по которым невозможно было обеспечить взыскание, поскольку они являлись фальшивыми. Для борьбы с данным явлением был введен механизм реестра. Как видно из приведенных примеров, в последние годы механизмы и способы обеспечения исполнения претерпели значительные изменения, с которыми мы и разберемся в настоящей статье.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта

Как уже отмечалось в государственных закупках законодательно предусмотрено только два способа обеспечения выполнения контракта: внесение денежных средств на счет заказчика и банковская гарантия. Если госзаказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, то участник, с которым заключается договор вправе самостоятельно выбрать один из этих двух способов. У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь далее.

В первую очередь, как более простой способ, рассмотрим внесение денежных средств на счет заказчика. При таком способе участник, с которым заключается контракт, при подписании договора со своей стороны осуществляет перечисление денежных средств на счет госзаказчика, реквизиты которого заказчик обязан указать в документации о закупке. Никаких дополнительных действий от заказчика ждать не стоит, все действия участник должен осуществить самостоятельно, поскольку подразумевается, что участник полностью ознакомился с контрактным законодательством и непосредственно с документацией о закупке.

После того, как денежные средства отправлены, будет весьма не лишним, заранее, у заказчика уточнить информацию на предмет поступления данных денежных средств на его счет. Если прошло уже больше привычного количества времени, стоит тогда связаться с банком и уточнить статус платежа. Все это необходимо по той причине, что на момент подписания договора госзаказчиком, деньги уже должны поступить на его счет. Если же этого не произошло, то тогда госзаказчик не может подписать договор, и обязан отправить сведения о поставщике в антимонопольную службу для включения в РНП.

Такая практика, когда участник может пострадать по вине банковской системы весьма распространена именно в стадии гарантии исполнения контракта, независимо от способа обеспечения. Поэтому участнику необходимо полностью держать контроль над всеми процессами, не полагаться на банк и все свои действия координировать с заказчиком, который, как правило, не меньше вашего заинтересован в заключении договора и его скорейшем исполнении.

Дополнительно стоит помнить, что при подписании контракта со своей стороны необходимо приложить копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет госзаказчика. Если произошла ошибка в размере обеспечения, и было переведено меньше требуемой суммы, то следует сделать еще один перевод на образовавшуюся разницу и приложить оба платежных поручения.

Во вторую очередь рассмотрим банковскую гарантию, как способ обеспечения исполнения договора. Банковская гарантия является документом, которая удостоверяет право заказчика на получение возмещения ущерба, неустоек, возврата аванса от банка, а не от стороны договора. Такой способ удобен участнику закупки тем, что для гарантии выполнения контракта не требуются собственные средства, которые могут быть изъяты из оборота компании на достаточно длительный период времени. Чем-то данный механизм напоминает механизмы страхования. Но, несмотря на такой значительный плюс, есть у него и несколько существенных недостатков.

Во-первых, за получение банковской гарантии придется заплатить. Конечно, сумма по сравнению с обеспечением исполнения договора будет значительно меньше, но эти деньги не вернутся к вам со временем, и вы их потеряете. Не стоит забывать также, что банк в случае выплаты по банковской гарантии имеет право на регрессное требование к участнику закупки. Соответственно, если возникает неисполнение или ненадлежащее выполнение контракта, участник закупки должен быть готов, что банковская гарантия, избавляя его от требований заказчика, не избавляет от выплаты вообще. Такая выплата, скорее всего в конечном итоге будет взыскана банком.

При этом оформление банковской гарантии — процесс непростой и в разных банках он оформляется по-разному, где то быстрее, где то не очень. Учитывая, что сроки предоставления обеспечения исполнения договора жестко регламентированы, и их нарушение повлечёт серьезные последствия для участника, стоит сбором документов и предварительным оформлением банковской гарантии заняться как можно раньше. Также законодательство устанавливает множество требований к содержанию банковской гарантии, а так же к порядку ее оформления. Исполнение данных требований обязанность банка, однако, из-за нарушения этих условий пострадает в первую очередь участник закупки, которого признают уклонившимся от заключения контракта и включат в РНП. Поэтому стоит тщательно проверить банковскую гарантию самостоятельно и проект банковской гарантии стоит согласовать с заказчиком до момента ее изготовления. Все это убережет вас от неблагоприятных последствий.

Отдельно стоит оговориться о случаях, когда все вышеуказанное не применяется. Такие условия частью 8 статьи 96 закона о закупках и их всего три. Исключение сделано для абсолютно всех казенных учреждений, которые выступают на стороне участника закупки. Так же, если приобретаются услуги кредитования, участник тоже не обязан исполнять вышеуказанные требования. Ну и последнее исключение сделано для бюджетных учреждений и унитарных предприятий, которые предоставляют услуги по выдаче банковской гарантии. Во всех выше обозначенных случаях заказчик не может требовать от участника исполнения требований закона в части предоставлений гарантий и денежных средств.

Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?

Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.

Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.

Размер обеспечения исполнения контракта

Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.

Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.

Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.

Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.

Возврат обеспечения исполнения контракта

О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.

Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.

Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.

Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать .

Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.

Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.

Участник имеет право обжаловать решение принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия банковской гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для Заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 26.07.2019 г.).

1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются Заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба Заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – , запрос котировок в электронной форме, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме и (для этих закупок Заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Контракт с победителем заключается только после предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил Заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в .

1.1 Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться , выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет Заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов Заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным Заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет Заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет Заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 44-ФЗ . О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано .

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет Заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

1.2 Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Согласно ч. 7 ст. 96 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ изменить способ ОИК и (или) предоставить Заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое ОИК, размер которого МОЖЕТ БЫТЬ уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и ч. 7.3 ст.96 44-ФЗ.

Во-первых , для того, чтобы воспользоваться данным правом, контрактом должны быть предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Во-вторых , Заказчик должен разместить в реестре контрактов, предусмотренном ст. 103 44-ФЗ, информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и стоимости исполненных им обязательств.

В-третьих , уменьшение размера ОИК осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с 44-ФЗ, а также приемки Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При этом сам алгоритм уменьшения ОИК выглядит следующим образом.

Шаг 1. Заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и размер исполненных им обязательств.

Шаг 2. Поставщик направляет Заказчику заявление об уменьшении ОИК (Примечание: это актуально, когда обеспечение осуществлялось с помощью денежных средств). Если же в качестве обеспечения поставщик предоставил БГ, то Заказчик может потребовать оплату по этой гарантии в уменьшенном размере, пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств.

Шаг 3. Заказчик уменьшает размер ОИК пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств и возвращает ему часть денежных средств в срок, установленный ч. 27 ст. 34 44-ФЗ (Примечание: если закупка проводилась на общих основаниях, то срок возврата составляет 30 дней, а если закупка проводилась среди СМП и СОНКО, то 15 дней).

Важно: Уменьшение ОИК не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Теперь давайте поговорим об изменении способа ОИК. Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет Заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления Заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. То есть это ситуация, когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — www.garant.ru/consult/gpurchase/561772 .

1.3 Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер ОИК устанавливается в размере аванса .

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры) + ОИК, указанное в документации. Более подробно про антидемпинговые меры написано .

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить Заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). То есть, как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Обеспечение исполнения контракта для СМП и СОНКО

В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ размер ОИК устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Что это значит? Это значит, что если Заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНКО, то размер ОИК устанавливается не от НМЦК, а от цены предложенной победителем, по которой этот контракт заключается.

1.4 Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст.37 44-ФЗ, не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

1.5 Проверка необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта

С 01.07.2019 года в ст. 96 произошли важные изменения. Так согласно ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: это закупки среди СМП и СОНКО), ОСВОБОЖДАЕТСЯ от предоставления ОИК, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных Заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-х контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) . При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, если у участника есть за последнее 3-и года до даты подачи заявки 3-и исполненных контракта, сумарно равных или превышающих НМЦК закупки и по которым не было неустоек, то участник может не предоставлять Заказчику обеспечение исполнения контракта. Участник просто предоставляет Заказчику информацию об исполненных контрактах до заключения такого контракта.

Итак, резюмируем требования к контрактам:

  1. Количество контрактов — 3 шт.;
  2. Сведения о контрактах находятся в реестре ЕИС;
  3. Контракты имеют статус “Исполнение завершено”;
  4. Контракты исполнены в течение последних 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке;
  5. Контракты исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  6. Сумма цен 3-х контрактов должна быть не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (текущая закупка, в которой участник признан победителем).

Для того, чтобы участникам было легче проводить проверку необходимости предоставления ОИК на сайте progarantii.ru появился отличный инструмент — //progarantii.ru/proverka-obespecheniya/ .

Вы просто заходите на сайт, вводите в указанные поля Ваш ИНН и реестровый номер закупки с сайта ЕИС и нажимаете по кнопке «Проверить».

После этого система в автоматическом режиме проводит поиск исполненных Вами контрактов на сайте ЕИС, суммирует их и сравнивает с НМЦК той закупки, номер которой Вы указали. И ниже отображает результаты такого анализа.

Как видно из результатов проверки сумма исполненных контрактов превышает НМЦК закупки, поэтому обеспечение не требуется. Теперь участнику достаточно скопировать номера этих контрактов и предоставить информацию Заказчику до подписания контракта.

1.8 Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то Заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает Заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как Заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  • Обязан ли Заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  • Может ли Заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — www.garant.ru/consult/gpurchase/541317 .

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание Заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между Заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Информация для Заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — www.klerk.ru/buh/articles/419998 .

2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый Заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни Заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего, в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливаются денежный залог, перечисляемый на счет Заказчика и банковская гарантия.

В установлены преференции для СМП, участвующих в закупках по 223-ФЗ. Согласно данного Постановления для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по 223-ФЗ, ОИК не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).

На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

P.S.: Если статья была для вас полезной, то ставьте “лайки”, делитесь ссылками на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. А также задавайте свои вопросы ниже в комментариях.


Обеспечение контракта по 44-ФЗ (далее Закон) регулируется 96 статьёй. Речь идёт именно об особенностях обеспечения исполнения госконтракта, а не . По общему правилу у Заказчика есть обязанность указать в качестве условия заключения контракта его обеспечение, но из него есть исключения, когда вместо обязанности у Заказчика есть право отказаться от него.*

У победителя закупки на его выбор есть 2 способа обеспечить её:

  • банковская гарантия (принимается от банков, состоящих в Реестре (списке) кредитных организаций соответствующих ст.74.1 НК РФ);
  • денежный залог, вносимый Исполнителем (подрядчиком) на счет указанный Заказчиком на весь период выполняемых работ (оказываемых услуг) по контракту.

Стоимость и сроки оформления

Банковская гарантия

Оформляется за 2 дня . Тариф от 2% (от 3 тыс. рублей). Дистанционное оформление.

Денежные средства для обеспечения контракта (кредит в банке)

Оформляется в течение недели . Стоимость от 18% годовых .

Общеустановленный размер обеспечения исполнения контракта находится в диапазоне от 5 (пяти) до 30 (тридцати) % , однако и тут есть исключения.** Его окончательное значение установит Заказчик.

В отношении обеспечения установлены регламентированные сроки: при выборе банковской гарантии она, чтобы быть принятой, должна будет превышать временные рамки действия контракта на 2 (два) месяца , а залог денежных средств – всего на 1 (один) .

Срок оформления обеспечения контракта по 44-ФЗ привязан к моменту его заключения: предоставление гарантии или денежного залога должно предшествовать процедуре его подписания.

Если Исполнитель не успел к оговоренному сроку, то признаётся уклонистом, а если успел, то процедура продолжается: Заказчик за 3 (три) дня перепроверит наличие (в отношении денежного залога) или легитимность (речь о банковской гарантии) заявленного обеспечения. Если будут обнаружены нарушения, то он отправит мотивированный отказ в их принятии.

Судебная практика. Если сам Заказчик в описании тендера неверно указал реквизиты для перечисления залога, Исполнитель, перечисливший на них сумму обеспечения, не признаётся уклонистом.

В ходе выполнения контракта Исполнитель имеет возможность снизить размер обеспечения на уже выполненный массив работ (предоставление нового взамен предоставленного ранее). Однако на практике это имеет место в случае поэтапного выполнения работ, подкреплённого актами приёмки.

* Право заказчика не устанавливать обеспечение:
— запрос котировок: если начальная максимальная цена (далее НМЦК) процедуры не более 500 000 руб.;
— запрос предложений: если осуществление закупок осуществляется в соответствии с п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона;
— если контракт заключается с единственным подрядчиком (поставщиком) на основании п. п. 1, 2, 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40, 41, 44, 45 ч. 1 ст. 93.
Более того, если контракт заключается: с гос./мун. казенным учреждением, либо его предмет – предоставление кредита либо выдача банковской гарантии (для бюджетных учреждений), то статья 96 Закона не применяется. Свои особенности обеспечения контрактов могут быть предусмотрены Законом о гособоронном заказе.

** Обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ:
— будет варьироваться от 10 до 30%, если НМЦК закупки превышает 50 миллионов рублей;
— будет равняться сумме авансового платежа, если он превысит 30% от НМЦК;
— увеличится в 1,5 (полтора) раза, если победитель торгов понизился в цене на 25% или более (получившаяся сумма должна быть не меньше размера аванса).

Дата: 17.07.2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

Практика ФАС России

Предоставление нового обеспечения исполнения обязательств по контракту

В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области от 27.03.2017 № 05-6/1-34-2017, извещение № 0136300051117000004).

Ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта

В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму - 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю от 07.03.2017 по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).

Окончание срока действия контракта и срок действия обеспечения его исполнения

Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.

В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области от 29.05.2017 №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).

Превышение срока действия банковской гарантии на 30 календарных дней

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области от 10.10.2016 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).

Превышение размера обеспечения исполнения контракта

Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа - вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 06.09.2016 № КС-265/2016, извещение № 2035000000116000012).

Установление фиксированного размера обеспечения исполнения контракта

В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 15.03.2017 № КС-31/2017, извещение № 0135300006517000002).

Практика судов

Округление цены контракта в процентном соотношении

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона).Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года № 18АП-13138/15, электронный аукцион № 0301300371015000007).

Непредоставление проекта контракта победителю

Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.

Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4011/15 по делу N А82-2590/2015, запрос предложений № 0171100000514000007)

Частичная оплата обеспечения контракта

Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04.2014 с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04.2014. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).

На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.

Тем, кто на постоянной основе имеет дело с обеспечением муниципальных или государственных нужд посредством закупки товаров, услуг или работ, приходится основывать свою деятельность на конкретной части законодательства, а именно 44 ФЗ. Эта часть федерального законодательства посвящена условиям и принципам исполнения контракта.

Суть закона

Если внимательно изучить действующий закон, то можно будет узнать несколько актуальных критериев, согласно которым регулируется такой процесс, как обеспечение контракта.

Первое требование, которое необходимо выполнить - это оформление банковской гарантии. Получить ее можно в финансовом институте, являющемся частью перечня банков, обладающих соответствующими полномочиями. Возможны исключения, но о них есть смысл думать только в случае сотрудничества с гособоронзаказом.

Также стоит разобраться с тем, что из себя представляет гарантия. Обеспечение контракта без ее предоставления маловероятно.Фактически речь идет осоглашении, которое фиксируется в письменном виде и содержит четко прописанные обязательства финансовой организации: если со стороны принципала отсутствует выполнение условий контракта, то бенефициар получает денежные средства.

Именно таким образом банк и обеспечивает выполнение контракта, имеющего отношение к предоставлению конкретного товара или услуги. При этом нужно понимать, что кода дело касается обеспечения договора, заказчики будут отдавать предпочтение исключительно тем учреждениям, которые включены в реестр Минфина.

Основание для гарантии по 44 ФЗ

Вторая часть ст. 45 ФЗ-44 содержит информацию о том, что гарантия, как таковая, не может быть отозвана. И опираться она должна на следующие процессы и бумаги:

- Срок действия. Соглашение должно быть действительным на протяжении всего времени, пока контракт, который обеспечивает банк, остается актуальным.

- Комплект документов, предоставленных бенефициаром. В этом случае речь идет о тех бумагах, которые должна подготовить сторона, рассчитывающая на финансовую компенсацию со стороны банка (гарантийная сумма). Без этих документов требования не будут обоснованы.

- Обязательства сторон. Обеспечение контракта может быть реализовано при условии, что предварительно стороны зафиксировали все требования в письменной форме.

- Отлагательные условия. Когда в качестве залога исполнения контракта предоставляется банковская гарантия, то в большинстве случаев подписывается соглашение, касающееся ответственности принципала.

- Сумма документа. Речь идет о фиксации точной суммы гарантии, на которую может рассчитывать бенефициар, если поставщик не выполняет свои обязательства по контракту.

Особенности ФЗ-223

Рассматривая банковское обеспечение контракта, нужно учитывать иэту часть законодательства. Этот нормативный акт отличается тем, что позволяет самостоятельно устанавливать правила и его участникам, беря за основу Положения о закупках. Именно по этой причине некоторые заказчики и выбирают в качестве основания 223-ФЗ, хотя в нем не прописаны четкие требования к исполнению контракта.

В этом случае обеспечение договора осуществляется за счет средств, которые перечисляются на счет бенефициара. Таким образом, у заказчика есть возможность выбирать между описанным выше нормативным актом, позволяющим определять условия самостоятельно, и ФЗ-44, который четко регламентирует грани контракта.

К слову, есть определенные условия, которые не могут быть включены в банковскую гарантию. Речь идет о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих отсутствие выполнения обязательств принципалом, в качестве условия выплаты суммы обеспечения.

Как оформлять гарантийное соглашение

Логично, что обеспечение контракта должно иметь документальное отображение. При этом на данный момент нет конкретной формы, согласно которой можно составить такой документ. Но определенные распоряжения есть, в них и прописано, что именно нужно указывать в бланках.

Желающим получить представление о том, как выглядит образец банковской гарантии, есть смысл посетить сайт госзакупок, на котором эта информация находится в свободном доступе.

Тем, кто не знает где именно искать образец на упомянутом ресурсе, нужно зайти в раздел «Реестры», после чего остановить свой выбор на пункте «Реестр банковских гарантий». В центре экрана всплывет окно, в котором необходимо перейти по ссылке «Документы». В итоге откроется доступ к информации, касающейся банковских гарантий. Здесь нужно найти кнопку, предлагающую показать детальную информацию и нажать ее. В результате отобразится отсканированная копия соглашения.

Данный образец можно скачать, а на его основе оформить необходимую документацию.

Какие требования предъявляются банкам

Как и было написано выше, бюджетные учреждения смогут принять гарантии по обеспечению контракта только от тех финансовых структур, которые будут соответствовать определенным требованиям, описанным в Налоговом кодексе РФ. Эти требования выглядят следующим образом:

Банковская деятельность должна осуществляться более 5 лет;

Должны отсутствовать требования ЦБ РФ относительно мер финансового оздоровления;

Наличие лицензии, позволяющей вести банковскую деятельность;

Если банк намерен предоставлять такую услугу, как обеспечение контракта, ему необходимо иметь собственный капитал, размер которого будет равен 1 млрд рублей и более;

Еще одно требование - это соблюдение банком обязательных нормативов, которые предусмотрены 86-ФЗ, причем оцениваться будет соблюдение данного требования на протяжении последних двух кварталов.

При желании можно ознакомиться с перечнем банков, соответствующих описанным требованиям. Эта информация находится на сайте Минфина России.

Учет

Выяснив, какие требования обеспечении контракта должен учитывать банк, предоставляющий гарантию, равно как и сторона, имеющая отношение к закупкам, нужно разобраться с вопросом бухгалтерского учета.

Итак, когда участник закупки перечисляет средства на счет заказчика, они определяются как подтверждение обеспечения договора. При этом, как только сам контракт будет подписан, перечисленные деньги заказчик вернет обратно, что предполагает лишь временное владение средствами поставщика.

В связи с этим в рамках бухгалтерского учета поступившую от участника сумму нужно отображать в 19-23 разряде номеров счетов и при этом использовать код 3. Таким образом, средства участника аукциона будут определены, как находящиеся во временном распоряжении.

Что касается конкретного счета, актуального для данных операций, то выбирать нужно номер 304 01. Именно он предназначен для расчета по средствам, распоряжение которыми имеет временный характер. Данный вид учета необходимо вести в журнале безналичных операций.

Внесение денежных средств

В рамках темы «обеспечение цены контракта» есть смысл уделить внимание тому факту, как именно вносятся деньги для подтверждения того факта, что условия договора будут выполнены.

Изначально нужно определить следующее условия выбора финансовой структуры заказчиком: перед тем как подавать заявку на аукцион или конкурс, он должен внести денежные средства в необходимом размере.

В качестве альтернативного способа, позволяющего принять участие в аукционе, можно выбрать предоставление банковской гарантии. Если обратить внимание на п. 6 статьи 44 ФЗ, то нетрудно будет найти требование о возвращении денежных средств, выполняющих роль обеспечения заявки участника закупки, после окончательного выбора по итогам конкурса.

Возвратить эту сумму нужно в срок, не превышающий 5 рабочих дней. Если же речь идет об электронном аукционе, то для данной процедуры отводится один день.

Как могут выглядеть гарантии обеспечения исполнения контракта

Есть несколько видов исполнения договора, которые предусматривает действующее законодательство. Итак, вот несколько актуальных способов, посредством которых может быть обеспечено исполнение контракта:

- которая соответствует требованиям, изложенным в ст. 45 Закона о Это означает, что банк, предлагающий выдачу гарантии, должен состоять в списке Минфина. Также услуга гарантии может иметь только безотзывную форму.

- Денежный залог. В этом случае речь идет о сумме, которая перечисляется на счет заказчика и размер обеспечения при этом находится в рамках 5-30% от максимальной (начальной) цены лота или контракта.

Важно знать еще одну особенность процесса: если начальная стоимость контракта выше 50 млн рублей, то обеспечение исполнения последнего не может опускаться ниже отметки в 30%. Возможно, что контракт будет включать авансовый платеж, в этом случае сумма обеспечения не должна быть меньше этого платежа.

Сроки предоставления и возврата обеспечения

Здесь все очень просто: гарантия должна предоставляться в рамках того срока, который был определен в процессе составления контракта. Из этого следует очевидный вывод: если сторона, предлагающая услугу или товар, не способна предоставить обеспечение исполнения договора в определенные ранее сроки, то она будет считаться уклонившейся от заключения контракта.

Что касается банковской гарантии, то здесь есть один нюанс - ее длительность в обязательном порядке превышает сроки действия официального соглашения сторон на один месяц и более.

Условия обеспечения контрактавключают четкое определение сроков данной процедуры, в том числе и возврата гарантийной суммы. Если обратиться к законодательству, то можно обнаружить, что в нем не содержится строгих требований на этот счет. Как следствие, многие заказчики сами определяют промежуток времени, на протяжении которого они обязаны будут сделать возврат средств, заблокированных для обеспечения контракта. При этом данный срок в обязательном порядке необходимо отобразить в договоре.

Когда от гарантии можно отказаться

Помимо возврата гарантийных средств, есть еще возможность изначально отказа от такой услуги, как обеспечение контракта. ФЗ подобное решение не запрещает, но не всегда ясно при каких условиях это есть смысл делать.

Итак, оснований для такого решения может быть несколько:

Банковская гарантия не соответствует тем условиям, которые подразумевает обеспечение выполнения договора;

В реестре нет информации о банке, который предлагает гарантийные услуги;

Несоответствие гарантии, предлагаемой банком, тем требованиям, которые содержатся в документах, касающихся закупок, приглашения к участию в процессе определения поставщика, а также извещения об осуществлении сотрудничества.

Если заказчик обеспечение контракта не рассматривает, как необходимую меру, то он должен известить банк о своем отказе в письменной форме в течение трех рабочих дней.

Что стоит знать об антидемпинговых мерах

Для регулирования таких вопросов существует закон «О контрактной системе». И если обратить внимание на статью 37 этого закона, то можно узнать, что начинают действовать с того момента, когда максимальные цены контракта снижаются больше, чем на 25%. Речь идет о процессе выбора заказчиком подходящей ему финансовой структуры, который проходит в формате конкурса или аукциона.

Суть самих мер сводится к следующему: обеспечение договора, которое готов предоставить поставщик, определенный в процессе конкурсного отбора, увеличивается в 1,5 раза по сравнению с теми цифрами, которые были предоставлены изначально. Другими словами, если в аукционных документах зафиксирована сумма обеспечения, равная 10% от то при указанном выше снижении, составляющем более 25%, сумма гарантии будет увеличена до 15%. То есть за демпинг все равно придется заплатить, что делает последний не совсем выгодной стратегией.

Исключение из правил

Есть определенный вид банковских гарантий, которые в реестр не включаются. Под данное правило попадает которое производится на закрытых мероприятиях, созданных для определения поставщика, исполнителя или подрядчика. Фактически речь идет об организации закупок, имеющих отношение к государственной тайне. Сюда можно отнести и обеспечение контракта, содержащего сведения, разглашать которые нельзя.

Именно при таких обстоятельствах отсутствие информации в реестре о гарантии, предоставляемой конкретным банком, не является веской причиной для отказа.

Итоги

Обеспечение того факта, что контракт будет выполнен, является более чем актуальной мерой, поскольку делает сотрудничество надежным и стабильным. На данный момент законодательство достаточно четко регламентирует данный процесс и это дает возможность заказчикам (бюджетным организациям), продолжать активное сотрудничество с поставщиками, сводя риски к минимуму.