Обновление права, преемственность права, рецепция права. Преемственность и обновление в праве

Преемственность в праве: понятие, виды и значение

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Преемственность в праве заимствование правом того или иного государства положения прошлых либо современных правовых систем заимствование наилучших моделей элементов конструкций описания механизма правового регулирования с целью совершенствования правовых систем и правовой культуры Правопреемственность это необходимый элемент закона отрицания отрицания. Главным фактором обусловливающим преемственность является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений вытекающая из потребностей самого общества и...

Преемственность в праве: понятие, виды и значение.

Преемственность в праве – заимствование правом того или иного государства положения прошлых либо современных правовых систем (заимствование наилучших моделей, элементов, конструкций, описания механизма правового регулирования с целью совершенствования правовых систем и правовой культуры)

Правопреемственность – это необходимый элемент закона отрицания отрицания.

Процесс отрицания включает в себя два неразрывных элемента:

1. устранение старого отжившего или неотличающего изменяющихся условий

2. сохранение старого положительного ценного того, что необходимо для прогрессивного развития

Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении

Различают преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.

Рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве.

Правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.

Слово «receptio» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:

а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);

б) элементы современных правовых систем.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.

Виды того, что преемствуется из других государств:

1. отрасли

2. институты

3. подотрасли и др.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26823. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов кровообращения. Особенности кровоснабжения отдельных органов 5.99 KB
Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов кровообращения. особенности кровоснабжения отдельных органов. Система органов кровообращения состоит из центрального органа сердца; кроветворных органов селезенки костного мозга и лимфатических узлов; кровеносных сосудов артерий вен и капилляров. Таким образом сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями а сосуды несущие кровь от органов к сердцу венами.
26824. Общие закономерности строения, хода и ветвления кровеносных сосудов 5.4 KB
Строение кровеносных сосудов: Кровеносные сосуды по функции и строению разделяются на проводящие сосуды артерии и вены и питающие сосуды капилляры. Сосуды vasa vasorum и нервы nervi vasorum. Артерии arteria сосуды по которым кровь выносится из сердца. Соединяет сосуды с органами и мышцами По строению стенок различают артерии эластического переходного и мышечного типов.
26825. Основные данные фило- и онтогенеза сердечно -сосудистой системы 3.41 KB
У амфибий на ряду с жаберным дыханием появляется легочное с образованием легочного круга кровообращения: из жаберной артерии появл. У рептилий 2 круга кровообращения: легочной и соматический. Следовательно 2 круга кровообращения. Одновременно с ними закладывается сердце которое на 7 неделе становится 4хкамерным устанавливается желточный круг кровообращения который заменяется на плацентарное кровообращещение связанное со стенкой матки.
26826. Круги кровообращения 2.55 KB
круги кровообращения Большой или системный круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца из которого кровь поступает в аорту. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия составляет большой круг кровообращения. Из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек который служит началом малого круга кровообращения. Малый или легочный круг кровообращения начинается из правого желудочка легочной Артерией которая в легких распадается на многочисленные капилляры что способствует освобождению крови от углекислого...
26827. Анатомическое строение сердца 4.15 KB
анатомическое строение сердца Сердце cor гр. Предсердия располагаются в основании сердца и снаружи от желудочков отделены венечной бороздой sulcus coronarius. Желудочки образуют большую часть сердца.Обе борозды сходятся на краниальной поверхности сердца не достигая его верхушки.
26828. Деление общего плечеголовного ствола 4.3 KB
Он делится на: Самая верхняя межреберная артерия a. intercostalis suprema отдающая 25 дорсальные межреберные артерии для питания грудной стенки холки и спинного мозга Дорсальная лопаточная артерия a. Глубокая шейная артерия a. Позвоночная артерия a.
26829. Общие закономерности строения внутренних органов (трубкообразного и паренхиматозного) 8.4 KB
Паренхима рабочая часть органа тканевомягкая субстанция. Вторая часть органа строма каркас это соединительнотканная часть органа в ее состав входят все элементы которые обеспечивают нормальное функционирование паренхимы: соединительнотканные прослойки трабекулы которые делят орган на доли; кровеносные и лимфатические сосуды; нервные элементы. Характерные черты паренхиматозных органов: Наличие большого количества мягкой податливой субстанции паренхимы составляющей основу органа. Компактность и крупные размеры органа.
26830. Полости тела. Серозные оболочки и их производные 10.07 KB
В opганизме животго имеются следующие полости: грудная включающая и себя 2 плевральные полости для правого и левого легкого 1 перикардиальную полость брюшная и тазовая. ГРУДНАЯ ПОЛОСТЬ cavum thoracis распознается в грудной клетке образованной костнохрящевым остовом с покрывающими его мышцами.Эта полость изнутри выстлана внутригрудной фасцией fascia cndolhoracica и серозной оболочкой или плеврой pleura далее следует дыхательная мускулатура. Грудную полость нельзя отождествлять с грудной клеткой поскольку последняя длиннее.
26831. Деление брюшной полости на отделы 4.45 KB
Фронтальной плоскостью проведенной вдоль правой и левой реберных дуг отделяется нижний участок прилежащий к мечевидному хрящу в силу чего он и называется областью мечевидного хряща regio xiphoidea . Верхний участок средней сагиттальной плоскостью; делится на правое и левое подреберья regio hypohondrica dextra el sinistra . I ]режде всего боковыми парасагитальным плоскостями условно проходящими в правой и левой половинах в виде касательных к концам поперечных отростков поясничных позвонков отделяются правая и левая подвздошные области...

Преемственность часто отождествляют с другими категориями, в некотором роде смежными с ней. В своей работе я сравниваю преемственность с: развитием и прогрессом; рецепцией; заимствованием; переносом; наследованием; повторяемостью, унификацией, правопреемством, октроированием, компиляцией. Попытаемся развести эти категории. Прогресс и преемственность находятся в взаимосвязи, - прогрессивное развитие осуществляется на основе преемственности, а рассматривать проблему преемственности немыслимо без учета особенностей развития. В процессе сравнения преемственности и рецепции были найдены очень сходные черты. Механизм осуществления преемственности «характеризуется удержанием, сохранением и дальнейшим развитием старого в новом, этим она существенно отличается от заимствования, то есть передачи и сохранения чего-либо без изменения, вне развития». Унификация от преемственности отличается тем, что это процесс активной деятельности юристов (должностных лиц) в процессе которой создаются нормативно-правовые акты (о приведении соответствующих правовых норм к единообразию). В отличие от повторяемости, преемственность - связь непрерывная, предполагающая наличие не исчезающих связей признаков или элементов структуры у явлений или вещей.

Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное, - это и составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. Если определить развитие, как, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, то выявляются существенные различия между преемственностью и развитием.

Важным вопросом в данном случае является вопрос о критерии правового прогресса. Поэтому критерием правового развития должна служить степень соответствия юридической формы общественных отношений требованиям прогресса общества в целом. Развитие должно осуществляться по определенной линии, курсу. Поэтому следует задуматься над таким немаловажным вопросом, как о единстве правового прогресса (как в масштабе всего мирового сообщества, так и в отдельном государстве). В этом принципе заложен смысл непрерывности правового прогресса, который осуществляется по намеченному курсу.

Единство правового прогресса, безусловно, связано с единством исторического процесса в целом, поэтому мы можем говорить, что развитие права является единым, поступательным процессом «находящем свое выражение в последовательной смене исторических типов права».

Определяя преемственность, как социальное действие, в котором выделяют: субъект, объект, направленность, формы, методы, характер и результаты, можно провести классификацию преемственности в праве по разным основаниям:

  • 1. По формам проявления преемственности (преемственность в принципах, сущности и содержании права);
  • 2. В зависимости от содержания правовой преемственности и ее влияния на ход правового прогресса (прогрессивная и реакционная);
  • 3. В зависимости от отрасли права, в которой происходит преемственность (преемственность в гражданском, уголовном, административном, и т. д. праве);
  • 4. В зависимости от временных или пространственных характеристик («вертикальная» и «горизонтальная» преемственности).

Неновски различает преемственность "по вертикали" (во времени) и "по горизонтали" (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане "вертикальная" преемственность отличается от "горизонтальной" лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы.

На мой взгляд, «горизонтальная преемственность» подпадает под понятие «рецепция». Вызывает возражение и выделение такого вида как «негативная» преемственность, определяемая как форма связи между старым и новым, когда новое полностью отрицает старое, ничего не наследуя из его содержания. Однако если суть негативной преемственности сводится к «развитию вопреки», к отрицанию, то это и есть отрицание, а не преемственность.

Слово "receptio" в латинском языке означает "принятие", а приниматься, заимствоваться могут:

  • а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
  • б) элементы современных правовых систем.

От того чей (свой или чужой) правовой опыт перенимается преемственность делят на внутреннюю и внешнюю. Возможны варианты сочетания классификаций. Классификации в науке производятся по разным основаниям, так как понятие феномена преемственности очень сложное. Но любая классификация прежде предполагает точное определение самого явления.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через "фильтр" общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений. Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г. Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Преемственность вовсе не следствие саморазвития права, ее причины следует искать в материальной жизни общества. (Прежде всего, в производственных отношениях.) У преемственности есть материальная основа, в развитии не только права как юридического выражения производственных отношений, но и всех надстроечных образований в целом. Преемственность можно рассматривать в каждой отрасли права, либо анализировать преемственные связи вообще, изучать отдельные виды преемственности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автономная некоммерческая образовательная

организация высшего профессионального образования

«Международный славянский институт»

Калининградский филиал

ФАКУЛЬТЕТ: Юридический

Курсовая работа

По дисциплине: Теория государства и права

ТЕМА: Преемственность и обновление в праве

Выполнил: студент 2 курса

Сомин Константин Валентинович

г. Калининград

Введение

Глава 1. Понятие преемственности в праве

1.1 Выявить методологические основы преемственности

1.2 Определить понятие и факторы проявления преемственности

Глава 2. Понимания преемственности в праве при осуществлении реформ государственных и правовых институтов

Заключение

Введение

Становление новой постсоциалистической государственности и проведение радикальных экономических, социальных, политических и правовых реформ в России проходит в сложных условиях. На современном этапе исторического развития необходимо осмыслить глубинные причины социально-политических процессов Белых B.C. Сущность права: в поисках новых теорий и «консерватизм» старого мышления? // Российский юридический журнал. 1995. № 2. С. 51. .

Сегодня обществу и стране приходится одновременно решать сложный комплекс старых и новых проблем, связанных с тяжелым наследием самодержавного и тоталитарного прошлого и трудным путем к постсоциалистическому будущему. Опыт прошлого подсказывает: главная задача в сложившихся условиях состоит в том, чтобы быстро, последовательно и эффективно использовать то благоприятное мирное время, которое отпущено на реформы в России, и тем самым предотвратить угрозу очередного сползания страны в ситуацию насилия и новой диктатуры Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов к историко-политических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. 1995. № 3. С. 73 .

При этом жизненные потребности общества и судьбы страны однозначно требуют долгожданного продвижения в направлении к признанию и утверждению прав и свобод человека, экономически и юридически свободной личности, к формированию начал господства права, институтов, норм и процедур гражданского общества и правового государства.

Этот трудный путь к свободе и праву в условиях России усложнен рядом негативных факторов, тормозящих процесс назревших прогрессивных общественных, политических и духовных преобразований. В числе таких факторов -- многовековые традиции деспотизма и крепостничества, всесилии власти и бесправия населения, отсутствие сколько-нибудь значимого опыта свободы, права, самоуправления, демократии, конституционализма, политической и правовой культуры, разрушительные последствия дореволюционной и послереволюционной силовой военно-государственной имперской психологии и политики (внутренней у внешней, межгосударственной и межнациональной), беспрецедентные по своей кровавости массовые репрессии, радикальность, длительность и основательность насильственно-революционных мероприятий в процессе строительства марксистско-ленинского социализма советского образца. В этих условиях существенное значение приобретает учет опыта прошлых лет, творческое осмысление отечественной традиции государственно-правового развития. Нельзя упускать из виду категорию преемственности, отрицать непреходящий характер правовых ценностей, выработанных длительной историей человечества, без этого представляется проблематичной возможность выбора как верных стратегических линий взаимосвязи истории и современности страны, так и правильных ориентиров на будущее Преемственность и новизна в государственно-правовом развитии России / [В.Г. Графский, Н.Н. Ефремова, Л.Е. Лаптева]. - М., 1996. С. 4. .

Осмысление положительных аспектов современных и грядущих политико-правовых процессов в контексте историческом должно облегчить усвоение их массовым сознанием и, в конечном счете, способствовать их развитию и утверждению.

Теперь уже всем ясно, что успех современных преобразований во многом зависит от более или менее удачно подобранной формулы, включающей прочную опору на позитивную историческую традицию и одновременный поиск средств нейтрализации негативных моментов прошлого. Признавая историческое своеобразие России, не следует забывать и об общезначимых ценностях, результатах и ориентирах общеевропейской и всемирной истории права, современных тенденциях и направлениях развития правовой мысли мирового сообщества народов и государств.

Следовательно, актуальность темы курсовой работы определяется не только важностью понимания преемственности как правовой категории, но и специфики ее механизма и методологических основ и их влияния на процесс правотворчества современной России.

В течение длительного времени проблеме преемственности в праве уделялось мало внимания. Это было вызвано многими причинами, среди которых и приверженность правоведов советского периода догматическим положениям, означавшим отсутствие преемственности между социалистическим правом и нравом прошлых периодов. То есть, преемственность фактически игнорировалась.

Только сравнительно недавно проблема преемственности в праве стала рассматриваться учеными. Появились монографии и научные труду, среди которых можно выделить работы В.К. Бабаева, М.П. Завьялова, Н. Неновски, Г.В. Швекова. Однако, проводя характеристику работ данных авторов, следует отметить, что не смотря на положительные стороны, тем не менее в силу объективных причин, обусловленных состоянием методологии правовой науки советского периода, основной их направленностью является доказывание неизбежности наступления социалистической формации и превосходства советского права.

Следовательно, в настоящее время имеется необходимость пересмотра отдельных положений и взглядов на сущность и значение преемственности в праве.

Глава I. Понятие преемственности в праве

1.1 Методоло гические основы преемственности

В правовых системах различных типов общества встречаются сходные и даже идентичные элементы. Причем элементы сходства можно обнаружить не только в правовых системах, принадлежащих к последовательно сменяющим друг друга историческим типам права, но и в системах, разделенных большими промежутками времени.

Изучение различных правовых систем с использованием сравнительного метода исследования позволяет найти множество таких примеров.

Следует добавить, что исследования в различных отраслях правовой науки также во многих отношениях зависят от выяснения сущности преемственности в праве от этого зависит и работа по совершенствованию и кодификации законодательства.

Методологическое значение данной проблемы обусловлено необходимостью постановки на научную основу сравнительного правоведения. Использование сравнительного метода в изучении права может привести к научным и практически полезным выводам и решениям при условии, если будут разработаны глубокие общественно-этические положения по вопросам преемственности правовых систем. Именно такой подход к указанной проблеме позволит осуществить недогматическое сравнение институтов, относящихся к различным правовым системам, провести такое сравнение, в котором на первое место будут выдвинуты социальная обусловленность, функции и результаты этих институтов Неновски Н. Преемственность в праве / Пер. с болг. В.М. Сафронова; Под ред. Ю.С. Завьялова. - М., 1997. С. 16. .

Следовательно, основным проблемным моментом в изучении преемственности является отграничение различных правовых систем в историческом контексте, с одной стороны, и различных разделов права.

1.2 Понятие и факторы проявления преемственности в праве

Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Преемственность и обновление - это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:

а) собственная логика развития права как социального феномена;

б) социально-экономический строй общества;

в) религиозно-этические традиции;

г) историческая обстановка;

д) внешнее влияние; и др.

Ю.С. Завьялов в связи с анализом названной работы Нено Неновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).

Сам Неновски считает, "что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях".

1.3 Проявление преемственности в праве

С какими проявлениями преемственности в праве может встретиться исследователь или юрист-практик, сравнивая различные типы правовых систем или институтов, принадлежащих к различным историческим типам права?

Можно установить элементы, которые будут сходны или идентичны для нескольких или даже для всех типов правовых систем. Основными элементами сходства будут следующие: а) наличие сходных отраслей и институтов в различных или во всех правовых системах, их устойчивость; б) сходство а технических сторонах правового регулирования, если не полностью, то, по крайней мере, в некоторых элементах; в) сходство и даже идентичность в непосредственном объекте и в непосредственной цели отдельных правовых институтов; г) сходство некоторых правовых норм в области обязательственного права (купля-продажа, заем, наем и др.); д) сходство ряда правовых норм, регулирующих отношения между родителями и детьми; е) наличие во всех правовых системах норм, предусматривающих наказания за такие преступления, как убийство, кража и др.; ж) наличие во всех правовых системах норм (и даже сходство этих норм), учитывающих некоторые биологические законы и факторы (например, наследственность, кровосмешение), биологические особенности полов (например, в трудовом праве), особенности возраста и здоровья субъектов (несовершеннолетние и совершеннолетние, дееспособные и недееспособные, вменяемые и невменяемые и т. д.); з) сходство и преемственность в некоторых принципах и институтах процессуального права (право на защиту, гласность, состязательность процесса, презумпция невиновности, бремя доказывания и др.); и) использование таких общих формул института собственности, как, например, «владение», «пользование», «распоряжение» Швеков Г.В. Преемственность в праве: Научно-теоретическое пособие для преподавателей вузов по спец. «Правоведение». -М., 1999. С 11. ; к) сходство в регламентации ряда отношений, связанных с использованием техники и природных сил; л) сходный логический и концептуальный аппарат языка права и законодательной техники Неновски Н. Преемственность в праве / Пер. с болг. В.М. Сафронова; Под ред. Ю.С. Завьялова. - М., 1997. С. 20. .

Данные примеры (достаточно разнородные и некоторые из них частично переплетающиеся, совпадающие) подкрепляют мысль о том, что преемственность в историческом развитии права наблюдается не только в форме, но и в определенной степени и в объекте, целях и методе правового регулирования. А это означает, что преемственность можно обнаружить и в специфическом содержании права как социального явления.

1.4 Виды преемственности права

Преемственность часто отождествляют с другими категориями, в некотором роде смежными с ней. В своей работе я сравниваю преемственность с: развитием и прогрессом; рецепцией; заимствованием; переносом; наследованием; повторяемостью, унификацией, правопреемством, октроированием, компиляцией. Попытаемся развести эти категории. Прогресс и преемственность находятся в взаимосвязи, - прогрессивное развитие осуществляется на основе преемственности, а рассматривать проблему преемственности немыслимо без учета особенностей развития. В процессе сравнения преемственности и рецепции были найдены очень сходные черты. Механизм осуществления преемственности «характеризуется удержанием, сохранением и дальнейшим развитием старого в новом, этим она существенно отличается от заимствования, то есть передачи и сохранения чего-либо без изменения, вне развития». Унификация от преемственности отличается тем, что это процесс активной деятельности юристов (должностных лиц) в процессе которой создаются нормативно-правовые акты (о приведении соответствующих правовых норм к единообразию). В отличие от повторяемости, преемственность - связь непрерывная, предполагающая наличие не исчезающих связей признаков или элементов структуры у явлений или вещей.

Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное, - это и составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. Если определить развитие, как, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, то выявляются существенные различия между преемственностью и развитием.

Важным вопросом в данном случае является вопрос о критерии правового прогресса. Поэтому критерием правового развития должна служить степень соответствия юридической формы общественных отношений требованиям прогресса общества в целом. Развитие должно осуществляться по определенной линии, курсу. Поэтому следует задуматься над таким немаловажным вопросом, как о единстве правового прогресса (как в масштабе всего мирового сообщества, так и в отдельном государстве). В этом принципе заложен смысл непрерывности правового прогресса, который осуществляется по намеченному курсу.

Единство правового прогресса, безусловно, связано с единством исторического процесса в целом, поэтому мы можем говорить, что развитие права является единым, поступательным процессом «находящем свое выражение в последовательной смене исторических типов права».

Определяя преемственность, как социальное действие, в котором выделяют: субъект, объект, направленность, формы, методы, характер и результаты, можно провести классификацию преемственности в праве по разным основаниям:

1. По формам проявления преемственности (преемственность в принципах, сущности и содержании права);

2. В зависимости от содержания правовой преемственности и ее влияния на ход правового прогресса (прогрессивная и реакционная);

3. В зависимости от отрасли права, в которой происходит преемственность (преемственность в гражданском, уголовном, административном, и т. д. праве);

4. В зависимости от временных или пространственных характеристик («вертикальная» и «горизонтальная» преемственности).

Неновски различает преемственность "по вертикали" (во времени) и "по горизонтали" (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане "вертикальная" преемственность отличается от "горизонтальной" лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы.

На мой взгляд, «горизонтальная преемственность» подпадает под понятие «рецепция». Вызывает возражение и выделение такого вида как «негативная» преемственность, определяемая как форма связи между старым и новым, когда новое полностью отрицает старое, ничего не наследуя из его содержания. Однако если суть негативной преемственности сводится к «развитию вопреки», к отрицанию, то это и есть отрицание, а не преемственность.

Слово "receptio" в латинском языке означает "принятие", а приниматься, заимствоваться могут:

а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);

б) элементы современных правовых систем.

От того чей (свой или чужой) правовой опыт перенимается преемственность делят на внутреннюю и внешнюю. Возможны варианты сочетания классификаций. Классификации в науке производятся по разным основаниям, так как понятие феномена преемственности очень сложное. Но любая классификация прежде предполагает точное определение самого явления.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через "фильтр" общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений. Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г. Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Преемственность вовсе не следствие саморазвития права, ее причины следует искать в материальной жизни общества. (Прежде всего, в производственных отношениях.) У преемственности есть материальная основа, в развитии не только права как юридического выражения производственных отношений, но и всех надстроечных образований в целом. Преемственность можно рассматривать в каждой отрасли права, либо анализировать преемственные связи вообще, изучать отдельные виды преемственности.

Глава 2 Понимания преемственности в праве при осуществлении реформ государственных и правовых институтов

2.1 Черты и свойства процесса развития права

В настоящее время в науке теории права сложилось понимание того, что основным назначением права является его социально-нормативная функция регулятора, определителя возможного и обязательного поведения индивидов и коллективных образований, а основным отличием права от всех других социальных регуляторов является его обязательность, обеспеченная возможностью государственного принуждения. Общепризнанными являются также выводы о том, что «... эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена» Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 1. - Ч. II. Стр. 96 . Вместе с тем проблема обеспечения устойчивости, самосохранения права как системы социально-нормативного регулирования изучена недостаточно. Что обеспечивает стабильность и устойчивость права, одновременно выступая импульсом для изменения всей системы, что соединяет в себе способность права к самосохранению и самоизменению. Ответы на эти вопросы позволили бы выявить механизмы возникновения нового в праве, способы аккумуляции результатов развития вместе с заключенными в них нереализованными возможностями, научно обоснованно использовать эти возможности как основу для обогащения процесса развития права...

Проведенные исследования в этой области позволили сделать выводы о том, что преемственность в праве - это объективно существующая закономерная связь человеческих поколений, возможность использования правового опыта, правовых институтов, традиций, обычаев одних стран или одного исторического типа государства в правотворчестве других стран. Понимание преемственности в праве как связи, обеспечивающей непрерывное развитие права при смене различных общественно-экономических формаций, получило свое освещение в работах В.А. Рыбакова, Т.В. Наконечной, Г.В. Швекова, З.М. Черниловского. Основные элементы права, которые преемствуются, сходны или идентичны для нескольких или даже для всех типов правовых систем, проанализированы в работах Н. Неновски, А. Нашиц, Т. Ионашку и др.

В советский период преемственность в праве трактовалась в общефилософском русле - как категория диалектики, смысл которой выявляется при исследовании многообразных процессов развития неживой и живой природы, общества и познания. Роль и значение преемственности в праве раскрывались только с точки зрения результата и процесса развития права. Подобный взгляд ориентирован прежде всего на однонаправленное, линейное, прогрессивное развитие. Соответствующее этому определение преемственности в праве дается, например, в работе В.А. Рыбакова: «...преемственность в социалистическом праве - это объективно существующая связь социалистического права с предшествующей системой права..., сущность которой заключается в сохранении тех элементов предшествующего развития права, которые после критического анализа, научной обоснованности под руководством коммунистической партии используются в построении социализма и коммунизма» .

Преемственность в праве, являясь внутренним механизмом развития самого права, механизмом возникновения нового (прогрессивного лишь на взгляд социального субъекта, творящего право), того нового, которое вырастает на базе синтеза многоактных отрицаний и «снятий», не ограничивается отношением настоящего и прошлого, а включает в себя соотношение будущего, настоящего и прошлого, ибо правотворческая деятельность стремится к будущему, руководствуясь представлениями о нем как целью в настоящем, всякий раз по-новому захватывая и применяя прошлый правовой опыт. Интерпретация отдельными авторами отношения настоящего в праве к прошлому, права как отношения абсолютного «снятия» прошлого настоящим приводит к недооценке истории права, к утверждению о невозможности развития права, ибо с возникновением настоящего в праве его прошлое теряло бы свою самоценность, обращаться к нему более не имеет никакого смысла, так как современностью оно усвоено и исчерпано. «Преемственность в праве - лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития, лишь результат 1-го отрицания. Нельзя считать преемственностью тот случай, когда исчезнувшие элементы старого права проявляются снова через этап, два или три - это следует считать повторением, т. к. это возврат к тому, что было утрачено на предшествующих этапах отрицания» Рыбаков В.А. О понятии преемственности в праве // Вестник МГУ. Сер. Право. - 1998. - № 1. стр. 45 ; с таким мнением В.А. Рыбакова мы не можем согласиться. Абсолютизация «снятия» при первом отрицании если и объясняет генетическую связь между этапами развития права, но оставляет совершенно необъяснимой связь функциональную, именно понимание относительности «снятия» требует от нас бережного отношения к правовому наследию в процессе его постоянного переусвоения и переработки. Прошлое в праве не исчерпывается его настоящим. Оно «снимается» лишь в бесконечном процессе развития права, а каждая его последующая ступень открывает в прошлом все новые и новые ценности. Перефразируя мысль Л.Фейербаха, можно сказать, что «каждое время имеет свою историю права». Двигаясь вперед, общество не только создает новое право, но и, создавая его, неизбежно переоценивает старое. В этом смысле история права выполняет, по Фейербаху, не только образовательную, но и эвристическую функцию, стимулируя решение проблем, стоящих перед обществом. Именно поэтому римское частное право и в исторически далекое время своего расцвета, и в наши дни предстает как истинный шедевр культуры, высокое творение разума и регулятивного искусства, к изящным юридическим конструкциям которого обращались и продолжают обращаться правоведы всего мира, каждый раз переоценивая и осмысливая его для применения в конкретных исторических условиях.

Таким образом, понятие преемственности в праве как отношение между старым и новым этапами развития права является одномерной, упрощенной и линейной моделью преемственной связи. Такое понимание не позволяет отразить общие черты и связи, стороны и свойства процесса развития правовой действительности, поэтому одной из проблем совершенствования и развития понятийного аппарата государственно-правовой науки является итоговое обобщение и уяснение взаимодействия преемственности в праве с законами социальной диалектики и определение места и роли этого понятия в категориальном аппарате науки теории права и государства. Современное состояние любого правового объекта, имеющего свои корни в прошлом, через отражение в настоящем устремлено в будущее. Однако всякое отрицание и уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния правовой материи в другое обладает диалектической природой. Это отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. «В отличие от понятия «скачок», которое фиксирует момент прерывистости или качественного состояния, понятие «динамического отрицания» фиксирует момент непрерывности бытия, преемственности в развитии».

Именно потому, что историческое исследование поставляет лишь эмпирический материал и служит основанием для его логической интерпретации, изучение категории преемственности как существенной связи в развитии права является необходимым условием всестороннего познания правовых объектов, ибо, как отмечал В.Соловьев, «... логические и эмпирические элементы одинаково необходимы для истинного познания, и, следовательно, исключительное обособление того или другого из этих элементов есть в обоих случаях одностороннее отвлечение» Шептулин А.П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития. - М.: Знание, 1996 стр. 107 .

Даже самая абстрактная логическая норма права является также и исторической нормой, так как она есть результат преемствования, сопоставления, анализа и обобщения определенного историко-правового опыта.

Эти наиболее существенные, объективные связи, интегрирующие правовое пространство, обеспечивающие его непрерывное развитие в пространстве и времени, и характеризуются категорией преемственности в праве. В силу интегрированности и структурированности правовой материи логический метод исследования легко проникает в существо правовых конкретностей, выявляет их внутренние взаимодействия, а также преемственность и исторические связи, выполняя тем самым свою методологическую функцию в изучении различных периодов развития права. «Без исторического воспроизведения правового развития исключается возможность логического осознания его закономерностей, но и без логического осмысления объективного хода исторического развития права невозможно вскрыть внутренние причины и механизмы его движения». Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. - 1995. - № 9 стр. 51

преемственность обновление право

Заключение

Преемственность в сфере юридической техники достаточно широко обсуждалась отечественными и зарубежными правоведами. Были высказаны самые различные мнения, исключающие друг друга точки зрения - от отрицания возможности такой преемственности до признания ее необходимым элементом развития права. Некоторые наиболее прозорливые авторы признавали возможность преемственности в сфере юридической техники и подчеркивали ее необходимость. В этой сфере она возможна, как верно отмечает В.К. Бабаев, в силу двух факторов: «... во-первых, правила законодательной техники, будучи техническими нормами, не имеют социально-классовой направленности, во-вторых, их следует рассматривать как элемент общей культуры» Бабаев В.К. Советское право как логическая система. - М.,1998.стр. 56 . Дискуссии по поводу преемственности в праве были вполне закономерны, но в советский период в основном речь велась о преемственности между «историческими типами права» - буржуазным и социалистическим. Тезис о «внеклассовое™» юридической техники открывал возможность использования в юридической практике ее приемов, выпестованных самой историей развития права и обоснованных буржуазной наукой. При этом оговаривалась необходимость применения лишь формы и давалась ориентация на наполнение ее новым содержанием. Результатом такого рода оценочной, идеологически ангажированной деятельности явилось почти полное забвение многого из того, о чем писали классики правоведения до революции и что в настоящий период осмысливается, приобретая, казалось бы, утраченную для отечественного права ценность. Цепи преемственности, и не только в праве, в значительной мере оказались прерванными Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. д-ра юрид. наук, проф., акад. РАЕН и ПАНИ В.М.Баранова. - Н. Нов-город, 2000. Стр.783-784 .

Значимым и крайне важным становится использование и сохранение организационного-технического опыта, который складывался в прошлом в создании форм правовой системы. Так, в России является бесценным опыт создания и поддержания в актуальном состоянии Свода законов Российской империи. Забвение опыта Сперанского и его коллег, создавших его, слишком дорого обошлось правовой системе социализма. И хотя в основе такого забвения лежали политические причины (сокрытие многих законов от граждан, разрыв формальных положений и фактических ситуаций и т. п.), но все равно уже в 70-х годах пришлось создавать Свод законов СССР, и обращение к опыту Сперанского, преемственность в этой сфере стали насущной потребностью. Сохраняется такая потребность в преемственности и сейчас, когда создается Свод законов Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Юрид. бюро «Городец», 1995.

2. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. - 1995. - № 9.

3. Белых B.C. Сущность права; в поисках новых теорий или «консерватизм» старого мышления? // Российский юридический журнал. - 1995. - № 2.

4. Швеков Г.В. Преемственность в праве: Научно-теоретическое пособие для преподавателей вузов по спец. «Правоведение». - М.: Высш. школа, Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 1. - Ч. II.

5. Бабаев В.К. Советское право как логическая система. - М.,

6. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права / Пер. с болг. В.М. Сафронова; Под ред. и вступит, статья С.С. Алексеева. - М.:

Прогресс, 1997.

7. Неновски Н. Право и ценности / Вступит, ст. и пер. с болг. В.М. Сафронова; Под ред. В. Д. Зорькина. М.: Прогресс, 1997.

8. Неновски Н. Преемственность в праве / Пер. с болг. В.М. Сафронова; Под ред. Ю.С. Завьялова. - М.: Юрид. литература, 1997.

10. Преемственность и новизна в государственно-правовом развитии России / [В.Г. Графский, Н.Н. Ефремова, Л.Е. Лаптева]. - М.: ИГПАН, 1996.

11. Рыбаков В.А. О понятии преемственности в праве // Вестник МГУ. Сер. Право. - 1998. - № 1

12. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов е историке политических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. - 1995. - № 3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Процессы преемственности и обновления в праве. Функции государства.

    шпаргалка , добавлен 29.12.2008

    дипломная работа , добавлен 03.12.2012

    Характеристика основных этапов и преемственности конституционного развития России. Особенности законодательного процесса в Государственной Думе. Закрепление в Конституции социально-экономических прав граждан и обязанностей государства по их реализации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2009

    История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании как проявления правовой свободы личности, действенной гарантии права на жизнь и справедливое правосудие. Изучение понятий, форм и условий применения данных правовых институтов.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2014

    Правоспособность и дееспособность: общая характеристика этих понятий, особенности их ограничения. Специфика развития правовых институтов правоспособности и дееспособности в римском праве, их структурное рассмотрение, анализ закономерностей развития.

    реферат , добавлен 12.02.2011

    Система регулирования общественных отношений. Понятие и основные причины образования пробелов в праве. Аналогия права и аналогия закона как основные способы преодоления пробелов в праве. Субсидиарное применение норм права в устранении пробелов в праве.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Понятие и виды сроков в гражданском праве. Значение фактора времени в осуществлении и защите гражданских прав. Срок как юридический факт, связанный с событием. Виды гражданско-правовых сроков. Практика реализации норм, предусматривающих применение сроков.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Пробелы в праве: понятие и виды. Пробел в позитивном праве, в нормативно-правовом регулировании, в законодательстве, в законе. Реальные и мнимые пробелы. Способы преодоления пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права, условия их применения.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Изучение предпосылок изменений в источниках и системе права. Обзор основных изменений в гражданском и торговом праве: субъекты права, антитрестовское законодательство, право собственности, новеллы в обязательственном праве. Изменения в уголовном праве.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Понятие и виды правовых стимулов и правовых ограничений как парных юридических категорий. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах. Способы эффективного влияния государства на интересы граждан в отношении стимулов и ограничений в праве.

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© О. А. ШУВАТОВА

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 г. Пензы

e-mail: [email protected]

Шуватова О. А. - Преемственность как основа реализации современных теоретико-методологических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 873-876. - В статье описан и проанализирован феномен преемственности. Преемственность рассматривается как одно из важнейших условий успешной реализации современных теоретикометодологических подходов к организации образовательного процесса в средней школе.

Ключевые слова: преемственность, качество обучения, компетентностный подход; личностно ориентированный подход.

Shuvatova O. A. - Continuity as a basis of realization of modern theoretical approaches to organization of educational process in а secondary school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 873-876. -

The phenomenon of continuity has been described and analyzed in the article. The continuity is treated as an important means of successful realization of modern theoretical approaches to educational process in secondary school.

Keywords: continuity, quality of education, competence approach, personality oriented approach.

Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного человека, требующими быстрого и безболезненного перехода из одной социально-экономической и психологической ситуации в другую. Одним из существенных факторов, обеспечивающих социальную мобильность, психическую устойчивость и творческий потенциал современного человека является образовательный процесс как целостность, представленная в устойчивых взаимосвязях его смысловых, содержательных и организационных компонентов. Отсутствие преемственности на тех или иных этапах образовательного процесса создает труднопреодолимые препятствия на пути успешного обучения, личностного развития и социализации.

Чтобы раскрыть смысл преемственности и определить её роль в образовательном процессе следует рассмотреть и проанализировать различные подходы к пониманию преемственности как философского, социально-культурного и психолого-педагогического явления.

С философской точки зрения преемственность предстает как взаимосвязь между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим. Преемственность предполагает не просто отмену (отрицание) ста-

рого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто. Тем самым обеспечивается непрерывность развития. Благодаря преемственности сохраняется устойчивость и целостность развития природы и общества . В философии выделяют два основных вида преемственности - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная преемственность предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках одного уровня. Вертикальная преемственность - процесс качественных изменений на разных уровнях. Преемственность отражает общие и существенные связи, присущие всем развивающимся явлениям, процессам; она означает связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть проявление законов диалектики, особый механизм памяти общества . Таким образом, «преемственность» как философская категория предстает как одно из проявлений развития, как способа существования и универсального свойства материи и сознания.

В культурологии преемственность предстает как условие развития культуры, способ сохранения культурного наследия, социальная память общества. Благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного

опыта. Механизмы преемственности в культуре проявляются в материальной и нематериальной форме. К первой относятся предметы быта, произведения искусства, ремесла и т. п., ко второй - язык, архетипы, мифы, традиции, обычаи.

С точки зрения социологии преемственность является частью социального развития, включена в его контекст. Преемственность рассматривается на ма-кро- и микросоциологическом уровнях. С позиций ма-кросоциологического подхода преемственность связывается с такими явлениями как изменение, эволюция, прогресс, развитие, становление, традиция, инновация. Под преемственностью понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом. В микросоциологии преемственность представлена в процессах и явлениях повседневного мира, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее. Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность как социальная категория предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития природы, общества, личности.

С педагогических позиций преемственность рассматривается как дидактический принцип, в той или иной степени определяющий содержание, организационные формы и методы учебного процесса.

К настоящему времени значительная часть исследователей находятся на единых позициях, рассматривая преемственность в обучении как дидактический принцип (С. И. Архангельский, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, В. В. Давыдов, Ю. А. Кустов, А. А. Кы-верялг, И. Я. Лернер, А. А. Люблинская и др.). Однако, рассматривая преемственность как дидактический принцип, каждый исследователь раскрывает и описывает разные грани этого явления.

В.В. Давыдов рассматривает преемственность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения - как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям .

Ш. И. Ганелин считает, что преемственность следует рассматривать как дидактический принцип в тесной и неразрывной связи с принципом систематичности и последовательности. Так как принцип систематичности и последовательности выступает не как нечто застывшее и неизменное, а как принцип, который в процессе прогрессивного развития науки, процессов ее интеграции и дифференциации обогащается новым содержанием, то и дидактический принцип преемственности в обучении также развивается и обогащается новым смыслом.

Реализация преемственности как дидактического принципа подразумевает:

Согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на каждом отдельно взятом образовательном этапе;

Согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на всех его этапах, что позволяет сохранить достигнутый уровень обученности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития .

Ю. А. Кустов отмечает, что осуществление преемственности позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный, перспективный характер, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь содержания образования, методов обучения, приемов и способов осуществления учебно-познавательной деятельности на всех ступенях и этапах, обучения .

С. М. Годник рассматривает преемственность с позиций адаптации школьников в новых для них условиях обучения. Он отмечает, что необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, когда произошли события, которые фактически нарушали привычную для учащихся, ситуацию, что порождает противоречия, осложняющие их учебную деятельность. Преемственность также позволяет преодолевать объективные противоречия линейно-дискретного характера процесса обучения. Но преемственность не может рассматриваться только лишь как фактор, призванный устранять противоречия, внешне согласовывать события. Она является важным условием конструктивной деятельности в учебном процессе, выполняя эвристическую функцию, помогая конструировать новые, более эффективные модели образовательного процесса .

А. М. Кухта считает, что преемственность в обучении выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения. Такой подход к обучению обеспечивает развитие учащихся и их подготовку к усложняющейся учебно-познавательной деятельности. Преемственность проявляется и в предъявлении посильных оптимальных требований к учащимся, и в поступательновосходящем характере всего учебного процесса.

В современной педагогике выделяют три основных направления реализации преемственности: в содержании обучения, в преподавании (деятельности преподавателя) и учении (познавательной деятельности учащихся).

Преемственность в содержании изучаемого материала с позиции преподавания подразумевает:

Членение изучаемого материала на составные

Логическое изложение (раскрытие) всех составных элементов (частей) изучаемого материала;

Установление связи изучаемого материала с ранее изученным;

Определение функциональной зависимости между содержанием изучаемого материала и методами преподавания .

«Горизонтальная» преемственность проявляется в систематичности и последовательности изложения педагогом и освоении учащимися учебного

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ >

материала, целостности знания, адекватности образовательных технологий содержанию образования, задачам обучения, возможностям и способностям субъектов образовательного процесса. «Вертикальная» преемственность проявляется в готовности учащихся к обучению на более высоком образовательном уровне.

Преемственность в обучении с позиции учащихся проявляется в том, что они осознают основные идеи учебного предмета в их логических и содержательных взаимосвязях, и на каждом последующем этапе обучения это осознание выходит на качественно новый уровень. Если внутри каждого этапа обучения в основном проявляется преемственность на одном уровне (количественные изменения), то переход с одного этапа (ступени) к последующему носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся.

Таким образом, преемственность в педагогике -это сложное и многогранное явление, которое проявляется по-разному, и в различных условиях имеет свою специфику.

Современное общество предъявляет новые требования к уровню и качеству образования. Сущность новообразований в структуре личности, возникающих в процессе обучения, отражается сегодня в виде ключевых компетенций, на формирование которых должна быть направлена современная система образования.

Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа современного образования является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам, отражает способность одновременного понимания и действия, которые позволяют воспринимать новые культурные, социальные, экономические и политические реалии . Суть этого подхода состоит, образно говоря, в том, что цели обучения формулируются в виде триады - «умение действовать», «умение быть» и «умение жить» .

Основные идеи компетентностного подхода формулируются следующим образом:

Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;

Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

В понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») .

Очевидно, что компетенции и компетентность личности как конечный образовательный результат могут быть успешно сформированы только в том случае, если преемственность в образовании будет осуществляться в полном объеме внутри каждого обра-

зовательного уровня и между ними. Преемственность есть одно из обязательных педагогических условий формирования компетентной личности.

В процессе обучения ставится и решается основная задача образования - создание условий для развития гармоничной, нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающей-ся личности, поэтому личностно ориентированный подход, так же как и компетентностный, выступает как теоретико-методологическая основа организации образовательного процесса. Сущность данного подхода состоит в том, что все обучение строится с учетом прошлого образовательного опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение стоится на основе в субъект-субъектного взаимодействия, «преломляется» через личность обучающегося и педагога, через их мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности.

Для успешной реализации личностно ориентированного подхода необходимо дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуально личностных характеристик учащихся, выявлять и учитывать особенности стиля познавательной деятельности ученика и профессиональной деятельности учителя, создавать технологии «обучения учению», осуществлять рефлексию не только на результат, но и на процесс образовательной деятельности.

Качественное продвижение обучающегося по персональной траектории, в рамках реализации данного подхода, подразумевает обеспечение преемственности на всех этапах обучения .

Реализация преемственности в содержании учебного материала, методах обучения и организационноуправленческих действиях позволяет повысить качество обучения и обеспечить и гармоничное развитие личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. М.: Владос, 2004.

2. Бордовская. Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.

3. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4-5 классе. М., 1995. С. 5-21.

4. Годник С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Советская педагогика. 1980. № 9. С. 52-56.

5. Игнатьев В.А. Принцип преемственности и его познавательное значение в философии. Дисс. ... канд. философ. наук. Рязань, 1972. 229 с.

6. Давыдов. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.

7. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М.: НФПК, Институт новых технологий образования, 2002.

8. Кустов Ю.А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы // Сов. высш. шк. 1988. № 1. С. 68.

9. Кухта А.М. Принцип преемственности в обучении. Львов, 1973.

10. Кыверялг А.А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ. М., 1984. С. 3-27.

11. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования: теория и технология // М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

12. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 4. С. 42-51.

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. С. 380.

14. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9-11.

15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 41-43.

Историческая обстановка;

Внешнее влияние.

Преемственность в праве

Слово "receptio"

Рецепция в форме преемственности

Таким образом, рецепция права

Обновление в праве

Правоотношение: понятие и признаки. Состав правоотношения.

Понятие «правоотношение» является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование.

К признакам правоотношения можно отнести следующие:

1. Правоотношение - это отношение общественное, то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.

2. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения), а следовательно - одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами).

3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими права­ми и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов.

4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности).

5. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права). Кроме то­го, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.

6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и охраняются.

С учетом названных качеств правоотношение можно определить как охрняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Состав правоотношения:

· Субъекты – участники ПО;

· Объект – это то, по поводу чего возникает ПО;

Виды правоотношений.

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделитьпо отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Виды правоотношений по количеству сторон :

· Двухсторонние

· Многосторонние (акционерные общества).

Виды правоотношений по времени существования:

· Кратковременные;

· Длительные.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

· общерегулятивные;

· регулятивные;

· охранительные.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон :

· относительные;

· абсолютные.

Вотносительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

· активные;

· пассивные.

В правоотношенияхактивного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношенияхпассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Субъекты правоотношения

Субъекты ПО - участники правоотношения.

__________________________________________________________________________________________________________________Правосубъектность – способность быть субъектом. Правосубъектность=правоспособность+дееспособность.

Правоспособность – способность иметь права.

Дееспособность – способность пользоваться своими правами.

Внутри дееспособности выделяют такую ее сторону,как деликтоспособность –это способность нести юридическую ответственность.

_________________________________________________________________________________________________________________

Виды субъектов:

1) Юридические лица;

2) Физические лица;

3) Государство.

Виды физических лиц:

· Граждане (по рождению, по крови, почве,

· Иностранный гражданин – лицо, не имеющее гражданства России, но имеющее доказательство своей принадлежности с другим государством.

Виды иностранцев :

Постоянно проживающие в России (те, кто получил вид на жительство) – максимальный набор прав.

* Вид на жительство предоставляется после года проживания в государстве.

Временно проживающие в России – те, кто получил разрешение на проживание в РФ (3 года);

Временно пребывающие – те, у кого нет вида на жительство или разрешения на проживание в РФ.

Иностранные граждане ограничены в правах и обязанностях (военная служба); не могут участвовать в государственном управлении, в избирательных правах (постоянно проживающие могут участвовать в органах местного самоуправления); не могут создавать политические партии, быть организаторами общественных мероприятий, некоторые профессиональные ограничения.

Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, у которого нет гражданства РФ и нет доказательства принадлежности к другому государству. (права и обязанности приравнены к иностранцам)

Лицо с двойным гражданством (бипатрид) – сохраняет все права и обязанности российского гражданина за исключением случаев, установленных законом.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения.

Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья.

Дееспособность расширяется поэтапно. В ГК выделяют:

ü Малолетние до 6 лет;

ü Малолетние от 6 до 14 (мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды);

ü Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 (могут распоряжаться своими доходами).

Эмансипация – признание несовершеннолетнего дееспособным.

Физическое лицо может быть признано недееспособным (лица, страдающие психическими заболеваниями). Физические лица могут быть ограничены в дееспособности (над этим лицом назначается попечитель) – не могут совершать крупных сделок, распоряжаться крупной суммой денег ((наркоманы, алкоголики (злоупотребление), игроманы)-только если ставят семью в тяжелое материальное положение).

Юридические лица – организация, имеющая обособленное имущество на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, способная от своего имени приобретать права и обязанности и выступать в суде в качестве истца или ответчика.

Виды: в зависимости от цели их деятельности:

· Коммерческие (извлечение прибыли и дележа);

· Некоммерческие (полит.партии продают символику, прибыль на материальные цели).

Правоспособность и дееспособность у юридических лиц – специальная и связана, в основном, с экономической сферой; возникает одновременно в момент их регистрации. Прекращаются в один момент – ликвидация.

Объект правоотношения

Объекты правоотношения - материальные и не­материальные блага, по поводу которых возникают пра­воотношения.

Поведение субъектов может быть различно по своему содержанию и направленности. В имуществен­ных правоотношениях объектом является поведение, направленное на удовлетворение определенных жизненных благ (например, при купле-продаже – вещь). В неимущественных объектом является само фактическое поведение их участни­ков (например, трудовое правоотношение – выполнение работы, какая-либо деятельность).

Классифицировать объекты можно следующим об­разом.

1) Материальные блага - предметы материального мира: деньги, ценности, вещи, другое иму­щество и т.п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Так, объектом сделки купли-продажи являются деньги и продаваемое имущество; займа - деньги или вещи, определяемые родовыми признаками; хранения - имущество, переданное на хранение и т.п. Материальные блага могут быть объектом и в других отраслях права, например, быть объектом уголовно-правовой защиты.

2) Нематериальные блага - личные неимущественные и иные социальные блага: жизнь, здоровье, честь и достоин­ство человека, его свобода и безопасность, неприкосновенность личности, почетные звания и др. Нематериальные блага являются объектом охраны в уголовно-правовых отношениях, они типичны для процессуальных, трудовых и некоторых других правоот­ношений.

3) Культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда - произведения искусства и литературы, кинофильмы, изобретения, научные открытия, различного рода услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытово­го обслуживания. Они являются как объектом гражданско-пра­вовых, трудовых и иных отношений, так и объектом уголов­но-правовой защиты.

4) Действия, поведение людей занимают особое место среди объектов правоотношений, а также послед­ствия, результаты того или иного поведения. Они могут быть и «самостоятель­ным» объектом, не связанным с другими.

5) Документы - паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий, административные протоколы и т.п. Эти объекты наиболее типичны для административных и процессу­альных отношений.

Необходимо отметить, что в зависимости от сферы и направленности правоотношения в нем может быть один или несколько объектов. При этом один из них может быть основным, по поводу которого и возникло правоотношение, а другой факультативным, стремление к которому может носить косвенный характер.

Существует 2 теории объектов:

· Монистическая – теория одного объекта и это поведение людей;

· Плюралистичесская - теория множества объектов.

Субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотно­шения, без которого оно просто отсутствует.

Объем и пределы субъективных прав и юридических обязанностей в общем виде опреде­ляются нормой права.

Правоотношение фактически представляет собой связь меж­ду субъектами, которые имеют субъективные права и юриди­ческие обязанности: когда кто-либо имеет субъективное пра­во, то неизбежно на ком-то другом лежит юридическая обязан­ность если и не совершать какие-либо действия, то хотя бы не препятствовать действиям носителя права, признавать их. И наоборот: наличие у лица юридической обязанности означает, что есть другое лицо, которое обладает правом и может требо­вать исполнения этой обязанности.

Субъективное право понимается как предусмотренная законом и охраняемая государством воз­можность субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренное объ­ективным правом, т. е. это мера возможного поведения субъекта.

Как следует из определения, главной чертой субъективного права является возможность участниками правоотношений пользоваться им по своему усмотрению.

Субъект всегда может от­казаться от использования права, которое ему принадле­жит, за исключением тех случаев, когда субъективное пра­во одновременно является и субъективной обязанностью (полномочия государственных орга­нов).

Субъективное право включает несколько правомочий и проявляется в трех формах:

~ Правомочия на собственные действия - право вести себя опре­деленным образом, возможность положительного поведения обладателя субъективного права в целях удовлетворения своих интересов (право собственника на владение, пользование, распоряжение вещью в законных пределах).

~ Правомочия на чужие действия (право требовать исполнения обязательств) - возможность управомоченного лица требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов (возможность собственника требовать от всех третьих лиц не препятствовать осуществлению своего права собственности).

~ Правомочия на возможность приведения в действие государственного аппарата принуждения против лица, не исполнившего свои обязательства. Субъективное право предусматривает возможность управомоченного лица на самозащиту своих прав и обращение к компетентным «государственным органам в случае нарушения законных интересов (собственник может устанавливать противоугонные системы на свой автомобиль, а в случае его угона он вправе обратиться к компетентным правоохранительным органам).

Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость и мера должного поведения одного лица - субъекта право­отношения - в интересах другого, управомоченного субъекта.

Юридическая обязанность выступает как особый, требуемый законом вид поведения од­ного, обязанного, лица по отношению к другому, обладающему соответст­вующими субъективными правами управомоченному лицу

В отличие от субъективного права от исполнения юридической обязанности нельзя отказаться. Отказ от исполнения или недобросовестное выполнение субъек­тивной обязанности является основанием для юридичес­кой ответственности.

Юридическая обязанность также имеет три формы своего проявления и заключается:

В необходимости воздержаться от действий, запрещенных нормами права (обязанность не препятствовать осуществлению права собственности кого-либо)

В необходимости совершать активные положительные действия в пользу управомоченных лиц (обязанность исполнить условия договора)

В необходимости обязанного лица претерпеть неблагоприятные последствия, вызванные неисполнением его обязанностей (обязанность должника оплатить неустойку за неиспол­нение условий договора).

Субъективные юридические обязанности, как и субъективные права, строго персонифицированы. Они адресуются не абстрактному лицу или лицам, а возлагаются на конкретного участника или участников вполне оп­ределенных, конкретных правоотношений.

Требования к языку и стилю нормативных правовых актов.

Важнейшие требования к языку и стилю НПА состоят в следующем:

1) Краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

2) Необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит и т.д.

Акты толкования норм права.

Акт официального толкования норм права (интерпретационно-правовой акт) - акт-документ, который содержит разъяснение содержания и порядка применения правовой нормы, сформулированное уполномоченным органом в рамках его компетенции, и имеет обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы..

Признаки акта толкования норм права состоят в том, что он:

1) действует в единстве с тем нормативно-правовым актом, в котором содержатся толкуемые нормы права, находится от них в зависимости и, как правило, разделяет их судьбу;

2) является формально-обязательным для всех, кто применяет разъясняемые нормы;

3) не выходит за пределы толкуемой нормы, представляет собой уточняющее суждение о норме права, а не новое нормативное предписание;

4) принимается только правотворческими или специально уполномоченными субъектами;

5) имеет специальную письменную форму выражения акта-документа (разъяснения, инструктивные письма и др.).

Акты толкования норм права можно разделить на виды в соответствии с различными критериями:

По отраслевой принадлежности нормы, которая толкуется, - акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и т.п.;

По структурным элементам нормы, которая толкуется, акты толкования гипотезы, диспозиции, санкции;

По юридической форме выражения - постановления, указы, приказы, разъяснения и др.;

По сфере действия - нормативные, казуальные;

а) акты аутентичного толкования;

6) акты легального (делегированного) толкования.

Состав правонарушения.

Состав правонарушения – совокупность необходимых и в то же время достаточных признаков правонарушения.

1) Субъект - достигшее определенного возраста, деликтоспособное, вменяемое физическое лицо или, в предусмотренных законом случаях, юридическое лицо, совершившие противоправное деяние.

Требования к физическим лицам:

Вменяемость – способность понимать значение своих действий и ими руководить;

Достижение возраста юридической ответственности (уголовная – 16 лет (14 лет за преступления, указ. в ст.20 УК), административная – 16 лет, дисциплинарная – 16 лет, гражданско-правовая – 18 лет)

Специальные субъекты – лица, обладающие каким-то признаком, благодаря которому только они и могут совершить правонарушение, а другие не могут.

2) Объект - то, что охраняется правом, на что направлено правонарушение, чему причиняется вред.

3) Субъективная сторона. Этот элемент состава правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

1. Вина - основной элемент.

Выделяют две формы вины умысел и неосторожность:

a. умысел (означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и сознательно допускало их).

Умысел может быть прямым и косвенным:

Прямой - способность лица предвидеть, сознательно допускать и желать наступления общественно вредных последствий от этого противоправного деяния.

Косвенный - способность лица осознавать общественно вредный характер совершаемого деяния предвидеть наступление общественно вредных последствий и сознательно допус­кать, но не желать их наступления.

b. неосторожность (субъект правонарушения либо предвидит наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие легкомыслия надеется их предотвратить, либо не предвидит их, хотя могло и должно было предвидеть).

Неосторожность разделяется на самонадеянность и небрежность:

· противоправная самонадеянность - способность лица предвидеть возможность наступления общественно вредных последствий своего действия (бездействия), при этом лицо легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

· противоправная небрежность (халатность) - характеризуется тем, что виновный не предвидит возможности наступления общественно вредных последствий своего действия (бездействия).

2. Цель - это идеальное предвосхищение результата, модель противоправного результата, к достижению которого стремится ви­новный при совершении деяния.

3. Мотив - внутреннее осознанное побуждение, которым руководствовался правонарушитель при совершении правонарушения.

4) Объективная сторона - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

~ противоправное деяние. Деяние - это всегда проявление поведения человека во внешнем мире.

~ вред, причиненный общественным отношениям (результат противоправного деяния) и обществу материального или нематериального характера.

~ причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.

Преемственность и обновление в праве. Рецепция права

Преемственность и обновление в праве – это две стороны одного и того же процесса: процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:

Собственная логика развития права как социального феномена;

Социально-экономический строй общества;

Религиозно-этические традиции;

Историческая обстановка;

Внешнее влияние.

Различают преемственность "по вертикали" (во времени) и "по горизонтали" (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане "вертикальная" преемственность отличается от "горизонтальной" лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. "Горизонтальная" же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Преемственность в праве – это принятие национальной правовой системой элементов и опыта правовых систем, ушедших в прошлое, прекративших свое существование.

Слово "receptio" в лат. языке означает "принятие", а приниматься, заимствоваться могут:

Прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);

Элементы современных правовых систем.

Рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, т.е. правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через "фильтр" общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права, которое было воспринято в Средние века в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Таким образом, рецепция права – это принятие той или иной национальной правовой системой прошлого правового опыта или элементов параллельно существующих правовых систем других стран.

Обновление в праве – процесс создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, т.е. ранее не существовавшее, в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западно-европейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.