Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании уголовных дел о грабежах и разбойных нападениях. Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию Способы противодействия расследованию

На чтение 5 мин.

Доброе время суток! При получении справки из ИЦ ГУ МВД о наличии/отсутствии судимости всплыл факт уголовного преследования в 2000 г. , по статьям 116, 130, 119 ч.1 УК.

Уголовное дело прекращено по ст.6 УПК РСФСР.

То что я не являюсь судимым и то что информация об этом событии в нашем псевдоправовом государстве будет храниться по гроб жизни мне ясно.

Но хотелось бы уточнить: 1) Реабилитирующая ли это статья; 2) Будет ли являться факт возбуждения уголовного дела препятствием для работы в госструктурах для меня (хотя бы например в школе) ; 3) Возникнут ли препятствие для работы детей/супруги в госоорганах.

5) И наивный вопрос, Есть ли хотя бы теоретическая возможность удалить информацию из ИЦ или изменить(переквалифицировать) статью по которой дело было закрыто на реабилитирующую (в том случае если ст.6 УПК РСФСР не является нереабилитирующей).

Ответы юристов

Статья 6 УПК предусматривала возможность прекращения дела вследствии изменения обстановки.

Это освобождение от наказания, основание нереабилитирующее.

Сейчас это не рассматривается в качестве основания освобождения от ответственности, только от наказания могут освободить по ст. 80.1 УК.

На момент прекращения дела этот факт не влек никаких ограничений прав и свобод. В справках о судимости этот факт не указывался. В течении последних лет в законы внесены изменения, ситуация изменилась. Презумпцию невиновности законодатель в наше время игнорирует, хотя она по прежнему прописана в Конституции.

Трудовой кодекс:

Михаил Валентинович, есть один скользкий момент: насколько мне известно основание, по которому было прекращено уголовное дело, (ст.6 УПК РСФСР) считалось нереабилитирующим. Но в УПК РСФСР не было основания прекращения уголовного преследования(речь шла только о прекращении дела), Затем данное основание было установлено в ст. 26 УПК РФ. Однако в 2003 году эта статья была отменена.Все федеральные законы, предусматривающие запрет на профессию лицам с криминальным прошлым, под нереабилитирующими основаниями понимают прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием (например законы «О Федеральной службе безопасности», «О Судебных приставах», «О государственной охране», «О полиции» и пр.). При этом такого нереабилитирующего основания как «в связи с изменением обстановки» ни один из указанных законов не содержит. Нереабилитирующие основания указываются в п. 74 Административного Регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования:«при наличии факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части первой статьи 24, статьей 25, пунктом 3 части первой статьи 27, статьей 28, статьей 28.1, частью первой статьи 427, частью первой статьи 443, частью второй статьи 443 УПК РФ — в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" указывается дата возбуждения уголовного дела, …. дата и основание прекращения уголовного дела (уголовного преследования)».

То есть, ст. 26 УПК РФ в этом пункте как нереабилитирующее основание не фигурирует.

Если дословно следовать данному пункту, то в справке в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" должна быть сделана отметка "не имеется".Поэтому мне не совсем ясна (вернее совсем не ясна) логика людей выдававших справку. Теоретически интересуют судебные перспективы по данной ситуации. Цель получить "чистую" справку.

Post Views: 329

» № 5/2015

Где не могут трудиться лица с судимостью? Каким документом подтвердить отсутствие судимости? Какие условия привлечения к уголовной ответственности должен учитывать работодатель, отказывая лицу в приеме на работу? Какими будут действия работодателя, если работник подвергся уголовному преследованию? В каких случаях и по каким основаниям увольнять судимых работников?

Лица, имеющие судимость, согласно российскому законодательству не могут занимать определенные должности, в том числе педагогические и должности в сферах деятельности, связанных с участием несовершеннолетних. С 1 января 2015 года вступили в силу очередные изменения Трудового кодекса - по вопросам ограничений (запрета) на занятие данными видами деятельности. В статье рассмотрим, на кого распространяются эти ограничения, с какими преступлениями они связаны, что делать с работником, подозреваемым в совершении преступления, и по какому основанию следует уволить того, кто не имеет права занимать свою должность.

Где не могут трудиться лица с судимостью?

Запрет заниматься определенными видами деятельности лицам, имеющим (имевшим) судимость, установлен Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Согласно ст. 331 и 351.1 ТК РФ это:

  • педагогическая деятельность;
  • деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Аналогичный запрет также установлен для:

  • гражданских служащих (ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • судебных приставов (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»);
  • сотрудников полиции (ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);
  • специалистов авиационного персонала (ст. 52 ВК РФ);
  • прокурорских работников (ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • сотрудников ОВД (ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); и др.

Обратите внимание

Запрет занимать педагогические должности и должности в сферах деятельности, связанных с участием несовершеннолетних, согласно ст. 351.1 ТК РФ распространяется не только на лиц, имеющих или имевших судимость, но и на лиц, подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ.

Что касается конкретных должностей, которые не могут занимать лица, имеющие (имевшие) судимость, таких Трудовым кодексом не установлено. В соответствии со ст. 331 ТК РФ к ним относятся должности, связанные конкретно с педагогической деятельностью. Отметим, что право заниматься педагогической деятельностью есть у лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678. К таковым помимо педагогов и преподавателей относятся воспитатели, инструкторы, методисты, вожатые и т. д.

Исходя из ст. 351.1 ТК РФ это может быть любая должность, имеющая отношение к сфере образования, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, спорта, культуры и искусства, если в них принимают участие несовершеннолетние.

Принимая во внимание положения указанных статей, а также сложившуюся судебную практику, можно сделать вывод, что лицо с судимостью не имеет права занимать педагогические должности независимо от возраста обучаемых и практически любые должности в любой сфере деятельности, если она связана с взаимодействием с несовершеннолетними: заместитель директора школы по административно-хозяйственной части (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.09.2014 по делу № 33-4576), дворник детского сада (Апелляционное определение от 22.08.2012 по делу № 33-6762) и т. д.

Учитываем основания привлечения к уголовной ответственности

Однако определиться с тем, что именно эту должность не может занимать работник, недостаточно. Работодателю также следует учесть, за какое преступление работник был осужден или подвергался уголовному преследованию, погашена эта судимость или нет.

До внесения изменений в Трудовой кодекс к педагогической деятельности и деятельности в сфере образования, воспитания, развития и т. д. с участием несовершеннолетних не допускались лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безо­пасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

При этом такой запрет не распространялся на лиц, уголовное преследование в отношении которых было прекращено по реабилитирующим основаниям.

Однако Федеральным законом от 31.12.2014 № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях реализации Постановления КС РФ от 18.07.2013 № 19-П в ст. 331 и 351.1 ТК РФ были внесены изменения. Они коснулись лиц, на которых запрет не распространяется. Категории лиц, которые не допускаются к данным видам деятельности, не изменились, но добавились категории лиц, которые могут быть допущены к трудовой деятельности в педагогической сфере, сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Это лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за совершение преступлений, установленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, но небольшой и средней тяжести;
  • уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Указанные лица могут быть допущены при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

То есть ранее к занятию данными видами деятельности могли допускаться лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено только по реабилитирующим основаниям, а сейчас, если уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, лицо тоже может быть допущено к работе, но на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме этого, на основании такого решения могут быть допущены лица, имевшие судимость за соответствующие преступления небольшой и средней тяжести.

К сведению

К реабилитирующим основаниям в силу ст. 133 УПК РФ относятся вынесение оправдательного приговора, отказ государственного обвинителя от обвинения, отмена приговора или прекращение уголовного дела, применение принудительных мер медицинского характера.

К нереабилитирующим основаниям относятся истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 24 УПК РФ), примирение сторон (ст. 25 УПК РФ), издание акта об амнистии (ст. 27 УПК РФ), деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ) и др.

Виды преступлений

Чтобы работодателю проще было ориентироваться в применении положений ст. 331 и 351.1 ТК РФ, разберемся в некоторых определениях, характеризующих преступления. Обратимся к Уголовному кодексу. В соответствии с его ст. 15 преступления, предусмотренные этим кодексом, подразделяются на:

  • преступления небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;
  • средней тяжести - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы;
  • тяжкие - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;
  • особо тяжкие - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

К преступлениям, перечисленным в ст. 131, 151.1 ТК РФ, относятся:

  1. Преступления против жизни и здоровья (ст. 105 - 125, гл. 16 УК РФ): убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, побои, истязание, заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией, неоказание помощи больному и др.
  2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126, 127, 127.2, гл. 17 УК РФ): похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда. Исключения - незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128) и клевета (ст. 128.1).
  3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131 - 135, гл. 18 УК РФ): изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера и др.
  4. Преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 - 157, гл. 20 УК РФ): вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, в совершение антиобщественных действий, розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, подмена ребенка, незаконное усыновление (удочерение), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и др.
  5. Преступления против общественной безопасности (ст. 205 - 227, гл. 24 УК РФ): террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложника, бандитизм, хулиганство, вандализм и др.
  6. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228 - 245, гл. 25 УК РФ): связанные с оборотом и сбытом наркотиков, вовлечение и занятие проституцией и порнографией, жестокое обращение с животными и др.
  7. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275 - 284, гл. 29 УК РФ): государственная измена, шпионаж, экстремистская деятельность, разглашение государственной тайны, др.

В статьях 131 и 151.1 УК РФ также применяются понятия «уголовное преследование», «судимость», «неснятая (или непогашенная) судимость».

Уголовное преследование - это процессуальная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также по установлению иных фактических обстоятельств дела, их юридической оценке и вынесении соответствующих актов уголовного судопроизводства, содержащих формулировку обвинений, адресованных конкретным участникам уго­ловного судопроизводства, и обоснование его перед судом.

По общему правилу, уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и завершается с наступлением (осво­бождением от) уголовной ответственности. Уголовное преследование прекращается, если в результате будет установлено, что отсутствует событие преступления, состав, причастность подозреваемого к совершению преступления и т. п. Если же судом событие преступления будет установлено, как и вина лица, находившегося под уголовным преследованием, то со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым.

Судимость может быть снята или погашена. Погашение судимости осуществляется автоматически по истечении установленного ст. 86 УК РФ срока. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных:

  • условно, - по истечении испытательного срока;
  • к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
  • за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
  • за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;
  • за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Снятие судимости в отличие от погашения осуществляется по решению суда. При этом судимость может быть снята до истечения срока ее погашения, в частности если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, возместил вред, причиненный преступлением. Судимость может быть снята также в связи с амнистией и помилованием.

Устанавливаем наличие судимости при приеме на работу

Согласно ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лица должны предъявлять справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Порядок представления справок о наличии (отсутствии) судимости установлен административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121 (далее - Регламент).

К сведению

Справка может представляться по запросу граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей, а также государственных или муниципальных органов, имеющих право на обработку персональных данных о судимости в пределах их полномочий в соответствии с законодательством РФ.

Здесь следует отметить, что государственный, муниципальный орган (а также юридическое и ), самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели их обработки, состав данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с этими данными, называется оператором персональных данных и должен быть включен в реестр операторов. Реестр ведет уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных - Роскомнадзор.

К сведению

Сведения о порядке предоставления государственной услуги размещаются в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), на официальном сайте МВД (www.mvd.ru), официальных сайтах территориальных органов МВД на региональном уровне, на располагаемых в доступных для ознакомления местах информационных стендах федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД на региональном уровне.

Справка оформляется по форме приложения 6 к Регламенту. Приведем бланк такой справки на стр. .

Если, проверив справку, работодатель придет к выводу, что гражданин не может быть допущен к трудовой деятельности по данной должности, он обязан отказать в заключении трудового договора. Отказать в приеме на работу придется также, если претендент на должность в нарушение ст. 65 ТК РФ справку вообще не представит.

Напомним, что по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (ст. 64 ТК РФ).

Если работодатель в дальнейшем обнаружит, что справка о наличии (отсутствии) судимости, представленная работником, поддельная, с ним подлежит расторжению по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

Если же работодатель принял работника без справки, а впоследствии выяснилось, что у него есть или была судимость, работника следует уволить по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы. Причем в силу ст. 84 ТК РФ работодатель обязан предложить работнику другую работу, которую тот может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Кроме этого, если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если ваш работник подвергся уголовному преследованию

Работник, осуществляющий педагогическую деятельность или деятельность в сфере образования, воспитания и других сфер с участием несовершеннолетних, может подвергнуться уголовному преследованию.

Если работодатель получил от правоохранительных органов сведения о том, что работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, необходимо отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. Об этом говорится в новой ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ.

Обратите внимание

Поскольку в указанных статьях нет разъяснений по поводу заработной платы на время отстранения, в силу ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется.

Отстранение осуществляется приказом работодателя, составленным в произвольной форме. В нем следует указать основание отстранения от работы (наименование и реквизиты полученного от правоохранительных органов документа) и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда). Приведем образец такого приказа.

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Костромской автотранспортный техникум»

(ФГОУ СПО «Костромской автотранспортный техникум»)

Кострома

об отстранении от работы

В связи с поступлением сведений из ОВД Ленинского района г. Костромы о том, что Котов Б. В., занимающий должность мастера производственного обучения, является обвиняемым в совершении преступления по п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ и подвергается уголовному преследованию, руководствуясь ст. 331.1 ТК РФ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Отстранить от работы Котова Б. В. на период с 02.04.2015 до прекращения производства по уголовному делу либо до вступления в силу приговора суда.

2. Бухгалтеру Беловой Н. В. не начислять Котову Б. В. заработную плату в период отстранения от работы.

Основание: повестка ОВД Ленинского района г. Костромы о вызове на допрос в качестве обвиняемого Котова Б. В. от 02.04.2015.

Директор Васильев Д. П. Васильев

С приказом ознакомлены:

Бухгалтер Белова Н. В. Белова

02.04.2015

Мастер производственного

обучения Котов Б. В. Котов

Обязанность ознакомить работника с таким приказом не установлена, но во избежание трудовых споров лучше это сделать.

Если по окончании уголовного преследования работник был осужден за совершение преступлений, указанных в абз. 3 или 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, то после вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

Отметим, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения (ст. 390 УПК РФ).

Подводя итог, отметим, что работодателю в первую очередь следует ответственно подходить к приему на работу новичков: не оформлять сотрудника без справки о наличии (отсутствии) судимости в случаях, когда такая справка необходима. А также помните: если контролирующие органы обнаружат, что ту или иную должность занимает работник с судимостью в нарушение положений ст. 331 и 351.1 ТК РФ, вы можете быть привлечены к административной ответственности.

По делу о проверке конституционности п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 Трудового кодекса в связи с жалобами граждан В. К. Барабаш, А. Н. Бекасова и др. и запросом Мурманской областной думы.

«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

ИНФОРМАЦИЯ

В связи со вступившими в силу изменениями в Трудовой кодекс РФ, к работе в образовательном учреждении (независимо от должности) не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям).

В число документов, обязательных для предъявления при приеме на работу в учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования, включена СПРАВКА о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в установленном порядке (форма А или форма Б) – ст. 65 Трудового кодекса РФ.

Дополнительно следует учесть, что в соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица :

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Имеющие заболевания, предусмотренные соответствующим Перечнем заболеваний, утв. Федеральным органом государственной власти.

Порядок выдачи справки об отсутствии судимости установлен Приказом МВД РФ № 965 от 01.11.2001 г. «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости». На территории Санкт-Петербурга справки выдает Информационный центр ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Несоблюдение требований трудового законодательства влечет признание трудовых отношений незаконными и как следствие - увольнение работника.

__________________________________________________________________________________


ИНФОРМАЦИЯ

от Информационного Центра ГУВД по г. СПБ И ЛО

Порядок работы с заявлениями граждан по вопросу предоставления справок о наличии (отсутствии) судимости установлен Инструкцией о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденной приказом МВД России № 965 от 01 ноября 2001 (опубликована 23.01.2002г. в «Российской газете»), и приказом МВД России № 939 от 17 ноября 2005 «О внесении изменений в приказ МВД России от 01 ноября 2001 года № 965» о проставлении апостиля - Инструкцией о порядке проставления апостиля на исходящих от Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации и информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от № 730 от 19.08.2008.

В ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

прием граждан по данному вопросу осуществляется в приемной Информационного центра по адресу: Литейный пр., д.6

Прием заявлений на получение справок о наличии (отсутствии) судимости:

понедельник, четверг - с 15ч. до 17ч.

вторник, среда - с 10ч. до 13ч. и с 15ч. до 17ч.

Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости:

понедельник - четверг с 10ч. до 13ч. и с 15ч. до 17ч.

телефон: 573-34-26; 573-35-72.
Порядок приема и рассмотрения заявлений граждан

о предоставлении справок о наличии (отсутствии) у них судимости:
С заявлением о предоставлении справки может обратиться лично любой гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства при наличии паспорта или документа его заменяющего либо уполномоченное им лицо при наличии доверенности , оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доверенности, оформленные за пределами Российской Федерации, имеют силу официальных документов в соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г. и гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961г. (апостиль). Также доверенность может быть удостоверена дипломатическими представительствами либо консуль­скими учреждениями Российской Федерации за рубежом. На приеме гражданин заполняет бланк заявления о предоставлении справки, которое должно содержать следующие данные: фамилия, имя, отчество, в том числе имевшиеся ранее, число, месяц и год рождения, место рождения, гражданство, серия, номер паспорта, когда и кем выдан, адрес места жительства заявителя, а также (в случае необходимости) указываются прежние места жительства на территории России. При невозможности личного присутствия на приеме заявление может быть подано в территориальном органе внутренних дел для направления его на рассмотрение в ИЦ. Сотрудник, осуществляющий прием граждан, при принятии заявления устанавливает личность лица, подающего заявление, путем проверки документов, удостоверяющих личность, и правильность оформления доверенности в соответствии с законодательством РФ при обращении лица, уполномоченного заявителем.

Справки предоставляются на безвозмездной основе заявителю либо его доверенному лицу на личном приеме в ИЦ ГУВД под роспись, а при невозможности личного присутствия заявителя либо его доверенного лица направляются почтой в орган внутренних дел по месту жительства для вручения. Орган внутренних дел после вручения незамедлительно направляет в Информационный центр ГУВД сообщение о получении заявителем (доверенным лицом) справки.

Для подготовки справки Информационным центром осуществляются проверки о наличии (отсутствии) судимости в: ГИАЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту рождения, регистрации места жительства (пребывания), осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. При необходимости, по просьбе заявителя, могут проводится проверки по учетам ИЦ МВД,ГУВД, УВД по месту прежнего про­живания. Результаты проверок отражаются в справке. Проверки по учетам информационных центров МВД государств-участников СНГ не проводятся.

Справки предоставляются гражданам с учетом погашения или снятия судимости (в соответствии со ст.84,85,86 и 95 УК Российской Федерации). При отсутствии сведений о судимости справки оформляются на бланках серии А , при наличии неснятой или непогашенной судимости - на бланках серии Б . В случае установления факта привлечения проверяемого лица к уголовной ответственности или нахождения его в розыске за совершение преступления в графе справки «Дополнительная информация» указывается следующее: дата возбуждения уголовного дела или объявления в розыск, орган принявший такое решение, а также номер статьи Уголовного кодекса РФ, на основании которой проверяемое лицо привлекается к уголовной ответственности. При отсутствии вышеуказанной информации в графе «Дополнительная информация» делается отметка «не имеется». В соответствии с приказом ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 641 от 10.05.2006. в ГУВД справки подписываются начальником Информационного центра, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности, заверяются гербовой печатью ГУВД.

Заявления в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются в течение одного месяца. Срок действия справки приказом не определен и устанавливается органом, истребующим ее у гражданина. Невостребованные заявителями справки по истечении 2-х месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело.

Сведения о наличии (отсутствии) судимости по заявлениям граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации, предоставляются через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Н.К.Пчоловский, полковник милиции,

начальник ИЦ ГУВД по СПб и ЛО

Объем обстоятельств, подлежащие установлению в процессе расследования грабежей и разбоев, следует определять исходя из предмета и пределов доказывания по уголовному делу, признаков рассматриваемого вида преступлений и особенностей конкретного нападения. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие./Под ред. И.Н. Кожевникова: научная ред. А.Я. Качанов. 3-е изд. Перераб. и доп.-М.: Спарк, 2000. с. 376

Обстоятельства подлежащие установлению предопределены УПК РФ в частности ст. 73 регламентирующей тот объем обстоятельств, которые должны быть установлены и доказаны при производстве по уголовному делу. К таким обстоятельствам относятся:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

характер и размер вреда, причиненного преступлением;

обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяние; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Трудно дать исчерпывающий перечень всех вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования грабежей и разбоев, т. к. они вытекают из обстоятельств каждого конкретного дела. Тем не менее, исходя из требований уголовного и уголовно-процессуального законов, а также следственной практики. По делам этой категории, криминалистической характеристики грабежей и разбоев можно сделать вывод, что обязательному выяснению подлежит следующий круг вопросов:

имел ли место факт грабежа или разбойного нападения; если да, то где (он) оно совершено;

когда совершен грабеж или разбойное нападение, т.е. календарная дата (год, месяц, число) и время суток;

каков способ совершения грабежа или разбоя (содержание и характер

действий, направленных на подготовку, непосредственное осуществление нападения и сокрытия его следов; был ли нападавший вооружен и чем именно; имело ли место в отношении потерпевшего насилие и в чем оно выражалось; если нападавший ограничился угрозой применения насилия, то каков характер этих угроз);

каков круг лиц, располагающих интересующей следствие информацией о грабеже либо разбойном нападении и виновных в его совершении;

кто совершил грабеж, разбойное нападение (одно лицо, а если группа лиц, кто входил в ее состав и в чем конкретно выражалось участие каждого в подготовке, непосредственном совершении и сокрытии его следов, время и цель образования преступной группы, тип и характер групповой деятельности, предшествующей разбойному нападению (грабежу), наличие предварительного сговора между соучастниками или четкого распределения ролей: кто организатор и актив преступной группы; цель и методы вовлечения в нее новых членов; время и цель образования организованной преступной группы, тип и характер ее деятельности, предшествующей грабежу или разбою, и другие вопросы деятельности организованной группы); Справочная книга криминалиста/руков. авт. кол. и отв. ред. Н.А. Селиванов,- М.: издательство НОРМА,2001. с. 301

каковы данные, характеризующие личность каждого обвиняемого, смягчающие или отягчающие их ответственность, в том числе наличие прошлой судимости;

кто стал жертвой нападения, в том числе его материальное положение и роль в возникновении и реализации виновными преступного замысла;

какие последствия для жизни и здоровья потерпевшего повлекли грабеж, разбойное нападение (был ли он или его близкие ранены, степень тяжести полученных им повреждений и какие последствия повлекли или могли повлечь);

что похищено в результате разбойного нападения (грабежа) и кому принадлежит похищенное имущество (наименование, количество, индивидуальная суммарная стоимость похищенного имущества, его характерные приметы - принадлежит ли он потерпевшему или другим, лицам, государственным, муниципальным, общественным организациям, акционерным, совместным и другим предприятиям, банкам и т.д. и каков в связи с этим характер направленности преступного умысла виновных);

где находится похищенное в результате нападения имущества, каковы каналы его сбыта;

какие меры следует принять в целях возмещения материального ущерба, причиненного потерпевшему;

каковы причины и условия, способствовавшие проникновению в жилище потерпевшего, иное помещение и совершения на него нападения;

какие конкретные меры надлежит предпринять в целях устранения выявленных причин и условий аналогичных преступлений. Комментарий к УПК РФ//Под ред. А.В. Смирнова, К.Б. Калиновского. СПб.: Питер, 2004. с. 172

Тщательное исследование совокупности названных обстоятельств ориентирует следователя на всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела. Данные обстоятельства устанавливаются путем проведения различных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, подробно о которых будет изложено в следующей главе.

  • 4. Общая характеристика правового положения лиц, подвергнутых уголовному преследованию 86
  • 5. Обеспечение права на защиту лиц, подвергнутых уголовному преследованию 104
  • 6. Обеспечение прав и охрана интересов иных участников уголовного судопроизводства рф 149
  • 1. Общие положения о правах участников уголовного судопроизводства и их процессуальных гарантиях. Механизм обеспечения прав участников в уголовном судопроизводстве
  • 2. Процессуальный статус потерпевшего и механизм обеспечения его прав
  • 2.1. Понятие потерпевшего и порядок признания потерпевшим в уголовном процессе
  • 2.3. Право потерпевшего участвовать в доказывании и его гарантии
  • 2.4. Право потерпевшего на примирение с обвиняемым и проблемы его обеспечения
  • - Составить в письменной форме документ с отражением основных условий 3. Права гражданского истца, его представителя и их обеспечение в уголовном судопроизводстве
  • 3. Права гражданского истца, его представителя и их обеспечение в уголовном судопроизводстве
  • 2.5. Право потерпевшего на обжалование действий и решений должностных лиц и государственных органов и его гарантии
  • 3. Права гражданского истца, его представителя и их обеспечение в уголовном судопроизводстве
  • 4. Общая характеристика правового положения лиц, подвергнутых уголовному преследованию
  • 4.1. Понятие подозреваемого в российском уголовном процессе
  • 4.2. Понятие обвиняемого (подсудимого) в российском уголовном процессе
  • 4. 3. Право лиц, подвергнутых уголовному преследованию, на защиту
  • 13 В редакции фз рф "о5. Обеспечение права на защиту лиц, подвергнутых уголовному преследованию
  • 5.1 Обеспечение права подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) на помощь защитника
  • 5.2. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) знать, в чем он подозревается (обвиняется)
  • 5. 3. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) на доказывание своей невиновности
  • 5.3.1. Обеспечение прав подозреваемого (обвиняемого) давать объяснения и показания
  • 5.3.2. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) на заявление ходатайств
  • 5.3.3. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) представлять доказательства
  • 5. 4. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) на объективное и беспристрастное расследование уголовного дела
  • 5.4.1. Обеспечение права заявлять отводы
  • 5.4.2. Право приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора
  • 5. 5. Гарантии права на реабилитацию
  • 6. Обеспечение прав и охрана интересов иных участников уголовного судопроизводства рф
  • Рекомендуемые для изучения нормативные акты и литература Нормативные акты
  • Литература
  • 4. Общая характеристика правового положения лиц, подвергнутых уголовному преследованию

    4.1. Понятие подозреваемого в российском уголовном процессе

    В ст. 46 УПК РФ предусматриваются следующие основания для признания лица подозреваемым: 1) возбуждение уголовного дела против конкретного лица; 2) задержание лица в соответствии со ст. 91 и 92 настоящего Кодекса; 3) применение меры пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 108 УПК РФ. Все эти основания были и в УПК РСФСР.

    С принятием УПК РФ проблема, связанная с основаниями появления подозреваемого в уголовном процессе и его правовом положении, продолжает оставаться актуальной в теории уголовного процесса и в практической деятельности.

    Вопрос о расширении оснований появления в деле подозреваемого постоянно дискутировался в литературе.

    Одни авторы считали необходимым признавать лицо подозреваемым с момента производства определенных следственных действий, ущемляющих права этого гражданина. Так, Э. Боровский подозреваемым считает лицо, которое следователь или орган дознания в любой стадии расследования на основании собранных доказательств, указывающих на это лицо как возможно совершившее преступление, но которых еще недостаточно для предъявления обвинения в законном порядке, признает подозреваемым и к которому в связи с этим применены меры процессуального принуждения или которое необходимо допросить по поводу его личного участия в совершении преступления. Подозреваемым лицо могло стать и в силу применения к нему мер процессуального принуждения, таких, как обыск, личный обыск, наложение ареста на корреспонденцию и др.1.

    Данная точка зрения высказывалась С.П.Бекешко и Матвиенко Е.А.2. С изложенными предложениями нельзя согласиться по той причине, что закон предусматривает проведение обыска, освидетельствования, наложение ареста на имущество, как в отношении подозреваемых, так и в отношении свидетелей или потерпевших, и в результате производства этих следственных действий неоправданно может быть поставлено в положение подозреваемых огромное количество лиц.

    Другие процессуалисты высказывались за то, чтобы признавать лицо подозреваемым с момента возбуждения уголовного дела. Именно это предложение было реализовано законодателем (ФЗ от 20.03.2001) и нашло отражение в п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ.

    В 1960-1970-х гг. эта точка зрения подвергалась критике, о которой теперь уместно будет вспомнить.

    Так, М.С. Строгович писал: "Это создает совершенно недопустимое положение, приводящее к нарушению прав граждан. Для гражданина положение подозреваемого ничем не лучше, не благоприятнее, чем положение обвиняемого, но для подозреваемого закон не устанавливает всех тех процессуальных гарантий и не предоставляет ему всех тех прав, какие предусмотрены законом для обвиняемого. Что касается случаев, когда лицо, которому следует инкриминировать совершение преступления, известно уже в самый момент возбуждения уголовного дела, то это обстоятельство позволяет привлечь данное лицо в качестве обвиняемого в начале предварительного следствия, иногда непосредственно вслед за возбуждением дела, но вовсе не служит основанием для того, чтобы ставить это лицо в положение подозреваемого"3.

    Таким образом, указанный М.С. Строговичем главный недостаток процессуального положения подозреваемого, мешающий признавать его таковым с момента возбуждения уголовного дела, заключался в том, что подозреваемый был наделен значительно меньшим объемом прав, чем обвиняемый. В настоящее время это разногласие практически устранено, следовательно, нет и препятствий для признания лица подозреваемым с момента возбуждения уголовного дела.

    Тем не менее согласиться с предложением М.С. Строговича о привлечении таких лиц в качестве обвиняемых вслед за возбуждением уголовного дела довольно трудно, так как для привлечения лица в качестве обвиняемого должны быть собраны достаточные доказательства его вины, а фактические данные, имеющиеся на момент возбуждения уголовного дела, еще не могут быть оформлены надлежащим образом и являться доказательствами его вины. Что касается фактических данных, которые могут быть признаны доказательствами на момент возбуждения уголовного дела, то они еще не проверены, не собраны в полном объеме и явно недостаточны не только для обвинения лица, но и для обоснованного признания лица подозреваемым.

    Следует также отметить, что противники точки зрения о признании лица подозреваемым с момента возбуждения уголовного дела предлагали уголовные дела возбуждать всегда по факту совершения преступления4.

    Между тем практика возбуждения уголовных дел в отношении конкретных лиц вполне оправдана по таким категориям преступлений, как нарушение правил дорожного движения; преступления на бытовой почве, совершенные известным лицом; преступления, связанные с незаконным приобретением, ношением холодного, огнестрельного оружия или наркотических средств, на что неоднократно указывалось в литературе5.

    Поэтому лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, должно иметь определенный правовой статус подозреваемого, так как в отношении него начато уголовное преследование. Однако вовлечение лица в уголовный процесс должно быть обоснованным, а надежными гарантиями вовлечения в уголовный процесс лица в качестве подозреваемого являются доказательства его виновности, которых еще недостаточно для привлечения лица в качестве обвиняемого, но достаточно для того, чтобы выдвинуть в отношении этого лица обоснованное предположение о его виновности.

    В связи с этим, анализируя законодательную новеллу о признании лица подозреваемым с момента возбуждения уголовного дела, мы полагаем, что законодатель закрепил исключение из общего правила.

    На наш взгляд, данная норма может способствовать необоснованному вовлечению в уголовный процесс лиц в качестве подозреваемых, так как лицо признается подозреваемым только на основании данных, которые, как правило, еще не являются доказательствами по уголовному делу.

    Это смягчается тем, что большинство лиц, признаваемых подозреваемыми по этому основанию, на практике, как правило признаются по категории очевидных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, поскольку в отношении таких лиц нет оснований для задержания или избрания меры пресечения.

    Однако остается вопрос об основаниях появления лица в качестве подозреваемого с момента возбуждения уголовных дел по другим категориям преступлений. Нам представляется целесообразным по категории преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно, признавать лицо подозреваемым только при наличии доказательств его виновности, но ни в коем случае не с момента возбуждения уголовного дела.

    В этой связи вызывает интерес идея, которая сводится к предложению признавать лицо подозреваемым путем вынесения соответствующего постановления.

    Одни процессуалисты полагают, что лицо должно признаваться подозреваемым не путем вынесения постановления об избрании меры пресечения или протокола задержания, а путем вынесения соответствующего акта (постановления), в котором будет изложен мотивированный вывод о признании лица подозреваемым. Такое постановление должно выноситься перед избранием мер принуждения6.

    На наш взгляд, вводить обязательный порядок вынесения постановления о признании лица подозреваемым было бы неправильно, так как действующее положение о признании подозреваемым исторически сложилось и апробировалось уже несколько десятилетий.

    Наиболее удачным представляется расширение случаев признания лица подозреваемым путем вынесения постановления о признании лица подозреваемым. Такой порядок может использоваться в тех случаях, когда при производстве дознания и предварительного следствия установлено лицо, предположительно совершившее преступление, но нет оснований для задержания или избрания меры пресечения, либо это является нецелесообразным, а в отношении такого лица необходимо проведение следственных действий.