Объявление независимости индии и пакистана. Раздел британской индии

Аяз — мужское имя.
Вариант написания имени транслитом (латиницей): Ayaz

Значение имени

Аяз — тюрк, звездная ночь

Нумерология имени

Число души: 6.
Обладатели числа имени 6 отличаются спокойствием и здравомыслием. «Шестерки» ценят стабильность, обычаи и традиции. Для них честность и хорошее имя дороже сиюминутных выгод. Они никогда не прибегают к радикальным методам решения проблем, предпочитая либеральный путь. «Шестерки» не отличаются лидерскими качествами, однако являются способными и старательными работниками. Встречаются высокомерные и самодовольные «шестерки», однако для большинства из них главный ориентир в жизни — это семья и небольшой круг верных и преданных друзей.

Число скрытого духа: 6
Число тела: 9

Знаки

Планета: Марс.
Стихия: Огонь, тепло-сухо.
Зодиак: Овен, Скорпион.
Цвет: огненно-красный, кровавый, железистый.
День: вторник.
Металл: железо.
Минерал: магнетит, яшма, аметист, лопарская кровь.
Растения: чеснок, лук, табак, редька, горчица, крапива, спаржа, вереск, боб, перец жгучий.
Звери: волк, петух, ворон, гриф, конь, собака.

Комментарии посетителей

Ваше имя:
Комментарий:
Введите символы: *

Обновить

В собственно пакистанском аспекте раздела Индии и последующих событиях нельзя не отметить особую роль Мухаммада Али Джинны (1876-1948). Смелый и ловкий юрист, поначалу он боролся за самоуправление и расширение прав Индии совместно с индусами. Более того, до 1920-х годов его позиции были весьма умеренными, он находился в лагере Тилака. Проявляя недюжинные способности к лавированию, он сумел уверить англичан в своей полной лояльности, будучи одним из лидеров Движения в поддержку халифата - радикальной панисламистской организации. Как бы то ни было, к 1935 году он стал представителем бомбейских мусульман в Центральной законодательной ассамблее Индии. 22-24 марта 1940 года был принят исторический документ - Лахорская резолюция http://storyofpakistan.com/lahore-resolution/. Текст Лахорской резолюции приводится в сокращении. Режим доступа - открытый. . На сессии Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре Джинна говорил о том, насколько, по его мнению, далеко зашли различия в историческом пути развития индуистской и мусульманской частей доминиона Индия. Он заявлял: «Мусульмане являются нацией с точки зрения любого определения нации». В резолюции же главными являются следующие слова: «Ни один конституционный план, не учитывающий географических и религиозных границ, не будет приемлем для мусульман…Поскольку мусульмане преобладают на северо-востоке, там должны быть созданы суверенные и независимые государства». Этот документ может считаться отправной точкой политической практики теории «двух наций» - индуистов и мусульман. Идеологи этой теории уверены, что ислам и индуизм в нашем случае - не религиозные системы, а четкие критерии выделения двух совершенно разных наций. Возможно, теория так бы и осталась сугубо бумажными выкладками для одних и мечтой всей жизни для других, если бы не Вторая мировая война.

Само собой, Невилл Чемберлен объявил войну Германии, не спрашивая ни мусульман Индии, ни собственно индуистов. Отчасти это было предсказуемо: Чемберлен тогда не мог предположить, что европейские дела могут как-то затронуть отдаленную колонию империи. Однако после провала фашистской Германии в битве под Москвой в конце 1941 - начале 1942 года, ее союзница - Япония - отказалась нападать на СССР. Но ее руководство и в мыслях не держало выход из системы «оси». Именно поэтому весь свой недюжинный потенциал, накопленный в годы правления милитаристского правительства при императоре Хирохито (1901-1989), Япония направила на Индию. Английское правительство прекрасно понимало, насколько ненадежным участком фронта будет Индия при малейшей интенсификации боевых действий - и насколько еще менее надежной станет она, когда там усилятся антианглийские настроения. К тому же, британская индийская армия была очень крупной (2,5 млн человек), что делало положение в Индии особенно важным. В Индию отправляется миссия сэра Стэнфорда Криппса Jajal A. . The Sole Spokesman: Jinnah, the Muslim League and the Demand for Pakistan. Cambridge, 1985. P. 47.. Посулы Великобритании были весьма и весьма велики: свободные выборы после войны, статус доминиона с независимыми выборами, возможность выхода из доминиона, защиту национальных меньшинств. В итоге Криппс уехал ни с чем: отчасти из-за сопротивления и недоверия местных индуистов и мусульман, отчасти из-за хитроумных интриг недолюбливавшей его местной английской колониальной администрации Gupta S.R. New Light on the Cripps Mission // India Quarterly. Vol. 28, ch. 1. Pp 69-74.. Однако его явно неудачная поездка донесла до населения Индии две важные идеи, можно сказать - Англия в тяжелой ситуации раскрыла две карты. Во-первых, стало ясно, что очень скоро Британия будет уходить с Индийского субконтинента, во-вторых - что сделано это будет лишь после войны Brown J. Modern India. The making of an Asian Democracy. London, 1999. P. 328.. В условиях такого соблазна, обостренных результатом неумеренных инициатив военного времени, здесь развернулось массовое движение за полную независимость. В мировую историографию оно вошло как “Quit India Movement”, а в советскую и российскую - как Августовское движение. Суть этого движение в том, что в 1942 году Индийский национальный конгресс провозгласил своей целью переход к полной независимости от Великобритании в рамках движения «гражданского неповиновения». Вождем движения был Махатма Ганди, выступивший в парке в Бомбее с пламенной речью о национальном освобождении 8 августа 1942 года. Сразу после этого по стране прокатилась война арестов, была даже идея насильственного вывоза Ганди в Африку Fisher D. The Proudest Day: India"s Long Road to Independence. Norton, 1998. P. 329, однако, неосуществленная. В принципе, перипетии этих событий не имели бы прямого отношения к тематике нашего исследования, если бы не один факт. В столь важный для Британской Индии момент, мусульманские лидеры отказались поддержать Августовское движение. Джинна призывал всех мусульман сотрудничать с англичанами, идти добровольцами в индийские военные и паравоенные формирования Wolpert S. Jinnah of Pakistan. N.Y., 1984. Pp 209 -215.. Как мы считаем, такой политикой он достигал сразу четырех целей. Во-первых, на данном этапе он убеждал англичан в своей полной лояльности, попутно повысив свой авторитет в их глазах. Во-вторых, он дал понять лидерам индусов, что они не являются для него авторитетами, что очень скоро он может перейти к самостоятельной внешней и внутренней политике. В-третьих, он стал собирать вокруг себя большое число союзников, формально проявив себя патриотом, подняв население на защиту родной земли. В-четвертых, именно добровольческие отряды, о которых было сказано выше, составили военизированную основу будущего мусульманского движения. В целом, исследователи отмечают значительный рост численности Мусульманской лиги, который уже позволил ей овладеть контролем над территориями Синдха, Бенгалии и северо-западной границы Британской Индии Syed N.А. Origins of Muslim consciousness in India: a world-system perspective. London, 1991. P. 213.. Так или иначе, восстание было подавлено, но отдельные его вспышки, связанные с голодом в Бенгалии, отмечались и до конца 1943 года Dyson, T., Maharatna A. Excess mortality during the Great Bengal Famine: A Re-evaluation" in The Indian Economic and Social History Review, Vol 28, No. 3, 1991. P. 11-12.. Фактически, из Второй мировой войны Индия и Пакистан вышли уже абсолютно разными, с разным пониманием насущных целей государственного строительства и методов их достижения.

Тем не менее, вплоть до последнего дня колониального владычества, в Англии сохранялись сторонники того, что создавать два государства на руинах Индии не следует. Так, известно, что в 1946 году Кабинетом министров был разработан план децентрализованного государства на основе компромисса между Мусульманской лигой и Индийским национальным конгрессом. Он предусматривал минимизацию полномочий центра, существенную автономию провинций. Однако Джавахарлал Неру отверг план строительства государства без единого центра, а потом и Джинна вернулся к требованиям независимого мусульманского государства Wolpert, S. A New History of India. N.Y., 1990.. Планам взаимовыгодного примирения было не суждено сбыться.

Лейбористский кабинет Клемента Эттли (1883-1967) был весьма четко ориентирован на коренные преобразования в Индии. Именно поэтому, когда Эттли посла провала Лондонского соглашения пришел к выводу о том, что политика Уэйвелла на посту вице-короля не принесет должных результатов в этом направлении, он задумался об организационных выводах. Так, вице-королем в Индии стал лорд Маунтбеттен Бирманский, вступивший в должность 24 марта 1947 года. Попутно было провозглашено обещание сделать Индию независимой до июня 1948 года. 3 июня был предложен знаменитый «План Маунтбеттена», предусматривавший следующие условия обретения независимости Индией:

  • 1. Разделение общин Пенджаба и Бенгалии будет осуществляться по решению простого большинства каждой из религиозных групп
  • 2. Вопрос о Сидхе будет решен на его усмотрение.
  • 3. Судьба северо-западной границы и отдельных областей Бенгалии будет решена местными референдумами.
  • 4. Индия будет признана независимой к 15 августа 1547 года.
  • 5. Бенгалия сможет отделиться, как только захочет.
  • 6. Для урегулирования всех вопросов создается пограничная комиссия.

Небольшим княжествам, таким образом, предоставили возможность самоопределения лишь в рамках Индии или Пакистана Sankar G. Jawaharlal Nehru, a biography. Paris, 1991. P. 193. (без проведения референдума, а на основе решения князя). Граница между двумя новыми государствами устанавливалась по так называемой линии Рэдклиффа - демаркационной линии, названной по имени сэра Джона Рэдклиффа (1899-1977). Не лишним будет в качестве источника проанализировать и сам текст Акта о независимости Индии http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/10-11/30#IDA3KLY. Режим доступа: открытый.. Пункт 1 статьи 1 гласит: „В Индии появляются два незвисимых доминиона - Индия и Пакистан“. Территориальное разделение, конституированное пунктами 1-3 статьи 2, предусматривало, что к Пакистану отходит Восточная Бенгалия, Западный Пенджаб, Синд, Белуджистан; Бенгалия при этом разделяется на западную и восточную. Будущее Силхета и Северо-Восточной границы подлежит урегулированию на референдумах. Пенджаб отныне делится на Восточный Пенджаб и Западный Пенджаб. Процес проведения границ проходит под контролем специально назначаемых генерал-губернаторов, власть которых ограничена Актом об управении Индией 1935 года,. Специальная статья посящена отказу монарха Великобритании от власти и отвественности за происходящее в упоминаемых территориях. Оговаривался и процесс законотворчества и формирования армии в двух государствах. 3 июня 1947 года Маунтбеттен, Неру, Джинна и лидер сикхов Балдев Сингх выступили с коммюнике на радио, а 4 июня данный текст был объявлен на пресс-конференции. 15 августа суверенитет Великобритании над Индией перестал существовать как реалия международного права. В каждом государстве оставался генерал-губернатор Stein B. Arnold, D. A History of India, 2010, P. 359: в Индии свою деятельность на этом посту продолжил лорд Маунтбеттен Бирманский, в Пакистане правдами и неправдами добился этого поста Мухаммед Али Джинна. Важным в политической системе новых государств стали и посты премьер-министров, которые отошли, соответственно, к Джавахарлалу Неру и Ликат Али-Хану.

Разделение Британской Индии на две страны сопровождалось многочисленными актами насилия. Настоящее цунами из беженцев захлестнуло Северную Индию: 10 миллионов индусов, сикхов и мусульман спасались от межобщинного насилия. По разным данным в результате раздела погибло от 200 тысяч до одного миллиона человек.

Многочисленные исследователи задаются вопросом, что стояло за поспешными действиями последнего английского вице-короля Индии лорда Маунтбеттена, и почему он в основном прислушивался к словам лишь лидера Мусульманской лиги Мухаммада Али Джинны?

Доказано, что Маунтбеттен до последнего скрывал свои истинные планы и не показывал карты, на которых было обозначено разделение территорий Пенджаба и Бенгалии даже их губернаторам.

В связи с этим глава офиса губернатора Бенгалии английский колониальный чиновник Джон Тайсон писал своим родным в Каллькутту: «Маунтбеттен –нахал. С момента своего появления он избрал тактику шока. Он разработал свой план и начал воплощать его с быстротой молнии, не давая никому времени перевести дух и меньше всего – индийским лидерам… Индия после 15 августа – страна, в которой я не хочу жить».

Непонятны мотивы Маунтбеттена, который считая, что раздел Индии «поживому» станет для нее настоящим бедствием, тесно сотрудничал с Джинной, который всячески стремился к этому.

С другой стороны, Рафик Закария в своей книге «Человек, разделивший Индию» отмечает, что Джинна «был одним из умнейших стратегов среди индийских политиков. Его невозможно было переспорить». Государственный секретарь Индии Эдвард Монтегю так описывал Джинну в начале его карьеры в 1917 году: «Молодой, с прекрасными манерами, он выглядел впечатляюще, вооруженный до зубов диалектикой… Джинна был очень умным человеком и я был очень раздосадован, что он не может принимать участие в управлении страной».

Стоит отметить, что Джинна не был этническим мусульманином: его дед был раджпутом-индуистом, который принял шиитскую версию ислама. Всю свою политическую карьеру Джинна испытывал на себе влияние секты ахмадийцев. Именно глава ахмадийской общины в Лондоне убедил Джинну в 30-х годах продолжить политическую в Индии.

Известный маулана Маудуди и его окружение выступали против создания Пакистана. Маудуди заявлял: «Место Мухаммада Али Джинны не на троне лидера нации, а в суде, где его надо судить как предателя».

Политическим образцом для подражания для Джинны был Кемаль Ататюрк.

Как указывает Р.Закарийя в упоминавшейся выше книге: «Он[Джинна] был очарован тем, что турецкий диктатор сделал со своими единоверцами, чтобы перестроить и изменить их взгляды. Он хотел сделать то же самое с индийскими мусульманами. Он хотел освободить их от пут мулл и отбросить удушающую религиозную ортодоксию. Он должны были перестроиться так, чтобы жить ка живут люди на западе».

В качестве подтверждения своего тезиса он приводит речь Джинны на ежегодной сессии Мусульманской лиги в Патне в декабре 1938 года, где он назвал Ататюрка: «Великим героем мусульманского мира и призвал делегатов: «извлечь мусульман Индии из болота, руководствуясь примером этого великого мусульманина».

После образования Пакистана «Джинна не позволил сделать никаких изменений в законах, которые англичане внедрили в Индии. Фактически, он хотел превратить Пакистан в подобие Турции по лекалам своего героя Кемаля Ататюрка».

Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру и Глава Мусульманской лиги не скрывали взаимную враждебность.

Со своей стороны индуистские политические партии стали проявлять все больше и больше агрессивности и призвать к межобщинному насилию.

Так, видный юрист, впоследствии первый министр юстиции Индии, автор ее Конституции Бхимрао Рамджи Амбедкар жестко критиковал ислам как религию и также поддерживал отделение мусульманских регионов от Индии. Амбедкар писал, что мусульманское общество ещё больше преисполнено социальным злом по сравнению с индуистским. Он считал, что буквальное толкование Корана сделало исламское общество очень жёстким, неспособным к изменениям.

Яркой иллюстрацией того как индуисты были намерены были «делиться» властью с мусульманами стала аннексия княжества Хайдарабад, правитель которого –мусульманин отказался присоединиться к Индии. Многие официальные лица и члены княжеской семьи вынуждены были бежать в Пакистан.

Кроме этого взаимная вражда привела к войне в Кашмире, когда махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу, хотя 90% его подданных составляли мусульмане.

Насильственное разделение Британской Индии породило на субконтиненте обстановку взаимного недоверия, ненависти и страха. Учитывая, что и Индия, и Пакистан интенсивно вооружаются и обладают ядерным оружием, последствия разделения могут потенциально привести к ядерному конфликту в Южной Азии.

Ильдар Мухамеджанов

Раздел Британской Индии в 1947 году породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: до 6,5 миллионов мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 миллионов индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тысяч человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

И хотя юридически Англия объявила о полном суверенитете этих стран, фактически она ещё долго господствовала на этой территории как третья независимая сторона, помогающая урегулировать военные конфликты, возникающие на религиозной почве. Сработал хорошо известный принцип: «Разделяй и властвуй».

К началу 20-х годов XIX в. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоёвана в 1757 году, Синд в 1843-м и Пенджаб - в 1849-м. В 1857 году вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было жестоко подавлено, Бахадур-шах II осуждён и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила своё существование.

После 1857 года бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 году Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 году ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии (разряды) для индусов и мусульман.

В 1887 году Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885 году. Раздел Бенгалии в 1905-м побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 года в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 году английским парламентом закон «Реформа Морли Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтён в законе «Реформа Монтегю Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).

В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 году в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии.

Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 года, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии.

В Лахоре 23 марта 1940 года Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 года декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».

В 1946 году направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - Северо-Восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права.

Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.

После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 годы в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 году был установлен военный режим во главе с генералом Айюб-ханом. В феврале 1960 года состоялись президентские выборы, на которых Айюб-хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962 году. Военное положение было отменено только в июне 1962-го. В 1965-м конституционным путём Айюб-хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 году в стране было снова введено военное положение, и к власти пришёл генерал Яхья-хан (ушёл в отставку в 1971-м).

Разделение враждующих общностей государственной границей и аккуратное перемещение «к своим» населения, оказавшегося в чужой для него стране, в принципе нормальное явление. Однако цивилизованный «развод» не получился. Нормализации обстановки на субконтиненте воспрепятствовал также кашмирский конфликт. До 1947 года в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 года махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 году вооружённые столкновения между индийскими и пакистанскими вооружёнными силами происходили до конца 1948-го, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня.

Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией.

29 февраля 1956 года Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 года была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962 года, действовавшей при Айюб-хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.

Дебаты по поводу избирательных курий имели серьёзное значение ввиду того, что около 20% населения Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) составляли индусы. В 1950–1952 годах были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане.

Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 года среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.

На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает большими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов.

Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955 года, затем была достигнута договорённость о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.

Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточных пакистанцев числилось в государственном аппарате (15% ), а также в вооружённых силах (17% ). Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам Западного Пакистана при валютных операциях, в выдаче лицензий на импорт, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 года совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.

Раздел Британской Индии в августе 1947 года на религиозно-общинной основе на Пакистан и Индийский Союз привёл к возникновению целого ряда политических, этнических, территориальных, экономических, водных и других проблем. Так, бенгальский, пенджабский, синдхский, кашмирский народы и территории их проживания оказались произвольно разорванными между двумя странами. К тому же две части Пакистана были отделены друг от друга более чем 1 500 км индийской территории. Нарушились экономические связи, поскольку большая часть промышленных предприятий оказалась в Индии, а сельскохозяйственные районы отошли к Пакистану. Национальное, религиозное и территориальное размежевание породило многомиллионную миграцию населения. Мусульмане, жившие в Индии, устремились в Пакистан, а индуисты, населявшие Пакистан, хлынули в Индию.

Всё это в комплексе привело к трём пакистано-индийским вооружённым конфликтам: в 1947–1948 годах, в 1965 и 1971 годах, причём дважды боевые действия начинались из-за статуса индийского штата Джамму и Кашмир, северная и западная части которого оказались в составе Пакистана и Китая. Такая ситуация породила добрые пакистано-китайские отношения и конфронтационные - пакистано-индийские. В 1965 году пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 года и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня. Вооружённый конфликт в 1971 году привёл к отделению от Пакистана его восточной части и образованию здесь нового государства Бангладеш.

К концу 1990-х годов все три страны южно-азиатского «треугольника» (Пакистан, Индия, Китай) стали обладателями ядерного оружия, а пакистанская часть Кашмира превратилась в рассадник международного исламского терроризма.

Обстановка в отдельных районах пакистано-индийской границы периодически обостряется. Анализ характера и причин конфронтации между Исламабадом и Дели, начиная с 1947 года и по настоящее время, показывает, что у руля политического и военного руководства двух государств почти всегда находились и находятся доныне люди, которые придерживаются единой цели - использовать сложные взаимоотношения с соседом с наибольшей выгодой и пользой для себя.

Пакистан и Индия постоянно стремились к расширению числа своих сторонников в лице развитых и развивающихся стран, их политической, деловой и военной элиты, международных организаций и союзов. При этом они периодически обвиняли друг друга в нагнетании напряжённости, и потому зачастую очень трудно установить истинных виновников развязывания того или иного конфликта.

Явно обострили обстановку и террористические акции, совершенные против отдельных руководителей Пакистана (гибель президента генерала Зия-уль-Хака в авиакатастрофе) и Индии (убийство премьеров Индиры Ганди и Раджива Ганди).

Практически постоянная конфронтация между Пакистаном и Индией условно разделила мировое сообщество, международных политологов и экспертов, учёных, средства массовой информации как бы на четыре группы. Первая поддерживает Пакистан, вторая Индию, третья выступает за налаживание добрососедских отношений между этими странами в духе Устава Организации Объединённых Наций и в соответствии с принятыми резолюциями ООН. А четвёртая группа считает, что подобная конфронтация используется Исламабадом и Дели специально или намеренно с наибольшей выгодой для себя, что они просто «пугают» друг друга, чтобы обратить на себя внимание других государств и создать впечатление у мировой общественности о возникновении серьёзных угроз, выходящих за пределы региона.

При этом как руководство Пакистана, так и индийские руководители вовсе не намерены начинать полномасштабную войну, в том числе ядерную, друг против друга. Политические и военные лидеры Пакистана и Индии, судя по всему, пока контролируют ход событий и стремятся не допустить развязывания полномасштабной войны. Частичное сокращение или полное прекращение финансовой, военной и технико-экономической помощи на неопределённое время как Пакистану, так и Индии также может послужить в качестве сдерживающего фактора.