Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда. Iii

Сертификация систем охраны труда предусмотрена еще ФЗ № 181 от 17 июля1999 г. «Об основах охраны труда в РФ». Документ, выдаваемый в подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям на предприятии работ по охране труда, назывался сертификатом безопасности (в соответствии с определением ФЗ).

Статья 212 Трудового кодекса РФ говорит о том, что именно работодатель обеспечивает безопасные условия и охрану труда. В этой же статье обязательными называются аттестация рабочих мест и сертификация организации работ по охране труда. Т.к. российское законодательство обязывает при наличии персонала свыше 100 человек создавать в организации либо собственную структуру и систему охраны труда, либо заключать договор на оказание услуг сторонней организации, имеющей специализацию, связанную с системами охраны труда.

Хотя сертификация систем охраны труда в нашей стране считается добровольной и проходит в добровольных системах сертификации, тем не менее, ТК считает необходимой проведение процедуры сертификации работ по охране труда после проведения аттестации всех рабочих мест на предмет исполнения нормативных требований в указанной сфере.

Обязательная система сертификации работ по охране труда

Обязательная система сертификации на исполнение национальных стандартов, проводится на основе Постановления Минтруда РФ № 28 (702Р) от 24.04.2002 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Перечень нормативных актов, включающих государственные требования охраны труда, утвержден ПП РФ № 399 от 23. 05.2000 г. В то время основным законом о сертификации в России являлся ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Сама система имеет сокращенное название ССОТ (Система сертификации охраны труда). Центральным органом системы является Всероссийский центр охраны труда. Работы по охране труда являются объектами сертификации в ССОТ. Органы сертификации, имеющие аккредитацию в данной системе, оценивают исполнение требований нормативных документов РФ в данной сфере и оформляют сертификаты безопасности. Для организаций, успешно прошедших сертификацию, установлен Знак соответствия работ по охране труда, которым маркируется сертификат.

Сертификация работ по охране труда в организациях предполагает новый подход к производству. Основное направление предприятия в этом случае — сохранение здоровья и обеспечение безопасности работников предприятия. Сертификация работ по охране труда предоставляет достоверную оценку соответствия безопасности труда требованиям российских нормативов, способствует учету результатов оценки соответствия при реализации механизмов улучшения условий труда. Сертификации систем охраны труда подлежат только организации, которые провели 100% аттестацию рабочих мест.

Действие обязательной системы ССОТ закончилось в сентябре 2010 года на основе Приказа Минздравсоцразвития РФ № 779н от 1 сентября2010 г. При этом отменено Постановление Минтруда РФ № 28.

Аттестация рабочих мест по условиям труда по-новому

С 1 сентября 2011 года начал действовать Новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля2011 г.

Аттестация рабочих мест является оценкой соответствия условий труда каждого сотрудника нормативным требованиям, а также способом выявления опасных и вредных производственных факторов. Важным отличием от существующих правил является то, что аттестацию рабочих мест по условиям труда должна проводить аккредитованная в данной сфере организация на условиях договора с работодателем.

На этой же организации лежит ответственность за достоверность проведенных измерений и оценки соответствия рабочего места нормативным требованиям. Документами, которые подтверждают компетентность организации на проведение оценки соответствия рабочих мест, являются Аттестат аккредитации Минздравсоцразвития России и уведомление о включении ее в государственный реестр организаций, осуществляющих услуги в области охраны труда.

Аттестация требуется для всех рабочих мест, кроме тех, которые относятся к ликвидации чрезвычайных ситуаций (например, тушение пожаров, спасательные работы и прочее).

Добровольная сертификация систем охраны труда

Международная организация стандартов (ИСО) разработала серию стандартов, относящихся к охране труда и окружающей среды, которая носит название стандарт OHSAS 18001. Разработан он на тех же принципах, что и другие системы менеджмента организаций, поэтому они являются полностью совместимыми друг с другом.

Как правило, третьим этапом оценки соответствия деятельности предприятия (после создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента предприятия) является сертификация систем охраны труда. В российской терминологии данный тип систем называется как система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ).

Межнациональный стандарт OHSAS 18001 содержит советы по способам оценки эффективности мероприятий и методов охраны труда для применения в организациях.

Он включает требования к системе ОЗиОБТ, которые дают возможность предприятию качественно управлять рисками, непременно присутствующими на любом производстве, связанными с безопасностью и здоровьем персонала в организации, помогают существенно повысить показатели деятельности предприятия в области ОЗиОБТ.

Данные требования не содержат конкретных количественных показателей в области ОЗиОБТ, в сфере разработки и внедрения системы менеджмента по охране труда. Система ОЗиОБТ сосредоточена:

  • на эффективной деятельности по разработке мероприятий, способов, методов, которые направлены на борьбу с неблагоприятными и аварийными последствиями работы предприятия;
  • на защиту сотрудников организации от вредных воздействий производственных факторов;
  • на уменьшение заболеваемости сотрудников, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.

В России разработан национальный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, адаптированный международному стандарту OHSAS 18001. Он является универсальным и может быть внедрен на предприятиях, относящихся к любой отрасли экономики государства.

Сертификация систем охраны труда в РФ возможна как на соответствие российскому, так и межнациональному нормативам. При этом сертификация систем охраны труда проводится в том органе сертификации, который соответствует российским или международным аккредитационным (нотификационным) требованиям. Т.е. чтобы получить сертификат международного образца, нужно соискателю подать заявление в сертификационный центр, имеющий Аттестат аккредитации международной организации. Чаще всего в этом существует необходимость у предприятий, которые работают или планируют выход своей компании на международный рынок товаров.

Если предприятие работает на нужды страны, то у него может быть и нет смысла тратить значительные средства на международную сертификацию. Сертификация систем охраны труда, пройденная на соответствие российским ГОСТам, является действительной на территории РФ в течение всего срока действия добровольного сертификата. Максимальный срок, на который может быть оформлен данный документ – три года. При этом предусматривается ежегодная инспекционная проверка сертификационным органом, где была пройдена сертификация систем охраны труда.

Последнее время соискатели все чаще прибегают к услуге, которая содержит комплексное создание трех систем менеджмента на предприятии одновременно: системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы охраны труда. Таким образом, создается интегрированная система менеджмента предприятия. Сертификация систем охраны труда в этом случае предусматривается после создания и внедрения новой системы управления предприятием.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 24-04-2002 28 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (2019) Актуально в 2018 году

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:

подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдачу сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения

12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 3 к настоящим Правилам).

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.

12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.

12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 4 к настоящим Правилам).

12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.

При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.

В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.

13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:

Оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

Оценку деятельности службы охраны труда;

Оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности

14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.

14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

15. Выдача сертификата безопасности

15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением N 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.

15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.

15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.

16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда

16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.

16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.

16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.

16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата безопасности;

информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.

16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.

16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Можно ли получить сертификат, не проводя специальную оценку условий труда ?
К сожалению, нет. Мы не сможем принять положительное решение о проведении сертификации по заявке организации, к которой не будут приложены сведения о ещё действующих результатах аттестации рабочих мест (проведенной до 1 января 2014 года) или специальной оценки условий труда . Поэтому порядок проведения этих работ четкий: сначала специальная оценка условий труда , а за тем уже сертификация.

Каков на практике алгоритм действий при проведении сертификации?
Шаг 1. После заключения соответствующего договора (то есть фактически после принятия положительного решения по Вашей заявке) мы (орган по сертификации), исходя из первоначальных сведений о Вашей организации, формируем перечень вопросов к Вам (заявителю) и документов Вашей организации, которые нам понадобятся при проведении сертификации, и передаем его Вам.

Шаг 2. Вы готовите ответы на заданные вопросы и копии запрошенных документов и передаете все в орган по сертификации.

Шаг 3. После анализа полученной от Вас информации мы составляем план корректирующих мероприятий (из опыта: нужны почти всегда, поскольку нарушения и недоработки обнаруживаются почти в каждой организации) и передаем его Вам вместе с подробными комментариями и советами наших специалистов, образцами документов и прочими наработками, материалами методической поддержки. На этом этапе наша задача максимально облегчить Вам работу по приведению работ по охране труда в Вашей организации в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Шаг 4. По результатам корректирующих мероприятий Вы представляете нам сведения в виде копий своих новых и/или обновленных документов.

Шаг 5. Орган по сертификации составляет акт проверок и оценок соответствия организации работ по охране труда, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и назначает график инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда.

Если в организации охрана труда поставлена на высоком уровне, то шаги 3 и 4 могут оказаться не нужны.

Можно ли провести сертификацию дистанционно - без выезда комиссии органа по сертифкации на объекты заявителя?
Да, это возможно. К примеру, если относительно небольшие объекты заявителя расположены в отдаленных регионах и командировочные расходы делают сертификацию излишне обременительной и затратной для заявителя, то комиссия может ограничиться камеральным рассмотрением документации по охране труда заявителя и общением с его представителями по телефону и электронной почте.

Нужны ли при сертификации выборочные контрольные измерения уровней вредных производственных факторов?
Нет, не нужны. В связи с тем, что в силу Приказа Минздравсоцразвития №205н от 1 апреля 2010 года в настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится только аккредитованными аттестующими организациями, подтверждение результатов аттестации при сертификации не требуется.

Сколько времени может продлиться сертификация? И какова мера участия в этой работе самого заявителя?
Обычно сертификация длится от 1-го до 3-х месяцев. Скоростью проведения сертификации можно управлять: во-первых, мы можем варьировать темп проверок и оценок в зависимости от Ваших потребностей (жесткие сроки в предписании и т.п.) без ущерба качеству и полноте выполняемых работ, а во-вторых, темп работ часто зависит от Вас - от оперативности предоставления Вами необходимых сведений, выполнения рекомендуемых нами в процессе работы корректирующих мероприятий и т. д.

Что касается затрат времени на отдельные этапы/шаги сертификации, то они примерно таковы:

Шаг 1 - всего 1 - 3 дня с момента заключения договора;
Шаг 2 - подготовка Вами всех необходимых сведений может быть как очень быстрой и беспроблемной (2-3 дня) так и долгой и болезненной (в нашей практике были организации, у которых на представление запрошенных сведений ушли месяцы и это при нашей готовности оказать любую методическую помощь в этом вопросе!!!). Причем это зависит часто не от состояния системы охраны труда в организации, а исключительно от эффективности работника, которому поручено эти данные собирать и "политической воли" руководства организации.

Шаг 3 - анализируем полученные от Вас сведения и готовим план корректирующих мероприятий вместе с необходимыми Вам для их выполнения образцами и методическими материалами мы обычно от недели до месяца.

Шаг 4 - в отношение выполнения Вами корректирующих мероприятий справедливо всё, что сказано по шагу 2. Обычно эта работа укладывается в интервал от недели до месяца.

Шаги 5 - оформление материалов сертификации (в том числе и сертификата соответствия) обычно занимает около недели.

Что делать, если плохо организована охрана труда? К примеру, не проводится обучение и/или инструктаж по охране труда, работники не направляются на медосмотры, не должным образом обеспечиваются СИЗ и т.п.?
Чтож, либо мы общими усилиями подтянем в процессе сертификации отстающие работы по охране труда (по большому счёту с Вашей стороны для этого необходимы только воля и решимость) и сертификат соответствия будет справедливо выдан Вашей организации (но не забывайте про инспекционный контроль - Вам нужно будет и дальше организованную работу по охране труда вести), либо теоретически может быть принято решение об отказе в выдаче сертификата, но это крайний случай - при полном игнорировании заявителем корректирующих мероприятий.

Нужно ли информировать ГИТ или ещё какие-то государственные контролирующие структуры о проведении сертификации?
Если Вы проводите сертификацию по предписанию, то конечно, следует поставить в известность о результатах сертификации ведомство, выдавшее предписание. В других случаях такой необходимости нет, так как орган по сертификации регистрирует сертификат соответствия в реестре системы сертификации и периодически отчитывается о своей работе перед государством.

Сертификация работ по охране труда

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ но охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Сертификация соответствия работ по охране труда (ССОТ) заключается в выдаче специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Сертификация работ но охране труда создана для реализации норм ТК РФ и введена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях". Указным постановлением утверждены:

Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях;

Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

– Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Постановлением Госстандарта России от 30 августа 2002 г. № 83 ССОТ внесена в государственный реестр обязательных систем сертификации.

Основной целью ССОТ является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда. ССОТ направлена на создание работодателями условий по охране труда и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.

В ССОТ могут входить отраслевые подсистемы сертификации работ по охране труда в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе:

  • – деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
  • – деятельность службы охраны труда;
  • – работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке. В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.

Информационное обеспечение участников сертификации работ по охране труда в организациях осуществляется на принципах доступности информации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, общественных организаций, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), кроме случаев, когда требуется обеспечить конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну.

ССОТ является открытой для участия в ней всех организаций, признающих и выполняющих ее правила.

Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

Минздравсоцразвития России (ранее – Минтруд России);

  • – центральный орган ССОТ, определенный приказом Минтруда России, – ФГУ "Всероссийский центр охраны труда";
  • – центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
  • – аккредитованные органы по сертификации;
  • – аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации. Среди основных функций органов по сертификации можно выделить:

  • – формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
  • – проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
  • – оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда;
  • – инспекционный контроль за сертифицированными работами;
  • – приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).

Сертификация работ по охране труда в организациях проводится по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг, утвержденных постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.

При сертификации работ по охране труда в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по охране труда и материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

При сертификации работ по охране труда в организациях по схеме 2.1 (аттестация рабочих мест по условиям труда) для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации проводит отбор рабочих мест (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Отбор рабочих мест для целей сертификации работ по охране труда по схеме 2.1

Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами условий труда и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.

По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по охране труда и материалов аттестации рабочих мест по условиям труда без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности . При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест но условиям труда. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации, выдавшим его, или Минздравсоцразвития России.

Орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата может быть приостановлено либо отменено.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении)

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок разработки и принятия коллективного договора определен в ТК РФ. Коллективные договоры могут заключать не только в организации, обладающей правами юридического лица, но и в ее филиалах и представительствах – при условии соответствия их организационных форм нормам ГК РФ.

Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. В отличие от коллективного договора соглашение заключается между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях (ст. 45 ГК РФ).

Если на организацию распространяется соответствующее (отраслевое, межотраслевое, территориальное, региональное и генеральное) соглашение, то коллективный договор базируется на нормативных актах более высоких по отношению к нему уровней. Коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленных в этих актах. Возможны только расширения и конкретизация указанных гарантий с учетом финансово-экономических возможностей данной организации.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам условий и охраны труда. Это вопросы могут быть выделены в специальное соглашение по охране труда , которое в таком случае является приложением к коллективному договору.

Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия.

Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или со дня, указанного в коллективном договоре. После окончания срока действия коллективный договор продолжает действовать до того момента, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий договор, если иное не предусмотрено в договоре. Изменения и дополнения в коллективный договор в течение срока его действия могут вноситься только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном коллективным договором.

Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами но труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Через коллективный договор работники организации получают право участия в управлении организацией, в том числе и по вопросам охраны труда, а их представители имеют право получать от работодателя соответствующую информацию.

Сертификация организации работ по охране труда представляет собой механизм определения соответствия проводимых в организации работ по охране труда требованиям действующего законодательства и является итоговым актом выполнения всей системы мер охраны труда, осуществляемых работодателями и направленной на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В этой связи естественным выглядит то, что Трудовой кодекс РФ в обязательном порядке требуют от работодателя проведения сертификации организации работ по охране труда на ее соответствие государственным требованиям охраны труда.

По своей сути сертификация работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда. Именно так! Подтверждает качество намерений (работ), но не результат самой охраны труда. Парадоксально для многих, но сертификат соответствия вручается не столько тем, у кого нет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сколько тем, кто правильно выполняет все требования охраны труда.

Это связано с тем, что при сегодняшнем уровне техники и технологий принципиально невозможно обеспечить абсолютную безопасность, а отдельные исключения только подтверждают это печальное, но реальное правило. Проведение сертификации организации работ по охране труда должно стимулировать проведение таких работ и тем самым способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до социально приемлемого уровня.

Итак, сертификация организации работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда в той или иной организации, у того или иного работодателя. Если подтверждает, то хорошо. А если нет? Ведь это значит, что сложившаяся ситуация является грубым нарушением законодательства, подлежит ответственности, в принципе, вплоть до уголовной. Но самое страшное для нарушителя (если он вообще хоть чего-то или кого-то боится) это публичность. Ведь Сертификат соответствия либо есть, либо его нет! Это не келейное штрафование государственным инспектором – неприятно, конечно, но почти никто не знает и никто не узнает. А потому многие работодатели далеко не рады всеобщей сертификации организации работ по охране труда, и в чем-то внутренне ей сопротивляются.

А ведь сертификация – прекрасный формализованный единообразный способ проверки соответствия выполнения работодателем работ по охране труда государственным требованиям.

Организация работ по сертификации достаточно детально прописана в рамках действующего законодательства. Вместе с тем, не вступая в противоречие требованиям законодательства, отдельные аспекты сертификации работ по охране труда в организациях приходится формулировать впервые.

Нам хотелось бы подчеркнуть два момента. Первый момент связан с перенесением многолетнего опыта проведения сертификации систем управления на сертификацию работ по охране труда. Чтобы не отказывать предприятию в сертификации, но и не «смотреть сквозь пальцы» на недостатки и недоработки, следует наибольшее внимание уделить предсертификационной подготовке учреждения к сертификации. Смысл ее в том, что пока учреждение не готово к сертификации, непосредственно процесс сертификации не начинается. Процесс сертификации начнется только при условии готовности учреждения к нему, точнее готовности к положительному решению – выдаче Сертификата соответствия.

Второй момент связан с системным (комплексным) характером оценок при сертификации. Подчеркнем, что требуемым уровнем системности обладают только выполненные по современным требованиям ряда стандартов системы управления охраной труда (СУОТ) или выполненные по требованиям Трудового кодекса РФ системы организации работ по охране труда (СОРОТ). К сожалению, пока в действующей нормативной документации по сертификации работ по охране труда в организациях однозначно не сказано ни о СУОТ, ни о СОРОТ, хотя практический опыт в сфере охраны труда показывает, что обеспечение безопасных условий труда наиболее эффективно в их рамках.

По нашему мнению, практика обязательной сертификации по системе ССОТ (в будущем скорее всего СОРОТ) неизбежно должна слиться с добровольной сертификацией СУОТ. В этом мы видим перспективу и той и другой, ибо тогда обе эти системы будут работать на благо учреждения и его устойчивого развития.

Система сертификации работ по охране труда в организациях была установлена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.
Для введения в действие Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) были утверждены:

  • Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Правила сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно правовых форм, в том числе:

  • деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда;
  • деятельность службы охраны труда;
  • работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.

В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации, и на них возлагаются следующие основные функции:

  1. формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
  2. проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
  3. оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности), далее – сертификат безопасности;
    инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;
  4. приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
  5. представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
  6. ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов безопасности;
  7. ведение реестра независимых организаций и экспертов по сертификации, привлекаемых для целей сертификации работ по охране труда в организациях;
  8. подготовка и представление в ЦО ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке:

  1. осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов для целей сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации;
  2. выдают протоколы измерений (оценок) для целей сертификации работ по охране труда в организациях.

Заявители реализуют свои функции и права в соответствии с Правилами сертификации работ по охране труда.
При этом заявители: