Обязательно ли поднимать руки во время. Тайна поднятия рук во время мольбы (дуа)

    Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.

    Творец в хадисе-кудси говорит: «Кто совершит благое хоть на единицу, тому воздастся десятикратно, а возможно, и большим! Кто совершит греховное на единицу, тому это же и вернется или [если человек раскаялся и исправился] прощу его. Чем ближе будет человек ко Мне, тем в большей степени Я буду близок к нему. [Знайте же!] Если уверовавший в Единого и Вечного и поклонявшийся лишь Ему одному и из жизни уйдет в таком состоянии веры, тогда, даже если его грехами и промахами можно будет заполнить всю эту Землю, Я прощу его [по милости Своей и по итогу того, что исходило от него в мирской обители из благих устремлений, намерений, дел и поступков, а главное - покаяния, раскаяния]».

    Таков смысл достоверного хадиса-кудси, сообщенного пророком Мухаммадом и переданного Абу Зарром. Приведен в своде хадисов имама Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1079, хадис № 22–(2687); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 12, хадис № 22–(2687).

    То есть Он, Творец, может простить, но не стоит преднамеренно, а тем более многократно грешить, ведь Он может и не простить, еще в этой жизни сурово наказать.

    Например, упрямо доказывая, что заключительное Священное Писание не от Бога, а выдумано и написано кем-то из людей.

    Достаток, изобилие, достижения в науке или культуре, например, не указывают на то, что данному успешному человеку можно или следует во всем подражать. Восхищаясь другим, важно не терять голову и разумение, особенно, если в нем нет веры, веры в ее главные постулаты. Взять на вооружение полезное и хорошее, конечно же, можно, но слепо следовать этому человеку - нельзя.

    «Пусть не обманывают тебя [Мухаммад], не обольщают передвижения [торговые походы] безбожников по странам [доходность и успешность их сделок]. [Нет долгосрочного смысла и пользы в этих усилиях, взаимоотношениях, ведь они не веруют в Бога, пусть даже обретут] некоторый мирской достаток, [это, в любом случае, кратковременно, тленно и не конвертируется в благополучие вечное]. Затем [по завершении жизненного срока, когда все это уже не пригодится, после пребывания в загробном мире и последующего воскрешения из мертвых] их ожидает адская обитель. Сколь же это ужасающее ложе!» (Св. Коран, 3:196, 197).

    См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 95.

    Сподвижник пророка Мухаммада Са’ид ибн Джубайр, комментируя этот аят, сказал: «Человек войдет в Рай и (не найдя близких родственников) скажет: «Господи, а где мой отец, дед, где моя мать? Где мои дети и внуки? Где моя супруга (мой супруг)?» Последует ответ: «Их дела (земные) не достигли уровня твоих дел». Он воскликнет: «Господи, я делал все это не только для себя, но и для них (как моего, так и их земного и вечного благополучия)». Последует повеление Творца: «Введите их в Рай (на тот уровень, где оказался их благочестивый, достигший высокого райского уровня родственник)».

    Имам аль-Куртуби, и не только он, дополнительно по этой теме цитировал и следующий аят: «А те, которые уверовали [и как результат дел земных достигли высоких уровней в вечности], и последовали за ними их потомки с верой, Мы [говорит Господь миров] присоединили к ним их потомков [подняли на их уровни]» (см.: Св. Коран, 52:21). Отмечу, что главная характеристика, упомянутая в обоих аятах, - наличие веры, наличие ее до самого конца земной жизни. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами’ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1988. Т. 15. С. 193, а также Т. 17. С. 45, 46; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 236, а также С. 390, 391.

    «Вы отрицаете Всевышнего Творца, хотя ранее были мертвы [(1) вас попросту не было либо (2) после зачатия и на протяжении первых нескольких недель или месяцев беременности ваших матерей], и Он оживил вас [дал вам жизнь, тело, душу, сделал вас людьми]. Через какое-то время [когда закончится срок вашего мирского существования] Он [снова] умертвит вас [душа покинет тело, уйдя в мир душ. Тело же похоронят, и оно станет частью земли], а затем [вновь] оживит [в день всеобщего Воскрешения], и вы будете возвращены к Нему [в Судный День предстанете пред Ним для ответа за свои дела, устремления, намерения и поступки]?!» (Св. Коран, 2:28).

    В другой суре Корана сказано: «И если б увидел ты [о читатель, слушатель, состояние безбожников, язычников], когда предстанут (будут поставлены) пред Адом! Они воскликнут: «Ох, вернуться бы нам [в мирскую обитель]! Мы поверили бы в знамения нашего Господа и стали бы верующими [уверовали бы в Бога, пророков и посланников Его, Священные Писания, в Судный День, мир ангелов; совершали бы благие дела]!»

    Нет же, стало явным для них то, что они скрывали ранее [из мерзких безбожных убеждений, дел и поступков]. Если их и вернуть обратно, то они все так же продолжат делать запретное [быстро обо всем забудут, считая это сном, и возвратятся к прежним взглядам и убеждениям]. Воистину [и десятилетия мирской жизни каждого из них, прожитые в неверии, это доказали], они - лжецы» (Св. Коран, 6:27, 28).

    См., например: Св. Коран, 51:20, 21.

    «Разве они не видят, что Мы [говорит Господь миров] направляем воду к мертвой земле, а затем выводим из нее растения (угодья), которыми питаются их животные да и сами люди! Разве они не видят?!» (Св. Коран, 32:27).

    Или: «[Господь миров] обладатель высоченных степеней (качеств, характеристик) [присущих лишь Ему одному]». См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 468.

    Трон - самое масштабное по размерам и величию творение Господа, он подобен крыше, некоему логическому завершению всего сотворенного Создателем. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 238.

    Заключительным в истории человечества пророком и посланником Творца является пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

    Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 238.

    «Как сотворение всех вас [люди, джинны], так и Воскрешение [для Всевышнего] подобно одной душе. [Сотворение, умерщвление и последующее воскрешение перед Днем Суда одного человека или триллиона людей, а также джиннов, не имеет для Бога разницы и значения, не составляет труда, достаточно лишь Божьего повеления «будь», - и вот оно]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) все слышит и Всевидящ [причем одно обстоятельство не отвлекает Его от другого]» (Св. Коран, 31:28).

    Подробнее см., например: Св. Коран, 29:39, 28:38 и 40:36.

    Подробнее о Каруне см.: 28:76–83.

    Это был уже не первый раз, когда фараон отдал такой приказ. Первым по итогу увиденного сна он постарался обезопасить себя от появления из среды порабощенного им народа человека, который свергнет его, уничтожит империю. Подробнее см., например: Св. Коран, 28:4–6.

    Фараон сказал именно так по той причине, что окружение его было против этого, ведь Моисей вырос во дворце фараона, был с детства близок им.

    Подробнее см.: Св. Коран, 4:88 и 143, 7:186, 13:33, 39:23.

    Подробнее об этом см., например: Св. Коран, 35:8.

    Подробнее см., например: Св. Коран, 7:136, 137; 20:77, 78; 28:39, 40.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируемо ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то - Рай, а если из числа обитателей Ада, то - Ад. Говорится ему: «Это - твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День». Хадис от Ибн ’Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 409, хадис 1379; аль-’Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. С. 451, аль-Амир ’Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130, ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65–(2866) и № 66.

    Насколько, в какой степени и как это коснется покоящегося в могиле тела, до конца не известно, но есть упоминания о том, что все же это будет иметь место. Мы можем лишь предполагать, на молекулярном ли это уровне или ином другом, например, подобно как во сне: человек испытывает страшные муки, лишается части тела, теряет в кровавой битве много крови, но, когда просыпается, оказывается, что это лишь сон, хотя - мучительный и болезненный.

    См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 200, 201.

    Читатель, попробуйте на минуту закрыть глаза и представить себе то, каковым является мир и переполняющая его красота и великолепие для слепого с рождения. Отмечу, что духовная слепота столь же сильно отличается от духовной зрячести, но чтобы понять эту разницу, необходимо прозреть, возможность чего заложена в каждом из людей с рождения, но не всякий хочет потрудиться пробудить ее - открыть глаза души на великолепие земного и вечного.

    Что такое зло, известно каждому, вне зависимости от присутствия или отсутствия в его сердце веры. При этом любое преступление при желании, особенно сильном желании и острой материальной необходимости, можно оправдать. А кем является оправдывающий злодеяние, всякому понятно - злодеем.

    «Если станете безбожниками [отвергнете Божьи дары, проигнорируете Посланника и Священное Писание], то [знайте], поистине, Аллах (Бог, Господь) никоим образом в вас [в вашем веровании или в ваших благодеяниях, как и в вас самих] не нуждается. Он не желает для рабов Своих [для людей и джиннов] безбожия. [Если некоторые из них и отстраняются от веры в Творца, не следуют за Его посланником, то это их выбор, никто не заставляет, не принуждает.] А вот если вы благодарны [стараетесь быть таковыми], то это очень даже желанно Ему для вас (именно этого Он вам и желает)…» (см. Св. Коран, 39:7).

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Молите Аллаха (Бога, Господа) с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 549, хадис № 3479, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 25, хадис № 316.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Высокомерные (надменные) [все те, для кого высокомерие было в земной жизни характерным и неотъемлемым качеством, а особенно проявлялось в вопросе веры в Бога и следовании наставлениям посланника своего времени, своего исторического периода; те из них, кто ушли таковыми из жизни земной] в Судный День будут идти [воскрешенные телесно и воссоединенные с душами] к площади Суда похожими на маленькие частички (пылинки), имея обычный людской облик [руки, ноги, голова - все на месте, но размер тела во время движения в огромной толпе окажется необычайно мал и ничтожен]. Унижение будет окружать их со всех сторон…». См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 709, хадис № 2497, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-’ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 361, хадис № 3235; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 249.

    См., например: Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 380; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. Ч. 1. С. 207, хадис № 707; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 249.

    В хадисе упомянуто, что всего за историю человечества из числа людей было избрано Господом для Божественной проповеди 124 000 пророков, среди которых 313 посланников. Первым из них являлся прародитель человечества Адам, а последним и заключительным пророком и посланником был Мухаммад. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 382, 383.

Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве.

Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис?

Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах?

Ответ:

Хвала Аллаху!

Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона.

Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому. И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него». Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406.

Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним. Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/. К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что « обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)» .

Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз”» . См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407.

Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов . Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди — учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие.

Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук — все они являются слабыми . Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223.

И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им. По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я» . Этот хадис передал аль-Бухари (631). По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него» . Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени» . Конец цитаты.

Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)» . Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335.

Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность, и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247.

Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» . Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи.

Примечание:

Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267.

Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду!

Иными словами, после того, как он выпрямлялся.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.

То есть он поднял руки только при вступительном такбире/такбиратуль-ихрам/. Прим. Пер.

То есть, использовав в процессе поисков решения все свои знания.

Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Н а страницах Священного Писания мы встречаем людей, которые кланяются или простираются ниц, и тем не менее некоторые из нас сомневаются в том, прилично ли им поднимать руки во время прославления. Когда мы ощущаем подобный порыв, это ничто иное, как действие Святого Духа.

Мы чувствуем, что хотели бы совершить нечто, например поднять руки, но потом переводим взгляд на стоящих рядом друзей или членов своей семьи и начинаем беспокоиться: а как это будет выглядеть со стороны и сделают ли они то же самое? Нам хочется прославить Бога по-новому, но нам страшно. Нас мучает страх перед неизвестным и перед людьми.

Во время молитвы или прославления, вне зависимости от ситуации, вы можете поднять руки в хвале и восхищении перед Богом. Делая так, вы высвобождаете Святого Духа, показывая Богу, что любите Его, говоря тем самым: «Господь, моё сердце открыто для Тебя и Твоего присутствия» . Вы прославляете и превозносите Его за то, кем Он является, ведь Он — Царь царей и Бог Богов.

«Придем пред лицо Его с благодарением, с песнями будем Ему восклицать» (Пс.94:2). Слово «благодарение» («тода») согласно Еврейскому лексикону Стронга (номер 8426) является производным от слова «йада», что означает протягивать руку, особенно в знак почтения и благоговения или поклоняться с протянутыми, открытыми руками.

В разных местах Писания мы видим стихи, повествующие о силе, проходящей через наши пальцы, ладони и руки.

Пальцы

Пальцы являются символом власти и силы в молитве, хвале и поклонении. Смотрите, что Бог делал Своими пальцами. «Господь дал мне две каменные плитки, исписанные перстом (пальцем) Бога. На них были все повеления, которые Господь объявил вам из пламени на горе, в день собрания.» (Второзаконие 9:10). Бог начертал слова Своим пальцем на каменных скрижалях.

«Они спросили это, чтобы найти повод уловить Иисуса в чем-либо и обвинить Его. Иисус склонился и писал перстом (пальцем) на земле, как будто не слыша их.» (Иоан. 8:6). Иисус тем самым осуждает одних в их грехах, и освобождает женщину от её грехов.

«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов (пальцев), на луну и звезды, которые Ты поставил» (Пс. 8:4).

«Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты (пальцы) твои, напиши их на скрижали сердца твоего.» (Притчи 7:2-3)

Когда вы поднимаете руки, вы протягиваете свои пальцы. Бог дал народу заповеди посредством Своих пальцев. Что же вы высвобождаете в духовное окружение через поднятые руки и открытые ладони?

Ладони

Ладони являются очень важным инструментом в нашем христианском хождении. Мы закрываем или открываем их во время молитвы. Вы возлагаем ладони на других, чтобы исцелить болеющих, либо протягиваем их, чтобы поприветствовать или обнять брата или сестру во Христе. Бог также использовал Свои ладони, как видно из следующего отрывка: «Кто измерил пригоршней воды или ладонью вымерил небеса? Кто вместил земную пыль в мерный сосуд или взвесил горы на весах и на весовых чашах холмы?» (Исаия 40:12).

Нам известно, что Бог сотворил всё сущее Своими руками. «Благословен будь Господь, скала моя, обучающий мои руки войне и мои пальцы – битве.» (Пс. 143:1) Этот стих говорит о том, что Бог подготавливает наши руки к битве, и наши пальцы к сражению. Поднятые во время прославления или молитвы руки — это своего рода оружие для сражения с врагом.

Что если, поднимая руки в момент поклонения Богу, мы связываем врага и высвобождаем хвалу, отражая атаки противника? Что если, поднимая руки, вы могли бы снять с плеч все бремена и тяжесть этого мира и войти в присутствие Всемогущего Бога? Что ж, так и есть! Поднятие рук снимает бремя, высвобождает Божью славу против демонических атак и позволяет вам войти в Божье присутствие.

В книге пророка Исаии (19:16) вот что сказано о силе Божьей длани: «В тот день египтяне станут как женщины – задрожат они от страха перед поднятой рукой Господа Сил» . Враг дрожит от страха перед поднятой рукой Господа. Итак, если враг боится поднятой Божьей руки, стало быть он должен так же бояться моей поднятой руки, потому что Иисус Христос живёт во мне, так же как Он живёт в ВАС!

Бог использовал руки Моисея, чтобы Его народ победил в войне, описанной в книге Исход в 17 главе. (Исход 17:11). «Когда Моисей поднимал руки, израильтяне побеждали, но едва он опускал руки, побеждали амаликитяне, потому что руки у Моисея уставали. Тогда Аарон и Хур взяли камень, положили под него, и он сел. Они поддерживали его руки: один с одной стороны, другой – с другой, и руки до заката остались тверды» . Я люблю эти стихи. Руки Моисея стали орудием, приведшим Божий народ к победе в физическом и духовном мире. И мы сможем побеждать, если возносим наши ладони и руки к Богу в молитве и поклонении.

Руки

Когда мы направляем пальцы и ладони к Богу, мы также поднимаем и руки. Бог задумал так, чтобы всё работало вместе, и это также имеет глубокое значение! Об этом свидетельствует история Самсона, описанная в книге Судей (15:14): «Когда он подходил к Лехи, филистимляне с криками вышли ему навстречу. Дух Господа стремительно сошел на него, и веревки на его руках стали словно сгоревший лен и сами свалились у него с рук.» Из этого отрывка мы видим, что Дух Божий сошёл на Самсона.

Пророк Исайя провозглашает, что «На Нем будет покоиться Дух Господа…» (Исаия 11:2). Я жажду, чтобы Дух Господа покоился на мне и на вас!

Иисус брал детей на руки и благословлял их. «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мар.10:16). Иисус использовал каждую часть Себя для благословения детей — Своё физическое тело, чтобы они могли обнимать Его; Свои дух и душу, эмоции и власть Своих слов, чтобы благословлять их.

Рукоплескания

Рукоплескания приятны Богу и не противоречат библейским принципам. Это прославление Бога за то, кто Он есть и за то, что Он совершил. Если мы аплодируем, подпрыгиваем и радуемся во время футбольных матчей или на концерте, почему же мы не можем делать того же по отношению к Всевышнему, создателю неба и земли?

Псалмопевец призывает нас: «Рукоплещите, все народы, вознесите Богу крик радости» (Пс. 46:2). Хлопайте в ладоши! Восклицайте! Радуйтесь и веселитесь! Словарь Стронга определяет глагол «хлопать» («така») как «греметь», «звенеть», «звучать», «хлопать» или «бить, ударять». Выходит, что и на небесах будет шумно. Если вы думали, что на небесах будет скучно и мрачно, вы глубоко заблуждаетесь. Ангелы воспевают весь день напролет: «Свят! Свят! Свят!» Разве это похоже на скуку или выглядит мрачным? Они делают это в знак хвалы и обожания к нашему небесному Отцу! Аллилуйя!

И снова мы видим рукоплескания и радость на страницах Писания: «Вы выйдете в радости, проводят вас с миром. Горы и холмы запоют перед вами песню, а все деревья в поле будут рукоплескать» (Ис. 55:12). Библия сама учит нас как поклоняться Богу. Мы должны приходить в радости, вознося руки, хлопая в ладоши, с песнями хвалы Господу, который даёт нам радость. Как можно оставаться мрачным и подавленным, когда ты поёшь, танцуешь, восклицаешь и рукоплещешь Царю царей и Богу богов?

Я не предлагаю вам отныне и всегда во что бы то ни стало поднимать руки во время прославления. Я призываю вас выйти из зоны комфорта и наслаждаться поклонением Богу и общением с Ним. Не бойтесь открывать свои ладони и позволить Святому Духу использовать их как проводник Своей силы. Пусть это происходит естественным образом.

Подписывайтесь:

Помню, как впервые почувствовал побуждение от Святого Духа поднять руки. Это было на собрании харизматической церкви, где все до одного так делали. Мне хотелось последовать их примеру, но я не мог решиться из-за страха. Поборол ли я свой страх? Да, и уже не мог после этого поступать иначе. Ведь всю ту любовь, честь и благоговение, которые я ощутил в тот момент, невозможно описать!


Некоторые заявляют, что поднятие рук во время поклонения одобряется в Библии, и поэтому ему надо дать в современном богослужении надлежащее место. Действительно, в Псалмах и в Новом Завете есть несколько мест, где говорится о поднятии рук.

Почему поднимал руки Давид? Что он хотел этим показать? В каких случаях он это делал?
Мы читаем в Псалме 27:2 "Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему".

В это время Давид был далеко от Иерусалима, может быть, когда убегал от Авессалома. Не имея возможности присутствовать в храме, он поднимал руки к жертвеннику в Иерусалиме. Он делал это с целью таким образом присоединиться к тем людям и священникам, которые приносили там жертвы. Не имея возможности присутствовать лично, он выражал свое единство с приносящими жертвы.

В Псалме 62:5 он говорит: "Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои". На этот раз Давид был в пустыне Иудейской, снова вдали от места жертвоприношения. Он жаждал быть во святилище (ст. 3), и в то время как приносилась вечерняя жертва, он снова поднимал руки, чтобы выразить свое соучастие в приношении жертвы.

В Псалме 140:2, вполне очевидно, описывается подобный же случай. Будучи вдали от скинии, он молился, чтобы его молитва вознеслась, как фимиам пред лицо Божье, и поднятие рук - как жертва вечерняя.
Всякий раз, когда Давид не мог быть в скинии, он выражал этим жестом свое единство с теми, кто приносил жертвы. Его поднятие рук не было "благочестивой бутафорией", но имело вполне реальное значение.

Должны ли и мы поднимать руки? Конечно же, нет, потому что жертвоприношения такого рода в наши дни уже прекратились. Иисус Христос совершил за нас все Ветхозаветные жертвы и символы. Вечерняя жертва теперь не приносится. Именно по этой причине мы не находим никаких повелений поднимать руки во время богослужения в буквальном смысле. Делая это, мы будем пытаться возродить Ветхозаветное жертвоприношение, и таким образом уходить от той великой Жертвы, которая была принесена однажды за всех в искупительной смерти Христа.
В трех других Псалмах поднятие рук упоминается по другому поводу. В Псалме 118:48 сказано: "руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих". Здесь образно говорится о послушании Богу в нашем повседневном хождении. Мы должны "простирать руки" к заповедям Божьим в том смысле, как работник "простирает руки" к инструменту, то есть берет в руки свой рабочий инструмент. В Псалме 133:2 сказано: "Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа". Здесь говорится о священниках, которые в буквальном смысле приносили жертвы в святилище. В Псалме 142:6 сказано: "Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля". Здесь Давид простирает руки в образном, а не в буквальном смысле, подобно тому, как ребенок тянется к матери со своей нуждой.

Когда Павел в 1 Тим.2:8 предлагает христианам молиться, "воздевая чистые руки без гнева и сомнения", он имеет в виду духовный смысл. Было бы нелепо думать, что надо в буквальном смысле мыть руки перед молитвой, как дети моют руки перед едой, и показывать их потом Богу. В данном случае руки представляют наши дела, и Павел имеет в виду, что, прежде чем молиться, мы должны стремиться поступать свято во всех наших делах.

Питер Мастерс. Богослужение: библейское и современное

Из того удивительного, что приводит один из антропоморфистов в качестве довода для своего ложного мазхаба это поднятие рук к небесам в мольбе (дуа).

Данное утверждение не может быть принято, потому что небеса – кибла (направление) для мольбы (дуа). Смысл этого в том, что место ниспослания милости – это небо, которое является причиной различных видов даров. Мольба (дуа) также служит причиной отвергания различных видов бедствий.

Если бы дело обстояло так, как утверждает этот заблудший, то было бы более подходящим обратиться к небесам лицом. Но Установивший Шариат запретил нам это во время мольбы (дуа), чтобы не было сомнительных предположений, что Тот, к Кому обращаются , находится на небесах. Как на это указывают слова Всевышнего :

قال الله تعالى: "وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ..." (سورة البقرة/186)

«Я знаю, что делают Мои рабы. Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад !) спрашивают: "Близок ли Аллах , к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?", – скажи им (о Мухаммад !), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (смысл 186 аята суры «Аль-Бакара»).

قال الله تعالى: "...فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ..." (سورة البقرة/115)

«…Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде довольство Аллаха (то есть кибла, которой Аллах доволен) , который принимает молитву мусульман…» (смысл 115 аята суры «Аль-Бакара»).

Упомянул шейх Абу Муин ан-Насафи, имам этой науки, то, что учёные утвердили: поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) – чистое проявление набожности.

Комментатор алляма ас-Сагнаки сказал: это ответ рафидитам, перешедшим границы, иудеям, карамитам и всем антропоморфистам, которые придерживаются того, что Всевышний – на аль-Арше. Сказано, что аль-Арш сделан киблой для сердец во время мольбы (дуа), подобно тому, как Кааба сделана киблой для тел во время намаза. Поистине, также велено во время мольбы (дуа) повернуться лицом в сторону Каабы , подняв при этом руки к небесам и не поднимая лица вверх.

Хотя истинным является обращение к Создателю неба сердцем, но тонкость смысла поднятия рук к небесам в том, что они – клады уделов рабов. Как сказал об этом Всевышний :

قال الله تعالى: "وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ..." (سورة الذاريات/22)

«На небе находится ваш удел…» (смысл 22 аята суры «Аз-Зарият»).

Человек сотворён таким, что склонен к обращению в ту сторону, где осуществится его цель. Например, когда правитель обещает войску провизию, то они склонны к тому, чтобы обратиться в сторону складов, хотя убеждены, что сам правитель там не находится.

Мулла Али аль-Кари. «Равзат аль-Азхар шарх фикх аль-Акбар»

Подготовил Рашид Шамалаков
г. Ставрополь

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!