Организационно правовые основы защиты ребенка и семьи. Правовые основы защиты прав ребенка

Семья - ближайшее окружение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ - «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 . «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 В соответствии с приказом Минздрава РФ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребёнка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».Приказ Министерства Здравоохранения от 4 июля 1991 г. № 117

С появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально - бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребёнка - инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребёнком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребёнка с ограниченными возможностями в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путёвки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.) все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребёнка по инвалидности.

С появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребёнка - инвалида, каждая 3-я семя имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребёнком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребёнка с ограниченными возможностями в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путёвки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.). Все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребёнка по инвалидности.

Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями всегда тяжёлый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребёнка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. Отец в семье с больным ребёнком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребёнком. Поэтому уход за ребёнком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребёнком занимает все её время, резко сужается круг общения. Если бесперспективные лечение и реабилитация, то постоянная тревога и психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжёлая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями. Наличие ребёнка - инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряжённость в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребёнку, их постоянную усталость в обстановке угнетённого, постоянно тревожного семейного климата. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребёнок с задержкой умственного развития или его поведение влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющиеся социальная дезадаптация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально - волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребёнок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, ещё большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Родители стараются воспитывать своего ребёнка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских занятий родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребёнка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребёнка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется заботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребёнка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей. Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребёнка с отклонениями в развитии. В этом случае ребёнка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребёнка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребёнок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создаёт условия для искусственной изоляции ребёнка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе. Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребёнка чувства ненужности, отвергнутый, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребёнок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребёнку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребёнка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребёнку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребёнок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребёнка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребёнка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности. Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребёнок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребёнка. К тому же, проблемы семьи ребёнка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребёнка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребёнка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.

В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ защита прав детей осуществляется судом, а также государственными органами или органами опеки и попечительства.

Судебная защита прав детей осуществляется прямо и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это: - определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей;

Обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него;

Обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками;

Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах;

Ограничение родительских прав и его отмена.

Характерная особенность прямой защиты прав детей заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная защита может осуществляться и с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется государственными органами и органами опеки и попечительства ст. 8 СК РФ. К государственным органам относятся:

Прокуратура;

Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

Предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ);

Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»;

Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ;

Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»;

Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ».

Органы внутренних дел (ОВД) участвуют в принудительном исполнении решений, которые связанны с отобранием ребенка (ст. 79 СК РФ). А также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (п. 14 ст. 10 Закона «О милиции»; ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу: - с семьями, в которых нарушаются права ребенка;

С родителями, не исполняющими или при ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей;

Участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;

В необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:

Предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;

Выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;

Дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;

Дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;

Участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей ст. 79 СК РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удаётся только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (Центр социальной помощи семье и детям, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует о том, что защиту прав ребенка осуществляют, например, «общинные» центры помощи (США, Англия), семейные «наблюдатели» (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..

Статья 56 СК РФ дает возможность несовершеннолетним самостоятельно защищать свои права, в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд.

Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты ч.3 ст.46 Конституции РФ.

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.

Дисциплина «Методика социальноправовой защиты ребенка»
742 группа ОЗО

План

1. «Социальная защита», «социально-правовая
защита» как понятия.
2. «Социально-правовая защита детства»:
общее понятие, стандарты, формы.
3. Основные документы социально-правовой
защиты ребенка международного,
российского, регионального уровней.
4. Основные институты защиты детства:
международные, российские, региональные,
локальные.
5. Институт омбудсменов.

Социальная защита

Социальная защита является важнейшей функцией государства по
обеспечению основных социальных прав человека на основе
международных и национальных норм.
Она представляет собой в широком смысле деятельность
государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач
социальной политики по реализации совокупности законодательно
закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий,
обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных
прав;
в узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных
мероприятий экономического, правового и организационного
характера для поддержки наиболее незащищенных слоев общества
либо лиц, работа (служба) которых связана с социальными рисками.
Социальная защита направлена на предотвращение
неблагополучного воздействия социальной среды на людей или
смягчение последствий таких воздействий.

Социальная защита

Социальная защита – система мероприятий, осуществляющихся обществом и
его различными структурами, по обеспечению гарантированных
минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию
жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты
населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение,
обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся
категорий населения, государственное социальное страхование, социальное
обслуживание. В целом организационно – правовые формы социальной
защиты населения можно подразделить на две большие группы:
государственные и негосударственные.
К государственным организационно-правовым формам социальной защиты
населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и
предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.
К негосударственным организационно-правовым формам социальной
защиты населения относятся: добровольное социальное страхование,
благотворительность, частные системы здравоохранения.
В нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы
социальной защиты населения, в которой используются практически все
организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной
экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда
теоретических и организационных проблем.

Социально-правовая защита – это:

Социально-правовая защита – политика и целенаправленные действия, а также
средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе,
в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем,
обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к
полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации
прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и
социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления
или приобретения [Савинов, А.Н. Организация работы органов социального
обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 115].
Социально-правовая защита населения в широком смысле - это совокупность
социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом
и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования
личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер,
направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как
болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению
гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки
социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и
связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социально-правовая защита населения включает социальное обеспечение,
социальное страхование и социальную поддержку (помощь).
Социально-правовая защита различных категорий населения. Размещено на
http://www.allbest.ru/

Правовые основы социальной защиты

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. ст. 22:
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное
обеспечение. Нормы декларации связывают реализацию права
каждого человека на достойный жизненный уровень не только в
период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных
случаев утраты средств к существованию по независящим от
гражданина обстоятельствам.
Конституция РФ:
Закрепила право граждан РФ на социальную защиту,
провозгласила, что Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.

Социально-правовая защита ребенка (детства)

Социальная защита детства проявляется в разных
сферах жизнедеятельности:
в сфере семейных отношений:
в сфере образования:
в среде обитания ребенка.
Должен быть защищен:
1. уровень жизни ребенка (витальные потребности,
здоровье физическое и психическое)
2. должна быть обеспечена безопасность
(физическая, экономическая, социальная)
3. право на самореализацию и развитие своих
способностей и возможностей.

Основы социально-правовой защиты ребенка в РФ

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе
РФ:
право воспитываться в семье,
право на защиту и обеспечение потребностей
ребенка, на защиту здоровья, на проживание в
помещении, где живет его семья,
право на сохранение своей индивидуальности,
право на имя, на общение с родными,
право на собственность, алименты, пенсии,
пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со
стандартами, установленными законодательством РФ:
гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее
образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и
воспитание в общеобразовательных учреждениях;
бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с
минимальными нормами питания;
гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на
профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату
труда;
социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная
материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим
детей;
социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных
условиях, а также
на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в
обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Опека и попечительство как формы защиты детства в РФ

Опека и попечительство как формы защиты
детства в РФ
Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14
лет, а попечительство - для детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и
прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут
выступать физические лица (например, близкие родственники), а
также детские воспитательные и образовательные учреждения,
органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно
определены права детей, находящихся под опекой или
попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия
защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не
оплачивается, по опекун получает на содержание подопечного
ежемесячные денежные средства в размере, установленном в
конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без
попечения родителей.
В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть
прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая
болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком
или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях - если
биологические родители или близкие родственники опротестовали
установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается
органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Международный уровень

Документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные
соглашения и программы по охране материнства и детства.
Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой
ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах
специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами
благополучия детей.
В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в
конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила
ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних),
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 г.) С 1992 г. день принятия Конвенции - 20 ноября,
отмечается как Всемирный день детей.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о
защите прав детей (1996 г.).
Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении
детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества,
выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной
конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась
к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26
декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Общероссийский уровень

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на:
Конституцию РФ (1993),
Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье,
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24 июля 1998 г.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012),
на законодательство о социальной защите населения России в целом.
Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе
федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети
России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского
питания», «Планирование семьи»).
В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской
Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие
социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство».
Все они объединены в единую целевую программу «Дети России».
С 1 января 2015 года в ступил в силу Федеральный закон «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Региональный уровень

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую
базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения
законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов
власти субъектов Федерации и местных властей, общественных
организаций, региональные программы. В Республике Карелия
это:

комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от
16 июля 2009 года № 1323-ЗРК


Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 – ЗРК
На обсуждении проект закона Республики Карелия «О
социальном обслуживании граждан в Республике Карелия»
Адрес сайта: http://mzsocial-rk.ru/documents/prj-npa.html

Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Конвенция является единственным международным
договором, который ратифицировало абсолютное
большинство существующих государств. В ней
подтверждаются права всех детей на выживание,
охрану здоровья и образование через создание для них
благоприятных условий жизни, позволяющих оградить
детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия,
а также гарантии права на гуманное обращение с
детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о
правах ребенка в основном перечислены те права,
которые призваны обеспечить удовлетворение особых
потребностей детей, связанных с их социальной и
психофизической незрелостью.

Конституция Российской Федерации

Круг прав человека и гражданина значительно шире
и включает такие на первый взгляд "недетские"
права, как:
неприкосновенность частной жизни,
недопустимость сбора, хранения и распространения
информации о частной жизни лица без его
согласия,
право на возмещение вреда, причиненного
незаконными действиями или бездействием
органов государственной власти.
Таким образом, ребенок выступает объектом и
субъектом права, имеющим все конституционные
права, которые провозглашены для любого человека,
и особые права – для ребенка.

Знаменательные даты

День прав человека (Human Rights Day) 10 декабря.
Принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 году в честь
принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав
человека.
День доброты 13 декабря.
Международный день помощи бедным 19 декабря.
День Белых Орхидей (праздник ребёнка «из пробирки»)
(первое воскресенье апреля). С 2010 года учрежден
днепропетровскими врачами-репродуктологами.
Международный день защиты детей отмечается. 1 июня,
учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением
конгресса Международной демократической федерации
женщин, впервые отмечался в 1950 году.
День защиты детей Африки 16 июня.
Всемирный день детей. Всероссийский День правовой
помощи детям 20 ноября.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка международного, российского, регионального уровней

Всемирные
Конвенция о правах ребёнка
Всероссийские
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации,
Семейный кодекс РФ
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в РФ»
Республиканские
Закон Республики Карелия «Об организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»
Закон Республики Карелия «О государственной молодежной

Закон Республики Карелия «Об образовании»
Закон Республики Карелия «О социальном обслуживании граждан
в Республике Карелия»
Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
политике в Республике Карелия»

Заполните таблицу – обзор документов социально-правовой защиты ребенка

Заполните таблицу – обзор документов социальноправовой защиты ребенка
№ Название документа.
Уровень документа
(Всемирный,
Всероссийский,
региональный)
«История
документа»
Когда и кем
принят?
Как?
1 Конвенция о правах
ребёнка. Всемирный…

2 …
3 …
Объём
документа
(в стр.).
Структура
документа
(разделы,
главы,
параграфы)
Целевая
группа
документа.
Кого
касается
документ?
Как
документ
может быть
использован
социальным
педагогом?

Основные институты социально-правовой защиты ребенка

Государственные и негосударственные
(общественные):
Международные
Российские
Республики Карелия
Муниципальные

Республика Карелия

Министерство внутренних дел по Республике Карелия Адрес сайта: https://10.mvd.ru/
Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав ребенка
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Адрес сайта:
http://mzsocial-rk.ru/
Подведомственные учреждения, ориентированные на детей:
Больничные учреждения, учреждения охраны материнства и детства, амбулаторно-клинические
учреждения, учреждения социального обслуживания…
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания " Ладвинский детский
дом-интернат для умственно отсталых детей " (детский, психоневрологического профиля)
Государственное учреждение социальной защиты «Республиканский центр социальной помощи
семье и детям «Сампо»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Карелия
«Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Возрождение»
Министерство образования Республики Карелия Адрес сайта: http://minedu.karelia.pro/
Отдел опеки и попечительства МО РК.
Подведомственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей "Олонецкий детский дом (смешанный)«
Государственное бюджетное образовательнок учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 2 (смешанный)"
Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики
Карелия. Адрес сайта: http://www.goskomsportrk.ru/

Петрозаводск

Управление социальной защиты
администрации Петрозаводского городского
округа.
Комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав Петрозаводского городского
округа
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними администрации
Петрозаводского городского округа.
Программа «Петрозаводск - город
доброжелательный к детям».

Социальная защита населения г. Петрозаводска

Начальник управления социальной защиты
Малышева Елена Викторовна
Адрес: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина,
2, каб. 321
Тел. (8142) 71-35-75
e-mail:
Сайт социальных служб администрации
Петрозаводского городского округа:
http: //www.social-ptz.ru

Центр социальной работы

Наш адрес............................. г. Петрозаводск,
пр. Ленина, 6
Телефон................................ (8142) 774643
Факс....................................... (8142) 774643
Информационный
телефон центра.................. 78-38-24
E-mail:....................................

Институт уполномоченных по защите прав ребенка. Омбудсмен

«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман,
«представитель») – должностное лицо, на которое возлагаются
функции контроля за соблюдением законных прав и интересов
граждан в деятельности органов исполнительной власти и
должностных лиц.
В соответствии с федеральным конституционным законом от
26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях
обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод
граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными лицами. При
осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен
каким-либо государственным органам и должностным лицам.
С сентября 2009 года в России была официально учреждена
должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
(Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые
сведения, документы и материалы от органов государственной
власти федерации и ее субъектов, органов местного
самоуправления, организаций и должностных лиц;
беспрепятственно посещать органы власти и местного
самоуправления, организации;
проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными
государственными органами и должностными лицами проверку
деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, а также
должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях
или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение
прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее
рекомендации относительно возможных и необходимых мер
восстановления указанных прав и интересов.

Основные нормативные документы к деятельности омбудсмена:

Всеобщая Декларация прав человека;
Конвенция о правах ребёнка;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2012 г.;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об
Уполномоченном при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка».

Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ

Кузнецова Анна Юрьевна
9 сентября 2016 года назначена
Уполномоченным при Президенте РФ по
правам ребенка, а также включена в состав
рабочей группы при Президенте РФ по
выработке предложений о дополнительном
регулировании деятельности НКО.
Сайт: http://deti.gov.ru/display.php?id=7870

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия

Петрозаводск, Красная, 30а, 113 кабинет
Телефоны: +7 (8142) 76–01–20, +7 (8142)
76–07–44

Школьный омбудсмен

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам
участников образовательного процесса, которые были призваны стать
дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех
участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по
защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по
правам участников образовательного процесса имеются в образовательных
учреждениях многих регионов России.
Правовые основы деятельности школьного омбудсмена. Школьный
омбудсмен (уполномоченный) - неофициальное лицо, выбранное
педагогами, родителями и учениками. Он разбирает конфликтные ситуации,
следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников
образовательного процесса, занимается правовым воспитанием,
образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании
правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике
существующих нормативных и гигиенических требований к организации
учебного процесса и условиям труда.
При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности
уполномоченного является защита прав детей.
Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и
дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных
(административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из
форм самоуправления в школе.

Некоммерческие организации Республики Карелия «Гражданское общество многонационального региона»

Сайт: http://nko-karelia.ru/map
НКО РК в «детской теме»:
Карельская региональная детская общественная организация «Детская республика»
Карельский региональный общественный благотворительный фонд «Центр
развития молодежных и общественных инициатив»
Карельское республиканское отделение Общероссийской общественной
организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки
семьи и защиты семейных ценностей»
КРОМО «Центр развития добровольчества»
КРОО «Здоровая семья»
Карельский региональный благотворительный фонд «Материнское сердце»
Петрозаводская общественная организация «Доброта»
Региональная общественная организация «Карельский Союз защиты детей»
Автономная некоммерческая организация по оказанию социальных услуг
инвалидам «Особая семья»
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере образования,
реабилитации и трудоустройства социально незащищенных слоев населения
"Школа радости"
Карельская региональная детская общественная организация «Скауты Карелии»
Карельская региональная молодежная общественная организация «Педагогический
отряд «Параллели»

Литература и источники

Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
политике в Республике Карелия» от 18.01.2010 № 1359-ЗРК
Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 –
ЗРК Электронный ресурс: http://www.kareliazs.ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/1755zrk/
Конвенция о правах ребенка [одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20
ноября 1989 г.] // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. -М., 1993.
Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России. 2009.
Электронный ресурс: http://www.juristlib.ru/book_4846.html
Социальная защита детей. Электронный ресурс:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/zashchita-detey.html
Об образовании в РФ: Федер. Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
21.07.2014) Электронный ресурс:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
Федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг.
Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: Федер. Закон от 24 июня 1999
года №120-ФЗ
Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 1996.

Введение 3
Глава 1 Особенности социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 7
1.1.Правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты 7
1.2.Правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей 26
Глава 2 Проблемы правового регулирования и организации социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и пути их преодоления 37
2.1. Социальная помощь и устройство детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 37
2.2. Проблемы и пути совершенствования социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 57
Заключение 72
Список литературы 77

Введение

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучным положением несовершеннолетних, как в обществе, так и в семье. Это связано и с повышением уровня преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц, и с демографическим кризисом и защитой здоровья подрастающего поколения, большого количества детей-сирот, развитием такого негативного феномена как социальное сиротство и т.д.
Как отмечается в современной литературе, от того, насколько данная категория имеет защиту в государстве, можно судить о степени демократии в его управлении и развитости общества.
Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особо в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей. О необходимости особой защиты данной категории детей сегодня говорят на разных уровнях власти. Существование в нашей стране детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является объективным фактом, требующим повышенного внимания государства к проблеме их защиты, охраны, социального обеспечения. Одной из важнейших задач государства является финансовая и материальная поддержка данной категории лиц, в том числе в момент выхода их из-под опеки государственных учреждений.
Проводимые в нашем государстве реформы, начиная с 90-х годов прошлого века, привели к социально-экономическим и политическим преобразованиям, которые негативно сказались на институте семьи, брака, увеличилось количество отказов от детей, неблагополучных семей, выросла безнадзорность и беспризорность детей и подростков.
Сегодня со стороны законодателя и исполнительной власти, а также многочисленных общественных организаций, уделяется большое внимание вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, не смотря на произошедшие законодательные изменения, сегодня нельзя говорить о действенном механизме реализации государственных задач – защиты материнства и детства, защиты и обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное утверждение подтверждается многочисленными нарушениями этих прав, о чем свидетельствуют и публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а также проблемами правового регулирования.
Определяя актуальность темы исследования, нельзя так же не обратить внимание и на сложное экономическое положение, в котором сегодня оказалось наше государство. Сокращение бюджетных доходов отражается на многих слоях нашего населения и в первую очередь на семьях, имеющих детей. Их поддержка является особенно важной в такой сложный момент. Отсутствие такой поддержки может привести к резкому росту сиротства и безнадзорности в нашей стране. Кроме этого, сокращение социальной сферы может негативно сказаться и на обеспечении государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами.
Актуальность темы дипломной работы подтверждается и недостаточной ее разработанностью в правовой литературе. Исследованиям проблем поддержки материнства и детства уделялось достаточно внимания, как в дореволюционный, так и советский период развития науки. Данные вопросы рассматривались как с экономической, так и с правовой точек зрения. Проблемам сиротства, институту опеки, формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, также уделялось и уделяется достаточное внимание.
Среди ученых-правоведов, уделивших внимание данной проблеме, можно отметить таких авторов, как Константинова Н.Н, Филипова А.Г. и др. Вопросам развития и современного состояния помощи детям-сиротам в России и за рубежом посвящена работа З.Я. Барановой, правовому статусу детей-сирот посвящена работа И.В. Шишениной, проблемы реализации жилищных прав рассматривала А.К. Мамаева. Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов,
заметим, что ряд проблем правового регулирования остаются до сих пор не решенными.
На сегодняшний момент исследователи не уделяют должного внимание разработке таких проблем как материальная поддержка детей-сирот, нет монографических исследований в сфере анализа эффективности правового регулирования поддержке детей-сирот.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие при определении оснований и реализации поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, как федерального уровня, так и законодательство субъекта РФ – Ямало-ненецкого автономного округа, регулирующие отношения в данной сфере, труды современных исследователей и правоприменительная практика.
Целью исследования является анализ правового регулирования и правоприменительной практики по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты
— рассмотреть правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
— провести анализ социальной помощи и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— определить проблемы и предложить пути совершенствования социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методологическую основу исследования составляют положения и принципы диалектического метода познания и применение комплекса частнонаучных методов: формально-логического, сравнительно-правового, исторического.

Список использованных источников

1.»Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2.»Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом » (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7″ (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.
4.»Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
5. Конвенция N 182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 17.06.1999)
6. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)
7.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
8.»Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)
9.»Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.03.2015)
10.»Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.09.2014)
11.»Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
12.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015)
13.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
14.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»
15.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
16.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об опеке и попечительстве»
17.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // «Российская газета», N 121, 30.06.1999
18.Указ Президента РФ от 04.03.2010 N 271 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»
19.Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 30.06.2014) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»
20.Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» (вместе с «Правилами организации детского дома семейного типа»)
21.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)
22.Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 10.02.2014) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»
23.Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 « Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // «Законность», N 2, 2008
24.Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 680н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30850)
25.<Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Судебная практика
26.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»
27.Кассационное определение 24 октября 2011 года город Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан дело № 33-12848/2011 учёт № 22
28.Постановление Ульяновский областной суд от 28.04.2010

Литература
29.Акимова Л.В. Беспризорное детство в России в 20-е-40-е годы XX века (социолого-исторический аспект) // Право и государство: теория и практика. — М.: Право и государство пресс, 2014, № 1 (109). — С. 51-53
30.Апоник Д.А. Международный и внутригосударственный механизм реализации конвенции ООН о правах ребенка // Актуальные проблемы международного права: Материалы международного научно-практической конференции преподавателей и студентов (Владимир, 6 декабря 2013 г.). — : ВИТ-принт, 2014. — С. 77-82
31.Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 231.
32.Зайкова О.Н. Формирование культуры усыновления с точки зрения православной культуры // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» №3 2012 г.
33.Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР / М.Р. Зезина // Педагогика. 2000. — С. 58-67.
34.Иванова М.И. Международная защита прав детей // Московский журнал международного права. — М.: Междунар. отношения, 2011, № 2. — С. 163-173
35.Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование: монография / Задесенская Я.В., Смолина Л.А. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 192 c
36.Константинова Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: монография. — СПб, Издательство СПбГУСЭ, 2008. — 10
37.Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бикситова Ж.А. — , 2006. — 28 c.
38.Куропацкая Е.Г. Международные принципы охраны и защиты прав ребенка. Международное право (International Law) 2008, № 1(33) (входит в перечень ВАК) – C. 196 – 215
39. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] // Макаренко А.С. Собрание сочинений, тт. 1–5. М., 1971
40.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Под ред. д.ю.н., профессора Р.П. Мананковой. –М.: Волтерс Клувер, 2004. -296с
41.Новикова Т.Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив. // Юридический мир, 2009, № 12
42.Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куропацкая Е.Г. — М., 2011. — 23 c.

Общий объем: 81

Год: 2015

Парадигма полноценной государственной семейной политики впервые была определена в 1991 г. Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при правительстве России. В соответствии с концепцией сильной политики в отношении семьи правительство активно способствовало формированию соответствующей региональной инфраструктуры (органов власти, фондов, социальных служб). На федеральном уровне был разработан пакет важных документов, созданы Фонд социальной поддержки семьи и Научно-исследовательский институт семьи. С упразднением комитета на многие годы произошел фактический откат от стратегии комплексной семейной политики к стратегии социальной защиты населения.

В изданном 14 мая 1996 г. Указе президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» был сформулирован ряд принципиальных положений для создания государственной системы семейной политики, предусмотрены конкретные практические меры. Однако они не были реализованы в полной мере. В развитие указа не было принято ни одного специального решения правительства. Указ оказался скорее идеологическим документом, поскольку он оказал определенное влияние на общественное мнение.

В соответствии с Указом, государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

«Главными направлениями государственной семейной политики объявляются:

  • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
  • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
  • - усиление помощи семье в воспитании детей». Галанов В.П. Принципы права социального обеспечения как основа развития отрасли // Российский ежегодник трудового права. 2006. № 2. С. 44.

Объектом государственной семейной политики является семья. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Основные принципы государственной семейной политики определены в следующем плане:

  • - самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;
  • - равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
  • - приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;
  • - равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
  • - единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом РФ Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов РФ;
  • - партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
  • - принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
  • - осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
  • - преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

Законодательство различает следующие виды социального обеспечения:

  • 1) пенсии;
  • 2) различные пособия;
  • 3) разнообразные услуги и натуральные виды содержания.

«Пенсии являются одним из основных и массовых видов социального обеспечения, главным источником средств существования для пенсионеров. Это особые платежи, которые осуществляются в определенной правовой форме, когда лицо достигло определенного возраста (по старости), либо не может трудиться по состоянию здоровья (по инвалидности), либо когда член семьи потерял кормильца (по случаю потери кормильца)». Право социального обеспечения России / Под ред. Гусова К.Н. М. 2007. С. 144.

«Пособие - это государственная помощь, поддержка, предоставляемая гражданам в случаях, установленных в законе, с конкретными целями, которая всегда ограничена временными рамками». Там же. С. 151. Законодательством предусмотрены разнообразные виды пособий (единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на ребенка малоимущим семьям, чьи доходы составляют сумму, не превышающую величину прожиточного минимума, одиноким матерям и т.д.

Пособия играют важную роль в системе социального обеспечения. Пенсии и пособия являются материальной помощью, выдаваемой в форме денежных выплат. Социальное обслуживание и натуральная помощь предусмотриваются законодательством о социальном обеспечении и оказываются в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны государственных органов или общественных организаций.

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дает определение дополнительных мер государственной поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования детьми и повышения уровня пенсионного обеспечения.

Федеральным законом от 05.12.2006 г. № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» внесены следующие изменения:

  • 1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до 1,5 тыс. руб. на период ухода за первым ребенком и до 3 тыс. руб. по уходу за вторым и последующими детьми.
  • 2. Работающая женщина имеет право на пособие по уходу за ребенком в размере до 40% от среднемесячного заработка с учетом регионального коэффициента, на не превышающее 6 тыс. рублей.
  • 3. Право по получение единовременного пособия «по беременности и родам» при рождении ребенка или передаче на воспитание в семью, имеют один из родителей (приемных родителей). Размер пособия - 8 тыс. руб.

Подпрограмма дополнительного ресурсного обеспечения на 2003-2015 годы «Обеспечение жильем молодых семей», предлагает следующую систему мер:

  • - разработку и внедрение в практику субъектов РФ правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • - содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
  • - развитие межведомственных форм планирования и проектирования возможных путей решения жилищной проблемы молодежи;
  • - создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью решения жилищных проблем;
  • - координация и поддержка на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах;
  • - разработку механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
  • - создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
  • - обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

«Условия участия в программе по федеральным правилам:

  • 1. Обоим супругам, состоящим в законном браке, должно быть не более 30 лет.
  • 2. Необходимо наличие в семье ребенка, рожденного не ранее октября 2004 года.
  • 3. Отсутствие жилья в собственности каждого из членов семьи на территории Российской Федерации.
  • 4. Количество квадратных метров в жилье, где зарегистрирована по месту жительства молодая семья, не должно превышать 9 кв. метров на каждого члена семьи, зарегистрированного по указанному адресу.
  • 5. Уровень доходов семьи должен позволять взять кредит в банке на сумму не менее 450 тыс. руб.». Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». М.: Деловой двор. 2007. С. 157.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, налогового и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи, как социального института в целом. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Однако, единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей в достойных условиях, поддержание благосостояния семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.

В связи с этим и с целью развития законодательства, преодоления внутренних противоречий, единообразного применения необходим базовый закон, который бы определил основные начала осуществления государственной поддержки семьи, и в соответствии с которым могли быть установлены и реализованы нормы специальных отраслей законодательства.

Таким образом, под социальной защитой понимается целенаправленная деятельность государства, муниципальных и иных органов политической власти, ориентированная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан, с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации».

Социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую помощь, оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.

Сущность социально-правовой защиты необходимо освещать в рамках трех взаимосвязанных институтов: семьи (социальный институт), государства (политический институт) и института социального обеспечения (социально-культурный институт). Осуществляется же данная защита с помощью института социального обеспечения, который осуществляет социальное страхование и социальное обслуживание. И, наконец, институт государства контролирует и организует деятельность уполномоченных социальных служб (ведомств, государственных организаций, общественных объединений).

Современная семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом и ключевой ценностью общества. Вот почему в современных условиях семья особенно нуждается в эффективной социально-правовой защите. Государство не должно стоять в стороне от семьи. Оно должно быть объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития. А для того чтобы государство эффективно осуществляло социальную политику, ему необходимо четко представлять проблемы, с которыми сталкивается современная семья.

Защиту со стороны государства можно получить путем социально-правового регулирования отношений между государством и семьей. У государства имеются определенные «рычаги», с помощью которых оно может устанавливать, разрабатывать, контролировать и регулировать социально-правовую защиту семьи. Создание эффективных нормативно-правовых актов, на основании которых семья при любых сложившихся неблагоприятных условиях в стране, оставалась бы с минимумом потерь, по силам только институту государственной власти.

Для применения в России можно порекомендовать ввести в законодательство отпуск по уходу за ребенком каждому работающему отцу («отцовский месяц») как в Швеции или хотя бы отпуск по уходу за ребенком продолжительностью полмесяца как в Великобритании.

Кроме того, интересен опыт Швеции в системе выплаты пособий по беременности и родам и опыт Великобритании, где пособия по болезни и по беременности и родам переданы в ведение страховых программ, создаваемых на предприятиях.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.