Организация платных медицинских услуг в бюджетном учреждении. Методические рекомендации по организации оказания платных медицинских услуг

В данной главе мы остановились на основных моделях здравоохранения в мире, обозначили ту, которая характерна для России. Далее попытались разобраться с проблемами финансирования Российской системы здравоохранения и ответить на вопрос как функционировать медицинским учреждениям в сложившихся условиях.

Следующим вопросом мы рассмотрели правовое регулирование оказания платных медицинских услуг, отношение к которым неоднозначно в обществе.

В последней части этой главы мы представили результаты социологического опроса населения и врачей, который был проведен автором в одной из детских городских поликлиник города Москвы.

Модели национальных систем здравоохранения

Проблемы финансирования государственных учреждений здравоохранения в России

Организация системы здравоохранения в прежней советской экономике, как признается и сейчас, была одной из самых прогрессивных в мире. Это в значительной мере достигалось с помощью больших государственных затрат. В последние три - четыре десятилетия во всех странах, в том числе и России, происходило удорожание медицинских услуг. В то же время в России проблемы со здоровьем населения с каждым годом только усугублялись. В связи с этим особое значение представляла собой проблема разработки методологических подходов к формированию источников финансового обеспечения здравоохранения на основе анализа зарубежного и отечественного опыта.

Системы здравоохранения разных стран отличаются друг от друга. Но, в зависимости от того, какую роль выполняет государство, их можно разделить на три группы:

государственно-бюджетная;

социально-страховая;

рыночная или частная.

Есть также и смешанная модель, которая в настоящее время является распространенной. В чистом виде та или иная модель системы здравоохранения практически не существует. В смешанной модели могут присутствовать элементы представленных трех форм в разных сочетаниях.

1. Государственно-бюджетная модель

Роль государства при данной модели ведущая (до 90 %). Финансирование происходит за счёт налоговых поступлений в государственный бюджет. Государственно-бюджетная модель характерна для Англии, Дании, Ирландии, Португалии, Испании. С 1930 до 1993 годов она была свойственна России и некоторым странам Восточной Европы. Главное отличие этой модели от других - это равенство граждан в получении медицинской помощи. Главный покупатель и поставщик медицинской помощи - государство. Рынку здесь отведена второстепенная роль, обычно контролируемая государством.

2. Социально-страховая модель

Данная модель системы здравоохранения может финансироваться из следующих источников: средства бюджетов всех уровней, средства государственных внебюджетных фондов (Обязательного медицинского страхования (далее "ОМС "), фонда Социального страхования, Пенсионного фонда), средства Добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), доходы организаций от предпринимательской деятельности, добровольные взносы и пожертвования и другие, не запрещенные законом поступления. Она также контролируется государством, но в меньшей степени, чем государственно-бюджетная, характерна для Франции, Бельгии, Австрии, Японии, Германии. Система ОМС охватывает все население страны. Одновременно сочетаются два противоположных принципа: "общественная солидарность", когда здоровый платит за больного, и принцип "участия в издержках", когда медицинские услуги оплачиваются населением самостоятельно. Государство выступает в роли гаранта в удовлетворении гражданами необходимой медицинской помощи независимо от уровня доходов.

Платный рынок медицинских услуг удовлетворяет потребность населения сверх гарантированного государством уровня.

3. Рыночная или частная модель

Для данной модели характерно предоставление медицинской помощи на платной основе, за счёт самого потребителя медицинских услуг. При этом отсутствует система государственного медицинского страхования.

Рынок является главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах. Часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство, которое финансирует общественные программы медицинской помощи. Примером может служить система здравоохранения США, где основой организации здравоохранения является частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных "Medicade" и пенсионеров "Medicare".

Для России характерен как государственный, так и частный сектор здравоохранения. Государство оплачивает расходы медицинских учреждений через страховые компании. По сути дела это распределительная система с элементами страхования.

Перечень бесплатных медицинских услуг представлен достаточно полно, но финансово он не обеспечен.

За дополнительные медицинские услуги население платит самостоятельно. Также присутствует система ДМС. Платные услуги разрешено оказывать как частным, так и государственным медицинским учреждениям.

Реформа здравоохранения в России началась на рубеже 1990-х гг. . Стало невозможно оказывать качественную медицинскую помощь, рассчитывая только на государственное финансирование. В июне 1991 года был принят Закон "О медицинском страховании граждан Российской Федерации". А с 1993 года началось внедрение системы обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Главной целью преобразования системы здравоохранения в Российской Федерации стало стремление увеличить финансирование государственного здравоохранения путем расширения источников поступления средств и изменения структуры финансовых потоков.

Что же произошло на самом деле? Финансирование отрасли здравоохранения не изменилось. Это было связано с низким уровнем взносов за работающее население, отсутствием или резким снижением страховых платежей за неработающих граждан. Система охраны материнства и детства в большей степени прочувствовала на себе нехватку средств из ОМС. Страховые взносы в территориальный фонд ОМС за неработающее население поступали не регулярно. До 2010 года не было закона, обязывающего региональные власти соблюдать графики платежей за неработающее население в территориальный фонд ОМС. Дефицит финансирования территориальных программ ОМС доходил в 2000 годах до 40 %. Медицинским организациям средств элементарно не хватало на заработную плату, пошли задержки заработной платы, росло напряжение среди профессионального сообщества. При этом ещё одной особенностью было то, что взносы за работающее и неработающее население отличались практически в 2 раза.

Субсидии, которые выделялись на капитальный ремонт, на оплату коммунальных платежей и др., поступали тоже в нерегулярном режиме. Основные фонды ветшали, терялась привлекательность для пациентов, ни о какой сервисной составляющей медицинской услуги не было и речи.

В тот период предполагалось, что развитие платных медицинских услуг поможет в функционировании медицинской организации. Платная медицинская помощь в государственном секторе может устроить всех:

Государству позволит снизить дефицит средств, выделяемых на здравоохранение;

Населению - получить хороший сервис, более качественную медицинскую помощь, по крайней мере, так это ожидалось.

Системе страхования - повысить доходы по ДМС.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10

В статье автор, рассматривая нормативные акты (федеральные, субъектов РФ), освещает порядок организации приносящей доход деятельности в учреждениях здравоохранения, финансируемых из разных бюджетов бюджетной системы РФ, и дает ответы на часто задаваемые бухгалтерами вопросы по этой тематике.

Общие положения о порядке предоставления платных медицинских услуг регламентированы Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила). Этот документ распространяет свою юридическую силу на медицинские учреждения независимо от их формы собственности, в том числе лечебно-профилактические, научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Сведения, содержащиеся в этом документе, носят общий характер, и в них многие аспекты, касающиеся порядка предоставления платных услуг, не освещены. Например , согласно п. 9 данного документа цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. При этом не сказано, следует ли учитывать конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства услуг, степень срочности изготовления заказа (за исключением экстренной медицинской помощи), также из этого документа не следует, вправе ли медицинские учреждения устанавливать для отдельных категорий граждан льготы.

Для регулирования порядка предоставления государственными медицинскими учреждениями субъекта РФ платных услуг органы власти субъектов РФ разрабатывают более детальные и подробные нормативные акты. В частности, для медицинских учреждений, получающих полностью или частично финансирование из бюджета г. Москвы, разработан Приказ Минздрава Московской области от 23.04.2008 N 204 "Об утверждении Порядка предоставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области" (далее - Порядок предоставления платных услуг в МО), из бюджета г. Санкт-Петербурга - Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2005 N 112-р "О порядке предоставления платных медицинских услуг" (далее - Порядок предоставления платных услуг в СП); а медицинскими учреждения Удмуртской области применяются Правила предоставления платных услуг в УО, утвержденные Приказом Минздрава Удмуртской Республики от 13.11.2006 N 485.

Несмотря на то что вышеперечисленные нормативные акты, разработаны и утверждены исполнительными органами власти разных субъектов РФ и в разные временные периоды, содержащиеся в них сведения очень схожи. Опираясь на эти и другие подобные документы, можно найти ответы если не на все вопросы, задаваемые бухгалтерами относительно оказания платных медицинских услуг, то по крайней мере на часть из них.

Какие медицинские услуги могут оказывать учреждения здравоохранения на платной основе и какие документы в связи с этим оформляются? Медицинские услуги предоставляются населению на платной основе при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие у учреждения разрешения на предоставление платных медицинских услуг, выдаваемого комиссией, находящейся при минздраве соответствующего субъекта РФ.
  2. Включение медицинской услуги в Перечень платных медицинских услуг, разработанный и утвержденный минздравом соответствующего субъекта РФ (в отдельных субъектах РФ, например в Удмуртской области, перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться за плату, утвержден не отдельным документом, а включен в Правила оказания платных медицинских услуг, действующие на территории данного субъекта).
  3. Отсутствие наименования медицинской услуги в перечне услуг, выполняемых учреждением в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в том числе областной программе обязательного медицинского страхования.
  4. Желание пациента получить медицинскую услугу за плату, даже если она может быть ему предоставлена на безвозмездной основе, так как включена в перечень видов медицинской помощи, предусмотренной Программой госгарантий.
  5. Пациентом является гражданин иностранного государства, не подлежащий обязательному медицинскому страхованию на территории РФ.
  6. Наличие лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства.

Что касается документального оформления предоставляемых платных медицинских услуг, то для этого в учреждении должны быть изданы приказы, утверждающие:

  • заведующего отделением или кабинетом по оказанию платных медицинских услуг (при их наличии);
  • правила оказания платных медицинских услуг;
  • положение об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг;
  • графики (расписания) оказания услуг специалистами;
  • список сотрудников, оказывающих платные медицинские услуги в основное рабочее время.

Кроме того, согласно отдельным нормативным актам субъектов РФ, в частности п. 2.2 Правил предоставления платных услуг в УО, учреждение должно иметь приказ руководителя, которым утвержден перечень медицинского оборудования (приобретенного как за счет средств от приносящей доход деятельности, так и за счет бюджетных ассигнований), используемого в ходе предоставления платных медицинских услуг населению. Другие изученные автором нормативные акты такого требования не содержат. Часто бухгалтеры спрашивают: можно ли использовать при оказании платных услуг оборудование, приобретенное за счет бюджетных ассигнований или средств ОМС? При отсутствии акта субъекта РФ, запрещающего использование упомянутого оборудования при оказании платных услуг, по мнению автора, препятствий для этого нет.

Помимо вышеперечисленных документов, на оказание платных медицинских услуг с лицом, их получающим, заключается договор на возмездное оказание услуг. В нем указывается вид оказываемой медицинской услуги или дорогостоящего лечения, номер и срок действия лицензии, стоимость производимых в рамках договора работ. Кроме того, в нем обязательно должна содержаться информация о том, что пациент извещен о возможности получить данную услугу бесплатно (если эта медицинская услуга ему может быть предоставлена в рамках реализации программы оказания бесплатной медицинской помощи).

Каковы особенности организации работы и планирования оплаты труда медицинского персонала при оказании платных медицинских услуг? Все нормативные акты субъектов РФ содержат требование об отдельном учете рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги.

При этом требование по распределению полученных от оказания платных медицинских услуг денежных средств содержится только в Порядке предоставления платных услуг в МО. Согласно п. 3.6 данного документа для оплаты труда медицинского персонала, оказавшего амбулаторно-поликлиническую помощь (с учетом начислений), используется 60% указанных доходов, а оказавшего стационарную помощь - 55%. При этом на оплату труда административно-управленческого персонала учреждения направляется не более 10% доходов от платных услуг.

Что касается материального поощрения руководителя учреждения за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг, то его размер должен согласовываться с соответствующим органом управления (п. 3.7 Порядка предоставления платных услуг в МО).

Таким образом, если законодательством субъекта РФ установлены процентные соотношения для распределения полученных от оказания платных услуг средств, направляемых на оплату труда лиц, участвующих в осуществлении этой деятельности, то учреждение должно принять данное требование во внимание при разработке внутреннего положения об оплате труда.

Относительно организации труда медицинского персонала в рамках приносящей доход деятельности отметим, что практически все нормативные акты субъектов РФ требуют от медперсонала оказывать платные услуги в свободное от основной работы время. В связи с этим должны составляться раздельные графики работы, то есть по основной ставке и для оказания платных услуг. Однако в исключительных случаях, при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, оказание платных медицинских услуг допускается в основное рабочее время (например, в связи с технологией проведения). Часы работы медицинского персонала, оказывающего платные услуги во время основной работы, отражаются в табеле учета рабочего времени по приносящей доход деятельности. Минздрав некоторых субъектов РФ, принимая во внимание то, что обычно медперсоналу крайне сложно оказывать медицинские услуги во внерабочее время, разрешает производить их в основное рабочее время. При этом оговаривается, что это не должно создавать препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на нее право (п. 3.6 Порядка предоставления платных услуг в СП) либо должна соблюдаться первоочередность оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственной программой (п. 3.4 Правил предоставления платных услуг в УО).

Вместе с тем следует иметь в виду, что оказание в основное рабочее время дополнительных услуг, в том числе и платных, путем повышения интенсивности или производительности труда влечет за собой снижение качества медицинской помощи. В действительности, как правило, медицинские работники оказывают платные услуги в часы своей основной работы. При этом сначала обслуживаются пациенты, получающие медицинскую услугу за плату, а затем по программе государственной медицинской помощи. Таким образом, нарушается действующее законодательство субъекта РФ.

Как формируется и кем утверждается стоимость платной медицинской услуги? В отдельных субъектах (Московской области, г. Санкт-Петербурге) цены на платные медицинские услуги, оказываемые учреждениями, рассчитываются на основе методических рекомендаций, разработанных для этих целей исполнительными органами субъекта РФ (п. 5.1 Порядка предоставления платных услуг в МО, п. 6.1 Правил предоставления платных услуг в УО). В других субъектах РФ цены на медицинские услуги формируются с учетом методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, на основании калькуляции (п. п. 7.1, 7.3 Порядка предоставления платных услуг в СП).

Прейскуранты на платные услуги, предоставляемые государственными учреждениями здравоохранения, утверждаются руководителями учреждений и согласовываются с минздравом соответствующего субъекта РФ. Что касается прейскурантов на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, то они устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (п. 5.3 Порядка предоставления платных услуг в МО).

Какие формы статистической отчетности обязано представлять учреждение при оказании платных услуг? Учреждения представляют статистическую отчетность по формам: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (ежемесячно), N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (один раз в год) <1>. Показатели, отраженные в этих формах, приводятся в фактически действующих ценах, включая налог на добавленную стоимость.

<1> Формы и Порядок их заполнения утверждены Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 "Об утверждении Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению".

Бухгалтерский учет доходов и расходов от оказания платных медицинских услуг

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете, или получающие доходы от платных медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 6.1 Порядка предоставления платных услуг в МО).

В учетной политике учреждения должны быть отражены:

  • порядок распределения косвенных расходов;
  • метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
  • метод оценки материальных запасов;
  • момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, установленном главным распорядителем. В случае получения дохода в размере большем, чем это было отражено в смете, в нее следует внести изменения.

Бухгалтерский учет при оказании платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н <2>, которые предполагают ведение бухгалтерского учета по методу начисления. При этом методе доход признается в момент реализации товаров, работ, услуг, а расходы - в тот момент, когда они понесены.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Корреспонденция счетов по отражению начисления доходов от приносящей доход деятельности будет следующей:

Инструкции

Начислен доход от оказания

медицинской услуги

Поступили денежные средства в счет

оплаты оказанной услуги

Сформирована фактическая стоимость

оказанной услуги

Списана фактическая стоимость

произведенных расходов

Начислен налог на прибыль

Списаны денежные средства со счета

для оплаты расходов, производимых в

рамках приносящей доход

деятельности:

  • в кассу учреждения (для расчетов

через подотчетных лиц);

  • при безналичных расчетах

Если согласно законодательным актам субъекта РФ денежные средства от потребителей платных услуг зачисляются напрямую на лицевой счет финансового органа соответствующего субъекта, то начисление доходов от приносящей доход деятельности следует оформить следующими бухгалтерскими записями:

Учет затрат, произведенных при оказании платных услуг. В соответствии с п. 73 Инструкции N 25н операции по формированию фактической стоимости платных услуг отражаются по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета:

  • 2 302 00 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками";
  • 2 104 00 410 "Уменьшение стоимости амортизируемых основных средств";
  • 2 303 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации";
  • 2 303 06 730 "Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  • 2 105 00 4400 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

Списание произведенных расходов по оказанным услугам осуществляется бухгалтерской проводкой (п. 217 Инструкции N 25н):

Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) в рамках приносящей доход деятельности формируется с кредита счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" с учетом аналитики затрат по их видам, то есть по кодам КОСГУ <3>.

<3> Классификатор операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н.

При учете затрат, произведенных в рамках приносящей доход деятельности, сложность вызывает порядок отражения в бюджетном учете расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести к конкретному источнику финансирования. Необходимость распределения затрат в соответствии с источником их финансирования продиктована:

  • привязкой всех затрат бюджетных учреждений к источникам их финансирования;
  • требованием ст. 321.1 НК РФ распределять расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонтов основных средств в целях налогообложения прибыли бюджетного учреждения.

Методы распределения затрат в вышеупомянутых Порядках предоставления платных медицинских услуг не установлены. Как уже упоминалось выше, учреждениям следует установить их самостоятельно и отразить в учетной политике.

Т.Сильвестрова

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

При этом цены на такие услуги регулируются государством (за ЛПУ осуществляется более жесткий контроль государства в плане расходования средств и видов деятельности). Такие лечебные учреждения имеют, как правило, два основных источника финансирования (бюджетные средства и средства ОМС), а дополнительным источником для них является доход от платных медицинских услуг.

В бюджетном лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины.

Рассмотрим более подробно те правовые основы, на базе которых развивается платная медицинская помощь.

Итак, выделим из названия ЛПУ существенные слова.

Учреждение. Это понятие регулируется ст. 120 ГК РФ, принятого Государственной Думой 21.10.94 (в последней редакции 16.04.2001), где написано: «Учреждением признается организация, созданная собственником... для функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Здесь отражены отношения собственности, т.е. собственником имущества является государство. Имущество отдано во владение, пользование и распоряжение. Значит, решения собственника являются обязательными для исполнения, он имеет право регулировать деятельность ЛПУ, вмешиваться в эту деятельность.

Это означает (в соответствии со ст.50 ГК РФ и ст.1 Закона от 08.12.95 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), что коммерческая деятельность не является целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы (ст.298 ГК РФ), то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Доходы и имущество учитываются на отдельном балансе. Пункт 3 ст.2 «О некоммерческих организациях» выделяет такую форму, как автономная некоммерческая организация (АНО). Только в этом случае по п.1 ст.10 Закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное АНО ее учредителем, является собственностью автономной некоммерческой организации (АНО), учредители не сохраняют прав на имущество, т.е. если в уставе отражен статус АНО, то приобретенное имущество (на доходы АНО) принадлежит этой автономной некоммерческой организации. Значит, только создав параллельную некоммерческую организацию со статусом АНО и в ее рамках занимаясь предпринимательской деятельностью, к которой относятся платные медицинские услуги, можно надеяться, что в случае реорганизации купленное на доходы имущество не отойдет государству как собственнику. Во всех остальных случаях ЛПУ работает на интересы государства. Учредители АНО пользуются услугами автономной некоммерческой организации наравне с другими лицами (п.4 ст.10 Закона).

Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения для них действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рассмотрим их более подробно.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.96, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (гл.3, ст.17, 16)). Правила предоставления лицензии были разработаны еще и приложением 1 к приказу Минздравмедпрома России от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ от 07.02.02 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.

Обычно медицинская организация представляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. Необходимо разрешение соответствующего органа управления здравоохранением на ведение платной медицинской деятельности.

Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче медицинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансирования, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.

Законодательно недостаточно четко прописано, в какое время должны осуществляться платные медицинские услуги. Например, в здравоохранении используется повременная форма оплаты труда, следовательно, нельзя дважды платить за одну и ту же работу. Государственные органы управления могут потребовать составления графика использования рабочего времени. Однако по факту сегодня платные и бесплатные услуги оказываются все в то же рабочее время, и существует одновременно две очереди платных и бесплатных потребителей. Вопрос легче решается при наличии в лечебном учреждении специального коммерческого подразделения, в этом случае можно требовать раздельного приема пациентов. Обычно структурные подразделения организуются в учреждениях, в которых платные услуги гражданам предоставляются в значительном объеме. В остальных случаях платные услуги в учреждении оказываются специалистами в их основное время работы. И здесь может быть организовано оказание медицинских услуг на платной основе специалистами, ведущими прием в свое нерабочее время.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О защите прав потребителей» режим работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы прочих организаций устанавливается самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и медицинских услуг.

Цены на платные медицинские услуги регулируются государственными органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласование цен (цены устанавливаются в соответствии с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинские услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для достижения самоокупаемости учреждения здравоохранения.

Оплата за медицинские услуги может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или банк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 утверждена для использования форма квитанции для оформления расчетов с населением, в свою очередь, утвержденная Минздравмедпромом России 20.04.95 № 16-00-30-35.

Первый экземпляр является приходным кассовым ордером, второй - отчетным документом материально-ответственного лица, третий передается заказчику.

За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.

Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Кроме того, информация об услугах (ст.732 ГК РФ, ст.10 ЗоЗПП) в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;
  • сведения об основных потребительских свойствах услуг, в т.ч. о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);
  • гарантийный срок (если он установлен);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования услуг (правила поведения пациента и т.д.).

Кроме того, медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков (Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация полученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмещении вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью

Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вариантах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и на оказание с историей болезни и др.

Однако врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экономическую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.

На основе п.2 ст.126 ГК РФ цены на товар, работы, услуги устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеются льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители равны перед законом.

Приложение № 1

утверждено

приказом ГБУЗ АО «ГКБ №4»

от ____________ № _

Правила предоставления платных медицинских услуг населению

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила предоставления платных медицинских услуг населению (далее – Правила) в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Городская клиническая больница №4 имени » (далее – учреждение) разработаны с целью выполнения следующих основных задач:

Более полного удовлетворения потребности граждан в качественной медицинской помощи сверх установленных видов и объемов медицинских услуг, установленных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, утверждаемой ежегодно в установленном порядке (далее - Программа) и/или не финансируемых за счет средств бюджета Астраханской области и Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования;

Оказания услуг, входящих в сферу основной деятельности учреждения;

Оказания сервисных услуг;

Привлечения дополнительных финансовых средств для материально - технического развития учреждения и материального поощрения его работников на цели, предусмотренные Уставом учреждения;

Упорядочения предоставления учреждением платных медицинских услуг.

1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с:

Гражданским Кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей »;

1.4. Учреждение здравоохранения вправе предоставлять за плату немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показаниями; дополнительное питание и другие услуги) в соответствии с действующим законодательством в случае, если это не противоречит Уставу учреждения здравоохранения. При этом получения специального разрешения МЗ АО на осуществление немедицинских услуг не требуется.

2. Основания для предоставления платных медицинских услуг

2.1. Основаниями для предоставления платных медицинских услуг являются:

Отсутствие соответствующих медицинских услуг в Программе, финансируемых за счет средств ОМС, бюджета Астраханской области и средств целевых программ;

Отсутствие обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств бюджетов и внебюджетных фондов сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), сверх установленных видов и объемов медицинских услуг, установленных Программой, а также на основании стандартов и порядков, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, МЗ АО, на их основе - медико-экономических стандартов;

Анонимность лечения (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

Оказание медицинской помощи военнослужащим и иным лицам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12..2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей»;

Отсутствие страхового медицинского полиса у пациента, либо обращение пациента без направления врача территориальной поликлиники;

Оказание медицинских услуг гражданам иностранных государств в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное;

Добровольное желание пациента получить медицинскую помощь с повышенным уровнем сервисного и бытового обслуживания;

Добровольное желание пациента в период лечения получить медицинскую помощь с использованием альтернативных лекарственных препаратов, расходных материалов и изделий медицинского назначения, не входящих в перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных Программой;

Иные условия, в том числе по срокам ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, чем установленные Программой, целевыми программами (при недопущении ухудшения условий оказания медицинской помощи лицам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь).

2.2. Платные медицинские услуги населению предоставляются учреждением здравоохранения в виде профилактической, консультативной, лечебно-диагностической помощи, а именно:

Разрешенных на территории Российской Федерации методов диагностики и лечения;

Проведения профилактических прививок по желанию граждан (за исключением мер по иммунопрофилактике, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством);

Диагностических, реабилитационных, профилактических, консультационных, оздоровительных и иных услуг, проводимых в порядке личной инициативы граждан;

Медицинского обеспечения спортивных и иных мероприятий;

Проводимых на дому у пациента диагностических исследований, процедур, манипуляций, консультаций и курсов лечения, а также в иных случаях по желанию пациента.

3. Порядок предоставления платных медицинских услуг

3.1. Учреждение здравоохранения обязано обеспечивать предусмотренное законодательством соответствие предоставляемых медицинских услуг требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.

При оказании медицинских услуг (работ) в учреждении должны применяться:

Лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, иные расходные материалы, изделия медицинского назначения, зарегистрированные в Российской Федерации;

Методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, медицинские технологии, разрешенные к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Установленные федеральные и региональные стандарты оказание медицинской помощи.

3.2. Предоставление платных медицинских услуг учреждением осуществляется только при наличии:

3.11. Потребитель платных медицинских услуг обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме услугу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя услуга может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса .

3.12. При оказании платных медицинских услуг в установленном порядке заполняется медицинская документация. При этом на медицинской карте стационарного или амбулаторного больного делается запись о том, что услуга оказана на платной основе.

Отказ пациента от предложенной ему возможности получения данного вида медицинской помощи на бесплатной основе, при наличии таковой в Программе, фиксируется письменно в договоре об оказании платных медицинских услуг.

В договоре, квитанции строгой отчетности или кассовом чеке отражается стоимость услуги согласно действующему в учреждении прейскуранту цен.

3.13. В случае несоблюдения учреждением обязательств по срокам исполнения услуг пациент вправе по своему выбору:

Назначить новый срок оказания услуги;

Потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

Потребовать исполнения услуги другим специалистом;

Расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

3.14. Учреждение несет ответственность перед пациентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни пациента.

4. Организация оказания платных медицинских услуг в учреждении

4.1. Учреждение здравоохранения обязано в наглядной форме (на стендах, плакатах, размещенных в общедоступных местах) обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией следующего содержания:

Место нахождения учреждения (место его государственной регистрации);

Режим работы учреждения, подразделений по оказанию платных медицинских услуг;

Наличие лицензии на медицинскую деятельность и сертификата соответствия на иные услуги (работы) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Виды медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках Программы;

Перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости (тарифов);

Условия предоставления и получения платных медицинских услуг;

Льготы для отдельных категорий граждан, услуги которым могут быть предоставлены со скидкой;

Форма договора;

Сведения о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих платные медицинские услуги, по требованию пациента;

Права, обязанности, ответственность пациента и учреждения;

Контактные телефоны администрации учреждения здравоохранения и лиц, ответственных за предоставление платных медицинских услуг;

Иной информацией в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

4.2. Предоставление платных медицинских услуг в учреждении регламентируется действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом учреждения, настоящими Правилами и локальными актами учреждения.

4.3. Договоры, заключенные с физическими лицами, хранятся у руководителей подразделений, в которых были оказаны платные медицинские услуги, в течение трех лет, с последующей сдачей их в архив на хранение.

4.3.1. Договоры, заключенные с юридическими лицами, хранятся в бухгалтерии учреждения в течение трех лет, с последующей сдачей их в архив на хранение.

4.4. При предоставлении платных медицинских услуг стационарным больным могут выдаваться листки временной нетрудоспособности в установленном порядке.

4.5. Пациент, желающий получить платные медицинские услуги, обращается в регистратуру по оказанию платных медицинских услуг к медицинскому регистратору для ознакомления с условиями предоставления и получения платных услуг. При согласии пациента на платное обследование и лечение в регистратуре оформляется медицинская карта амбулаторного больного и его направляют к врачу-терапевту, врачу общей практики или врачу-специалисту.

4.6. Врачи производят осмотр пациента, определяют объем необходимых диагностических, консультативных и лечебных мероприятий и направляют пациента для составления договора по оказанию платных услуг к администратору.

4.7. В случае необходимости стационарного обследования или лечения по согласованию с заведующим или врачом отделения, в котором будет обследоваться или лечиться пациент, ему определяется полный объем диагностических, консультативных и лечебных мероприятий, длительность его нахождения в стационаре, о чем производится запись в направлении для определения стоимости лечения, последующего заключения договора на оказание платных услуг.

4.8. По результатам оказания платных медицинских услуг оформляется акт выполненных работ, а по результатам лечения и обследования амбулаторных и стационарных больных выдается выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного.

4.9. При работе с юридическими лицами представитель юридического лица совместно с уполномоченными руководителем учреждения заместителями главного врача по профилю готовит пакет документов (программу обследования и лечения, договор, объем финансирования др.). После подписания договора и оплаты его согласно условиям договора выполняются услуги согласно договору, с последующим оформлением акта выполненных работ и другой необходимой документацией.

5. Бухгалтерский учет и отчетность

5.1. Учреждение обязано вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных услуг населению, составлять отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Учреждение, предоставляющие населению платные услуги, обязано вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным услугам.

5.3. Средства, полученные по безналичному и наличному расчету за оказание платных услуг, поступают на счета учреждения от осуществления приносящей доход деятельности с последующим перечислением на счет министерства финансов Астраханской области в соответствии с бюджетным классификатором и действующими нормативными документами

5.4. Ответственным за организацию бухгалтерского учета и отчетности в учреждении здравоохранения, в т. ч. по платным услугам, за соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций является руководитель учреждения здравоохранения. Ответственным за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности , в т. ч. по платным услугам, является главный бухгалтер учреждения здравоохранения.

6. Расчеты при оказании платных медицинских услуг

6.1. Оплата за оказанные платные медицинские услуги осуществляется потребителями по безналичному или наличному расчету.

6.2. В случае произведения расчетов через кассу учреждение здравоохранения применяет контрольно-кассовые машины. В отдельных случаях, учреждение может использовать бланк (квитанцию), утвержденный Министерством финансов Российской Федерации, который является документом строгой отчетности.

6.3. При наличном расчете учреждение здравоохранения обязано выдать гражданам кассовый чек или один экземпляр заполненного бланка квитанции, подтверждающие прием наличных денежных средств.

6.4. Граждане вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением условий договора, либо об обоснованном возврате денежных средств за оказанные услуги, что оформляется в установленном порядке (заявление с указанием причины возврата, акт или другие документы) с последующим возвратом им денежных средств.

7. Цены на медицинские услуги

7.1. Стоимость медицинских услуг определяется на основании калькуляции экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов, связанных с предоставлением этих услуг.

7.2. Цена на медицинскую услугу формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения на платную услугу), требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями государственного задания, а также с учетом положений отраслевых и локальных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги.

8. Прейскурант на платные услуги

8.1. Прейскурант учреждения здравоохранения на платные услуги включает все услуги (медицинские и немедицинские), которые учреждение вправе оказывать за плату.

8.2. Цены на медицинские и немедицинские услуги указываются в рублях.

8.3. Для обеспечения единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, в том числе для формирования единых подходов к созданию прейскурантов медицинских услуг в системе ОМС и ДМС разработана Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (утверждена 12.07.2004 заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ), которая включает отраслевые классификаторы «Простые медицинские услуги» и «Сложные и комплексные медицинские услуги» (введены соответственно приказами министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.01.2001 N 113 и от 01.01.2001 N68).

Все названия медицинских услуг в прейскурантах должны строго соответствовать требованиям отраслевых классификаторов и Номенклатура работ и услуг в здравоохранении.

9. Использование доходов, полученных от оказания платных

медицинских услуг

9.1. Источниками финансовых средств при оказании платных медицинских услуг являются:

Личные средства граждан;

Средства организаций;

Другие разрешенные законодательством источники, в том числе добровольного медицинского страхования.

9.2. Средства, поступившие за оказание платных услуг, самостоятельно распределяются и используются учреждением согласно сметам доходов и расходов, утвержденным в установленном порядке, в соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения за счет средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности.

Ограничения могут касаться только использования доходов от оказания платных медицинских услуг на цели, не предусмотренные действующим законодательством.

9.3. Основанием для оплаты труда персонала служат документы, подтверждающие отработанное время, объем выполненной работы, подписанные руководителями подразделений, платежные ведомости , утвержденные главным врачом учреждения.

10. Ответственность при предоставлении платных медицинских услуг

10.1. Учреждение несет ответственность перед пациентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

10.2. Претензии и споры, возникающие при предоставлении учреждением платных медицинских услуг населению, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

10.3. Контроль за организацией и качеством оказанных учреждением платных медицинских услуг осуществляют МЗ АО, а также и другие уполномоченные организации, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области.

10.4. Контроль за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг, а также ценами и порядком взимания денежных средств с граждан осуществляет и несет за это персональную ответственность руководитель учреждения здравоохранения.

В бюджетном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины. Для ЛПУ коммерческая деятельность не должна являться целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы, то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Правила предоставления платных мед-х услуг: обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Обычно мед-ая организация предоставляет пациентам целый комплекс мед-х услуг. В этом случае в лицензии каждый вид мед-ой деятельностидолжен быть указан отдельно. Лицензия выдается сроком не менее 3лет. Необходимо разрешение соот-го органа управления здравоохранением на ведение платной мед-ой деят-ти. Вышестоящий орган управления ЗО при выдаче мед.учреждению разрешения может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов мед-ой услуги на платной основе. Цены на платные услуги регулируются органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласнование цен(цены устанавливаются в соот с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают указ о применении тарифов на мед услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты ценведутся исходя из экон-х интересов организации. Оплата за мед услуги может производится как в банках, так и в самих учреждениях. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. Организация должна обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить печень платных мед услуг с указанием стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. Потребитель имеет право потребовать уменьшение стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков. Возмещение вреда(ущерба) состоит в выплате денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некач-ой мед помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения(выздоровление, хронизация процесса или травмы, инвалидность, смерть). Пациент имеет право на информацию об альтернативных методах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности мед-х сведений. Однаков врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экон-ую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.

27.Формы оплаты труда в здравоохранении рф

Формы оплаты труда . Тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категории работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты груда работников бюджетной сферы фиксиру­ются в утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной систе­мы оплаты труда (повременной системы, основанной на еди­ных тарифах).

Тарифная сетка представляет собой совокупность разде­ленных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отно­шение тарифной ставки данного разряда к ставке первого раз­ряда.

Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки отно­сительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону по­вышения ставок в целях индексации доходов, т. е. учета в до­ходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и ус­луги.

Основными формами оплаты труда являются:

Повременная:

    простая повременная,

    повременно-премиальная;

Сдельная:

    прямая сдельная,

    сдельно-премиальная,

    сдельно-прогрессивная,

    косвенно-сдельная;

Аккордная.

При повременных формах оплата производится за опреде­ленное количество отработанного времени независимо от ко­личества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена в здравоохранении, ей при­надлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установле­нии заработной платы » зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный пери­од времени (чаще всего - за месяц).

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы.

Однако в здравоохранении исключительно трудно изме­рить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчисле­нии. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объ­ема работ или услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь кол­лектив, а затем делить ее между членами коллектива в соот­ветствии с мерой их участия в труде, определяемой так назы­ваемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое каче­ство работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отноше­ние к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но на­ряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество заботы, нанесение материального ущерба.

При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без сниже­ния качества услуг.

Центральная проблема применения сдельной формы опла­ты труда состоит в определении расценок на единичные рабо­ты, услуги.

Применяя Сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной про­цесс, осуществляемый врачами, используется, косвенно-сдельная оплата вспомогательного пер­сонала, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и дру­гих работников. В такой системе вознаграждение вспомога­тельного персонала ставится в зависимость от объема меди­цинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.

Аккордная система основана на повышении расценок или общей величины заработной платы, если работы, услуги вы­полняются ускоренным образом в неурочное время или в сокращенные в сравнении с нормативными сроки. При приме­нении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляции или услуг, а за выполнение всей работы в целом и не обязательно приурочивается к месячным выплатам.

По мере вхождения системы здравоохранения рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы.